Народничество (работа 1)

П. Л. Лавров

(1823—1900 гг.), энциклопедически образованный ученый, литератор, профессор Артиллерийской академии в Петербурге, в 50— 60-х годах принимал участие в общественной деятельности, будучи близок к левым демократическим кругам столицы. Пос­ле покушения Каракозова он был арестован и выслан в Воло­годскую губернию, откуда бежал в 1870 г. за границу. В ссылке Лавров писал свои «Исторические письма» — одно из главных произведений, закладывавших основы субъективного метода в социологии. Но не только этим повлияли «Исторические пись­ма» на поколение народнической молодежи. В них был постав­лен вопрос о «цене прогресса», о том, что «цивилизованное меньшинство» приобрело свое развитие ценой крови, страданий и труда миллионов, и обосновывалась мысль о долге интелли­генции перед народом. Критически мыслящие личности призы­вались устранить зло, «отыскивая и распространяя более истин, уясняя себе справедливейший строй общества и стремясь во­плотить его». «Демократ размышлял о расширении прав и сво­боды народа, облекая эту мысль в слова о ,,долге'' высших клас­сов перед народом»,— писал впоследствии В. И. Ленин о народ­нической идее «долга». Видя в критически мыслящих лично­стях «единственные орудия человеческого прогресса», Лавров в то же время указывал, что они должны искать объединения между собой, должны стремиться стать «коллективною силою».

«Исторические письма» создали их автору необычайно ши­рокую популярность среди демократической молодежи и сдела­ли возможным в дальнейшем его выступление в качестве лиде­ра одного из основных народнических течений. Однако активное участие Лаврова в движении семидесятников началось под не­малым воздействием таких факторов, как деятельность I Интер­национала (он сам вступил в 1870 г. в одну из его секций), Па­рижская Коммуна (он был непосредственно связан с коммуна­рами), а также личное знакомство с Марксом и Энгельсом, начавшееся в 1871 г. В автобиографическом документе, относя­щемся к 80-м годам, Лавров свидетельствует, что он не посвя­щал особых работ экономическим вопросам, «признавая себя учеником Маркса с тех пор, как ознакомился с его теориею». Но то или иное влияние идей Маркса отнюдь не сделало Лавро­ва марксистом. Возникшее под его руководством в 1873 г. «непе­риодическое обозрение» под названием «Вперед!» и издавав­шееся в 1875—1876 гг. двухнедельное обозрение «Вперед!» (бли­жайшими соратниками Лаврова в этих изданиях были В. Н. Смирнов и С. А. Подолииский) являлись органами народ­нической мысли.

Печатая многочисленные материалы о положении в России, о русском и международном революционном движении, изда­ния «Вперед!» обслуживали в значительной мере народниче­ское движение в целом. В то же время они прежде всего выра­жали точку зрения одной из народнических фракций — «лавризма», имевшей опорные пункты, кроме центров эмиграции, в Петербурге (кружок Л. С. Гинзбурга) и некоторых других городах. Лавров и ранние лавристы имели ряд существенных общих взглядов с бакунистами. Таковы лозунг «социальной ре­волюции», которая в России должна выйти «не из городов, а из сел», взгляд на крестьянство с общинным землевладением как на почву, «на которой может развиться будущность большин­ства русского населения в том смысле, который указан общими задачами нашего времени» (имелся в виду социализм). По­добно бакунистам, лавристы ориентировались на массовую ре­волюцию.

Но лавристы резко расходились с бакунистами в вопросах тактики революционной борьбы. Лавров недаром называл своих последователей «подготовителями-пропагандистами». Он отвер­гал положение о готовности народа к революции, утверждал, что и демократическая интеллигенция не подготовлена к ней.

Он считал поэтому необходимым «подготовление социальной ре­волюции в России путем развития научной социологической мысли в интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе» 1. Не только среди последовательных бакунистов, но и в широких кругах революционной молодежи особенные на­рекания вызывали призывы Лаврова к большой научной подго­товке интеллигентов до их выступления на арену революцион­ной работы. Сугубо пропагандистский уклон лавристских кру­гов воспринимался их противниками как отвлечение от рево­люционной борьбы. Лавров, идя навстречу усилившимся наст­роениям активной борьбы в России, с течением времени стал добиваться от своей фракции «усиления ее боевого характера», но не встретил поддержки и к концу 1876 г. отошел от руко­водства изданием «Вперед!»

В вопросе о политической борьбе лавристы, как народниче­ская фракция, были не так далеки от анархистских взглядов и настроений. Лавров в 1874 г. писал, что русская революция должна «разом опрокинуть экономические основы настоящего общественного строя». Он высказывал мнение, что государство бессильно «внести живой элемент в общественную жизнь», что оно всегда — сила «притеснительная», элемент, который «подав­ляет, развращает общество». В программе «Вперед!» вопрос об участии рабочих «в современном политическом движении Евро­пы и Америки», разделявший борющиеся направления в Интер­национале, объявлялся спорным. В дальнейшем личная пози­ция Лаврова довольно долго оставалась сложной и двойствен­ной. Все же в работе «Государственный элемент в будущем об­ществе», изданной в 1876 г., он отстаивал положение, что этот элемент является «необходимым в настоящем, необходимым в будущем, и лишь в том строе, который составляет цель рабоче­го социализма, этот элемент может быть устранен», хотя «при всех обстоятельствах он должен быть доведен до возможного минимума». С начала 80-х годов Лавров выступал в качестве «союзника» «Народной воли», признавшей идею политической борьбы и принцип «государственности».