Политология (работа 1)

1. В начале своего возникн-я полит мысль у древних народов – египтян, индусов, китайцев…- восходит к мифоло­гическим истокам и оперирует мифолог-ми представлениями о месте человека в мире. У всех народов порядки освещены божественным началом, они предопределены изначально. Но способы и характер связи этого б-го на­чала с земными отношениями освещаются в мифолог-м сознании разных народов по-разному. Так не ранее, чем во 2 тыс. до н.э. по древнекитайскому мифу о божест-м происхождении и хар-ре земной власти - именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. император Китая) явл-сь единств-ой точкой связи с высшими небесными силами. В Египте, Вавилоне, Индии бытовали и несколько иные подходы, по которым Боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем сами продолжали оставаться вершителями земных дел и людских судеб. Согласно мифам некоторых народов (особенно египтян, а затем греков), Боги выступали также и в качестве первонач-х не­посредст-х правителей и законодателей в общ-ах и госуд-ах, кот-е они сами создали. Аналогичные объяснения природы власти были свойственны практически всем народам этой благоприятной для жизни человека средней полосы земного шара. Параллельно мифологическим трактовкам власти возникают чисто теологические и даже рационалистические учения о власти и государственном устройстве.

2. Феодальный строй и абсолютистские режимы исчерпали себя задолго до Нового времени, еще в 15 веке, с кот начинается упадок феодализма и зарождение капитал-х отношений. Более 2 веков продолжалась агония феодаль­ного гос строя, сопровождаемая внутридворцовыми переворотами и кровавыми рев-ми. Научное прозрение че­ловечества, накопление идей о рацион-м утср-ве общ-ва создало предпосылки для перехода кол-ва в кач-во – кар­динальной смены приоритетов в господствующей идеологии и массовом сознании. Новая эпоха однозначно вы­сказыв-сь за первичность прав человека, законность, полит-й плюрализм и др демократич-е идеи. Пришла пора новой – буржуазной – демократии и новых полит идей, которых требовало время, ожидало общ-во и оплачивал восходящий класс капиталистов. Обществоведческая мысль металась м/у несколькими «огнями» – полит интере­сами экономики господствующих классов, идеями рационализма и оптимальности, интересами королей и широ­ких гражданских масс.

3. В противовес рабовлад-й идеологии христ-во проповедовало рав-во всех перед Богом, восхваляло труд и, осу­ждая бедность, не считало ее пороком. Христианская церковь определенно высказывалась против жадности, стя­жательства, эгоизма, владения собств-тью. Церковь делала ставку на добро, кот понимала как непротивление злу, смирение, гуманизм милосердие, отвергала насилие. Не убий, не укради, возлюби ближнего своего, как самого себя и др нормы прав5едной жизни закладывали в обществ-ю жизнь опр-е общ-е ценности и ориентировали на их выполнение всех простых смертных. Эти заповеди христ-й морали можно считать духовным источником утопиче­ского соц-ма.

4. впервые в комун учении обещество было осознано как целостный организм, в котором производительные силы и производственные отношения определяют все др сферы. Отсюда – для того чтобы общество стало справед­ливым изменения должны происходить в сфере производства и распределения жизненных благ. (в капиталистич – возрастающее богатство на одном полюсе приводит к накоплению нищеты на др.

5. либерализм (от лат либералис-свободный) – предпологается свобода личности, т.е. гарантии ее основных прав и свобод(совести, слова, собраний), свобода волеизьявления на выборах, свобода предприним, конкуренции. Важ свойство – открытость, гибкость, способность учитывать реалии и реагир на измен в обществе и мире. Фактич основатель-Дж. Люкка, первый круп теоретик общественных отношений-Т.Гоббс.

6. Так не ранее, чем во 2 тыс. до н.э. по древнекитайскому мифу о божест-м происхождении и хар-ре земной власти - именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. император Китая) явл-сь единств-ой точкой связи с высшими небесными силами. Согласно этим воззрениям, вся власть концентрировалась в особе верх-го правителя в виде его личной потенции и внутр-ей силы, а остальные должностные лица и аппарат управления – это лишь проводники личной власти правителя. Взаимоотношения населения и властей оставались за рамками офиц. Законов ,а значит и вне пределов компетенции масс. Не то, чтобы влиять на проводимую политику и корректиро­вать ее в пользу простых людей, избирать или, не дай Бог, каким-то образом смещать правящих с их должностей, но и задумываться, просто знать о такой возможности не дано было народам, жившим в ту довольно жестокую эпоху, когда жизнь простого смертного ценилась не выше жизни лошади.

Такое положение вещей было выгодно властям, «Идеал правления, - утверждал китайский философ Хань Фэй, - это когда подданые не могут постичь тайны управления». Правители нах-сь вне досягаемости воли тех людей, кот-х обязаны были обслуживать и за счет кот-х содержались. Они были почти там же, где Боги, только ближе, и реакция их на любое недовольство или даже косой взгляд была немедленной, реальной и беспощадной. Поэтому они зна­чили для людей даже больше, чем Боги. В силу этого ни эти, ни другие законы того времени не содержали ни ма­лейшего намека на политику, не притязали на регулирование отношений господства и подчинения.

7. объективная необходимость в объедин-ии разрозненных арабских племен (к примеру), враждовавших м/у со­бой и уничтожавших араб-ю культуру побуждали их к поиску соц механизмов, кот бы способствовали объедин-ю арабов, их процветанию и способности противостоять внеш угрозе неверных.такими мех-ми были институт част­ной собств-ти, составл-й фундамент стабильности в любом общ-ве, и гос-во. Нужен был матер-л, скреплявший всех людей. Таким материалом живших здесь народов выступала вера в одни и те же идеи – в религиозно-политич-ю идеологию ислама. Он наделял разных людей одинаковыми кач-м. Эта идеолог возникла в 7 в.н.э. и в переводе означает «покорность». Аллах и его посланник, управл-й людми по божеств-й воле, определяют жизнь подданных. Смысл идеологии – покорность и смирение. Повиновение сильному, богатому, власть имущему. Кто со смире­нием перенесет бедность и невзгоды в потустор-м мире ожидает рай. Ислам изначально обосновывает идею тео­кратии.

8. У С – учение об идеальном общ-ве, основанном на рав-ве всех его членов, коллект-й собств-ти и обязательно­сти труда для всех. Термин УС происходит от названия произведения «Утопия» Тмора, в кот были развиты идеи УС. Критиковали противоречия и пороки эксплуат-го общ-ва, сочувствовали угнетенным трудящимся массам.

9. Науч ком-м, созданный Марксом и Энгельсом как теоретич-е обобщение опыта классовой борьбы пролета­риата и обоснование его историч-й миссии могильщика капитализма и созидателя ком-го общ-ва был творчески продолжен Лениным в новых исторических усл-х.

10. консерватизм – явление интерклассовое. (с лат – сохранять, охранительный). Конс – при для выражения такой идеологии, кот характеризуется приверженностью традиционным ценностям, устоявшимся порядкам и принци­пиальной неизменчивости окруж среды.

11. по своему гос строю это была типич монархия. При наличии всех признаков ценрализованного гос – админ аппарата, войска, границ, системы местного гос управления и самоуправления – государством управлял киевский князь, кот сосредоточил в своих руках всю власть (законодат, исполнит, судеб, военную).

В этот период окончательно утверждается христианство, строятся крепости возводятся соборы и монастыри, в Киеве закладывается Софийский собор и организуется впервые на руси библиотека и школа. Крепнет авторитет Киево-Печерского монастыря, сост первый сборник законов «русская правда», провозгласивший неприкосно­венность феодальной собственности.

12. Деклорация начиналась с крнстатации права народа «порвать полит связь с др народом и занять на равне с остальными державами независь положение». Если же форма правления становится гибельной, то они имеют право учредить новое правительство, кот способствует безопасности и счастью народа. Если ряд злоупотреблений способствует установлению неограниченного деспотизма, то народ не только имеет право, но и обязан свергнуть свое правительство.

13. В Ведах (древнеиндийском памятнике 2-го тыс. до н.э.) закреплялось жесткое деление общ-ва на четыре варны – сословия. Созданных Богами, и эти варны были неравноправными, возникает и критическое отношение к такой несправедливой участи крестьян, ремесленников и торговцев, обязанных подчиняться брахманам – жрецам и кшатриям – воинам. Уже в Законах Ману царь определяется как лицо, обязанное чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться «изначальному искусству управления». Согласно учению Будды, отношения всех людей должны строится на принципах гуманизма и доброго отношения к др людям, ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью. Тот факт, что Буддизм становится гос религией свидетельствует и о при­нятии его норм значительной частью насел. В трактате «Артхашастра» анализир-ся законное и незаконное, польза и вред, верная и неверная политика.

14. В трактовке Гобса власть исходила не от Бога, а из разума, гос-во было средством покончить с войной всех против всех и предназначалось для поддержания порядка. Гобс выводил эффектив-ю власть из силы, реальной возможности гос-во принуждать к исполнению зак-в…Он выступает прямым сторонником абсолютной, неогра­ниченной власти. Он выступает против идей полит плюрализма и раздел-я властей, кот вскоре после него будут обоснованы обществоведами и использованы в практике буржуазной демократии. Локк отверг концепции бо­жеств-го происхождения власти, был против абсолютного гос-ва. Он сделал гос-во ответственным перед общест­вом. Склонялся к конституционной монархии. Для Локка важное, чтобы любая форма обеспечивала естественные права и свободы человека. Либель гос-ва Гоббс видел в безвластии и поэтому всячески укреплял механизм власти, делал его права безмерными, а Локк наоборот считает опасным для общ-ва положение, при кот власть гос-ва ста­новится абсолютной.

15. социализм –Соц представ собой мировозрение, учение, идеологию, движениеи обществен строй, предполо­гающие приоритет общественных(гос) начал во всех сферах обществ и част жизни: общественную(гос) собств на средства производства, централизованное управление производством и распределением, демократию как прямую власть народа, атеизм, приоритет колл мораль ценностей над личными, стремление распростран соц на все чело­вечество. Изначально соц – философия бедных т.е. классовое учение.

16. роковую роль в судббе Киевского гос сыграли такие факторы:

внутренний - межфеодальные расприи. Ярослав разделил Русь м/у своими сыновьями, м/у кот небыло лада.

Внешний – венгры, печенеги(12вв), татаро-монгольские орды(13вв), кот захватили русские земли, завоевали и разгромили их города. Киев был разрушен и утратил роль не только политич и админ центра, но и религиозного.

17.

18. Идея светского гос-ва родилась в греческой и римской культурах еще до нашей эры и уже тогда прочно за­крепилась в обществ-м сознании греков и римлян, материализовалась в политич-х традициях и институтах.

19.

20. Целый ряд политиков и арабских мыслителей, труды кот дошли до нашего врем защищают идеи верховенства светской власти и выступают против тирании духов-ва. Среди них – Ибн Рушид, Ибн Халдун, Алишер Навой, Ни­замий Гянджеви, Шотто Руставели, Мхтиар Гош. Ибн Халдун родился в Тунисе, много путешествовал. Он резко критиковал политику, кот наносит ущерб собств-ти подданых. Низаим Ганджеви был не только поэтом и глубоко одаренным человеком, оставившим свое философское осмысление полит проблем в поэмах. Его можно отнести к революционерам. Он был и демократом, интернационалистом, социалистом. Идеалом Низами была просвещен­ная монархия. Армянский мыслитель Гош обладал весьма умеренными взглядами на гос-во и общество. Оправ­дывал нерав-во людей и считал его источником появления гос-ва, но критиковал феодальный абсолютизм (выступал сторонником смягчения его полит режима). Он призывает феодалов взимать разумные налоги и не за­ствлять свободных крестьян работать на них больше одного дня в неделю.

21. Фашизм – полит-е течение, возникшее в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наи­более реационных и агрессивных сил импириалистической буржуазии. Ф активно использует в своих интересах колебания в сторону реакции различных слоев мелкой буржуазии и деклассированных элементов.

22.

23. Первыми филос-ми, соц-полит произведениями стали переводы сочинений отцов церкви: сборники Свято­слава, отражавшие мысль о самостоятельности гос и власти, содержали отд-е отрывки и цитаты христ-х и древне-греч-х философов, упоминание учения Пифагора, Демокрита, Сократа, Аристина, Платона, Арестотеля. Содер­жали высказывания о морали и моральности в общ-ве. Из античности черпались свед-я о физике, мат-ке, естество­знан, моралистич-е элементы христ-й философии, изменения в мировозрении русичей. Одним из древнейших док русско-укр письм-ти, где делались попытки обосновать необх-ть объедин-е удельных княжеств на Руси есть «Слово о законе и благодати» киевского метрополита Иллариона. Социолог-й и общ-полит-е идеи нашли отраже­ние и в летописи «Повести временных лет» летописца Нестора, где содерж-ся сведения о д-ти Князей, о борьбе с внеш врагами, о народных восстан-х и смуте в К Руси. Но глав нитью в летописи проходит идея величия единство и независимости Руси. В «Поучении Владимира Мономаха» предостерегаются сыновья князя не только не совер­шать самим, но и служивым беззакония. Князь – державный муж есть носителем закона и законности. В «Поучении» много морального поучения, предостережений беречь единство К Руси. В произведениях метропо­лита Иллариона, Теодосия Печерского, Климента Смолятича и др отражается не только моральные поучения, но и содержатся сведения об истории гос-ва, о власти и т.п. интерес вызывают и христианские проблемы и пробл тол­кования Святого Письма. В развитии гос-ти, социологич-й и соц-полит мысли в К Руси имело большое знач «Слово о полку Игореве», в кот красной нитью проходит идея о необх-ти объедин-я русских земель и прекращ междоусобий.

24. В статьях конфедерации (1777-1778) заложен недостаток: она регламентировала отношения суверенных субъ­ектов – каждый штат имел суверенитет , свободу, независимость и всякую власть юрисдикцию и право, собствен­ный парламент, правительство и конституцию. Этот союз пока был конфедерацией, в кот каждый штат сохранял свое верховенство над структурами центра. иСторически конфедерация предшествует федерации – спустя 10 лет так и случилось. Штат Род-Айленд наложил вето на реш-е конгресса о Там-м обложении экспорта для пополнения общей казны, в штате Массачусетс вспыхнуло восстание мелких фермеров под руков-м Шейза, часть Сев Каро­лины охвачена восстанием, беспорядки в Пенсельвании, повсюду был развал. Побороть анархию выпало федера­листам Гамильтону, Мэдисону.

25. Политика – особый вид д-ти и общ-х отнош-й возникла вместе с появлением частной собств-ти на средства произв-ва, им-го нер-ва людей, общ-х классов, противоположности их интересов и стремлений. Мощный импульс филос-му осмыслению П дало развитие античной демократии, впервые возникшей в Древ Греции. Сердцевину политики и основу науки о политики сост устр-во гос власти. П – всегда и везде способ существ-я опр-й идеоло­гии. В любом общ какой бы оно ни было природы, П, чтобы она могла стать великой преобраз-й силой, должна правильно отражать потребности развития мат-й жизни общ-ва.

26. Оценка полит теории Маркса и Ленина должна быть дифференцированной: одна – для теории революции, организации пролетариата на уничтожение буржуазной гос машины, захват власти и установление диктатуры пролетар-а. Другая – относительно последующего создания. Одна – для Зап Европы, другая для Восточной (России, разместившейся и в Азии). Любая теория обречена в челов-м обществе на неадекватное своему замыслу исполнение. Она неизбежно дрейфует от общегос-х и общ-х целей в сторону собств интересов тех, кто берется за ее реализ-ю на практике. Это характерно и для Ленина – в теории демократа, а на практике идейно и физ-ки унич­тожившего все оппозиционные партии. Не стоит ни упрощать, ни искажать ленинскую теорию – она писалась для своего класса, для конкретной истор-й эпохи и для росс-го общ-ва. Для них она была выверена. И не вина Ленина в том, что выдвинутые в нач 20-го века идеи его рьяные последов-ли пытались подогнать под общ-ю практику спустя пол века и более, совершенно в иных усл и даже в др странах и континентах. Всякая истина конкретна. Увы, соц эпоха в чистом виде канула в лету. Что кас-ся науки, то в ней, как известно и отриц рез-т – тоже рез-т. он уско­ряет поиски др путей, предупреждает от ошибок, словом учит уму-разуму. Таким долгим, мучительным спосо­бом и прозревает челов-во. Капитализм облагородился и стал более человечным не сам по себе, а под мощным влияним соц идей, реального соц-ма и пост-м давлением наемных раб-в. Поэтому то, что мы сегодня наз цивилиз-м кап-м, отмечая его одновременно эф-ть как в собств-й – кап-й сфере, сфере пр-ва, так и в соц-кой, т.е. соц-й, распределит-й, - все это есть ни что иное, как оптимальное сочет-е кап-й и соц-х начал.

27. Соц-полит строй Древ Геции представлял своеобразную сист полисов, т.е. небольших, даже крошечных гос-в, состоящих из города и прилегающих к нему селений. Тогда особое место среди них занимает город-государство Спарта. Общей чертой полисной жизни в Др Греции явл-сь борьба м/у родовой аристократией, перераставшую в рабовлад-ю наследств-ю знать и торгово-ремесленными кругами, образовавшими вместе с отд-ми слоями крести­анства лагерь демократии. В завис-ти от перевеса той или иной стор гос-я власть в полисах принимала форму либо аристократич-го правления ( в Спарте), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов (тирания – власть одного или неск-х лиц, узурпирововших ее силой). С превращ-м рабства в господств-й способ эксплуат-и росло им-е нерав-во свободных, обострялись противоречия древнегреч-го общ-ва. Аристократия богатства, оттес­няя родовитую знать и демократ-ки настр-е классы, устанавливала в ряде полисов олигархические режимы. Осно­ванные на господстве аристократии военно-политич-е каолиции и гос союзы (Афинский мор союз). Позже вслед­ствие м/уусобных войн полисы приходят в упадок.

28. Если идея светского гос родилась в Греч-й и Римской культурах еще до нашей эры и уже тогда прочно закре­пилась в общ-м сознании греков и римлян, материализ-сь в полит традициях и институтах, то на Арабском Вос­токе, в Средней Азии и Закавказье теологич-е трактовки гос-ва – божеств-го происх-я власти и самих правителей еще долго, уже в 1 тысячелетии н.э.были господствующими. Целый ряд политиков и арабских мыслителей, труды кот дошли до нашего врем защищают идеи верховенства светской власти и выступают против тирании духов-ва. Среди них – Ибн Рушид, Ибн Халдун, Алишер Навой, Низамий Гянджеви, Шотто Руставели, Мхтиар Гош… Как видим, наследие довольно богатое и полезное. Еще не родился Маркс с его историч-ми формациями, еще даже не задуман «обществ договор» Руссо, не вояет своего «Левиафана» Гоббс – словом, Зап Европейская мысль еще на пути к своему расцвету, а Арабский Восток, Средняя Азия и Закавказье дают миру целые научные школы, обос­новывающие идеи, кот в Европе появятся спустя несколько столетий.

29. Клерикализм как политическое направл-е (от лат церковный) сложился в 19 веке. Его идеи распространились во всем Мире, оказав серьезное воздействие на общ-полит-ю жизнь. Во многих странах наряду с религиозн орг-ми созданы конфессиональные полит партии, профсоюзы, женские и молодежн объедин-я.

30. Утоп соц-м возник на заре развития кап-ма. Это был протест угнетенных масс против нищеты, бесправия. Утопический соц-м критиковал кап общ-во, осуждал его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в без­нравств-ти эксплуатации. Причина нар-х бедствий в частной собств-ти. Само наличие такой собств-ти неизбежно ведет к эксплуатации одного класса другим. Поэтому справедливое будущее должно быть основано на общности владения и труда, обязательности труда и всеобщем рав-ве, сочетании умственного и физ труда, справедливом распредел-и, отказе от прим-я всякого насилия, свободе любви и брака, воспитании человека в духе правды и его всесторонним развитии. Источник всех зол (Мелье) – гнусная политика людей, и присвоение людьми благ и бо­гатств земли.

31. федералисты были за сильный центр. Они доказывают, что без реш-я общих проблем и создания благопр-х для человека макроусл-й не возможно развитие самого индивида. Также они за сильную власть центра, способ­ную справится с внутр конфликтами и успешно противостоять внеш угрозе. Сильный центр предполагал не раз­мягченное демокр-е правление, годное для законодат работы, а профессиональное. Энергичность ипсолнит-й вла­сти основной элемент, определ-й здоровое правит-во. Она необх для обеспечения безопасн-ти страны, в проведе­нии в жизнь актов законодат власти, ограждение им-ва от несправедливых манипуляций, защиты свободы от пося­гательств лиц с тщеславными и анархическими порывами. Составными частями такоя власти явл: единоначалие, кот придает ей дополнит-ю силу, решительность, умение хранить тайну, способность быстро управляться с делами – все это присуще одному человеку, а не группе лиц.

32. Монархия – форма правления в эксплуататорских гос-х, при кот верховная гос власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы гос-ва – наследственного монарха.

33. (40) Сердцевину политики и основу науки о политике составл-т прежде всего устр-во гос власти. П – всегда и везде способ существования определенной идеологии. В любом общ какой бы оно ни было природы, П, чтобы она могла стать великой преобраз-й силой, должна правильно отражать потребности развития мат-й жизни общ-ва. Политика монархических режимов средневековья «питались» идеологие абсолютизма. Взятие Бастилии – пред­вестник становления новой идеологии, у истоков кот стояли: Вольтер, Дидро, Руссо. В ХVII представители фило­софских знаний (Горбацкий, Яворский, Прокопович, Сковорода) выступали идеологами нац-освободит-го движ-я в Украине. В XIX появилось новое полит течение – марксизм.

34. В Декларации принципов Соц Интернац-ла ’89г нашли отраж-е новые подходы соцал-демократии к совре­менному миру. Уделяется внимание реш-ю глобальных проблем: обеспечению мира и м/унар безопасности, улучшению отнош м/у Востоком и Западом, ликвидации колониализми и расизма, созданию нового м/унар эко­номич порядка, сохранению окруж среды. Особое знач придается осущ-ю направл-го (регулируемого) развития эконом демократии с учетом специфики той или иной страны. Большое знач придается «демократич и соц кон­тролю» над развитием экономики, роль кот возрастает в ходе его интернационализации. В контроле участвуют вместе с гос органами и общ-но-политич-ми орган-ми. Полит демократия предусматр-т осущ-е полит прав и сво­бод (свобода слова, мысли, образования, организаций и религий), вкл также свободу выбора м/у разл полит аль­тернат-ми…

35. Политология – молодая наука. Целыые тысячелетия она развивалась в рамках истории и философии. Выде­лившаяся со времен Древнего Рима в самостоятельную науку – теория гос-ва и права длительное время считала проблематику политологии собственным содержанием. Полибей, Гай, Гроция Фортескью внесли основательный вклад в политическую теорию.

Значительная часть творчества Платона и Аристотеля (Государство, Законы, Политик, Политика) являются соб­ственно политологией. Этих ученых относят к философам, это верно. Их учения являются фундаментом сформи­ровавшейся спустя XX веков самост-й науки о политике. Гобс, Макиавелли, Руссо, Локк занимались теоретиче­ским осмыслением политики: технолог-й завоевания власти, рац-го гос-го устр-ва…

36. Идеальное гос трактуется Платоном как максимально возможное воплощ-е в обществ-ю практику гармонии, добра и мира, прав и свобод. Подобно 3 началам человеческой души – разумному, яростному, вожделеющему. В общ-ве также должны сущ-ть 3 основных сословия – правители, воины, производители. Высшая справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Идеальное гос – это правление лучших, т.е. аристократия. Если среди прав-й выделяется один, то правление – царская власть, если не­сколько – аристократия. Демократию считает не лучшей формой правл-я. Законодателю рекомендует придерж-ся умеренности. С одной стороны – должна быть ограничена власть правящих, с другой – свобода управляемых. Все тогда сущ-е гос-ва он считает несправ-ми (в них 2 вражд-х гос-ва – бедных и богатых). Но образ идеал-го гос-ва Платона послужил не только методологией для последующих научных изысканий в этой обл-ти, примером для подражания, но и побудил последователей к коррект-ке платоновской теории власти.

37. Полит сотрудн-во с религиозными лидерами оправдывалось для официальной власти решением главного вопр: сохранить власть и не допустить вторжения в большую политику нар масс, свержения все6х правящих элит. Для этого так долго, насколько хватало сил, церковь и светские правители «облегчали» законодат-во изъятием из него всего полит-го. Запреты, меры, механ-мы и санкции по прежнему сурово действовали. Молчаливо подразу­мевалось, что власть и гос-во сущ-т сами по себе как извечная и нерушимая данность. В реальной жизни властям приходится заниматься такими делами, кот не приличествуют церкви, они не достойны ее высокой морали и дух-го сана. Для выполнения этих дел церковь и уполномачивает государя. Но, чтобы он не превратился в тирана, зорко надзирает за ним, т.е. сохраняет свое верховенство в сист власти.

38. Абсолютизм (безусловный) –При нем достигается наибольшая степень госуд-й централизации, создается разветвленный демократический аппарат, большая постоянная армия и полиция.

39. Анархизм –Сложилось в сер. 19 в., выражает соц-ную психологию и идеологию мелкособств-х и деклассиро­ванных слоев города и деревни, разоряемых и притесняемых крупным капиталом, склонных к стихийному бунтар­ству и не привыкших к строгой дисциплине в труде и борьбе.

40. (33) В мировоззренческом измерении политики немаловажное место занимает идеология. Политическая идеология в целом имеет следующие основные струк-е элем-ы: 1)связь с общей мировоззренч-й сист эпохи; 2)программные установки, сформулир-е на основе тех или иных полож-й этой сист; 3)стратегия реализ-ции прогр-х установок; 4)пропоганда; 5) конкретные шаги по реализации программы. Идеология неразрывно связана с про­блемами, касающимися авторитета, власти, властных отношений. Ид призвана придавать значимость институцио­нальным отношениям м/у людьми как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реальности в конкретных общественно-историч-х условиях. Хотя научный подход и отвергает идео­логию в качестве инструмента или исходной посылки исследования, необходимость ее изучения как неотъемле­мого элемента мира политического не отпадает.

41. Томас Мор (1478- 1535) английский философ и полит.деятель. В утопии мора нет частной собственности, и трудятся все( 6 часов в день а остальное отдых)- в этом источник счастья утопистов. В своём произведении «утопия» он в первые системно изложил свои взгляды на социалистическое устройство: правители- ответственные перед избирателями, занимают свои посты на строго определённый срок согласно волеизъявлению выборщиков. Высший орган- сенат, а верховная власть принадлежит верховному собранию. Собственность общая, все трудятся и сдают продукцию на склад. Мор стал родоначальником в истории социалистической мысли, именуемого уто­пическим социализмом.

42. Весь 14 век и первую половину 16 века судьба Украины была незавидной. Вначале она стала провинцией Ли­товского княжества, а затем с 1569 года частью польско-литовского государства, речи посполитой, западная ук­раина- галицко- волынский регион- был присоединён к Австро-Венгрии, а боковина к Румынии. Но даже в этот период не угасли элементы укр.государственности : они продолжали существовать в идее национальной незави­симости. В этих условиях строилось запорожское казачество, основная военно-политическая основа будущей гос-ти. Высшей законодательной властью у казаков считался совет, в котором участвовали все. В малом совете( ис­полнительный орган) заседала только старшина, она избиралась на основе общего избирательного права. Само казачество делилось на полки- по 500 человек во главе с полковником, сотни- во главе с сотником. Войском руко­водил атаман- гетман, а сечью- кошевой атаман.

43.

44. По современной конституции Президент США назначает глав и старших должностных лиц органов исполни­тельной власти, министров, именуемых секретарями. Назначает федеральных судей, послов и руководит всей внешнеполитической деятельностью. Большая часть назначений и действий подлежит подтверждению в сенате. Судебная власть возглавляется верховным судом, кроме него конгресс учредил 11 федеральных апелляционных судов и 91 подчиненный им окружной суд. Все соглашения заключенные президентом с иностранными держа­вами, как назначение гос.должностных лиц подлежат последующему утверждению в сенате. Таким образом кон­тролируется и всемогущий президент.

45.Политология изучает политические системы и политическую жизнь общества, проблемы внутренней поли­тики и международных отношений, в отличие от социологии которая изучает закономерности развития и функ­ционирования общества, философии – которая изучает общие законы развития природы, общества и мышления, религии, истории – изучающей прошлое человеческого общества.

46. Политология необходима в современном обществе для отслеживания этапов политической логики человече­ства по мере его цивилизации и усложнения внешних и внутренних политических отношений. Политология в не­которой мере является историей развития политических отношений в обществе. Политология это наука изучаю­щая политические системы и политическую жизнь общества, проблемы отношений.

47. Социальной основой стабильного общества является средний элемент, под которым философ понимает граждан со средним имущественным состоянием. По его мнению люди с таким достатком не стремятся к чужому добру. В богатстве и бедности Аристотель видел зародыши общественных потрясений.(56). К государствам пер­вого типа относится монархия- правление одного, просвещенного монарха, который имеет целью общую пользу. Аристократия- власть знати, элитарных сословий, отличающихся высоким уровнем образования и культуры, ком­петентности в политических вопросах, но имеющих в виду высшее благо- благо государства.

48. Религия и общество не отделимы друг от друга. Религия предшествует науке об обществе и государстве и са­мому государству. Но при этом религия остаётся для правящих инструментом манипулирования массами и удерживания власти. Обычно в целях консолидации народов формирования национального самосознания, тради­ций, поддерживающих гражданское общество и создающих духовную основу для выживания в борьбе с другими народами все мировые религии культивируют идею богоизбранности данного народа, его особого предназначе­ния в мире, именно эта вера, гос.устройство и образ жизни объявляются самыми передовыми и жизнеспособ­ными.

49. Английский мыслитель не был сторонником феодального абсолютизма. Эффективная монархия это абсо­лютная монархия. Признаки: подданные не могут изменить форму правления; верховная власть не может быть потеряна; подданные не могут обсуждать действия суверена; любой суверен наказуем подданными; суверен – судья во всех вопросах по отношению к подданным; суверен не подчинён гражданским законам; назначает всех высших должностных лиц; поощряет и наказывает; объявляет войну и заключает мир; власть и честь подданных исчезают в присутствии верховной власти; второстепенное представительство, кроме самого суверена опасно для самих людей; власть и честь любого суверена должны быть больше, чем любого подданного. Таким образом Гоббс прямо выступал против идей политического плюрализма, разделения властей.

50. Принципы и методы политологии.

51. Украина в период советской власти, сразу же после ликвидации органов царской власти получила возмож­ность для создания УНР(ноябрь 1917). В январе 1918 верховная рада провозгласила Украину самостоятельным гос-м, формально просуществовавшим несколько месяцев. В декабре 1917 выпущены 1е банковские билеты, на кото­рых фигурировало изображение тризубца. Советский режим был сравнительно терпимым по отношению к на­циональной украинской идее. Было разрешено преподавание и изучение украинского языка в отличие от периода царского правления, тиражирование учебной и художественной литературы, газет, радио и телевидение на укра­инском языке. Однако при всём этом Украина полностью подчинялась Москве.

В период правления царя Украина находилась в более ужасном положении. Украинский язык был запрещен, из­дательство и распространение литературы на украинском языке каралось законом. Судьбой украинских земель распоряжался только царь по своему усмотрению. Другими словами украинский народ не имел возможности строить судьбу своего государства самостоятельно, и кроме этого он был лишен всех демократических прав.

52. Эта система действует в отношении палаты представителей и сената, президента и конгресса, конгресса и верховного суда. Так принятый обеими палатами закон должен быть подписан президентом, или возвращён в па­лату. В таком случае палата может согласится с замечаниями, а может преодолеть президентское вето двумя тре­тями голосов сената и палаты представителей. Свои поправки в законопроект, принятый нижней палатой, вносит и сенат, который задумывается, если палата использует свою власть во зло. Если конгресс проведёт закон оспари­ваемый в судах как не конституционный, верховный суд в праве объявить его неконституционным и тем самым аннулировать.(44)

53. В середине 11 века политические учения о происхождении власти князя и образования КР. «правда русская» был одним из первых письменных документов подтверждавших существование КР как государства. Это не только правовой документ, но и он доносит до нас картину расклада политических сил в КР, нормы иерархии, материаль­ные основы свобод человека в раннефеодальном обществе. Следующим памятником письменности является «слово о законе и благодати» Иллариона, которое выступает теоретическим обоснованием независимости КР, а также идеи высшей княжеской власти, которая по статусу выше власти церкви. В «поучении» князя Мономаха (1096) предпринимаются попытки приостановить процессы упадка величия КР. Особое место занимает «повесть временных лет», центральная идея которой является единство КР, в повести идеализируется госстрой, установлен­ный Ярославом Мудрым. «слово о полку игореве», отличительная особенность которого является идея единовла­стия. Роботы Данило Галицкого.

54. РЕФЕРЕНДУМ - форма принятия законов или решений наиболее важных вопросов гос.жизни путём всеоб­щего голосования, одна из форм непосредственной демократии.

55.Законы и категории политологии.

56. К государствам первого типа относится монархия- правление одного, просвещенного монарха, который имеет целью общую пользу. Аристократия- власть знати, элитарных сословий, отличающихся высоким уровнем образования и культуры, компетентности в политических вопросах, но имеющих в виду высшее благо- благо госу­дарства.

57.После Сталинского режима в период которого были проведены массовые репрессии среди всех слоёв насе­ления, благодаря которым он хотел уничтожить всех врагов народа и тем самым поднять экономику и восстано­вить производство страны, было расстреляно большое число интелегенции, людей с высшим образованием и спе­циалистов в различных отраслях промышленности. Из-за этого страна в своём развитие сделала шаг назад, а не вперёд как планировал Сталин, кроме этого доверие правительству народа значительно уменьшилось. Социальные последствия таких режимов : упадок экономики, увеличение смертности и нищеты, недоверие правительству, в последствие стремление народных масс к его свержению, увеличение миграции населения за границу. При цар­ском режиме: запрещение укр.языка, полное подчинение царю, отсутствие демократии…

58. Город солнца- произведение отражающее взгляды великого социалиста на гос.устройство. верховный прави­тель в этом городе- священник именуемый Солнце, который является главою, в светском и духовном, по всем во­просам и спорам он выносит окончательное решение. При нём имеются 3 соправителя: 1. Мощь-всё касающееся войны и мира. 2. Мудрость- искусства, ремёсла и науки, ученые и учебные заведения. 3. Любовь. Жители города ни в чем не нуждаются, все получают от общины, а должностные тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше чем ему нужно. У всех все общее. Мужчины и женщины носят одинаковую одежду для военного дела.

59.После революции 1917 Украина получила возможность быть независимой, был официально разрешен укра­инский язык, были созданы органы законодательной и исполнительной власти, конституция и уголовный кодекс. Но при всем этом она полностью подчинялась Москве, её органы власти не имели возможности самостоятельно принимать какое-либо решение, всё надо было согласовывать с ЦК КПСС. Украина не получила полной незави­симости в 1917-18 потому, что её автономия была только формальной, а практически Москва выполняла все функции правления и решала важные политические вопросы. А в случае не подчинение приказам из Москвы сле­довали репрессии.

60.

61. Каково будущее Украины. По прогнозам экспертов к 2010 году Украину ждет следующее:

                    Каждому трудоспособному человеку гарантируется достойная оплата труда; размер средней зарплаты в 2010 году должен возрасти в 2,3 раза.

                    Средняя продолжительность жизни населения составит 69-70 лет; расходы на охрану здоровья должны воз­расти как минимум в 2 раза.

                    В полтора раза возрастут расходы на образование – базовое 12-ти летнее среднее, 4-х летнее профессио­нально-техническое, высшее.

                    За счет реализации адресных социальных программ и развитию систем страхования максимально, так же по европейским меркам, облегчатся последствия безработицы, других неизбежных рыночных нежелательных послед­ствий; помощь наиболее уязвимым слоям населения увеличится в 3-4 раза.

                    Уже до 2003 года в Украине будет сформирован полноценный рынок недвижимости. До конца прогнози­руемого периода обновится 10% жилищного фонда. За счет этого, а так же нового строительства свои жилищные условия улучшат 50% семей.

                    Человек почувствует себя защищенным, уверенным в завтрашнем дне.

                    Продолжится возрождение нашей европейской идентичности, цивилизованной нации деловых высококуль­турных людей через интеграцию в европейские и атлантические политические, социальные структуры, открытость Украины не только для инвестиций, современных технологий, а и качественного информационного и культурного обмена.

62. Функции политологии. Познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспек­тивы политических процессов.

Функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов, как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д.

Практическая направленность политологии выражается в том, что она вырабатывает научно обоснованные про­гнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция поли­тологии. Политология способна дать:

                    Долговременный прогноз диапазоне возможностей политического развития.

                    Представить альтернативные сценарии будущих процессов.

                    Рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты.

63. Что такое политология. Политология – это наука о государственно-организационном обществе как функционирующей и развиваю­щейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания. Иначе говоря, политология - это наука о государстве.

64. Какие идеи мыслителей древности актуальны и применимы в современной политической жизни Украин­ского государства. Уже в древности люди задумывались об организации общества. На самых ранних этапах развития политической мысли возникают различные теории об организации государственного строя некоторые из них дошли и до нашего времени, но конечно в измененной форме. Так например Демокрит уже тогда был более склонен к демократии. Солон считал что государство требует прежде всего законного порядка. Солон написал законы и осуществил су­щественные реформы социально политического характера. Хотя Сократ критиковал демократию, но в тоже время он акцентировал внимание на том что смена демократии должна проходить не носильным путем, а путем посте­пенных изменений в направлении желаемого управления. Зная нынешнее политическое положение в стране и мире можно сделать следующий вывод, что довольно много идей мыслителей древности актуальны и применимы в современной политической жизни Украинского государства.

65. Что означает термин «естественные права человека». Согласно теории Джона Локка люди, создавая государство на добровольной основе и по собственной воле, пре­дельно точно определяют тот объем полномочий, который затем передают государству. Государство получает от людей ровно столько власти, сколько это необходимо для достижения совокупной цели государства – обеспечения естественных прав человека на жизнь, здоровье, свободу, а так же «внешние блага» - деньги, дом, домашнюю ут­варь и прочее, что Локк именует собственностью. Из этого видно, что естественными правами человека являются: право на собственность, жизнь, здоровье, свободу.

67. Что такое конституционное право? Какие идеи были заложены в него конституцией Филиппа Орлика? Конституционное право – название отрасли права, предметом которой является сфера деятельности государст­венной власти, а основным источником является конституция. Первое место в конституции Филиппа Орлика за­нимала проблема взаимоотношений гетмана и народа. В ней закладывались идеи ограничения власти, ее выбор­ности и подотчетности; социальных и политических прав граждан.

68. Каковы политические механизмы предупреждения произвола властей? Для предупреждения произвола властей Локк разработал целую систему сдержек и противовесов. В системе его идей просматриваются несколько основополагающих принципов. Прежде всего – принцип свободы. Тот, кто «пытается полностью подчинить другого человека своей власти, тем самым оказывается в состоянии войны с ним». Затем – принцип разделения властей, а также принцип политического плюрализма, т.е. многообразия субъ­ктов политической жизни, как способа предупреждения монополии власти. В качестве крайнего средства проти­водействия произволу властей Локк называет «восстание» и «революцию», посвящая этим, как он их называет, «лучшим средствам против силы и произвола» два специальных параграфа в своей работе «Два трактата о госу­дарственном правлении» (1688).

69. Насколько необратимы внутренние и внешние процессы, обеспечивающие сохранение и дальнейшее разви­тие украинской государственности на современном этапе. Внутренние условия необратимости перемен. 1 декабря 1991 года на своем референдуме народ Украины преоб­ладающим большинством голосов поддержал акт провозглашения своей независимости. Сегодня у Украины есть все атрибуты суверенного государства. Она располагает территорией с охраняемыми границами, высшими орга­нами государственной власти, зависимыми только от украинских избирателей, единым гражданством, собствен­ной системой права и судебной системой, армией, внутренними войсками, органами национальной безопасности и надзора, денежной единицей. Решения ее высших органов обязательны на всей территории и для всех без исклю­чения граждан. Государство устанавливает налоги, проводит денежную политику, имеет завершенную систему государственного управления и самоуправления на местах.

Внешние факторы поддержки политического курса Украинского государства. Украина является субъектом м/н права. Это означает, что она признана м/н сообществом в качестве суверенного государства: она – член м/н пра­вительственных и неправительственных организаций, в том числе ООН, размещает иностранные посольства в своей столице и имеет свои – в столицах ведущих стран мира. Украина – внеблоковое государство, которое про­водит мирную политику в м/н отношения и активно сотрудничает с ведущими странами мира во всех областях жизни – экономической, научно-технической, военно-политической, дипломатической, гуманитарной, культур­ной, спортивной, экологической.

70. Насколько импонирует вам идея просвещенного абсолютизма. Если рассматривать просвещенный абсолютизм, как это представлял себе С. Климовский, то как по мне то это довольно привлекательная идея, так как в не заключена и монархия со своими положительными сторонами и в тоже время так имеется равенство, которое, так сказать, ликвидирует самый большей недостаток монархии – про­извол правящих властей. Т.е. это может быть одна из самых первых смешенных форм государственного правле­ния. А на современном этапе развития политической мысли смешанная форма правления является наиболее эф­фективной и приемлемой.

71. Почему в принципе возникают «центристы» («федералисты») и «антицентристы» («антифедералисты»). Так как в мире довольно много различных теорий относительно управления государством и есть люди которые призваны командовать и управлять другими людьми, а другие только работать и подчиняться. Из этого следует, что людям, которым характерно властвование над другими, выступают за сильное централизованное государство которое должно управляться жестко. По этому и возникают сторонники абсолютизма «центристы». Каждый чело­век мыслит по разному и по этому возникают противники такой теории. Они считают что управление государст­вом не должно осуществляться жестко по отношению к народу. Управление должно осуществляться на благо на­рода. Исходя из этого и появляются «антицентристы».

72. В чем состоят политические учения французских просветителей. Французские просветители отвергали сам феодализм с его абсолютной монархией, религиозное объяснение и оправдание абсолютизма, сословные привилегии имущественное расслоение народа. Они несли такие демокра­тические идеи как равенство, свобода, народовластие, законность, гуманизм. Наиболее яркими представителями французского просветительства являются Монтескье и Жан Жак Руссо. Монтескье воспевал свободу,которую он понимал не как желание делать, что хочу, а как «право делать все, что позволено законом». Руссо последователь­ный сторонник демократии, не признающий никакие иные формы государственного устройства: ни аристокра­тию, ни монархию.

73. Характеристика прикладных политологических найк. К прикладным политологическим наукам относятся:

                    Прикладная политология. Она концентрирует свое внимание на конкретных событиях и ситуациях в жизне­деятельности государства, апртий специальных групп индивидов. Она вырабатывает практические советы и реко­мендации конкретным участникам политического процесса.

                    Политическая психология изучает субъективные механизмы политических взаимодействий, связей и отно­шений, влияние на них сознания и подсознания человека, его разума, воли, эмоций, установок и т.д.

                    Политическая антропология устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека, а так же показывает влияние на политику социокультурных особенностей той или иной общности.

                    Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

                    Политическая философия представляет собой отрасль или подраздел философии, имеющей своим объектом изучения и трактовки, сферу политического. Ее задача установление в политике добра и зла, справедливого и не­справедливого, совершенного и несовершенного и т.д.

                    Политическая социология представляет собой своеобразный синтез социологии и политологии. Она в больше степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть м/д различными частями обще­ства, социальных конфликтах и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и безфункциональных аспектов политики.

74. Изложите классификацию прав человека согласно Всеобщей декларации прав человека. Прежде всего права человека делятся на негативные и позитивные. Под негативными понимается запрет на дей­ствия, которые могли бы ограничить свободу человека. Под позитивными правами человека понимается обязан­ность государства обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни, соответствующий м/н стандартам.

По содержательному критерию права делятся на общегражданские, политические, социально-экономические, личные культурные.

76. Что общего между политическими программами Пестеля и Ленина, и в чем состоит их различие? Политические программы Пестеля и Ленина довольно намного общих положений приблизительно 70-80% сов­падает. Это объясняется следующим образом. Политическая программа ленина не возникло на пустом месте она базировалась на проекте конституции который написал Пестель. Но все же различия в программах есть. Одним из них является: Ленин предлагал стирание социально-классового различия, предлагал перенести столицу в Москву, тогда как Пестель предлагал перенести в Нижний Новгород и не стирать социально-классовые различия. Ленин выдвинул идею разделения оплаты умственного и физического труда и т.д.

77. Предмет и задачи политологии. Предметом политологии является изучение государства. В связи с возникновением вопроса о власти предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распреде­ления и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль за политической властью со стороны общества.

Задачей политологии первого уровня является выработка методики исследований, создание объясняющих моде­лей, что важно для понимания политики. Но не меньшее значение в политологии имеют конкретные эмпириче­ские политико-социальные исследования, которые служат основой прикладной политологии.

79. Почему Аристотель, как и многие другие мыслители античности, отрицательно относился к демократии? Что он понимает под охлократией. Аристотель относит демократию к неправильным формам государственного правления. Он считал полития пе­реходит в демократию, а так как по его мнению полития это правление большинства в интересах общей пользы. Следовательно Аристотель считал что демократия это своекорыстная форма государственного большинства.

80. Почему при всей гуманистической и демократической направленности взглядов Монтескье его нельзя от­нести к социалистам? При всем своем гуманизме и демократическом настрое Монтескье не был социалистом, иначе бы он не ставил превыше всего принцип частной собственности. Там, где неприкосновенность частной собственности не обеспе­чена законами, считает великий гуманист, там не может быть общественного благосостояния и прогресса. А со­циализм предусматривает отсутствие частной собственности. Поэтому Монтескье нельзя отнести к социалистам.

100.Теория разделения властей – второе достижение Монтескье. Эта теория происходит из старой идеи ²сме­шанного правления², которую разрабатывали ещё Аристотель и Цицерон.

Впервые идея разделения властей нашла своё практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя это и произошло стихийно. Анализируя британскую политическую систему, Монтескье теоретически осмыс­лил её. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполни­тельную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возво­дится в конституционный принцип государства, в котором выражается не только рациональное разделение вла­стно-управленческого труда, но и соотношение сил в обществе.

101. англичанин Р. Оуэн относится к числу практиков утопического социализма. Осуществлять свои замыслы Оуэн начал на фабрике своего тестя. В основе политических убеждений лежит отрицание частной собственности. Поэтому будущее, справедливое, общество должно быть основано на общности владения и труда, обязательности труда и всеобщем равенстве, сочетании умственного и физического труда. Для великого гуманиста благо всего общества начинается с моральных и духовных ценностей, с порядочности самого человека. Оуэн подготовил про­ект конституции, предназначенный для спроектированных ним посёлков, был зародышем первых форм соедине­ния государственного управления и местного самоуправления. Проект основывается на принципах равенства, свободы, всестороннего развития личности. По мере возрастания числа посёлков должны быть образованы феде­ративные союзы посёлков. Объединённых десятками, сотнями, тысячами и т.п. пока они не распространятся на всю Европу, а затем и на все другие части света и не объединятся все в одну великую республику, связанную од­ними общими интересами. В этом заключались его ²трудовые коммуны².

102. в середине 16 в. в Киевской Руси возникают концептуально оформленные политические учения о проис­хождении власти князя от Бога и в тоже время ограничения её советом дружины, советом бояр. В качестве одного из первых памятников восточно-славянской письменности профессор Б. Кухта называет ²Правду Русскую². В ней чётко закреплено право частной собственности в семье – право мужа, право наследования, детализированы нормы уголовного и гражданского права. Этот памятник доносит до нас определённую картину расклада полити­ческих сил в Киевской Руси, нормы иерархии, материальные основы свобод человека в раннефеодальном обще­стве. Следующим памятником является ²Слово о законе и благодати² ИЛАРИОНА. ²Слово² Илариона выступает теоретическим обоснованием независимости Киевской Руси от других государств, в частности, Византии, а также идеи сильной княжеской власти, находящейся по статусу выше власти церкви. Особое место среди летописей за­нимает ²Повесть временных лет². Одной из центральных идей является единство Русской земли. Летопись идеали­зирует государственный строй, установленный Ярославом Мудрым. ²Слово о полку Игореве² - историческое произведение 12 в. оно несёт в себе политический смысл, проявляющийся в призыве русских князей к единству. Отличительной особенностью этого произведения является также идея единовластия, которая всегда в периоды объединения разрозненных земель и становления централизованного государства получала довольно подробное теоретическое обоснование. Также к летописным памятникам относятся работы Данила Галицкого и ²Поучения² Владимира Мономаха.

103.атрибутами являются: территория, власть, суверенитет, население. Территория государства включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды. Это означает, что государство поддерживает в перечис­ленных средах свою власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения. Население, т.е. человеческое со­общество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие м/у политической элитой и остальной частью общества.

105.суверенитет – это независимость во внутренней и внешней политике.

106. ²Трудовые коммуны² Оуэна отличались тем, что на его предприятии рабочим ничего не запрещалось, за нарушения и воровство не взимались штрафы, также Оуэн построил для своих рабочих жилой дом на 500 человек и коттеджи, создал сады и школы для детей рабочих, вечерние школы для рабочих, повысил зарплату, магазин с дешёвыми продуктами. Однако все эти опыты окончились неудачей.

107. Грушевского нельзя безоговорочно отнести к умеренным демократам, стоявшим вне политики. Научные интересы буквально подтолкнули его к идее национальной государственности украинского народа и вытолкнули в политику.

В финале – избрание в 1917 г председателем Центральной Рады Украинской Народной Республики, в начале ав­тономной, а затем независимой. Всю структуру власти он стоил снизу-вверх, на основе широкого местного само­управления. На практике вышло иначе. Став политиком, главой ЦР, торопясь противостоять параллельной власти, созданной большевиками в Харькове, он вскоре предлагает провозгласить Украину ²суверенной Державой Укра­инского Народа², ЦР голосует за это. Многолетние размышления учёного явились теоретической основой при подготовке проекта Конституции УНР в 1918г, которая была одобрена ЦР, но в следствии переворота, так и не рас­сматривалась на украинском учредительном собрании и не вошла в жизнь.

108.взгляды Аристотеля можно разделить на 3 группы: общие положения; экономическая часть; социальная ос­нова. Общие положения о государстве. В обществе существует несколько видов отношений. Высшая форма – государство. Оно стоит впереди природы индивида и семьи. Экономическая часть рационального государства Аристотеля принципиально отличается от учения Платона. По Аристотелю государственный строй основывается на сочетании общей и частной собственности. Отсюда и возражение по поводу полного уравнения в области зем­лепользования: уравнивать нужно не столько земельные наделы, сколько ²вожделения² людей. Социальной осно­вой стабильного государства является средний элемент, под которым философ понимает граждан со средним имущественным состоянием по сравнению с богатейшими и беднейшими слоями. Люди с таким достатком, счи­тал он, не стремятся к чужому добру, как бедняки, а более богатые не посягают на то, что принадлежит этим ²средним².

109.социальным программам Оуэна была присуща гуманизация отношений. К сожалению его опыты в США и Англии не увенчались успехом, но они оставили свой положительный след. К примеру, на его фабрике рабочим ничего не запрещалось, не было наказаний и штрафов за нарушения и воровство. Будучи человеком целеустрем­лённым и деятельным, он принимался за новые дела, в основе которых лежало обострённое чувство социальной справедливости и стремление облегчить участь простого люда. Оуэн в большей степени был практиком, чем тео­ретиком. Однако не следует упрощать оценку его вклада в теорию государства и права, и политологию.

110.прежде всего началом всех начал является Киевская Русь. С введением христианства сближаются 2 ветви власти – светской и церковной. В середине 11в в Киевской Руси возникают концептуально оформленные полити­ческие учения о происхождении власти князя от Бога и в то же время ограничения её советом дружины, советом бояр. Особое место среди древнеславянских летописей занимает ²Повесть временных лет². Одной из центральных идей летописи является единство Русской земли. После распада киевской Руси все земли восточных славян были захвачены географическими соседями. В 1620г в Киеве восстанавливается метрополия – и город снова становится культурным центром и религиозным центром украинских земель. Зародившаяся в Киевской Руси государствен­ность восточно – славянских народов завершилась в конце 20в формированием 3-х самостоятельных государст­венных форм: Украины, Белоруссии, России. Все они являются суверенными государствами.

111.на мой взгляд неравенство предпочтительнее равенству, так как есть стимул, стремление к определённой цели достичь большего. А если все равны, то такого желания не возникнет и общество не будет развиваться, все процессы развития затормозятся, что приведёт к отрицательным последствиям.

112.Аристотель считал, что демократия – исключительно интересы неимущих классов. Она не имеет в виду об­щей пользы. Демократия – такая же своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных.

113.для великого гуманиста благо всего общества начинается с моральных и духовных ценностей, с порядочно­сти самого человека. Он, строитель нового общества, подходил к своему вопросу не как идеалист, конструирую­щий воздушные замки, а как материалист, рассматривающий человека в качестве строительного материала этого общества. Достойный, высококачественный материал даёт возможность соорудить крепкую добротную струк­туру.

114. опасность чрезмерного единства государства заключается в его тоталитарности. Тоталитарный режим сме­тает всё на своём пути, он не признаёт ничего, кроме самого себя.

115.Мор стал родоначальником целого направления в истории социалистической мысли, именуемого утопиче­ским социализмом. Правда, на ряду с пафосом справедливости такой социализм одновременно нёс печать несбы­точности. Однако это был только 16в, когда неразвитому состоянию общественной жизни соответствовали такие же незрелые теории. Но для своего времени они были передовыми.

116.Гоббс прямо выступает против идей политического плюрализма и разделения властей, которые вскоре по­сле него будут обоснованы обществоведами и использованы в практике буржуазной демократии. Он против идеологического плюрализма и за жестокий государственный контроль над умами, словами, оппозиционными учениями, против критики верховной власти и за репрессивные меры по отношению к отдельным популярным лицам, авторитет, ум и влияние которых на общество могут затмить величие короля.

117.система совершенного права как основа всего государственного устройства и законодательства, что и явля­ется одним из важнейших элементов современной концепции правового государства. Правовое государство – это и обеспечение прав и свобод граждан. В связи с этим Кант неоднократно подчёркивает, что государство, которое уклоняется о соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует стать нелигитим­ным. В теории государства прослеживается и принцип разделения властей, по крайней мере, функциональное разделение органов власти на законодательные, исполнительные и судебные.