Использование компьютерных технологий на уроках технического труда
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»
Педагогический факультет
Кафедра профессионального обучения, технологии и дизайна
Выпускная квалификационная работа
Использование компьютерных технологий на уроках технического труда
Студент группы П-5916
А. Д. Миргасимов
специальность 050502
«Технология и предпринимательство»
Курган 2011
Введение
Особенностью современности, когда все меньше внимания уделяется “бумажным” учебникам и их заменяют электронные, задачами учебного процесса, диктуется необходимость автоматизированного обучения.
Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности позволяет использовать ЭВМ в учебном процессе. Известно, что возможности применения компьютеров в учебном процессе многообразны. Он может служить для моделирования изучаемых явлений или систем, для реализации учебных игр, применяться для выполнения вычислений, для редактирования текстов, в качестве тренажеров, а также как инструмент автоматизации проектирования, программируемого управления экспериментами, наконец, как средство практического обучения самой компьютерной технике и программированию. Вместе с тем, особый интерес представляет использование компьютера в качестве дидактического инструмента общего назначения, применимого для обучения знаниям.
Идея обучения с помощью компьютера родилась давно, еще в 50-х годах 20 века. Сегодня компьютеризация образования идет высокими темпами. Уже больше двадцати лет школьники старших классов изучают информатику, знакомятся с компьютерами и основами работы с ними.
В любом учебном процессе можно выделить основные элементы, такие как передача информации и ее усвоение. Оба эти элемента тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Передача информации происходит от обучающего к обучающемуся. Здесь велика роль источника и носителя информации. Главные требования к передаче информации – доступность ее понимания, своевременность и оперативность, а усвоение информации тесно связано с самостоятельной работой учащихся или с самообразованием.
Обучение с помощью компьютера остается малоэффективным. Основная причина состоит в том, что разработчики автоматизированных обучающих систем преследуют цель компьютеризации обучения ради самой компьютеризации и мало внимания уделяется дидактике. «Программы должны оцениваться с точки зрения дидактических возможностей и они должны быть совершенны в психолого-педагогическом отношении». До конца не решен вопрос самими педагогами о том где, на каком этапе обучения целесообразнее использовать программные средства. «Поскольку о полной передаче компьютеру обучающей функции не может быть и речи, возникает вопрос: какую часть учебного процесса следует доверить компьютеру» [25, с.58].
Программное обеспечение учебного назначения
Роль компьютера в учебном процессе
В учебном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два направления компьютеризации обучения. При первом усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютера, а также его использованию при решении разнообразных задач, другими словами, ведет к овладению компьютерной грамотностью. При втором компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения как социального процесса.
Преимущества компьютера при использовании в учебном процессе:
Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. По своим изобразительным возможностям компьютер нисколько не уступает ни кино, ни телевидению.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения.
Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, – все это способствует формированию положительного отношения к учебе.
Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, чтобы она не заслоняла собственно учебные цели.
Компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс.
Намного расширяются наборы применяемых учебных задач. Следует иметь в виду, что речь идет не столько о постановке задач (в принципе, любая форма обучения, в том числе и традиционная, допускает постановку любых задач), сколько об управлении процессом их решения.
Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности. Прежде всего, компьютер позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.
Идея применения компьютера в учебном процессе возникла в рамках концепции программированного обучения, причем вначале это устройство рассматривалось лишь как более совершенное по сравнению с простейшими обучающими машинами техническое средство. Его преимущества усматривались главным образом в расширении возможностей индивидуализации обучения. Осознание тех качественных изменений, которые вносит компьютер в методы, формы и в содержание обучения, пришло значительно позже.
Лабораторный практикум, как форма организации обучения
Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Как отмечают Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова [24], в преподавании информатики можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме «ученик и компьютер».
Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.
Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, и завершенная организация педагогического процесса, которой систематичность и целостность, саморазвитие, личностный и деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима поведения [9].
Рассматривая развитие во времени организационных форм обучения. А.И. Бочкин отмечает два ряда изменений: монотонный отход от индивидуального обучения и переход от управления учебной деятельностью учителем к самоуправлению познанием учащегося.
Движущей причиной перехода от индивидуального обучения к коллективному явилось стремление увеличить количество учащихся, привлекая для этого меньшее число учителей.
ЭВМ возрождает индивидуальные формы обучения. За счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет сохраняется и преимущество фронтальных форм: Компьютер снимает противоречие между массовостью и индивидуальностью обучения.
Одна из важнейших задач учителя - сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности.
В виде компьютерных учебных курсов, гипертекстовых учебников и т.п. все чаще предлагается не жесткий и единообразный алгоритм обучения, а спектр вариантов обучения. Изучение новых программных средств, проектная деятельность в различных программно-информационных средах способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности. Содержание обучения и порядок его усвоения определяет сам учащийся, что приводит к самоуправлению познанием.
Лабораторная работа (фронтальная) является основной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами.
Деятельность учащихся может быть как синхронной (например, при работе с одинаковыми педагогическими программными средствами), так и в различном темпе или даже с различными программными средствами. Нередко происходит быстрое «растекание» начавшейся фронтальной деятельности даже при общем исходном задании. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы - наблюдение за работой учащихся (в том числе через локальную сеть), а также оказание им оперативной помощи.
Дидактическое назначение используемых программных средств может быть различным: освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы), закрепление нового материала (например, с помощью программы-тренажера), проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (например, с помощью контролирующей программы или компьютерного теста).
Началу работы может предшествовать предварительный контроль готовности (за столами для обычных занятий).
Индивидуальный практикум - более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности: большей опорой на учебники, справочный материал, возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю.
Учащиеся получают индивидуальные задания от учителя на один, два или более занятий, включая выполнение части задания вне занятий, в частности дома. Как правило, такое задание выдается для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером (в том числе и для поиска в сети Интернет), когда работать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. В целом эта форма является уже переходной к внеклассной (внеурочной) деятельности [16].
Учитывая гигиенические требования к организации работы учащихся в компьютерном классе, преподаватель должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащихся за компьютером не превышало рекомендуемых норм. В ходе практикума преподаватель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь, при необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.
Проектная форма обучения. В основе проектной формы лежит творческая деятельность. Признаками проектной формы обучения являются:
наличие организационного этапа подготовки к проекту - самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации:
выбор из числа участников проекта лидера (организатор, координатор), распределение ролей:
наличие этапа самоэкспертизы и самооценки (рефлексии на деятельность), защиты результата и оценки уровня выполнения:
каждая группа может заниматься разработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного.
Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы:
1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе самообучение;
2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных;
3) системы индивидуально-коллективных занятий.
Метод (от гр. methndos - «исследование») - это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность: совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения:
1) способ деятельности учителя и учащихся;
2) совокупность приемов работы;
3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию:
4) система действий учителя и учащихся и т.д.
Классификация программного обеспечения учебного назначения
Под программным обеспечением учебного назначения понимают программные средства, в которых отражена информационная область, реализована технология обучения, обеспечены условия для осуществления различных видов учебной деятельности[4].
В учебном процессе использование программного обеспечения эффективнее, чем применение других педагогических технологий. В этом случае достигаются следующие наиболее значимые, с позиции дидактических принципов, педагогические и методические цели:
формирование деятельностного подхода к учебному процессу;
индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности;
стимулирование познавательной активности обучаемых;
осуществление самоконтроля и самокоррекции;
контролирование тренировочных стадий учебного процесса;
осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой и оценкой результатов учебной деятельности;
усиление мотивации обучения;
внесение в учебный процесс принципиально новых познавательных средств: вычислительного эксперимента, моделирования и имитации изучаемых объектов и явлений, проведения лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или натурного эксперимента, решения задач с помощью экспертных систем,
возможность осуществления творческой исследовательской деятельности, связанной с переработкой и обобщением больших объёмов информации и др. [4].
Программное обеспечение учебного назначения имеет многослойный характер, поэтому в основу классификации электронных средств учебного назначения положены общепринятые способы классификации как учебных, так и электронных изданий, и программных средств.
Исходя из описанных в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные средства учебного назначения следует классифицировать:
по дидактическим целям;
по форме организации занятии;
по методическому назначению.
Классификация программного обеспечения учебного назначения по дидактическим целям подразделяется:
формирование знаний;
обобщение знаний;
закрепление знаний;
совершенствование знаний;
контроль усвоения;
формирование умений;
сообщение сведений.
Классификация программного обеспечения учебного назначения по форме организации занятий подразделяется:
лекции;
практические занятия;
самоподготовка;
зачеты, экзамены;
работа над проектом;
научно-исследовательские работы.
Классификация программного обеспечения учебного назначения по методическому назначению подразделяется:
Обучающие программы управляют учебно-познавательной деятельностью учащегося и выполняют, как правило, частично, функции учителя.
Обучающая программа – это опосредованная материальная реализация алгоритма взаимодействия учащегося и учителя, которая имеет определенную структуру. Она начинается со вступительной части, в которой учитель непосредственно обращается к ученику, указывая цель данной программы. Кроме того, во вступительной части должна быть постановка задачи, чтобы заинтересовать ученика, а также краткая инструкция по выполнению программы.
Обучающая программа выполняет ряд функций учителя:
служит источником информации;
организует учебный процесс;
контролирует степень усвоения материала;
регулирует темп изучения предмета;
дает необходимые разъяснения;
предупреждает ошибки и т.д. [3].
Информационно-справочные программы предназначены для вывода и поиска необходимой информации.
Если обучаемый при подготовке к занятиям или на занятиях может использовать персональный компьютер, подключенный через модем и телефонную линию связи к другим компьютерам. В этом случае он может получить любую необходимую информацию, имея доступ к компьютеризированному каталогу книг и периодических изданий. С помощью компьютера учащийся сможет осуществить доступ к любому организованному хранилищу информации, ко многим различным банкам данных.
Имитационные программы предназначены для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно целесообразно применять, когда явление осуществить невозможно или это весьма затруднительно. При использовании таких программ абстрактные понятия становятся более конкретными и легче воспринимаются обучаемыми. Кроме того, учащиеся получают гораздо больше знаний при активном усвоении материала, чем просто запоминая пассивно полученную информацию.
Учебно-игровые программы предназначены для проигрывания учебных ситуаций.
По своему назначению игровой элемент является средством мотивации учебной деятельности. Происходящие в игре события должны иметь связь с выполняемыми заданиями. Успешному выполнению заданий должен сопутствовать результат в игре, вызывающий активизацию учебной деятельности, положительные эмоции, желание добиться новых успехов.
При работе с компьютером учебно-игровыми программами решаются определенные воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного игрового действия.
Демонстрационные программы предназначены для наглядного представления учебного материала описательного характера.
Учитель может успешно использовать компьютер в качестве наглядных пособий при объяснении нового материала. Большими возможностями в интенсификации учебного процесса обладают те демонстрационные программы, в которых используется диалоговая или интерактивная графика.
Контролирующие программы предназначены для проверки (оценки) качества знаний. Такие программы позволяют учителю проводить текущий и итоговый контроль знаний и умений, приобретённых учащимися в процессе обучения.
Известно, что контроль знаний обучаемых представляет собой одно из самых важных и в то же время по характеру организации и уровню теоретической исследованности одно из самых слабых звеньев учебного процесса. Главный недостаток существующих форм и методов контроля заключается в том, что в большинстве случаев они еще не обеспечивают необходимой устойчивости и инвариантности оценки качества усвоения учебной информации, а также необходимой адекватности этой оценки действительному уровню знаний. Совершенствование контроля за ходом обучения должно концентрироваться вокруг проблемы повышения достоверности оценки формируемых знаний, умений и навыков. Эту проблему можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как увеличение степени соответствия педагогической оценки действительному уровню знаний обучаемых; во-вторых, как создание и реализация таких методических приемов контроля, которые обеспечили бы независимость оценок от случайных факторов и субъективных установок учителя.
Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучаемых.
При использовании этих программ предполагается, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен. Программное обеспечение генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется педагогом. Если обучаемый дал правильное решение, ему сообщается об этом, иначе ему либо предъявляется правильный ответ, либо предоставляется возможность запросить помощь.
Для целей лабораторного практикума лучше всего подходит обучающие программы. Работая один на один с обучающей программой, учащийся в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы. Радикальное отличие этой формы от классической самостоятельной формы работы в том, что программа является интерактивным «слепком» интеллекта и опыта ее автора [8].
Требования, предъявляемые к программному обеспечению учебного назначения
Требования к обучающим программам
Существуют общие требования к качеству любого программного продукта[6, с. 318]:
производительность;
легкость и простота использования;
гибкость (возможность изменять, добавлять, расширять);
способность к взаимодействию (возможность интегрировать с другими приложениями);
целостность.
«Процессы разработки программного продукта должны быть настолько просты, насколько возможно для того, чтобы была сделана отлично, но не проще» [6, с. 324] .
Основной показатель высокого качества обучающей программы – эффективность обучения.
При решении любого вопроса, в первую очередь должны быть поставлены учебные цели. Эффективность программы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает ближайшие и отдаленные цели обучения. При создании обучающей системы необходимо уделять внимание не эффектности, т.е. внешним эффектам обучающей системы, а эффективности использования.
Психолого-педагогические требования к обучающим программам
Широкие возможности компьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Поэтому любая обучающая программа должна соответствовать психолого-педагогическим требованиям.
Обучающая программа должна:
позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики;
допускать реализацию любого способа управления учебной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой - целями обучения;
стимулировать все виды познавательной активности учащихся, включая, естественно и продуктивную, которые необходимы для достижения основных учебных целей - как ближайших, так и отдаленных;
учитывать в содержании учебного материала и ученых задач уже приобретенные знания, умения и навыки учащихся;
стимулировать высокую мотивацию учащихся к учению, причем оно не должно идти за счет интереса к самому компьютеру. Необходимо обеспечить учебные мотивы, интересы учащихся к познанию;
обеспечивать диалог как внешний, так и внутренний, причем диалог должен выполнять следующие функции: активизировать познавательную деятельность учащихся путем включения их в процесс рассуждения; моделировать совместную (субъект-субъектную) деятельность; способствовать пониманию текста;
содержание учебного предмета и трудность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а обратная связь должна быть педагогически оправданной, информировать о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточную для и устранения;
диагностировать учащегося с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи;
не требовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к минимуму рутинные операции по вводу ответа;
оказывать содействие при решении учебных задач обеспечивая педагогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения; оказывать помощь учащемуся с учетом характера затруднения и модели обучаемого;
информировать обучаемого о цели обучения, сообщать ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок;
проявлять дружелюбие, особенно при оказании учащимся помощи;
допускать индивидуализацию обучения, что позволит учащемуся принимать решение о стратегии обучения, характере помощи и т. п.;
адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет. Не навязывать темп предъявления информации;
вести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, позволить последнему задавать вопросы;
позволить учащемуся вход и выход из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному учебному материалу;
допускать модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью [17,с.130-134].
компьютер практикум обучение программный
Эргономические требования к обучающим программам
Опыт применения педагогических программных средств для повышения эффективности обучения учащихся и студентов показал, что ожидаемого результата не происходит. Это можно объяснить низким качеством большинства обучающих программ, составителями которых являются профессиональные программисты, не имеющие достаточных знаний в области педагогики и психологии, либо профессиональные педагоги, не обладающими программистскими умениями.
Считается, что для изготовления эффективных программных средств необходимо привлечь к работе и программиста, и методиста, и психолога. Объединив совместные усилия, можно было бы учесть все существующие требования к ОП, и прежде всего методические требования, включающие в себя весь набор от санитарно-гигиенических норм работы у компьютера до особенностей методики данного предмета, а также эргономические требования, учитывающие возрастные особенности восприятия.
В методической литературе к эргономической группе факторов, влияющих на проектирование ППС, относят:
1) объем, расположение информации на экране, способ ее кодирования;
2) способы ввода информации;
3) использование цвета, графики, анимации, звука, видеоизображения;
4) стили взаимодействия (команды, меню, прямое манипулирование);
5) влияние времени ответа;
6) простота в использовании (моментальный запуск, использование небольшого числа клавиш или “мыши”) [18, с. 49-53].
Специалисты в области педагогики и методики преподавания рекомендуют при разработке обучающей программы учитывать и ряд методических вопросов:
Можно ли данную тему учебного материала переложить на программную поддержку?
Каковы должны быть структура программы, ее сценарий, ее динамика?
Какой аспект наиболее актуален: объяснение нового материала; закрепление изученного; повторение пройденного; оперативный контроль знаний; срез знаний по данной теме; контрольная работа?
Нужно ли в данной теме оставить вычислительную работу ученику или следует перепоручить ее машине?
Активную или пассивную роль отвести ученику?
Сколь широко должна быть представлена сама учебная тема?
Вводить ли временной лимит?
Какова должна быть структура оценок?
На какую помощь в процессе работы может рассчитывать ученик?
Какое соотношение должно быть между использованием возможностей компьютера (цветность, графика, звук и пр.) и нормальными требованиями “формализма учебного процесса”.
Рассмотрим требования, предъявляемые к изображению информации:
контраст между знаком и фоном должен находиться в пределах 65-90%;
яркость символов на экране дисплея – не менее 60 КДж/м2;
оптимальная частота мельканий изображения – 50 Гц;
наблюдаемое изображение должно быть стабильным, не иметь мерцаний знаков и фона;
на экране не должно быть бликов и отражений [11, с.175];
на экране должно присутствовать не более 4 цветов, имеющих определенные значения (Например, красный – прерывание, экстренная информация; зеленый – разрешающий и т. д.)
При цветовом изображении буквенно-цифровой информации на экране дисплея цветные знаки должны располагаться на светлом (светло-белом и светло-сером) фоне. Наиболее предпочтительны желто-зеленые тона. Наиболее удачное сочетание цвета букв и фона: темно-зеленый фон – белые буквы; бледно-голубой – черные; на фиолетовой полосе – белые буквы. Трудно читать текст, написанный зелеными буквами на черном фоне или на зеленом – черными буквами [18, с.52].
Скорость зрительного восприятия, анализа информации, успешность работы на ПК, работоспособность зависят от того, как размещаются элементы информации на экране монитора.
Выделяются три основные зоны:
ЗОНА 1 – с охватом ±15° от центральной плоскости (от линии взора) является зоной оптимального рабочего пространства. Желательно, чтобы средства отображения информации попадали в эту зону, так как работа с информацией в данной зоне наименее утомительна.
ЗОНА 2 – с охватом ±30° от центральной плоскости – менее оптимальна, однако расположение информации на ней для детей допустимо.
ЗОНА 3 – с охватом ±60° от вышеуказанной точки отсчета – наименее благоприятна и не рекомендуется для использования в программах для детей.
Этапы разработки программного обеспечения
При создании обучающих программ Беспалько В.П. предлагает осуществить следующие основные операции:
определить цель создания обучающей программы;
создать тематический план;
разработать обучающую программу (пошаговый тематический план);
создать матрицу – скелет обучающей программы;
создать опытный образец;
проверка и совершенствование [2, с.119].
Методисты выделяют следующие этапы методики составления обучающих программ:
- определение цели применения программы (контроль, самоконтроль, обучение, тренаж, и др.);
- определение перечня тем (разделов программ);
- раскрытие тем (разделов) по содержанию учебного материала, его сложности и уровням учебной деятельности;
- составление вопросов и выбор метода реализации;
- определение количества вопросов, прорабатываемых за установленное время;
- предварительный выбор критериев отметки, уточняемых по результатам практической проверки на учащихся;
- определение полного объема программы и очередности предъявления учащемуся отдельных фрагментов программы;
- оформление программы [5, с.86].
Разработка программ учебного назначения – это многоуровневый процесс, в котором выделяются концептуальный, технологический, операционный уровни и уровень реализации.
Рассмотрим этапы необходимые для разработки программного обеспечения учебного назначения:
I этап: техническое предложение, сделанное на основе учебных потребностей и целей обучения. На этом этапе подвергается анализу ситуация с использованием компьютерных обучающих систем, сложившаяся в образовании.
II этап: планирование разработки, решение вопросов об установке сроков. На этом этапе устанавливаются сроки реализации отдельных этапов разработки и всего продукта в целом, назначается конечная дата его выпуска. В дальнейшем, составленный график позволяет гибко реагировать на возникающие в процессе разработки трудности, контролировать отставание или опережение, подключать или высвобождать ресурсы и перераспределять их между отдельными стадиями разработки.
III этап: разработка содержания курса. На этом этапе проводится анализ учебного плана и состав слушателей, происходит определение стратегии курса, разрабатывается сценарий и интерактивное взаимодействие программы с пользователями.
IV этап: разработка приложения. На этом этапе выбирается язык программирования, система программирования и выполняются работы по созданию программного продукта.
V этап: опробование и тестирование. На этом этапе начинается испытание разработанного приложения, проводится серия тестов с целью выявления ошибок программирования.
VI этап: эксплуатация и внедрение. На этом этапе происходит внедрение полностью законченной компьютерной системы обучения в образовательные учреждения.
Эффективность применения компьютера в учебном процессе зависит от качества обучающих программ. Создание обучающих программ - творческий процесс, требующий не только логического мышления, но и интуиции [17, с.35]. Этот процесс еще изучен недостаточно и не может быть описан с помощью жестких нормативов-предписаний.
Список используемых источников
Актуальные проблемы прикладной информатики и методики обучения информатике. Материалы молодежной всероссийской научно-практической конференции. – Шадринск: Издательсво ОГУП «Шадринской Дом Печати», 2007. – 203 с.
Беспалько В.П Программированное обучение(дидактические основы). – М.: Высшая школа, 1970. – 300 с.
Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В. П. Беспалько - М.:Высшая школа, 1995. – - 336 с.
Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 208 с.: ил.
Вербицкий А.А. и др. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. – М.: Знания, 1987. – 110 с.
Вигерс Карл. Разработка требований к программному обеспечению/Пер. с англ. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004. – 576 с.: ил.
Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. - 2003. - № 8. - С, 53-59.
Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. - 2003. - № 8. - С, 53-59.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.
Долинер Л.И., Ершова О.А. Педагогическая диагностика: методика разработки и использования компьютерных тестов школьной успеваемости: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1999.–138с.
Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. - М.: МГУ, 1979. – 211 с.
Золотова С. И., Практикум по Access. –М.: Финансы и статистика, 2008 -144 с.
Коджаспирова Г.М.. Петров К.М. Технические средства обучения и методика их использования, - М.: Академия. 2001. - 256 с.
Кузьмин А.В., Левонисова С.В., Базы данных. –М.: Академия, 2008 - 320 с.
Лапчик М.П.. и др. Методика преподавания информатики. - М.: Академия, 2001. - 624 с.
Малеев В.В., Малеева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. Воронеж: ВГПУ, 2003 – 152 с.
Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. 192 с.
Мирская А., Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика// Информатика и образование. – 1987. - №6 – с. 49-53
Мультимедийные обучалки по OpenOffice.org [электронный ресурс] http://www.i-rs.ru/Stat-i/Konkurs-2007/konkursnye-raboty-53/istoriya-odnogo-proekta-10/Mul-timedijnye-obuchalki-po-OpenOffice.org
Педагогика / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 1998. -512 с.
Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные, коммуникационные, педагогические технологии (обобщении и рекомендации). – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 280 с.
Угринович Н.Д., Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. - М.: Школа-Пресс. 1999.-48 с.
Хуторской А.В, Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
Челак Е.Н.. Конопатова Н.K. Развивающая информатика. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, - 208 с.
Шоломий, К. Построение обучающей программы / К. Шоломий // Информатика и образование. – 1987. - №3 – с. 58 - 66.