Экспериментальные школьные системы обучения
Введение
Прежде чем отправить своего ребенка в первый класс, родители раздумывают, в какую школу, в какую систему обучения отдать своего ребенка – будущего первоклассника?
В настоящее время в СНГ признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполнять его одними и теми же методами.
К людям, выросшим в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они так же имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в ХХ веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не может удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.
Обучение по системе Л.В. Занкова
В 60-ых гг. ХХ века, с целью решить актуальные проблемы традиционного обучения, начинает свою экспериментальную работу Леонид Владимирович Занков. Он один из первых понял, что современная система обучения не соответствует требованиям времени, что выпускник школы не должен быть «заложником» стандартных, усвоенных учеником в школе способов действий. Занков провидел, что в конце ХХ, начале XXI века самым главным ресурсом общества станет творческая личность, способная самостоятельно и ответственно, а потому свободно, конструктивно преобразовывать мир. «Школе предстоит сыграть выдающуюся роль в воспитании нового человека, в формировании всесторонне развитой личности. … Мы хотим воспитать человека-творца, а нынешняя методика начального обучения формирует из школьников односторонних исполнителей. Мы хотим, чтобы жизнь широким потоком ворвалась в школьное обучение, чтобы дети увидели её во всей многогранности и красочности». Целью экспериментальной работы Л.В. Занкова стало повышение развивающей функции обучения. «На самом деле, если школьников обучают…, это вовсе ещё не означает, что тем самым достигается существенный результат в развитии их мышления». Безусловно, традиционное обучение всегда было и является развивающим, однако целью этой системы является приобретение детьми знаний, умений и навыков, что считается синонимом развития. Каким образом и какие функции психики развивает традиционное обучение не подвергалось изучению. «Экспериментальная психология, методика и психологический анализ должны стать органической частью педагогических исследований. Однако фактически в дидактических исследованиях использование экспериментально-психологических приёмов и психологического анализа почти совсем отсутствует». Предвосхищая современные проблемы молодёжи в ориентации в окружающем мире, в поиске своего места в обществе, Л.В. Занков одним из первых ставит вопрос, насколько способна система обучения развить личность, чтобы она была успешна в обществе? Он приходит к выводу, что требуется коренное реформирование системы обучения, начиная с целей, задач и основополагающих принципов. Он говорит, что знания – не самоцель обучения, важна та работа, которую проделывает знание в процессе психического развития человека. «В качестве дидактического стержня (перестройки начального образования) мы выдвигаем эффективность учебного процесса для общего развития школьников». Под психическим развитием человека он понимал целостное и всестороннее развитие ума, воли и чувств. Под развитием ума понимались качественные и количественные изменения в сфере интеллекта, познавательных процессов, мыслительных действий1.
Развитие воли предполагало формирование произвольности и способности самостоятельного поиска необходимой человеку информации.
Развитие чувств осуществляется достижением острого эмоционального переживания открытия, знания, актуального для деятельности человека. Человек в процессе познания не должен быть эмоционально безучастным, поиск актуальных для него знаний и их нахождение вызывает эвристический восторг, который навсегда закрепляет новые способы действий человека без утомительного заучивания и механического запоминания. Основанием системы Л.В. Занкова стали принципы развивающего обучения, которые, к сожалению, были сформулированы тезисно, и до сих пор не достаточно осмыслены современными педагогами. От правильной реализации этих принципов зависит эффективность системы обучения.
Обучение должно быть трудным, но посильным для освоения ребёнком в зоне ближайшего развития.
Если предлагаемые детям задания ребёнок уже может выполнять сам и не испытывает при этом затруднений – их выполнение находится в зоне актуального и не ведёт дальнейшего развития. Ребёнку не интересно выполнять такие задания. Например: типовые примеры на изучаемое правило. Решив несколько подобных примеров, ребёнок понимает обобщённый способ их выполнения и, не задумываясь, осуществляет только механические действия, записывая решения следующих примеров. Чтобы задания развивали, необходимо, во-первых, чтобы они были актуальными для ребёнка, т.е. он сам хотел получить ответ на предлагаемые задачи; а во-вторых – они были трудными, т.е. от ребёнка требовалось приложение усилий для их выполнения. Ребёнок должен понять, что трудности с выполнением задания всегда связаны с недостатком информации. Стало быть, нужно добыть эту информацию. Где? Можно спросить её у сверстников, взрослых, учителя; можно найти книгу, в которой есть эта информация. Учителя и взрослые (родители) могут оказать помощь ребёнку: непосредственную (с малым развивающим эффектом) – выполнить за него часть работы, указав объяснительно-иллюстративным методом, как решаются подобные задачи; и опосредованную (с высоким развивающим эффектом) – указать полезную книгу, актуализировать забытые ребёнком знания, необходимые для решения задачи, поставить и решить с ребёнком подобную или обратную задачу, но сделать так, чтобы к решению новой и актуальной для него задачи, молодой человек пришёл сам. Тогда он не только получит искомый ответ, но ещё и испытает эвристический восторг, который закрепит способ решения задач данного типа. Это будет его достижение, потенциал для дальнейших свершений. Решив задачу с ним или за него, ребёнок хотя и получит искомый ответ (достигнет положительного результата), но это не будет его достижением, не будет стимула для дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности.
Обучение должно проводиться быстрым темпом.
Этот принцип не предписывает пустого ускорения и гонки в изучении материала. Просто не надо «жевать жвачку», как писал Л.В. Занков, т.е. не надо топтаться на месте, пережёвывая уже давно понятый детьми материал. Этот принцип запрещает циклическую систему обучения, когда один и тот же материал изучается многократно. Занков был против простого повторения, а тем более уроков закрепления знаний. На каждом уроке должны воспроизводиться знания актуальные для открытия нового. Это значит, для того, чтобы решить новую задачу ребёнку необходимо вспомнить определённые знания, которые он приобрел раньше. Таким образом, знания, конечно же, повторяются, но обязательно в контексте познания нового. «Возвращение к пройденному есть в то же время значительный шаг вперёд». Принцип обучения в быстром темпе на каждом уроке предполагает дополнение старых знаний новыми с целью решения актуальных для личности задач. Это правило хорошо переносится во внешкольную жизнь человека: чтобы решить новую проблему, возникшую на пути, нужно обязательно подумать, что из уже известного и пережитого может помочь тебе, и что нужно для этого приобрести ещё. А ещё принцип обучения в быстром темпе говорит о том, что мотивы и интересы детей очень подвижны, значит, обучать надо быстро, пока у ребёнка не пропал интерес к познанию этого. Надо помнить, что когда жвачка становится безвкусной, жевать её не интересно. К сожалению, вкус жвачка теряет очень быстро.
Приоритет теоретических знаний.
Развитие предполагает изменение картины мира человека. Для каждого образа, запечатлённого в сознании ребёнка, должно быть найдено и закреплено определённое словесное выражение. Такое словесное выражение называется понятием. Этот словесный эквивалент становится знаком изучаемой вещи или явления, т.е. как только возникает это слово, тут же память воспроизводит связанный с ним предмет или явление. Понятие сохраняет в памяти человека все существенные свойства предмета, который обозначает. В процессе обучения происходит присвоение ребёнком понятий, он учится оперировать ими. Формирование словесно-логического мышления понималось Л.В. Занковым как основа общего развития человека, личности. Анализируя особенности современного начального обучения, он писал: «Начальная школа на протяжении последних десятилетий – это, прежде всего и главным образом школа, которая служит привитию навыков. Теоретические знания здесь сведены к минимуму. … Осмысление этих навыков учащимися пока что остаётся минимальным, а позиция соответствующих закономерностей языка, математических явлений откладывается до 5-ых и последующих классов».
Процесс обучения должен быть осознаваем детьми.
«Как связаны между собой усваиваемые знания, каковы разные стороны овладения правописанием или вычислительными операциями, каков механизм возникновения ошибок и их преодоления – эти и многие другие вопросы, относящиеся к процессу овладения знаниями и навыками, следует систематически делать объектом пристального внимания и находить их определённое решение».
Обучать всех, как сильных, так и слабых.
Система Л.В. Занкова – это универсальная педагогическая технология, а значит, эффективна для всех детей, у которых нет психических и интеллектуальных патологий. Принцип обучения в быстром темпе не должен реализовываться в ущерб детям, воспринимающим материал медленнее. В то же время нельзя тормозить тех детей, которые учатся быстрее. Принцип универсальности обучения предполагает дифференцированный подход к детям. Выполнение задачи обучения как сильных, так и слабых Л.В. Занков связывал с выявлением, формированием и рациональным использованием индивидуальных склонностей и способностей каждого ученика. Направленность педагогического процесса на личность конкретных детей – требование хорошо представленное в трудах Л.В. Занкова. Таким образом, его можно считать одним из основателей личностно-ориентированной парадигмы образования, признанной сегодня официальным направлением организации образования в России2.
Основной формой организации обучения в системе Л.В. Занкова является урок. Экспериментальная деятельность Занкова и его учеников позволила значительно развить эту традиционную организационную форму обучения. Прежде всего, Л.В. Занков отказывается от объяснительно-иллюстративного метода обучения и предлагает опираться на проблемный и поисковый методы. Знания не сообщаются в готовом виде, а формируются у детей как результат собственного поиска, наблюдения, анализа фактов, эксперимента, мыслительной деятельности. Определяющее значение приобретает озарение, вдохновение и их стимулирование методами беседы, диспута, анализа и др. «Коллизии» – так называл Л.В. Занков обсуждения возникающих проблем на уроке, для решения которых ребята предлагают самые разные гипотезы. Возникает спор, каждый настаивает на собственном решении. Следует проверять все, все результаты проверки проанализировать, чтобы понять, почему и как получилось то или иное решение, верен ли ответ? Если задача решается несколькими способами, какой более рациональный, удобный, интересный, эмоциональный и приятный? «Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждения, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками». Вообще, главным знаком системы Л.В. Занкова можно признать знак вопроса. Именно он побуждает человека искать ответ, а для этого анализировать условие, вопрос задачи, предполагать возможные направления поиска. Важны те вопросы, которые дети задают учителю и взрослым, но более важны вопросы, которые они задают себе! Чем я владею и что мне надо, чтобы решить возникшую передо мной задачу? Что я должен сделать, чтобы найти ответ на свой вопрос? Где я могу получить недостающую информацию?
Занковский урок – это творческий совместный поиск учителя и детей знаний, нового, интересного, прекрасного. Он не может быть проведён по заранее написанному конспекту. Можно только продумать те проблемы, которые будут ставиться на уроке перед детьми, насколько они отвечают возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, какие способы предъявления этих проблем, какие психические качества и процессы развивают разрешение этих проблем.
Главным логическим приёмом системы Л.В. Занкова является сравнение. В ходе обучения постоянно сравнивается: известное с неизвестным, фигуры, буквы, знаки, слова, выражения, задачи, их варианты решения и ответы и пр. В ходе сравнения возникают предположения решения учебных задач. Притом, что урок у Л.В. Занкова – это свободное творчество, важно, чтобы это творчество было последовательным. Знания должны предлагаться в таком порядке, чтобы «одно из них находило своё естественное продолжение в последующих заданиях. … Учащиеся должны привыкнуть анализировать связи и закономерности. А это возможно только через реализацию принципа системности. Очень важно, что эти связи не внешние, формальные, а внутренние, существенные. Они определяются не тем, что изучение кусков материала соседствует во времени, а тем, что каждое соотношение частей материала знаменует собой поступательное движение в формировании системы знаний у школьников. Без интенсивной работы ищущей мысли школьника невозможно формирование системы знаний. Основной заслугой Л.В. Занкова в дидактике является то, что он доказал необходимость включения эксперимента в школьную педагогическую практику, показал, что только через анализ своих действий в плане эффективного развития учащихся, учитель реализует цель своей деятельности. Когда учитель может доказать, что его действия позитивно влияют на личность детей, он может быть уверен в своём деле. «Наше исследование – писал Л.В. Занков – взятое в целом, представляет собой, по сути дела, одну из разновидностей изучения и обобщения опыта школ и учителей. Конечно, мы имеем при этом в виду не только выявление передового опыта, но и его научное объяснение ». Показателем эффективности учительской работы является качество самостоятельной деятельности учеников. Если ученик приобретает новые актуальные для него способы действий, если повышается его личностная эффективность, если он стремится познавать мир вокруг себя и себя в окружающем мире – значит осуществляется верно развивающее обучение, большой вклад в технологию которого внёс Л.В. Занков. Система Л.В. Занкова предполагает приоритет конкретного развития личности, учёт её интересов при обучении и воспитании. Таким образом, её можно рассматривать как предпосылку личностно-ориентированного обучения, декларируемого сегодня на государственном уровне как ведущее направление развития образования3.
Cистема Эльконина-Давыдова
обучение экспериментальный занков эльконин
Другой системой, ставшей популярной, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Система Эльконина-Давыдова наиболее адаптированная методика раннего развития для современных детских садов и школ. Она с успехом используется как самостоятельно, так и в качестве одного из элементов многих учебных программ.
Данная система раннего развития существенно отличается от традиционной методики. Программы, разработанные основоположниками методики, применяются при обучении различным предметам: математике, родным и иностранным языкам, изобразительному искусству и даже музыке.
Главная идея системы Эльконина-Давыдова заключается в том, что для усвоения материала необходимо отойти от традиционного подхода в обучении, помочь ребенку не напрямую достигать поставленной цели, а скорее находить способы достижения цели, анализировать альтернативы, аргументировано отстаивать свое мнение и таким способом приходить к решению.
Система не предполагает заучивания фактов, классификаций и установленных правил. Она направлена на выявление системности в подходе к решению той или иной задачи, выявлению главного и второстепенного в этой системности.
Концепция предполагает развитие мышления у ребенка. Занятия не проводятся в игровой форме, скорее перед детьми ставятся цели, после чего дети объясняют (желательно вслух) свою логику решения задания. Особенностью системы Эльконина-Давыдова являются активные дискуссии, которые развиваются в детских группах. В ходе дискуссии, дети открывают для себя преподаваемый предмет с различных сторон и точек зрения.
Так же следует отметить, что оценок в начальной школе детям не ставят, а домашние задания практически отсутствуют. Все проверки знаний и закрепление материала проходят во время занятий. Суть проверки заключается в том, что для решения новой задачи, ребенку необходимо использовать уже пройденный материал.
Поскольку во время уроков дети активно общаются и имеют полную свободу в рассуждениях, поэтому занятия проходят в легкой и приятной форме, у них не происходит переутомления, что помогает избежать нежелания учиться, а наоборот рождает желание вновь возвращаться к урокам.
Система Эльконина-Давыдова постоянна таким образом, что обучение будет более эффективным если ребенок не станет воспринимать на веру уже доказанные правила, а постарается сам их вывести, прикладывая к этому свои умения, опыт и знания.
Принципы системы Эльконина-Давыдова
Одним из важнейших принципов системы Эльконина-Давыдова является утверждение, что процессы воспитания и обучения являются единым целым. Это значит что, воспитывая ребенка, Вы его обучаете, а в ходе обучения невозможно избежать собственно воспитательного процесса.
Также следует отметить, что система Эльконина-Давыдова предполагает различные подходы к обучению у разных возрастных групп детей. Так, например, в дошкольных учреждениях следует делать больший акцент на возможностях воображения у ребенка и стараться через него пропускать информацию.
В младшем школьном возрасте у детей начинается период активного обучения. Ребенок легко и глубоко воспринимает новую информацию, а значит, благодаря искреннему интересу может воспринять большие объемы информации.
В подростковом возрасте система Эльконина-Давыдова предлагает делать акцент на общении. Именно посредством общения воспринимается большая часть информации, а с ней и знания. Качество и глубина общения достигается участием детей в различных группах, например, спортивных, музыкальных или любых других тематических по интересам.
Так же к основополагающим принципам концепции можно отнести:
1. разнообразие групп (считается, что каждый предмет необходимо изучать в новой группе, чтобы развивать логическое мышление, а не шаблонно реагировать на привычных оппонентов и их реакции);
2. развитие образного и логического мышления;
3. изменение способов обучения в зависимости от возраста ребенка;
4. исключение неправильного ответа, с акцентом на пути к правильному ответу45.
Заключение
Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:
– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
– задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
– дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;
– методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;
– предметные методики по всем образовательным областям;
– формы организации обучения;
– система изучения успешности обучения и развития школьников.
Особенностью системы Эльконина-Давыдова являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
Список литературы
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. 400с.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. 418с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. 640с.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Высшая кола, 2002 336с.
Сластёнин В.А. педагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. 334с.
Интернет ресурс http://www.kengyru.ru
Интернет ресурс http://hnb.com.ua
1 Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. 418с.
2 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Высшая кола, 2002 336с.
3 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. 640с.
4 http://www.kengyru.ru
5 Сластёнин В.А. педагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. 334с.