Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности
Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне готовности личности.
Актуальность данного исследования определяется существующей общественной и образовательной потребностью в преподавателе высокого уровня продуктивности, способном развивать у студентов - будущих специалистов готовность к предстоящей профессиональной деятельности. Актуальность исследования состоит также и в том, что проблема развития творческой готовности студента к предстоящей профессиональной деятельности через организацию этого процесса в вузе недостаточно разработана.
В нашем понимании готовность к предстоящей самостоятельной деятельности студентов и выпускников состоит из следующих компонентов: профессиональная направленность, креативность, ответственность, коммуникативные и организаторские способности, компетентность в области изучаемой специальности. Высокие уровни развития всех перечисленных компонентов может обеспечить в дальнейшем продуктивность в профессиональной деятельности.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Лидия Ильинишна Божович. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.
Учебная мотивация-это система побуждений, которая движет учеником и заставляет его приобретать знания, становиться успешным, становится субъектом своей учебно-познавательной деятельности. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.
Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. В сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения .
Под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
Для выявления факторов и механизмов развития высокого уровня готовности выпускников университета к профессиональной деятельности нами были проведены исследования на основе акмеологического подхода. Он заключается в системном, комплексном и сравнительном изучении субъекта и объекта образовательной системы – студента.
Целью является исследование учебно-профессиональной мотивации у студентов педагогического факультета КБГУ.
Предметом исследования является учебно-профессиональная мотивация студентов. Объект исследования–творческая готовность студентов педагогического факультета КБГУ.
В исследовании мы исходили из того, что компонентами творческой готовности являются высокая профессиональная мотивация, развитые профессиональные умения, творческие потенциалы и способности.
Исследования проводились на педагогическом факультете КБГУ по следующим методикам:
Методика измерения уровня профессиональной направленности по признакам латентной структуры отношения по Н.В.Кузьминой и В.А.Ядову.
Методика измерения удовлетворенности учебным заведением по признакам латентной структуры отношения по Н.В.Кузьминой и Б.Абидову.
Методика изучения мотивов учебной деятельности по А.А.Реану и В.А.Якунинe.
Анкета студента по Сабанчиевой и Хамизовой.
Фактор привлекательности и непривлекательности по Кузьминой и Абидову.
Определение ценностных ориентаций по Роничу.
Общую выборочную совокупность составили 30 человек.
1 выборка- 1курс направления «Технологическое образование» (7)
2 выборка- 2 курс направления «Технологии и предпринимательства»
3 выборка- 4 курс направления «Педагогики и методики дошкольного образования».(14)
Удовлетворенность профессией.
учебный профессиональный удовлетворенность студенческий
Таблица 1.
Курс |
к-во ч-к |
Коэффициент удовлетворенности |
итог |
||||
a |
b |
c |
d |
e |
|||
1ТиП |
6 |
2 |
1 |
0 |
0 |
4 |
0.42 |
2ТиП |
9 |
0 |
0 |
1 |
2 |
6 |
-0.28 |
4ПМДО |
14 |
1 |
2 |
0 |
1 |
9 |
0.07 |
Удовлетворенность учебным заведением.
Таблица 2.
Курс |
к-во ч-к |
Коэффициент удовлетворенности |
итог |
||||
a |
b |
c |
d |
E |
|||
1ТиП |
6 |
1 |
3 |
0 |
0 |
3 |
0.42 |
2ТиП |
9 |
0 |
1 |
2 |
0 |
6 |
-0.05 |
Мотивы учебной деятельности.
Таблица 3.
-
Ранг
Мотив
Общая статистика
1 ТиП
2 ТиП
4 ПМДО
ранг
мотив
5
4, 10
1
1
5
2
4
2,3
2
2
4
1
3
1
4,6,9,10
4
3
4
2
6,7,9
3
9,10
2
6
1
8
5,11
6
1
9
Стать высококвалифицированным специалистом.
Получить диплом.
Успешно продолжить обучение на последующих курсах.
Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.
Постоянно получать стипендию.
Приобрести глубокие и прочные знания.
Не запускать предметы учебного цикла.
Не отставать от сокурсников.
Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Добиться одобрения родителей и окружающих.
Получить интеллектуальное удовлетворение.
По общей статистике видно, что наиболее движимыми мотивами являются:
Стать высококвалифицированным специалистом.
Получить диплом.
Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.
Приобрести глубокие и прочные знания.
Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Добиться одобрения родителей и окружающих.
Результаты из «Анкеты студента»:
Готовность студентов к профессиональной деятельности.
Таблица 4.
Уровень готовности 2 ТиП
Также звучал вопрос: «Кто из преподавателей сыграл(ет) большую роль в Вашем профессиональном становлении, в формировании готовности профессиональной деятельности? ». После подсчета ответов мы выявили, что наиболее высокий уровень у преподавателей:
четвертого курса направления «Педагогика и методика дошкольного образования» Сбанчиевой Риты Залимгериевны и Нагоева Бориса Будинировича,
второго курса направления «Технология и предпринимательство» Хоконова Хапачи Лукмановича.
Фактор привлекательности и непривлекательности в деятельности учебного заведения:
-
Фактор
привлекает
не привлекает
1) простота в общении преподавателей со студентами.
2) уважительное отношение к учащимся со стороны учителей, кураторов, всего персонала учебного заведения
3) иное
2) нерационально построенное расписание
5) невнимание художественной самодеятельности
6)иное
Определение ценностных ориентаций.
Таблица 6.
-
Ориентации
5 наиболее значимых
1.здоровье
2.материально обеспеченная жизнь
3.интересная работа
4.любовь
5.признание
6.наличие хороших и верных друзей
7.саморазвитие и самосовершенствование
8.развлечения
9.счастливая семейная жизнь
10.активная деятельность
1,9,2,6,7.
4 ПМДО
1,4,6,8,9.
2 ТиП
На основании анализа полученных результатов мы можем сделать следующие выводы:
Высокому уровню готовности способствует высокая степень удовлетворенности профессией, удовлетворенности учебным заведением, ценностных ориентаций, учебно-профессиональной мотивацией.
Удовлетворенность профессией – это высокий показатель и критерий готовности к предстоящей деятельности.
Низкая учебно-профессиональная мотивация препятствует формированию готовности студента.