Развитие количественных представлений у детей 5-ти лет
Содержание
Введение
Глава I. Теоретико-методические основы проблем формирования количественных представлений у дошкольников посредством художественной литературы
1.1 Значение использования художественной литературы в умственном развитии детей
1.2 Особенности восприятия дошкольниками художественных текстов
1.3 Возможности использования художественной литературы в процессе математического развития дошкольников
1.4 Развитие количественных представлений у детей посредством литературных представлений
Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию количественных представлений у детей 5-го года жизни посредством художественной литературы
2.1 Изучение особенностей использования художественной литературы в процессе развития количественных представлений в средней группе детского сада
2.2 Формирование количественных представлений у детей 5-го года жизни посредством художественной литературы
2.3 Педагогические рекомендации для работников ДОУ по использованию художественной литературы для развития количественных представлений 5-го года жизни
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Дошкольное воспитание как первое звено общей системы народного образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, создавая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.
Содержание воспитательно-образовательной работы детского сада предусматривает обучение детей простейшим знаниям, умениям и навыкам, развитие их умственных и художественных способностей, формирование у них нравственных качеств. По мере того как ребенок растет, содержание дошкольного обучения и воспитания постепенно усложняется.
Ставший фундаментальным для педагогики тезис о том, что «личностью не родятся, личностью становятся» (А. П. Леонтьев), требует глубоких знаний и понимания закономерностей развития и воспитания детей.
Одна из таких закономерностей состоит в том, что, хотя ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками, они создают лишь известные органические предпосылки для его психического развития, не предопределяя фатально ни характера, ни уровня этого развития. Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации.
Ведущую роль в психическом развитии и становлении детской личности играет обучение в широком смысле слова, которое заключается в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.
Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Вот почему правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею являются важнейшей воспитательно-образовательной задачей.
В данной работе пойдет речь о влиянии художественной литературы на развитие ребенка, а также будут широко рассмотрены аспекты формирования у детей математических навыков при помощи художественной литературы.
Глава I. Теоретико-методические основы проблем формирования количественных представлений у дошкольников посредством художественной литературы
1.1 Значение использования художественной литературы в умственном развитии детей
Что же дает ребенку художественная литература, в части сказка? Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
В связи с этим перед взрослыми, и в первую очередь перед воспитателями, встают две основные задачи: во-первых, попять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.
Поэтому только чтения сказки недостаточно, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей.
Книга прочитана, но она еще долго должна жить в группе, семье в виде различных игр, драматизации, разговоров. Необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те эмоции, те чувства, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет педагогический процесс.
1.2 Особенности восприятия дошкольниками художественных текстов
Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности — в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство... яснее мыслить и глубже чувствовать».
Воображение, т. е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, еще в раннем детстве развивается средствами искусства, И в частности художественной литературы, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазия и чувство связаны очень тесно.
Советский психолог Л. С. Выготский писал, что «психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который назван законом реального чувства в деятельности фантазии. Сущность его проста, в его основе лежит практическое наблюдение. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств».
Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. В. И. Ленин писал в «Философских тетрадях»: «...Нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке»'.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствия. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка, при чтении книг, просмотре кинофильмов и спектаклей должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш верно понимает изображаемые явления, воспитатель может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.
Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно, это информация, которую дети получают из книг, спектаклей, фильмов и т. п.
Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное — они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства, и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслим жизнь взрослых людей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах1. Литература, искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Сила искусства в эмоциональном воспитании детей огромна. Известный советский композитор Д. Б. Кабалевский так говорит о значении искусства (сказок, песенок, картинок и т. п.) для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес»².
Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Ребята на какое-то мгновение даже забывают, что они находятся, например, в зрительном зале, вскакивают с мест, подсказывают героям, смеются, плачут, т. е. пытаются вмешаться в ход событий. Есть дети, которые, слушая сказку, застывают в напряженной позе — не шевелясь и как бы не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно.
Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение,— это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».
1.3 Возможности использования художественной литературы в процессе математического развития дошкольников
Как уже было сказано ранее сказки и другие художественные произведения оказывают огромное влияние на развитие ребенка. Художественная литература пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь.
Художественная литература широко используется и для математического развития. В этом случае художественная литература является базисом, основой на которую накладывается та или иная программа. В большинстве случаев обучение проходит в виде игры.
С помощью игры, основанной на каком-либо художественном сюжете, можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают ребенку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.
Существуют определенные виды игры, направленные на умственное развитие ребенка-дошкольника. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребенка к школе. Для детей каждой возрастной группы (от 3 до 6 лет) предлагаются все
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки но насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить 8—10 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины и порядке ее убывания или возрастания, назвать основные градации величины предметов по 3 измерениям (длина, ширина, высот).
Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.
Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивое и. внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 —1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6-7 предметами.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.
Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель — запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания.
Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника наглядно-образное мышление — т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
И наконец, игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Почти для каждой игры даются варианты упрощенного или усложненного ее проведения, а также каждой игре сопутствует основа - какое-либо художественное произведение. Поэтому, организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.
Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в нею уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно — неверно». Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребенка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребенок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Каждая игра — это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии — только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А еще лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
1.4 Развитие количественных представлений у детей посредством литературных представлений
Как уже отмечалось ранее развитие у ребенка элементарных математических представлений проходит легче и эффективнее при использовании различных художественных произведений и игр на них основанных. Приведем несколько примеров:
ЗАДАЧИ В СТИХАХ
Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше обычных задач. Они эмоциональны, легче запоминаются.
Воспитатель, например, предлагает ребятам решить задачу:
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
Малыши оживляются, у всех на лицах улыбки, каждый спешит сообщить ответ.
Задачи в стихах можно использовать в любой дошкольной группе детского сада, если они соответствуют уровню знаний учащихся. Можно включить их в число домашних заданий, в программу турниров, конкурсов смекалки и т. д.
Приводим несколько задач разной сложности в стихах:
Задали детям в школе урок:
Прыгают в поле сорок сорок,
Десять взлетели,
Сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок?
Я, Сережа, Коля, Ванда —
Волейбольная команда
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится?
ЗАДАЧИ-ШУТКИ
Дети очень любят шутки, неожиданные и каверзные вопросы. Они их надолго запоминают и потом сами охотно предлагают и сверстникам, и взрослым.
Предлагаемые нами занимательные задачи и веселые шутки вполне доступны пониманию малышей.
Конечно, они могут не догадаться, в чем «подвох» (как, впрочем, и любой из взрослых), но пояснения учителя или воспитателя усвоят сразу без особого труда и отнесутся к ним с большим интересом.
КТО получил «двойку»?
(Задача-шутка)
В нашем классе два Ивана,
Две Татьяны, два Степана,
Три Катюши, три Галины.
Пять Андреев, три Полины,
Восемь Львов, четыре Саши,
Пять Ирин и две Наташи
И всего один Виталий.
Сколько всех вы насчитали?
(Учитель повторяет задачу. Дети записывают и считают.)
Вот отметки по контрольной:
Получили «пять» все Саши, Иры, Кати и Наташи.
(— Сколько ребят получили «пятерки»? Запишите.)
По «четверке» Тани, Гали, Левы, Поли
и Виталий.
(— Сколько ребят получили «четверки»? Запишите.)
Остальные все Иваны,
Все Андреи и Степаны
Получили только «тройки».
(— Посчитайте, сколько ребят получили «тройки»?)
А кому достались «двойки»?
КОЛЮЧАЯ ЗАДАЧА
Лев старше дикобраза
В два с половиной раза,
А год назад в три раза старше был.
(Запомните все это для полного ответа.
Но я еще не все вам сообщил.)
По сведениям удода,
Тому назад три года
В семь раз лев старше был,
чем дикобраз,
Учтите все и взвесьте.
А сколько лет им вместе, Позвольте мне теперь
Спросить у вас.
Н. Разговоров
(Льву — 10 лет, дикобразу — 4 года, вместе им 14 лет.)
ВО ВРЕМЯ ПРИЛИВА
Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см.
Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?
Пояснение. Вода никогда не покроет третьей ступеньки, потому что с водой поднимутся и корабль, и лестница.
СКОЛЬКО БЫЛО ОСТАНОВОК!
— Ребята, мне, как, вероятно, и всем вам, часто приходится пользоваться городским транспортом. Однажды, сидя в троллейбусе, я решил сделать очень несложный подсчет. Полагаю, что вы все сильны в математике и поможете мне в этом.
— Итак, я вошел в троллейбус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 (будьте внимательны). На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 3 человека, а вышло 8. На следующей остановке вошло 4 человека и вышло 7.
А потом на остановке
Гражданин один вошел
С целой кучею обновок.
Сколько было... остановок?
Этот вопрос для всех детей оказывается совершенно неожиданным: считали-то все пассажиров, а не остановки, хотя никто их не предупреждал, что именно надо считать.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ И ГЛАЗОМЕР
Научить детей ценить время и разумно им пользоваться очень важно. Для этого надо прежде всего научить их ориентироваться во времени, «чувствовать» его, ясно представлять себе, что можно сделать за тот или иной отрезок времени.
В беседе с детьми на эту тему можно использовать стихотворение С. Я- Маршака «Мы знаем: время растяжимо».
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет
Пусть равномерны промежутки,
Что разделят наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
художественная литература математический дошкольник
После беседы предложите детям произвести дома подсчет: сколько времени они тратят на то, -чтобы одеться, умыться, убрать за собой, сколько нужно времени, чтобы дойти до школы, магазина и т. п. Свои записи пусть принесут в сад. Интересно их сравнить и выяснить, нельзя ли что-нибудь из перечисленных дел выполнить быстрее и на этом сэкономить несколько минут.
Предложите затем детям несколько игр и упражнений, развивающих чувство времени.
Начните громко отсчитывать секунды, сопровождая счет взмахом руки. Затем пусть желающие по очереди проделают то же самое. Поправляйте тех, кто собьется с ритма. Потом проведите счет секунд коллективно.
2. Напомните детям: шестьдесят секунд равны одной минуте. Пусть каждый по вашему сигналу в полной тишине начнет счет секунд про себя и, когда пройдет минута, поднимет руку. Подведите итог: кто поднял руку вовремя, кто раньше, а кто опоздал.
3. Предложите детям построиться в шеренгу по росту. Проследите по часам, сколько у них на это уйдет времени. Объясните, что строиться можно и нужно значительно быстрее. Пусть ребята разойдутся и по вашей команде построятся вновь. Установите вместе с детьми, какой минимум времени для этого необходим.
4. Построив ребят в шеренгу, объявите, что по сигналу они должны будут разойтись, но ровно через три минуты каждый должен вернуться на свое место. Подведите итог: кто пришел вовремя, кто раньше времени, кто опоздал.
5. Есть у ребят веселая игра, приучающая к четкому соблюдению ритма. Все хором повторяют слова:
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Потом в том же ритме хором произносят:
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та
Тра-та, та-та-та, тра-та.
Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст («Стоп, машина, стоп, машина...» и т. д.) и в нужный момент (никто знака не подает) должны воскликнуть хором: «Стоп!»
Получается очень смешно, если кто-нибудь неожиданно, сбившись с ритма, крикнет «стоп!» раньше времени.
ЦЕНА МИНУТЫ
Минута пролетает так быстро, что и не заметно. Казалось бы, что за этот срок можно сделать? Но, оказывается, что и за минуту можно сделать не так уж мало, если постараться.
Предложите детям провести соревнование, кто за одну минуту больше:
— напишет аккуратно одну и ту же букву,
— напишет подряд числа, начиная с единицы,
— свяжет обрывки нитки, каждый длиной в 10 см (сравнить потом, у кого нитка окажется длинней).
Результаты соревнования надо объявить. Желательно повторить соревнование через некоторое время. Можно предложить ребятам предварительно потренироваться, чтобы в следующий раз добиться лучших результатов.
ЗА ПЯТЬ МИНУТ ЗАПОМНИТЬ
Много ли можно запомнить за пять минут? Оказывается, много, если быть внимательным и очень постараться.
Руководитель в течение пяти минут читает ребятам небольшой текст, содержащий много разных сведений или приключений. После этого руководитель предлагает кому-нибудь рассказать, что он запомнил. Пусть каждый желающий его дополнит. Победителем считается тот, кто последним сообщит подробности, которые другие не запомнили или на которые не обратили внимания.
НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗ
Нескольким ребятам завязывают глаза и дают по 5—6 монет разного достоинства. Задача состоит в том, чтобы рассортировать монеты и определить их сумму.
Кто это сделает быстрее и точнее?
ОПРЕДЕЛИТЬ НА ГЛАЗ
Эту игру проводят во дворе или на площадке. Надо выбрать какой-то объект, находящийся вдали (дерево, дом, забор, телефонную будку и т. п.), и каждый из играющих должен определить на глаз, сколько шагов до этого объекта. Потом один из играющих измеряет это расстояние шагами. Когда результат объявлен, каждый узнает, ошибся ли он и на сколько.
Игру нужно повторять многократно и рекомендовать каждому из участников постоянно тренироваться, чтобы научиться определять расстояние более точно.
Можно также поупражняться в определении на глаз высоты деревьев, телеграфных столбов, отдельно стоящих зданий. В ясный солнечный день можно измерить высоту этих деревьев по их тени. Для этого сначала измеряется длина тени вертикально стоящей метровой палки. Высота измеряемых предметов равна стольким метрам, сколько раз тень от палки можно уложить по длине тени этих предметов.
Глава II Опытно-педагогическая работа по использованию количественных представлений у детей 5-го года жизни посредством художественной литературы
2.1 Изучение особенностей использования художественной литературы в процессе развития количественных представлений в средней группе детского сада
В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней (с 20 до 25 минут), но заметно увеличиваются объем и темп работы.
Изучение нового начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение чаще организуется в форме игровых упражнений, решения задач («Найдите ошибку Незнайки», «Кого больше?») и занимает от 1 до 5 минут. С игровых упражнений начинают и занятия, посвященные закреплению знаний. Стимулируя проявление смекалки и сообразительности, эти упражнения позволяют сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, создать хороший эмоциональный настрой. Для закрепления знаний в конце занятия проводят также игровые упражнения и дидактические игры.
В старшей группе широко используются комбинированные упражнения, позволяющие одновременно решать 2—3 задачи. При этом может идти работа над материалом разных разделов программы. У детей 5 лет повышается устойчивость внимания. Однако длительно выполнять однообразную работу, сохранять одну и ту же позу они не могут и нуждаются в частой смене деятельности, в двигательной разрядке.
Работу, требующую произвольного внимания, педагог чередует с элементами игры. Количество однородных упражнений ограничивают до 3—4. Включаются задания, связанные с выполнением движений. Если такие задания отсутствуют, то на 12—14-й минуте проводится физкультурная минутка. Содержание ее по возможности связывают с работой на занятии. Педагог старается вызвать как можно больше детей для выполнения коротких заданий у своего стола, на наборном полотне (добавить, убрать предмет, составить пары предметов и др.).
Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по развитию элементарных математических представлений в основном используются в комплексе. Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность.
Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому. Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки. Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.).
Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.).
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают подходящий по ширине ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу, прочное усвоение знаний.
Математические представления «равно», «не равно», «больше — меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения. Дети 5 лет уже могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения дети выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения.
Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшей группе уделяют большое внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность. Например, сравнение производится на основе способов сопоставления и противопоставления (наложения, приложения, счета, измерения). Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений достигается выполнением разнообразных действий. Большое значение в обучении детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.
Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются.
В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки могут быть схематичными.
С середины учебного года вводятся простейшие схемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схема пути» (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов). Наглядной опорой начинают служить «заместители» реальных предметов. Предметы, отсутствующие в данный момент, педагог заменяет моделями геометрических фигур. Например, дети угадывают, кого на катке было больше: мальчиков или девочек (мальчики обозначены большими кружками, а девочки — маленькими; опыт показывает, что дети принимают такую абстрактную наглядность). Наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти, поэтому в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие наглядной формы. Например, дни недели условно обозначают разноцветными фишками или числовыми фигурами. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями недели и запомнить их последовательность.
В работе с детьми 5—6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?»
Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате. Ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.
По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания.
Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.
В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи наоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче)?».
Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования, возможность выиграть: «Кто быстрее найдет (принесет и т. д.).
Разъясняя пятилетним детям, как надо себя вести на занятии, опираются на их сознание. Педагог постоянно подчеркивает, что хорошо запоминают и правильно выполняют задания те, кто внимательно слушает и его и товарищей, работает не отвлекаясь, всегда готов ответить на вопрос. Показ зависимости результата работы от того, как дети выслушали и запомнили задание, приучает их ценить указания воспитателя и действовать точно в соответствии с ними. Способность управлять своим вниманием у детей 5 лет только начинает формироваться. Поэтому необходимо побуждать их быть внимательными. Педагог одобряет тех, кто старается, работает сосредоточенно, не отстает от товарищей и доводит дело до конца.
При подведении итогов занятия оценивают не только то, как усвоен материал, но и поведение детей на занятии.
В старшей группе детям часто дают задания, которые наряду с решением учебной задачи тренируют произвольное внимание и память, например игровые упражнения «Что изменилось?», «Молчанка» и др.
Большое внимание уделяют развитию самоконтроля. Основным средством развития самоконтроля является оценка педагогом действий и результатов работы детей. Выслушав отчет ребенка о выполнении задания, он дает оценку, помогает найти причины ошибок и исправить их. В ряде случаев детям предлагают обменяться работами и проверить правильность выполнения задания товарищем. Воспитанию самоконтроля служит предъявление образца после выполнения задания. Проверяя, так ли он сделал, как дано на образце, ребенок находит и исправляет ошибки. Детей учат справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей. Контроль за собственными действиями в процессе работы затрудняет пятилетних детей, поэтому сначала их учат контролировать работу друг друга, например следить за действиями товарища, работающего у стола педагога (у доски), оценивать не только результат, но и способ выполнения задания. Детей учат внимательно слушать ответ товарища, не повторять, а дополнять и уточнять его. («Все ли сказал? Понятно ли?») Организуют работу парами, когда один ребенок выполняет задание, а другой его контролирует. Оценка педагога, контроль за действиями товарища позволяют детям в дальнейшем овладеть умением контролировать собственную деятельность.
В старшей группе продолжают формировать навыки организованного поведения на занятии, детей приучают быть сдержанными, поднимать руку только тогда, когда они знают, как ответить на вопрос, терпеливо ждать, когда вызовут, готовить свое рабочее место, содержать пособия в порядке в течение всего занятия.
На занятиях по математике используют большое количество пособий, поэтому важно предусматривать порядок их размещения. Целесообразно при подготовке к занятию разложить пособия в таком порядке, чтобы вверху лежали те, которые потребуются в первую очередь, а внизу — в последнюю. Вначале их помещают на столе слева от ребенка, а по ходу работы он откладывает использованные пособия направо от себя. Мелкий счетный материал дети теперь берут с общего подноса.
В каждом конкретном случае педагог определяет, что должны сделать дежурные по занятию и что — каждый из ребят. Это касается и организации рабочего места, и уборки пособий после занятия.
Итак, в старшей группе не только значительно расширяются и углубляются первоначальные математические представления детей, но и существенно перестраивается работа на занятиях. Большое внимание уделяют формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний (См. Приложение табл. 1).
2.2 Формирование количественных представлений у детей 5-го года жизни посредством художественной литературы
Данный параграф работы будет рассмотрен на примере разработки математического занятия в детском саду.
Занятие №1
Цель. Показать образование числа 10 и научить вести счет предметов в пределах 10, согласовывая числительные с существительными в роде и числе; упражнять в подборе предметов, равных по длине, и учить устанавливать соотношения по длине между парами предметов; активизировать в речи детей слова и словосочетания: длиннее, короче, самый длинный, равные по длине.
Демонстрационный материал. Фланелеграф, к нему цветные изображения 10 мальчиков и 10 фуражек, 10 пальто.
Раздаточный материал. У каждого ребенка в конверте 5 пар лыж, вырезанных из плотной бумаги или картона. Длина лыж—12, 14, 16, 1 8, 20 см.
Ход занятия.
1-я часть. Педагог привлекает внимание детей к фланелеграфу, на котором в один ряд помещено 8 цветных изображений мальчиков, а на некотором расстоянии от них — 9 изображений фуражек. «Хватит ли мальчикам фуражек? Как узнать?» — спрашивает он детей. Один ребенок считает мальчиков, другой — фуражки. «Какое число больше (меньше), 8 или 9? Как проверить?» — спрашивает педагог. Ребенок надевает фуражки мальчикам. Выясняется, что одна лишняя. «Почему одна фуражка оказалась лишней? — задает вопрос воспитатель и продолжает беседу: — Если к 8 мальчикам подойдет еще один, сколько станет мальчиков? (Помещает изображение мальчика.) Сколько стало мальчиков? Давайте все вместе сосчитаем, хватит ли мальчикам фуражек. Почему? К 9 мальчикам подошел еще один. Сколько их стало?» Он считает мальчиков, выделяет интонацией итоговое число—10. «Сколько стало мальчиков? Почему стало 10 мальчиков? Верно, к 9 мальчикам подошел еще 1, и стало 10 мальчиков. Изменилось ли число фуражек? Почему? Сколько их? Всем ли мальчикам теперь хватит фуражек? Почему? Какое число меньше (больше), 9 или 10? Как сделать, чтобы фуражек и мальчиков стало поровну? Подойди, Сережа, добавь 1 фуражку. Поровну ли теперь мальчиков и фуражек? Если уйдет 1 мальчик из 10, сколько их останется? (Педагог снимает изображение мальчика.) Сколько осталось мальчиков? Почему осталось 9 мальчиков? Больше мальчиков или фуражек? Почему? Какое число больше (меньше), 10 или 9? Мальчик вернулся. Сколько опять стало мальчиков? Почему? Сколько надо принести пальто, чтобы хватило всем мальчикам? Подойди, Андрей, принеси. Сколько пальто принес Андрей? Всем ли мальчикам хватит пальто? Давайте все вместе сосчитаем пальто! По скольку у нас разных предметов? Верно, всех предметов у нас поровну — по 10, До какого числа мы научились считать?»
В заключение педагог предлагает детям послушать стихотворение Я. Райниса «Десяток»:
Вот задача для ребяток:
Как нам сосчитать десяток?
Один, два, три!
А за ними — посмотри,
Ждут четыре, пять и шесть —
Их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь,
К ним и девять мы подбросим
Единицу лишь прибавим
И десяток вмиг составим.
Физкультурная минутка. «Давайте все вместе 10 раз хлопнем в ладоши! А теперь пошагаем на месте» (ходьба на месте под счет педагога до 10).
2-я часть (игровое упражнение «Наведем порядок!»). Педагог говорит: «Некоторые ребята средней группы любят кататься на лыжах. После того как они покатаются, ставят лыжи в ряд по порядку за деревянную планку в коридоре. Сегодня утром какой-то озорник разбросал лыжи. Придут ребята и не найдут своих лыж. Сейчас мы с вами подумаем, как навести порядок. У каждого из вас как будто есть лыжи этих ребят. Достаньте их из конверта. Подумайте, с чего надо начать». Если дети затрудняются ответить, то можно задать дополнительные вопросы: «Одинакового ли размера лыжи? Сколько лыж надо каждому ребенку? Что надо сделать сначала?» Выясняют, что сначала надо подобрать пары лыж. После того как дети подберут пары лыж, воспитатель спрашивает, как теперь навести порядок. Решают поставить лыжи в ряд по длине, от самых длинных до самых коротких. Построив ряд, 2—3 детей называют, в каком порядке у них разложены лыжи. «Догадайтесь, сколько детей средней группы любят кататься на лыжах?» — спрашивает в заключение воспитатель.
Занятие № 2
Цель. Продолжать развивать представление о том, что считать предметами можно в любом направлении, но надо не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды; упражнять в счете предметов, расположенных по-разному; закрепить знания об образовании числа 10 и навыки счета в пределах 10; показать, что геометрические фигуры — треугольники и прямоугольники — могут быть различными в зависимости от сравнительной длины сторон.
Демонстрационный материал. Счетная линейка с 10 окошечками, 9 матрешек в платочках разного цвета, доска, мел.
Раздаточный материал. Карточки, на которых 5 или 6 изображений предметов, расположенных по кругу (по 1 карточке на ребенка); карточки с 2 свободными полосками и пеналы с набором геометрических фигур; палочки длиной 4 и 6 см (по 6 шт. каждого размера).
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель предлагает всем детям вместе сосчитать, сколько самолетов появится в окошечках счетной линейки. Он последовательно открывает все 10 окошечек (на рисунке только 5). Задает вопросы: «До какого числа вы научились считать? В каком направлении вы считали самолеты? Верно, вы считали самолеты слева направо и узнали, что их 10. А если вы посчитаете самолеты справа налево?» Вызывает ребенка, предлагает ему считать самолеты справа налево, спрашивает: «Изменился ли результат счета? Почему? Верно, считать предметы можно в любом направлении, результат счета от этого не изменится. До сих пор мы считали предметы, игрушки и другие вещи, располагая их в ряд. Можно ли считать предметы, когда они не расположены в ряд? Посмотрите, матрешки встали в круг, как будто водят хоровод. Сколько их? (Кто-либо из детей считает матрешек и называет их числом.) С какой матрешки ты начал считать? А можно ли начать считать с другой матрешки?» Двое детей по очереди еще раз считают матрешек, начиная счет каждый раз с другой игрушки. Выясняют, одинаковые ли получились числа в результате. Если дети ошибаются, устанавливают причину ошибок. В заключение педагог говорит: «Начать счет можно с любого предмета, ответ будет одинаковым. Сейчас вы это сами проверите. Возьмите карточки с рисунками предметов, несколько раз сосчитайте предметы, но начинайте счет каждый раз с другого предмета».
После того как дети 2—3 раза пересчитают предметы, задает вопросы: «Сколько предметов нарисовано на карточке? Изменяется ли ответ от того, с какого предмета начат счет?»
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Дети получают задание: на верхнюю полоску карточки в ряд положить столько же кружков, сколько на фланелеграфе (9 шт.). Воспитатель задает вопросы: «Сколько кружков положили на верхнюю полоску? Почему? Сколько квадратов надо положить на нижнюю полоску, чтобы их было на 1 больше, чем кружков?» Дети помещают на нижнюю полоску 10 квадратов, отвечают на вопросы воспитателя: «Какое число больше (меньше), 9 или 10? Как сделать, чтобы разных фигур стало поровну?» Далее воспитатель просит добавить кружок. Спрашивает: «Сколько стало кружков? Как получилось 10 кружков? Если у нас фигур поровну, по 10, а мы хотим, чтобы кружков стало меньше, только 9, как это сделать?» Дети убирают один кружок.
3-я часть. Педагог рисует на доске рамки треугольной формы, спрашивает детей, какой формы рамки, и предлагает составить из длинных и коротких палочек треугольные рамки так, чтобы все они были разными. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько и какой формы рамок они составили, поскольку палочек разной длины для них потребовалось.
2.3 Педагогические рекомендации для работников ДОУ по использованию художественной литературы для развития количественных представлений 5-го года жизни
Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного эмоционального состояния; с другой - дети, не обнаруживая отзывчивости, тем самым избегают «труда души». Если для отзывчивости в форме сострадания условия создаются самим восприятием художественного произведения, то для проявления содействия (мы имеем в виду не внутреннее содействие, а реальное) у детей нет соответствующих условий.
Таким образом, получается, что все самое ценное, что дает, например, сказка для нравственного воспитания личности, остается за пределами эмоционального опыта ребенка. Поэтому воспитатели и родители должны уметь четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа в свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере; и не менее важно создавать оптимальные условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях. В дальнейшем, когда игры-драматизации будут освоены и воспитателем, и группой, можно попробовать создать реальные ситуации в группе, опирающиеся в основном на взаимоотношения и взаимодействия детей в данном коллективе.
Иначе говоря, взрослый должен уметь не только разбираться в мотивах и эмоциях ребенка, но и управлять ими.
Воспитатель должен внимательно присматриваться к тем детям, которые проявляют безразличие, равнодушие к несчастьям сверстников; несправедливое наказание, обида не принятого в общую игру, ушибленное колено, недоставшаяся игрушка - все это может больно ранить ребенка. И здесь очень важно, как отнесутся к этому его товарищи по группе. Всегда можно обратиться к соответствующей сказке, повести или рассказу, чтобы напомнить детям аналогичную ситуацию. Педагог должен сам пожалеть (без излишней сентиментальности) обиженного и привлечь к этому других детей, особенно тех, которые не склонны замечать плохое настроение товарищей, или же тех, кто сам может обидеть другого. Успокоив обиженного, педагог обязательно должен отметить, что они вместе с таким-то и таким-то ребенком пожалели, успокоили и развеселили пострадавшего. Похвала обычно надолго запоминается. Воспитатель может сказать также, что и другие дети должны быть добрыми и отзывчивыми, не смущаясь тем, что именно эти ребята чаще всего и бывают обидчиками.
Особенно важно детям, проявляющим равнодушие, предлагать игры-беседы с куклами-персонажами и игры-драматизации, о которых подробно говорилось в предыдущих разделах. Хочется еще раз подчеркнуть, что игры-драматизации дают возможность ребенку стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями и на данный момент как бы забыть о себе. Игры-беседы позволяют уже на основе такого действенного сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему уже со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных. Педагог, похвалив ребенка за такое правильное, доброе и справедливое отношение к героям сказки или рассказа, должен незаметно переключить внимание всех ребят на аналогичные ситуации, которые имели место в группе (давно или в настоящее время — это не имеет значения). Главная цель здесь — формирование обобщенного отношения детей к добру и злу, способности различать добрые и злые поступки, умения не только совершать добрые дела, но и достаточно стойко противостоять злым, несправедливым поступкам.
Однако недостаточно развить у детей чувство сопереживания беде другого. Гораздо труднее научить детей радоваться успехам и достижениям других, особенно сверстников. Эти эмоции в воспитательном смысле трудно формируемые. Дети, которые умеют сочувствовать и сопереживать другим, в плохом настроении, бывает, не поднимаются до высоты бескорыстной радости за другого. Для развития таких чувств также можно обратиться к художественной литературе. Сначала можно обратить внимание ребят на то, как умеют радоваться взрослые и дети (особенно дети!) радостям других, как наказывается в сказках корысть и зависть (например, Золушка радуется красоте своих сестер, которые будут блистать на балу в королевском замке, в то время как она должна будет переделать очень много тяжелой, изнурительной работы, и т.п.). Можно проигрывать различные моменты сказок и других произведений, тщательно отбирая такие, в которых присутствовала бы бескорыстная радость за другого. В играх-беседах с персонажами педагог очень ненавязчиво поднимает вопросы, имеющие непосредственное отношение к данной теме, заставляет персонажей говорить о том, что они испытывают, когда кому-то повезет, кому-то будет сопутствовать успех и удача и т. д. Очень важно подчеркнуть контраст в ответах и эмоциональных реакциях отрицательных и положительных персонажей и постараться вызвать возмущение у детей реакциями отрицательного героя. При этом отрицательный персонаж может обратиться за поддержкой именно к ребенку, который отличается завистливостью. Поскольку здесь можно «перегнуть палку», то лучше, если на защиту такого ребенка встанет положительный персонаж и постарается доказать, что подобные факты в поведении данного ребенка случайны, у него есть поступки и противоположного характера. Это, как правило, меняет прежнюю позицию ребенка.
Кроме перечисленных ситуаций, воспитатель наблюдает еще и отношение своих воспитанников к родителям, а также бабушкам и дедушкам. Здесь важно определить уровень доверительности, на котором построено общение ребенка с близкими: кого ребенок предпочитает из родных, кого любит и кого обделяет этим чувством.
В художественной литературе, особенно в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей. Педагог в своей работе может особо выделить тот факт, что каждый из детей горячо и нежно любим дома, что его возвращения вечером из садика с нетерпением ждут все домашние, что эту безграничную любовь и нежность надо ценить и помнить о том, как плохо и одиноко детям, лишенным этой любви.
Важно также, чтобы дети научились сами замечать труд и заботу о них воспитателей и няни. Это одно из главнейших качеств личности — ценить и уважать труд других. В книгах, в сказках — огромное число примеров, как позитивных, так и негативных. О труде, об уважении к нему можно проводить очень интересные беседы с куклами-персонажами, где неплохо столкнуть точки зрения положительных и отрицательных персонажей, причем желательно, чтобы отрицательный герой ссылался бы на «авторитет» ребят, которые не умеют ценить труд других, ломают вещи и игрушки, пачкают вымытый пол и т. д. Здесь, возможно, возникнет дискуссия, в которой будут принимать активное участие все дети, а педагог, естественно, должен активно стимулировать и направлять такую дискуссию через реплики различных персонажей.
Детская художественная литература — действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться. Все сказанное выше свидетельствует о том, что сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости.
Опытный педагог должен использовать и направлять эти эмоции в нужное русло. Ребенок в силу своего возраста еще не может длительно обучаться, следовательно его надо подводить к обучению постепенно, в процессе игры. То на сколько заинтересует ребенка счет или чтение зависит от того, насколько интересно преподнесет это ему воспитатель
Заключение
В течение четырех лет в определенной системе и последовательности проводилась работа по формированию у детей элементарных математических представлений. Через четыре месяца дети пойдут в школу и начнут изучать математику.
Чему следует посвятить оставшееся время? В мае продолжают учить детей решать арифметические задачи, выполнять действия сложения и вычитания, знакомят с приемами присчитывания и отсчитывания по единице чисел 2 и 3. Однако основное внимание уделяют повторению материала всех частей программы развития математических представлений. Для того чтобы повторение пройденного материала осуществлялось целенаправленно и позволило ликвидировать пробелы в знаниях детей, в апреле организуют проверку усвоения ими программного материала. Ее проводят в форме индивидуального опроса детей, а его результаты фиксируют в дневнике. Каждому ребенку предлагают 5—6 заданий.
Примерные задания.
1. Педагог говорит ребенку: «Я назову число, а ты будешь считать от него дальше или обратно, как я скажу; 3, считай дальше! 8, считай обратно!» Цель. Выяснить, овладели ли дети прямым и обратным счетом.
2. Педагог раскладывает в ряд 7 белых шашек на некотором расстоянии друг от друга, а 8 черных шашек во втором ряду, вплотную друг к другу, и задает вопросы: «Каких шашек больше, белых или черных? Почему ты так думаешь? Как проверить? Что нужно сделать, чтобы шашек стало поровну?» Цель. Установить, понимают ли дети инвариантность числа, т. е. что число предметов не зависит от площади, которую они занимают.
3. Воспитатель спрашивает ребенка: «Если ты возьмешь 5 шашек в обе руки, поскольку их будет в каждой?» Цель. Выяснить знание детьми состава числа из двух меньших чисел.
4. Воспитатель ставит на стол коробочку и спрашивает: «Что можно измерить у этой коробочки?» Затем показывает две полоски мерки и спрашивает: «Какая из этих мерок уложится больше раз по длине коробочки?» Цель. Выяснить, умеют ли дети выделять длину, ширину, высоту предметов, понимают ли зависимость результата измерения от размера мерки.
5. Воспитатель кладет перед ребенком картинку с изображениями геометрических фигур в разных ее частях и задает вопрос: «Какие здесь нарисованы фигуры и где они расположены?» Цель. Выяснить, различают ли дети геометрические фигуры и умеют ли ориентироваться на листе бумаги.
6. Педагог задает вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Какой сейчас месяц?» Цель. Выяснить, знают ли дети последовательность дней недели и название текущего месяца.
Выяснив, насколько осознанно и прочно дети усвоили ту или иную программную задачу, отбирают материал для повторения. На одном занятии закрепляют до 3—4 задач.
В летнее время занятия по математике не проводят. Знания, полученные детьми, закрепляют в повседневной жизни, в игре, в труде, в быту.
Организуя ту или иную деятельность, создают предпосылки, побуждающие детей пользоваться математическими знаниями. Такую работу проводят продуманно, умело и тактично, без навязчивости. Детям дают разнообразные занимательные поручения, при этом широко используют природный материал. Например, ребенку предлагают найти 5 еловых и 6 сосновых шишек, составить букет из 5 ромашек и 3 васильков, спрятать игрушку в аллее за пятой березкой.
Существенная роль в закреплении знаний принадлежит дидактическим играм и игровым упражнениям. Летом проводят игры: «Кто быстрее назовет 2 (3, 4, 5) разных цветка (дерева, насекомых, птиц)?», «Заходи в круг», «Игры с мячом», «Кто правильно сочтет, в ворота пройдет!», «Назови наоборот!», «Что больше?», «Что бывает широкое (длинное, высокое, узкое)?», «Сколько шагов?» и др.
Знания детей 6—7 лет становятся все более глубокими, прочными, переносятся в новые условия, дети учатся их самостоятельно применять, осознанно ими пользоваться. Необходимо помочь ребятам убедиться в том, как важно уметь считать, измерять. С этой целью организуются наблюдения за тем, как взрослые используют свои математические знания (считают предметы, снимают мерку, измеряют расстояния и др.). Воспитатель объясняет детям, зачем людям надо уметь считать, измерять, определять форму предметов.
В процессе формирования элементарных математических представлений важно пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям и желание их приобретать. Это явится залогом успешного обучения математике в школе.
Литература
Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. – Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.: ил.
Богина Т.Л.,Казакова Т.Г., Тимофеева Е.А. – Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.: ил.
Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. – Язык, музыка, математика. – М.: Мир, 1981. – 248 с.: ил.
Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. – Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.: ил.
Метлина Л.С. – Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с.: ил.
Минскин Е.М. – От игры к занятиям: Развивающие и познавательные игры мл. дошкольников. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.: ил.
Приложение
Таблица. 1. Распределение программного материала по кварталам
-
№
п/п
Программные задачи
Примерное количество занятий
Номера занятий
1
2
3
4
I квартал
1
Повторить программный материал средней группы: образование чисел и счет до 5, счет на ощупь, счет на слух, счет движений;
4—5
1, 2, 3, 4 (5)"
различение геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, шара, куба, цилиндра;
3'
(3, 4, 5)"
установление соотношении между
6'
(1, 2, 5,
2—5 предметами по величине (по длине, ширине и др.), раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания размеров;
10, 11, 12)"
определение направления расположения предметов: впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа
2-
(6, 9)"
2
Познакомить с овалом, учить различать круг и овал (фигуру, ограниченную овалом)
1—2
5
3
Познакомить с образованием чисел от 6 до 9, учить сравнивать совокупности предметов, выраженные смежными числами, и устанавливать равенство между ними. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 9
6
6, 7, 9, 10, 11, 12
4
Уточнить представление о независимости числа предметов от их размеров и площади, которую они занимают
3*
(9, 10, 11)
5
Упражнять в счете звуков, в счете предметов на ощупь, в счете и воспроизведении заданного количества движений по образцу и названному числу в пределах 9
5'
(8, 9, 10. 11, 12)
6
Развивать навыки ориентировки на листе бумаги
4*
(4, 6, 7, 8)
7
Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами
Г
(8)
8
Познакомить с названиями дней недели
1
8
Итого: 12 занятий
II квартал
9
Познакомить детей с образованием числа 10, упражнять в счете и отсчете в пределах 10
1—5
14(15, 18, 19, 21)
10
Упражнять в счете звуков, в счете предметов на ощупь, в счете и воспроизведении заданного количества движений
1—5*
(17, 20, 21, 24) 25
11
Дать представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении; упражнять в счете предметов в разных направлениях
2—3
13, 15(17)
12
Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров и формы расположения
1—4
(15), 16 (22, 24)
13
Развивать умение видеть равное количество в группах разных предметов и обобщать числовые значения (всех игрушек по 6, по 7 и т. д.)
3
22, 23, 24
14
Продолжать развивать умение устанавливать
2—6
(13, 14, 16),
соотношения между предметами по длине, ширине, высоте и др., учить видеть изменение предметов по размерам
17, 19 (23)
15
Закрепить представление о геометрических фигурах (треугольнике, прямоугольнике, квадрате, шаре, кубе, цилиндре)
2—4
(15), 20, 21 (25)
16
Упражнять в определении формы предметов
Г
(20)
17
Развивать умение ориентироваться на плоскости (на таблице и листе бумаги)
\—4
(13), 18 (19, 21)
18
Развивать навыки ориентировки в пространстве
2*
(20, 25)
19
Закрепить знание последовательности дней недели
Г
(18)
Итого: 13 занятий
III квартал
20
Дать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части, и устанавливать отношения между целым и частью
2—5
26, 27 (28, 29, 37)
21
Закрепить умение видеть равное количество разных предметов
Г
(26)
22
Познакомить с количественным составом чисел первого пятка из единиц
2—4
28, 29, (30, 31)
23
Формировать навыки порядкового счета, в пределах 10
2—5
30, 31 (32, 33, 36)
24
Закрепить представление о том, что
2*
(34. 35)
число предметов не зависит от их размеров и расстояния между ними
25
Развивать умение сравнивать смежные числа в пределах 10, на наглядной основе определять, какое число больше или меньше другого
4—6
32 (33), 34, 35, 36 (37)
26
Упражнять в счете звуков, в счете
5—6*
(28, 29, 31,
на ощупь, в счете и воспроизведении движений
33, 34, 35)
27
Закрепить представление о геометрических фигурах
3*
(27, 31. 37)
28
Продолжать развивать умение анализировать форму предметов
3»
(33, 34, 36)
29
Упражнять в установлении размерных соотношений между предметами, развивать глазомер
1—3
(32, 35) 37
30
Продолжать развивать навыки ориентировки в пространстве
Г
(27)
31
Закрепить представление о последовательности дней недели
1—2
33 (36)
Итого: 12 занятий
Всего: 37 занятий
Примечание. Одна звездочка (*) означает, что данная работа проводится параллельно с работой по другим разделам программы. Две звездочки (**) означают, что учитываются и занятия, во второй части которых данный материал закрепляется, их номера указаны в скобках.