Предмет, методология и периодизация истории политических учений

Предмет, методология и периодизация истории

политических и правовых учений

Оглавление

    Понятие и структура политико-правовых учений. 3

    Методы и методология истории политических и правовых учений. 8

    Периодизация истории политических и правовых учений. 10

    Библиографический список 19

    Понятие и структура политико-правовых учений.

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (уче­ние) взгляды на государство, право, политику.

За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин. Со­зданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочи­нение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще ре­зультаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают от­ношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теорети­ческое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретичес­кую, философскую или иную (например, религиозную) ос­нову;

2)выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхож­дении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотноше­нии с государством, личностью, обществом и др.;

3) про­граммные положения — оценки существующего государ­ства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой док­трины связана с другими формами общественного созна­ния, с мировоззрением эпохи. Политические учения ран­него классового и рабовладельческого обществ опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древне­го Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний |Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было (теологическим.

Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического (развития, с одной стороны, исследование социальной и |политической структуры общества — с другой, подготови­ли почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государ­ство и право.

Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на катего­риях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.

Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхож­дении государства и права, об их связи с обществом, с лич­ностью, с отношениями собственности, проблемы форм государства, его задач, методов политической деятельнос­ти, связи государства и права, основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (ис­тория основных школ и направлений в теории уголовно­го права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки между­народного права и др.). К взглядам мыслителей прошло­го на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.

Закономерностью развития политико-правовой идео­логии на ее теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, аб­страктном теоретическом построении. Так же, как фило­софия, по словам Гегеля, — это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина — это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи. Каждая большая эпоха сословного и классового об­щества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяс­нения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные поли­тико-правовые проблемы, связанные с особенностями го­сударственных учреждений и принципов права соответст­вующего исторического типа и вида. Так, в рабовладель­ческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, госу­дарственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повы­шенное внимание к теоретическому определению и клас­сификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVII—XVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX— XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных га­рантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими политическими органи­зациями.

Особенности разных исторических эпох предопреде­ляли различное соотношение права и государства в об­щественной жизни, а тем самым — разную степень вни­мания, которое в содержании политико-правовых доктрин уделялось теоретическим вопросам государства, по­литики, права. Понятие "политико-правовое учение" ос­новано на тесной связи проблем государства и права, но не означает сведения права на уровень надстройки над государством, придатка к нему, "формы политики". В содержании ряда политико-правовых учений на первом месте стояли именно проблемы права, по отношению к которым устройство государства и другие политические проблемы рассматривались как второстепенные. Право занимает ведущее по отношению к государству положе­ние в некоторых религиях (брахманизм, ислам), и пото­му правовые проблемы являются главными в содержа­нии политико-правовых учений, построенных на идей­ной основе соответствующей религии. В истории поли­тико-правовых учений было также немало не связанных с религией проектов детальной регламентации неизмен­ными законами жизни общества, проектов, отводящих государству второстепенную роль хранителя этих законов ("Законы" Платона, "Кодекс природы" Морелли, "Путе­шествие в землю Офирскую..." Щербатова и др.). Про­блемы права по-новому вышли на первый план в эпоху, становления гражданского общества в тех политико-правовых учениях, которые обосновывали юридическое равенство людей, их права и свободы, отводя государству роль гаранта прав человека (Локк, Кант и др.). Вместе с тем в истории было немало политико-правовых учений, уделявших большее внимание проблемам политики и го­сударства (Макиавелли, Боден и др.).

Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выра­жен идеологический характер доктрины; через них поли­тико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы опреде­ленных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.

Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связываю­щим воедино ее элементы началом, придающим полити­ко-правовой доктрине монолитность, поскольку офор­мление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на идеологичес­кой основе.

Наиболее обширной частью политико-правовых док­трин является их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззре­ния эпохи. Связь содержания политико-правовой док­трины с логико-теоретической основой и с программны­ми положениями зачастую сложна и опосредованна. Ре­шение ряда проблем теории государства и права допус­кает разные варианты в пределах единого мировоззрения и идеологической направленности.

Теоретическое содержание политико-правовых док­трин разнообразно, и это разнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объема познаний мысли­теля, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных условий и т. п. Однако в общем и целом вза­имосвязь содержания, логико-теоретического основания и программной направленности доктрин все же сущест­вует. Так, идея общественного договора (договорного происхождения государства) в большинстве теорий XVII—XVIII вв. была органически связана со стремлени­ем рационалистически объяснить государство и право при помощи логических конструкций, основанных на элементарных понятиях частного права; в программном отношении эта идея направлялась против теологических идей о "богоустановленности" власти феодальных мо­нархов. Сама идея общественного договора допускала самые разные варианты и толкования, которые, как пра­вило, были связаны с- историческими условиями теоре­тической деятельности идеологов. Различные варианты идеи общественного договора (кто, с кем и почему за­ключал договор о создании общества и государства?) Всели свои права, участники договора передали государству? Каков объем прав суверена? Возможно ли и при каких условиях расторжение общественного договора?) отража­ли социальные симпатии и антипатии теоретиков, их от­ношение к общественно-политическим противоречиям страны и эпохи, в конечном счете определялись ориен­тацией на соответствующий общественный идеал.

    Методы и методология истории политических и правовых учений.

Метод в переводе с греческого означает «путь (к чему-либо)» или способ достижения цели. Изучение экономических явлений предполагает наличие особых методов научного познания. Сами методы как средства познания совершенствовались по мере раз­вития экономической науки.

Первым способом изучения политических явлений стал эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический метод опирается на данные наблюдений и эксперименты. Выявленные новые факты, в свою очередь, подготавливают основу для научного обобщения.

Причинно-следственный метод, или каузальный (от латинского causa — причина), метод. Суть этого метода заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями.

Важную роль в его использовании иг­рает создание четкого понятийного или, как еще говорят, категориального аппарата науки.

Причинно-следственный метод, анализируя сущность явлений с качественной точки зрения, помогает создать логическую иерарархическую модель политичеких категорий, по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает событие В и т.д. Это создает пред­посылки для объяснения и предвидения политических событий в том случае, когда они связаны между собой не прямо, а че­рез длинную цепь последствий. Развитие причинно-следственного метода во многом опиралось на дости­жения философии и таких общих методов научного познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение и др.

Метод позитивного и нор­мативного анализа. Позитивный анализ направлен на выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, как они существуют, т.е. имеет целью констатацию факта. Нор­мативный анализ предполагает оценочные суждения. Это подход с точки зрения долженствования, выяснения того, благоприятно или нет данное экономическое явление.

Нормативный анализ очень важен при формировании эконо­мической политики. Вместе с тем при нормативном подходе особенно сильно затрагиваются интересы людей и, следовательно, резко возрастает субъективизм оценок.

метод научной абстракции, который заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных деталей. Этот метод позволяет расчленять объект исследования и анализировать основные взаи­мосвязи в «чистом» виде. Метод научных абстракций лежит в основе любого (в том числе математического) моделирования эконо­мических процессов.

методы диалектического и истори­ческого материализма. Главный тезис материалистического подхода к истории состоит в том, что сознание определяется общественным бытием.

Вопрос о том, всегда ли бытие действительно первично по от­ношению к сознанию, продолжает дискутироваться в политической науке. Высказываются мнения об ограниченных возможнос­тях материалистической диалектики.

Функциональный метод. Для него характерен анализ всех категорий не в «вертикальной» причинно-следственной связи, как в каузальном методе, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнознач­ных.

    Периодизация истории политических и правовых учений.

Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока;

Политические и правовые учения в Древней Греции;

Политические и правовые учения в Древнем Риме;

Политические и правовые учения в западной Европе в период средних веков (Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский, политические и правовые идеи средневековых ересей, учение о законах и государстве Марсилия Падуанского)

Политические и правовые учения в странах арабского востока в период средних веков политические и правовые учения в России в период возникновения и развития феодализма и образования единого русского государства

Политические и правовые учения в западной Европе в XVI в. ( Учение Н. Макиавелли о государстве и политике,. политико-правовые идеи Реформации, политические идеи тираноборцев, Этьен де Ла Боэси, теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена, политико-правовые идеи раннего социализма. "Утопия" Томаса Мора. "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы)

Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций (возникновение теории естественного права, учение Г. Греция о праве и государстве, теоретическое обоснование демократии. Б. Спиноза, обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве)

Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII-XVIII вв. (Естественно-правовые теории в Германии, правовая теория Ч. Беккариа)

Политические и правовые учения в России в период укрепления абсолютизма (Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков) политические и правовые учения во Франции XVIII в. (политико-правовая программа Вольтера, учение Ш. Монтескье о государстве и праве, политический радикализм Ж.-Ж. Руссо, политико-правовые учения социализма и коммунизма в предреволюционной Франции, проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства")

Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Пейн о государстве и праве, политико-правовые взгляды Т. Джефферсона, взгляды А. Гамильтона на государство и право)

Политические и правовые учения в России в период дальнейшего укрепления дворянской монархии (вторая половина XVIII в.) (идеология "просвещенного абсолютизма", политико-правовая идеология феодальной аристократии, политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, политико-правовая идеология крестьянских движений, А.Н. Радищев о праве и государстве).

Политические и правовые учения классиков немецкой философии конца XVIII- начала XIX в. (учение И. Канта о праве и государстве, учение Гегеля о государстве и праве).

Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII -начале XIX в. (традиционализм Э. Бёрка, историческая школа права);

Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе первой половины XIX в. (либерализм во Франции. Б. Констан, либерализм в Англии. Взгляды И. Бентама на право и государство, возникновение юридического позитивизма. Дж. Остин, теория "надклассовой монархии" Л. Штейна, политико-правовое учение Огюста Конта);

Социалистическая политико-правовая идеология в Западной Европе в первой половине XIX в.

Политические и правовые учения в России в период кризиса самодержавно-крепостнического строя (либерализм в России, проекты государствен­ных преобразований М.М. Сперанского, охранительная идеология, политико-правовые идеи Н.М. Карамзина, революционная идеология, политические и правовые идеи декабристов

Буржуазные политические и правовые учения в Европе во второй половине XIX в. (юридический позитивизм, социологические концепции государства и права, политико-правовая идеология либерализма в России);

Социалистическая политико-правовая идеология во второй половине XIX В. (Политико-правовое учение марксизма, политико-правовое учение и программа социальной демократии, политико-правовая идеология анархизма, политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)

Политические и правовые учения в европе в начале XX В. (Социалистические политико-правовые учения, политико-правовая доктрина солидаризма, неокантианские концепции права. Р. Штаммлер, психологическая теория права, школа "свободного права");

Современные политические и право­вые учения в Западной Европе и США (неолиберализм и консерватизм, концепции плюралистической демократии, концепции социального государства и поли­тики всеобщего благоденствия, теория "демократического социализма", современная западная политическая наука, социологическая юриспруденция, нормативизм Г. Кельзена, теории естественного права).

История политических и правовых учений представля­ет собой процесс развития соответствующей формы обще­ственного сознания, подчиненный определенным законо­мерностям.

Связь политических и правовых учений разных эпох обусловлена уже влиянием созданного идеологами пред­шествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политико-правовой идеологии. Такая связь (преемственность) особенно заметна в те эпохи и периоды истории, в которые воспроизводятся фи­лософия и иные формы сознания предыдущих эпох и ре­шаются политико-правовые проблемы, в чем-то аналогич­ные тем, которые решались в предшествующие времена. Так, в Западной Европе разложение феодализма, борьба с католической церковью и феодальными монархиями вы­звали широкое воспроизведение в политико-правовых трактатах идеологов буржуазии XVI—XVII вв. идей и мето­дологии античных авторов, не знавших христианства и обосновывавших республиканский строй. В борьбе против католической церкви и феодального неравенства исполь­зовались идеи первоначального христианства с его демо­кратической организацией; в периоды революционных со­бытий вспоминались демократические идеи античных ав­торов, республиканские доблести политических деятелей Древней Греции и Древнего Рима.

Ряд историков придавал таким влияниям решающее значение, пытался представить всю или почти всю исто­рию политической мысли как чередование, круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний ("филиация идей"). Такой подход преувеличивает возможность чисто идеологических влияний, которые сами по себе неспособ­ны породить новую идеологию, если нет социальных инте­ресов, создающих почву для восприятия идей и их распространения. Важно и то, что сходные исторические условия могут порождать и порождают аналогичные и даже одина­ковые идеи и теории без обязательных идейных связей и влияний. Не случаен и выбор каким-либо идеологом поли­тико-правового учения, если оно берется за образец, по­скольку каждая страна и каждая эпоха имеют несколько значительных политико-правовых теорий, и выбор одной из них (или идей нескольких теорий) опять же обусловлен в конечном счете социально-классовыми причинами. Наконец, влияние и воспроизведение далеко не одно и то же:

доктрина, сложившаяся под влиянием других доктрин, чем-то отличается от них (иначе это та же самая доктрина, которая просто воспроизводится); новая теория соглаша­ется с одними идеями, отвергает другие, вносит изменения в наличный запас представлений. В новых исторических условиях прежние идеи и термины могут приобретать со­вершенно другое содержание и толкование. Так, термин "естественное право" возник еще в Древнем мире; этим термином, например, пользовались софисты в рабовла­дельческой Греции V в. до н.э. В XVII в. возникла теория естественного права, выражавшая интересы буржуазии и народа, боровшихся против феодального строя. При сход­стве терминологии суть доктрин противоположна по той причине, что если теоретики естественного права XVII— XVIII вв. требовали соответствия положительного права (т.е. законов государства) праву естественному (люди равны от природы и т.д.), то именно этого требования у большинства софистов не было.

История политических и правовых учений — это не чередование идей, воспроизведение их в различных со­четаниях и комбинациях, а отражение в терминах и по­нятиях развивающейся теории права и государства меня­ющихся исторических условий, интересов и идеалов раз­личных классов и социальных групп.

Однако и попытки представить содержание истории политических и правовых учений как отражение классо­вых противоречий и борьбы не привели к созданию связ­ной картины развития соответствующих доктрин от древ­ности до наших дней уже по той причине, что интересы различных классов, существовавших в истории, крайне разнообразны, несопоставимы. Неудачной оказалась и по­пытка разделить историю политических и правовых уче­ний на две части, на домарксистский и марксистский пе­риоды, из которых первый — рассматривался лишь как преддверие второго, содержал только отдельные "догадки" о государстве и праве, второй же — считался периодом развития единственно научного учения о государстве и праве. Помимо идеологических деформаций курса такой взгляд породил спорное представление об истории политических и правовых учений как о процессе накопления, развития, кумуляции знаний о политике, государстве и праве.

На всех своих этапах развития история политических и правовых учений действительно связана с прогрессом тео­рии государства и права и учения о политике. Прогрессом в развитии политико-правовой теории вообще является постановка какой-либо важной социальной проблемы, хотя бы сопряженная с неверным ее решением, либо пре­одоление старого, мертвящего теоретический поиск миро­воззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, ос­нованным на ошибочной методологии.

Если попытаться представить историю политических и правовых учений как "кумулятивный процесс накопле­ния и трансляции знаний", то нельзя понять, какое место в такой истории принадлежит иллюзорным, утопи­ческим доктринам и теориям, владевшим умами миллио­нов людей целые эпохи. Например, господствовавшая в XVII—XVIII вв. идея общественного договора о создании общества и государства в комплексе современных теоре­тических знаний заслуживает упоминания разве только в связи с критическим обзором различных устаревших идей о происхождении государства. Но в период борьбы против феодализма идея общественного договора как способ выражения сопричастности человека и народа к власти противостояла идее богоустановленности власти феодальных монархов. Обе эти идеи далеки от науки, но на основе каждой из них, толкуемой как основной мето­дологический принцип, строились обширные теорети­ческие концепции, притязающие на объяснение прошло­го, истолкование настоящего и предвидение будущих судеб государства и права. Объяснение оказалось наду­манным, истолкование — ошибочным, предвидение — ложным. Но это не значит, что в истории политико-пра­вовой мысли смена теологического мировоззрения раци­оналистическим вообще не была прогрессивной.

История политических и правовых учений — не про­цесс постепенного познания государства и права, накоп­ления и суммирования знаний, а борьба мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в обществен­ном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.

Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное — не­истинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности вы­ражать интересы той или иной социальной группы. Пред­ставление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с исто­рией естественных наук, не подтверждается в реальной ис­тории политико-правовой идеологии.

Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о го­сударстве и праве, но политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной, описатель­ной наукой, прогностическая функция которой очень со­мнительна. Большую давность имеет спор о политике — наука это или искусство?

Значительное влияние на практику имеют те политико-правовые доктрины и идеи, которые основаны на обобще­нии, теоретическом осмыслении опыта развития государ­ственных и правовых учреждений передовых стран. Теория разделения властей, выразившая практику государствен­ного развития Англии в XVII в., оказала громадное влия­ние на конституции США, Франции и других стран. Док­трина прав человека и гражданина, обобщившая практику революционного перехода от сословного строя к граждан­скому обществу, нашла воплощение в международных пактах и законодательстве почти всех государств XX в. С помощью политико-правовых доктрин политический опыт передовых стран становится достоянием других стран, воспринимающих этот опыт в теоретически обоб­щенном виде.

Однако многие политико-правовые доктрины остались только достоянием умов порой многочисленных их при­верженцев, но не были внедрены в практику (анархизм, анархо-коммунизм, синдикализм и пр.), некоторые же в процессе осуществления претерпели значительные дефор­мации (например, теория народного суверенитета Руссо) либо дали побочные результаты, которых никто не предви­дел и не желал (например, теории государственного социа­лизма). Из привлекательных идеалов, теоретически скон­струированных в отрыве от исторической действительнос­ти, проистекали бедственные последствия для стран и на­родов, если общество, государство и право пытались пере­строить с помощью власти и принуждения. Еще в начале XVI в. великий гуманист Эразм Роттердамский, ссылаясь на опыт истории, справедливо заметил: "Ничего не бывало для государства пагубнее, нежели правители, которые ба­ловались философией или науками". При современном уровне развития общественных наук ни одна политико-правовая доктрина не может притязать на научное предви­дение долговременных результатов преобразования госу­дарственных и правовых учреждений какой-либо страны на основе этой доктрины.

При разработке политико-правовых доктрин главным стимулом теоретической деятельности были не только лю­бознательность, стремление постигнуть причины сущест­вования и перспективы развития государства и права, но и страстное, эмоционально окрашенное стремление опро­вергнуть противостоящую политико-правовую идеологию, представить государство и право такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, стремление преобразовать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право, повлиять на массовое и государственное политико-правовое сознание общества. Основная причина много­численности, разнообразия и сложности политических и правовых учений — желание каждого из идеологов отсто­ять идеалы своего класса или своей группы и опровергнуть идеологию противоположных класса или группы.

Реальная связь времен в истории политических и пра­вовых учений более всего основана на возрастании значе­ния в политико-правовых доктринах гуманистических начал. В идеологической борьбе, обусловливающей разви­тие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противоположных направ­ления: одно стремится преодолеть политическое отчужде­ние, другое пытается его увековечить.

Политико-правовой идеологии преимущественно передовых, прогрессивных классов и социальных групп присущи идеи подчинения государства народу, требования обеспечения прав человека, защиты личности и общества от произвола и беззакония, подчинения государственной власти закону.

Идеями и теориями, оправдывающими политическое отчуждение, были и остаются те, которые стремятся обо­сновать ничтожность личности и народа перед государст­вом, неограниченность государственной власти, необяза­тельность для нее элементарных норм нравственности, пытаются идеализировать авторитарное, деспотическое, тоталитарное государство. С оправданием политического отчуждения связаны не только те доктрины, которые отри­цают права человека, но и те, которые видят в праве только приказ власти".

Библиографический список

    Алюшин А. Л., Порус В. Н. Власть и политический реализм. Власть. Очерки современной философии Запада. М., Наука 1989

    Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972.

    Белов. Г. А. Политология. М., Наука 1994

    Гончаров Д. В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 1996

    Исаев. И. А. История государства и права Росси. М., 1994

    Панарин. А. С. Политические системы современности. Политология. М., 1997

    Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.

    Радугин. А. А. Политология. М., Центр 1996

    Шаран. П. Сравнительная Политология; Ч.1., М.,1992. Общая и прикладная политология. МГСУ, М., 1997. Стр. 210-237.

    Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1986.

    История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1988.