Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме "Виды воображения"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методика преподавания психологии»
на тему: «Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Виды воображения»
Работу выполнилa
студентка 3 курса
Вайшля Светлана Анатольевна
Научный руководитель
Лелебин Сергей Петрович
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Методическая разработка лекции
1.1 Организационно-методическая часть
1.2 Содержание лекции и демонстрационные материалы
Глава 2. Методическая разработка семинарского занятия
2.1 Организационно-методическая часть
2.2 Содержание занятия и демонстрационные материалы
Заключение
Список литературы
Введение
В современном мире психология глубоко проникает в практическую жизнь общества. Об этом свидетельствует открытие все новых учебных заведений, готовящих профессиональных психологов самых разных направлений. Психологические знания проникают в различные области жизни и деятельности человека.
Однако современное общество еще не готово серьезно воспринимать эти знания и тем более активно способствовать их применению в жизни и профессиональной деятельности людей. Поэтому одной из центральных проблем практической психологии является проблема обеспечения психологической грамотности всего населения от школьника до пенсионера.
Для решения этой проблемы необходимо, прежде всего, обеспечить высокую эффективность подготовки профессиональных психологов, в том числе и преподавателей психологии.
Методика преподавания психологии как учебный предмет и тем более как научная дисциплина еще не достаточно изучена, несмотря на то, что интерес к этой дисциплине проявляли многие видные психологи. У современных психологов этот интерес лишь начинает пробуждаться, и вопрос о методическом обеспечении преподавания психологии остается актуальным.
Современное психологическое образование нуждается в разработке новых активных методов обучения психологии, новых программ и методических пособий, разработанных на основе научных исследований и практики работы психологов.
Сказанное выше убеждает нас в том, что практического психолога необходимо тщательнее готовить не только как специалиста, но и как специалиста, хорошо владеющего методикой преподавания столь сложной и ответственной дисциплины, какой является психология.
Предметом данной работы являются – методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности.
Глава 1 Методическая разработка лекции
Организационно-методическая часть
1.Тема лекции: «Виды воображения».
1.1. Лекция является частью темы: «Воображение», которая идет в рамках 1-го курса « Общей психологии» в разделе «Психические процессы». Перед моей темой идет « Память», а за моей темой идет «Мышление». Выбор темы лекции соответствует учебному плану дисциплины.
1.2. При изучении воображения, рассматриваем тему «Виды воображения ».
Лекция «Виды воображения» базируется на знаниях полученных студентами в процессе изучения дисциплин «Психология личности».
1.3 Библиография по теме лекции. (для преподавателя)
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
Выготский Л.С. “Развитие высших психических функций”. - Издательство “Просвещение”, Москва, 1950
Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. — М.: Наука, 1969..
Брушлинский А.В. Субъективное мышление, учение, воображение.-Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с.
Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974. (Воображение и психологическое время: 262—271. Представление (воображение): 278—295.)
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология».-М.: Просвещение, 1986.-272 с.
Вольперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л.: Медицина, 1966.
Немов Р.С. Общая психология. – М.: Владос, 2008 – 396 с.
Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 3. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология».М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.515с.
2. Организация лекции.
2.1 Данная лекция предназначена для учащихся 1-го курса факультета «психология» в рамках изучения темы «воображение» в предмете «общая психология ». Аудитория знакома с основными понятиями психологии, а так же с психическими процессами».
2.2 Цель лекции «Виды воображения».
1. Ознакомить с существующими «видами воображения».
2. Предложить студентам, основанные на лекционном материале, индивидуальные задания, способствующие развитию творческого потенциала.
Учебные задачи лекции.
Информативные:
- повторить определения воображения ;
- дать представление о существующих видах воображения;
- определить основные понятия «воображение», «сновидение», «мечта», «грезы», «галлюцинации», и т.п.;
- рассмотреть различные виды воображения.
2.Аналитические:
- классифицировать воображение по видам;
3. Системообразующие:
- систематизировать знания о видах воображения;
4. Творческие:
- мотивировать к самостоятельному изучению материала,
- укрепить навыки создания собственных суждений о воображении,
- создать обстановку способствующую творческой работе.
5. Воспитательные:
- повысить мотивацию к изучению психологии,
- привить интерес к психологическим исследованиям.
2.4 Лекция - обзорная это чёткое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения, под конспект. Излагаемый материал сопровождается иллюстрациями и приведение примеров характерно для такой лекции. Её цель – дать основные знания о видах воображения.
2.5 Монолог с опорой на визуальные средства.
Использование элементов визуализации в лекции позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах лекции, способствует лучшему пониманию и усвоению. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Создаётся установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации, с включением активной мыслительной деятельности.
2.6. Дидактическое обеспечение решения задач лекции.
2.6.1. Основные понятия лекции: воображение, активное воображение, пассивное воображение, воссоздающее воображение, творческое воображение, мечта, грезы, диссоциация, ассоциация, сновидения.
2.6.2. Мультимедийный проектор, CD-диск
1.2 Содержание лекции и демонстрационные материалы
1. Лекция 90 мин по 45 минут с пяти минутным перерывом
Введение 5 мин.
Активное воображение 30 мин
Пассивное воображение 40 мин.
Заключение 10 мин
Вопросы аудитории 5 мин.
2. Библиография по теме лекции для студентов:
1. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Владос, 2008 – 396 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 1989.
3. Общая психология./ Под ред. Богословского В.В., Ковалёва А.Г., Степанова А.А., Шаталина С.Н. –М.: Просвещение, 1973.-352с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер,2005. – 583с.:
Введение
На предыдущих занятиях мы рассмотрели, общую характеристику воображения. Сегодня мы продолжаем говорить о воображении.
В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них:
Л.С.Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением”.
С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.
Согласно Е.И.Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.
А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.
Итак, воображение – это? Правильно, - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Именно это определение мы записали на прошлом занятии.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами. Какими? Да, памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.
Тема занятия – виды воображения.
Существует много видов воображения, так как воображение – это не самостоятельная форма деятельности, а компонент всякого решения задачи, и поэтому, естественно, нужно разделять эти виды. Прежде всего логически очень важно разделять воображение на активное и пассивное. Здесь, конечно, имеется в виду не то, что есть воображение, которое активно осуществляется субъектом, а что есть воображение, происходящее как бы пассивно, совершенно без его участия. На самом деле имеется в виду мера сознательного участия субъекта в процессе построения конкретного образа. С этой точки зрения воображение и можно разделять на активное и пассивное.
Учебные вопросы.
Активное воображение
Воссоздающее воображение.
Творческое воображение.
Мечта.
Пассивное воображение
1. Галлюцинации.
2. Грёзы.
3. Сновидения.
Активное воображение.
Активное воображение распространяется на все формы творческой деятельности субъекта. Это и воображение в процессе мышления, восприятия, и в волевых эмоциональных процессах как момент, ответственный за построение ключевого образа.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной. Произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека.
Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту(Рис.1.)
-
Активное воображение
-
Преднамеренное воображение
-
Воссоздающее воображение
Творческое воображение
Мечта
Рис.1. Виды воображения.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
В репродуктивном (воссоздающем) воображении речь идет о том, чтобы восстановить конкретный образ наличной ситуации по тем сведениям или информации, которая вам сообщается. Значит, в этом случае вы не должны выдумывать, а должны только получить представление о том, что вам сообщается. На самом же деле такое представление тоже нужно построить, и условия построения тем более коварны, что большей частью остаются скрытыми. И поэтому нам выгодно в экспериментальных целях взять такой случай построения репродуктивного воображения, т.е. ситуацию, когда мы как будто бы воспроизводим, представляем, воображаем то, что есть перед нами. Мы рассмотрим один такой случай, практически очень важный – умение читать карту, т.е. умение строить представление о местности по карте. Это действительно типичный случай репродуктивного воображения.
Казалось бы, на карте даны все указания относительно того, с какой местностью мы имеем дело. Но все-таки карта – это система условных знаков, и чтобы ею хорошо пользоваться, нужно обязательно перевести ее в этот конкретный образ. Это, между прочим, тоже очень интересная вещь.
Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
Творческое воображение.
Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Творческое(продуктивное) воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких, фантастические кентаврицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис.2).
Рис.2. Рисунки Нади Рушевой.
Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.
Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.М.Достоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.
Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.
В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.
Воображение, как нам известно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Мечта.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.
Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.
Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов в практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакциях.
Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грез отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.
Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.
Мечта может быть близкой или далекой, легкой или недостижимой, большой или мелкой, может даже вовсе не быть, отсутствовать, но пространство для нее остается всегда потенциально свободным. Путь к мечте начинается задолго до того, как мы ее обнаружили. Он состоит из событий нашей жизни, успехов и разочарований, достигнутых и отвергнутых планов, встреч, опыта, знаний. Все эти фрагменты в определенный момент выстраиваются в новую целостность, собираются в один «волшебный узел, сливающий дробный мир воедино». Таков момент появления мечты, своим рождением она перестраивает потенциальные межсобытийные связи хронологического прошлого, настоящего и будущего. Мы просыпаемся утром, и первым делом проверяем себя – да, то, что казалось миражом, не рассеялось как наваждение, - мечта здесь, блистает во всем своем великолепии, притягивая к себе предощущением полноты жизни и счастья. Как писал А. Франс, «есть великая мудрость, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл».
Вопросы к аудитории:
Дайте определение активному воображению?
Какие виды активного воображения вы знаете?
Когда мы пользуемся воссоздающим воображением?
Дайте характеристику творческого воображения?
Чем мечта отличается от творческого воображения?
Пассивное воображение.
Пассивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать.
Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. (Рис.2.)
-
Пассивное воображение
-
преднамеренное
непреднамеренное
-
грезы
галлюцинации, сновидения
Рис.2. Виды воображения.
Галлюцинации.
Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.
Галлюцинация (от лат. Hallucination – бред, видения) – мнимые образы предметов и ситуаций, воспринимаемых как реальные, но отсутствующие в действительности, возникающие спонтанно, без сенсорной стимуляции. Вызываются внутренними психическими факторами (в противоположность иллюзии, которая является искаженным восприятием внешних стимулов). Еще в 7 в. индийский философ Кумарилла Бхатта высказал созвучные современным догадки об обманах человеческого восприятия. Иллюзорность образа, утверждал он, определяется извращением отношений между внешним объектом и органом. Причинами могут быть дефекты органов чувств, а также такие нарушения, когда образы памяти проецируются во внешний мир и становятся галлюцинациями.
Одни галлюцинации могут иметь яркую чувственную окраску, убедительность и проецироваться во вне и быть неотличимы от реальных восприятий. Такие галлюцинации называют истинными. Другие воспринимаются внутренним слухом или зрением, локализуются во внутреннем поле сознания и ощущаются как результат воздействия какой-то внешней силы, вызывающей видения, голоса и т.п. Это явление, описанное в конце 19 в. русским психиатром В.Х.Кандинским, называется псевдогаллюцинациями.
Галлюцинирующий пациент одновременно с ложными образами может адекватно воспринимать и реальность. Его внимание при этом распределяется неравномерно, часто смещаясь в сторону обманов восприятия. Понимание болезненности галлюцинаций большей частью отсутствует, пациент ведет себя точно также, как если бы кажущееся ему происходило на самом деле. Нередко галлюцинации, каким бы иррациональным ни было их содержание, для пациента более актуальны, чем реальность, и больные относятся к ним также, как к соответствующим реальным явлениям. Пациенты пристально во что-то всматриваются, отворачиваются, закрывают глаза, озираются, отмахиваются, защищаются, пытаются дотронуться или схватить что-то рукой, прислушиваются, затыкают уши, принюхиваются, сбрасывают что-то со своего тела и т.п. Под влиянием галлюцинаций совершаются различные поступки, отражающие содержание обманов восприятия: больные прячутся, что-то отыскивают, ловят, нападают на окружающих, иногда пытаются убить себя, разрушают предметы, обороняются, спасаются бегством, обращаются с жалобами и т.д. При слуховых галлюцинациях разговаривают вслух с «голосами». Как правило, больные считают, что окружающие воспринимают то же, что и они в своих галлюцинациях – слышат такие же голоса, испытывают те же видения, ощущают запахи. Отчетливо выражены эмоциональные реакции, характер которых отражает содержание обманов восприятия: страх, ярость, отвращение, восторженность.
Больной оказывается в большом затруднении, если мнимые и реальные образы вступают в отношения антагонизма и обладают равной силой влияния на поведение. При таком «раздвоении» личности пациент как бы существует в двух «измерениях» сразу, в ситуации конфликта сознательного и бессознательного.
Душевнобольной, особенно страдающий шизофренией или маниакально-депрессивным психозом, может верить, что он – посланник небес, и постоянно слышать голос Бога, говорящего с ним. Он может чувствовать нежное прикосновения ангельской руки. Эти сенсорные впечатления, которые исходят изнутри психики, воспринимаются как подлинные, действительно существующие стимулы, исходящие извне. Повторяющиеся галлюцинации душевнобольного могут создавать целый фантастический мир, предназначенный для того, чтобы приспособить внутренний эмоциональный конфликт к реальности. К менее тяжелым случаям относятся галлюцинации, обычно слуховые или зрительные, которые возникают у здоровых людей в периоды глубоких эмоциональных переживаний.
Галлюцинации могут быть обманом любого из пяти основных чувств, т.е. они бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и галлюцинации общего чувства (переживание происходящих внутри организма необычных процессов, ощущения от присутствия в организме посторонних предметов и т.п.).
Если пациент слышит голоса – это слуховые галлюцинации; если видит умерших – зрительные. Больной паранойей, постоянно ощущающий, что в комнате пахнет ядовитыми газами, проникающими сквозь стену, страдает обонятельными галлюцинациями. Человек, который жалуется, что преследователи поражают его электрическими разрядами, испытывает тактильные галлюцинации. У больного, ощущающего, что в его пищу подмешан яд, вкусовые галлюцинации. Возможны и галлюцинации, возникающие вне какого-то определенного сенсорного поля. Так, пациенту может казаться, что у него из какой-то точки на голове изливается вода. Тактильные (осязательные) галлюцинации связаны с ощущением прикосновений, обычно неприятных. Например, кокаинисты часто жалуются на ощущение бегающих под кожей насекомых. В состоянии делирия, обычно вследствие алкогольного отравления, больным часто видятся различные маленькие существа. В этом случае пациент описывает нормальный объект, уменьшенный до микроскопических пропорций. Когда больной жалуется, что какие-то части тела находятся не там, где должны быть, а в каком-то другом месте, говорят о психомоторных галлюцинациях. Гипнагогические галлюцинации возникают у психически здоровых людей в момент между бодрствованием и сном. Так, засыпающий за рулем водитель, едущий поздно ночью, может вдруг резко нажать на тормоза, потому что ему с полной отчетливостью кажется, что он видит человека, выбегающего на дорогу перед автомобилем.
Грезы.
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. Грезы, в отличие от галлюцинаций, – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.
Грезы – это явление, стоящее на границе с патологией и легко соскальзывающее в патологию. В грезах речь идет о том, что мы как бы душевно отдыхаем. Это картина, которую мы себе создаем, совершенно пренебрегая ее реальностью, исполнимостью, иногда даже сознательно этим пренебрегаем. Например, был человек, который, занимая ответственный пост, очень уставал. И вот как он отдыхал: запирал дверь кабинета, закрывал глаза и представлял себе невысокий берег реки под ярким солнцем, покрытый виноградом. Он ходит по этому винограднику и пробует разные сорта винограда. Так продолжалось 15-20 минут. Затем грезы заканчивались, и он возвращался к суровой действительности.
Всем людям свойственно грезить о чем то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.
Сновидения.
Теперь перейдем к сновидениям. Сновидения - субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна - преимущественно в фазе сна быстрого (парадоксального); психический процесс в периоде сна, сопровождающийся зрительными образами. Проблема сновидений – проблема не только психологическая. В свое время толкование снов имело большое официальное значение. В античной Греции и Риме никакие государственные решения не принимались без предварительного толкования сновидений. Считалось, что это – предвидение будущего. Но в то же время издавна известно, что со сновидениями связана масса предрассудков. Мы находим целый ряд попыток дать «рациональное» объяснение снов.
Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. Были в городах (да и в истории тоже) личности, которые умело разгадывали сновидения и предсказывали, что ждет обладателя этого сновидения. Интересно, что в некоторых странах счастливое сновидение считалось ценностью и его можно было продать. С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктом психической деятельности самого видящего сон.
Но с отпадением мифологической гипотезы, сновидение стало нуждаться в объяснении. Условия возникновения сновидений, отношение последних к душевной жизни во время бодрствования, зависимость их от внешних раздражений во время сна, многие чуждые бодрствующему сознанию странности содержания сновидения, несовпадение между его образами и связанными с ними аффектами, наконец, быстрая смена картин в сновидении и способ их смещения, искажения и даже выпадения из памяти наяву - все эти и другие проблемы уже много сотен лет ждут удовлетворительного решения. На первом плане стоит вопрос о значении сновидений - вопрос, имеющий двоякий смысл: во-первых, дело идет о выяснении психического значения сновидения, связи его с другими душевными процессами и его биологической функции; во-вторых, желательно знать, возможно ли толковать сновидения и имеет ли каждый элемент его содержания какой-нибудь “смысл”, как мы привыкли это находить в других психических актах.
В оценке сновидения можно заметить три направления. Одно из них, которое является как бы отзвуком господствовавшей прежде переоценки сновидения, находит себе выражение у некоторых философов, которые кладут в основу сновидения особенное состояние душевной деятельности, рассматриваемое ими даже как более высокая ступень в развитии духа; так, например, Шуберт утверждает, будто сновидение является освобождением духа от гнета внешней природы, освобождением души из оков чувственного мира. Другие мыслители не идут так далеко, но твердо держатся того мнения, что сновидения по существу своему проистекают от психических возбуждений и тех душевных сил, которые в течение дня не могут свободно проявляться (фантазия во сне - Шернер, Фолькельт). Многие наблюдатели приписывают сновидению способность к особо усиленной деятельности - по крайней мере в некоторых сферах, например в области памяти.
В противоположность этому мнению, большинство авторов-врачей придерживаются того взгляда, что сновидение едва ли заслуживает названия психического проявления; по их мнению, побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нем самом; содержание сна, следовательно, имеет не больше смысла и значения, чем, например, звуки, вызываемые десятью пальцами несведущего в музыке человека, когда они пробегают по клавишам инструмента. Сновидение, согласно этому воззрению, нужно рассматривать как “телесный, во всех случаях бесполезный и во многих - болезненный процесс”(Бинц). Все особенности сновидений объясняются бессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных или отдельных групп клеток погруженного в сон мозга. Мало считаясь с этим мнением науки и не интересуясь вопросом об источниках сновидения, народная молва, по-видимому, твердо верит в то, что сон все-таки имеет смысл предзнаменования, сущность которого может быть раскрыта посредством какого-либо толкования. Применяемый с этой целью метод толкования заключается в том, что вспоминаемое содержание сновидения замещается другим содержанием - либо по частям на основании твердо установленного ключа, либо все содержание сновидения целиком заменяется каким-либо другим целым, по отношению к которому первое является символом. Серьезные люди обыкновенно смеются над этими стараниями:“сны - это пена морская”.
Вообще сновидение - это душевная жизнь во время сна. Целью сновидения является устранение мешающих сну раздражителей в форме галлюцинаторного исполнения неудовлетворенных в бодрствующем состоянии желаний. Сновидение имеет явную форму выражения (явное содержание сновидения) и скрытое за ней бессознательное содержание ( скрытые мысли сновидения). К своему великому изумлению, Фрейд однажды сделал открытие, что ближе к истине стоит не взгляд врачей, а взгляд профанов, наполовину окутанный еще предрассудками. «Толкование сновидений» - главный труд Зигмунда Фрейда, посвященный одной из таинственных областей человеческой психики. Ученый разработал свою оригинальную систему анализа этого вида душевной жизни человека, доказал, что сновидения являются отражением мыслительных процессов, происходящих в подсознании и неотрывных как от глубинных уровней психической активности. Так и от обыденный жизни человека.
Дело в том, что он пришел к новым выводам относительно сновидения, после того как применил к последнему новый метод психологического исследования, оказавший уже большую услугу при решении вопросов о разного рода фобиях, навязчивых и бредовых идеях и прочих. Таким образом, примененный им к объяснению сновидений способ берет свое начало в психотерапии.
Описать его легко, но пользоваться им можно лишь после известного навыка. Когда хотят применить этот способ к какому-либо лицу, то последнему предлагают обыкновенно сосредоточить все внимание на своем сновидении, но не размышлять о нем, как он это часто делает, а стараться выяснить себе и записывать тотчас все без исключения мысли, которые ему приходят в голову по поводу данного сновидения. Действительно, вскоре начинает всплывать ряд идей, за которыми следуют новые идеи.
Опыт показывает, что, следуя без критики за ассоциациями, при анализе любого сновидения мы приходим к ряду мыслей, связанных между собой по смыслу и правильным образом. Сновидение, как оно вспоминается нам, мы противопоставляем полученному при анализе материалу и называем первое (т.е. сновидение) явным содержанием сновидения, а второй (т.е. материал) - скрытым содержанием сновидения. Процесс переработки скрытого содержания сновидения в явное мы будем называть работой сновидения. Работа сновидения состоит из процессов, благодаря которым из скрытых мыслей сновидения, соматических раздражителей во время сна, остатков дневных впечатлений формируется явное содержание сновидения. Превращение скрытых мыслей сновидения в явное его содержание заслуживает нашего полного внимания как первый пример перехода одного способа выражения психического материала в другой: из способа выражения, понятного нам без всяких объяснений, в такой способ, который становится понятным лишь с трудом и при наличии определенных указаний. Принимая во внимание отношение скрытого содержания сновидения к явному, можно разделить сновидения на три категории. Во-первых, мы различаем сновидения вполне осмысленные, понятные, т.е. допускающие без дальнейших затруднений объяснение их с точки зрения нашей нормальной душевной жизни. Таких сновидений много; они по большей части кратки и в общем кажутся нам не заслуживающими особого внимания, так как в них отсутствует все то, что могло бы пробудить наше удивление и показаться нам странным. Другую группу образуют сновидения, которые, будучи связанными и ясными по смыслу, все-таки кажутся нам странными, потому что мы не можем связать их смысл с нашей душевной жизнью. С таким случаем мы имеем дело, когда нам, например, снится, будто какой-то близкий родственник умер от чумы, между тем у нас нет никаких оснований ожидать, опасаться или предполагать это. Наконец, к третьей группе относятся сновидения, лишенные смысла и непонятные, т.е. представляющиеся нам бессвязными, спутанными и бессмысленными.
Что касается сновидений детей, то они чаще всего относятся к первой группе. Сновидения детей всегда имеют именно такой характер, т.е. осмысленный и нестранный.
Многие механизмы сновидений до сих пор не понятны. Сновидения - отражение физической и психической реальности человека. Анализируя их можно открыть неизвестные тайны человеческого бессознательного. Изучая символику, проявляющуюся в сновидении можно поставить диагноз болезни, еще не проявившейся на физическом плане. Сновидение - прекрасный инструмент для познания скрытых проблем человека. Главное - научиться пользоваться этим инструментом.
Вопросы к аудитории:
Каким может быть пассивное воображение?
Чем грезы отличаются от галлюцинаций?
Дайте характеристику сновидениям.
Говоря о воображении, как высшей психологической функции, можно заключить следующее:
Под воображением мы будем понимать процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Пассивное воображение может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным (галлюцинации и сновидения).
Более подробно виды воображения будут рассмотрены на семинарском занятии. К нему необходимо подготовить доклады.
Глава 2 Методическая разработка семинарского/практического занятия
2.1 Организационно-методическая часть
1. Тема занятия
Выбор темы осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Составлено в соответствии с учебным планом и требованиями уровня подготовки выпускника по специальности, в заключение темы «виды воображения» следует семинарское занятие.
2. Цель занятия
- расширить знания студентов о видах воображения.
- прослушать доклады студентов по выше изложенным вопросам.
3.Задачи семинара:
Познавательные:
- организовать получение информации о психологических теориях сна и сновидений.
- расширить знание о понятиях творческого воображения, мечты и фантазии.
Воспитательные:
- научить проявлять уважение к докладчику;
- стимулировать активное обсуждение доклада;
- повысить мотивацию изучения психологии.
Методические:
- развить умение самостоятельной работы, поиска, отбора и переработки информации;
4. Литература для студентов при подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке студентов к семинарскому занятию чтение литературы начинается с основных источников (учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой.
Учебная литература отбирается с учётом темы семинарского занятия и вопросов вынесенных на него.
5. Организация семинарского занятия
5.1. Итоговый семинар. Проводится в заключение изученной темы. Студенты имеют возможность продемонстрировать не только теоретические знания, но и навыки самостоятельной работы и самостоятельного анализа. А так же студенты принимают активное участие в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов.
5.2. Форма семинара доклады с обсуждением. Это активная форма учебного занятия, все студенты могут дополнять докладчиков, выступать с дополнениями и замечаниями, после прочтения доклада. В семинар входит теоретический материал, который оставлен студентам для самостоятельного изучения. Написание и прочтение докладов способствует развитию таких качеств, как логичность, последовательность и адекватность выражения мысли.
5.3. Формы педагогического контроля, соответственно, групповая и индивидуальная. Семинар заключается в проверке усвоения программного материала по теме курса. При прочтении доклада оценивается правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения излагаемых знаний; полнота ответа; понимание знаний; самостоятельность суждений и выводов; логическая последовательность, завершенность ответа и культура речи.
5.4. В процессе семинара мы рассматриваем три учебных вопроса, перед каждым вопросом студенты, читают доклады по каждому вопросу, а затем следует обсуждение, дополнения студентов и преподавателя.
Требования к оформлению докладов
Размер бумаги – А 4
Поля: верхнее, нижнее - 2,5см; левое, - 3,5 см; правое- 1,5см.
Шрифт - Times New Roman 14
Межстрочное расстояние – 1,5
Выравнивание - по ширине.
Оформляется титульный лист с инициалами студента, названием учебного заведения, предмет, преподаватель, год. В верхней части первой страницы текста заглавными буквами печатается название доклада, размещенное в центре. Далее, через одну строку печатается текст доклада. Весь текст с рисунками, таблицами или без них должен размещаться и выполняться согласно перечисленным выше требованиям. Объем текста не должен превышать 5 страниц, и по времени не должен превышать 12 минут.
5.6. При подготовке к докладам используем материал, изученный на лекциях, а так же пользуемся литературой :
Библиография
Власов Н.А., Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна. М.: Наука, 1983.
2. Вольперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л.: Медицина, 1966.
3. Джонсон. Фантизии и сновидения. М.,1997.
4. Ковальзон В.М. Необычайные приключения в мире сна и сновидений // Природа. - М., 2000. - № 1.
5. Современная теория сновидений. - М. "ACT", Рефл-Бук. 1998.
6.Фрейд З. Толкование сновидений" Санкт-Петербург изд. "Алетейя" 1998г.
7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск, 1977. (Понятие фантазии: 13 — 24. Теоретические концепции фантазии: 25—78. Психологические механизмы фантазии: 169—228. Условия протекания процесса фантазии: 229—270.)
2.2 Содержание семинарского занятия
Расчет времени семинарского занятия
Семинар продолжительностью 90 мин.
Вступительное слово 5 мин.
Вопрос 1 . Теории сна и сновидений.
Чтение доклада 12 мин.
Дополнение, обсуждение 21 мин.
Вопрос 2. Творческое воображение.
Чтение доклада 12 мин.
Дополнение, обсуждение 12 мин.
Вопрос 3. Мечты и фантазии.
Чтение доклада 12 мин.
Дополнение, обсуждение 12 мин.
Заключение 4 минуты
План проведения семинарского занятия.
Темы докладов и выступлений
Теории сна и сновидений.
Творческое воображение.
Мечты и фантазии.
Вопросы для размышления и дискуссии:
1.Разница в толковании сновидений З. Фрейда и К. Юнга.
2. Можно ли развить творческое воображение?
3. Роль мечты в жизни человека.
Вводная часть
На предыдущей лекции мы рассматривали различные виды воображения. На данном семинаре, мы рассмотрим этот вопрос подробнее.
В ходе семинара, докладчик выступает на заданную тему. После выступления происходит обсуждение: остальные участники задают вопросы, делают дополнения.
Основные моменты для преподавателя которые должны отразится в докладе.
1. Теории сна и сновидений.
- Толкование сновидений Зигмунда Фрейда
- Теория сновидений Карла Юнга
- Теория сновидений Альфреда Адлера
2.Творческое воображение
- В искусстве
- В науке
3. Мечты и фантазии.
- Роль мечты в жизни человека.
- Отличие мечты от фантазии.
Заключительная часть.
1.Таким образом, по мнению Альфреда Адлера, сновидение — это попытка человека предугадать заранее ситуацию: "...я хотел бы сказать, что сновидение представляет собой немаловажное для поведения душевное явление, что оно, словно в зеркале, способно отразить процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенных поступков".
Сновидение, по мнению Фрейда, - это первичные процессы, детерминированные принципом удовольствия и направленные на снижение либидонозных напряжений путем иллюзорного исполнения желаний.
Для З.Фрейда сновидение устремлено в прошлое. Он называл сновидение царской дорогой бессознательного. Для Юнга сновидение устремлено не в прошлое. Наоборот, оно теологично, то есть, нацелено на будущее. По убеждению Юнга, сексуальность в сновидении является лишь средством выражения, но не смыслом и целью его.
Именно Фрейд впервые предпринял систематические исследования роли сновидений. Его взгляды оказали значительное влияние на Юнга. Но Юнг разработал свою концепцию и у него был свой взгляд на толкование сновидений.
3.Мечта – необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особая форма воображения, локализованная в достаточно отдалённом будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Планы на будущее, явленные в воображении субъекта и исполняющие важные для него потребности и интересы. Мечты часто выступают сильным фактором творческого поиска. При отрыве от действительных возможностей тяготеют к грёзам.
В психологии обычно разделяются мечты и грезы (фантазии). Разница состоит не только в том, что мечта осуществима, а грёза нет. Мечты и бессознательные фантазии находятся на противоположных полюсах активности: первые – сопоставлены с другими стремлениями личности, тогда как вторые – являются скорее «несанкционированными», «нежелательными», «нелегальными» для личности в целом, не сопоставленными с другими ее устремлениями. Также различают мечты и желания. Подчёркивается, что сильное, страстное желание нередко рождает мечту, но не всегда в нее может перерасти.
Заключение
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел.
Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы…) можно увидеть опредмеченную воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение производственной деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения, обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя тем самым процесс их предметного воплощения.
Список литературы
Бадмаев Б.У. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2004. -304 с.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.
Ляудис В.Я.методика преподавания психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Владос, 2001. – 640 с.
Эхо Ю. Практическое руководство для всех ,кто пишет дипломные, курсовые, рефераты, диссертации: Успех без лишних проблем. – М.: Металлургия, 1996. -112 с.