Как становятся политиками

»

1. Как соотносятся политика и политическая деятельность.

Политика - деятельность органов власти, объединений граждан и „отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нация­ми, большими группами людей направленных на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти.

Можно выделить области политики по различным основаниям: - по сферам жизни ( экономическая, социальная, культур­ная, национальная, военная );

- по областям ( внутренняя, внешняя );

- по масштабам ( международная, мировая, локальная, ре­гиональная );

- по носителям

- по срокам действия.

Политическая деятельность - это, как правило, формы и методы ре­ализации политики. Одной из основных форм политической деятельности можно выделить политическую борьбу, которая является одной из сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных полити­ческих сил между собой во имя достижения определенных политических целей. В ее основе лежат интересы тех социально-классовых слоев, групп, общности людей, которые образуют собой субъекты политических отношений. Объектом политической борьбы являются прежде всего отношения власти, поскольку ее цель - достижение прочных позиций в системе политической структуры общества, реализация тем или иным субъектом политических от­ношений своей политической воли.

2. Как соотносятся политика и экономика.

Экономика напрямую связана с политикой и непосредственно зависит от нее. К основным аспектам экономической политики относятся:

- управление государственными предприятиями и организа­циями;

- установление правовых: основ рынка и ценовой политики;

- регулирование внешнеэкономических отношений;

- налогообложение и взимание налогов.

В Российской Федерации декларируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поощрение конкуренции, свобода экономической деятельности.

В зависимости от проводимой политики в экономике можно наблюдать или кризис ( экономический спад ), или экономический подъем. С другой стороны состояние экономики влияет на общую политическую ситуацию в стране.

В странах с благополучной экономикой не стоят острые политические проблемы.

3. Как соотносятся политика и власть.

Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведе­ние или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли принуждения.

В демократическом государстве определяющую роль играют устройство и система власти, участие людей в осуществлении власти, контроль за властью. Власть есть законодательная и исполнительная.

В основном главной целью политики является контроль власти. Для этого устанавливается конституция в соответствии с проводимой по­литикой, устанавливаются законы ( законодательная власть ). Произво­дится реорганизация органов исполнительной власти на местах.

Таким образом политика направлена на сохранение и укрепление власти.

4. Как соотносятся правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство - правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство - это государство, где господ­ствует право.

Б правовом государстве система государственной власти основана на принципе разделения властей, на верховенстве права. Верховенство права означает, что государственные органы связаны правом, т.е. действуют в строгом соответствии с конституцией, законами, в рамках своей компетенции, в пределах тех государственно-властных полномочий, которыми они наделяются для выполнения стоящих перед ними задач. Власть подчи­нена праву.

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечи­вают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его струк­туры. Но вместе с тем, оно испытывает и обратное влияние. Например, правотворческая деятельность государства, работа органов народного представительства тесно взаимосвязаны с деятельностью политических партий, общественных организаций граждан. Более того, можно заключить что нормальная и эффективная работа государственного механизма, всей организации политической власти общества невозможна без развитого гражданского общества как своеобразного посредника, важного звена меж­ду личностью и государством. Гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объеди­нений.

5. Как соотносятся политика и социальное обеспечение.

Одной из составляющих политики является социальная политика. Со­циальная политика направлена прежде всего на равноправные, основанные на договорных началах отношения между классами, нациями, территориаль­ными, демографическими и другими социальными общностями людей, на вы­сокую социальную защищенность граждан от произвола государственных, политических, хозяйственных структур и конкретных их представителей, а также частных предпринимателей, защищенность граждан от посягательств на их личность и имущество со стороны антиобщественных преступных эле­ментов, максимально возможная справедливость в распределении матери­альных и духовных: благ.

Одним из направлений социальной политики является социальное обеспечение. Социальное обеспечение предусматривает обслуживание прес­тарелых: и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. Кроме того: пенсии, пособия работающим ( по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д. ), многодетным и одиноком матерям и малообеспеченным семьям, в которых: есть дети; содержание и обслужива­ние престарелых и инвалидов в специальных учреждениях; протезирование профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалида и многодетным матерям.

6. Каковы направления современной политической мысли.

Из множества направлений современной политической мысли можно вы­делить следящие:

- консерватизм и неоконсерватизм;

- либерализм и неолиберализм;

- доктрины социал-реформизма;

- политический экстремизм;

- политический клерикализм.

Консерватизм - политическая идеология ориентирующаяся на сохра­нение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в науке, религии, браке, семье, собственности в современ­ном обществе.

В настоящее время консервативные настроения вылились в форму нео­консерватизма. Сторонники неоконсерватизма, принимая технические и со­циальные последствия НТП, отказываются принимать его политические вы­воды, стремясь отделить государство от масс, передать его в руки про­фессионалов. Примером неоконсерватизма является тетчеризм и рейганизм.

Либерализм - политическая идеология, ставящая целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуж­дения по отношению к индивиду. Либерализму соответствует свобода от ' групповых, классовых, националистических: и т.д. предрассудков, космо­политизм, терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм, подчеркивание самоценности личности. Либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции.

Новейшее развитие общества привело к возникновению неолиберализма - доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной кон­куренции, частного предпринимательства, полагающий, что они сами по себе не смогут достичь успеха автоматически, а требуют постоянного вме­шательства государства, создающего благоприятные условия для их ре­ализации. Важнейшим течением и направлением политической мысли была и остается социал-демократия с ее концепцией реформизма, демократическо­го социализма. Основными положениями этой доктрины являются: - провозглашение социализма как цели социал-демократии.

При этом социализм в понимании социал-демократии рассматривается не как состояние общества, а как процесс утверждения некоей совокупности этических ценностей;

- определение основных ценностей "демократического социализма". Среди них: свобода, справедливость, солидарность всех людей; равное право на сосуществование общественной, коллективной, индивидуальной и частной собственности - смешанной экономики.

Крайне левыми и крайне правыми политическими течениями, которые во многом смыкаются, несмотря на противоположные полюса, на которых они находятся, являются различные разновидности политического экстре­мизма, приверженные крайним взглядам и мерам в политике. Наиболее оди­озными являются: фашизм и неофашизм, сионизм и антисемитизм, расизм.

Фашизм и неофашизм - названные доктрины возникли в период кризиса буржуазной демократии и либерализма и выражают интересы наиболее реак­ционных и агрессивных сил.

Сионизм и антисемитизм. Доктрина сионизма является в настоящее время основой политики и деятельности международного сионисткого дви­жения, созданного австрийском журналистом Теодором Герцяем, издавшим книгу "Еврейское государство" (1986).

И еще одно направление современной политической мысли - марк­сизм-ленинизм.

7. Как связаны политическая и социальная структура общества.

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных между собой и упорядоченных относительно других социальных: групп, ко­торые:

- занимают разные места в системе по критериям: власти, собствен­ности, доходу, престижу;

- связаны между собой политическими, экономическими и культурными отношениями. Социальная структура зависит от политики и в то же время влияет на политику. В зависимости от проводимой политики социальная структура может существенно изменяться.

Например, до 1985 года в СССР, преемником которого после распада является Россия, можно было выделить следующие элементы социальной структуры общества:

1. Относительно немногочисленный слой профессионально-квалифи­цированных рабочих;

2. Основной ( наиболее многочисленный ) слой рабочих средней ква­лификации;

3. Слой рабочих, развращенный длительной практикой получения не­заработанного дохода;

4. Колхозное крестьянство;

5. Научно-техническая интеллигенция ( специалисты народного хо­зяйства, ученые технического профиля );

6. Хозяйственные руководители сферы материального производства;

7. Ответственные работники торговли и бытового обслуживания насе­ления;

8. Социальная и гуманитарная интеллигенция ( педагоги, врачи, жур­налисты, писатели, художники, ученые-обществоведы и гуманитарного про­филя и т.д. );

9. Ответственные работники аппарата политического управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов;

10. Политические руководители общества;

11. Пенсионеры;

12. Учащиеся молодежь;

13. Военнослужащие.

После смены власти и изменения политического курса произошли сущест­венные изменения в уже существовавши элементах, социальной структуры и исчезновения некоторых вообще.

Появились новые элементы социальной структуры общества характер­ные для всех развитых стран мира:

14. Мелкие, средние предприниматели и фермеры;

15. Крупные предприниматели ( руководители банков, финансовых компаний, промышленных негосударственных предприятий );

    Клан организованной преступности.

8. Что представляет политическая система общества. России.

Политическая система - часть политической сферы, интегрированная совокупность государственных и негосударственных социальных институ­тов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, госу­дарствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный соци­альный порядок. Структуру политической системы общества можно представить:

- политическая власть; - субъекты политики; - политическая организация;

- политические отношения; - политическая культура.

Сущность политической системы проявляется также через ее функции. Основными из них являются:

- определение перспективных и ближайших целей, задач, путей раз­вития общества, его социальных общностей, слоев, групп, граждан на вы­полнение определенных целей задач, программ;

- проведение политики практической деятельности в гармонизации интересов и деятельности государственных образований: штатов, кантонов, республик, т.п., классов, наций, демографических групп и других соци­альных общностей;

- духовно-идеологическая деятельность.

Характер, структура, функции политической системы общества обус­ловлены его социально-экономической основой.

Декларировано, что Россия - правовое, федеративное государство с республиканской формой правления. Высший орган власти - президент, парламент России - федеральное собрание, состоит из верхней палаты -совет федерации и нижней палаты - государственная дума.

Допускается оппозиция, гарантируются права и свободы, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Принципы разделения властей: - законодательная; - исполнительная

- судебная.

9. Что представляет политическая культура.

Культура - это качественная характеристика жизни общества ( расп­ределение, потребление материальных и духовных ценностей ). Политкультура - это уровень и характер политических знании, оценок; содержание и качество традиций, ценностей, норм, регулирующих политические отно­шения.

В общей культуре можно выделить ее итог ( совокупность материаль­ных и духовных ценностей ) и процесс - сохранения, освоения, усвоения потребления:' передачи, распространения ценностей, отобранных челове­чеством в ходе его развития как необходимых, истинно человеческих. Культура - процесс - это создание новых ценностей на базе исторически определенного уровня развития творчества, сил и способностей личности, общества.

В политкультуре выделяют ее историю, теорию, практику разных фор­маций, цивилизаций, эпох, периодов развития регионов, стран, народов.

Политическая культура - это совокупность стереотипов сознания и поведения социальной общности, т.е. укоренившихся представлений о по­литической жизни общества: - о его политической системе; - о полити­ческом режиме; - о механизме власти и управлении; - о принятии решений и их реализации; - о носителях властных полномочий; - о собственном месте в политической жизни; - компетентности, эффективности участия в политической деятельности. Составными элементами политической культуры являются:

- мировоззрение;

- убеждения и установки;

- поведение при решении политических вопросов и т.д.

10. Как связана политика и национальные отношения.

Национальные отношения - сложная социально-политическая катего­рия, одна из специфических форм социальных отношений. В национальных ^отношениях проявляется вся совокупность общественных отношений. Пос­кольку политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, то, по существу, вое аспекты взаимоотношений наций и народностей, регулируемых государственной властью, носят поли­тический характер. Это обусловлено значением государства как важного фактора формирования и развития наций и народностей.

Национальная политика - это целостная система, представляющая со­бой концентрированное выражение социально-экономической, языковой, демографической, правовой, культурной политики в отношениях между на­циями и народностями.

Иными словами, национальная политика - это целенаправленная деятель­ность по регулированию отношений между нациями и народностями в основ­ных сферах общественной жизни, как правило, закрепленная в соответс­твующих документах и юридических актах государства.

Основные концептуальные положения национальной политики: - признание права национального самоопределения, равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценнос­тей всех народов, непримиримость к национализму и расизму, политичес­кое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа за счет ущемления интересов других: народов, учет интере­сов малочисленных национальных групп.

При выработке и осуществлении национальной политики следует учи­тывать всю сложность и специфичность национальных отношений как объекте социального управления.

Во-первых, - степень решения национального вопроса, национальных проблем. Национальный вопрос - это прежде всего отношения национально­го неравноправия, деления наций на привилегированные и неполноправные, это неравенство уровней экономического и политического развития, отс­тавание неравноправных и угнетенных наций от наций великодержавных, при­вилегированных, это, и атмосфера национальной розни, вражды и распрей на национальной почве, закономерно возникающих в условиях дискримина­ции и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и куль­турным ценностям, режима национальных привилегий.

Во-вторых, сложность и специфичность национальных отношений зак­лючается в существовании национальных интересов, которые в определен­ной мере и определенных условиях могут выражать устремления к само­определению, самоуправлению, самоутверждению очень широких слоев насе­ления, можно сказать всех социальных групп.

В-третьих, - в заметном влиянии на межнациональные отношения на­циональных традиций, национальной психологии, национального самосозна­ния. Это особенно проявляется на этапе национальных движений государс­твенной независимости.

В-четвертых, - в огромном значении в жизни общества исторической памяти, традиций, особенностей национальной культуры, в которых запе­чатлены единство судеб и своеобразие духовного облика народа, его на­циональный характер.

В-пятых, - национальные процессы подвержены активному влиянию ре­лигии, в нашей стране особенно христианской и исламской, поэтому наци­ональные чувства переплетаются с религиозными.

Основными стадиями управления современными национальными процес­сами выступают: прогнозирование, предвидение будущих демографических ситуаций и перспектив развития, политических последствий принимаемых решений, выработка и принятие управленческих задач; организационная и культурно-массовая, воспитательная работа для создания благоприятных условий реализации поставленных целей и задач; применительно к каждому этапу развития общества разрабатывается концепция национальной полити­ки, в которой выделяется ведущий, приоритетный вопрос, требующий пер­воочередного решения.

II. Каковы глобальные проблемы современного общества.

Современное высокоразвитое гражданское общество становится осно­вой стабильности политических режимов, и если государство начинает ша­таться, его надежно подпирает прочная структура гражданского общества. Гражданское общество становится как бы фундаментом, на который опирает­ся государственная власть. Это особенно характерно для Скандинавской стран.

В основе благоденствия государства и каждого его гражданина лежит гражданское общество со всеми его атрибутами и прежде всего личная от­ветственность каждого гражданина за результаты своего труда, в какую бы организацию или ассоциацию он не входил. В этом, пожалуй основная, главная особенность современного этапа развития гражданского общества.

В ряде стран современный этап развития гражданского общества ха­рактеризуется все большей актуализацией его национальных аспектов.

Как объективная реальность, гражданское общество является систе­мой самоорганизующейся и саморазвивающейся. Вместе о тем практика, опыт высокоразвитых стран свидетельствуют, что гражданское общество функцио­нирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого не только складываются, но и создаются определенные благоприятные условия. Условия эти в значительной мере создает само общество, причем, с одной стороны, это делается через государство, с которым оно находится в единстве, с другой стороны - вопреки государству, так как это единство диалектическое, противоречивое.

Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью или участие опять же конкретное в обладании этой собственностью, право ис­пользовать ее и распоряжаться ею по своему усмотрению. Наличие собс­твенности является базисным, фундаментальным условием свободы личнос­ти в гражданском, как и в любом другом, обществе, об этом неопровер­жимо свидетельствует практика жизнедеятельности общества.

Важным условием функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отра­жающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных групп и слоев. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим и в количественном и в качественном отношении. При "размытой" социаль­ной структуре индивид связан о государством напрямую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод.

Следящим условием жизнедеятельности гражданского общества явля­ется достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психо­логического развития личности членов общества, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

12. Каково направление перспективного, прогрессивного развития России.

Направление перспективного развития России - дальнейшее развитие по пути демократических реформ.

Путь реформ можно разделить на два взаимосвязанных блока: 1) Дальнейшее совершенствование политической системы обществ; 2) Экономические реформы.

Под совершенствованием политической системы понимается: реформа законодательства - принятие законов в соответствии о меж­дународным правом и обеспечивающих соблюдение прав человека, исполни­тельной власти - неукоснительное соблюдение принимаемых законов, стро­гое следование им на местах, а также реорганизация органов исполни­тельной власти до уровня дееспособных и оперативных полномочных предс­тавительств на местах, обеспечение соблюдения прав человека, развитие структуры социального обеспечения; возрастание роли России в междуна­родных отношениях. Экономические реформы подразумевают:

- стабилизация финансовой системы;

- выход экономики страны из кризиса, стабилизация экономической системы и прогрессивное развитие;

- возрастание роли промышленного капитала;

- повышение общего благосостояния граждан и т.д. Постепенное вхождение России в мировую экономику и закрепление За собой статуса развитой промышленной державы.

Список используемой литературы:

1. Краткий политический словарь. - 6-е изд. Москва, 1989.

2. Основы политологии: Курс лекций для
высших учебных заведений. - 'Киев, 1991.

3. Политология. Текст лекций. Часть 2,
Учебное пособие /Колл. авторов./ - Москва, Изд-во РЭА
им. Плеханова, 1992.

4. Голосов Г. В. , Лифанов А. В.

Введение в политологию. - Учеб. пособие.
Новосибирск, 1991.

5. Политическая система и политическая
жизнь общества: Лекции по курсу
"Политология "/под ред. Калины В.Ф./ - Москва, 1991.