Региональный рынок образования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ динамики рынка образовательных услуг Алтайского края
2. Общая характеристика предприятия
2.1 Направления деятельности института и специальности, которые дает институт
2.2 Особенности безопасности современного бизнеса
2.3 Консультационные услуги Института безопасности предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использованная литературА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Российская экономика пребывает в условиях глубоких преобразований, осуществляемых как на макро, так и на микроуровнях. Сердцевина процесса - адаптация всех экономических субъектов к рыночным условиям хозяйствования. Этот процесс затронул все отрасли народного хозяйства, в том числе и такую важную, как образование.
Возникает необходимость поиска оптимального баланса интересов потребителей образовательных услуг и тех, кто эти услуги предлагает, разумного сочетания макроэкономических аспектов, выраженных в методах государственного регулирования, и микроэкономических моделей управления, связанных с особенностями работы в рыночных условиях.
До недавнего времени в зарубежных и отечественных работах, посвященных экономике образования, преобладал методический уклон: проблемы методики обучения, оптимизация режимов обучения, программ обучения.
Для этой сферы, и в первую очередь для образования, представляется перспективным "поменять знак" в направлении анализа, двигаясь не от методики к преподаванию, а от конечного потребителя к производителю соответствующих услуг.
В современных же условиях особую актуальность приобретают аспекты организационно-правового обеспечения, маркетинга, финансово-кредитной и инвестиционной деятельности, нового осмысления возможностей экономико-математического моделирования с учетом изменений в хозяйственной жизни и достижений в области компьютерных и информационных технологий.
Отмеченные предпосылки обусловили цель работы и пути ее реализации.
Цели и задачи исследования. Целью работы является исследование регионального рынка образования.
Для реализации этой цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Создать методы решения задач анализа и прогнозирования услуг образования в региональной образовательной системе, дифференцированных по группам потребителей, учитывающих характер платежных взаимоотношений, которые бы обеспечивали надлежащий уровень качества прогнозов и были доступны для регулярного использования.
Разработать методы анализа и мониторинга решений, принятых на основе указанных прогнозов, а также методы стимулирования платежеспособного спроса, в том числе и с учетом итогов эксперимента по снижению тарифов, проведенного по инициативе Региональной образовательной комиссии в Новосибирской области.
Опробовать предложенные методы на практике, обобщить полученные результаты и выработать предложения по тиражированию рекомендаций.
Объектом исследования является региональный рынок образования. Конкретным регионом для анализа стал образовательный рынок Барнаула и Алтайского края.
Предмет исследования - методы исследования данного рынка.
Теоретической базой исследования являются системный анализ процессов управления, методы углубленной бизнес-диагностики и экономического анализа, наблюдения и сбора информации (анкетирование и интервьюирование), классификации, экспертных оценок, эконометрии и машинной имитации, а также методы активизации обучения.
1. Анализ динамики рынка образовательных услуг Алтайского края
Динамику системы высшего образования в последнее десятилетие отличают, с одной стороны, заметный рост и значительные достижения, а с другой - накопление и обострение множества проблем. Развитие альтернативных форм образования, отказ от обязательной системы распределения выпускников и недостаточное бюджетное финансирование ослабили регулирующую роль государства в сфере высшего образования. Назрела объективная потребность в совершенствовании системы государственного управления образованием, адаптированной к изменившимся (рыночным) отношениям между производителями образовательных услуг (ОУ), их носителями (выпускниками) и потребителями.
В условиях рыночной экономики высшее образование превращается в отрасль народного хозяйства и регулируется общими законами спроса и предложения, хотя и с известной спецификой, обусловленной как характером предоставляемой услуги, так и высокой степенью вмешательства государства в рыночные процессы в данной сфере. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственные образовательные учреждения вправе вести обучение на коммерческой основе по договорам с юридическими и физическими лицами. При этом вопрос определения стоимости услуги отнесен к взаимному соглашению сторон [1].
На практике это означает, что вузы самостоятельно определяют цены на свои образовательные программы, руководствуясь собственными расчетами экономической эффективности и исходя из платежеспособности населения региона. Действуя таким образом, вузы выступают как рядовые субъекты экономической системы рыночного типа, решающие вполне стандартную задачу ценообразования на свой продукт.
Анализ ценообразования на любой товар обычно начинается с изучения специфики рынка данного товара. В экономической литературе, а также некоторых нормативных документах, относящихся к развитию рыночных процессов в сфере высшего образования, автору приходилось встречать различные трактовки предмета и сторон рыночной сделки в рассматриваемой сфере. Например, А.А. Браверманом было выдвинуто утверждение, что «субъектами рыночных отношений здесь выступают вузы... и предприятия, являющиеся потребителями молодых специалистов» [2]. По сути дела, аналогичной точки зрения придерживались и разработчики первого нормативного акта в области платного образования в Российской Федерации [3].
Данная точка зрения, вероятно, восходит еще к теории планового хозяйства и хозяйственного расчета. Согласно представлениям того времени вся работа системы высшего образования производится, по сути, в кредит, а цена товара «молодой специалист» должна определяться в отрасли его потребления, например в промышленности. Поэтому промышленные предприятия должны оплачивать системе высшего образования расходы по подготовке молодых специалистов.
Разумеется, в таких условиях вуз должен предлагать студенту как реальному потребителю вполне качественный и полноценный товар, а именно современную образовательную программу и диплом о получении перспективной специальности. Для повышения привлекательности и актуальности своих образовательных программ вуз должен проводить, в частности, мониторинг рынка труда, поддерживать связи с промышленностью и другими потенциальными работодателями. Здесь может образоваться вторичный рынок, а именно рынок служб трудоустройства и кадровых агентств. Однако главной целью взаимодействия с предприятиями для вуза все равно остается разработка привлекательного предложения на первичном рынке - рынке образовательных услуг.
В действительности развитие системы платного образования пошло по пути создания рынка образовательных услуг не на «выходе» системы (т.е. между вузом и предприятием), а на «входе» (т.е. между абитуриентом и его родителями, с одной стороны, и вузом, с другой стороны). Иначе говоря, акты купли-продажи в данной сфере в реальности происходят не между вузом и предприятием по поводу приобретения «молодого специалиста как товара», а между вузом и гражданином по поводу получения последним образовательной услуги как товара. Даже в том случае, когда предприятие выступает спонсором и оплачивает обучение студента по контракту, реальным товаром является именно образовательная услуга, а не сам будущий специалист. Ориентируясь на имеющуюся информацию о престижности разного рода профессий, а также исходя из собственных предпочтений и интересов, абитуриенты и их родители платят за образование как мечту о лучшем будущем и надежду на получение перспективной специальности.
Правильное определение объекта сделки (образовательной услуги как товара) позволяет найти точку отсчета для практической разработки маркетингового процесса. Ключевую роль здесь играет концепция комплекса маркетинга, позволяющая в систематизированном виде представить процесс разработки товара и его доведения до потребителя. В структуре комплекса маркетинга существенную роль играет вопрос определения цены товара. Детально изученные и широко представленные в экономической литературе различные подходы к рыночному ценообразованию создают хорошую теоретическую и методологическую базу для разработки ценовой стратегии конкретного учебного заведения [4].
Если принять утверждение о том, что цена сделки между вузом и гражданином является рыночным феноменом и никак не связана с будущей полезностью специалиста в народном хозяйстве, то объективные основания для определения цены образовательной услуги надо искать в самом образовании. Следуя общей теории маркетинга, можно утверждать, что «если известны три фактора - график потребительского спроса, функция издержек и цены конкурентов, то компания готова к выбору цены товара» [5].
Особенно важную роль на рынке ОУ играют образовательные учреждения: являясь реальными субъектами рынка и непосредственными участниками образовательного процесса, они оказываются в центре всех происходящих изменений и вынуждены к ним адаптироваться. В этом смысле образовательные учреждения находятся в условиях, адекватных тем, в каких функционируют российские предприятия. Все большее число российских предприятий с целью обеспечения гибкого и эффективного функционирования организует свою деятельность в конкурентной среде с использованием принципов маркетинга. Для субъектов образовательной сферы внедрение маркетинговой философии и использование совокупности современных методов управления и эффективного взаимодействия с внешней средой также становится актуальным.
Роли перечисленных факторов в процессе установления цены различны. Информация об издержках полезна для определения нижней границы цены, данные о потребительском спросе позволяют оценить ее максимальное значение, а сведения о ценовой стратегии конкурентов важны для «тонкой настройки» [6].
Представляется, что в качестве нижнего предела цены в общем случае может выступать среднеотраслевая величина издержек, определенная на основе общегосударственных нормативов. При этом на практике в конкретных случаях может иметь место и скрытое использование госбюджетных ресурсов для обучения коммерческих студентов и, следовательно, установление заниженной (демпинговой) цены. Верхний предел цены задается способностью рынка «поглотить» предлагаемое количество товара, что связано с престижностью специальности в данный момент, текущими заработками лиц данной профессии, степенью монополизации рынка и т.д. В частности, для того чтобы «уловить» конкретную величину спроса на образовательные услуги по разным специальностям, вузу необходимо устанавливать разные цены на весьма близкие по затратам программы (к примеру, в большинстве вузов специальность «финансы и кредит» обычно дороже, чем «экономическая теория»). В результате в цене образовательных услуг всегда будет весьма значительна «рентная» составляющая.
Одной из наиболее заметных тенденций последних лет стал беспрецедентный рост количества обучающихся в высших учебных заведениях, что обусловлено не только изменением отношения к высшему образованию и расширением предложения ОУ государственными вузами, но и увеличением числа негосударственных высших учебных заведений. В последнее десятилетие оно выросло до 334 (при 580 государственных). Правда, число обучающихся в рамках негосударственной системы составляет только 7%. Динамика структурных сдвигов, связанных с появлением системы негосударственных вузов, представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Структурные сдвиги в системе высшего образования России
1996-2000 гг. |
2001-2002 гг. |
% от общего числа |
2002-2003 гг. |
% от общего числа |
|
Число вузов, всего |
535 |
817 |
914 |
||
В т. ч. государственных негосударственных |
535 |
573 244 |
70,1 29,9 |
580 334 |
63,5 36,5 |
Число студентов, всего, тыс. чел. |
2638 |
2965 |
3598 |
||
В т.ч. в государственных в негосударственных |
2638 |
2802 163 |
94,5 5,5 |
3347 251 |
93 7 |
Число студентов на 10000 чел. населения |
178 |
202 |
247 |
Выбор конкретной модели ценообразования зависит также от ограничений, налагаемых действующим в организации экономическим механизмом и системой принятия решений. По мнению Ф. Котлера, «в небольших компаниях цены устанавливаются не специалистами по маркетингу или продавцами, а руководителями высшего уровня. В крупных же организациях цены, как правило, регулируют менеджеры подразделений и менеджеры товарных линий. Но и здесь высшее руководство задает общие цели и установки ценовой политики и часто утверждает цены, предложенные руководителями низовых звеньев управления» [4]. При этом значение внутрифирменных отношений в процессе установления механизма ценообразования играет весьма значительную роль.
Рассмотрим далее, как особенности действующего в организации хозяйственного механизма могут повлиять на выбор модели ценообразования на образовательные услуги.
В рассматриваемом случае одной из основных характеристик организации является высокая степень децентрализации принятия решений и наличие факультетских фондов денежных средств, полученных от коммерческого набора. В этих условиях одной из важных дополнительных функций цены становится «справедливое» и экономически эффективное распределение средств между централизованными фондами вуза и фондами отдельных подразделений.
Структурно рассматриваемая организация состоит из аппарата центрального управления (ректорат; учебный, научный, коммерческий и другие отделы; бухгалтерия; библиотека; вычислительный центр; хозяйственные службы и другие подразделения научно-учебно-производственной инфраструктуры вуза) и факультетов. В вопросах финансирования из государственного бюджета для выполнения государственного заказа (обучение на плановых местах и выполнение госбюджетных научных тем) организация является в высокой степени централизованной, с единым централизованным бюджетом и централизованным распределением средств между подразделениями. Децентрализация имеет место только в вопросах коммерческого обучения.
Для того чтобы заинтересовать подразделения (факультеты) в существенном расширении коммерческого обучения, в 90-х годах ректораты многих вузов вуза принимают решения существенно расширить экономические права подразделений. Из средств, которые вузы получали за обучение студентов на коммерческих местах, подразделения стали получать отчисления. Нормативы отчислений утверждались учеными советами вузов. Для аккумулирования отчислений были созданы лицевые счета подразделений. В период максимального развития самостоятельности подразделений (в 1997-2002 годах) эти лицевые счета были связаны с банковским счетом вуза, так что руководители подразделений всегда имели возможность оперативно получить наличные деньги через банкомат либо оплатить приобретение оборудования, компьютеров, расходных материалов с помощью кредитной карточки.
Для эффективного управления финансами организации создавались бюджеты вузов, состоящий из бюджета централизованных средств и бюджетов подразделений. Кроме средств, полученных от государственного бюджета, в состав централизованных средств вуза поступает часть средств от коммерческого приема. Бюджет централизованных средств контролируется ученым советом вуза и предназначен для покрытия расходов на общевузовские цели, поддержание инфраструктуры и развитие новых перспективных направлений науки и образования. Бюджеты подразделений контролируются учеными советами подразделений и расходуются по следующим направлениям: обеспечение условий обучения коммерческих студентов, развитие подразделений и повышение оплаты труда.
В рамках охарактеризованной выше модели хозяйственного механизма стратегия ценообразования вуза, по мнению автора, должна строиться на основе следующих требований:
цены на образовательные услуги должны быть дифференцированными в зависимости от специальности, формы обучения, срока оплаты;
расчет цены образовательной услуги должен быть связан с выделением в составе цены двух составляющих: минимального уровня (базовой цены) и рентной составляющей;
наименее популярные у абитуриентов специальности должны быть оценены по минимальной цене, при этом нижняя граница (базовая цена) образовательной услуги должна обеспечивать покрытие основных расходов на ведение образовательной деятельности (иными словами, нужен расчет минимально необходимых средств на обучение коммерческих студентов без скрытого задействования госбюджетных ресурсов);
необходимо систематически проводить индексацию нижней границы цены образовательной услуги в соответствии с ростом стоимости жизни (по официальным индексам);
в цене образовательной услуги по более популярным образовательным программам должна присутствовать рентная составляющая, призванная изъять «потребительский излишек».
Данная стратегия ценообразования в максимальной степени приспособлена для условий децентрализованной учебной организации. Для подразделений с наименьшим уровнем рыночного спроса цена устанавливается на уровне базовой цены, обеспечивающем минимальную рентабельность. Тем самым организация страхует себя от нецелевого использования госбюджетных средств и устанавливает для этих подразделений задания, нацеливающие их на активную работу на образовательном рынке.
Как определить исходную величину базовой цены? В основу расчетов эффективнее всего положить принцип, гласящий, что любое подразделение на обучение коммерческого студента должно получать средств не меньше, чем «положено на бюджетного студента». Конечно, речь может идти только о текущих расходах, капитальные затраты и дорогостоящее оборудование здесь не учитываются.
Приведем условный пример расчета базовой цены. Пусть норматив годовой нагрузки преподавателя составляет в вузе 600 часов в год, тогда при соотношении «преподаватель - студент» 1:8 для обучения одного студента в среднем необходимо затратить 75 часов в год, что при средней оплате 150 руб. в час составит 11250 руб. в год. С учетом расходов на учебно-вспомогательный персонал расходы составят примерно 14250 руб. в год, а с начислениями на зарплату - около 19000 руб. в год. Считая, что централизованные общевузовские расходы по зарплате добавляют обычно 30 процентов к общей сумме расходов по подразделениям, получим оценку зарплатной части базовой цены в размере 24700 руб. в год.
Далее необходимо оценить все прочие расходы на обеспечение учебного процесса. В качестве первого приближения можно принять оценку 100 процентов от расходов на зарплату. Конечно, это очень грубое приближение, и эту величину можно корректировать. Надо думать, что со временем расходы на зарплату должны становиться все более весомыми в общей смете расходов вуза. Тем не менее если принять данную оценку всех прочих расходов вуза за отправную точку, то в качестве базовой цены в нашем условном примере мы получим 27700 руб. в год, или 13850 руб. в семестр.
Проиллюстрированная выше методика расчета весьма технологична. Если правительством будет проведена индексация оплаты труда, скажем, на 30 процентов, то базовую цену можно будет мгновенно пересчитать и получить - при прочих равных условиях - 31 000 руб. в семестр. Если министерством будет пересмотрено рекомендуемое соотношение «преподаватель - студент» до 1:10, то вместо 27700 руб. мы получим базовую цену 24 500 руб. в семестр.
Будет ли рассчитанная на «кончике пера» величина базовой цены представительной с точки зрения регионального рынка? Здесь необходимы полевые исследования и, прежде всего сведения об уровне цен конкурентов, их ценовых стратегиях, а также об уровне цен на сопоставимых рынках (в сопредельных регионах).
Количественная оценка базовой цены, обеспечивающая минимальную рентабельность, дает организации хороший внутренний ориентир. Например, с точки зрения определения соотношения между расходами по зарплате основных (учебных) подразделений и централизованного аппарата управления. Если в расчет базовой цены заложен норматив соотношения зарплаты основных подразделений и централизованного аппарата управления (включая библиотеку, ВЦ и иные инфраструктурные подразделения) на уровне 70:30, то этот же норматив должен, по идее, выдерживаться и в целом по вузу.
Установив нижнюю границу цены на образовательные услуги вуза, можно перейти к установлению цен на конкретные специальности с учетом рентной составляющей. Здесь возможно проведение специальных маркетинговых исследований, предполагающих выявление более или менее точного вида функции спроса абитуриентов в динамике. В идеале сегментация рынка может проводиться не только по специальностям и формам обучения, но и по подпрограммам с установкой индивидуальных цен для всех категорий потребителей.
На практике во многих государственных университетах были реализованы иные подходы, а именно: ректоратом был экспертно оценен и предложен подразделениям первоначальный уровень цен (на основе «ощущаемой ценности»), а затем подразделениям было предложено самим определять желаемый уровень цен и корректировать его в динамике. В результате была создана базовая шкала цен на специальности вуза с нижней, «минимальной» границей на специальности естественно-научных факультетов и верхней границей на специальности юридического и экономического профилей. При этом фактически установленная цена для гуманитарных специальностей превысила базовую цену в 2 и более раз. Таким образом, некоторые факультеты стали «рентополучателями».
Учеными советами вузов были приняты общее решения о распределении «ренты» сначала в пропорции 80:20 в пользу централизованных средств, затем пропорция скорректирована до 70:30. Тем самым общая доля отчислений от коммерческого приема на гуманитарных факультетах оказалась в интервале от 40 до 60 процентов от общей суммы поступлений. В результате факультеты, насчитывающие свыше тысячи коммерческих студентов, превратились в крупных держателей средств. Вузу пришлось разрабатывать внутренний нормативный механизм, регулирующий расходование средств подразделениями.
В процессе использования рассмотренной модели ценообразования выяснилось, что подразделения склонны в основном следовать стратегии осторожного повышения цены, избегая резких скачков. Кроме опасений потерять абитуриентов, подразделения обнаружили в данном поведении достаточно простую логику: если распределение «рентной» составляющей производится не в их пользу, то какой смысл в повышении цены?
Для преодоления сопротивления основных зарабатывающих подразделений в отношении повышения цен ученому совету вуза можно следовать стратегии повышения базовой цены, мотивируя это либо инфляционными процессами, либо необходимостью капитального строительства и соответствующего пересмотра методики расчета и увеличения удельного веса собственных расходов на капитальное строительство и приобретение оборудования. Однако данное предложение оказывается невыгодным менее востребованным факультетам, для которых любое повышение цены напрямую связано с потерей абитуриентов. Таким образом, вопросы ценообразования, напрямую связанные с финансовым благополучием подразделений, требуют также создания процедур согласования и коллективного принятия решений.
Кроме приведенной выше модели ценообразования на образовательные услуги существуют и другие модели расчета цен на данный вид услуг. Приведем альтернативную модель расчета цен на образовательные услуги.
Основными исходными материалами для расчета выступают:
учебный план образовательной программы;
нормы времени для расчета объема учебной работы профессорско-преподавательского состава (ППС) - количества академических часов, отводимых на индивидуальные консультации, рецензирование контрольных и курсовых работ и др.;
ставки почасовой оплаты труда ППС.
Предлагаемый метод предусматривает использование в качестве базы фонда оплаты труда ППС, т.е. остальные статьи калькуляции находятся путем умножения величины этого фонда на некоторые коэффициенты.
Первоначально устанавливается планируемое количество обучаемых в группе УУи средняя почасовая оплата труда ППС (С). Затем на основе учебного плана данной образовательной программы определяется общий объем (V) учебной работы в академических часах, включающий как аудиторные занятия, проводимые с группой или потоком (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия), так и индивидуальную работу (контрольные, курсовые и дипломные работы, зачеты, экзамены, консультации и пр.). Количество часов индивидуальной работы пропорционально количеству обучаемых (N).
После нахождения фонда оплаты труда ППС с помощью соответствующих коэффициентов d>y> и d>а> рассчитываются фонды оплаты труда учебно-вспомогательного персонала (УВП), административно-управленческого (АУП) и прочего персонала. Найденные значения Ф>у> и Ф>а> включают как заработную плату, так и все виды поощрительных и премиальных выплат. Значения коэффициентов d>y> и d>а> устанавливаются вузом самостоятельно; в качестве ориентира могут выступать рекомендации по формированию базы оплаты труда при бюджетном финансировании.
Коэффициент k>H>, определяющий размер начислений на оплату труда, устанавливается действующим законодательством и составляет в настоящее время k>H> = 0,356.
Планирование прямых затрат на реализацию данной образовательной программы З>в> и затрат на содержание вуза 3>п> осуществляется путем установления значений и соотвествующих коэффициентов k>n> и k>R> и зависит от характера и содержания образовательной программы, структуры и состояния основных фондов образовательного учреждения.
В состав затрат З>п> следует включить:
затраты на содержание и эксплуатацию активной части производственных фондов, непосредственно используемых в учебном процессе по данной образовательной программе;
затраты на приобретение (обновление) учебного оборудования, необходимого для использования в учебном процессе по данной образовательной программе;
текущие учебные расходы;
канцелярские и прочие расходы.
Затраты на содержание вуза З>в> предусматривают:
расходы на содержание и обновление основных фондов вуза (зданий и сооружений, лабораторного оборудования, парка вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования, автотранспорта и пр.);
затраты на издание учебно-методических и научных работ;
расходы на подготовку и повышение квалификации ППС;
затраты на поддержание имиджа учебного заведения;
расходы на социальные нужды;
прочие расходы.
Очевидно, что образовательные программы одного уровня могут существенно различаться по себестоимости. Например, реализация программы высшего профессионального образования по специальности "Лечебное дело" существенно дороже реализации соответствующих экономических образовательных программ из-за необходимости использования при подготовке врачей лабораторного оборудования, клинической базы, фармацевтических препаратов. Если в такой ситуации применить норматив I рентабельности к полной себестоимости ОУ, то цена на медицинскую специальность будет существенно выше, что, во-первых, нежелательно в рамках одного вуза, а во-вторых, существенно повлияет на спрос.
Нам представляется весьма удачным изложенное в [7] предложение устанавливать норматив рентабельности р относительно не полной себестоимости, а фонда заработной платы ППС.
Проиллюстрируем рассмотренную процедуру затратного ценообразования на примере расчета цены первого года обучения по программе второго высшего профессионального образования специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" (2002/1 2003 учебный год).
Исходные данные:
численность контингента обучаемых - 50 человек;
средняя ставка почасовой оплаты труда - 110 руб./час;
общий объем часов учебной работы - 1400 (400 часов аудиторных занятий и 1000 часов индивидуальной работы).
Результаты расчета цены приведены в таблице.
Одновременно проведен сбор информации о ценах на аналогичную образовательную программу в вузах соседних регионов (Пензенская область, Республика Чувашия, Республика Мордовия, Самарская область). Оказалось, что цены колеблются в пределах от 10 до 18 тысяч рублей.
Метод фокус-группа позволяет дать оценку "ощущаемой ценности" данной образовательной программы с точки зрения потенциального потребителя. Фокус - группа размером 7 человек формировалась из представителей крупных корпоративных потребителей областного департамента Федеральной государственной службы занятости населения, специалистов кадровых агентств. В качестве модератора выступал специалист по маркетингу в сфере образования.
Среди основных результатов фокус-группы следует выделить следующие:
существование устойчивого спроса на данную образовательную программу;
наличие существенной ценовой эластичности спроса;
престижность диплома классического университета в регионе;
готовность крупных предприятий-работодателей оплачивать обучение по данной программе своих сотрудников.
На основе сопоставительного анализа результатов, полученных различными способами, цена на данную образовательную программу в 2002/2003 учебном году была установлена на уровне 13 000 рублей. Рассчитаем точку безубыточности образовательной программы при указанной цене (таблица 2).
Таблица 2 - Расчет цены обучения одного слушателя затратным методом
Наименование статьи расходов |
Коэффициент |
Расчет затрат |
Затраты, руб. |
Заработная плата ППС |
110 х 1400 |
154000 |
|
Оплата труда УВП |
d>y> = 0,15 |
154000x0,15 |
23 100 |
Оплата труда АУП и прочего персонала |
d>a> = 0,10 |
154000x0,10 |
15400 |
Общий фонд оплаты труда с начислениями |
К>н> = 0,356 |
(154000 + 23 100+ 15 400) х 1,356 |
261 030 |
Прямые затраты на реализацию образовательной программы |
К>п> = 0,60 |
154000x0,60 |
92400 |
Затраты на содержание вуза |
К>е> = 0,55 |
154000x0,55 |
84700 |
Всего затрат |
261 030 + 92 400 + 84 700 |
438 130 |
|
Себестоимость обучения одного слушателя |
438 130/50 |
8763 |
|
Цена обучения |
Р = 0,55 |
8763 + 0, 50 х 154000/50 |
10303 |
Так как единая расчетная база - фонд оплаты труда ППС - складывается из двух составляющих: постоянной (оплата аудиторных занятий) и переменной (оплата индивидуальной работы со слушателями), то и общие затраты 3>0> на реализацию данной образовательной программы имеют постоянную и переменную компоненты, пропорциональные соответствующему объему часов, т.е.
З>о> = 125180 + 6259n, где n - количество слушателей.
Тогда точка безубыточности п>o> находится из соотношения:
125 180 + 6259n = 13 000n, т.е. n>o> = 19.
Данный алгоритм может быть использован как государственными, так и негосударственными вузами, а также другими хозяйствующими субъектами, реализующими свои ОУ.
Эти тенденции в динамике образовательных услуг характерны и для рынка высшего образования Алтайского края (табл.2). Сравнение данных табл. 1 и 2 свидетельствует, что доля негосударственных вузов в регионе выше, чем в сред нем по стране (в 1999 году она составила 40%, а в стране - 36,5%), доля же студентов существенно ниже (3%). Количество студентов на 10000 жителей области постоянно растет (с 202 в 1995 году до 234 в 1999).
Таблица 3 - Структурные сдвиги в системе высшего образования Алтайского края
2000/01 г. |
2001/02 г. |
2002/03 г. |
2003/04 г. |
2004/2005 г. |
||||||
% |
% |
% |
% |
% |
||||||
Число высших учебных заведений, всего |
15 |
100 |
19 |
100 |
21 |
100 |
24 |
100 |
30 |
100 |
Численность студентов в вузах области, тыс. чел. |
50,93 |
100 |
52,14 |
100 |
54,5 |
100 |
59,81 |
100 |
- |
- |
В том числе: государственные вузы |
10 |
66,7 |
11 |
57,9 |
11 |
61 |
12 |
60 |
13 |
62 |
В них студентов, чыс.чел. |
50,4 |
98,9 |
51,2 |
98,2 |
53,5 |
98 |
58,1 |
97 |
- |
- |
Негосударственные вузы |
5 |
33,3 |
8 |
42,1 |
7 |
59 |
8 |
40 |
8 |
58 |
В них студентов, чыс.чел. |
0,537 |
1,1 |
0,941 |
1,8 |
1,06 |
2 |
1,716 |
3 |
- |
- |
В подавляющем большинстве студенты негосударственных вузов обучаются юридическим и экономическим наукам. Только по направлениям «экономика» и «менеджмент» в 2002 г. обучались 44% студентов негосударственных вузов области. Эти направления пользуются особой популярностью и поэтому, помимо обучения по государственному заказу, государственные вузы также открыли подготовку таких специалистов на договорной основе. Конкуренция государственных и негосударственных вузов на рынке ажиотажно-конъюнктурных специальностей становится все более жесткой, однако спрос на образование (в том числе экономическое) имеет значительные перспективы развития. На подходе новая волна спроса на специалистов сфер производства и услуг. По самым скромным подсчетам, для нормального функционирования российского рынка требуется не менее полутора миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, а это миллионы менеджеров, финансистов, бухгалтеров, других специалистов в сфере бизнеса.
Конкуренция (и новые возможности платного образования) сказываются и на развитии высших учебных заведений. В ряде работ, посвященных специфике образования в негосударственных вузах, указывалось на несовершенство образовательного процесса, неразвитость учебной базы, отсутствие библиотек, собственных помещений и общежитий.
Однако было бы неправильно не замечать новые тенденции в негосударственном образовательном секторе: из общей массы начинают выделяться вузы, успешно функционирующие на рынке ОУ. Сравнительный анализ качества образования по основным параметрам (качество преподавания, оснащенность учебно-методическими материалами, помещениями, компьютерами и др.) показывает рост благосостояния негосударственных вузов и улучшение качества преподавания.
Увеличение спроса на ОУ в области экономического образования в последнее десятилетие, как уже отмечалось, объясняется спецификой изменений в российской экономике. К сожалению, вузы не владеют достаточными знаниями о реальных потребностях и не используют маркетинговые технологии для оценки и управления спросом на ОУ.
Таблица 4 - Основные причины выбора абитуриентами эконом. специальности
Причины выбора профессии |
Количество ответов, % |
1. Возможность иметь стабильный и хороший заработок |
27 |
2. Необходимость профессии людям и обществу |
21 |
3. Престижность профессии |
15 |
4. Развитие интеллекта |
9 |
5. Считаю экономику своим призванием |
7 |
6. Есть опыт работы по данной специальности |
5 |
7. Мне нужен диплом экономиста |
5 |
8. Семейная традиция |
4 |
9. Есть возможность заниматься наукой |
3 |
10. Легкость поступления и обучения |
2 |
11. Другое |
2 |
ИТОГО: |
100 |
Исследования, проведенные среди абитуриентов двух государственных (Алтайскийгосударственный университет, Барнаульский филиал Всероссийского Заочно финансового Института) и двух негосударственных (Алтайский филиал Московского современной гуманитарной академии, Алтайский филиал Санкт-Петербурского института прдеринимательства) вузов в 2005 году, позволили сформировать представление о структуре мотивации выбора экономических специальностей (см. табл. 3).
Как правило, выбор вуза почти в половине случаев (46%) был сделан абитуриентами в течение последнего года обучения в школе, уже на рубеже поступления, другая половина школьников осуществила выбор за несколько лет до окончания школы.
Факторами, решившими для абитуриентов вопрос о выборе вуза, оказались: «хорошее качество образования» - 38% и «престижность вуза» - 30%. Стоимость же обучения является далеко не самой значимой. Данные об отношении абитуриентов к платному образованию демонстрируют, что более половины (54%) согласны платить за обучение, Сравнивая текущие данные с данными опросов 1997 года, можно отметить повышение лояльности абитуриентов к платному образованию.
Полученные результаты тем более интересны, что, по мнению ряда экспертов, для вузов Воронежской области наиболее значимым при формировании конкурентной стратегии являлась стоимость обучения (ценовой фактор).
С целью выявления реального влияния ценовых изменений на спрос на рынке платного экономического образования было предпринято широкомасштабное обследование экономических факультетов и вузов Алтайского края и собраны данные об изменениях спроса на образование и цены на него в 1995-2000 годах*.
В число обследованных государственных вузов вошли:
Алтайский государственный университет (ВГУ).
Алтайский филиал (ВФ) Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ).
Барнаульский государствненный юридический институт
4.АФ Московского государственного психолого-социального института (МПСИ).
5.Алтайский государственный политехнический университет
6.Алтайский государственный медицинский университет
7.Алтайский сельскохозяйственный университет
Барнаульский государственный педагогический университет (БГПУ )
Негосударственные вузы были представлены:
Алтайской академией экономики и права (ААЭиП).
АФ Современной гуманитарной академии (СГА).
Покажем динамику цен на экономическое образование в некоторых ВУЗах края за последние годы (таблица 5).
Таблица 5 - Динамика цен на экономическое образование в некоторых ВУЗах края (тыс. руб.)
Вуз/год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
||||
О |
З |
О |
З |
О |
З |
О |
З |
|
СПб Академия пр-ва |
23 |
16 |
26 |
19 |
29 |
22 |
32 |
25 |
Моск. Академияя Предпринимательства |
16 |
9,5 |
19 |
11 |
22 |
12,5 |
24 |
14 |
АГСУ |
17 |
13 |
23 |
14,5 |
28 |
16 |
34 |
18 |
ААЭиП |
26,2 |
16 |
34,5 |
18 |
39 |
20 |
43 |
22 |
Алт инт торг и прдпр. |
12 |
14 |
16 |
18 |
||||
АФ Красноярского торг-экон. института |
9 |
10,5 |
12 |
|||||
Сиб. АК госслужбы |
22 |
16,2 |
27 |
18,4 |
32 |
20,6 |
38 |
22,8 |
Академия упр-я и эк-ки |
23 |
16 |
26 |
19 |
29 |
22 |
25,2 |
17,4 |
АФ Моск институт права |
32 |
10 |
34,5 |
12 |
37 |
13,5 |
40 |
15 |
ААЭиП |
27 |
16 |
35 |
17,5 |
40 |
20 |
48 |
24 |
АЭЮ. |
18 |
10 |
21 |
11,5 |
23,5 |
13,3 |
26,9 |
15,9 |
БЮИ |
35 |
18 |
40 |
20 |
44 |
22 |
48 |
24 |
АГУ |
28 |
16 |
32 |
19 |
35 |
22 |
38 |
24 |
СГА |
22,2 |
16 |
22, 8 |
16,5 |
23,4 |
17,0 |
25 |
17,5 |
На начало 2000 года можно было говорить об относительно сложившейся рыночной конъюнктуре экономического образования, произошла относительная стабилизация как спроса, так и цены (темпы ее снижения сокращаются). При исследовании основных тенденций ценовых изменений на рынке выделяются две основные группы вузов. Первая группа характеризуется ростом цены на ЭОУ в период с 1995 по 1997 годы, затем следовало снижение цены и последующая стабилизация.
В этой группе вузов цены растут незначительно на 1500 - 2000 ( от 14 до 20000 рублей за год обучения. Это может быть связано с наступлением определенной сбалансированности цены и спроса для конкретного вуза, нахождением им собственной ниши на рынке ЭОУ.
Для другой группы вузов характерна тенденция к более значительному росту цен в течение всего рассматриваемого периода
Такой рост цен мог быть вызван различными факторами. К примеру, для ААЭиП причиной значительного роста цены явилось расширение материальной базы и в связи с этим роста популярности обучения в этом вузе, следствием чего стало повышение спроса. Причиной же повышения цены для АПГТУ явился интерес квозможности получения инженерного образования, которойе на современном рынке становится все более востребованным. Рост цены на обучение в АГУ вызван постоянным интересом к классическому образованию, надежностью обучения и высокой котировкой диплома ВУЗа на рынке труда края.
Совокупное рассмотрение динамики спроса и цены по различным вузам, ведущим подготовку по экономическим специальностям, позволило также выявить для некоторых вузов элементы действия закона спроса, при котором снижение цены вызывает его рост.
Так, для АФ Лен. Обл. Ун-та им. Пушкина достаточно четко прослеживается обратная зависимость: относительный рост цены вызывает падение спроса и наоборот. В других вузах данные зависимости могут быть прослежены лишь на определенных временных промежутках. Так, для АФ СГА с 2001 года существует обратно пропорциональная зависимость между изменением цены и динамикой спроса, ценовая эластичность спроса постепенно снижается (от 1,06 в 2003 до 0,99 в 2005 году).
Если для АФ МАП обратно пропорциональная зависимость между ценой и спросом сформировалась на протяжении последних включенных в анализ лет, то для АФ МАЭиИ она существовала в 2000-2003 годах, а в 2004-2006 годах росту цен сопутствовал рост спроса на ЭОУ.
Таким образом, в 9 из 13 рассмотренных вузов отсутствует устойчивая связь между исследуемыми параметрами (цена и спрос), а в остальных она характерна лишь для небольших временных промежутков. В процессе формирования рынка высшего экономического образования менялся не только спрос, но и его эластичность. Ценовые изменения, если и вызывали изменение спроса на ЭОУ, то данная зависимость формировалась под влиянием большого количества других (неценовых) факторов.
Согласно проведенным опросам спрос на юридическое образование на платной основе несколько упал. Очевидно, можно говорить о некоторой стабилизации процесса роста платежеспособного спроса абитуриентов. Снижение спроса в 2005 году по сравнению с 2004 годом (см. таб. 4) произошло за счет нескольких вузов (Института труда и права , АФ Ленинградского областного ун-та им. Пушкина, Экономико-Юридического института, Академия управления и экономики), спрос на обучение в которых несколько упал
Анализ ценовых изменений на рынке ЮОУ выполнен с приведением их к уровню 1999 года (корректировка произведена с учетом индекса потребительских цен). За период с 1998 по 2007 гг. произошли существенные колебания средней цены: до 2003 года имел место существенный ее рост, что, очевидно, было связано с увеличением спроса абитуриентов на юридическое образование и неадекватным ему ростом предложения со стороны вузов (темп роста средней цены 2003 г. в сравнении с 2000 составил 118,4%), кризис 1998 года и связанное с ним уменьшение платежеспособного спроса предопределили снижение средней цены в 1998 - 2000 годах (темп роста составил (табл. 6)
Таблица 6 - Динамика изменения средней цены на рынке экономического образования Алтайского края области
Показатели |
Ед. измерен. |
1995 г. |
1997 г. |
1999 г. |
2001 г. |
2003 г. |
2006 г. |
Средняя приведенная цена по рынку |
Р. |
12648 |
14388 |
14977 |
9603 |
8512 |
8288 |
Темп роста по отношен, к предыдущему году |
% |
100 |
113,8 |
104 |
64 |
88,6 |
97,4 |
Общая характеристика изменения спроса на рынке не учитывает специфики изменений в каждом конкретном вузе. В большинстве случаев вывести четкую тенденцию к росту или падению спроса в том или ином вузе не удалось, однако можно выделить ряд вузов (группа А), в которых наблюдается определенная стабильность роста спроса на ОУ. Исследования показали также, что происходит рост популярности обучения экономическим специальностям в негосударственных вузах (очевидно, в связи с легкостью поступления и возможностью получения диплома государственного образца).
В остальных вузах (группа Б) определенные тенденции в изменении спроса на экономическое образование отсутствуют.
На начало 2005 года можно было говорить об сложившейся рыночной конъюнктуре юридического образования, произошла относительная стабилизация как спроса и цены. При анализе основных тенденций ценовых изменений на рынке выделяются две основные группы вузов. Первая группа характеризуется ростом цены на ЮОУ в период с 1995 по 1997 годы, затем следовал очень незначительный ее рост, почти стабилизация с учетом уровня инфляции.
В этой группе вузов цены растут незначительно на 1500 - 2000 ( от 15000 до 19000 рублей за год обучения. Это может быть связано с наступлением определенной сбалансированности цены и спроса для данного вуза, нахождением им собственной ниши на рынке юридических образовательных услуг..
Для другой группы вузов характерен более значительный рост цен в течение всего рассматриваемого периода
Такой рост цен вызван различными факторами. К примеру, для ААЭиП причиной значительного роста цены явилось расширение материальной базы и в связи с этим роста популярности обучения в этом вузе, следствием чего стало повышение спроса. Рост цены на обучение в АГУ вызван надежностью обучения, постоянным интересом к классическому образованию, высокой котировкой диплома ВУЗа на краевом рынке труда .
Как известно, цена является одним из главных факторов конкурентоспособности на любом рынке. Ценовая политика большинства алтайских вузов основывается на учете этой зависимости. Исследование рынка ЭОУ Алтайского края приводит, однако, к выводу об отсутствии тесной зависимости между ценовыми изменениями и динамикой спроса.
Полученные результаты позволяют рекомендовать вузам использовать маркетинговый инструментарий для мониторинга динамики спроса и цены на рынке, а результаты исследований рынка высшего образования - для корректировки своей маркетинговой политики. Особое внимание рекомендуется обратить на факторы неценовой конкуренции. Одними их главных факторов, влияющих на выбор вуза абитуриентами, оказываются престижность, имидж вуза и формированию имиджа вуза на рынке образовательных услуг.
2. Общая характеристика предприятия
«Институт безопасности предпринимательства Алтайский край» был образован в январе 1999 года в целях содействия предпринимательской деятельности в вопросах обеспечения безопасности бизнеса в условиях рыночной экономики, противодействия криминалу и недобросовестной конкуренции.
Основные виды деятельности Института:
Информационно-аналитическое обеспечение и консультационная поддержка предпринимательской деятельности.
Подготовка и повышение квалификации предпринимателей и специалистов в области обеспечения безопасности бизнеса.
Разработка концепций безопасности и построение систем безопасности промышленных и коммерческих предприятий различных форм собственности.
Приоритетным направлением деятельности Института является предоставление предпринимателям, менеджерам по безопасности предприятий достоверной информации, способствующей минимизации рисков при ведении бизнеса.
Помимо информации, заинтересованное лицо получает квалифицированную консультацию и реальное содействие в вопросах защиты своих законных прав. Предоставление оперативных, качественных услуг осуществляется с привлечением опытных экспертов.
Не менее важным фактором для успешного ведения предпринимательской деятельности является уровень информированности руководителя и сотрудников фирмы об эффективных средствах и методах обеспечения безопасности своего бизнеса.
В Институте безопасности предпринимательства слушатели имеют возможность получить уникальные знания и практические навыки в соответствии выбранной специальности.
Качество образовательного процесса обеспечивают специалисты, имеющие богатый опыт педагогической и практической деятельности.
«Институт безопасности предпринимательства. Алтайский край» является членом Алтайской торгово-промышленной палаты, поддерживает дружеские и деловые отношения с органами власти, правоохранительными Органами, Деловыми кругами Алтая, негосударственными структурами безопасности, информационно-аналитическими и учебными центрами, общественными организациями в различных регионах Российской Федерации и странах СНГ.
Институт безопасности предпринимательства принимает активное участие в формировании цивилизованных отношений в бизнесе, развитии рынка услуг в сфере обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
Принципы построения деловых отношений с заинтересованными в сотрудничестве лицами, на основаны профессионализме, порядочности, соблюдении норм этики и закона.
2.1 Направления деятельности института и специальности, которые дает институт
образовательный услуга безопасность предпринимательства институт
«Институт безопасности предпринимательства Алтайский край» - единственная за Уралом негосударственная структура, осуществляющая подготовку сертифицированных специалистов в области безопасности бизнеса.
Обучение осуществляется на базе негосударственного образовательного учреждения «Центр подготовки специалистов в области безопасности предпринимательства», в состав которого входят три факультета:
Факультет комплексной безопасности бизнеса.
Специальности:
Менеджмент безопасности бизнеса
Управление службой безопасности предприятия
Секретарь-референт со знанием основ безопасности бизнеса
Факультет частной охранной и детективной деятельности.
Специальности:
Руководитель частного охранного предприятия (службы охраны)
Охранник
Боец группы быстрого реагирования
Частный детектив
Факультет безопасности семьи и личности.
Специальности:
Инструктор-консультант по вопросам безопасности семьи и личности
Гувернант со знанием основ безопасного сопровождения детей
Качество образовательного процесса обеспечивается высококвалифицированным преподавательским составом, имеющим богатый опыт педагогической и практической деятельности. Это специалисты-практики в области юриспруденции, психологии, охранной деятельности, криминалистики, деловой разведки, информационных технологий и защиты информации, управления предпринимательскими рисками, технических средств безопасности, боевой подготовки.
Образование, полученное в Институте, является дополнительным. По окончании обучения слушатели получают дипломы, свидетельства, сертификаты.
Участникам локальных вооруженных конфликтов, военнослужащим, уволенным в запас в связи с сокращением Вооруженных рил, а также имеющим ранения и награды за боевые заслуги, предоставляются скидки в оплате за обучение от 10 до 20%.
Для зачисления в учебную группу необходимо написать заявление, заполнить анкету слушателя, представить документ, удостоверяющий личность, документ об образовании.
Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии Комитета администрации Алтайского края по образованию серии А №115596 от 14.10.2003 года.
2.2 Особенности безопасности современного бизнеса
Так сложилось, что многие предприниматели в решении вопросов обеспечения безопасности своего бизнеса полагаются на опыт ветеранов спецслужб. Некоторые думают, что стоит взять на работу бывшего сотрудника МВД или КГБ, и всё будет сделано, как надо. Безусловно, опыт и полезные связи, приобретённые за годы работы в правоохранительных органах, представляют большую ценность для обеспечения безопасности бизнес-структур. Однако, практика показывает, что для всесторонней зашиты бизнеса этого явно недостаточно. В связи с этим все острее стоит вопрос подготовки и переподготовки кадров для нужд обеспечения безопасности предприятий.
Более того, во многих организациях решение подобных задач возложено на сотрудников, которые не имеют ясного представления о том, как грамотно организовать систему безопасности фирмы, и действуют скорее по наитию, методом проб и ошибок, нежели придерживаясь определённых правил и технологий. В результате, наши предприниматели ежедневно страдают от противоправных действий со стороны криминала, недобросовестных сотрудников, конкурентов, коррумпированных чиновников.
С высокой степенью уверенности можно утверждать, что это будет продолжаться до тех пор, пока руководители предпринимательских структур не начнут ответственно подходить к решению проблем обеспечения безопасности своей деятельности. Финансовая сторона этого вопроса, безусловно, для многих будет являться определяющей при выборе средств и способов защиты. Однако, не менее важным фактором, влияющим на надёжность системы безопасности, является уровень профессиональной подготовки сотрудников, отвечающих за обеспечение безопасности Вашего бизнеса, как рядового, так и руководящего состава.
В настоящее время консалтинг используется в самых различных сферах - в области юридического сопровождения и финансового аудита, в работе с персоналом и в маркетинговых разработках. С некоторьрс пор, еще одним востребованным видом управленческого консультирования стал консалтинг по вопросам безопасности предпринимательской деятельности.
Услугами консультантов по безопасности пользуются не только начинающие бизнесмены, но и предприниматели, прошедшие через огонь, воду и медные трубы рыночных отношений. Даже имея собственную службу безопасности, опытные руководители обращаются за помощью к независимым консультантам, которые непредвзято оценивают возникшую проблему, и помогают разобраться в вопросах обеспечения безопасности той или иной организации.
«Институт безопасности предпринимательства. Алтайский край» работает на рынке консалтинга по безопасности с 1999 года. Консультирование осуществляется квалифицированными специалистами, имеющими богатый опыт работы в органах госбезопасности, а также в области обеспечения безопасности коммерческих и промышленных структур.
2.3 Консультационные услуги Института безопасности предпринимательства
Консультационные услуги Института безопасности предпринимательства представлены следующими направлениями:
1. Информационно - аналитическое сопровождение предпринимательской деятельности в вопросах обеспечения безопасности.
2. Организация систем безопасности коммерческих и промышленных предприятий.
Наши эксперты владеют оперативной экономической и политической обстановкой не только в Алтайском крае. Дружеские и деловые отношения с информационно-аналитическими центрами, негосударственными структурами безопасности, органами правопорядка в различных регионах страны позволяют нам проводить работу по защите интересов предпринимателя на всей территории России, а при необходимости и за ее пределами.
Очень часто для руководителей фирм, компаний, предприятий определяющим фактором в выборе консультанта по решению проблем в области безопасности является его репутация. Наряду с компетентностью экспертов Института безопасности предпринимательства, оперативностью и достоверностью предоставляемой информации, заказы выполняются с абсолютным соблюдением конфиденциальности, норм этики и закона.
Честь мундира - главное на рынке безопасности!
комплексное сопровождение предпринимательской деятельности в вопросах обеспечения безопасности и управления рисками;
комплексное исследование (аудит) системы безопасности хозяйствующего субъекта;
выявление и оценка предпринимательских рисков (социально-политических, организационных, управленческих, финансовых, кадровых, конкурентной среды);
подготовка рекомендаций по нейтрализации выявленных рисков;
разработка концепции безопасности предприятия;
проведение мероприятий по противодействию недобросовестной конкуренции (промышленному шпионажу);
разработка, внедрение и модернизация систем информационной безопасности хозяйствующих субъектов;
разработка конкретных планов действий на случай возникновения кризисной ситуации;
правовое, организационное и иное содействие в организации служб безопасности и служб охраны предприятий;
подбор и проверка кандидатов на работу в. службы безопасности, частные охранные предприятия;
разработка внутрифирменных документов по вопросам безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики высшее образование превращается в отрасль народного хозяйства и регулируется общими законами спроса и предложения, хотя и с известной спецификой, обусловленной как характером предоставляемой услуги, так и высокой степенью вмешательства государства в рыночные процессы в данной сфере. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственные образовательные учреждения вправе вести обучение на коммерческой основе по договорам с юридическими и физическими лицами. При этом вопрос определения стоимости услуги отнесен к взаимному соглашению сторон [1].
На практике это означает, что вузы самостоятельно определяют цены на свои образовательные программы, руководствуясь собственными расчетами экономической эффективности и исходя из платежеспособности населения региона. Действуя таким образом, вузы выступают как рядовые субъекты экономической системы рыночного типа, решающие вполне стандартную задачу ценообразования на свой продукт.
Развитие системы платного образования пошло по пути создания рынка образовательных услуг не на «выходе» системы (т.е. между вузом и предприятием), а на «входе» (т.е. между абитуриентом и его родителями, с одной стороны, и вузом, с другой стороны). Иначе говоря, акты купли-продажи в данной сфере в реальности происходят не между вузом и предприятием по поводу приобретения «молодого специалиста как товара», а между вузом и гражданином по поводу получения последним образовательной услуги как товара. Даже в том случае, когда предприятие выступает спонсором и оплачивает обучение студента по контракту, реальным товаром является именно образовательная услуга, а не сам будущий специалист. Ориентируясь на имеющуюся информацию о престижности разного рода профессий, а также исходя из собственных предпочтений и интересов, абитуриенты и их родители платят за образование как мечту о лучшем будущем и надежду на получение перспективной специальности.
Использованная литература
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ).
Алтайский край в 2006 году: Статистический сборник. - Барнаул, 2007.- 204 с.
Борисов И.И., Запрягаев С.А. Тенденции развития высшего образования в XXI веке // Вестник МГУ, №1. -Москва, 2000.- с. 12-15.
Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. - М.: Экономика, 1997.
Постановление Совета Министров РФ от 8 февраля 1986 г. № 86 «О мерах по развитию договорных отношений в подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием».
Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. - М.: Вильямс, 1998.
Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. - СПб: Питер ком, 1998.
Смирнова Ю.В., Щепина И.Н., Эйтингтон В.Н. Конъюнктура рынка экономического образования / Вестник образования, 2007, № 2.