Педагогические основы социальной работы

Министерство образования Республики Беларусь

УО "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра социально-педагогической работы

Контрольная работа

"Педагогические основы социальной работы"

Выполнила:

Студентка II курса, 22 П группы

специальность: Социальная работа

Байда Юлия Вячеславовна

Методист

Терещенко Юлия Анатольевна

Преподаватель

Качан Галина Алексеевна

Витебск, 2010 г.

Задание 1. Реферат на тему "Милосердие и благотворительность как предпосылки социально-педагогической деятельности"

План

Введение

Глава 1. Зарождение и развитие идей милосердия. Благотворительность как одна из форм милосердия

Глава 2. Исторические аспекты развития социально-педагогической деятельности в Беларуси и России

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Мы все имеем нужду друг в друге.

Бедный в богатом, богатый в нищем,

ничего не делающий в подающем милостыню,

подающий в принимающем…

Иоанн Златоуст

Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.

Если говорить о социальной педагогике как области практической деятельности, то необходимо четко разграничивать социально-педагогическую деятельность как официально признанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных, граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.

Социально-педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психологической поддержке детям и взрослым, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в Беларуси глубокие исторические корни.

Известная мечта человечества об "Эре милосердия" в различные исторические эпохи трансформировалась в конкретные практические шаги по её достижению. Проблемы милосердия и благотворительности, оказания социальной помощи нуждающимся актуальны для любой эпохи, для любого общественного строя. Но особенно остро проявляются они сегодня, на одном из переломных этапов истории Беларуси, когда количество обездоленных значительно возросло, а в обществе доминируют тенденции, ранее не характерные для него: безработица, вынужденная миграция, ухудшение криминогенной обстановки, профессиональное нищенство и т.д.[3;3]

Надо сказать, что на протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным—от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией, т. е. системой устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.

История восточных славян показывает, что в их культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития белорусского общества и государства.

Глава 1. Зарождение и развитие идей милосердия. Благотворительность как одна из форм милосердия

Зарождение идей помощи, поддержки и защиты в древнейший период связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему.[6; 43].

Милосердие как необходимая составная часть христианской этики осмысляется Феодосием Печерским на материале монастырской жизни. Кормление "убогих странников" - необходимый атрибут монастырской деятельности. Оно тесно связано с нравственным самосовершенствованием личности, с её постоянной "работой" по спасению своей души. Милосердие как принцип равенства между субъектами рассматривается им в произведении – "О вере христианской и латинской". Отстаивая принципы христианской веры, "милование" как высший критерий в подходе к личности в трудной ситуации Феодосий Печерский считает важнейшей среди человеческих добродетелей, за которую следует воздаяние Бога. [6; 48]

Однако милосердие осмысляется не только в контексте проблематики личности, но и христианских добродетелей. Кирилл Туровский последовательно развивает эту идею в притче "О человеческой душе", где по аналогии с мировым деревом жизни даётся классификация христианских добродетелей. Рассматривая категории "смиренномудрие", "покаяние", "милосердие", "нищелюбие" и другие, Кирилл Туровский располагает их в определённой логике и последовательности. Основа дерева жизни – смиреннолюбие, его начало – покаяние. Ствол дерева – благоверие. От него исходят различные ветви. Каждая из них соответствует своему виду покаяния: "слёзы, пост, частая молитва, милостыни, смирение, воздыхания и прочее". На тех ветвях находятся различные плоды, среди которых послушание, любовь, покаяние, нищелюбие. Таким образом, этический и онтологический смысл милосердия раскрывает в данных подходах его же социальную направленность, когда милосердие выступает необходимым атрибутом власти, принципом жизнедеятельности, отражает подходы других древнерусских книжников.

"Милость", "милосердие", "миловати", "милование" - не являются застывшими понятиями. Вот как происходит расширение их семантических значений и образование новых грамматических форм.

XIв.

Милостыня – милосердие, сострадание, сочувствие;

- подаяние;

Милость - милосердие, сострадание, сочувствие;

- благосклонность, особое расположение, любовь;

Милование - сострадание, сочувствие, милосердие;

- прощение, снисхождение;

Миловати - поддерживать, помогать.

XIIв.

Милостыня - благотворение, добрые дела;

Милость - милостыня, подаяние;

- плата, жалование;

Милование - готовность помочь, оказание милости;

Миление - сострадание.

XIIIв.

Милость - прощение, снисхождение;

Милование- благосклонность, любовь.

Впервые тема "милостивой" деятельности и ответственности субъекта за свои поступки появляется у Нестора в "Повести временны лет". По словам Нестора, вся ответственность за бедствия на Руси лежит на её правителях. Но когда они следуют заветам церкви, происходит расцвет Русской земли. Эти положения раскрываются в трудах Илариона и монаха Иакова, где в качестве аргументов они приводили страницы жизнедеятельности князя Владимира. В своей совокупности социальная деятельность князя построена на основе догматов церкви о милосердии, а потому и считалась идеалом и образцом для подражания следующим поколениям.

Важная тема, которая проходит красной нитью в древнерусских сочинениях, - учение о богоустановленности власти, которая приобретает свой особый смысл в контексте концепции милосердия и правды. Будучи помазанниками Божьими, представители власти должны вершить суд не только по справедливости, но и милосердно. Митрополит Алексей в своём поучении обращается к представителям власти: "А князи и бояре и вельможи судите суд милостивно: суд без милости есть не створшему милости хвалится милость на суде…" [6;52]

Та же тема милосердия и суда находит отражение и в светской литературе, особую роль здесь играет "Поучение" Владимира Мономаха и "Моление" Даниила Заточника. Так, "Поучение" Владимира Мономаха написано им для своих детей на склоне лет. Он считает, милосердие несёт определённое знание о мире, о человеке, о том пути, которому должен следовать "верующий человек", значит, от него требуется "научение", чтобы стать "благочестию свершителем". Милосердие как нравственный путь самосовершенствования – путь спасения не только одного субъекта, не индивидуальный акт. Оно является примером для потомков рода, когда личностное спасение указывает путь спасения "своему" племени.

Анализ основных тенденций концепции милосердия был бы неполным, если бы мы не рассмотрели подходы к милосердию с позиции "теории казней Божьих". Некоторые учёные (Л.Н. Смольникова, В.В. Мильков) считают, что идеи апокрифической литературы находят отражение в древнерусской философии, истории. Эти же идеи проявляются и в концепции милосердия. В сборнике "Мерило праведное" (см. статью "О вдовахъ и сиротахъ, да не обидите ихъ") возмездие за обиду сироты и вдовы принимаются как кара Божья за неправедный суд: кто обидит сироту и вдовицу, неправедно присвоит их имение, тот на себе испытает кары господни. Социальная справедливость рассматривается в концепции христианского милосердия не только в дихотомии смысла правды и неправды, но и в противопоставлении справедливости Бога и несправедливости дьявола. Обижая вдов и сирот, субъект, по сути дела, восстаёт против Бога, принимая сторону дьявола, а посему расплата неминуема.[6;57]

В теории милосердия в XIVв. – первой половине XVIIв. Происходят существенные перемены. Во-первых, изменяется исторический контекст, во-вторых, мыслители позднего средневековья испытывают на себе влияние различных теоретических школ – Дионисия Ареопагита, Иоанна Лествичника, Филиппа Пустынника и других, в-третьих, христианство как целостное мировоззрение претерпевает различные изменения, проявляются его новые течения – от исихазма на отечественной почве до старообрядческих идей, в-четвёртых, развитие законодательства вносит существенные коррективы в традиционные христианские догматы о милосердии и людях церкви. Всё это в совокупности определило своеобразие подходов к идеям милосердия и оформлению основ "теории призрения", которая со стороны государства первоначально сложилась как "теория нищепитательства".

История восточных славян показывает, что в их культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития белорусского общества и государства.

Несмотря на то, что слова "благотворительность" и "милосердие", на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами.

Милосердие - это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В. Даля, "любовь на деле, готовность делать добро всякому". Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди "возлюби ближнего как себя самого". Причем милосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых—благотворительность. Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы. Однако в каждой стране развитие благотворительности имеет свои исторические особенности.[4; 17]

Глава 2. Исторические аспекты развития социально-педагогической деятельности в Беларуси и России

История развития практики социальной педагогики у славянских народов (белорусов, русских) корнями уходит в глубокую древность. Уже в период родоплеменных отношений существовали традиции сострадательного отношения к больным, немощным, вдовам, детям. С принятием христианства эти традиции получили своё закрепление в милосердии и благотворительности.

На основе изучения ряда источников по истории педагогики, социальной педагогике можно выделить ряд периодов развития социальной педагогики в Беларуси и России.

I.IX – XVI вв. Анализ историко-педагогической литературы показывает, что в этот период стала активно развиваться личная благотворительность князей, просветителей Беларуси и России, церкви. Великий князь Владимир "Красное солнышко" устраивал пиршества на княжеском дворе и занимался вопросами просвещения, открывая для детей школы, училища. Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав и правнук Владимир Мономах. Документы, изданные князьями, обязывали оказывать помощь и поддержку нуждающимся людям.

Конкретный историко-педагогический подход к рассмотрению интересующего нас вопроса позволяет говорить, что существовал целый ряд белорусских просветителей, внесших свой вклад в развитие благотворительности и тем самым в развитие практической социально-педагогической деятельности. Одной из них была знаменитая белорусская просветительница и меценатка Ефросинья Полоцкая. В организованной ею школе она занималась призрением бедных детей. Другой известный просветитель Беларуси – Кирилл Туровский. Он уделял большое внимание вопросам милосердия, которое рассматривал в качестве одной из христианских добродетелей. Необходимо отметить, что в своей воспитательной работе и Е. Полоцкая, и К. Туровский сочетали античные и христианские идеи.

Белорусский первопечатник Ф. Скорина смыслом человеческой доброты считал милосердную помощь нуждающимся. Вся его просветительская деятельность была направлена на служение простым людям, на то, чтобы помочь им познать мудрость. В обучении и воспитании Ф. Скорина, С. Будны, В. Тяпинский, Я.Л. Намысловский, Л. Зизаний, К. Лыщинский были приверженцами гуманистических идей античности. С их точки зрения ученик – это неповторимая индивидуальность, и учитель должен гуманно относится к ребёнку, уважать его личностное достоинство.

В период междуусобных воин, проходивших как на Беларуси, так и на Руси, появилось большое количество обездоленных детей. Заботу о них взяли на себя церковь и православные братства. В отличие от западной церкви, которая давала только приют и пропитание, провославная церковь помимо призрения ещё обучала и лечила нуждающихся. При монастырях и храмах открывались больницы, богадельни, приюты.[1; 60]

Помимо князей и церкви помощь оказывали простые люди и в первую очередь – детям. Существовала давняя традиция, когда о ребёнке заботилась вся родовая община. Затем эта традиция переросла в заботу о брошенных детях при скудельницах. При каждой скудельнице были сторожа-старцы, старушки, которые воспитывали и заботились о сиротах. [5; 21]

В XVIв. Начинает осуществлять благотворительную деятельность и государство. Так, царь Иван Грозный говорил о необходимости выявлять всех нуждающихся в помощи и строить для них специальные богадельни, где им будет обеспечен приют и уход. Статуты Великого Княжества Литовского, в состав которого входили белорусские земли, содержали ряд статей, закрепляющих за нуждающимися право на защиту и поддержку.

II. Начало XVII в. До реформ 1861 г. В этот период, как показывает анализ социально-педагогических источников, происходит становление и развитие системы общественного призрения. Основоположником системы призрения нуждающихся явился Пётр I. Он определил категории нуждающихся, урегулировал частную благотворительность и закрепил его законодательно. Воеводы по приказу царя должны были строить больницы, богадельни, сиротские дома. Именно при Петре I впервые детство и сиротство стали объектом государственной заботы. Для этой цели открывались приюты для незаконнорожденных младенцев, куда их принимали с соблюдением анонимности происхождения и на полное государственное обеспечение. Начинания Петра I продолжила императрица Екатерина II, построив в Москве и Петербурге императорские воспитательные дома для "зазорных младенцев". Она же издала указ, обязывающий губернаторов открывать дома общественного призрения. В конце XVIIIв. Воспитательные дома были открыты в Минске, Гродно, Витебске. Забота о нуждающихся стала традицией императорской семьи. Императрица Мария Фёдоровна в 1789 г. Основала Попечительство о глухонемых детях. Отделения Попечительства осуществляли свою деятельность в Минске, Гомеле, Вильно. Из вышесказанного видно, что фактически в это время развивается социальная политика и законодательство государства, связанные с призрением нуждающихся. Если говорить о теоретических разработках в области социальной педагогики, то здесь можно назвать педагога и общественного деятеля И.И. Бецкого, педагога Н.И. Новикова, писателя А.Н. Радищева, которые считали воспитание движущей силой развития личности. Видным белорусским мыслителем и педагогом XVIIв. был С.Полоцкий. [1; 60]

III. С 60-х гг. XIX в. до начала XX в.Наряду с теоретическим осмыслением социально-педагогических проблем, развивалась практическая социально-педагогическая деятельность. Она осуществлялась в форме частной благотворительности и общественного призрения. В этот период наблюдается переход от государственной деятельности к частной благотворительности. В Беларуси и России создаётся сеть благотворительных учреждений и заведений, оказывающих помощь широкому кругу детей с различными социальными проблемами.[3; 47]Среди них общественные филантропические организации: "Императорское Человеколюбивое общество"; Общество попечения о бедных и больных детях "Синий крест", в рамках которого открылось отделение защиты детей от жестокого обращения. В конце XIXв. в Петербурге Обществом призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов открываются приюты для детей-идиотов и эпилептиков. Приюты для эпилептиков и умственно-отсталых детей функционировали и на территории Беларуси. [1; 61]

Частная благотворительность на Беларуси осуществлялась за счёт личных средств известных князей и магнатов Радзивиллов, Паскевичей, Хрептовичей, Сапеги и др. На их средства строились и содержались ремесленные училища, школы приюты, сиротские дома и т.п. Например, княгиня И.И. Паскевич содержала приют для девочек-сирот, патронировала одарённых приютских детей с целью дать им достойное образование. Е.В. Потанова основала В Беларуси крупное благотворительное общество "Доброхотная копейка", предназначенное для оказания помощи и поддержки всех обездоленных, в том числе и детей.[3;45]

Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что общественно-государственное призрение детей в России и Беларуси представляло собой разветвлённую сеть благотворительных учреждений и заведений. Их деятельность во многом определила появление профессиональных специалистов, подготовка которых осуществлялась на курсах профессионального обучения. "Социальная школа" была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была "кафедра общественного призрения". В 1911 г. Был сделан первый набор студентов по специальности "общественное призрение".

В этот период выходит целый ряд книг по педагогике, в которых затрагиваются проблемы социальной педагогики. Это позволяет проследить историю развития социальной педагогики. В середине XIX в. появились работы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, отражающие проблемы влияния на воспитание и развитие ребёнка окружающей среды, социализации личности и роли в ней педагога.

Педагогическая деятельность А. Пашкевич, Я. Коласа, К. И. Тихомирова и многих других белорусских просветителей строилась на гуманном отношении и любви к детям, признании их самоценности. Аспекты социального воспитания нашли отражение в педагогических трудах многих белорусских учёных: С.К. Павловича, Ф.А. Кудринского, Д.А. Сцепуро и др.

IV. С 1917 г. До начала 90-х гг. XX в.Анализ педагогической литературы показал, что с приходом новой власти наметились и новые тенденции воспитания подрастающего поколения. Советская система образования хотела воспитать нового социалистического человека.[1;62]В 1920-е годы наметилась тенденция усиления внимания к вопросам социально-педагогического характера. Проблемы социального воспитания подрастающего поколения, защиты и поддержки детей-беспризорников, профилактики детской беспризорности, социализации и постинтернатной адаптации воспитанников детских домов, подготовки кадров для работы в учреждениях системы социального воспитания обсуждались на страницах журналов "Асвета", "Камунiстычнае выхаванне".[2; 54]. Для решения этих вопросов социального воспитания стали создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения. Среди них были опытные станции Наркомпросса. Первой из них руководил С.Т. Шацкий. Созданное им воспитательное учреждение "сетлемент" решало ряд социальных проблем детства. И одна из них – охватить детей улицы из малообеспеченных семей, приобщить их к труду, знаниям, культуре. Летняя трудовая детская колония "Бодрая жизнь" послужила началом Опытной станции, которая осуществляла исследовательскую и экспериментальную работу, изучая среду и её влияние на ребёнка. На территории Беларуси также функционировала опытная школа-коммуна Наркомпросса в селе Литвиновичи Рогачёвского уезда Гомельской губернии под руководством П.Н. Лепешинского.

В 1917 году органы частной и общественной благотворительности были упразднены новой властью, а понятие "благотворительность" предано забвению. Советы уничтожили всю существовавшую ранее систему благотворительности. Новая власть взяла на себя заботу об обездоленных детях, число которых в результате войн и революций резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения подростков - острейшая социально-педагогическая проблема того времени. В целях борьбы с детской беспризорностью и преступностью открывались приюты, детские дома, приёмники распределители, трудовые колонии и детские коммуны. Известный педагог В.Н. Сорока-Россинский своими работами "Детский дом", "Трудновоспитуемые" внёс большой вклад в теорию и практику воспитания трудных подростков.

Существенный вклад в развитие теории и практики социальной педагогики внёс всемирно известный педагог А.С. Макаренко. Его практическая деятельность, опыт, педагогические статьи – это теория и практика социальной педагогики.

Законодательные документы, изданные в 30-40-е гг., свидетельствуют о том, что главной формой призрения детей в СССР был детский дом. В нём осуществлялось обучение, воспитание, трудовая подготовка, направленная на социализацию и адаптацию ребёнка к самостоятельной жизни. Что касается теоретических и практических разработок по социальной педагогике, то после постановления 1936 г. "О педагогических извращениях в системе Наркомпросса" они прекратились. В годы Великой Отечественной войны, в связи с обострением положения детей, возрождается благотворительность: открываются специальные счета и фонды для перечисления и передачи личных сбережений населения детям. Государство открыло ряд школ-интернатов для эвакуированных детей, расширило сеть детских домов для детей воинов и партизан. На освобождённых территориях создавались суворовские и ремесленные училища, дома-ребёнка, специализированные детские дома, в которые направлялись дети фронтовиков, партизан, партийных работников, погибших во время войны. В 50-е гг. в стране открылось несколько детских домов для одарённых детей-сирот. В 60-70-е у учёных вновь появился интерес к проблемам социальной педагогики. В результате разрабатываются различные варианты работы с детьми по месту жительства и ряд методических рекомендаций в этом направлении (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). В 80-е г. В.Д. Семёнов с коллегами изучал опыт Молодёжного жилищного комплекса и социально-педагогического комплекса, возродив тем самым понятие "социальная педагогика". В Беларуси в штат учебно-воспитательных учреждений социальный педагог был введён в 1996 г., в России – в 1991 г. [1;62-63]

Заключение

Социально-педагогическая деятельность с детьми на территории Беларуси берёт своё начало в славянской духовности и менталитете наших предков, особенностях их жизни и быта, усиленных и оформленных религиозными заповедями христианства, идеями милосердия и благотворительности.

В истории складывания системы благотворительной помощи обездоленным детям на Беларуси весьма значительна роль многочисленных конфессиональных организаций, в первую очередь православных братств с их школами и приютами, а также представителей магнатских белорусских родов с их богатыми пожертвованиями на организацию и содержание приютов, других учреждений для детей-сирот и детей из бедных семей.[3;78]

Проблемы социально-педагогического характера (социализация, социальное воспитание) находились в поле зрения учёных Беларуси задолго до официального признания социальной педагогики в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Практическая социально-педагогическая деятельность в Беларуси в конце XIX века развивалась в форме частной благотворительности и общественного призрения. В 1917 году, в силу коренных политических и социально-экономических изменений, началось создание новой модели защиты обездоленных, которая включала помощь и поддержку нуждающихся государственными структурами и общественными организациями. Имела место и частная благотворительность. Однако широкого распространения она не получила.

Реформирование образования в послеоктябрьский период детерминировало становление социальной педагогики как профессионального вида деятельности. Функционировала сеть учреждений, ориентированных на социально-педагогическую деятельность, которая была направлена на социализацию и оказание помощи, защиты, поддержки нуждающимся детям. Выполняли эту деятельность специалисты, ставшие прообразом современного социального педагога. [2;56]

Позитивный опыт, накопленный белорусской общественностью на протяжении многовековой истории благотворения на Беларуси, нуждается в тщательном изучении и творческом использовании в современных условиях для организации разумно сбалансированной и эффективной социально-педагогической помощи детям, в первую очередь из многочисленных социально-уязвимых слоёв населения. Он даёт ориентиры и для современной научной рефлексии феноменологии процесса помощи детям в самых разнообразных формах. [3;78]

Список использованной литературы

1.Андрущенко, Н.Ю. Исторические аспекты развития теории и практики социальной педагогики в Беларуси и России/ Н.Ю. Андрущенко// Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2005. - №3. – с. 59-63.

2.Андрущенко, Н.Ю. Социальная педагогика в Беларуси: конец XIX–первая четверть XX века/ Н.Ю. Андрущенко// Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. - №5 – с. 53-57.

3. Григорьев, А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы./А.Д. Григорьев. – Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 240 с.

4. Костина, Е.Ю. История социальной работы/ Е.Ю. Костина. – Владивосток: ВЛАДИВОСТОК, 2003 – 109 с.

5. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

6. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.

Задание 2. Напишите развёрнутую аннотацию на книгу У. Глассера "Школы без неудачников"

милосердие благотворительность педагогический дисгармоничный

Уильям Глассер – американский психолог, психотерапевт и педагог, исследующий "проблему человека". Его книга "Школы без неудачников" основана на опыте работы в качестве консультанта в школах, колледжах и исправительных учреждениях для малолетних преступников. Эта книга посвящена рассмотрению проблем, возникающих у детей разного возраста в процессе обучения в школе. Система образования, считает автор, должна быть построена таким образом, чтобы успех был доступен каждому конкретному ребёнку, независимо от его пола, возраста, расы, социального статуса его родителей или материального положения. Только как этого добиться? И почему успех в жизни доступен не каждому?

В своей книге Глассер подробно описывает многие дисгармоничные факторы, которые действуют на личность в семье и школе, которые в итоге приводят к ощущению заброшенности, отчуждённости, обездоленности и безвыходности, а школа в итоге становится для ребёнка "холодным домом". Книга описывает ряд проблем школы в США (несовершенство системы оценивания, равнение на среднего ученика, ограниченность системы проверки знаний и т.д.), которые ждут своего решения. К тому же многие из перечисленных проблем актуальны и для нашей системы образования. Автор даёт не только много полезных и неординарных методических рекомендаций, конкретных идей и практических советов, адресованных учителям, директорам школ, воспитателям, но и самим ученикам, испытывающих какие либо проблемы в семье и школе, делая уклон на воспитание личной социальной ответственности и самодисциплины.

У. Глассер за школьными проблемами неудачников (отсутствие тёплых и доверительных отношений в семье и с учителями; смирение с отсутствием человеческих взаимоотношений; смирение со школьными неудачами; нежелание думать о будущем; отсутствие цели в жизни и т.д.) видит огромную проблему и угрозу для всего общества в целом, ведь это армия потенциальных неудачников и во взрослой жизни: преступников, алкоголиков, наркоманов, проституток, безработных и пациентов психиатрических лечебниц. Пусть это достаточно категорично, но не лишено ядра истины.

Чтобы поднять образование на новый уровень, необходимы некоторые принципиально новые подходы. У. Глассер призывает педагогов, родителей не закрывать глаза на проблемы детей, а искать новые способы их решения. Нужно с раннего детства приучать к ответственности за свою судьбу, давая шанс преуспеть, а значит, стать полезными членами общества. Автор безусловно прав в том смысле, что отягощённое неудачами прошлое не должно нависать над ребёнком дамокловым мечом. Начать как бы с "чистого листа" - такая возможность всегда должна предоставляться ребёнку в стенах школы. Автор книги совершенно оправданно воздаёт должное этому продуктивному принципу в педагогике.

Книгу "Школы без неудачников" можно рекомендовать для чтения как педагогам, родителям, так и самим ученикам.