Развитие советской демократии
Развитие советской демократии
В борьбе за выполнение семилетки партия еще более расширила и укрепила свои связи с трудящимися, обогатилась новым опытом политического руководства массами. На основе последовательного осуществления принципа демократического централизма и ленинских норм партийной жизни усилилась коллективность руководства, получила дальнейшее развитие внутрипартийная демократия.
С построением общества развитого социализма наступил новый этап в развитии Советского государства. Возникшее как государство диктатуры пролетариата, оно стало общенародным государством, политической организацией всего народа при руководящей роли рабочего класса. Расширилась советская демократия, что нашло свое выражение прежде всего в повышении роли Советов. Советы превратились во всеохватывающие организации народа, в школу общественной деятельности миллионов. Они расширили свои связи с массами, стали больше заниматься вопросами развития экономики и культуры, лучше осуществлять функции государственного управления на местах.
Развитию советской демократии способствовали проведенные в марте 1965 г. выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик и местные Советы депутатов трудящихся которые явились яркой манифестацией морально-политического единства советского народа, его сплоченности вокруг Коммунистической партии. В состав Советов было избрано свыше 2 млн. человек. В постоянных комиссиях, которые являются одной из наиболее распространенных форм практического участия народных избранников в работе Советов, занято 1, 6 млн. депутатов.
С каждым годом расширялись демократические основы деятельности Советов. Регулярно проводились отчеты исполкомов Советов и отдельных депутатов перед избирателями. Принятые в 1959—1960 гг. законы о порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР, а также депутатов союзных, автономных республик и местных Советов обеспечивали избирателям право в любое время отзывать представителей, не оправдавших доверия.
Деятельность Советов стала более разносторонней, в ней усиливались и получали дальнейшее развитие общественные начала. Быстро развивалась общественная самодеятельность как форма участия населения в практической работе Советов. Внештатные отделы, инструкторские и инспекторские группы, различные комиссии при исполкомах Советов, домовые, уличные и квартальные комитеты в городах, родительские комитеты при школах и домоуправлениях и другие формы общественной самодеятельности трудящихся, группирующихся вокруг Советов, объединяют свыше 20 млн. активистов.
Расширились функции общественных организаций. Профсоюзам передано санаторно-курортное управление, находившееся в ведении Министерства здравоохранения. Обеспечением общественного порядка ранее занимались только государственные органы—милиция, прокуратура, суд, а теперь большую роль в этом деле играют народные дружины и товарищеские суды.
Передача общественным организациям ряда функций государственных органов не ослабляет, а усиливает социалистическое государство, которое теперь уделяет еще больше внимания развитию экономики и укреплению обороны страны.
Ленинский курс нашей партии на всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии, на развитие советской государственности в коммунистическое общественное самоуправление пользуется единодушной поддержкой всего народа. Из года в год повышается роль общественных организаций трудящихся, общественные начала прочно входят в жизнь.
Особенно важное значение имели мероприятия по усилению партийного, государственного и общественного контроля за точным выполнением директив партии и правительства, по воспитанию кадров в духе высокой дисциплины и ответственности за претворение в жизнь политики партии.
В целях еще более широкого вовлечения трудящихся в работу по осуществлению контроля, дальнейшего повышения их роли в работе контрольных органов органы партийно-государственного контроля были преобразованы в органы народного контроля.
Высшим органом в системе народного контроля стал Комитет народного контроля СССР, который работает под непосредственным руководством ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Были также созданы и начали действовать комитеты народного контроля союзных и автономных республик, краевые, областные, окружные, городские, районные комитеты народного контроля. Основу системы органов народного контроля составляют группы и посты народного контроля, созданные на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, при сельских и поселковых Советах, а также в воинских частях. В работе органов народного контроля активное участие принимают представители профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций. Главное внимание народного контроля сосредоточено на систематической проверке выполнения предприятиями и учреждениями государственных планов и заданий, выявлении и использовании внутренних резервов для расширения производства, улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости, экономном расходовании трудовых и денежных средств, на предотвращении ошибок и всякого рода злоупотреблений. На органы народного контроля возложена также обязанность активно поддерживать новые, передовые, прогрессивные начинания. В народном контроле принимало участие свыше 6 млн. активистов-общественников.
Развитие советской демократии способствовало возрастанию роли профсоюзных организаций. Права профсоюзов в период перехода от социализма к коммунизму значительно возросли. Профсоюзные организации принимали участие в планировании производственной деятельности заводов и фабрик, способствовали успешному решению важнейших хозяйственных задач. Большую положительную роль играли постоянные производственные совещания, избиравшиеся коллективами рабочих и служащих предприятий, строек, совхозов. В производственных совещаниях в 1965 г. участвовало более 30 млн. рабочих, инженерно-технических работников, служащих. На совещаниях принято свыше 1, 5 млн. предложений по развитию технического прогресса, росту производительности труда, вопросам культуры, труда и быта, заработной платы и т. д., реализация которых дала большой экономический эффект. Профсоюзные организации развивают творческую инициативу рабочего класса и всех трудящихся по руководству хозяйством.
Советские профсоюзы всегда выступали за укрепление интернациональных связей с международным пролетариатом поддерживали его борьбу с империализмом за мир, демократию и социализм. За годы семилетки эти связи значительно расширились и укрепились. За 1959—1964 гг. по приглашению советских профсоюзов в СССР побывало 1385 профсоюзных и рабочих делегации из 88 зарубежных государств. В свою очередь 800 советских профсоюзных делегаций посетили 50 стран.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru