Региональный компонент государственного образовательного стандарта по предмету "Физическая культура"

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Поморский Государственный Университет

имени М.В. ЛОМОНОСОВА

Факультет физической культуры

Кафедра спортивных дисциплин

Контрольная работа

Региональный компонент государственного образовательного стандарта по предмету "Физическая культура"



Оглавление

Введение

1.Общие положения

2.Структура национально-регионального компонента по учебному предмету «Физическая культура»

3.Цели национально-регионального компонента

4.Обязательный минимум содержания образовательных программ национально-регионального компонента по предмету «Физическая культура»

5. Требования к уровню подготовки выпускников

6. Порядок реализации национально-регионального компонента

7. Национально - региональный компонент начального общего образования по предмету «Физическая культура»

7.1 Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Укрепление здоровья и личная гигиена

7.2 Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

8. Национально - региональный компонент основного общего образования по учебному предмету «Физическая культура»

9. Национально-региональный компонент среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Физическая культура»

Заключение

Список литературы



Введение

В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Процесс социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни.

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Эффективность сравнительных педагогических исследований значительно повышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются на трех уровнях: мировое сообщество - Россия - регион.

В моей контрольной работе я рассмотрю третий уровень – региональный компонент на примере предмета «физическая культура».



1.Общие положения

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура» (далее - национально-региональный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», региональным Законом «Об образовании», с учетом основных направлений модернизации общего образования и является основой для разработки учебных планов по предмету в образовательных учреждениях.

Главным условием решения основных задач модернизации общего образования является введение государственного стандарта общего образования.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

— равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

— единства образовательного пространства в Российской Федерации;

— защиты обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;

— преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;

— социальной защищенности обучающихся;

— социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

— прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

— основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим Государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых Государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

— разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;

— объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

— объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

— определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

— установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;

— установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения.



2.Структура национально-регионального компонента по учебному предмету «Физическая культура»

Национально-региональный компонент по учебному предмету «физическая культура» структурирован по двум ступеням общего образования: основное общее и среднее (полное) общее образование.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом (ФБУП) для образовательных учреждений Российской Федерации, учебный предмет «физическая культура» как обязательный представлен на всех ступенях образования и вводится с I класса из расчета двух уроков в неделю.

В соответствии с решением коллегий Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомитета по физической культуре, спорту и туризму РФ, Российской академии образования (от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19) в недельный объем учебной нагрузки на всех ступенях образования рекомендуется отводить на предмет «физическая культура» дополнительный третий час в неделю из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях — из компонента образовательного учреждения.

В средней (полной) общеобразовательной школе учебный предмет «физическая культура» преподается на двух уровнях — базовом и профильном.

На профильном уровне предмет «физическая культура» представлен в оборонно-спортивном профиле, в который как обязательный входит также предмет «основы безопасности жизнедеятельности». Предмет «физическая культура» преподается в X и XI классах, и на его изучение отводится 4 часа в неделю.

Новым элементом ФБУП являются элективные курсы — обязательные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Набор элективных курсов позволяет составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Элективные курсы могут отбираться по нескольким признакам:

— дополнять содержание профильного уровня;

— развивать содержание одного из базовых курсов (учебных предметов);

— удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного профиля.

В составе предмета «физическая культура» на базовом профиле элективные курсы по своему содержанию могут ориентироваться:

— на укрепление здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп, оптимизацию уровня их физической и умственной работоспособности;

— на удовлетворение интересов учащихся в углубленной подготовке по избранному виду спорта, на занятиях по одной из современных систем физической культуры;

— на развитие содержания базового курса в части вопросов организации активного отдыха средствами физической культуры, использования средств физической культуры и гигиенических факторов для создания собственного имиджа и привлекательности.

В то же время на профильном уровне образования в средней (полной) школе элективные курсы могут ориентироваться:

—на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области физической культуры (например, ее истории и истории Олимпийских игр, законах и закономерностях спортивной тренировки, физиологических процессах при мышечной деятельности и т. п.);

— на углубленную предметную подготовку учащихся к экзаменам (например, по биологии, русскому языку, физической культуре и т. д.) в высшие (средние) профильные учебные заведения;

— на расширение содержания профильного образования в части физической и прикладно ориентированной подготовки к службе в Вооруженных силах России, в том числе и к службе на контрактной основе.

3.Цели национально-регионального компонента

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р, национально-региональный компонент разработан в целях обновления содержания образовательных программ национально-регионального компонента, приведения его в соответствие с требованиями времени, а также в целях формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Целями изучения учебного предмета «физическая культура» являются:

— подготовка к предстоящей жизнедеятельности, развитие основных физических качеств и расширение функциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта жизненно важными и прикладно ориентированными двигательными навыками и умениями;

— воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, овладение технологиями здоровьесберегающих систем физического воспитания и спортивной подготовки, умением их творчески использовать в индивидуальных и коллективных формах занятий в условиях активного отдыха и досуга;

— освоение знаний о ценностях физической культуры, создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни.



4. Обязательный минимум содержания образовательных программ национально-регионального компонента по предмету «Физическая культура»

Обязательный минимум содержания образовательных программ национально-регионального компонента обобщенное содержание образования в области физической культуры, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профильного образования по предмету «физическая культура».

Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и предоставляет учащимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум содержания по предмету «физическая культура» предоставляет учащимся также возможность успешно продолжать образование на последующих ступенях (уровнях) образования с целью получения специальности в области физической культуры или военной профессии.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение этих тем в рамках учебных программ.

Обязательный минимум содержания образования по физической культуре ориентируется на реализацию следующих целевых установок:

в начальной школе — на укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие и общую физическую подготовку, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, обучение формам коллективного взаимодействия и сотрудничества, способам организации самостоятельных занятий физической культурой в условиях активного отдыха и досуга;

в основной школе — на профилактику и укрепление здоровья учащихся, коррекцию основных показателей физического развития и повышение функциональных возможностей основных систем организма, развитие физических качеств и физических способностей, обучение техническим действиям из базовых видов спорта и комплексам физических упражнений оздоровительной направленности, формам организации индивидуальных занятий физической культурой;

в средней (полной) школе (базовый уровень) — на гармоничное физическое развитие и прикладно ориентированную физическую подготовку, укрепление здоровья и профилактику вредных привычек, обучение современным оздоровительным системам и технике физических упражнений в избранном виде спорта, развитие творческого отношения и компетенций в организации самостоятельных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью исходя из состояния здоровья и физического развития, сложившихся интересов к физической культуре;

в средней (полной) школе (профильный уровень) — на базовый уровень образования, а также на углубленное изучение физических упражнений и технико-тактических действий соревновательной деятельности в избранном виде спорта, формирование компетенций в самостоятельной спортивно-оздоровительной деятельности, развитие интереса к профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.



5. Требования к уровню подготовки выпускников

Требования к уровню подготовки выпускников (далее - требования) - установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума национально-регионального компонента общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.

Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ с соблюдением преемственности по ступеням общего образования и учебным предметом, с соблюдением преемственности по ступеням общего- образования и учебным предметом.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.



6. Порядок реализации национально-регионального компонента

Министерство образования и науки, муниципальные органы управления образованием, руководители аккредитованных образовательных учреждений создают необходимые условия для реализации национально-регионального компонента, обеспечивают контроль выполнение обязательного минимума содержания образования, соблюдение максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнение требований к уровню подготовки выпускников.

Образовательная программа образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должна включать национально-региональный компонент общего образования.

Государственный контроль за исполнение национально-регионального компонента по учебному предмету «Физическая культура» является обязательным и осуществляется в форме:

- государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования;

- аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащихся и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.



7. Национально- региональный компонент начального общего образования по предмету «Физическая культура»

Национально-региональный компонент начального общего образования, установленный по учебному предмету «Физическая культура», представлен для всех образовательных учреждений, реализующих программы общего образования.

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура» предусматривает его обязательное изучение в 1,2,3,4 классах с общим объемом учебного времени 270 часов (из расчета два часа в неделю). Из этого общего объема часов 10% являются резервными и используются разработчиками программ (учителями) физической культуры для реализации своих идей и педагогических наработок, внесения дополнительных дидактических единиц или более широкого освещения отдельных учебных тем.

Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;

- развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование первоначального двигательного опыта;

- овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, освоение знаний о движениях человека;

- воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями; культуры общения на этих занятиях.



7.1 Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Укрепление здоровья и личная гигиена

Оздоровительные (гигиенические и закаливающие) процедуры (комплексы). Утренняя гимнастика и физкультпаузы. Правильное дыхание и осанка.

Правила простейших измерений длины и массы тела, частоты дыхания и сердечных сокращений.

Правила и нормы поведения на уроках физической культуры, на соревнованиях, в игровой деятельности.

Способы двигательной деятельности

Разнообразные способы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, ползания, перелезания, преодоления препятствий и использование их в изменяющихся условиях. Гимнастические упражнения на спортивных снарядах: гимнастической скамейке, напольном бревне и стенке, перекладине, канате, гимнастическом козле (висы, упоры, наскоки, лазание, стойки, шаги, махи, соскоки).

Простейшие акробатические упражнения (стойки, подскоки, перекаты, равновесия, упоры, перевороты лежа, кувырки, прыжки) в различных вариантах. Основные плавательные упражнения. Способы передвижения на лыжах.

Физические упражнения на развитие ловкости, быстроты, координации, гибкости, силы. Упражнения с мячом. Подвижные игры. Элементы ритмической гимнастики и танцев.

7.2 Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения физической культуры ученик должен знать:

- способы и последовательность выполнения гигиенических и закаливающих процедур;

- правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности;

В результате изучения физической культуры ученик должен уметь:

- применять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыжками в стандартных и изменяющихся условиях;

- выполнять упражнения на силу, быстроту, гибкость и координацию;

- определять частоту дыхания и сердечных сокращений до и после выполнения физических упражнений;

В результате изучения физической культуры ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- выполнять правильно и последовательно комплексы физических упражнений;

- соблюдать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности;

- использовать подвижные игры с мячом для организации активного отдыха.



8. Национально- региональный компонент основного общего образования по учебному предмету «Физическая культура»

Национально-региональный компонент основного общего образования, установленный по учебному предмету «Физическая культура», представлен для всех образовательных учреждений, реализующих программы общего образования.

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Физическая культура» предусматривает его обязательное изучение в 5, 6, 7, 9, классах.

Основное общее образование завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.



9. Национально-региональный компонент среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Физическая культура»

Национально-региональный компонент среднего (полного) общего образования, установленный по учебному предмету «Физическая культура», представлен для всех образовательных учреждений, реализующих программы общего образования на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня образовательного стандарта имеют общеобразовательный характер, но при этом они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач:

базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации;

профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Отличительными особенностями образования на профильном уровне являются:

— содержание образования, ориентирующееся на учащихся, относящихся по состоянию здоровья к основной медицинской группе;

— увеличение объема времени до четырех часов в неделю с возможностью формировать элективные курсы, расширяющие и углубляющие содержание образования по физической культуре;

— введение учебных тем, ориентирующих учащихся на развитие самостоятельности, освоение ими способов организации индивидуальных занятий в избранном виде спорта;

— увеличение объема времени на общую и специальную физическую подготовку, техническое освоение соревновательных упражнений в избранном виде спорта и подготовку к соревновательной деятельности;

— введение учебных тем, предназначенных для подготовки учащихся к продолжению образования по специальности «Физическая культура и спорт».

Среднее (полное) общее образование завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.



Заключение

В заключение хочется отметить, что особенности физического воспитания различных возрастных групп населения, проживающих в регионах нашей страны, постоянно привлекает внимание исследователей. Интерес к данной проблеме определяется внутренними потребностями педагогического процесса, тем фактом, что региональные особенности проживания, включая климатогеографические, социальные, национальные, должны учитываться в практике работы по физическому воспитанию. Ухудшение состояния здоровья учащихся, увеличение объема учебной нагрузки, недостаточная реализация принципа оздоровительной направленности создают предпосылки к перегрузке учащихся. Указанные явления характерны для учащихся общеобразовательных школ разных регионов.

Совершенствование содержания программного материала на основе национально-региональных условий положительно зарекомендовало себя в ряде регионов России.



Список литературы

1. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 45-50

2. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». - М.: Академия, 2004.

3.. Ашмарин Б. А Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» .— М.: Просвещение, 1990.—287

4. http://www.lexed.ru/zakon3266/

5. http://spo.1september.ru/2005/06/25.htm