Социально-психологическая адаптация к несению дорожно-патрульной службы стажерами в должности инспектора ДПС
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОУ «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Отчетная документация по комплексной
психолого-педагогической практике
Вологда
2011
Заключение по комплексному психолого-диагностическому обследованию
Испытуемый - Ярослав А., стажер в должности инспектора ДПС.
Возраст - 23 года
Дата – 04 апреля 2011г.
Цель:
-исследовать эмоционально волевые возможности,
-исследовать интеллектуальные возможности,
-изучить индивидуальную степень выраженности личностных качеств.
Запрос на психодиагностику обусловлен изучением индивидуальных особенностей стажера в должности инспектора ДПС и его адаптации к работе в данной организации, составление заключения.
При проведении исследовании испытуемый проявлял активность, заинтересованность, внимательно слушал инструкцию. Эмоциональное состояние и отношение к исследованию положительное.
Методики использованные в комплексной психолого-диагностическом обследовании:
1. 16 факторный личностный тест – опросник Р. Кеттела,
2. Цветовой тест М. Люшера,
3.Экспресс диагностика характерологических особенностей личности (Г. Айзенк в модификации Т.В. Матолиной),
4. Самооценка форм агрессивного поведения (Модифицированный вариант Баса – Дарки),
5. Тест-опросник Шмишека «Выявление акцентуаций».
Заключение по психодиагностическому обследованию
Обследуемый Ярослав предрасположен к эмоциональной холодности, скептицизму и отчуждению, утомляемости, раздражительности, эмоциональной неустойчивости, пессимистичности. Возможно подавленное настроение, раздражительность. Эти лица обычно хорошо адаптированы, деловиты, практичны, активны, предприимчивы. В выполнении повседневных обязанностей могут проявлять небрежность и незаинтересованность, но в критических ситуациях эффективность их деятельности резко возрастает. Боится, что ему могут помешать достичь желаемого. Это заставляет его мобилизовать все свое обаяние в отношениях с окружающими, т.к. он надеется, что это облегчит ему достижение его цели.
По типу поведения стремится к лидерству, но предпочитает работать один, вещи его привлекают больше чем люди, избегает компромиссов, переменчив в отношениях. Способен руководить окружающими, стремится ими командовать. Осмотрителен в действиях, мало заботится об окружающих, плохо работает в группе, сознательно лояльный в ситуации выгоды. Большое стремление к самостоятельности. Характерны вспышки гнева и раздражения, особенно когда встречает сильное противодействие, терпит неудачи. Стремится к признанию. Воспринимает настоящее как временное, переходное состояние и надеется, что с помощью определенных усилий и большего усердия выдвинется на первый план.
По данным психодиагностики обследуемого Ярослава можно предположить о наличии таких характерологических свойствах личности как низкая самооценка, не коммуникабельность, подозрительность, деловитость, практичность, предприимчивость импульсивность. Эмоционально неустойчив. Может быть критично настроенным, непреклонным, боязливым, медлительным, сдержанным в выражениях своих чувств. Обычно испытывает необоснованное чувство неполноценности.
Рекомендации в работе:
1. Способствовать созданию условий для личностного развития.
2. Создавать ситуации успеха.
3. Работать по профессиональной ориентации.
4. Способствовать созданию атмосферы принятия и психологической поддержки.
5. Развивать навыки саморегуляции, произвольности познавательных процессов.
6. Оказывать своевременную помощь в адаптации к жизни в новом коллективе.
7. Нуждается в систематических индивидуальных занятиях с психологом по отработке психотравмирующих переживаний.
8. Включать в различные виды деятельности, предусматривающие возможность эмоциональной вовлеченности и расширению социальных связей.
Рефлексивный отчет по комплексному диагностическому обследованию
При подготовке к диагностическому обследованию мною были внимательно изучены методики, которые необходимо было использовать при обследовании испытуемого. Я попыталась создать доверительную атмосферу, чтобы Ярослав чувствовал себя комфортно и раскованно. Инструкции к выполнению предлагаемых заданий были четко сформулированы и вовремя озвучены.
При психодиагностическом исследовании испытуемый проявлял активность, заинтересованность, внимательно слушал инструкцию. Эмоциональное состояние и отношение к исследованию являлись положительными, что в свою очередь и облегчило проведение диагностических методик по изучению его личностных особенностей.
Во время проведения обследования я чувствовала себя уверенно. Иногда приходилось отвечать на вопросы, возникающие у Ярослава при непонимании каких-либо формулировок. В целом работа была очень интересной, полученный опыт работы оказался полезным для меня, как для будущего профессионала своей практикующей деятельности.
Информационное сообщение для инспекторского состава ДПС.
(Проводилось совместно с Хисамовой Н.С.)
Тема сообщения: «Что такое “активное слушание” и как надо слушать собеседника?».
Сообщение предназначено для старших групп инспекторского состава ДПС.
Время проведения: вечерний развод (19.00).
Цели сообщения:
- познакомить участников с понятием «активное слушание»;
- изучение правил активного слушания;
- раскрытие результатов, которые даёт «активное слушание»;
- применение новых знаний на практике.
План сообщения:
1. Приветствие и вводная часть (актуальность, виды слушанья);
2. Раскрытие определения «активное слушание»;
3. Методы и приёмы «активного слушания»;
4. Требования и сложности «активного слушания»;
5. Набор правил по использованию «активного слушания» и подведение итогов беседы.
Конспект сообщения:
Добрый вечер! Сегодня мы хотели бы обратиться к теме слушания. Каждый день нам приходиться общаться с множеством людей и некоторые из них обращаются к нам со своими проблемами, по долгу службы ли, дружеских связей или как к специалистам. И не всегда выслушав, их мы можем помочь, но задумывались ли вы когда-нибудь, что эта неспособность может исходить от нас самих, быть может, мы просто не умеем правильно слушать. Теперь я расскажу вам, какое вообще бывает слушание.
Существует несколько видов:
Вообще не слушает собеседника (активное "неслушание");
Взгляд мимо, ответы невпопад, занят своими делами. Все слова собеседника пропускает мимо ушей.
Демонстрирует, что слушает собеседника (псевдослушание);
Делает вид, что слушает, как бы поощряет собеседника говорить, но на самом деле пропускает все мимо ушей. Тупо на автомате повторяя «ясно», «понятно», "да-да, говорите".
Слышит то, что хочет услышать (избирательное слушание);
Слышит не все, а только часть сказанного. Не внимает собеседнику, а скорее выискивает в его словах то, что нужно ему. Выхватывает отдельные фразы или слова из контекста сказанного, криво интерпретируя или понимая суть сказанного.
Слушает и слышит собеседника (Активное слушание).
Поддерживает с собеседником зрительный контакт. Выразительно реагирует мимикой и телом на сказанное (откликается эмоционально). Кивает, одобряет, «угу-кает» и «ага-кает», давая понять собеседнику, что есть интерес к разговору. Задаёт уточняющие вопросы. Дословно повторяя или перефразируя собеседника. Выражает понимание. Подытоживает основные мысли собеседника в процессе разговора.
Сегодня мы будем говорить именно об «активном слушанье».
Итак «активное слушанье» - это способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Активно слушать собеседника - означает:
Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
В результате использования «активного слушанья»:
Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».
Отсюда следует, что цель «активного слушанья» - поддержать и создать доверительную атмосферу в разговоре. Для этого мы должны быть принимающими и заботливыми и, одновременно, уважающими говорящего.
"Я о'кей. Вы о'кей". "Все, чем вы поделитесь со мною, останется в тайне". "Я хочу понять вас". Мы должны искать информацию и слушать, чтобы понять, без выдвижения гипотез и действий.
"Я буду думать и чувствовать с вами - а не о вас и не для вас". Это значит - обрабатывать и возвращать обратно то, что мы услышали, чтобы прояснить смысл сказанного. "Я надеюсь, что пояснения, которые я у вас попрошу, помогут вам самому лучше понять то, о чем мы говорим".
Что же необходимо для использования «активного слушания»?
Чтобы обеспечить поддержку собеседнику, используйте:
подлинный интерес к тому, что Вам сообщают;
минимальную поддержку, "знаки" понимания: короткие вербальные высказывания - "Да", "Угу" и т.п.
выражение поддержки, более длинные вербальные "связи" - "Я с вами", "Я вас слышу", "У меня много времени. Я никуда не спешу"
валидизацию: давайте чувствам говорящего статус нормальных и естественных, имеющих право на существование - "Я могу понять то, что вы испытывали именно такие чувства. Если бы подобное случилось со мной, я бы тоже чувствовал злость".
Чтобы получить дополнительную информацию, используйте:
повторение - повторять сказанное дословно;
парафраз - новые слова с тем же смыслом, особенно в связи с чувствами, которые необходимо прояснить - "Я слышу, что вы говорите... ", "То есть вы хотите сказать, что... "
открытые вопросы - вопросы, требующие ответа без "нет" или "да". Вопросы, начинающиеся на "Что... ", "Кто... ", "Как... ", "Когда... ";
рефлексию - ваши интуитивные догадки и эмоциональные ощущения, которые не выражаются словами. "Выразите, как вы ощущаете это, по другому";
метафоры и сравнения - используйте сравнения с реальным, чтобы помочь лучше определить чувство или ощущение. "Это похоже на ощущения маленького ребенка, которого бросили одного на вокзале".
Когда же надлежит использовать «активное слушанье»? В принципе было бы не плохо, если бы вы не забывали о нём никогда, но вот несколько примеров, когда оно будет особенно полезно:
когда вам необходимо проверить, верно ли вы воспринимаете эмоциональное состояние другого человека;
когда вы имеете дело с сильными эмоциями;
когда проблема другого человека эмоциональна по своей сути;
когда собеседник пытается вынудить вас принять то же решение, что и он сам.
С помощью «активного слушания» вы сможете:
прояснить для себя чувства другого человека,
структурировать сложные эмоциональные состояния,
определить проблему более точно,
позволить клиенту решить проблему или понять, в каком направлении ее нужно решать,
повысить самооценку клиента.
Но не стоит забывать о требованиях, которые стоит выполнять, чтобы продуктивно пользоваться «активным слушанием»:
искренний интерес к человеку и желание помочь;
большое внимание к малейшим проявлениям эмоционального состояния собеседника;
временно отбросить любые мнения, суждения;
верить в способность человека самому принять решение и справиться со своей проблемой, давая ему время и создавая благоприятные условия.
Существует ряд сложностей, о которых так же не стоит забывать при использовании «активного слушания»:
Ответ собеседника "да" с последующей паузой. В этом случае задайте информационный вопрос (Что – Где – Когда – Как), дабы побудить его говорить дальше.
Ответ собеседника "нет". Если собеседник не дает пояснений, задайте информационный вопрос. Если вы получили ряд ответов "нет", то, видимо, собеседник не желает говорить о своей проблеме или же не старается тщательно разобраться в ней.
Вы шагнули слишком далеко вперед, выразив свой анализ, а не чувства собеседника. Вернитесь в ситуацию общения и проследите за состоянием собеседника.
Собеседник говорит, говорит и говорит. Если он выражает очень сильные чувства, слушайте его не прерывая, даже ради выражения своих мыслей, чувств.
«Активное слушание» заканчивается, когда проблема определена или достигнуто решение, собеседник на определенное время сосредоточился на данной проблеме, диалог становится цикличным и повторяется.
Ряд коммуникативных барьеров также может помешать правильно использовать «активное слушание», постарайтесь избежать их:
Давать советы - предлагать другому человеку решение его проблем. Советы редко бывают приняты, предполагают превосходство советчика, лишают человека возможности взять на себя ответственность за принятое решение.
Анализ или интерпретация - объяснения собеседнику, что же на самом деле представляет из себя его проблема. Объяснение, почему он чувствует или почему он имеет ту проблему, которую имеет. Часто интерпретация создает новую проблему, вызывает защитные реакции, часто не принимается, мешает пониманию, даже если ваш анализ правилен. Вопросы "Почему?" обращены не только на поиск информации, но и ведут к оправданиям, порождающим защитные реакции, побуждают человека к рационализации (движению от выражения чувств к выражению мыслей), уводят собеседника от реальной ситуации, требуют информации, которой он часто не имеет; лучше использовать вопрос "Зачем?".
Логическое убеждение - использование последовательности вопросов, имеющих логичные ответы, направляющие собеседника, который испытывает сильные эмоциональные переживания, к вашему решению или совету. Людям несвойственно рационально размышлять, часто они неспособны следовать логике, собеседник чувствует, что вопросами его загоняют в ловушку. Этот метод уводит собеседника от его чувств, порождает защиту, фрустрацию, чувство обиды.
Наставления и резонерство - объяснения собеседнику, насколько хорошо или плохо согласуется то, что он делает с вашей системой ценностей, обычно начинающееся словами "надо бы", "следовало бы". Это порождает защитные реакции, чувство вины, если принимается; чувство обиды, если отвергается; подразумевается превосходство "проповедника".
Угрозы - намеки и прямое заявление, что собеседник испытает тяжелые последствия, если не примет определенное решение. Порождает защиту, враждебность, обиду, уводит от проблем.
И подводя итоги, я хотела бы дать вам несколько советов, следуя которым вы сможете стать «активным слушателем»:
Доброжелательный настрой. Спокойно реагируйте на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
Не устраивайте расспросы. Стройте предложения в утвердительной форме.
Делайте паузу. Дайте собеседнику время подумать.
Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
Зрительный контакт: пусть ваши глаза находятся с глазами собеседника на одном уровне.
Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.
Рефлексивный отчет по информационному сообщению для инспекторского состава ДПС
Во время подготовки к информационному сообщению мы опирались на то, чтобы тема была актуальной и интересной для старших групп инспекторского состава ДПС. Небольшой сложностью явилось структурирование времени на подачу материала.
При подготовке я несколько раз прочитала весь текст и прорепетировала его вместе с Наталией Сергеевной, чтобы чувствовать себя увереннее и определить временные рамки.
Во время выступления, я чувствовала себя уверенно и свободно. Было очень приятно, что аудитория задавала вопросы, то, что была обратная связь, что означало, тема была подобрана правильно, и нам удалось заинтересовать слушателей.
В целом я получила очень важный для себя опыт профессионального общения, структурирования материала и времени, что очень пригодится мне в дальнейшей профессиональной деятельности.
Конспект занятия обучающего характера на тему: «Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в деятельности инспектора ДПС с участниками дорожного движения»
Предмет: Психология.
Аудитория – стажеры в должности инспектора ДПС.
Тема занятия: «Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в деятельности инспектора ДПС с участниками дорожного движения».
Цели занятия:
1). Образовательная:
- познакомить инспекторов ДПС с таким понятием как: «конфликт»;
- изучить характерные особенности стадий зарождения и развития конфликтных ситуаций;
- раскрыть роль профессионально-грамотного разрешения конфликтных ситуаций с участниками дорожного движения.
2). Развивающая:
- развитие умений рассуждать;
- применение новых знаний в практической деятельности дорожно-патрульной службы;
3).Воспитывающая:
- воспитание активной жизненной позиции;
- развитие способности к сотрудничеству, общению.
Используемые методы:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные (записи на доске).
Оборудование: мел, доска, памятки с рекомендациями по подготовке к экзаменам.
Литература:
1) Примак Л.П. Общение с собой. М., 1991. С.175, 183;
2) Краткий психологический словарь/Под общ. Ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. М.,1989;
3) Козловская Е.А., Антонов С.М., Белов В.Н., Сатлейкин П.И. Решение оперативно-служебных задач инспектором дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции. М., 1989;
4) Материалы Интернет-сайтов.
План занятия:
18.45-18.50 – организационный момент;
18.50-19.10 – основная часть (изучение материала);
19.10-19.25 – закрепление изученного материала;
19.25-19.30 – заключительная часть.
Содержание:
Время |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
18.45 19.10-19.20 19.20-19.30 |
Организационный момент Основная часть. Введение. Конфликты в деятельности инспектора, как показывает практика, вполне закономерное явление и чаще всего бывают обусловлены: - личностными особенностями и культурой поведения, как инспектора, так и участника ДТП. Со стороны инспектора это могут быть грубость, бестактность, отказ представиться и предъявить удостоверение. - ошибочным приписыванием каждой из сторон конфликта мотивов поведения в конкретном ДТП, которые не всегда соответствуют действительности и нежеланием разобраться в случившемся. - употреблением как инспектором, так и участником ДТП жаргона, жестов, взаимно оскорбляющих достоинство личности каждого. - нежеланием или неумением инспектора четко и доходчиво объяснить участнику ДТП суть допущенного им нарушения и доказать его вину. - предвзятым отношением, отсутствием умения грамотно составить протокол, оформить материалы расследования ДТП… Итак, что же лежит в основе зарождения конфликтов? В основе всегда лежит столкновение противоположных мнений, позиций, взглядов. Готовность к конфликту ощущается инспектором ДПС и участником ДТП в психическом напряжении, состоянии дискомфорта. Момент перехода от этого состояния к конфликту – труднопредсказуем и зависит от множества факторов. Важную роль при этом играют индивидуаьные психологические особенности каждой из конфликтующей сторон. Условно развитие конфликта может иметь следующие стадии:
Каждая конфликтная ситуация уникальна. Однако какой бы она ни была, инспектору необходимо научится регулировать свои взаимоотношения с участниками дорожного движения, быть инициатором в устранении возможных противоречий и окончательном разрешении конфликта. Поделитесь своим практическим опытом в устранении конфликтных ситуаций, возникших когда-либо с участниками дорожного движения. Много ли их было? Как вы устранили данные противоречия? Сейчас я хочу вам предложить следующие методические рекомендации, направленные на предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций с участниками дорожного движения.
В любой конфликтной ситуации инспектору необходимо быть сдержанным. Всякие попытки призвать нарушителя к порядку, например повышением голоса, только разжигают конфликт. Поэтому действовать нужно корректно, решительно, обосновывая свои действия не личными соображениями, а требованиями правовых норм, действующих в сфере дорожного движения.
Необходимо объективно оценить ситуацию и прийти к согласию обеих сторон, к их уступчивости. Когда согласие будет достигнуто, только тогда можно приводить аргументированные доводы и обстоятельно объяснять нарушителю, как следовало действовать в конкретной ситуации, т.е. прийти к компромиссу.
Суть приема заключается в том, что агрессивному конфликтному нарушителю следует дать возможность высказаться, не перебивая, даже если претензии неприятны инспектору. Возражения или попытки что-либо объяснить возбужденному участнику ДТП только повышают накал его эмоций и мешают разобраться в сложившейся ситуации. Необходимо дать возможность высказаться.
В целях психологической защиты в ситуации возникновения и развития конфликта инспектору следует удерживать свою доминирующую роль, используя перечисленные ранее психологические приемы.
При конфликтах, связанных с психологической несовместимостью участников дорожного движения, их нежеланием уступать, инспектор может предъявить соответствующие требования к правонарушителю, четко аргументируя свои действия.
Такой конфликт происходит, когда к первоначальному столкновению интересов инспектора и нарушителя добавляется взаимная личная неприязнь, где арбитром может быть посторонний водитель, пассажир и т.д. Посредничество третьего лица может помочь в разрешении конфликта на месте и предотвратить написание жалобы на инспектора.
В целях индивидуального подхода к участникам дорожного движения инспектору следует знать наиболее часто встречаемые типы их поведения в конфликтных ситуациях, что позволяет целенаправленно выбрать адекватные меры психологического воздействия на правонарушителей и грамотно применить административные санкции. Типы поведения правонарушителей: 1. Водитель – грубый, бесцеремонный, убежденный в своей правоте и вседозволенности. Задачей инспектора служит подавление агрессивности не проявлением собственных эмоций, а констатацией факта допущенного им нарушения, разобрав при этом все действия водителя. 2. Водитель – испуган, беспомощен, но внешне демонстрирует свою вспыльчивость и негодование произошедшего. Задачей инспектора является дать возможность высказаться, «выпустить пар», при этом, не прореагировав на эмоциональный всплеск, а правомерно совершать последующие действия исходя из административных санкций. 3. Водитель – жалобщик, считающий, что его вина связана с неправильными действиями других водителей. Следует внимательно выслушать, не акцентируя внимание на (не)правильности сказанного, а переключить его с жалоб на конкретный разбор собственных действий, объяснить как следовало поступить, в чем состоит его вина и почему необходимо применить к нему административную санкцию. Подумайте, какой алгоритм принятия решения инспектором в конфликтной ситуации на дороге будет более продуктивным? Для работы разделитесь на 2 группы. Каждой группе я предлагаю ситуации для обсуждения. Постарайтесь составить алгоритм решения выхода из конфликтной ситуации:
Постарайтесь работать продуктивно, возможность высказаться должна быть у каждого. На обсуждение дается 10 минут. По окончании обсуждения высказывается представитель от каждой группы. Каждое предложение фиксируется на доске и обсуждается всеми участниками. Далее – предоставляется экспертная оценка. Закрепление изученного материала Итак, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы: как вы поняли, что такое конфликт? При каких условиях он может возникнуть? Назовите известные вам стадии развития конфликтной ситуации? Заключительный этап Спасибо за работу! Если у кого-то возникли вопросы, вы можете их задать. Я надеюсь, это занятие поможет вам в дальнейшем разрешить возникающие спорные моменты и не допустить развитие конфликтной ситуации с участниками дорожного движения, а найти компромисс и взаимопонимание! |
Слушают, делают записи Отвечают на вопрос. Слушают, делают записи. Отвечают на вопрос. Слушают, делают записи. Слушают Участники делятся на группы и выполняют задание. |
психологическая адаптация патрульная служба инспектор
Рефлексивный отчет занятия обучающего характера по психологии на тему: «Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в деятельности инспектора ДПС с участниками дорожного движения»
Мною было проведено обучающее занятие на тему: «Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в деятельности инспектора ДПС с участниками дорожного движения» для стажеров в должности инспектора ДПС ГИБДД УВД по Вологодской области.
При проведении организационного момента была визуально проверена готовность к активному слушанию и установлен первый эмоциональный контакт.
На протяжении всего занятия я занимала активную позицию, постоянно удерживала внимание инспекторов по изучаемой проблеме. Кроме того, стимулировала их мыслительную деятельность, используя метод эвристической беседы: приводила примеры, задавала вопросы.
Время от времени я акцентировала внимание на каких-то важных фактах: «А вот здесь давайте поподробнее», «Это очень важно». Таким образом, обращала внимание на значимые, ключевые факты, являющиеся ключом к разрешению какого-либо вопроса, проблемы. Это способствовало выработке умению выделять главные мысли, существенные стороны изучаемого материала, обучало стажеров-инспекторов мыслить аналитически, составляя из отдельных эпизодов целостную картину.
В ходе занятия были использованы проблемные и поисковые задания, осуществлялись индивидуальные и групповые формы работы.
Оценивая занятие в общем, можно сказать, что поставленная мною цель была достигнута, план реализован, расчетное время этапов занятия совпало с реальным. Общая доброжелательная атмосфера урока позволила инспекторскому составу изучить проблему, активизировать мышление и воображение. Изложение было четким и последовательным. Предназначенная для запоминания информация включалась в активную интеллектуальную обработку. Для активизации мышления использовала создание проблемных ситуаций; чёткую постановку вопросов; организацию операций анализа, обобщения; побуждение к самостоятельным выводам.
В целом, можно сделать вывод о том, что занятие прошло хорошо, я получила удовлетворение от работы с инспекторами ДПС, видела их активность, заинтересованность, получила обратную связь.
Коррекционно-развивающая программа с элементами тренинга на тему: «Социально-психологическая адаптация к несению дорожно-патрульной службы стажерами в должности инспектора ДПС»
Пояснительная записка:
Одной из важных проблем в условиях современной сложной криминогенной обстановки в стране является пополнение органов внутренних дел квалифицированными кадрами.
Согласно Закону «О милиции» на сотрудника дорожно-патрульной службы возложен широкий спектр обязанностей по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Для профессионального исполнения возложенных обязанностей сотруднику должны быть созданы необходимые условия и оказана соответствующая помощь в развитии ключевых компетенций на различных этапах освоения профессии, в том числе в процессе адаптации к службе .
Профессиональная адаптация к службе в подразделениях Госавтоинспекции как определенный этап в становлении молодого специалиста имеет особое значение, так как именно на этом этапе во многом определяется основное направление его дальнейшей жизнедеятельности как человека и профессионала.
Адаптационный процесс является наиболее сложным именно на первых месяцах службы. Новые условия жизнедеятельности оказывают сильное дезадаптивное воздействие на молодых сотрудников, вызывают глубокие переживания, сомнения в правильности выбора жизненного пути. Не случайно количество отчисленных стажёров после трех месяцев составляет от 13 до 31%. О трудностях в адаптации можно судить и по причинам отчисления. В строевых подразделениях МВД России было отчислено: по собственному желанию – 46%; по отрицательным мотивам – 32%; как не справившихся с первоначальным обучением – 14%; по здоровью и семейным обстоятельствам – 8%.
На основании этих данных можно предполагать, что главная трудность в адаптации стажеров – личностные качества: мотивация, ценностные ориентации, дисциплинированность, взаимоотношения в коллективе, неспособность справиться с программой обучения, повышенная конфликтность, непонимание своей социальной роли.
Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи молодым сотрудникам в процессе социально-психологической адаптации, которая включает в себя сознательную перестройку стереотипов поведения и ценностной структуры, повышение эмоциональной устойчивости, ответственности, выносливости, готовности работать с полной отдачей и умение быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, принимать адекватные ситуации решения, переносить экстремальные нагрузки и напряженные условия службы.
Для решения обозначенных выше проблем мы разработали программу «Социально-психологическая адаптация к несению дорожно-патрульной службы стажерами в должности инспектора ДПС».
Предлагаемая программа носит преимущественно практический характер и включает разнообразные психологические упражнения и игры. Познание самого себя, умение видеть и передавать эмоциональное состояние партнеров по общению, умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сконцентрироваться на высказываниях собеседника, создание моделей желаемого поведения с опорой на определение черт характера поможет заложить у начинающих специалистов госавтоинспекции навыки ориентации в профессионально-жизненных ситуациях.
Групповая форма работы дает возможность каждому участнику получить обратную связь, поделиться личным опытом, пополнить свои знания о проблеме, а также способствует созданию благоприятного психологического климата, сплочению и организационному развитию группы.
Программа реализуется на основе принципа добровольности, активности, уважительного отношения к личности каждого сотрудника.
Цель программы:
Создание условий оптимизации профессиональной адаптации к несению дорожно-патрульной службы стажерами госавтоинспекции.
Задачи программы:
1. Осуществление комплекса организационных мероприятий направленных на содействие руководящему составу в создании соответствующего психологического климата для благоприятного протекания социально-психологической адаптации стажеров.
2. Активизирование потребностей и способностей личности инспектора корректировать собственную жизнедеятельность, изменяя обстоятельства и развивая самого себя, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
3. Осуществление комплекса организационных просветительских и профилактических мероприятий для инспекторов ДПС, направленных на предотвращение стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения.
4. Формирование активной жизненной позиции, правовой культуры, ответственности за свои действия, поступки и судьбу.
5. Сплочение инспекторского коллектива.
Адресат: стажеры в должности инспектора ДПС.
Содержание программы:
1. Вводный этап (1,5 часа) |
Вводное занятие: «Мое «я» в личной жизни: мое имя – мой характер» |
2. Основной этап (350 мин) |
Занятие 2. «Я и другие» Занятие 3. «Приемы волевой мобилизации и совладания со своими чувствами» Занятие 4. «Самоконтроль и релаксация» Занятие 5. «Потребности и социальные роли» Занятие 6. «Поверь в себя» |
3. Заключительный этап (1 час) |
Заключительное занятие. «Рефлексия тренинговых занятий». |
Организационные условия проведения занятий.
Форма проведения занятий: групповая.
Количество и возраст участников: 14 человек, 22-25 лет.
Продолжительность программы: 7 занятий общей продолжительностью 9 часов 30 минут.
Для занятий необходима аудитория, доска, мел, листы бумаги А4, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, памятки и другие практические материалы для упражнений.
Структура занятия:
1. Приветствие, целями которого является сплочение группы, создание доверительной атмосферы, настроя на работу.
2. Основная часть – совокупность упражнений и заданий, направленных на решение задач.
3. Рефлексия (оценка занятия в эмоциональном и смысловом аспектах, ритуал прощания).
Результатом эффективности работы программы будет гармонизация и оптимизация эмоционального состояния и системы самоотношения участников социально-психологического тренинга, овладение способами взаимодействия с социальным окружением и самим собой, достижение внутренней согласованности, стабилизация позитивной самооценки, повышение стрессоустойчивости и уверенности участников в себе. Данный результат отсрочен во времени, по окончании программы его показателем будет обратная связь со стороны стажеров: какую пользу принесли им эти занятия и будут ли они применять полученные знания и навыки, произошли ли какие-либо изменения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей.
Список литературы, использованный при разработке программы:
Психологическая коррекция эмоциональной сферы учащихся юношеского возраста: Учебно-методическое пособие/Т.Н. Карпович, И.М.Павлова - Мн.: РИПО, 2009. - 68 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия.- СПб, 1998.
Материалы Интернет-сайтов.
Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. 1997г.
Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.
Содержание программы:
Занятие 1.
Вводное занятие: «Мое «я» в личной жизни: мое имя – мой характер»
Цели занятия:
- создать благоприятные условия для снятия тревожности, знакомства участников друг с другом и с ведущими.
- создание доверительных отношений в группе, для самораскрытия и саморефлексии.
- формирования уверенного поведения, желания сотрудничать с педагогом-психологом.
Ход занятия:
Вводная часть
Упражнение 1.«Имя – движение»(5 мин)
Цель: знакомство с группой, а также получение дополнительной информации друг друге.
Ход упражнения: Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперёд, произносит своё имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа повторяет имя, сопровождая его таким же движением.
Обсуждение и принятие правил (3-5 мин.).
Ведущие записывают правила на доске
Правила:
- Не опаздывать;
- Не перебивать;
- Не оценивать;
- Возможность помолчать;
- «Здесь и сейчас»;
- Больше контактов;
- Конфиденциальность;
- Активность;
- Правило поднятой руки;
- Правило «Стоп»;
Упражнение 2. «Паутина» (3-5 мин)
Цель: сплочение группы инспекторского состава.
Ход упражнения: Выбирается один водящий, который выходит за дверь. Участники становятся в круг, держась за руки, и начинают запутываться, создавать «паутину». Задача водящего распутать участников, но так чтобы получился такой, же полноценный круг, который был в самом начале.
Основная часть.
Беседа (2 - 3 мин.).
Цель: дать представление о имени человека и его влиянии на личностные особенности.
План беседы:
Исследование феномена имени П.А. Флоренским;
Влияние имени на личностные особенности человека (теория психолога В.Г. Щепкина).
Древняя мудрость гласит: «Судьба человека, города и даже государства предначертана его именем». Так выдающийся русский философ и богослов П.А. Флоренский разносторонне исследовал феномен имени, что и отразил в своем фундаментальном труде «Имена». Он полагал, что имя определенным образом связано с личными особенностями человека: его характером, темпераментом, его образом жизни. Об определенном влиянии имени на становление характера пишет и известный украинский психолог Г.В. Щекин. По его мнению, каждое имя несет в себе определенную информацию о характере человека, позволяет проследить, какой отпечаток накладывает на каждого наследственность, какие черты характера наследуются от отца, а какие - от матери. Фамилия и имя могут многое поведать об образе жизни предков, о профессиональных наклонностях, образе жизни человека. Обобщив данные исследования в направлении именологии, Г.В. Щепкин разработал психологический справочник наиболее употребляемых имен. Например, Антон – очаровательный ребенок. Обаяние, располагающее к нему людей, он сохраняет на всю жизнь, немного ленив, уроки делает «из-под палки»… Или Андрей – обладает сложным, но богатым разнообразием красок характером и интересной судьбой… Иван – человек с «загадочной душой», богатая натура которого сочетает в себе силу и добро… Игорь – соткан из противоречий, упрям и в тоже время легко находит общий язык с разными людьми… и т.д.
Упражнение 3. «Три имени» (5 - 7 мин.)
Цель: развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание.
Инструкция: каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сверстники и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 4. «Хвастовство» (10 – 15 мин.)
Цель: создание условий и формирование навыков самораскрытия, совершенствование навыков группового выступления.
Инструкция: участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). "Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе".
На выступление отводится - 1 минута.
По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 5. «Контраргументы» (30 мин.)
Цель: создание условий для самораскрытия, умение вести полемику и контраргументацию.
Инструкция: каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.
Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 6. «Внутренний луч» (3 - 5 мин.)
Представьте движение такого луча. Пропустите его по всем деталям своего внешнего облика, повторяя про себя:
Мои глаза сияют.
Выражение моего лица становится спокойным, уверенным, доброжелательным.
Моя улыбка приветлива и привлекательна.
На моем лице «играет» румянец.
Моя прическа делает меня красивее.
Мои жесты и движения ловки и изящны.
Мой голос становится спокойным и располагающим к общению особенно, когда меня называют по имени.
Мое имя прекрасно мне подходит, я принимаю свое имя, я люблю свое имя.
Мое имя делает меня лучше и привлекательнее для окружающих людей.
Я горжусь своим именем.
Внутренний луч как бы формирует новую внешность человека, который становится довольным не только своей внешностью, именем, но и жизнью в целом. Поэтому мы можем повторить:
Я стал(а) новым человеком.
Моя внешность удовлетворяет меня.
Мое имя радует и вдохновляет меня.
Мои чувства тоже изменились.
В моей душе не осталось тех чувств, которые беспокоили меня.
Мне легко, радостно!
Обсуждение. Впечатления.
Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.
Занятие 2.
«Я и другие»
Цели занятия: способствовать развитию навыков саморефлексии и самоанализа; помочь участникам разобраться в своих особенностях.
Ход занятия:
Вводная часть.
Упражнение 1. «Встреча взглядами»(2 мин)
Цель: развить навыки межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности, настрой на дальнейшую работу.
Ход упражнения: Участники сидят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача – встретиться с кем-нибудь взглядом. Кому удалось выполнить задание, покидают круг, оставшиеся продолжают выполнение.
2. Основная часть.
Упражнение 2 - интервью: «Немного о себе» (7 – 10 мин).
Цель: создание условий для дальнейшего знакомства, развитие и самораскрытия, саморефлексии.
Инструкция: представьте каждый себя знаменитой личностью. К вам пришел корреспондент популярной газеты или журнала, чтобы взять у вас интервью. На доске записаны предложения, которые необходимо закончить. У каждого из вас есть право пропустить ход, т.е. не зачитывать ответ на какое-то одно или два предложения. Но желательно быть предельно откровенным с группой. Вы можете отвечать с места либо же выходить к доске. Кому как удобнее.
Итак, начинаем:
Больше всего я люблю…
Я хотел бы…
Я хотел бы быть…
Я чувствую себя счастливым, когда…
Мое будущее кажется мне…
Я надеюсь, что когда-нибудь…
Я хотел бы быть более…
Мне очень грустно, когда…
Я хочу познакомиться с…
Я хотел бы больше узнать о…
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 3: «Кто я?» (2 – 3 мин).
Цель: самоанализ и осознание инспекторами стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях.
Инструкция: Существует два типа людей:
«бревна», которые плывут только по течению жизни, потому что не хотят или не могут плыть против него, т.е. преодолевать трудности;
«рыбы», плывущие как по течению, так и против него, способные преодолевать преграды на своем пути.
А теперь подумайте и ответьте каждый себе на вопрос: «Кто я: «бревно» или «рыба»?».
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 4. «Всеобщее внимание» (15 мин).
Цель: развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Инструкция: всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу - любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится - 15 минут.
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 5. Игра «Прорвись в круг» (7 – 10 мин.)
Цель: стимуляция групповой сплоченности; снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.
Обсуждение. Впечатления.
3. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.
Занятие 3.
«Приемы волевой мобилизации и совладения со своими чувствами»
Цели занятия:
- Знакомство участников тренинга с некоторыми приемами волевой мобилизации.
- Развитие навыков самообладания.
1. Вводная часть.
Вступительное слово: На этом занятии мы разберем приемы волевой мобилизации, которые вы можете применять в каких-либо стрессовых ситуациях. Эти приемы позволят включиться в работу, совладать со своими эмоциями, настроиться на рабочий лад.
Упражнение 1. «Повтори за мной» (2 мин)
Цель: отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе, полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь».
Ход упражнения: Участники стоят в кругу. Каждый по очереди здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Остальные повторяют каждое предложенное приветствие.
2. Основная часть
Упражнение 2. «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы» (35 – 40 мин.)
Цель: формирование бесконфликтного поведения и адекватных реакций в различных ситуациях, а также необходимых "ролевых" пристроек.
Инструкция: каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:
• Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
• Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
• Преподаватель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду учащегося.
• Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.
Обсуждение. Впечатления.
Упражнение 3. «Спящие львы» (5-7мин)
Цель: развитие навыков самообладания в различных ситуациях.
Ход упражнения: Сидящие участники изображают спящих львов: «Как известно, львы спят с невозмутимым видом, но с открытыми глазами – вдруг обнаружиться какая-то опасность?» Задача водящего – вывести спящих с открытыми глазами львов из состояния невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Для этого можно делать всё, что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в и адрес оскорбительных, нецензурных выражений. Как только у водящего удалось вызвать эмоциональную реакцию у кого-то из участников, играющих роли львов, тот встаёт со своего места и присоединяется к водящему, теперь водящих двое и т.д. Выигрывает тот, кто дольше всех останется «невозмутимым львом».
Вопросы для обсуждения:
- какие способы саморегуляции вы использовали?
- пригодиться ли сохранение спокойствия и такие способы саморегуляции при несении дорожно-патрульной службы?
Упражнение 4. «Одновременные действия»(3-5 мин)
Цель: тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними своё поведение.
Ход упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий, разжимая кулак, показывает какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
3. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.
Занятие 4.
«Самоконтроль и релаксация»
Цели занятия:
-Тренировка умения произвольно регулировать своё состояние в различных ситуациях.
-Обретение способности уверенно вести себя в эмоционально напряжённых, стрессогенных условиях.
1. Вводная часть.
Упражнение 1. «Грани сходства» и «Грани различия». (5 мин)
Цель: Активизация навыков рефлексии, внимания к себе и к другому, сплочение коллектива.
Ход упражнения: В первом случае каждый участник ищет и называет какую-либо черту сходства между собой и своим соседом. В группах, где участники знают друг друга, лучше акцентировать внимание на чертах характерах, хобби, способностях. Затем таким же образом ищутся различия.
2. Основная часть.
Упражнение 2: "Самопрезентация инспектора ДПС в воображаемой аудитории"(30 мин)
Цель: тренировка решительности, самоанализ и осознание участниками своих целей, принятие себя.
Ход упражнения: Вообразите, что вы находитесь в актовом зале на пресс-конференции для юных инспекторов ДПС и выступаете в роли специалистов, имеющих успешный опыт адаптации. Пресс-конференция начинается с представления каждого из вас. Подумайте, как бы вы хотели, чтобы вас представили стажерам первого года работы в данном подразделении. Озвучьте свой вариант самопрезентации.
Члены тренинговой группы активно воспринимают ситуацию самопрезентации, рефлексируют воспринятое, задают вопросы на уточнение автору.
Упражнение 3. «Измени свой пульс» (10 мин)
Цель: обучение способу самоконтроля психологического и физического состояния через направленное воображение.
Ход упражнения: Участникам предлагается замерить свой пульс: нащупать на запястье место, где биение сердца ощущается отчётливее всего, сосчитать количество ударов в течение 15 секунд и для вычисления числа ударов в минуту умножить полученную сумму на 4. Потом участникам предлагается закрыть глаза и, расслабившись, в течение минуты вспомнить и во всех деталях представить себе ситуацию, когда они очень сильно радовались. После этого вновь определяется пульс. Далее таким же образом участники вспоминают ситуации, когда они сильно боялись, испытывали обиду, чувствовали себя счастливым. После каждого из воспоминаний фиксируется пульс и отмечается, насколько он изменился по сравнению с предыдущими изменениями. Интересно также вычислить и сравнить средние значения пульса в целом по группе после воспоминания каждой из ситуаций.
Упражнение 4: «Что делать?» (30 мин)
Цели:
- развитие навыков уверенного поведения во время экзамена.
- стимулирование познавательной активности учащихся.
- обмен личным опытом учащихся.
Оборудование: карточки с ситуациями, которые могут возникнуть при аттестации стажера на должность инспектора ДПС.
Ход занятия: Каждому учащемуся предлагается вытащить карточку с ситуацией, которая может возникнуть при аттестации на должность инспектора ДПС. И разработать свои советы, как вести себя в этой ситуации и огласить их для всех.
Ситуации:
- Если вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного.
- Если вы вообще ничего не знаете.
- Если вы на полуслове забыли, о чем надо говорить.
- Если вы уже почти закончили отвечать и тут, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда потеряли мысль или о чем забыли сказать.
- Если вас не слушают.
- Если аттестационная комиссия в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить или отпускает неприятные реплики.
- Если вы оговорились и все стали смеяться.
- Если вам задают дополнительный вопрос.
- Если вы ошиблись.
- Если вам поставили отметку, ниже той, на которую вы рассчитывали.
- Если при аттестации вам стало плохо.
- Если аттестационная комиссия заметила, что вы списываете.
Вопросы для обсуждения:
- какие открытия вы сделали для себя во время наших занятий?
- что вы возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?
Упражнение 5: Дыхательная релаксация (10 мин)
Цель: тренировка регулировки эмоционального состояния, релаксация.
Ход упражнения:
Сядьте в удобную для вас позу. Вдох - предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох - предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза.
При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
3. Завершение занятия. Подведение итогов.
Упражнение 6. «Ааааа»
Цель: поднять настроение участникам, задать позитивное настроение в конце занятия.
Участники стоят в кругу.
Инструкция: Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долго «Аааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость не покинут вас полностью.
Занятие 5.
«Потребности и социальные роли»
Цели занятия:
1. Знакомство инспекторов ДПС с понятием «социальная роль» и «социальный статус»
2. Примерение участниками на себя различных ролей.
1. Вводная часть.
Беседа (10-15 мин):
Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.
За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.
Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.
Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:
-когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
-когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.
Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом.
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:
-из ролевого ожидания (экспектации) и
-исполнения этой роли (игры).
Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
2. Основная часть.
Упражнение 1. «Дай яблоко» (5-7мин)
Цель: снятие напряжения, настрой на работу.
Ход упражения:
Разбейтесь на пары, вам необходимо у вашего напарника попросить яблоко, после того как попросил один из вас, поменяйтесь ролями:
- как у друга;
- как будто умираете с голоду;
- словно делаете одолжение;
-как будто стоите перед зеркалом;
- как у собаки;
- как будто вам неприятно говорить с этим человеком;
-как у врага.
Упражнение 2. «Стул презентации» (40-50мин)
Цель: Расширение представлений о себе, самоанализ.
Ход упражнения:
Сейчас по желанию каждый может сесть на стул стоящий в центре круга. Остальным я предлагаю представить себя кинорежиссерами, которым предстоит снимать некий фильм. Для фильма, разумеется, нужно подобрать актеров, пригодных для исполнения той или иной роли. Один человек, к примеру, благодаря своей внешности, манере общения и речи, другим особенностям неплохо сыграл бы графа Калиостро, но зато ни в коей мере не годится на роль Чичикова. Из другой актрисы получилась бы, скажем, замечательная Офелия, но ей совершенно чужда роль Красной Шапочки. Таким образом, вам нужно просто определить, какая роль по внешним признакам человека и особенностям поведения, которые вы успели заметить, в большей степени ему соответствует. Роль может быть реальной, т.е. из известных произведений. А может, вы снимаете совершенно новый фильм по собственному сценарию? Тогда опишите, пожалуйста, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек на "стуле презентации", его возраст, социальный статус, профессию, другие его характеристики, время действия фильма и тому подобное. Пожалуйста, кто первый?
Обсуждение. Рефлексия – вопросы участникам:
Были ли, на их взгляд, точные попадания?
Какие роли, "увиденные" в их исполнении кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже протест?
Что чувствовал человек, сидя на "стуле презентации"?
Трудно ли, будучи кинорежиссером, определить роль, наиболее подходящую для каждого человека?
В каких случаях это удавалось достаточно легко? Почему?
Упражнение 3. «Ветер дует» (10 мин)
Цель: способствует подчёркиванию сходства участников (что повышает сплочённость группы), даёт возможность больше узнать друг друга, способствует мобилизации внимания группы.
Ход упражнения: Участники сидят в кругу. Водящий говорит: «Ветер дует на того, у кого…» - и последовательно называет какие-либо признаки некоторых участников. Это могут быть как внешние признаки, так и психологические качества, какие-либо умения, жизненные события и т.д. После того как назван очередной признак, участники, которые обладают и, сразу выходят в центр круга и возвращаются на место, но не на то, на котором стояли, а на любое другое свободное. Замешкавшийся участник, которому не хватило стула, сам становится водящим.
Упражнение 4: «Зеркало» (2-3мин)
Цель: Способствует мобилизации внимания, повышает настроение
Ход занятия:
Группе предлагается разбиться на пары и по очереди быть человеком смотрящимся в зеркало и его отражением.
3. Подведение итогов. Прощание, пожелание успехов.
Занятие 6.
«Поверь в себя»
Цель: Повышение уверенности в себе, самоисследование, познание своего не выявленного потенциала.
1. Вводная часть.
Упражнение 1. «Весёлый мячик» (5 мин)
Цель: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.
Ход упражнения:
Бросая по очереди, друг другу мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.
2. Основная часть.
Упражнение 2. «Интонация» (10мин)
Цель: коррекция замкнутости.
Ход упражнения:
На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь.
Каждому участнику по кругу выдаётся строчка стихотворения «У лукоморья дуб зелёный»
После этого участники по очереди произносят свою фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.
Обсуждение – у всех ли получилось изобразить правильную интонацию, сложно ли было.
Упражнение 3. «Я такой!» (30-40 мин)
Цель:
-формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;
-Умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими
Ход упражнения:
Каждый участник по кругу должен представить себя. В представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили вас. Например, «Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин. Но главное, на что хочу обратить ваше внимание – со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило, играю роль тамады» или «Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь, может быть лучше других и готова посвящать все свое время – это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю».
Обсуждение – что чувствовал, когда говорил.
Упражнение 4. «Фигурные построения» (3-5мин)
Цель:
-сплочение группы, формирование взаимопонимания.
-обучение уверенному поведению в условиях необходимости принимать решения при ограниченности доступной информации, брать на себя ответственность за свою часть в общей работе.
Ход упражнения:
Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они закрывают глаза и пытаются построиться, образовав ту геометрическую фигуру, которая названа ведущим (круг, треугольник, квадрат, «змейка» и т.п.). Если кто-то подсматривает – он выбывает из игры. Когда построение закончено, участники по команде ведущего открывают глаза и смотрят, что в итоге получилось.
Обсуждение:
Насколько успешным участники считают построение разных фигур?
Что требуется от участников, чтобы справиться с таким заданием?
Что же обеспечивает возможность взаимопонимания в таких ситуациях, да еще, если у участников закрыты глаза?
Упражнение 5. «Подарок» (2 мин)
Цель: коррекция замкнутости, создание хорошего настроения.
Ход упражнения:
Сейчас каждый по кругу подарит соседу воображаемый подарок. Это необходимо сделать без помощи слов.
3. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.
Занятие 7.
Рефлексия тренинговых занятий
Цели занятия: измерение психологического содержания и динамики развития мыслительных операций, стабилизация позитивной самооценки.
1. Упражнение: «Мои цели» (15-20 мин.).
Некоторые из нас считают, что человеку для жизни нужно очень многое, даже трудно все перечислить, для этого потребуется не один час. Другие люди думают, что человеку нужно совсем немного, но зато очень ценное… (для кого-то это любовь, для кого-то это здоровье и т.д.)
В заключение наших занятий, я попрошу вас сделать две вещи:
Выберите для себя одну из этих двух крайних позиций и попробуйте перечислить, что вам необходимо для жизни в соответствии с вашей позицией.
Письменно сформулируйте свои цели на предстоящий год. При этом помните, что представление создает действительность. Вспомните, что человек, который постоянно думает о чем-то, в итоге добивается осуществления своей мечты. Но для начала нужно понять, чего ты хочешь. Используя предлагаемую таблицу, сформулируйте свои ближайшие цели и подумайте над тем, что нужно сделать для достижения этих целей (запишите их в правом столбике таблицы).
«Мои цели»
№ |
Цель |
Что нужно для ее достижения |
Сколько времени понадобится для достижения цели |
1. |
|||
2. |
|||
И т.д. |
2. Упражнение: «Я – первый!» (7 – 10 мин.).
Цель: саморефлексия и самоанализ инспекторами своей личности.
Инструкция: Каждый человек уникален. Подумайте, в чем проявляется ваша уникальность? В чем вы считаете себя первым? В какой области деятельности? Только нужно аргументировать свое утверждение, например, «Я первый в знании компьютерных технологий». Вам необходимо за 1 минуту написать небольшие тезисы для выступления перед своей группой. А затем выступить перед всеми, рассказывая о своих способностях. Члены группы имеют право в тактичной форме задавать любые вопросы, подвергая сомнению эту исключительность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения. Затем группа оценивает выступление участников по 10-балльной системе, ориентируясь на следующие критерии:
убедительность выступления;
его аргументированность.
Те участники, у кого с первой попытки не получился положительный результат, т.е. оценка группы – 0, может еще раз попробовать доказать свою уникальность в той или иной области. Те, кто отказался участвовать в этом упражнении, штрафуются на 4 балла и переходят в наблюдатели.
Обсуждение. Впечатления.
3. Подведение итогов. Прощание. Пожелание успехов.
Рефлексивный отчет по программе развивающих занятий
Программа развивающих занятий с элементами тренинга была рассчитана на определенное количество дней, поэтому при подготовке мы постарались подобранный материал структурировать в строгой логической последовательности. Мы тщательно изучали разные упражнения, для того что бы подобрать для начинающих инспекторов ДПС самые интересные и полезные. Также было заранее продумано время, которое отводилось на выполнение каждого упражнения. Сложно было подбирать именно такие упражнения, которые точно соответствовали цели занятия.
Программа состоит из 7 занятий, мы провели 1, 2 и 7. При подготовке старались прорепетировать ход каждого занятия, для того, чтобы чувствовать себя уверенней и спокойней.
В начале каждого занятия стремились создать доверительную дружескую атмосферу в аудитории, что бы все чувствовали себя комфортно. Мне очень понравилось, как прошли все занятия. На мой взгляд, нам удалось создать в группе благоприятный психологический климат. Мы постарались организовать работу таким образом, чтобы каждый участник получил обратную связь, поделился личным опытом, пополнил свои знания о проблеме.
За период подготовки и проведения развивающих занятий я получила опыт планирования и структурирования материала, организации группы участников при выполнении различных упражнений, быстро реагировать на нестандартные ситуации, а так же мне удалось не только уделять внимание к участникам тренинговой группы, но и выслушивать мнение каждого.
Программа развивающих занятий получилась довольно интересной и прошла достаточно легко. Данный опыт работы мне очень понравился и как для будущего профессионала, оказался очень полезным.
Общий рефлексивный отчет по практике
Комплексная педагогическая практика оказалась очень интересной и полезной для меня. Когда я только пришла на практику я чувствовала себя не совсем уверенно, не вполне понимая, что буду делать. Однако, Наталия Сергеевна смогла настроить меня на рабочий лад и вся практика прошла незаметно и очень продуктивно.
Я получила возможность развить свои навыки практического психолога. Я получила опыт овладения методами экспериментально - психологического исследования, профессионального общения с инспекторами дорожно-патрульной службы, попыталась применить свои профессиональные знания в процессе практической деятельности.
Особенно мне понравилось взаимодействовать со стажерами в должности инспектора ДПС – я провела у них лекцию, развивающее занятие и комплексную диагностику личности одного из них. Мне было легко найти общий язык, создать доброжелательную обстановку, я испытывала положительные эмоции, когда получала обратную связь с аудиторией.
При подготовке к развивающим занятиям я столкнулась с трудностью отбирать и структурировать материал в таком объеме, чтобы он укладывался во временные рамки занятия.
Самой большой трудностью было проведение комплексного диагностического обследования сотрудника ДПС и составление заключения, т.к. это совершенно новый для меня опыт работы и были сложности с поиском правильных методик. Однако я считаю, что мне это удалось, и я приобрела новый и очень полезный опыт для дальнейшей профессиональной деятельности.
Приложение
По результатам работы с тестом-опросником у респондента были получены следующие данные.
СТЕНЫ
A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
2 5 1 8 2 7 1 7 8 5 8 9 1 10 3 10
ГРАФИК СТЕНОВ
10 . . . . . . . . . . . . . . . .
9 . . . . . . . . . . . . . . . .
8 . . . . . . . . . . . . . . . .
7 . . . . . . . . . . . . . . . .
6 . . . . . . . . . . . . . . . .
A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
5 . . . . . . . . . . . . . . . .
4 . . . . . . . . . . . . . . . .
3 . . . . . . . . . . . . . . . .
2 . . . . . . . . . . . . . . . .
1 . . . . . . . . . . . . . . . .
В отрицательном полюсе профиля личности находятся факторы:A, C, E, F, H, Q1, Q3.
Фактор A-2: склонен к эмоциональной холодности, скептицизму и отчуждению. Вещи его привлекают больше чем люди. Предпочитает работать один, избегает компромиссов. Склонен к точности, ригидности в деятельности и личных установках. Может быть критично настроенным, непреклонным.
Фактор C-1: переменчив в отношениях, избегает требований действительности, утомляемый, раздражительный, эмоционально неустойчивый. Может иметь невротическую симптоматику (фобии, нарушение сна)
Фактор F-2: молчаливый, пессимистичный. Возможно подавленное настроение, раздражительность, страхи.
Фактор H-1: боязливый, медлительный, сдержанный в выражениях своих чувств. Обычно испытывает необоснованное чувство неполноценности. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей вместо большой группы.
Фактор Q1-1: радикально настроенный, вольномыслящий, решительный, независящий от группы
Фактор Q3-3: импульсивный, неорганизованный.
В положительном полюсе профиля личности находиться факторы: E, G, I, L, N, O, Q2, Q4
Фактор E-8: доминирующий, утверждающий себя, самоуверенный, напористый. Склонен руководствоваться собственными правилами поведения, не признает авторитетов. Способен руководить окружающими.
Фактор G-7: добросовестный, настойчивый, обязательный.
ФакторI-7: чувствительный, зависимый, недостаточно самостоятельный.
ФакторL-8: подозрительный, сомлевающий, упрямый, ревнивый, заинтересован во внутренней психической жизни. Склонен фиксировать свое внимание на неудачах раздражает превосходство других. Осмотрителен в действиях, мало заботиться об окружающих, плохо работает в группе.
ФакторN-8: искушенный, сознательно лояльный в ситуации выгоды.
ФакторO-9: обвиняющий себя, неуверенный, обидчивый.
Фактор Q2-10: предпочитает собственные решения, самодостаточный.
Фактор Q4-10: напряженный, озабоченный планами, усталый.
«Цветовой тест Макса Люшера».
Результат диагностики интерпретируемого.
Тянется ко всему новому, современному, интригующему.
Стремиться к признанию. Воспринимает настоящее как временное, переходное состояние и надеется, что с помощью определенных усилий и большего усердия выдвинется на первый план.
Чувствует, что препятствия стоят на его пути, что обстоятельства заставляют его идти на уступки и отказаться в настоящее время от удовольствий.
Боится, что ему могут помешать достичь желаемого. Это заставляет его мобилизовать все свое обаяние в отношениях с окружающими, т.к. он надеется, что это облегчит ему достижение его цели.
Опросник Айзенка по определению темперамента.
У испытуемого по шкале достоверности норма превышена (более 6 баллов), поэтому следует считать, что ответы не достоверны.
Тест Баса – Дарки по выявлению агрессивности.
Результат работы с опросником интерпретируемого.
Высокий уровень физической агрессии. Использование физической силы рассматривается как возможный способ решения спорных вопросов.
Средний уровень косвенной агрессии.
Средний уровень раздражения.
Высокий уровень негативизма. Поведение, направленное против авторитета или руководства, принимающее формы от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Средний уровень враждебности.
Средний уровень подозрительности.
Средний уровень вербальной агрессии.
Низкий уровень чувства вины. Отношение к жизни без сожаления об упущенных возможностях или совершенных ошибках.
Тест-опросник Шмишека «Выявление акцентуаций».
Результаты респондента.
Гипертимный тип (24 балла) – обычно гипертимные личности отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к старшим по возрасту или службе. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Их главная черта почти всегда приподнятое настроение, что гармонично сочетается с хорошим самочувствием. Большое стремление к самостоятельности часто может быть причиной конфликтов, приводит в подростковом возрасте к побегам и отлучкам. Характерны вспышки гнева и раздражения, особенно когда встречают сильное противодействие, терпят неудачи.