Использование физических упражнений для укрепления здоровья детей
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием МО г. Алапаевск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №33 общеразвивающего вида
Использование физических упражнений для укрепления здоровья детей
физический упражнение здоровье воспитание
Алапаевск 2007г
Введение
Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов и родителей. Концепции дошкольного воспитания сказано о том, что именно «в дошкольном возрасте закладываются фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, преображаются физические качества; вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания; приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни».
Актуальность данной темы подсказывает сама жизнь. Ребенок нуждается в охране и укреплении здоровья со стороны взрослых. Правильно построить физическое воспитание ребенка и научиться контролировать его здоровье, исходя из наблюдений за особенностями его двигательной деятельности прониклись глубоким смыслом, который вносила природа в движения человека, и осознав, что как в рисунке, в музыке, как и в движении, ребенок проживает особую жизнь.
Если мы поймем почему ребенок так стремится прыгать, лазать, бегать и что чувствует, если мы не даем реализовать эту потребность, то, наверно сможем определить приоритеты образования в дошкольном учреждении, а процесс формирования здоровья сделать для ребенка радостным.
Возвращаясь к вопросу понимания здоровья, хотелось бы вспомнить профессора Г. Сигериста: «Здоровье – не значит просто отсутствие болезней; это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Замечательные слова подтверждают то, что нельзя определить здоровье ребенка только измерением его роста и веса, или количеством дней, пропущенных по болезни. Вопрос не простой, и не раз исследователи обратились за его решение. И пришли к выводу: без физкультуры никак не обойтись. Любое нарушение комфортного состояния ребенка обязательно проявиться в его двигательной деятельности.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей.
И целью моей работы является создание условий для:
- сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- развитие основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости);
- обучение наиболее важным и жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме физического воспитания и укрепления здоровья детей;
выявить наиболее эффективные формы и методы организации проведения физического воспитания, физических упражнений;
проанализировать педагогические средства обеспечения успешности процесса формирования физического здоровья детей.
Объект: физическое воспитание детей, как процесс.
Предмет: методика физического воспитания детей, реализуемая через физические упражнения.
Гипотеза: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста будет успешным, если педагог приобщит детей к физическому развитию и укреплению здоровья через физические упражнения, путем наполнения подвижными играми всего педагогического процесса.
1. Проблема физического воспитания дошкольников в современных исследованиях педагогов и психологов
Изучением данного вопроса занимались многие ученые. За последние годы проведены исследования, установившие эффективность использования методов соревнования и творческих заданий в подвижных играх детей дошкольного возраста (Л.М. Коровина), целесообразность обучения детей основным движениям через игровые компоненты (Н.В. Потехина, Е.А. Коровина).
Исследования А.В. Кенеман и Г.П. Лесковой убедительно показали, что механический путь преображения двигательных умений требует большого количества повторений и приводит к большой трате времени и энергии, к возникновению ошибок. Все эти вопросы поднимаются в новых программах для дошкольных образовательных учреждений «Радуга», «Детство», программа Ю.Ф. Змановского «Здоровый ребенок», программа «Здоровье В.Т. Алямовской». Все они раскрывают значение движений для развития физических систем растущего организма. Исследования Ю.Ф. Змановского раскрывают принципы рациональной организации двигательной активности детей. Все эти программы направлены также на воспитание у детей заботы о своем здоровье. Хорошей базой по обучению детей уходу за своим телом являются разработки, подготовленные В.Т. Алямовской, предлагается тематика занятий-тренингов под названием «Забочусь о своем здоровье». В программе «Старт» при обучении общеразвивающим упражнениям, детей знакомят с частями тела и их функциями.
Проанализировала региональную программу «Север» по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (авторы О.А. Аухазеева, В.С. Колоткова и др.). Распределение материала занятий основывается на результатах исследования вопросов оптимизации двигательного режима, закономерностей развития основных двигательных качеств, динамики физической подготовленности и работоспособности детей.
Программа «Рекорд - старт», одной из главных целей этой программы является культивирование у детей творческо-ценностного отношения к собственному здоровью, физическому и духовному. Основываясь на принципе культуросообразности, эта программа определила основными направлениями в образовательной работе как развитие культуры движений и оздоровительную работу.
Интересной, на мой взгляд, является методика физического воспитания детей дошкольного возраста под редакцией Л.Д. Глазыриной и В.А. Овсянкиной. Они предлагают нетрадиционные методы обучения детей двигательным навыкам, выражающие идею гармонического развития ребенка гуманистическим путем. Основное внимание в управлении деятельностью детей в системе занятий физической культурой уделяется личной деятельности воспитанников.
Для изучений физических упражнений детям необходимо знать элементарные представления о строении своего тела и понимать необходимость заботы о своём теле. Большое внимание в детском саду уделяется теме культуры здоровья, которая включает в себя следующие разделы:
- Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
- Изучаем свой организм.
- Ценности здорового образа жизни.
- Навыки личной гигиены.
Нельзя не вспомнить опыт семейного воспитания Б.К. Никитина и Л.А. Никитиной (книга «Резервы здоровья наших детей»). Их опыт по физическому воспитанию можно считать уникальным. Их подтолкнула к экспериментированию суровая необходимость. Эксперимент на своих детях требует большого мужества. Их систему можно уподобить искусству, где успех зависит, прежде всего, от таланта. А ведь их система отличается, прежде всего, повышенными нагрузками.
Анализируя данную литературу, я определила основные моменты в предстоящей практической деятельности:
разработать систему работы по обучению детей подвижным играм;
отработать технологию обучения детей подвижным играм;
продумать организацию и содержание подготовительного периода к обучению детей подвижным играм;
включить в практику следующие методики: игровые подражательные движения (из программы «Старт»), методику физического воспитания детей дошкольного возраста (под редакцией Л.Д. Глазыриной), использовать рекомендации по обучению подвижным играм («Спортивные игры для детей О.Е. Громова»).
2. Использование физических упражнений для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста
1. Направления воспитания и обучения детей.
Процесс воспитания и обучения детей я проводила по трём направлениям: оздоровительном;
воспитательном;
образовательном.
Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры, так же направленно на развитие компенсаторных функции, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, т.е. способствует проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в себе с помощью подбора физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость. Оно обеспечивает творческую организацию способностей человека, т.е. влияет на формирование чувства прекрасного, способствует гармоническому, пропорциональному развитию тела, стойкости формирования осанки, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях, создаёт условия для проявления положительных эмоций.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков. Предусматривает в первую очередь формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании, путем внедрения в практику занятий нетрадиционных методов и приёмов, путем создания условий для самостоятельного познавания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий ребёнка.
2. Принципы построения процесса воспитания и обучения.
Сегодня, как никогда, от воспитателя требуется выработать новые педагогическое мышление, в процессе своей деятельности постепенно исходить из интересов ребёнка, поэтому я решила использовать следующие принципы:
Принцип фасцинации (очарования)
Чтобы развить у детей интерес к движению, двигательным действиям, сделать воспитательный процесс более логическим и плодотворным, сформировать у детей положительное отношение к окружающей действительности, к предмету, к самому воспитателю. Необходимо очаровать его, но не без помощи самого ребёнка. Сотворчество важный результат очарования. Необходимо понимать правило, что лишней улыбка не бывает.
Принцип синкретичности (соединение, объединение)
Слитность рациональных и эмоциональных моментов, их неотторжимости друг от друга – источник и условие «умных» эмоций (А.В. Запорожец). Он отражает наличие общих истоков, единство в выборе средств, методов воздействия на ребёнка. Вот почему необходимо, чтобы в процессе физического образования и воспитания создать условия, в которых физические и духовные возможности ребёнка раскрылись бы во всей его полноте.
Принцип творческой направленности
В результате этого принципа ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличие мотива побуждающего к творческой деятельности. Я стараюсь дать ребёнку возможность самому создавать различные движения и двигательные ситуации, самостоятельно решать двигательные задачи. Если решение двигательной задачи не удаётся или имеются существенные недостатки, только тогда можно корректировать движение ребёнка, но очень тонко. Система данных принципов предполагает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребёнком.
3. Предполагаемые результаты эффективности использования физических упражнений.
Для физического развития дошкольников важно своевременно овладеть разнообразными движениями: бегом, ходьбой, прыжками, лазаньем, метанием. Одним из средств физического воспитания являются физические упражнения, которые можно разделить на три вида: общего назначения, способствующие развитию физических качеств и двигательных способностей, и формирующие различные положительные свойства психики. Какие же ожидаемые результаты предвидеть, усовершенствовав методику обучения детей физическим упражнениям. Я их предоставила в виде таблицы №1.
Показателями эффективности данной методики можно считать:
снижение заболеваемости;
повышение уровня физической подготовленности;
успешное развитие основных психических процессов;
сформированная потребность в движениях (умение самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры, заниматься физическими упражнениями);
использование полученных знаний и сформированных умений в жизненных условиях.
Процесс обучения детей двигательным навыкам условно проходит через три этапа:
ознакомление с движением;
углубленное разучивание;
закрепление (совершенствование).
Задачей первого этапа является формирование представлений о двигательном действии. На втором этапе идёт обучение основам техники, отрабатывается выполнение отдельных элементов. На третьем этапе проводится работа по устранению излишнего напряжения при выполнении движения в изменяющихся условиях.
Свою работу я начала с диагностики физического развития детей в начале учебного года (приложение).
Диагностика показала, что на начало года в старшей группе 14% высокий уровень развития, 86% средний уровень развития. Дети плохо справляются в беге на скорость 30м. мне очень хотелось, чтобы дети достигли более высокого уровня развития двигательных качеств, повысить общий уровень функциональных и адоптивных возможностей организма, т.е. укрепить детский организм, а значит, укрепить здоровье.
4. Особенности физических упражнений
Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на изменения физического состояния ребёнка. Они имеют ряд своих характерных особенностей:
упражнения на формирование осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы);
для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса);
на отдельной части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища, шеи, ног);
на развитие отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости);
на развитие психики (внимание, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени);
Конкретный эффект любого упражнения зависит не только от свойств, присущих самому упражнению, но и от ряда условий его выполнения. Поэтому надо рассматривать сущность каждого упражнения в единстве с методикой его провидения и другими существующими условиями. Необходимо каждый раз подбирать наилучшую пропорцию между приёмами, делающими занятие удовольствием и даже развлечением, и приёмами, приучающими серьёзно и настойчиво трудиться. Чем старше дети, тем важнее развивать интерес не только к процессу занятий физическими упражнениями, но и к результатам деятельности.
5. Использование физических упражнений с детьми шестого года жизни.
У детей шестого года жизни развивается способность понимать задачу, самостоятельно выполнять указания. Во время объяснения у ребёнка возникает мысленное представление о движении, его направление, последовательности и составных частей. Движение шестилетнего ребёнка становиться всё более осознанным и носит преднамеренный характер, он сам начинает упражняться в движения по своей инициативе. В этом возрасте я стараюсь учитывать следующие особенности:
при обучении техники движений дать представления о разнообразных способах движений, их назначения, сходстве и различии в силе, скорости, направлении, характере, сложности;
приучить детей отвечать на мои вопросы, анализировать простые движения, оценивать их качество, исправлять ошибки;
большое внимание уделять развитию двигательных качеств, особенно скоростно-силовые и ловкости в упражнениях, подвижных играх;
использовать соревновательный метод, направленный на качество результата движения ребёнка;
развивать коллективные формы соревнования;
на занятиях создавать условия для формирования поведения детей, подчинённого определённым нормам;
учить детей проявлять творчество в разнообразной двигательной деятельности;
побуждать, демонстрировать свои достижения в овладении разными видами движений, в проявлении ловкости, выносливости, смелости, находчивости, в сопереживании по поводу неудачи своих товарищей, дружеским взаимоотношениям.
При обучении детей ходьбе, бегу, прыжкам я увеличила постепенно дозировку, используя разные виды. В процессе выполнения этих упражнений давала задание, в которых ребёнок должен овладеть различными умениями и навыками в быстрых ситуациях. Я использовала разные виды бега: медленный, со средней скоростью, быстрый, равномерный, с дополнительными заданиями, с преодолением препятствий. Старалась отрабатывать непринуждённую постановку корпуса и головы, активные движения рук, энергичное отталкивание и подъём бедра вверх.
Для разучивания элементов прыжка в длину с места применяла простейшее подводящее упражнение. Совершенствование в прыжках более всего достигается систематичностью повторении. При обучении детей прыжкам через короткую скакалку, сначала учила их прыжкам на длинной скакалке способом пробеганий, перешагиваний.
При обучении детей ползанью и лазанью, воспитывала умение управлять своим телом, используя приём соревнования с животными, растениями и обучала их методом самостраховки.
В процессе бросания, ловли и метания предметов я работала над развитием навыков точного направления, уделяла большое внимание индивидуальной работе, т.к. в упражнениях с участием взрослых навыки ловли мяча формируются быстрей и успешней. Я заметила, что детям трудно удаётся попасть в цель, поэтому элементы метания в цель часто использовала в играх, закрепляла их в индивидуальной работе на прогулке. И, конечно, учитывая слабую силу мышц рук, использовала силовые упражнения. В старшей группе имитационные движения занимают не много места. Я использовала общеразвивающие упражнения для развития организованности, дисциплины, для воспитания самостоятельных умений и навыков.
Здесь открывается возможность воспитательных действий с целью развития и формирования личностных качеств: уметь подчиняться требованиям для всех; одновременно начать и закончить. Музыка воздействует на эмоции детей, создаёт у них определённое настроение, влияет на выразительность детских движений.
В этом возрасте открывается возможность для применения спортивных упражнений (катание на санках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде). Использовать спортивные упражнения, я считаю, крайне необходимо, т.к. они имеют большое воспитательное значение на формирование личностных качеств ребёнка. В процессе выполнения спортивных упражнений появляется особая форма общения детей – общение через соперничество и переживание.
Важной тренировкой в физических упражнениях является подвижная игра, суть которой заключается в выполнении разнообразных движений в различных ситуациях. Детей в подвижной игре увлекает возможность преодолеть трудности, при этом соблюдая правила.
Моя задача обеспечить постепенность усложнения условий выполнения основных движений, развитие умения действовать целесообразно. Обучение, совершенствование и закрепление основных движений я проводила в форме творческих или самостоятельных комплексных или игровых заданий, а так же зданий по интересам. При формировании новых двигательных навыков я использовала игру творчество.
1 этап – первоначальное представление о движении – «Угадай-ка!». Цель её выяснить степень осознанности последовательного воспитания двигательных элементов.
2 этап – совершенствование навыка «Почемучка», с помощью которого осуществляется контроль за качеством выполнения упражнения. На этом этапе обучения основные двигательные действия детям уже знакомы, поэтому у них активизируется внимание на конечный результат.
3 этап – «Поиграй-ка». С помощью которой закрепляются двигательные навыки.
Работая с детьми в течение года я поняла, что без личностного развивающего общения на занятии невозможно сформировать осознанную потребность и устойчивый интерес детей к физической культуре. Только атмосфера взаимопонимания и доверия, отсутствие страха ошибки и негативной оценки, способствует развитию творчества. Общеизвестно, что основное развитие ребёнка происходит в ситуации общения с равным.
Какие же результаты я получила к концу учебного года (приложение). Анализ проведённой диагностики физического развития детей старшего возраста показал более стабильный, высокий результат:
в беге на 30м – 4 человека;
в прыжках в длину – 6 человек;
в метании мешочка – 4 человека;
в метании набивного мяча – 4 человека.
Средний уровень развития показали:
в беге на 30м – 14 человека;
в прыжках в длину – 12 человек;
в метании мешочка – 14 человека;
в метании набивного мяча – 14 человека.
Часть детей, перейдя в подготовительную группу, посещают спортивные секции. Я заметила, что повысился интерес со стороны родителей не только к успехам детей в физическом воспитании, но и к здоровью ребёнка в целом.
Исходя из выше указанных данных, я запланировала работу на следующий год в трёх направлениях:
Проведение коррекционных занятий с детьми с низким уровнем физической подготовленности;
Проведение игровых сюжетных занятий с целью подражания доступного уровня физической подготовленности и сохранения имеющихся навыков у детей со средним уровнем;
Организовать работу секций для детей с высоким уровнем физической подготовленности.
В течение всего учебного года физкультурные занятия уступают место другим формам работы: спортивным праздникам, развлечениям, играм, самостоятельной деятельности детей.
Заключение
Анализируя свою работу в данном направлении, я сделала следующие выводы:
В процессе физического воспитания, обучения подвижным играм играет большую роль, так как своевременное владение двигательным навыком создает фундамент для определенного уровня двигательной активности детей.
Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движении. Поэтому одна из важных задач физического воспитания – создание оптимальных условия для нормального развития детского организма.
Упражнения, входящие в систему физического воспитания, обеспечивают закономерные изменения психической деятельности ребенка, в работе кровообращения, дыхания, в обменных процессах, что создает необходимое условие для гармонического развития физиологических систем детского организма. Такой ребенок приобретает способность к быстрой адаптации к условиям среды, у него повышается уровень защитных сил, сопротивляемость организма. Все это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.
В заключении я попробую нарисовать портрет здорового ребенка дошкольного возраста. Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие его физических (двигательных) качеств проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок, селен. Неблагоприятные погодные факторы, разная их смена ему не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо натренирована разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда. У него есть все условия для нормального гармоничного роста, он любит физкультуру и спорт.
Благоприятные психологические условия в семье, дошкольном учреждении способствуют закреплению его физического здоровья.
Задачей всех нас, взрослых, создать условия для воспитания таких детей!
Список литературы
1 Глазырина Л.Д. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» – М: Владос, 2001г.
2 Знамовский Ю.Ф. «Воспитываем детей здоровыми» – М: Медицина, 1989г.
3 Никитин Б.К. «Резервы здоровья ваших детей» – М: Физкультура и спорт, 1990г.
4 Подласый И.К. «Педагогика. Новый курс» – М: Владос, 1999г.
5 Щербак А.К. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном заведении» – М: Владос, 1999г.
6 Швалева Т. «Гори, гори ясно. Игровая форма физкультурных занятий» – Дошкольное воспитание, 1997г. №5
7 Андерсон В.А. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада» – М: Просвещение, 1991г.
8 Нестерова З. «Заботимся о своем здоровье» – Д. в, 1998г. №6
9 Авдеева Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» – Д. в, 1997г. №3
10 Журавлёва М. «О системе физкультурно-оздоровительной работы» – Д. в, 1998г.
11 Козырева О. «Комплексная физическая реобилетация дошкольников с нарушением осанки» – Д. в, 1998г. №12
12 Шарыпова Л. «Работаем по региональной программе «Север» « – Д. в, 1999г. №4,5
13 Яковлева Л. «Работаем по программе «Старт» « – Д. в, 1996г. №1–4, 1997г. №5
14 Громова О.Е. «Спортивные игры для детей» – М: Сфера, 2002г.
15 Полищук Л.П. «Управление дошкольным образовательным учреждением» – М: Сфера, 2007г. №4
Приложение
Ожидаемые результаты работы в трёх направлениях.
I. Оздоровительное направление.
Физические упражнения общего назначения
Формирование осанки – предотвращение дефектов осанки, приобретение стойких структур осанки, укрепление мышц, способствующих правильному положению позвоночника и стопы.
Развитие органов дыхания – укрепление диафрагмы, основной дыхательной мышцы, межрёберных мышц, мышц брюшного пресса, усиления лёгочной вентиляции для насыщения крови кислородом.
Развитие опорно-двигательного аппарата – укрепление двигательного аппарата, стимулирование роста костей.
Физические упражнения, способствующие развитию физических качеств, двигательных способностей
Координационные способности – предупреждение и устранение излишней мышечной напряжённости, подражание равновесия в динамических позах, концентрация внимания для преодоления координационных трудностей, совершенствование функций вестибулярного аппарата.
Скоростные способности – интенсивное развитие способности к выполнению быстрых движений отдельными звеньями тела.
Силовые способности – развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата.
Выносливость – соразмерное повышение функциональных возможностей, умению противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности.
Физические упражнения, формирующие положительные свойства психики
Изменение характера, нервных процессов, возбуждения и торможения; развитие силы, уравновешенности, подвижности нервной системы.
II. Воспитательное направление
1) Формирование осанки – развитие организованности, дисциплины, умение держаться свободно, естественно и красиво.
2) Развитие органов дыхания – блокирование негативных последствий психо-эмоциональных напряжений при выполнении двигательных движений.
3)Укрепление опорно-двигательного аппарата – развитие костно-мышечного костета, позволяющего формировать представление о изяществе движения, красоте человеческого тела, побуждение к физическому самосовершенствованию.
1)Координационные способности – умение рационально выполнять движение и двигательные действия.
2) Скоростные – развитие способности выполнять двигательные действия в максимальном темпе за минимальный промежуток времени, проявление решительности и уверенности в действиях, способности находить и принимать обдуманные решения.
3) Силовые – умение преодолевать физические трудности, воспитывать силу воли, настойчивость в достижении поставлено цели.
4) Выносливость – проявление волевых качеств, целеустремленности, выдержки, способности терпеть.
5) Гибкость – снижение психо-эмоциональной напряженности, развитие подвижности суставов.
Развитие процессов внимания, восприятия – глубокое чувствование и правильная оценка красоты в сфере физкультуры; ориентировки – проявление нравственных норм в конкретных ситуациях физкультурной деятельности.
III. Образовательное направление.
1) Формирование осанки – представление о правильной осанки, знание основных средств воспитания правильной осанки, умение контролировать свою осанку.
2) Развитие органов дыхания – умение правильно дышать, умение выполнять упражнения для тренировки правильного дыхания
3) Развитие опорно-двигательного аппарата – умение управлять им, знания о направлении, амплитуде, скорости, темпе и развитии движений, умение освоить основные элементы движений головой, туловищем, руками и ногами.
1) Координационные – представления об их способностях и их значимости для жизнедеятельности организма, умения различать темп и амплитуду движений, степень напряжения на расслабление мышц, а так же чувство времени и пространства.
2) Скоростные – представления об этих способностях и их значимости для жизнедеятельности организма, умение проявлять быстроту в простых и сложных двигательных реакциях, умение выполнять скоростную работу быстром темпе.
3) Силовые – представления о них и их значимости, умение проявлять кратковременные скоростно-силовые напряжения, умеренные нагрузки в подвижных играх, выполнять упражнения с использованием отягощения собственным телом.
4) Развитие выносливости – представление о ней и её значимости, многократное повторение упражнений циклического характера, выполнять различные силовые упражнения без длительного напряжения.
5) Развитие гибкости – представление о ней и её значимости, выполнение упражнений с большой амплитудой самоконтроль за состоянием гибкости.
1) Формирование внимания – представление о значимости внимания для овладения движениями и двигательными действиями, способность к необходимой и стойкой сосредоточенности, к переключению внимания.
2) Восприятие – овладеть системой сенсорных эталонов.
Диагностика физического развития детей (Средняя группа 2006г. Сентябрь)
№ п/п |
Ф.И ребёнка |
Скорость 30м |
Длина с места см |
Метание н/мяча |
Метание п/рукой |
Кол-во очков |
||||
р |
б |
р |
б |
р |
б |
р |
б |
|||
1 |
Мясникова Л. |
9,4 |
15 |
75 |
13 |
1,8 |
15 |
2,3 |
3 |
46 (с) |
2 |
Кулишова Д. |
10,2 |
7 |
50 |
4 |
1,8 |
15 |
4,6 |
22 |
48 (с) |
3 |
Лоскутов В. |
7,4 |
23 |
75 |
4 |
1,8 |
8 |
3,3 |
5 |
40 (с) |
4 |
Явкина Д. |
9 |
16 |
70 |
12 |
1,2 |
9 |
4,6 |
22 |
59 (с) |
5 |
Томилова К. |
10,4 |
7 |
50 |
4 |
1,5 |
12 |
2,7 |
7 |
30 (н.с) |
6 |
Калугин С. |
9 |
11 |
85 |
12 |
1,8 |
8 |
5 |
17 |
38 (с) |
7 |
Киселёва Л. |
8,5 |
14 |
55 |
4 |
1,2 |
9 |
2,9 |
9 |
51 (с) |
8 |
Саидгареев М. |
9 |
16 |
50 |
1 |
2 |
12 |
3,8 |
9 |
32 (н.с) |
9 |
Мельников Д. |
9 |
11 |
90 |
15 |
2 |
12 |
5 |
17 |
55 (с) |
10 |
Подкорытова И. |
9,2 |
15 |
62 |
7 |
1,25 |
9 |
3,8 |
15 |
45 (с) |
11 |
Ощепкова К. |
9,4 |
14 |
67 |
11 |
1,2 |
8 |
2,7 |
7 |
40 (с) |
12 |
Клещова В. |
9,7 |
12 |
60 |
7 |
1,25 |
9 |
3,1 |
11 |
39 (с) |
13 |
Вострякова А. |
9,8 |
11 |
70 |
12 |
1,2 |
8 |
2,1 |
1 |
32 (н.с) |
14 |
Чечулина Н. |
9 |
16 |
62 |
7 |
1,7 |
14 |
3,2 |
12 |
49 (с) |
15 |
Юрченко В. |
10 |
8 |
60 |
7 |
1,3 |
10 |
3,5 |
14 |
39 (с) |
16 |
Черепанов С. |
9,4 |
9 |
75 |
4 |
1,4 |
6 |
3,6 |
7 |
26 (н.с) |
17 |
Ефимов В. |
8 |
18 |
70 |
3 |
1,8 |
8 |
3,9 |
9 |
38 (с) |
13 – средний уровень развития
4 – ниже среднего уровня развития
Таблица. Диагностика физического развития детей (Средняя группа 2007г. Май)
№ п/п |
Ф.И ребёнка |
Скорость 30м |
Длина с места см |
Метание н/мяча |
Метание п/рукой |
Кол-во очков |
||||
р |
б |
р |
б |
р |
б |
р |
б |
|||
1 |
Калугин С. |
7,2 |
22 |
83 |
7 |
3 |
20 |
4,7 |
13 |
72 (с) |
2 |
Мельников Д. |
7,5 |
20 |
95 |
15 |
2 |
9 |
4,2 |
8 |
52 (с) |
3 |
Егошин Д. |
7,3 |
22 |
100 |
17 |
1,8 |
7 |
5,8 |
16 |
62 (с) |
4 |
Клещёва В. |
7,8 |
19 |
92 |
17 |
1,7 |
12 |
3,8 |
11 |
59 (с) |
5 |
Юрченко В. |
8,1 |
16 |
75 |
10 |
1,5 |
10 |
4,3 |
15 |
51 (с) |
6 |
Мясникова Л. |
7,8 |
19 |
95 |
17 |
2 |
15 |
6,8 |
27 |
80 (в) |
7 |
Чечулина Н. |
7,8 |
19 |
88 |
15 |
2,2 |
17 |
3,3 |
10 |
61 (с) |
8 |
Явкина Д. |
7,7 |
20 |
90 |
16 |
2 |
15 |
4 |
14 |
65 (с) |
9 |
Подкорытова И. |
7,8 |
19 |
102 |
21 |
1,5 |
10 |
4,8 |
18 |
68 (с) |
10 |
Киселёва Л. |
8 |
17 |
65 |
2 |
1,4 |
9 |
4 |
14 |
42 (с) |
11 |
Вострякова А. |
7,9 |
18 |
72 |
5 |
2 |
15 |
4 |
14 |
42 (с) |
12 |
Ощепкова К. |
8 |
17 |
72 |
5 |
1,8 |
13 |
3,6 |
12 |
47 (с) |
13 |
Черепанов С. |
7,4 |
21 |
95 |
15 |
2 |
9 |
4 |
5 |
50 (с) |
14 |
Кулишова Д. |
7,4 |
23 |
95 |
18 |
1,5 |
10 |
5,6 |
21 |
72 (с) |
15 |
Саидгареев М. |
7,5 |
20 |
100 |
17 |
2,5 |
14 |
8 |
21 |
72 (с) |
16 |
Томилова К. |
8 |
17 |
70 |
2 |
1,7 |
11 |
3 |
7 |
37 (с) |
17 |
Телегин Р. |
8,2 |
15 |
83 |
7 |
2 |
9 |
5,2 |
19 |
50 (с) |
1 – высокий уровень развития 16 – средний уровень развития
Таблица. Диагностика физического развития детей (Старшая группа 2006г. Сентябрь)
№ п/п |
Ф.И ребёнка |
Скорость 30м |
Длина с места см |
Метание н/мяча |
Метание п/рукой |
Кол-во очков |
||||
р |
б |
р |
б |
р |
б |
р |
б |
|||
1 |
Аман Д. |
8 |
14 |
80 |
17 |
2,8 |
30 |
4 |
7 |
68 (с) |
2 |
Бурухина Л. |
7,9 |
18 |
95 |
18 |
1,8 |
13 |
3,2 |
9 |
58 (с) |
3 |
Столяров А. |
7,8 |
16 |
95 |
15 |
1,7 |
7 |
5,1 |
14 |
52 (с) |
4 |
Окатьева П. |
10 |
6 |
90 |
16 |
2,1 |
16 |
4,6 |
17 |
55 (с) |
5 |
Якутова А. |
10 |
6 |
80 |
15 |
1,8 |
13 |
3,2 |
9 |
43 (с) |
6 |
Калугина Л. |
10 |
6 |
65 |
9 |
1,6 |
12 |
4,7 |
17 |
44 (с) |
7 |
Мухачов О. |
8 |
14 |
100 |
17 |
2,3 |
16 |
5,8 |
16 |
63 (с) |
8 |
Кошкина Н. |
7,5 |
22 |
110 |
25 |
2 |
15 |
5,3 |
20 |
82 (в) |
9 |
Чечиков К. |
9,6 |
4 |
100 |
17 |
1,7 |
7 |
4,3 |
9 |
37 (с) |
10 |
Стрелецкая К. |
9,4 |
9 |
70 |
10 |
1,5 |
10 |
4 |
13 |
42 (с) |
11 |
Мацкевич Н. |
10,2 |
5 |
85 |
14 |
1,9 |
14 |
4,8 |
18 |
51 (с) |
12 |
Филиппова Н. |
10 |
6 |
65 |
9 |
2,1 |
16 |
3,8 |
13 |
44 (с) |
13 |
Боровиков А. |
6,5 |
26 |
125 |
27 |
3,4 |
30 |
9 |
26 |
109 (в) |
14 |
Байбус Л. |
9,4 |
14 |
95 |
18 |
1,6 |
11 |
3,2 |
3 |
46 (с) |
15 |
Лащёнов В. |
7,5 |
19 |
110 |
20 |
2,8 |
30 |
5,5 |
20 |
89 (в) |
3 – высокий уровень развития 12 – средний уровень развития
Таблица. Диагностика физического развития детей (Старшая группа 2007г. Май)
№ п/п |
Ф.И ребёнка |
Скорость 30м |
Длина с места см |
Метание н/мяча |
Метание п/рукой |
Кол-во очков |
||||
р |
б |
р |
б |
р |
б |
р |
б |
|||
1 |
Боровиков А. |
5,9 |
28 |
148 |
30 |
4 |
28 |
12 |
27 |
113 (в) |
2 |
Трясцин Н. |
6,9 |
23 |
110 |
16 |
4 |
28 |
10,5 |
21 |
88 (в) |
3 |
Лощёнов В. |
6,6 |
24 |
125 |
22 |
4 |
28 |
9 |
17 |
91 (в) |
4 |
Бурухина Л. |
7,4 |
19 |
102 |
15 |
2 |
11 |
44 |
11 |
56 (с) |
5 |
Кошкина Н. |
7,3 |
20 |
98 |
10 |
2,2 |
12 |
5,5 |
15 |
57 (с) |
6 |
Окатьева П. |
7 |
27 |
100 |
11 |
2,2 |
12 |
6,5 |
19 |
59 (с) |
7 |
Калугина Л. |
7,4 |
23 |
98 |
10 |
1,8 |
9 |
4,8 |
13 |
55 (с) |
8 |
Мухачёв О. |
8,3 |
9 |
100 |
11 |
3,8 |
24 |
8 |
15 |
59 (с) |
9 |
Чечиков К. |
7,1 |
24 |
95 |
9 |
1,8 |
5 |
5 |
4 |
42 (с) |
10 |
Филиппова Н. |
8,9 |
10 |
98 |
10 |
3,2 |
30 |
4,4 |
11 |
61 (с) |
11 |
Сухарев С. |
6,6 |
24 |
115 |
19 |
4,2 |
30 |
9 |
17 |
90 (в) |
12 |
Байбус Л. |
8,9 |
10 |
105 |
12 |
2 |
11 |
4,4 |
11 |
44 (с) |
13 |
Стрелец К. |
8,9 |
10 |
90 |
13 |
1,8 |
9 |
4 |
10 |
42 (с) |
14 |
Якутова П. |
7,4 |
23 |
98 |
10 |
1,8 |
9 |
4,8 |
13 |
55 (с) |
4 – высокий уровень развития
10 – средний уровень развития
Таблица. Диагностика физического развития детей (Младшая группа 2007г. Май)
№ п/п |
Ф.И ребёнка |
Скорость 30м |
Длина с места см |
Метание н/мяча |
Метание п/рукой |
Кол-во очков |
||||
р |
б |
р |
б |
р |
б |
р |
б |
|||
1 |
Попова В. |
7,8 |
25 |
82 |
16 |
1,8 |
16 |
4,8 |
24 |
81 (в) |
2 |
Лунина Т. |
8,1 |
22 |
72 |
12 |
1,6 |
13 |
4 |
17 |
64 (с) |
3 |
Трясцин Н. |
9 |
11 |
80 |
9 |
1,5 |
6 |
5,2 |
18 |
44 (с) |
4 |
Дьякова Н. |
10,2 |
7 |
58 |
2 |
1,3 |
10 |
3 |
10 |
29 (н.с) |
5 |
Сабонина Л. |
9,4 |
14 |
70 |
12 |
1,3 |
10 |
4 |
17 |
53 (с) |
6 |
Зберун К. |
10,2 |
7 |
70 |
12 |
1,3 |
10 |
4 |
17 |
46 (с) |
7 |
Кузьминых Д. |
9,2 |
15 |
50 |
1 |
1,4 |
11 |
4,2 |
18 |
45 (с) |
8 |
Глазунов Д. |
9,6 |
13 |
65 |
12 |
1,5 |
6 |
8 |
30 |
61 (с) |
9 |
Попова Т. |
9,6 |
14 |
72 |
11 |
1,32 |
10 |
4,0 |
17 |
52 (с) |
10 |
Гурскас С. |
9,3 |
9 |
55 |
1 |
80 |
1 |
3,5 |
4 |
15 (н.с) |
11 |
Шикова П. |
10 |
8 |
68 |
11 |
1,4 |
11 |
4 |
17 |
47 (с) |
12 |
Томилов А. |
10 |
7 |
64 |
1 |
80 |
2 |
3,5 |
6 |
16 (н.с) |
13 |
Мурашова К. |
7,9 |
24 |
70 |
12 |
1,4 |
8 |
3 |
10 |
57 (с) |
14 |
Зенкова Л. |
9,4 |
14 |
70 |
12 |
1,3 |
10 |
4 |
17 |
53 (с) |
1 – высокий уровень развития
10 – средний уровень развития
3 – ниже среднего уровня развития
Таблица. Перечень подвижных игр(Вторая младшая группа)
Подвижная игра |
Дидактический компонент |
«Пойдём гулять» «Найди свой домик» «Найди свой цвет» «Поезд» «Прокати шарик к своему флажку» «По ровненькой дорожке» «Береги предмет» «Цветные грибочки» «Какой мяч больше» «Беги к флажку» «Угадай, кто кричит» «Где спрятано?» «Иди тихо» «Такой листок лети ко мне» «Игра с пальчиками» «На птичьем дворе» «Хохлатка» «Уточка» |
Ориентировка в пространстве Ориентировка в пространстве Ориентировка в пространстве, сенсорика Внимание Сенсорика Ориентировка в пространстве, сенсорика Внимание, правила Координация движения, сенсорика Координация движений, мелкая моторика Ориентировка в пространстве, сенсорика Ознакомление с природой, быстрота реакции Зрительная память, внимание Соблюдение правил, владение собой Ознакомление с природой Соответствие слова и действия Звукопроизношение, выдержка Ознакомление с природой, внимание Имитация движений, ознакомление с природой |
Таблица. Перечень подвижных игр (Средняя группа)
Подвижная игра |
Дидактический компонент |
«Найди свой цвет» «Найди себе пару» «Цветные автомобили» «Самолёты» «Перепрыгнем через ручеёк» «Теремок» «Увидели флажок» «Красный, синий, … кто за ним» «Пилоты» «Кто ушёл» «Кто скорее соберёт» «К дереву беги» «Мыши» «Кто в домике живет» «Сколько» «Добавь слово» «Будь внимателен» |
Ориентировка в пространстве, сенсорика, слуховое восприятие Быстрота реакции, сенсорика, слуховое восприятие Зрительное, слуховое восприятие, быстрота реакции Ориентировка в пространстве, быстрота реакции Математика Ознакомление с худ. литературой Координация движений, ловкость, быстрота реакции Быстрота реакции, ориентировка в пространстве, сенсорика Совместные действия, быстрота реакции, ориентировка в пространстве Зрительная память, быстрота мышления Классификация, ознакомление с природой Ознакомление с природой, внимание Быстрота реакции на слуховой сигнал, развитие речи Ознакомление с природой, звукоподражание Математика, слуховое восприятие Ориентировка в пространстве, внимание, расположение предметов по отношению к себе Быстрота реакции на звуковой сигнал |
Таблица. Перечень подвижных игр (Старшая группа)
Подвижная игра |
Дидактический компонент |
«Чьё звено быстрее соберется» «Затейники» «Найди и промолчи» «Кто как продвигается» «Зоопарк» «Кто летает» «Умей слушать» «Твоя тень» «Дни недели» «Вершки и корешки» «Назови три предмета» «Птицы, звери, рыбы» «Кто больше назовет предметов» «А если бы» «Летает – не летает» «Наоборот» «Скажи слово с нужным звуком» «Кто знает, пусть дальше считает» |
Быстрота реакции, слуховое, зрительное восприятие Внимание Зрительная память, внимание, выдержка Координация движений, ознакомление с природой Внимание, ориентировка в пространстве, ознакомление с окружающим Внимание, ознакомление с природой Внимание, быстрота реакции, слуховое восприятие Сообразительность, ловкость, быстрота реакции, координация движений Ознакомление со временем, внимание, выдержка Ознакомление с природой, внимание Классификация Классификация, ознакомление с природой Ознакомление с окружающим, классификация Ознакомление с окружающим, сообразительность Слуховое восприятие, выдержка, внимание Сообразительность, развитие речи, внимание Развитие речи, грамота |
Таблица. Перечень подвижных игр (Подготовительная группа)
Подвижная игра |
Дидактический компонент |
«Классы» «Не мочи ноги» «Эстафета с мячом» «Запрещённое движение» «Четыре стихии» «Вернись на место» «Повернись не ошибись» «Бег за флажками» «Первоклассник» «Отвечай быстро» «Охотник» «Слушай звуки» |
Математика Взаимодействие, ловкость Взаимодействие, ловкость Координация движений, внимание, слуховое, зрительное восприятие Быстрота реакции, внимание, слуховое, зрительное восприятие Ориентировка в пространстве, равновесие Ориентировка в пространстве, координация движений, быстрота реакции Быстрота реакции, действие в коллективе Ознакомление с окружающим, оккуратность, внимательность Классификация (по форме, цвету) Ознакомление с природой, классификация Активное внимание |
Задачи: Использовать игровые упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. Закрепить навыки в равновесии. Повторить прыжок в длину с места. Закрепить навык бросания мяча вверх (с хлопком), метание мешочков в вертикальную цель правой и левой рукой. Продолжить учить технически правильно выполнять игровые упражнения. Воспитывать у детей самостоятельность, ввести элементы алгоритма.
Ход занятия
I часть
Построение в шеренгу, проверка осанки.
– Ребята, сегодня я хочу вас пригласить на популярную игру «Последний герой», для этого нам нужно разделиться на две команды – «Обезьяны» и «Львы».
На первый-второй рассчитайсь. Ну а теперь нам нужно попасть на необитаемый остров.
Ходьба в колонне по одному. Упражнения для рук «Ножницы», руки к плечам – круговые вращения. Ходьба на носках – руки вверх, зажимание кистями рук, ходьба на пятках – руки за спину (с прохождение по ребристой доске), бег с заданиями на сигнал свистка: два раза – в колонне по одному
Один раз – в колонне по два
Бег в чередовании с ходьбой, дыхательные упражнения.
II часть
А сейчас нам нужно приготовиться к испытаниям и размяться.
ОРУ (с палками)
ОВД
Представьте, что вы попали на необитаемый остров, и остались совершенно одни, с вами нет взрослых, воспитателей, пап, мам. Поэтому вы самостоятельно по карточкам схемам будете выполнять упражнения-задания.
Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками (с хлопком);
Метание мешочка в вертикальную цель правой левой рукой (расстояние 3м);
Прыжок в длину с места
Лазанье по лесенке-стремянке
По свистку подгруппы детей переходят с этапа на этап.
Подвижная игра «Львы и антилопы»
III часть
Игра малой подвижности «Собери эмблему своей команды».
Под красным флажком «Львы»
Под синим флажком «Обезьяны»
– Молодцы. Вы все удостоены звания «Последний герой». А теперь можно расслабиться и полежать у моря, на берегу «Необитаемого острова» – релаксация.