Юридическое образование

Юридическое образование — система правовых знаний, взглядов, убеждений как результат обучения и самообразования личности з области юриспруденции, которые формируют ее как гражданина, способного к профессионально-правовой деятельности

Юридическое образование базируется на органической интеграции с юридической наукой, использует новейшие теоретические разработки в учебном процессе, научный потенциал профессорско-преподавательского состава учебного заведения.

Образование является основой культурно-правового, духовного, социального, экономического развития общества и государства, «работает» на юридическую практику. Благодаря юридическому образованию обогащается интеллектуальный, творческий потенциал народа, повышается его культурный уровень, происходит обеспечение аппарата управления, правотворческих органов, правоохранительной системы, народно хозяйства квалифицированными специалистами в области права.

Задача профессионального юридического образования — научить студентов юридической технологии, умению разбираться в структуре права, способах юридической техники, решению на этой основе вопросов юридической квалификации. Важность обучения технике и технологии обусловлена социальным назначением юридической профессии. Однако главная цель состоит в формировании мировоззренческой позиции юриста, которая основывается на восприятии, осознании и осмыслении всего богатства юридической мысли и накопленного правового опыта.

Различие между юридической наукой, юридическим образованием, юридической практикой предполагает их тесную связь друг с другом. Механизм взаимодействия юридической практики, юридического образования и юридической науки сводится к тому, что научные исследования должны удовлетворять нужды практики и поднимать уровень образования, а образование должно поставлять практике компоненты других кадров, призванные опираться в практической деятельности на обоснованные рекомендации и выводы науки. Юридическая практика заинтересована в высококвалифицированных кадрах, поставляемых образованием. А без развития юридической науки, подкрепленной практической проверкой, таких специалистов подготовить нельзя. Практика выступает важным критерием проверки качества подготовки специалистов, проверяет истинность, ценность и эффективность научных исследований, на базе которых дается образование. Практика придает динамизм как науке, так и образованию.

Юридическая практика определяет цели и задачи юридической науки, выбор научных направлений. Фактический материал, накапливаемый практикой, требует научного объяснения, обобщения, систематизации. Наука обобщает практику и подкрепляется ею. Она постоянно вовлекается в практику и усовершенствует ее. В отличие от науки, которая вырабатывает идеи и понятия, практика направлена на объективное целенаправленное реальное изменение общественной и государственной жизни, всегда порождает юридические последствия, соответствующие цели. Однако, выступая стимулятором научного поиска, сама практика, изменчивая и постоянно развивающаяся, не всегда может с достаточной полнотой подтвердить или - опровергнуть теоретические положения и выводы. Нередко для их проверки требуется определенное время.

Механизм связи между наукой, практикой и образованием осуществляется в правовой системе государства и обусловлен потребностями разделения труда. Укрепление связей между ними — закономерность формирования правового государства, эффективного функционирования механизма государства и правовой системы общества.

Следовательно, образование, наука и практика — это постоянно взаимодействующий «треугольник», служащий основой прогресса общества.

В Украине происходит несколько ускоренный процесс развития высшего юридического образования. Функционируют юридические высшие учреждения образования: широкопрофильные и специализированные. Сложилась специфическая университетская система подготовки юристов широкого профиля, которая реализуется в различных высших образовательных учреждениях соответственно государственному стандарту высшего образования. Существование специализированных образовательных учреждений, главным образом в системе МВД или СБУ и других ведомств, не мешает этому единству.

Подготовка юристов осуществляется в высших учреждениях образований разных видов.

Институт — высшее образовательное учреждение, которое реализует программы профессиональной подготовки специалистов, как правило, по одному или нескольким направлениям. Институт может входить в состав академии или университета на правах структурного подразделения.

Академия — высшее образовательное учреждение, которое реализует программы профессиональной подготовки специалистов по нескольким направлениям и осуществляет плодотворную деятельность в научной сфере, подготовке, переподготовке и повышении квалификации преподавателей и научных работников. Как методический центр высшего и послевузовского образования академия имеет аспирантуру, докторантуру, один или несколько специализированных (диссертационных) советов.

Университет — высшее образовательное учреждение, которое реализует программы профессиональной подготовки специалистов по широкому спектру направлений. Университет имеет те же признаки, что и академия. От академии он отличается многопрофильностью, наличием многих факультетов разных профессий и специализаций.

Кроме того, имеется еще один вид профессионального образования — колледж, который реализует неполные и (или) полные образовательные программы профессиональной подготовки специалистов.

Система юридического образования в Украине включает такие юридические учреждения образования:

  • государственные;

  • негосударственные.

Специалисты для осуществления государственно-властных функций в правоохранительных и судебных органах готовятся в основном в государственных вузах. Подготовка специалистов для сферы частного права, работников юридических служб коммерческих организаций осуществляется в государственных и частных вузах. Учреждения образования ряда министерств и ведомств готовят профессионалов для специфической сферы государственной службы (МВД, СБУ, МИД и др.). Такие учреждения образования называются ведомственными.

Государственные образовательные учреждения осуществляют обучение как на бюджетной, так и на платной (договорной) основе. Негосударственные учебные заведения, предоставляющие образовательные услуги, должны быть лицензированы по учебной специальности — «правоведение», а также аккредитованы по этой специальности. Аккредитация дает право вузам на выдачу выпускникам дипломов государственного образца, что важно для их последующего трудоустройства.

Учреждения образования юридического профиля имеют различные уровни аккредитации: 1 до IV.

Уровень аккредитации

Вид учреждения образования

Основания для поступления в высшее учреждение образование

Присваиваемая квалификация

1

Техникумы, которые приравнены к ним по результатам аккредитации

Неполное общее образование

Младший специалист, с одновременным получением полного общего среднего образования

II

Колледжи и другие учебные заведения, которые приравнены к ним по результатам аккредитации

Полное общее среднее образование

Младший специалист, бакалавр

III

Университеты, академии, институты и др., которые приравнены к ним по результатам аккредитации

Полное общее среднее образование

Бакалавр, специалист, магистр

IV

Университеты, академии, институты

Университеты, академии, институты

Специалист, магистр

В соответствии с Государственным стандартом установлены такие сроки обучения: для младшего специалиста — 2,5—3 года, бакалавра — 3—4 года, специалиста — 4—5 лет, магистра — 1—1,5 года.

Подготовка специалистов в высших юридических учреждениях образования производится с отрывом (очная), без отрыва от производства (вечерняя, заочная), путем соединения этих форм, а по отдельным специальностям — экстерном.

Дистанционное обучение возможно только как дополнительное средство получения знаний. Не допускается подмена им основных форм обучения, предусмотренных законодательством.

Всегда следует помнить современный девиз юридического образования: «Человеческое в праве и правовое в человеке». Ведущие юридические учреждения образования в Украине.

Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого (такое название высшее учреждение образования получило в 1995 г., раньше — Харьковский юридический институт, затем — Украинская юридическая академия). Как высшее юридическое учреждение образования функционирует с 1920 г. Его корнями следует считать юридический факультет Харьковского университета (создан в 1805 г.). В составе НЮАУ существует Институт подготовки кадров для органов прокуратуры (создан в 1995 г. на базе прокурорско-следственного факультета). Академия имеет такие факультеты:

  • хозяйственно-правовой;

  • следственно - криминалистический;

  • юстиции;

  • подготовки следователей для Службы безопасности Украины;

  • военной юстиции;

  • подготовки юристов для Министерства зарубежных дел Украины;

  • подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы;

  • подготовки специалистов для Пенсионного фонда Украины;

  • подготовки профессиональных судей (магистратура).

Юридический факультет Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко (функционирует с 1835 г.). На факультете ведется подготовка юристов по специальности «правоведение», осуществляется дифференциация обучения соответственно следующей специализации: конституционное и финансовое право, следственная деятельность, суд, прокуратура, адвокатура, гражданское право, хозяйственное право, теория и история государства и права, земельное и экологическое право.

Юридический факультет Львовского национального университета им. И.Я. Франко (основан в 1861 г.). Сегодня в процессе подготовке юристов по специальности «правоведение» обращается особое внимание на преподавание таких актуальных проблем, как права человека и правовое государство, конституционные основы местного самоуправления, трансформирование гражданского законодательства к рыночным отношениям и др.

Одесская национальная юридическая академия — это новый статус высшего учреждения образования (с 2.12.1997 г.) Одесского юридического института, образованного в 1993 г. на базе юридического факультета Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова. На факультетах (государственного строительства и управления, правосудия и правовой работы в народном хозяйстве, прокурорско-следственном) готовятся специалисты, которые могут работать, в частности, в органах государственной власти и управления, прокуратуры, МВД, юстиции, в таможне, в юридических службах хозяйственных органов, коммерческих структурах и др.

Юристов-специалистов готовят также государственные университеты: Волынский (г. Луцк) , Днепропетровский, Донецкий, Ужгородский, Запорожский, Прикарпатский (г. Ивано-Франковск), Восточно-украинский национальный (г. Луганск), Черновицкий, Таврический национальный (г. Симферополь), Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Национальный университет «Острожская академия» (г. Ровно), Некоторые из этих университетов имеют филиалы в других городах (например, Мариупольский гуманитарный институт Донецкого национального университета).

Юридические факультеты организованы в технических, сельскохозяйственных, педагогических и иных государственных учреждениях образования — в Винницком торгово-экономическом институте, Ужгородском государственном институте информатики, экономики и права, Национальном техническом университете «Киевский политехнический институт», Национальном педагогическом университете им. М.П. Драгоманова, Киевском национальном экономическом университете, Национальном транспортном университете (г. Киев), Киевском национальном университете культуры и искусств, Киевской государственной академии водного транспорта, Украинском государственном морском техническом университете им. Адмирала Макарова (г. Николаев), Харьковском государственном педагогическом университете им. Г.С. Сковороды, Хмельницком институте регионального управления и права и др.

Юристов-специалистов готовят негосударственные вузы: Академия труда и социальных отношений Федерации профсоюзов Украины (г. Киев), Донецкий институт экономики и хозяйственного права. Гуманитарный университет «Запорожский институт государственного и муниципального управления», Европейский университет финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса, Институт адвокатуры при Киевском национальном университете им. Т.Г. Шевченко, Международный институт лингвистики и права (г. Киев). Киевский институт туризма, экономики и права. Киевский университет права (первоначальное название — Высшая школа права) при Институте государства и права Национальной Академии Наук (НАН), Международный Соломонов университет (г. Киев) и др.

Подготовка кадров юридического профиля осуществляется также в ведомственных высших учебных заведениях — Национальной академии службы безопасности Украины (создана 17.11.1995 г. в г. Киеве). Академии налоговой милиции при Департаменте налоговой администрации. Готовит юристов-специалистов и Военный институт Киевского национального университета. Госдепартамент интеллектуальной собственности открыл двери для абитуриентов своего учреждения образования — Института интеллектуальной собственности и права.

Выпускники всех аккредитованных юридических вузов. независимо от форм собственности, пользуются равными правами во время устройства на работу в соответствии с их специальностью. Это является одним из главных положений Государственной программы развития юридического образования.

Важнейшей задачей высших учреждений образования Украины является подготовка высококвалифицированных профессионалов, которые бы владели новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки, были воспитаны в духе высокой морали, глубоко освоили общечеловеческие ценности, способны были бы строить независимое демократическое правовое государство и реально обеспечивали права и свободы граждан.

Рост числа высших и средних учреждений образования в Украине — это объективный процесс, связанный с реорганизацией общества и государства в направлении развития рыночных отношений, участия в европейских интеграционных процессах. В этих условиях естественным является повышенный спрос на юриста-специалиста.

В процессе общественного развития первичное понятие права постепенно приобретает философского содержания.

Правовая культура юриста — это система профессионально-правовых знаний, умений и навыков, характеризующих высокую степень правового развития личности и ее влияния на правовую культуру общества благодаря практической юридической деятельности з строгом соответствии с законом.

Структура правовой культуры юриста:

  1. правовая образованность (информированность) — знание законодательства и иных правовых актов. Правовая информированность была и остается важным каналом формирована юридически зрелой личности;

  2. уважительное отношения к праву — убежденность в его необходимости, в социальной полезности законов и подзаконная актов;

  3. умение пользоваться правовым инструментарием — законами и другими актами; проявлять правовую активность, подчинять свое поведение требованиям правовых норм.

Содержание правовой культуры юриста:

Правосознание и правовое мышление

Правовые отношения

Правомерное поведение

Правовые знания. оценки, чувства, переживания, взгляды, традиции, идеи, понятия, принципы

Юридический конфликт, правовой договор, юридический факт, правосубъектность (правоспособность и дееспособность) физических и юридических лиц

Правомерный поступок, правомерная установка, практическая юридическая деятельность, юридическая практика

Теоретический аспект

Практический аспект

юридический образование правовой профессиональный

Правовая культура юриста (в отличие от не юриста) имеет более высокую степень правового сознания и мышления. Определяющими признаками профессионально-правовой культуры юриста являются юридичность его труда и специализация практической деятельности каждой профессионально-правовой группы (судей, прокурорских работников, сотрудников ОВД, юрисконсультов, адвокатов и др.). При этом в рамках профессионально-правовой группы возможны различные уровни правовой культуры. Например, среди сотрудников милиции наблюдается разрыв в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров отдельных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной. ГАИ, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников ГАИ отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правиле, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

Главное в профессионально-правовой культуре — высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовой системе общества: подготовка юридических кадров, роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции, развитость научных юридических учреждений, эффективность работы профессиональных юридических общественных организаций и др.

Профессионально-правовая культура юриста опирается на правовую культуру общества, нисходит» из нее. Одновременно она влияет на нее. поднимает правовую культуру общества до более высокого уровня, служит стимулятором се развития. Содержание правовой культуры юриста: знание правовых норм, уважение к праву, привычка придерживаться законов и служебных распоряжений, убежденность в правильности и справедливости правовых норм, активная жизненная позиция при исполнении служебных обязанностей. Согласно «Основным принципам юридической деятельности», разработанным ООН, юристы — это «основные представители осуществления правосудия». Как защитникам прав своих клиентов и дела правосудия з целом, им принадлежит определяющая роль в функционировании демократического общества.

Роль профессионально-правовой культуры юриста находит выражение во всех взаимосвязанных элементах правовой культуры общества.

1. В уровне правосознания — отношении общества, государства, личности к праву. Правосознанием юриста во многом определяется степень освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами. От качественной работы юриста зависит признание гражданином ценности права в сфере общественных отношений: знание права, понимание его смысла, умение истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя з сложных правовых ситуациях и др.

Однако это не означает, что законопослушный гражданин (не юрист) должен постичь вершины юриспруденции. В отличие от юриста-профессионала он использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это, прежде всего, знания принципов права, основных норм конституционного (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к их осуществлению. Гражданину должны быть в общем виде известны нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность, общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, а для коммерсантов — гражданско-правовая ответственность.

Профессиональное правосознание юриста является фактором воздействия на общее состояние соблюдения правовых норм, которые обеспечивают права и свободы человека. Оно отличается не просто устойчиво положительным отношением к праву и практике его применения, но и согласием с правовыми предписаниями, то есть солидарностью с законодателем. Понимание полезности, необходимости и справедливости применения закона, привычка его соблюдать — характерные черты правосознания юриста, которые положительно сказываются на правосознании людей, которые с ним контактируют.

Государство должно заботиться, чтобы каждый судья, прокурор, следователь и другие работники юридического труда имели необходимую нормативную литературу з служебном кабинете, постоянно работал?: с ней, имели возможность общаться на семинарах, с помощью государства и самостоятельно повышали свой профессиональный уровень.

Влияние юриста на правосознание общества выражается, как минимум, в:

  • юридическом обеспечении права грею/сдан на доступ к правовой информации. Одним из основных требований правовой культуры гражданина является презумпция знания закона, то есть предположение о знании лицом закона, что обеспечивает нормальное функционирование правовой системы;

  • развитии у граждан потребности не только знать право, но и соблюдать его. поддерживать правопорядок в государстве.

2. В уровне развития правотворческой деятельности и качестве законодательства, степени сбалансированного отражения в нем интересов общества, социальных групп и личности. От юриста, разрабатывающего законы, и профессиональной культуры зависит качество законодательства, его продуманность, согласованность, сочетание динамичности и стабильности, а также юридическая техника подготовки: принятие и опубликование нормативно-правовых актов; решение процедурных законодательных вопросов. Юрист принимает участие в законотворческом процессе на всех этапах его действия и тем самым определяет уровень законодательной культуры: он участвует з составлении и систематизации иных правовых актов, призван обеспечивать их совершенство.

Значительную роль играет юрист в содействии ускорению интеграции Украины з Европу, сближению национального законодательства с европейским правом. Важно, чтобы юрист-участник законодательного процесса или участник группы по подготовке проекта нормативного акта способствовал своевременному внедрению ратифицированных международных конвенций в национальное законодательство, чтобы они не оставались на уровне пожелании. Нуждаются в серьезном внимании юриста вопросы имплементации: европейских конвенций по вопросам обеспечения прав и свобод человека.

3. В состоянии юридической практики, прежде всего, деятельности судебных и правоохранительных органов. Практическая деятельность юриста является показателем уровня правоприменительной культуры в государстве. Она выражается в знании законодательства, з налаженной работе по рассмотрению правовых вопросов, юридических дел и доведении их до полного юридического разрешения. Работники суда, прокуратуры, службы безопасности, милиции, таможни, адвокатуры, нотариата и других государственных и общественных структур, где применяется труд юриста, только благодаря профессионализму способны повысить правовую культуру общества, социальной группы, личности.

Главное состоит не только в том, чтобы каждый юрист был проинформирован о национальных и международных нормах по защите прав и свобод человека, но и знал, каким образом внедрять их з повсеместную практику правовой зашиты и умело делал это.

Сегодня в Украине есть механизмы, которые так или иначе обеспечивают исполнение предписаний Конституции Украины, положений Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека. Действует Конституционный суд. При каждом областном управлении юстиции созданы региональные отделения Национального бюро по вопросам соблюдения Конвенции о защите прав и основных свобод человека. Их деятельность направлена на устранение нарушений норм Конвенции, сбора доказательств о нарушении прав человека. Сотрудничество государственных и негосударственных структур, призванных оказывать им эффективную помощь з деле защиты прав и свобод человека, способно дать плодотворные результаты и, прежде всего, поднять правовую активность граждан, без которой не может быть высокого уровня правовой культуры общества.

4. В утверждении режима законности и правопорядка. Состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированных с помощью правовых средств. содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права, зависит, прежде всего, от неуклонного соблюдения законов юристами как должностными лицами. Правопорядок в обществе — показатель правовой культуры не только общества, но и каждого гражданина. Нельзя утверждать правопорядок не правовыми средствами. Юрист — это барометр состояния законности, а его убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний является надежной основой режима соблюдения законности гражданами и укрепления правопорядка в обществе. В механизме утверждения правопорядка юристу принадлежит ответственная роль как стражу прав человека.

Так. особенность работы сотрудников милиции состоит в том. что они сталкиваются с широкими слоями населения, наиболее часто с людьми, которые не нарушают общественный порядок, а обращаются за разъяснениями, справками, помощью, содействием. Сотрудники милиции проводят профилактические беседы или просто отвечают на вопросы граждан. По их действиям, культуре граждане часто судят о милиции в целом. С ростом правосознания и культуры населения милиция чаще будет контактировать с законопослушной частью населения. От умения вести себя, разъяснять нормы права и выполнять профессиональные обязанности зависит авторитет законов, государства и милиции, правопорядок в обществе.

Основные специальные средства влияния профессионально-правовой культуры юриста на правовую культуру общества можно свести к таким:

  1. обеспечение должного качества принимаемых законов и иных нормативно-правовых актов;

  2. справедливое отправление правосудия и выполнение иных профессиональных обязанностей;

  3. предотвращение правонарушений и своевременное раскрытие преступлений;

  4. профессиональное выполнение каждым юристом его полномочий без бюрократических проволочек, в определенный срок и качественно:

  5. правовое просвещение общества относительно принципов и содержания правового государства:

  6. информирование граждан об их правах и обязанностях, о законных способах их осуществления;

7) умение профессионально защищать права человека и гражданина т.п.

Уровень правовой культуры профессиональной группы юристов определяется степенью развитости культуры каждого его члена, его юридической образованностью и уровнем квалификации. Каждый юрист на своем рабочем месте должен соответствовать занимаемой должности, укреплять престиж своей профессии, повышать правовую культуру общества.

Существует большое количество юридических и научных мыслей и особенностей правовой ситуации в Украине.

На данный момент в нашей стране очень сильно развивается юридическое образование. Оно стало популярным в наше время. Сейчас в Украине много юристов с высшим образованием. С одной стороны это очень перспективно для нашей страны, но с другой – это может привести к безработице, поскольку юристов стало намного больше, чем самих предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности. Это может повлиять на многие ситуации в этой сфере деятельности и это является одной из признаков негативного влияния реальной правовой ситуации в Украине на формирование культуры юриста.