Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа по теме "Логарифмические уравнения"
Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа
Тема: "Логарифмические уравнения"
Класс: 11 МОУ «Гимназия №1»
Учитель: Умарова Г.К. МОУ «Кабаньевская СОШ»
Цели урока:
– организовать деятельность учащихся по изучению новой темы;
– обеспечить закрепление новых понятий логарифмическое уравнение, методы решения логарифмических уравнений;
– научить учащихся решать логарифмические уравнения методом, основанным на определению логарифма, методом потенцирования;
– развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, синтезировать полученные знания и умения;
– воспитывать умение работать в парах; навык самооценки и взаимооценки.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока:
Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный и очень нужный предмет. Наш урок я назвала уроком Красоты и гармонии. В вашем понимании, что такое красота? Что такое гармония?
Душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту, и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный академик-геометр 20 века Александр Данилович Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока:
Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли.
Александров А.Д.
Эти слова я бы полностью отнесла к теме, которую мы с вами рассматриваем сегодня.
Устная работа
1. Вычислите устно:
а) log28
б) lg 0,01;
в) 2 log >2>32.
Что использовали для выполнения данного задания? (определение логарифма)
2. Найдите х:
а) log>3> x = 4 (х=81)
б)) log>3> (7х-9)=log>3>x (х= 1,5)
Как иначе сформулировать 3 задание? (решите уравнение)
А как вы думаете, какие это уравнения? (логарифмические)
Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения»
Давайте сформулируем цели урока.
Можете сформулировать определение логарифмического уравнения?
Объяснение нового материала
Записать на доске, поясняя
log аf(x) = log ag(x), где а-положит. число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.
Посмотрим, как вы нашли корень 1 уравнения
Чем пользовались? (определением)
Итак, выделим первый метод решения логарифмических уравнений, основанный на определении логарифма.
Общий вид такого уравнения . Это уравнение может быть заменено равносильным ему уравнением .
Давайте оформим решение уравнения 2.
log>3> (7x – 9) = log>3>x
7х – 9 = х
6х = 9
х = 1,5
Применение формул потенцирования расширяет область определения уравнения. Поэтому необходима проверка корней. Проверим найденные корни по условиям 7х-9>0
x>0
Для решения данного уравнения мы использовали метод потенцирования. Этот метод применяется для уравнений вида и сводится к решению уравнения f(x)=g(x), х должен удовлетворять решению системы.
Мы рассмотрели с вами 2 метода решения логарифмических уравнений. Какие? (по определению, метод потенцирования)
Закрепление
№17.1 устно
Каким методом будем находить корень уравнения? (по определению)
А) 8 б) 1/7 в) 0,09 г.) 4
№17 (а, б) с комментированием. Каким методом будем решать?
А) log>0,1>(x2+4x-20)=0 б) log>1/7>(x2+x-5)= – 1
x2+4x-20=0,10 x2+x-5=1/7 – 1
x2+4x-20=1 x2+x-5=7
x2+4x-21=0 x2+x-12=0
x>1>+x>2>= -4 x>1>+x>2>= -1
x>1>*x>2>=-21 x>1>*x>2>=-12
x>1>=-7, x>2>= 3 x>1>=-4, x>2>= 3
№17.6 (а, б)
Каким методом будем решать? (потенцирования)
Решаем в парах
А) 3х-6=2х-3 б) 14+4х=2х+2
3х-2х=-3+6 4х-2х=2–14
х=3 2х= – 12, х= – 6. корней нет
Самостоятельная работа
Вам предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения и соотнести ответы с соответствующей буквой. В результате должно получиться слово. Обращаю ваше внимание, что уравнения взяты из демоверсий ЕГЭ, задание В3.
1. (-1, – 3)
2. (х=3)
3. (х=-5)
4. (х=3)
5. (х=-15)
Ключ
3 |
-2 |
-3, – 1 |
-15 |
-7 |
-1 |
-5 |
0 |
12 |
Е |
А |
Н |
Р |
Д |
О |
П |
З |
Л |
Джон Непер
Графический диктант
А сейчас вы побудете в роли учителя. Вам необходимо определить верно ли найдены корни уравнения. Если верно вы рисуете «да» – ^, «нет» – Выписываете свой фигуры в одну строчку.
В-1 |
В-2 |
, х = – 12 |
, х = 5 |
, х= – 22 |
, х = – 8 |
, х = – 11 |
, х = – 2 |
, х = 3 |
, х = – 4 |
Ответы: ^-^^ -^^-
Итог урока:
Сейчас мы сдадим мини экзамен по теме нашего урока.
Билеты:
Дайте определение логарифмического уравнения.
Какими методами можно решать логарифмические уравнения?
Считаете ли вы, что цели урока решены? Чему научились, что закрепили?
На партах у вас есть кружки голубого, оранжевого и розового цвета. Оцените себя за деятельность на уроке. 3-гол цвет, 4 – оранжевый, 5 – розовый.
Домашнее задание.
Возьмите карточки с разноуровневым дом задание. Кто желает может взять все уровни.
1 уровень
log >3> x= 4
log >2> x= -6
log>x> 64 = 6
– log >x>64 = 3
2 log >x>8 + 3 = 0
2 уровень
log >3> (2х – 1) = log> 3 >27
log> 3 >(4х+5)+log> 3 >(х +2) = log> 3 >(2х +3)
log> 2 >х = – log> 2 >(6х – 1)
4 + log> 3>(3-х) = log> 3 >(135–27х)
log> >> >(х – 2) + log> 3 >(х – 2) = 10
3 уровень
2log 2>3 >х – 7 log> 3> х + 3 = 0
lg 2 х – 3 lg х – 4 = 0
log 2 >3 >х – log> 3 >х – 3 = 2 lоg> 2> 3
В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:
«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей».
Так сказал американский математик Морис Клайн.
Спасибо за работу!
логарифмический решение уравнение урок