Вопросы культуры в современном школьном курсе истории: теоретический аспект
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО Волгоградский государственный технический университет
факультет экономики и управления
Кафедра «Экономика и финансы предприятия»
Курсовая работа
Вопросы культуры в современном школьном курсе истории: теоретический аспект
Выполнила слушатель
ГР. ЭФП 2.2 Сухова Ж.А.
Волгоград 2010
Содержание
Введение
Гл.I. Психолого-педагогические основы изучения вопросов культуры в школьном курсе истории
Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
Методические приемы изучения вопросов культуры в школе
Гл.II. Вопросы культуры в курсе истории Древнего мира: практический аспект
2.1 Анализ учебников по истории Древнего мира
2.2 Описание фрагментов уроков по изучению вопросов культуры в 5 классе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества. (Концепция исторического образования, 2000, с.2) Основной целью исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества, формирование исторического мышления у учащихся.
В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических взглядов, начавшийся более 10 лет назад. Историки постепенно отходят от формационного подхода к изучению истории, лидирующие позиции в последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, его социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания. Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону повышения интереса к ней рождают новые подходы, не нашедшие отражения в школьных учебниках. Появление новых типов школ, в программу которых введены расширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает необходимость создания единой концепции преподавания вопросов развития культуры в школьном курсе истории.
Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сориентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока информации по культуре среди учителей отсутствует единая система, что приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции по данному вопросу. Учителя в основном однотипно подходят к выбору методики. Как правило, это лекции учителя и сообщения учащихся по тому или иному вопросу. Методический аппарат по проблеме изучения вопросов развития отечественной культуры необходимо создавать заново, так как имеющиеся методические рекомендации утратили свою актуальность в свете изменения системы исторического знания.
Положение с изучением вопросов развития культуры в системе школьного исторического образования в настоящее время привело к необходимости углубленного исследования проблемы обозначенной в теме курсовой.
Объектом исследования является процесс обучения истории в средней школе.
Предметом исследования являются вопросы изучения культуры в современном школьном курсе истории.
Цель исследования - анализ данной проблемы в теоретическом и практическом аспектах. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы задачи исследования:
Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных подходов к изучению проблемы;
Провести анализ научно-методической литературы с целью определения степени освещения вопроса;
Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий по истории по отношению к изучаемой проблеме;
Цель, объект, задачи исследования обусловили его источниковедческую базу и методы исследования. В качестве источников использовались учебные и методические пособия по изучаемой проблеме, монографии, искусствоведческие работы. Одним из методов было наблюдение уроков истории. В ходе экспериментального изучения проблемы проводились беседы с учителями истории, анализировалась учебная документация. В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических взглядов. Лидирующие позиции в последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры. В том числе в ЕГЭ много вопросов именно по разделу «Культура»
Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сориентированы на раскрытие данной проблемы. Материал в них, зачастую очень объемен, а времени на его изучение, как правило, не хватает, часто отсутствуют иллюстрации, а количество часов, которые мы можем затратить на изучение данной темы по-прежнему не велико. Поэтому и сейчас проблема преподавания вопросов культуры на уроках истории остается очень острой.
история культура изучение урок
Психолого-педагогические основы изучения вопросов культуры в школьном курсе истории
Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
Сегодня сложились разные подходы к предъявлению историко-культурного материала в школе, но на практике он обычно является простым дополнением к общей картине исторического развития. Между тем без его полноправного с событийной историей усвоения создать у учащихся полноценный образ эпохи невозможно. Глубокое самоценное изучение культурно-исторических традиций помогает осмыслить на более высоком уровне процессы общественного и политического развития, проследить экономические и социальные изменения и одновременно создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся.
Причины недостаточного внимания к вопросам культуры в преподавании истории кроются в позиции общества и авторов учебников. Сегодня почти во всех школьных учебниках господствует традиционный (ещё с XIX в.) персоналистский подход (12; с.3-7) к изучению культуры: параграфы напичканы именами известных деятелей культуры и их достижениями. Безусловно, знать имена и крупнейшие открытия в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материала ребенком в данной форме попросту невозможно. Кроме того, никакой связи художника или писателя с обществом при таком подходе не прослеживается, что не способствует эффективному усвоению предмета в целом. Персоналии необходимо выбирать по проблемному принципу, показывая теснейшую связь деятелей культуры с экономикой и политическими процессами в обществе. Данный подход также невозможно применить к изучению повседневной культуры, которой сегодня уделяют большое внимание и академическая наука, и преподавание.
Наряду с обозначенным подходом в учебниках и преподаванием истории используются и иные идеи. Самым непростым способом изучения культуры является ценностный подход, основанный на постижении в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания (12; с. 3-7). В произведениях искусства, слова, прикладного творчества школьники выявляют с помощью учителя их символику и мифологию. Это способствует более глубокому познанию политико-экономической и ментальной основы того или иного общества. Смысловые подходы в изучении культуры необходимо сочетать с выявлением исторического контекста, что вводит ученика в сферу повседневного бытия и жизни людей определенного времени.
Данный способ является более адекватным современному образовательному процессу, нежели искусствоведческий подход, основанный на сущностном анализе произведений искусства или культурных продуктов, хотя и этот способ может быть применим в ряде случаев и особенно в изучении мировой художественной культуры. В рамках данного подхода рассматриваются стили и направления культуры в историческом контексте.(12; с. 3-7)
В современной школе прочно зарекомендовал себя и эстетический подход к изучению культуры (12; с.3-7), который базируется на формировании у школьников совокупности взглядов и чувств в категориях прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Культурно-исторический материал содержит богатые возможности для развития чувства фантазии и способности воспринимать красоту, преодоления дурного вкуса.
Одной из насущных проблем современной школы является проблема неоправданного дублирования курсов истории и мировой художественной культуры. Применение искусствоведческого и эстетического подходов позволяет в какой-то степени преодолевать этот недостаток.
Созвучным современным педагогическим идеям способом изучения вопросов культуры является диалогический подход, основанный на идеях М.М. Бахтина о внутреннем диалоге человека (12;с.3-7). При создании произведений культуры творец вступает в диалог с Богом, мирозданием, другими людьми, обществом, традициями. Диалог для ученика становится основным способом познания культуры и организующим ядром содержания изучаемого материала. Такой способ позволяет формировать у детей диалогическое сознание, свободное от монокультурного восприятия действительности, а также разнообразные коммуникативные умения.
Весьма продуктивным способом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированный подход. Он основан на индивидуальной траектории усвоения учеником явлений культуры и включает личное творчество ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры (эти произведения и являются основой творчества ученика). Кроме того личностно-ориентированный подход может стать актуальным методом изучения повседневности, так как строится на основе субъективного опыта школьников об объектах бытовой культуры и нравах общества.(12; с.-7)
В последние годы набирает силу проектный подход, применение которого имеет особое значение в изучении культурно-исторического материала. Учебный проект для ученика - способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать публично достигнутый результат. При определенных условиях ученик выбирает и осуществляет стратегию проектирования и в известной мере проходит трудный путь художника. Данный способ применим и к изучению повседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать на исторической основе проявления бытовой и ментально-нравственной сфер общества. (12;с.3-7)
Самым продуктивным подходом к изучению вопросов культуры в школьном преподавании истории является интегрированный подход, основанный на синтетическом рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества и преодолении изолированного рассмотрения культурно-исторического материала(12; с.3-7). Реализация данного подхода может быть осуществлена путем «вживления» материала по культуре в ткань исторических событий, социально-экономического и политического развития общества как неотъемлемой составной его части. Другим возможным способом является изучение ряда явлений социально-политического и экономического плана через культурно-исторические факты и достижения.
Таким образом, проблема изучения культуры в школьных курсах истории не может быть решена путем следования персоналистскому подходу, который положен в основу учебной литературы. Для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять интегративный подход, предполагающий включение культурно-исторических сюжетов в общий контекст изучения предмета. Современным требованиям отвечают также диалогический, личностно-ориентированный, проектный и герменевтический подходы к изучению истории культуры.
1.2 Методические приемы изучения вопросов культуры в школе
Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, но почти не сообщают новой информации ученикам. Для авторов учебников за перечисляемыми ими именами и памятниками стоят масштабные явления культуры, но для учеников за ними обычно ничего не стоит. Когда автор упоминает, допустим, Шиллера, то для него за этим именем встает целый мир немецкого романтизма, «Коварство и любовь» и пр., и он вольно или невольно из этого исходит. Однако, для ученика это просто иностранное имя, в лучшем случае, чисто формально вписанное в культурный контекст.
При изучении истории культуры в рамках школьного курса исходить нужно из следующих установок. Во-первых, в содержательном отношении материал по культуре не самостоятелен. Культура есть след человеческой истории во всем ее многообразии, как писал В.С. Соловьев, «только отблеск, только тени от незримого очами». Без и вне человеческой истории культура не существует. Во-вторых, памятники культуры зачастую очень наглядно, емко и полно выражают определенные исторические тенденции, моделируют важные процессы, отражают общественные явления. Вспомним хотя бы христианские храмы как образы мира средневекового человека или Галикарнасский мавзолей как выразительный продукт эклектики цивилизации эллинизма. Эту свою роль памятники культуры должны играть и в курсе истории.
В-третьих, если говорить об искусстве, его произведения глубоко эмоциональны и индивидуальны. Поэтому научить ученика понимать, почему автор «так видит», значит научить понимать произведения искусства, их красоту и связь со «своей» современностью.
В-четвертых, сам учитель, как правило, не разбирается хорошо во всех направлениях искусства и сферах культуры. Поэтому, при изучении культуры имеет смысл сконцентрироваться на каком-нибудь одном-двух направлениях, тенденции и закономерности развития которых (а также связь с историческим контекстом) понятны самому учителю и могут быть объяснены ученикам.
Обратимся теперь к конкретике. В курсе истории Древнего мира античные развалины нередко вынесены на обложки учебников, что, к сожалению, задает восприятие античности детьми как чего-то бесконечно далекого от них, разрушенного и остаточного. Однако если обратить энергию учеников на поиск античного наследия в современном мире, греческие храмы восстанут из руин в родном городе в образе местного дворца культуры или бывшей усадьбы, превращенной в музей. Данный прием в V и VI кл. при изучении вопросов культуры является одним из самых эффективных.(4; с.31-35)
Например, первый урок по истории Древней Греции можно начать с того, что попросить учеников достать из портфелей учебники по всем предметам – у большинства будут греческие названия, а на первых страницах мы можем увидеть портреты греческих ученых. Интерес у учеников вызывает и сравнение современной спортивной символики с изображением видов спорта, в которых соревновались древние греки, на вазах и керамической посуде.
Изучая античность, можно дать опережающее задание «Греция и Рим вокруг нас» и предложить найти следы античности в следующих сферах:
архитектура (Греция – портик, Рим – арка, использование бетона и пр.);
развлечения (Греция – театр, спорт);
наука и образование (большинство наук зародилось в эпоху античности, греческий алфавит, римские цифры);
имена (греческие и римские),
географические названия (например, Севастополь); и др. (4; с.46)
На итоговом уроке может быть составлена презентация с элементами греческой и римской культуры, которые имеют узнаваемые аналоги в той или иной местности, в повседневной жизни учеников.
При изучении темы «Религия древних греков» можно дать задание сравнить греческий пантеон с египетским и найти принципиальные различия (древнегреческие боги по сравнению с древнеегипетскими антропоморфны и легко выстраиваются в иерархию), а потом попросить учеников объяснить эти отличия (для справки можно дать прочитать текст учебника, где описывается происхождение греческих и египетских богов). Ключ к ответу в том, что египетские боги – олицетворение стихийных сил природы, которые нельзя выстроить в строгом иерархическом порядке, а греческие боги – люди, наделенные необычными сверхкачествами, но все же поддающиеся упорядочиванию.(4; с. 53-57)
По опыту автора, овладевшие подобными приемами работы ученики зачастую начинают задавать вопросы о таких «скользких» аналогиях, как, к примеру, зиккураты (или пирамида Джосера) и мавзолей В.И. Ленина. К такому повороту учитель должен быть готов.
По наблюдениям, авторы учебников при написании параграфов по истории культуры больше всего боятся что-нибудь забыть, не упомянуть какого-либо значительного деятеля или памятник. Тем же страдает и немалая часть учителей, особенно начинающих – им хочется «по полной» загрузить детей. Но мы всегда должны помнить замечательный афоризм Козьмы Пруткова – «Нельзя объять необъятное». А культура человечества – необъятна. Так что давайте поставим перед собой более скромную и реалистичную задачу – через некоторые произведения постараться понять прошлое, выявить те или иные тенденции развития. Иначе дети получат не пищу для ума, а лишь материал для разгадывания кроссвордов.
Каждый учитель испытывает определенные трудности в отборе материала и его изучение на уроках истории. Это во многом определяется спецификой школьного курса – дети получают знания о культуре на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, МХК. При этом, зачастую знания учеников фрагментарны, поверхностны. Необходима системность изучения вопросов культуры, целостность ее восприятия. Такие виды культуры, как архитектура, скульптура, киноискусство в большинстве школ изучаются только на уроках истории.
Данную проблему можно попробовать решить использованием на уроках истории различных методик, позволяющих задействовать разные каналы получения информации учащимися (визуальный, аудиальный, кинестетический), развивать творческие способности учащихся.
Методисты предлагают следующие методические приемы преподавания вопросов культуры на уроках истории:
Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала (использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему).
Приемы монологического и диалогического изложения:
рассказ, лекция, учебная игра, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов, интерактивной доски; )
диспут, семинар (интерактивная доска, подготовленные заранее учениками электронные и печатные материалы
виртуальная экскурсия (вебкамеры, расположенные в сети Интернет, экспозиции, представленные на сайтах музеев мира) (Internet Explorer, Opera, Mozilla FireFox).
Метод. приемы работы с учениками: работа с книгой, работа в Интернете, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point, CorelDraw).(14;с.121-126)
Подробнее рассмотрим некоторые из них.
1. При изучении отдельных тем используются учебные игры, которые способствуют развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивают интеллект и эмоциональный настрой учащихся. В ходе игры учебная цель предстает перед нами в виде игровой задачи: ответить на вопросы викторины, разгадать кроссворд, а сильным учащимся предлагается его составить. Для результативности игры очень важным является создание учителем своеобразной установки на игру, побуждающей принять в ней активное участие. Игровое состояние складывается из таких факторов, как увлекательность игры, интерес к ее содержанию, целенаправленность совершенных игровых действий, подведение итогов, оценка результативности.
Элементы театрализованных игр используются на уроках особенно активно в среднем звене, в силу возрастных особенностей. При изучении истории Древнего мира очень популярны уроки - путешествия в Древний Египет, Междуречье, Китай, Грецию и т.п. При этом используются наглядные пособия, изготовленные самими детьми. Это – рисунки, орудия труда и охоты, карты и т.д. Такой вид деятельности развивает творческий потенциал ребенка. Так же в 5 классе может проводиться игра «Откуда это?». Участникам раздаются предметы, например, чай, сахар, стекло, хлопок, бумага, компас. Ребятам нужно рассказать, когда люди впервые стали пользоваться этими предметами, где они были изобретены.
2. Постановка проблемы в начале урока. Так, при изучении в 5 классе темы «Развитие научных и философских знаний Древней Греции», а также темы «Возвышение Македонии» детям тяжело усвоить предлагаемый объем информации, и задача учителя состоит в том, чтобы наглядно и словесно показать значимость темы, раскрыть ее содержание, заинтересовать и подтолкнуть ребят к изучению данного материала. Постановка проблемы на таком уроке особенно актуальна, так как проблемное обучение заставляет логически мыслить, заниматься поиском весь урок. Заполнение таблицы в тетради во время подготовки домашнего задания способствует закреплению и запоминанию изученного на уроке. Изучая вопросы искусства, мы не просто смотрим на то, что изображено, а вспоминаем жизненные впечатления, проводим ассоциативные параллели. (8;с.35-37)
Изучение вопросов культуры необходимо проводить по типовому плану, который дает возможность развивать логическое мышление у школьников, а также сравнивать изучаемые периоды культуры разных стран.
3. Особенностью преподавания вопросов культуры в 11 классе является то, что перед нами сформировавшиеся личности со своими взглядами и убеждениями. И здесь от учителя требуется особый подход к учащимся, позволяющий дать возможность высказать свою точку зрения по изучаемому материалу, охарактеризовать позиции и т.д. Поэтому в 11 классе данные уроки требуют проведения диспутов, заседаний «круглых столов». Живая беседа дает возможность получить интересную информацию о проблемах, волнующих наших выпускников, об уровне их знаний по тому или иному вопросу, о сильных и слабых сторонах их нравственных убеждений. (13; с. 84-87)
Во время диспута учащиеся проявляют наибольшую активность. У них формируется умение критически относиться к высказываниям по проблемам изучаемых тем. Они учатся защищать свою точку зрения. Для того, чтобы диспут проходил живо, заинтересованно, готовятся совместно с несколькими учащимися «острые» вопросы, создаются спорные, требующие размышления ситуации.
4. Очень важным является использование межпредметных, межкурсовых и внутрипредметных связей. При этом происходит интеграция различных школьных предметов: литературы, истории, музыки, изобразительного искусства и т.д. Так, при изучении темы «Поэмы Гомера. Троянская война», «Мир художественной культуры эпохи Возрождения» в 5 классе, «Возникновение и распространение христианства. Библия» происходит процесс интегрирования с уроками МХК, литературы, музыки.(17;с.77-81)
5. При изучении вопросов культуры не возможно обойтись без музыкального сопровождения в виде классических произведений, произведений созданных в изучаемую эпоху. Сейчас это делать еще проще, так как интересующие нас произведения доступны, их легко найти с помощью Интернета, диски находятся в свободной продаже. А потом перенести их на другой носитель и воспроизвести в нужной последовательности вообще не составляет никакого труда.
6. Слайды, диафильмы, картины, исторические фильмы предоставляют возможность в деталях более целостно представить изучаемый период; формировать образное представление об исторической эпохе. (1;с.57-60)
7. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. (8; с.25-30)
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений, навыков, ценностных отношений. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.(8; с.41-49)
8. На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов.(9;25-31) Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ЗУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий – интересное учебное виртуальное путешествие непосредственно на уроке.Другое направление использования информационных технологий связано возможностью применения сети для совершения виртуальных экскурсий по художественным музеям всего мира, наблюдения памятников архитектуры в масштабе реального времени.(18; с.43)
Итак, задачи педагога:
1. Отобрать материал так, чтобы стала очевидной линия развития культуры.
2. На каждом уроке стремиться к установлению межпредметных и межкурсовых связей.
3. Проследить связь между творческими направлениями разных эпох.
4. Учитель должен помнить, что различные виды искусства могут показать лишь определенные стороны многообразия жизни. Необходимо проследить единство различных видов искусства определенного периода, показать как одни и те же исторические процессы проявляются в разных видах культуры.
5. Ни в коем случае нельзя сводить знакомство с художественными произведениями как с иллюстрацией к историческому процессу. Надо научить учащихся понимать, что художественное произведение обладает собственной эстетической, гуманистической ценностью. Для этого необходимо разработать систему вопросов для анализа произведения, выделения его художественных особенностей, творческой манеры автора.
6. Необходимо повышать познавательный интерес у учащихся при изучении вопросов культуры, используя активные методы обучения, такие как ролевая игра, урок–экскурсия, конкурсные задания, составление кроссвордов, проектный метод обучения, что ведет к внедрению практико-ориентированного подхода в обучении истории.
Эти деятельности позволяют развивать творческие способности учащихся на уроках истории, предоставляют широкие возможности для воспитания личности, стремящейся к самоактуализации, умеющую ценить духовные и материальные богатства общества, способствующую восстановлению и обогащению его духовности.
Гл.II. Вопросы культуры в курсе истории Древнего мира: практический аспект
2.1 Анализ учебников по истории Древнего мира
На изучение истории в 5 классе отводится не менее 45 ч. Культурно-исторический материал занимает в курсе значительное место. На изучение всех этих вопросов в программе отведено недостаточно времени. При изложении культурно-исторического материала должны быть показаны исторические условия развития культуры, изучаемой эпохи. При этом необходимо подчеркнуть, что основой всей духовной культуры в любую историческую эпоху является материальная культура, созданная народами. Развитие культуры определяется материальными условиями жизни общества, характером общественного строя, важнейшими событиями общественной жизни. Знакомя учащихся с развитием культуры стран и народов, необходимо показать связь между культурой нашей страны и мировой культурой, взаимное влияние мировой культуры и культуры России, воспитывая тем самым чувство патриотизма.(7; с. 101-104)
Исторические условия развития культуры нужно начинать с внешних исторических условий развития культуры, причин ее расцвета или упадка.
Так, чтобы начать разговор о культурном расцвете Древней Греции, необходимо изучить такие вопросы как: природные условия, население и его занятия, аппарат управления, внутреннюю и внешнюю политику, чтобы понять, в каких условиях развивалось государство.(2; с. 48-50) Сформировать представление о том, что такое «темные века» в культуре Греции, необходимо изучить внешний фактор, повлиявший на развитие государства в таком ключе – Троянскую войну.(17; с.44-48) На помощь приходят межпредметные связи - помогают приемы использования художественной литературы. При изучении данной темы на уроке можно использовать «Мифы и легенды Древней Греции», «Легенды и сказания о Троянской войне», а также поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Создать полную картину хода Троянской войны подойдет прием использования технических средств – на компьютере или через интерактивную доску можно посмотреть исторические фильмы «Троя», «Елена Троянская», «Одиссея».
Сформировать представление о культурном наследии Древнего Востока, например Великой Китайской стены – одного из 7 чудес света современности – поможет прием использования исторической карты на уроке. А также применение иллюстративных картин, которые демонстрируют предметы быта, орудия труда, одежду, способы передвижения, оружия. (2; с.56-59)
Запомнить принцип построения египетских пирамид поможет использование схемы пирамиды в учебнике – это сформирует наиболее полное представление о внутреннем устройстве пирамиды.(16; с.78)
Для конкретизации использования на уроках истории этих и других приемов, сравним учебники, допущенные Министерством Образования РФ.
Большинство авторов разделяют современный подход к учебнику. Одна из его главных задач – научить пониманию исторического процесса и причинно-следственных связей.(9; с.56-61) Он также, по мнению историков, должен воспитывать самостоятельное мышление и стимулировать дискуссию; освещать самые сложные и неоднозначные эпизоды в истории страны; демонстрировать академическую нейтральность, не отягощённую идеологическими предпочтениями авторов. Все эти установки авторы декларируют во вступительных статьях к учебникам. Реализуют их все по-разному, однако есть несколько учебников, отклоняющихся от этой траектории. Эти исключения стали в свое время причинами для оживленных общественных дискуссий – тем более заметных, что политические (а следовательно, и исторические) события редко становятся темой для общественных дискуссий.
Критерии для анализа и сравнения учебников(5; с.44-48) |
||
Авторы, название, выходные данные |
А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Савицкая, «Просвещение»,2007 «История древнего мира», 5 классс |
Д. Д.Данилов, Е. В. Сизова, А. В. Кузнецов и др., Образовательная система «Школа 2100», 2010 «История древнего мира», 5 класс |
Текстовый компонент; Основной текст: |
1. Очень хорошее введение, которое заинтересовывает ребят на изучение истории Древнего мира.2. Изложение текста в форме монолога.3. Использован линейно-хронологический, культурологический, социологический способ изложения учебного материала.4. Прошлое излагается в мировом контексте.5. Отбор исторических фактов направлен на изучение жизни людей во всех ее проявлениях.6. Изучается история не одного народа, а история народов Востока, Греции, Рима.7.Доподлинно раскрывается историческая ценность культурного наследия всех народов.8.Текст не страдает информационной избыточностью, дополнительный материал органично продолжает основной текст. |
1.Введение представлено очень интересно. 2.Изложение текста представлено в форме монолога, а также диалога как дополнение. 3.Использован проблемно-обобщающий, описательный, объяснительный способ изложения учебного материала. 4.Прошлое излагается в мировом контексте. 5.Отбор исторических фактов направлен на изучение всех сфер жизни общества. 6.Изучается история народов древних цивилизаций. 7.Раскрывается историческая ценность культурного наследия всех народов. 8.Текст не страдает информационной избыточностью, дополнительный материал органично продолжает основной текст. |
Дополнит.текст: |
Дополнительный материал расширяет кругозор, помогает образно представить содержание основного материала. Используются документальные, художественные произведения, имеются биографические данные. |
Доп.мат-л представлен либо в конце параграфа, либо в середине,либо помещается под иллюстрациями и репродукциями. |
Пояснительный мат-л |
Иллюстрационные материалы представлены:- репродукциями художественных произведений;-современные рисунки и фотографии;-условно-графические карты и схемы.Иллюстрации позволяют составить образное представление о Древней истории.Иллюстрационный материал способствует многообразному представлению об истории и культуре народов.Иллюстрации сопровождаются подписями и пояснениями. Соответствие ценностным установкам демократического общества. Приоритет гуманистических ценностей. |
Представлен виде дополнения к основному тексту или описанию событий- схемы, рисунки, карты. Иллюстрации позволяют составить образное представление о Древней истории.Иллюстрационный материал способствует многообразному представлению об истории и культуре народов.Иллюстрации сопровождаются подписями и пояснениями. Объем учебного материала включает обязательный минимум содержания образования. |
Внетекстовый компонент: Метод.аппарат: |
Удобно расположены вопросы и задания внутри текста, после параграфа или после рисунков, а также к картам или схемам. Вопросы творческие, проблемно-раскрывающие, репродуктивно-преобразующие, разной степени сложности.выделены термины и даты. |
Вопросы и задания внутри текста, после параграфа или после рисунков, а также к картам или схемам. Вопросы творческие, проблемно-раскрывающие, репродуктивно-преобразующие, разной степени сложности.выделены термины и даты. Эпоха изображается достоверно. |
Аппарат ориентировки: |
Оглавление вначале. Отсутствует пояснение сигналов-символов, термины выделены курсивом, даты тоже, доп.текст выделен цветом. Отсутствует рекомендованная лит-ра. Учебное пособие по истории составлено в соответствии с современным уровнем исторической науки. Отбор материала, форма его подачи и язык изложения соответствуют возрастным особенностям пятиклассников. Учащиеся узнают много интересного и увлекательного о первобытных людях, возникновении и истории древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим). |
Оглавление вначале. Описаны все знаки-символы, как правильно работать с учебником, лентой времени. Присутствует рекомендованная лит-ра. Представлен материал о наиболее древнем периоде развития человечества - рассматриваются темы появления первых людей на Земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Индии, Китая, Греции и Рима с акцентом на проблеме взаимоотношений и взаимного влияния. Учебные тексты, методический аппарат и иллюстрации способствуют формированию целостного представления о двух первых этапах всемирной истории. основные события предстают в виде ленты времени, заполнение которой помогает синхронизировать и систематизировать основные знания школьников. В учебно-методический комплект имеется единая учебно-методологическая схема, которая наглядно иллюстрирует переход от первобытного общества к цивилизации. Используя конкретные признаки каждой из этих ступеней развития человечества, школьники получают возможность теоретически обосновать все многообразие фактического материала. |
Считаю, что учебники соответствует целям общего исторического образования, содержание на хорошем научно-историческом и педагогическом уровне, удачно структурированы и функциональны,предназначены для учащихся общеобразовательных учреждений, соответствует возрастным особенностям пятиклассников, в интересной форме рассказывается об истории Древнего мира. Материал излагается в доступной форме, что способствует его успешному усвоению, ориентирован на развитие системы умений, помогает осмыслению учебного материала на доступном для каждого ученика уровне. Хорошо, что в конце изучения всего курса истории есть вопросы и задания, помогающие определить уровень усвоения пройденного материала.
Есть сходства и различия, например, аппарат ориентировки у Д.Д. Данилова наиболее соответствует для 5 класса, а также внешний вид вызывает здесь наибольший интерес, метод обучения – частично-поисковый, что способствует бысрому развитию знаний, умений, навыков. Но, учебник А.А. Вигасина больше подходит для 5 класса, так как основной текст представлен подробнее (содержит меньше проблемных вопросов), метод обучения – объяснительно иллюстративный.
2.2 Описание фрагментов уроков по изучению вопросов культуры в 5 классе
4.1 Тема: «Мудрость Древнего Китая»
Цели:
Обучающие: - формирование представления о гео.положении Китая, его природных условиях и занятиях населения;
- формирование представления о Конфуции и конфуцианстве;
- формирование представления об императоре Цинь Шихуане, как о правителе, объединившем Китай;
- формирование представления о Великой Китайской стене;
- формирование представления о культуре Древнего Китая и его изобретениях.
Развивающие:
-формирование умения работать с картой (показывать границы государства, рассказывать по ней о гео.положении, показывать Великую Китайскую стену);
-формирование умения отвечать на вопросы учителя;
-формирование отмечать на ленте времени время, когда китайцы вступили на ступень цивилизации.
Воспитательные :
-формирование ценностного отношения к культурному наследию .
Дидактические материалы: учебник 5 класса История древнего мира, под ред. Данилова Д.Д., Сизовой Е.В., метод. рекомендации для учителя 5 класс История древнего мира под ред. Данилова Д.Д., энциклопедия для детей. Религии мира. Аванта+.
Этапы урока, метод. приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Новая тема: «Мудрость |
Древнего Китая» |
Записывают тему и план в тетрадь. |
План: 1.Царство «середины земли». 2.Конфуций и конфуцианство. 3.Поднебесная империя. |
||
2) Конфуций и конфуцианство, сжатое изложение учителя |
В VI-V в.до н.э. китайцы научились добывать и обрабатывать железо. Железный век вызвал распад единого гос-ва на враждующие царства. Отсутствует единый правитель, происходит разорение одних и обогащение др. появляется частная собственность. Никто не понимает, что стало происходить с обществом. Порядок в обществе удалось восстановить благодаря Конфуцию (Кон фу Цзы, 551 г до н.э.-479 г. до н.э.), который стал проповедовать учение конфуцианство, цель которого правильно организовать жизнь в обществе. Учение Конфуция предлагало способы регулирования гос-ва и воспитания чел-ка. Каждый чел-к должен следовать определенным нормам поведения. Это такие как человеколюбие, исполнение долга, преданность, сыновняя почтительность, забота о младших. Нормы поведения в семье Конфуций переносил и на правила поведения в гос-ве. |
|
Использование худ. литры учеником |
Ученик из сборника афоризмов зачитывает самые знаменитые выражения Конфуция: -«Почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью». -Стоя на берегу реки, Учитель сказал: "Все уходит, как эти воды, всякий день и всякую ночь". - Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.и др. |
|
Использование интерактивной доски или телевизора, компьютера учителем |
Показ презентации, подготовленной учеником в MS Power Point, Древний Китай. |
В презентации представлено культурное наследие Китая, достижения и изобретения, иллюстрации китайских императоров, портрет Конфуция. |
Такая работа с учениками на уроке сформирует наиболее полное, яркое представление о культуре Китая, его достижениях и изобретениях, которые мы применяем по сей день, усовершенствовав их (книгопечатание, фарфор, компас, бумага, порох, огнестрельное оружие, чай, монеты, лекарства и т.д.) .
4.2 Тема : «Поэмы Гомера. Троянская война»
Цели:
Обучающие:
-формирование представления о поэте Гомера;
- формирование представления о Троянской войне;
- формирование представления о поэмах Илиада и Одиссея;
- формирование представления о крылатых выражениях: «ахиллесова пята», «яблоко раздора», «троянский конь»
Развивающие:
-формирование умения работать с картой (показать на карте гео. положение Древней Греции);
- формирование умения применять на уроке истории знанания, полученные на уроках литературы;
- формирование умения сделать вывод на основе рассказа учителя;
- формирование умения нарисовать рисунок к сюжету поэм и легенд;
- формирование умения объяснять смысл крылатых выражений.
Воспитательные:
- формирование ценностного отношения к культурному наследию;
- формирование ценностного отношения к миру;
Этапы урока, метод. приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Новая тема: «Поэмы |
Гомера. Троянская война». План: 1.Гомер.Троянская война. 2.Находки Г.Шиллера. 3. Илиада и Одиссея. |
Записывают тему и план урока в тетрадь. |
Б) Троянская война , использование худ. литры, повествование - рассказ |
Учителем рассказываются цикл легенд о Троянской войне, одна из них о яблоке раздора: События, приведшие к Троянской войне, начались на Олимпе. Зевс добивался любви нимфы Фетиды. Но богини судьбы предсказали, что сын, рожденный Фетидой, превзойдет силой и доблестью своего отца и свергнет его. Всемогущий Зевс испугался и решил выдать Фетиду замуж за смертного человека, избрав ей в мужья Пелея. Нимфа сочла подобный брак унизительным и обратилась в бегство, но Пелей все же настиг ее, и красавица смирилась. Она согласилась стать женой Пелея, но взяла с него клятву, что он – смертный – будет почитать ее как богиню и никогда не скажет ей ни одного грубого слова. Пелей поклялся, и они сыграли свадьбу Свадебный пир почтили своим присутствием все олимпийские боги, принеся новобрачным щедрые дары. Не пригласили на свадьбу лишь Эриду – богиню раздора и вражды. Но коварная богиня пришла незваной и незаметно подкинула на пиршественный стол яблоко из чистого золота с надписью - «Прекраснейшей».Тут же три богини – Гера, Афродита и Афина – заспорили, для кого из них оно предназначено. Богини перессорились между собой, и попросили Зевса их рассудить. Осмотрительный Зевс понимал, что, присудив яблоко одной из богинь, он навлечет на себя гнев двух других. Поэтому он посоветовал им избрать судьей в своем споре красивейшего из людей, а именно, юношу по имени Парис. Парис был сыном троянского царя Приама и царицы Гекубы. Когда Гекуба ожидала его рождения, ей приснился сон, будто она родила горящий факел, от которого запылала вся Троя. Толкователи снов сочли этот сон недобрым и объявили, что сын, рожденный Гекубой, навлечет на Трою бедствия и гибель. Напуганные предсказанием царь и царица, едва Парис родился, приказали отнести его в лес и оставить там. Но судьба сберегла новорожденного. Медведица выкормила его своим молоком, а затем его нашел пастух, пасший царские стада, и взял к себе. Парис вырос в пастушеской хижине и сам стал пастухом. И вот однажды, когда Парис пас овец у подножья горы Иды, перед ним предстали три богини во всем блеске своей красоты и, вручив ему золотое яблоко. Потребовали, чтобы он отдал его той, которая, по его мнению, красивее других. Парис растерялся: все три богини казались ему прекрасными. Тогда Гера пообещала ему в обмен на яблоко славу, Афина - мудрость, а Афродита – самую красивую из смертных женщин в жены. И Парис отдал яблоко Афродите. |
На основе рассказа учителя ученик делает вывод о поступках героев, объясняет хорошие и плохие, аргументируя свою точку зрения. Объясняет смысл выражения «яблоко раздора» и как можно это выражение соотнести с сегодняшним днем. Рисует рисунок либо к этому сюжету, либо к любому другому, соответствующего этой теме. |
Применение методов использования худ. литературы при изучение вопросов культуры Древней Греции помогает сформировать представление о том времени (о начале войны, ходе войны, ее причинах и последствиях), будет развиваться мышление и каждый ученик сможет зарисовать представленную ими картину.
Заключение
Одна из основных целей изучения истории – развитие мышления школьников. Не менее важной целью изучения прошлого является включение индивида в культурную среду, созданную его предками. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Изучение вопросов культуры на уроках истории помогает формированию у учеников ценностных ориентаций и убеждений, на основе личностного осмысления опыта истории, восприятие идей гуманизма, уважение прав человека, патриотизма, взаимопонимания между народами. Развивается интерес к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и всего человечества. История воспитывает современное историческое сознание, учит восприятию отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим, дает опыт.
Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сориентированы на раскрытие данной проблемы. Материал очень объемен, часто отсутствуют иллюстрации, а количество часов, по-прежнему не велико. Поэтому и сейчас проблема преподавания вопросов культуры на уроках истории остается очень острой.
Анализ методической и учебной литературы показывает, что сегодня сложились разные подходы к предъявлению историко-культурного материала в школе. Для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять интегративный подход, предполагающий включение культурно-исторических сюжетов в общий контекст изучения предмета. Современным требованиям отвечают также диалогический, личностно-ориентированный, проектный и герменевтический подходы к изучению истории культуры.
Каждый учитель испытывает определенные трудности в отборе материала и его изучение на уроках истории. Необходима системность изучения вопросов культуры, целостность ее восприятия.
Данную проблему необходимо решать, используя на уроках истории различные методики, позволяющие задействовать разные каналы получения информации учащимися (визуальный, аудиальный, кинестетический), развивать творческие способности учащихся.
Список использованной литературы
Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. – М., 1984 г.
Андреевская, Н.В. Очерки методики истории 5-7 класса. – П., -1978г.
Борисова, Е.В. Эстетическое воспитание школьников из опыта работы учителя истории. – Л., 1972 г.
Волобуев, О.В. История древнего мира в художественно-исторических образах. – М., 1978 г.
Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории. – М., 2003 г.
Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методика преподавания истории. – М., 1999 г.
Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю., Короткова, М.В. История образования в современной России. – М., 1997 г.
Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М., 1971 г.
Историческое образование в современной России; Справочно-методическое пособие для учителей. – М., 1997 г.
История древнего мира, 5 класс / под ред. Вигасина А.А.,- М., «Просвещение», 2007 г.
История древнего мира, 5 класс / под ред. Данилова Д.Д.,- М., Образовательная система «Школа 2100», 2010 г.
Короткова, М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. 2010 №5.
Линденберг, К. Обучение истории., - М., 1997 г.
Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986 г.
Методика обучения истории в средней школе / под ред. Коровкина Ф.П. – М, 1978. Ч.I.
Методика обучения истории / под ред. Дайри, Н.Г. – М., 1977 г.
Методика обучения древнего мира и средних веков в V-VI кл. / под ред. Коровкина Ф.П. – М., 1970 г.
Ямбург, Е.А. Воспитание историей. – М., 1989 г.
1