Начальное профессиональное образование в России

Содержание



Введение

Актуальность: В последние годы в отечественной научной литературе признано, что образование является не только одним из факторов социально-экономического прогресса и должно обеспечивать адекватный мировому уровню обшей и профессиональной культуры общества, воспроизводство и развитие его кадрового потенциала, но и формирование у обучающегося соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Обычно образование многими авторами представляется и исследуется в виде социальной системы, под которой понимается упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим её компонентам.

Проблема исследования: состоит в том, что на современном этапе развития общества в образовательных учреждениях происходят изменения, которые невозможны без совершенствования и обновления процесса обучения.

Тема исследования: Начальное профессиональное образование в России.

Цель исследования: Выявить и обосновать проблемы и перспективы развития начального профессионального образования в России.

Объект исследования: Начальное профессиональное образование в России. Предмет исследования: особенности развития начального профессионального образования в России.

Гипотеза исследования: если мы проанализируем разделы закона «Об образовании», относящихся к профессиональному образованию, то выясним, какие проблемы и перспективы развития начального профессионального образования нас ожидают в будущем.

Задачи:

1.Рассмотреть разделы проекта закона «Об образовании», относящихся к профессиональному образованию.

2.Проанализировать особенности проекта закона «Об образовании», относящихся к профессиональному образованию.

3.Выяснить положительные и отрицательные стороны проекта закона «Об образовании», относящихся к профессиональному образованию.

Научная и практическая новизна исследования: Исследование позволит получить сведения о проблемах и перспективах развития начального профессионального образования в России.

Методы исследования:

1. Анализ источников и используемой литературы.

2. Сравнительный метод.

профессиональное образование закон



    Проект Закона «Об образовании». Глава 13. Среднее профессиональное образование

Статья 107. Среднее профессиональное образование

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни среднего профессионального образования:

1) подготовка квалифицированных рабочих;

2) подготовка специалистов среднего звена.

2. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования подразделяются с учетом установленных уровней среднего профессионального образования на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

3. Программы подготовки квалифицированного рабочего реализуются в очной и очно-заочной формах обучения. Программы подготовки специалистов среднего звена реализуются в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированного рабочего и программам подготовки специалистов среднего звена, по которым не допускается получение образования в очно-заочной и (или) заочной формах, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами с учетом формы обучения и необходимости освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования.

5. Основные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются профессиональными образовательными организациями, а также могут быть реализованы образовательными организациями высшего образования.

6. Требования настоящей главы распространяются на образовательные организации высшего образования при реализации ими основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.

Статья 108. Профессиональные образовательные организации

1. Профессиональная образовательная организация – это тип образовательной организации, предметом основной деятельности которой является реализация образовательных программ среднего профессионального образования различного уровня и направленности. Профессиональная образовательная организация вправе также реализовывать основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные и профессиональные программы, дополнительные профессиональные программы, а также осуществлять профессиональное обучение.

2. Основные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются в профессиональных образовательных организациях следующих видов:

1) профессиональный лицей – профессиональная образовательная организация, которая реализует программы подготовки квалифицированного рабочего и вправе реализовывать программы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации квалифицированного рабочего;

2) техникум – профессиональная образовательная организация, которая реализует программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированного рабочего и вправе реализовывать программы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации квалифицированного рабочего и специалиста среднего звена.

3. Вид и наименование профессиональной образовательной организации устанавливаются при ее создании и могут изменяться в установленном порядке учредителем или органами управления такой образовательной организации. В наименовании профессиональной образовательной организации может употребляться специальное наименование (училище, школа и др.) или указываться характер осуществляемой производственной деятельности.

4. Профессиональная образовательная организация самостоятельна в формировании своей структуры, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.

Статья 109. Особенности организации приема в профессиональную образовательную организацию

1. В профессиональную образовательную организацию для обучения по основным образовательным программам среднего профессионального образования принимаются граждане, имеющее основное общее и (или) среднее общее образование, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, по их заявлениям.

2. Прием в образовательные организации для получения среднего профессионального образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на общедоступной основе, за исключением приема для получения среднего профессионального образования по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. При приеме для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, образовательной организацией, а также в случае превышения поступающими имеющегося количества мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут проводиться вступительные испытания в порядке, определяемом образовательной организацией.

3. Прием граждан на второй и последующие курсы, перевод обучающихся в другую профессиональную образовательную организацию для продолжения обучения по основной образовательной программе среднего профессионального образования соответствующих уровня, профиля и направленности осуществляются при наличии свободных мест в профессиональной образовательной организации и при успешном прохождении аттестации в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования

Статья 110. Особенности реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами общего образования

1. Основные образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с основными образовательными программами общего образования, реализуются профессиональными образовательными организациями в целях обеспечения получения общего образования лицами, осваивающими основные образовательные программы среднего профессионального образования на базе начального общего или основного общего образования.

2. Основные образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с основными образовательными программами основного общего и (или) среднего общего образования, разрабатываются профессиональными образовательными организациями на основе соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и общего образования, с учетом требований к формированию таких образовательных программ и профиля получаемого среднего профессионального образования.

Основные образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с основными образовательными программами основного общего и (или) среднего общего образования, должны обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программы, предусмотренных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Требования к формированию основной образовательной программы среднего профессионального образования, интегрированной с основной образовательной программой основного и (или) среднего общего образования, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования, интегрированной с основными образовательными программами основного общего и (или) среднего общего образования, увеличивается на срок, необходимый для получения общего образования.

Статья 111. Особенности предоставления среднего профессионального образования гражданам с ограниченными возможностями здоровья

1. Среднее профессиональное образование граждан с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в профессиональных образовательных организациях всех видов в соответствии с основными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и адаптированными для обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья.

2. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья профессиональными образовательными организациями должны быть созданы условия для получения среднего профессионального образования с учетом индивидуальных особенностей таких обучающихся.

2. Консолидированное мнение о проекте закона «Об образовании», опубликованном 01.12.2010 г. (по вопросам, относящимся к профессиональному образованию)

    Крупнейший недостаток проекта закона «Об образовании» - отсутствие в нем уровня «начальное профессиональное образование» (НПО). Такое явление крайне опасно как в социальном, так и в экономическом плане. Исчезновение такого важнейшего звена как НПО, имеющего стратегическое, политическое, экономическое и социальное значение для Российского Государства, нарушает целостность системы образования РФ.

    Принятие закона оставит экономику страны как без квалифицированных рабочих кадров вследствие ликвидации уровня начального профессионального образования, так и без работников среднего звена вследствие встраивания системы среднего профессионального образования в высшее.

    Везде в мире НПО – это основа квалификации, которая обеспечивает эффективный первый выход на рынок труда. Этот уровень – предмет особой заботы и внимания государства во всем мире, поскольку от его эффективности зависит во многом судьба значительной части молодежи после обязательного общего образования.

    Государственная система НПО в течение 70 лет традиционно была приоритетом в образовательной политике государства. От его внимания зависела во многом и судьба молодежи после обязательного общего образования. Другое дело, что квалификация этого уровня должны быть доведены до того качества, которое нужно работодателям.

    Квалифицированный рабочий сегодня – это не конвейер в условиях массового индустриального производства, которого можно быстро научить простым операциям. Сегодня рабочий должен быть адекватен сложности производственных процессов, готов принимать решения в нестандартных ситуациях, отвечать за качество и собственное развитие.

    Авторы законопроекта успокаивают общественность тем, что закон, якобы, не отменяет НПО, а «повышает его уровень до СПО». Но, изменив только название, нельзя «повысить уровень». Программы НПО и СПО готовят работников различных квалификационных категорий.

    Отлаженную и достаточно эффективную систему НПО законопроект заменяет не лицензируемым «ускоренным профессиональным обучением», забывая о повышенных требованиях к квалифицированным рабочим грядущей экономики знаний. От этого пострадает и вступающее в жизнь молодое поколение и конкурентоспособность российской экономики.

    НПО было предметом особой заботы и внимания советского и российского государств еще и потому, что в России были, есть и еще долго будут сотни тысяч социально неблагополучных молодых людей, сирот, для которых получение рабочей профессии особенно важно. Оно важно и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, ярко выраженная социальная функция профессионального образования – это не только национальная традиция России, но и обусловленная объективными обстоятельствами необходимость. Здесь важно исходить из сложившейся реальности, из существования сотни тысяч малообеспеченных учащихся из неполных, неблагополучных, неполноценных семей, которые не в состоянии их поддерживать.

    Уровень НПО совершенно необходим и незаменим для учреждений начального профессионального образования сельских регионов, где нет иной возможности получить иной уровень профессионально образования.

    Учреждения начального профессионального образования востребованы также и в исправительных учреждениях федеральной службы исполнения наказаний России как форма реабилитации осужденных и возможности возвращения их в общество.

    Предлагаемый в проекте как самостоятельный вид образовательных услуг – профессиональная подготовка – не исключается. Она позволяет осваивать наиболее простые трудовые функции. Этот уровень квалификации в терминах рамки квалификаций предшествует уровню НПО и является этапом освоения квалификации НПО.

    По вышеобозначенным причинам НПО не может быть игнорировано и упразднено, оно должно быть в фокусе закона.

    Согласно логике законопроекта, надо было бы оставить только вузы, которые реализовывали бы все виды образовательных программ. Однако вузы не смогут реализовывать программы НПО, поскольку перед ними стоят задачи иного свойства, и они оснащены именно для их разрешения, а не для обучения, например, токарей и поваров.



Заключение

Учитывая вышеизложенное, а также социально-экономическое и стратегическое значение для РФ уровня НПО было бы уместно отметить:

– В проекте закона отмечено «Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих может также осуществляться образовательными организациями высшего образования», но это совсем не целесообразно, т.к. в вузах нет ни материально-технических, ни программно-методических, ни кадровых ресурсов для осуществления этого уровня профессионального образования.

– Принципиально неправильным является включение в среднее профессиональное образование программ подготовки квалифицированных рабочих и программ подготовки специалистов среднего звена, т.к. это программы различных квалификационных уровней.

– В законе нужно четко разграничить уровни квалификации, программы по уровням и типам учебных заведений, где они могут реализовываться, в том числе в экспериментальном порядке.

С учетом новых требований социума к профессиональному образованию, систему было бы правильным реформировать путем сокращения сроков обучения за счет исключения дублирующего материала в образовательных программах, обеспечивая качество и доступность образования по всем уровням подготовки, а не за счет ликвидации уровня НПО.



Список литературы

    http://zakonoproekt2011.ru/

    http://www.e-profobr.ru/