Возможности методики использования игры на уроках русского языка

Введение

Игра - основной вид деятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, на первый взгляд, бесполезная и вместе с тем необходимая. Словом «игра» обозначаются самые различные, малосхожие между собой явления. В четырехтомном словаре русского языка (Ожегов С.И., Шведова И.Ю. 2; 235) отмечается семь основных значений этого слова. Игра определяется через понятие «деятельность», как и времяпрепровождение детей. Игра номинируется как особая деятельность, обусловленная совокупностью определенных правил, приемов, служащих для развлечения и т.д. Игра - важнейший фактор и средство воспитания детей. Поэтому взрослые не только играют с детьми, но и учат их играть. Игра – определяется как деятельность спонтанная, непринужденная. Ребенка нельзя заставить играть. В игре он обязан чувствовать себя свободно. Но и эта свобода - действие на основе осознанной необходимости. Такой необходимостью даже в детской игре являются правила. Игра - широкий круг деятельности человека, противопоставляемый обычной утилитарно- практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности. Феномен игры привлекал внимание представителей разных наук: философов, эстетов, биологов, этнологов, психологов и др. Начало разработки общей теории игры связано с работами Шиллера, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, Г.В.Плеханова, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Н.К.Крупской, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.С.Макаренко, М.М.Бахтина, Ф.И.Фрадкиной, Л.С.Славиной, Е.А.Флериной, Д.В.Менджерицкого, В.А.Сухомлинского, Ю.П.Азарова, В.С.Мухиной, О.С.Газмана, Спенсера. Шиллер рассматривал психологическую природу игры и видел в ней характеристику существа человека вообще. И для Шиллера игра - наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка сил. Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игры среди разумных существ и на её упражняющую функцию. К.Кросс вслед за Спенсером считал игру специфической деятельностью индивидуумов , проистекающей из внутренней потребности в упражнениях, укреплении и развитии наследственных форм поведения. В основе игры, по Бейтендейку лежат три исходных влечения, которые он заимствовал из теории Фрейда,- к освобождению, к слиянию и тенденции к воспроизведению. Вместе с тем Бейтендейк относит игру к категории ориентировочно- исследовательской деятельности: игра есть действие с предметом, который обладает элементами новизны. Попытка универсализировать понятие игры была предпринята голландским историком и философом культуры Хейзинги: всё многообразие человеческой деятельности сводится у него к игре, рассматриваемой как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Основы историко- материалистического подхода к игре человека были заложены Г.В.Плехановым. По его мысли, игра является деятельностью, возникающей в ответ на потребности общества, в котором живут дети и активными членами которого они должны стать.

Современные историки культуры рассматривали игру как разновидность общественной практики, состоящей в действительном воспроизведении жизненных явлений вне реальной практической установки; они видят социальную значимость игры на ранних ступенях развития общества в её коллективизирующей и тренирующей роли; указывают на происходящее в ходе истории постепенное вытеснение игры из жизни взрослых драматическим искусством и спортом. Некоторые философы, разрабатывающие проблемы человеческой деятельности, рассматривают игры ребенка как синкретически- художественную деятельность. В современной психологии разрабатывались приемы- вопросы о природе игры и её значение для В.С.Выготским. Основное внимание уделялось ролевой игре- ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста, в которой дети специально создаваемой или условной ситуации, беря на себя роль взрослых, воспроизводят их деятельность и систему отношений в обществе. Был показан социально- исторический характер игры по её происхождению и содержанию. Ролевая игра на протяжении дошкольного детства постепенно перерастает в игры с правилами - обобщенные и сокращенные выражения взрослых отношений. В современной методике и педагогике проблема рассмотрения игровой деятельности является перспективной. Эту проблему рассматривают психологи, методисты, преподаватели - исследователи. Актуальность темы нашей курсовой работы не подлежит сомнению. Она посвящена использованию игры на уроках словесности. Главной целью нашей работы является изучение возможностей методики использования игры на уроках русского языка. Поставленная цель требует постановки и осуществления следующих задач:

    изучение методической литературы, посвященной методическим возможностям игры; исследованию роли игровой деятельности в учебном процессе; рассмотрение приемов и средств создания игровой ситуации на занятиях русской словесности;

определение учебно – воспитательного потенциала учебной игры; анализ системы игровых упражнений и выработка рекомендаций использования игры на уроках русского языка. Предметом исследования нашей курсовой работы является игровая деятельность, объектом исследования – методические приемы её использования в учебном процессе. Наша курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы. Материалы нашей курсовой работы могут быть использованы на уроках русского языка в классах с углубленным преподаванием гуманитарных дисциплин в лицеях и гимназиях, на факультативных занятиях по русскому языку.

Глава 1. Деятельностный подход к пониманию игры как важного учебно-воспитательного средства

Понятие игры. Игровая деятельность. Понятие «игра», на первый взгляд, многим кажется простым и ясным. Игра ассоциируется с детством: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Детская игра - один из сложнейших теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны потому, что понять природу детской игры - это значит понять природу самого человека. «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений»,- пишет известный советский исследователь игры Д.Б.Эльконин. Попробуем рассмотреть это положение несколько подробнее (13; 63 – 64). Возьмём в качестве примера первобытное общество. Группа охотников возвращается после охоты. Каждый выполняет определенную функцию: одни вспугивали животного, другие направляли его в сторону засады, третьи ожидали зверя. Но если что- то не получилось, людям не удалось согласовать групповые действия и зверь ушел?... Так возникает необходимость предварительной репетиции, подготовки. Участники предстоящей охоты воспроизводят похожую ситуацию, но они не могут поступить так, как сделали бы мы с вами. Им еще не доступно мысленное, воображаемое повторение событий. Первобытные люди воспроизводят ситуацию в развернутых действиях.

Но в отличие от реальной охоты они лишены своего результата, они несколько иные. Повторяется лишь внешний рисунок движений. Так родилась игровая деятельность. Итак, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. « Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. А как же возникла детская игра?» (19; 5 -7 ). В обществах, стоящих на низших уровнях развития, дети жили с взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли главную задачу воспитания - сделать детей участниками общественного производительного труда. А основное средство воспитания – непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда- то, по сути, детства не было, следовательно, не было и игры.

Итак, детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производительный труд взрослых. Современное детство существенно отличается от детства людей XIX века. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к сложной взрослой жизни. Вместе с постепенным усложнением форм производства происходит новое распределение трудовых обязанностей. Дети перестают принимать непосредственное участие в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Но все больше разнообразных действий формируется у детей на уменьшенных копиях реальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают утрачивать свою результативную функцию. Игровые действия приобретают в группе детей соревновательный характер, возникают игры- соревнования, игры по правилам. Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, возникновение новых производительных отношений приводят к тому, что возможность включения детей в производительный труд еще более осложняется, а овладение усложнившимися орудиями все дальше отодвигается во времени. Возникает производство специальных предметов для детей.

Причем теперь это предметы не для формирования специальных профессиональных умений и навыков, а для развития некоторых общих зрительно- двигательных и других координаций, необходимых при самых разных видах труда. Возникают современные игрушки, и рождается сюжетно- ролевая игра. Таким образом, игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Её возникновение связано не с действием каких- либо внутренних врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе (19; 5 – 7). Что же такое игра - доступная ребенку и непостижимая для ученого?

Итак, подводя предварительный итог рассуждений об игре, можно отметить следующее. Прежде всего игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единым мотивом. Игра - это деятельность; следовательно, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра связана с практикой, с воздействием на мир (4; 250). Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности.

В структуру игры входят: 1) роли, взятые на себя играющими; 2) игровые действия как средство реализации этих ролей; 3) игровые употребления предметов - замещено реальных предметов игровыми, условными; 4) реальные отношения между играющими. (7; 138 – 164). Сюжетом игры является воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализации. Характерная особенность игры - её двупланность, присущая также драматическому искусству, элементы которой сохраняются в любой коллективной игре: 1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; 2) ряд моментов этой деятельности несет условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью. Игра - особый вид деятельности. Во - первых, потому что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.

В подарок от природы получаем предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И не один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра- это деятельность, предписанная самой природой развития человека. Человек есть «человек играющий», homo ludens ( Хейзинги ). Во - вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть» в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которое обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к её результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужден к действию, прямая цель которого по своему собственному внутреннему содержанию лишена для индивида значимости в силу того, что посредством этого действия человек может обходным путем достичь удовлетворения каких- то своих потребностей, не связанных непосредственно с внутренним содержанием данного действия.

Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему; значимость тех или иных её сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. Игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силу которых действие побуждается каким – нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на который оно направлено. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию.

В этом основная особенность игровой деятельности и в этом её основное очарование, лишь сравнимое с очарованием высших форм творчества (16; 485 – 496). Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры. Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть уход от действительности, но есть и проникновение в неё. Потому в ней нет ухода, нет бегства от действительности особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир.

Все, чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности с тем, чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие. В игре нереально только то, что для неё не существенно; в игре нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никаких иллюзий; но всё, что в ней существенно, - в ней подлинно реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются. Например, в состязательных, спортивных играх вопросы о том, кто сообразительнее, сильнее,- это реальные вопросы о реальных свойствах играющих, которые в игре получают своё решение, вызывая подлинные чувства соперничества, успеха, неудачи, торжества.

Итак, игра — непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель игры, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.

Существует много различных концепций игровой деятельности. Их многообразие обусловлено как различием методологических позиций, с точки зрения которых определяется игра (например, позитивизм или фрейдизм), так и сложностью и многообразием самого феномена игры и ее функциональных значений. Усложняет понимание игры и то, что детская игра имеет не только предпосылки в животном мире, но и .переходит в другие виды деятельности, в которых исчезает игра, но сохраняется игровое начало.

Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода (детства до начала отрочеств); ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом.

Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, но в то же время она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё (6; 234 – 272).

Возможное использование игры в педагогическом процессе.

Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно составлять для одной, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Можно выделить три группы, подходящих для использования в образовательных учреждениях (6; 234 – 272). 1. Короткие игры. Под словом «игра» мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно- ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоения каких - нибудь конкретных правил, отработка навыка и т.д. 2. Игровые оболочки. Эти группы (скорее даже уже не игры, а игровые формы организации учебной деятельности) более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше. К ним относится такой захватывающий приём, как создание единой игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учёбы- игры. 3. Длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и психических и личностных качеств ребёнка. Особенностью этой группы игр выступают серьезность и деловитость. Игры этой группы более похожи на игры, как мы их себе представляем, - с шутками и смехом, а не на ответственно выполняемое дело. Собственно, они и учат ответственности - это игры воспитывающей направленности ( 15; 167). Великий русский педагог К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребенка к творческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствие, но и серьёзных знаний; игра- это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности. Игра- средство воспитания. Игра создает коллектив. Общие переживания в игре объединяют детей. В игре воспитывается чувство товарищества, взаимная поддержка. И.К.Крупская и А.С.Макаренко подчеркивали значение игры как средство коммуникативного воспитания, как средство всестороннего развития личности. Но ребенок, конечно, играет не для того, чтобы подготовиться к жизни: игра становится для него подготовкой к жизни потому, что взрослые организуют ее так. Возможность так ее организовать обусловлена тем, что в игру, как мы уже видели, естественно, закономерно входит прежде всего новое, нарождающееся и еще не ставшее привычным, – развивающееся.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры – в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство, которого требует на более высоких уровнях развития его воплощение в действии, придают игре особый характер. Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд. Играющим, действующим в игре - искусстве актером являются лишь немногие люди; среди взрослых только они сохраняют за собой, поднимая ее на новую ступень, ту привилегию, которой в детстве пользуется каждый, – принимать на себя всевозможные доступные воображению роли и воплощать в своей собственной деятельности их многоликую жизнь; остальные участвуют в игре в качестве зрителей, переживая, но не действуя; не действием, а мечтой они входят в ту или иную роль, что тоже требует более или менее высокого уровня развития ( 18; 190 – 192).

Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

    свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

    творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");

    эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение");

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, собственно детские игры всех видов;

Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: -игры-празднества, игровые праздники;

-игровой фольклор;

-театральные игровые действа;

-игровые тренинги и упражнения;

-игровые анкеты, вопросники, тесты;

-эстрадные игровые импровизации;

-соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;

-свадебные обряды, игровые обычаи;

-мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

В досуговой практике детей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленные игровые модели, та кие, как КВН. "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", викторина и т.п., имеющие сюжетное пространство, ярко выраженную форму. Огромное влияние на возникновение новых игровых форм оказывает телевидение.

Интенсивное использование игр во второй половине XX столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые(имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т.п.). Первые есть собственно игры, вторые — модельно-обучающие, в которых игра — технологический способ обучения.

По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры на эстраде.

По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Длительно употреблялись и в возрастном и в идеологическом аспекте понятия "игры октябрят", "пионерские игры" (14; 94 – 116).

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна пере расти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием — те мой детских игр может быть буквально любая деятельность человека. Но она же способна сохранять свою самоценность как своеобычный вид деятельности, например, выступать в виде квипрокво (путаница, недоразумение, мистификация, нелепица).

1. Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально - творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры - автоматы; игровые методы обучения.

3. Социальные игры: творческие сюжетно - ролевые (подражательные, режиссерские, игры - драматизации, игры - грезы); деловые игры (организационно - деятельностные, организационно - коммуникативные, организационно - мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно - творческая, досуговая деятельность).

Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Бюлер, Гросс, З.Фрейд, Вундт, Бейтендейк, Пиаже, Штерн, Дьюи, Жане. Колоцца, Кейра, Фромм, Хёйзинга, Валлон, Берн и др. (12; 63 – 82).

Глава 2. Использование игры на уроках русского языка

2.1 Игра на уроках русского языка как средство развития лингвистической компетенции

Состояние и перспективы современного отечественного образования диктуют необходимость переосмысления имеющихся педагогических технологий и поиска новых стратегий развития. Методологической базой для реформаторских установок является, без сомнения, утверждаемая многими учеными - дидактами и идея компетентностного подхода к образовательно - воспитательному процессу. Компетентностная образовательная парадигма, пришедшая на смену знаниевой, гарантирует повышение качества образования и его результатов. Поэтому современный школьник должен обладать целым набором компетенций, которые обеспечат гармоническое соответствие теоретического и практического содержания образования.

Именно компетентностный подход может решить задачу эффективного развития и проявления школьником своих личностных качеств, формирования его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей. В центр школьного филологического образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственное развитие личности. Постановка во главу угла педагогического процесса развитие личности ученика, как залог его успешной самореализации, позволяет разрешить противоречие между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, и теми целями, которые ставит современное общество. Идея личностно ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности – основа педагогических взглядов учителя, возможность осуществить образовательные цели ряд ученых связывают с компетентностным подходом. В филологическом образовании учащихся значительное место занимает формирование языковой компетенции.

Языковая компетенция — способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности (21; 12 – 16).

В преподавании русского языка как формирование языковой компетенции занимает неодинаковое место. В первом случае речь идет об освоении новой для учащихся семиотической, знаковой системы. Дети усваивают звуковую и лексическую системы русского языка, его грамматические категории, учатся понимать русскую речь и строить собственные высказывания.

Иное дело — преподавание русского языка как родного. Известно, уже в 5—6 лет родным языком дети практически владеют. Поэтому в его преподавании по сути речь идет уже не о формировании, а о совершенствовании языковой компетенции. Эти задачи традиционно решаются в школе: вводятся новые пласты лексики, пополняется фразеологический запас, обогащается грамматический строй речи учащихся: усваиваются морфологические нормы, нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими формами и конструкциями (8; 24 – 38).

Лингвистическая компетенция трактуется в методике преподавания русского языка неоднозначно. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако в преподавании русского языка как родного более перспективно их разграничение (21; 12 – 16).

Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Но не только. Специфика преподавания русского языка в школе с русским языком обучения открывает возможность для широкого понимания термина. Лингвистическая компетенция предполагает также формирование представлений «о том, как русский язык устроен, что и как в нем изменяется, какие аспекты являются наиболее острыми» (9; 37 – 56), усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях. «О математике, физике, химии, биологии как науках, — пишет Н.М.Шацкий, — учащиеся, выходя из школы, имеют известное представление, знакомы с видными учеными в соответствующей области, их открытиями и работами, русистика же для них сплошная терра инкогнито» (10; 47 – 60).

Лингвистическая компетенция предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков.

К ним относят прежде всего опознавательные умения: опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого. Вторая группа умений — классификационные: умения делить языковые явления на группы. Наконец, третья группа — аналитические умения: производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор (11; 123 – 158).

Усвоение знаний о языке ни в коей мере не является самоцелью. Известно, одна из задач развития личности — «учить мыслить». «Многие науки, — писал К.Д. Ушинский, — обогащают только сознание дитяти, давая ему новые и новые факты: грамматика начинает развивать самосознание человека!» Она, по мнению великого педагога «является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью... Внутренняя цель изучения грамматики отечественного языка вытекает из того ее значения, которое мы признали за грамматикой как началом самонаблюдений человека над собственным мышлением и выражением его в словах» (12; 63 – 82).

Итак, лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.

Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит в известной степени условный характер. Выделение в качестве самостоятельной компетенции лингвистической важно для осознания познавательной (когнитивной) функции предмета «родной язык» (14; 94 – 116).

Овладение языком предполагает не только усвоение знаний о языке и овладение самим языковым материалом.

Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкций, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли (владеть синонимией), иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят ученые, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация — от лат. communico — «связываю», «общаюсь»). Именно поэтому в обучении языку (языкам) выделяется третий тип компетенции — коммуникативной. В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин речевая компетенция. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь”, – без этих условий нет урока (21; 12 – 16).

2.2 Анализ уроков с использованием игровой деятельности

Игры и игровые задания- упражнения к школьным разделам языкознания. Речевая коммуникация детей легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Все коммуникативно - лингвистические игры со словом и игровые задания имеют одновременно обучающую, развивающую и развлекательную направленность. Цель игр со словом - превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образно- чувственного мышления; развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря. Предлагаемые игры и игровые задания предназначены для индивидуального и коллективного выполнения и выбираются учителем по его усмотрению. Они могут быть полностью использованы, частично изменены и дополнены в зависимости от конкретных дидактических целей и задач, а также от уровня подготовленности класса. Занимательный игровой материал учитель сможет применить в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания, таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис». Данные игры можно использовать не только на основных занятиях по русскому языку, но и в качестве нетрадиционной формы итогового контроля при закреплении, обобщении отдельных учебных тем, того или иного школьного раздела науки о языке, во внеклассной работе, а также в качестве олимпиадных заданий по русскому языку.

К разделам «Фонетика» и «Графика». Расшифруйте анаграммы. Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила». Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию. Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот). Методические цели и задачи: - Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувства языка. Игра в неполные слова. Условие: Учитель записывает на доске столбик букв, ставя вместо согласных точки. Дети отгадывают слова только по данным гласным. Игра проводится устно или письменно, по группам или как соревнование отдельных ребят. Часто бывает два или три возможных ответа. Задание: Сделайте неполные слова полными. Примерные ответы: комната, вокзал, доклад, телевизор. Методические цели и задачи: - развитие у учащихся эрудиции, смекалки, находчивости, мышления; - развитие речи учащихся; - воспитание у учащихся любви к русскому языку;

К разделу «Морфология». Эстафета восторга ( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» ) Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Методические цели и задачи: - дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства;

- знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- развитие речи учащихся;

- развитие чувства коллективизма у учащихся;

- воспитание у учащихся чувства языка.

К разделу «Синтаксис». Угадай подлежащее! ( к теме «Главные члены предложения. Подлежащее». ) Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница ) 4.Летом вырастают, а осенью опадают. ( Листья ) 5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. ( Замок ) 6.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. ( Ухват ) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан. Методические цели и задачи:

- знакомство учащихся с главными членами предложения;

- знакомство с подлежащим;

- развитие у учащихся смекалки, находчивости; - воспитание у учащихся чувства языка. Придумать небылицу за 10 минут. Задание: Учитель пишет какую- либо фразу ( или несколько ), затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом месте ученик пишет свою фразу. Тоже загибает листок и отдает его другому. Условие: Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать ( по порядку ) на такие вопросы:

    Кто это был ( или была )?

    Как выглядел (-а)?

    Куда пошел (шла)?

    Кого встретил (-а)?

    Что ему (ей) сказал (-а)?

    Что он (она) ответил (-а)?

    Что ему (ей) сделали?

    Какова была его (её) реакция?

    Чем вся история закончилась?

Вывод или мораль. Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица. Данная речевая игра может проводиться и как соревнование между девочками и мальчиками, (между рядами класса). Методические цели и задачи: - развитие у учащихся чувства коллективизма;

- развитие воображения, мышления, находчивости;

- воспитание у учащихся любви к русскому языку. Лингвистические игры – упражнения. К теме «Лексическое значение слова. Толковые словари».

Задание: Угадать о чем идет речь.

Условие: Каждая команда получает одинаковое задание. Кто быстрее догадается о чем идет речь, поднимает руку и отвечает. Выкрики не зачитываются.

    О каком слове идет речь?

Самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми». (Правда)

Найдите друзей и врагов слова «Правда». Какие слова вы будите подбирать? (Синонимы, однокоренные слова – это «друзья», а антонимы – «враги»). Делаем такую запись: Правда

Синонимы Антонимы Родственные слова

истина неправда правдивый

справедливость ложь правдиво враньё правдолюб правдоискатель

Методические цели и задачи:

- развитие у учащихся мышления, логики, воображения;

- воспитание у учащихся чувства языка, любви к русскому языку. Игра словами для гимнастики ума. Загадки – шутки. Загадки – шутки – особая разновидность загадок. Они отличаются от обычных загадок тем, что не подсказывают ответ, не подводят к тому, а, наоборот, заставляют нашу мысль работать в ложном направлении. Смысл в таких загадках – в ловушке или в ИГРЕ СЛОВ. Они остроумны, поражают неожиданностью вопроса. Отгадать загадку – шутку очень сложно. Но это и необязательно. Дети удовлетворяются ответом, который получает от своего учителя, зато потом сами будут охотно предлагать эти загадки своим друзьям, одноклассникам и радоваться возможности сообщить подходящий ответ. Не следует предлагать ребятам больше одной – двух загадок – шуток в один раз. Приведенные ниже загадки – шутки учитель может использовать в качестве игровых, конкурсных, олимпиадных заданий на уроках русского языка, а также во внеклассной, кружковой работе во время лингвистических игр – состязаний в случае спорных ситуаций между командами.

- Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит – Соня).

- Когда козе минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой).

- Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой).

- Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы – мы – ты).

- На что похожа половина яблока? (На другую половину).

- Чем кончается как день, так и ночь? (Мягким знаком) (17; 67 – 70, 97 – 99).

Заключение

Итак, исследовав проблему игры в учебной деятельности, мы пришли к следующим выводам. Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивида, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, нравах и духовном опыте данного общества.

Особенно велика роль игры для подрастающего поколения. Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, скопировать увиденное когда - либо действия, и тем самым ребенок приобретает определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в будущих жизненных ситуациях.

Игра хранит и передает по наследству огромную сумму духовных, ценностях эмоциональных человеческих проявлений. Традиционные формы досугово - игровой деятельности народа, сложившейся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально – психологических процессов общения, отчужденность людей и т.п.

Тезаурус игр огромен и рассчитан преимущественно на конкретный возраст играющих, время года, уровень воспитанности и культуры и т.д. и т.п. Что следует выделить в феномене игры особо?

1.Культура, которую создал человек, — это, в первую очередь, игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях. Воспитание детей — самый запутанный и сложный вид творчества человека. Он требует создания системы просвещенной, гумманизированной культуры родительства, наставничества, цивилизованной школы, в которой необходимо найти место преобразующей игре, хранящей духовный потенциал общечеловеческих ценностей.

2. Изучив философский подход к «человеку играющему» (Хейзенги), мы убедились в том, что игра — явление космического замысла, она феномен ноосферы и способна гарантировать гармоническое совместное развитие человека и биосферы, о чем писал В.Вернадский. В равной степени играют силы природы, искрятся игрой музыка Россини, полотна Рериха, поэзия Пушкина, драматургия Шекспира. Междоусобицы и разборы — это ролевые игры людей. Политические игры стали нормой. Современное общество проявляет особое игровое сознание: игровые раунды разыгрываются как на политической арене, так и в повседневной жизни. Выброс психической энергии в игре огромен и беспределен.

3. Изучив различные теории происхождения игры, согласимся с высокой правдой С.Л.Выготского, который считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка. Ученый справедливо видел в ней ведущее средство развития детского сознания и его функций. Правы все исследователи, доказывающие, что проблема игры — один из важнейших и сложнейших психологических и педагогических вопросов, от правильного решения которого зависит весь процесс воспитания и образования детей.

4. Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.

5. Игра одновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. И вместе с тем "многочисленные игры ребят — работа", считал Януш Корчак, в которой не может быть "надо" и "не надо".

6. Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра — неоценимый в этом помощник. В игре ребенок — автор и исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.

7. Игры коллективны, коммуникативных, в них, как в любви, все "наше" — "наши игрушки", "наши песочницы", "наши дворы", ибо игра — совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются истинное, пародийное и даже как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь также все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.

8. Игры ценны автономно, но прежде всего в системе их использования. Системность игровой практики — это периодичность и длительность использования целенаправленных программ (групп, комплексов, "цепочек") игр, ориентированных на решение конкретных воспитательных задач, на конкретные жизненные ситуации.

9. Принципиально применение собственно игр, равно как принципиально использование игровых форм труда, познания, художественного творчества, спорта, соревнований; использование элементов игр в сочетании с неигровой деятельностью в пропорциях, соответствующих различным возрастам учащихся и здравому смыслу.

10. Возникла сверхзадача — создать игровую образовательную систему, в которую войдут игроучебники, игровые дидактические аксессуары, игрокниги, популяризующие школьные науки; дидактические игротеки (компьютерные учебные игры; настольные развивающие игры; программы игр по всем учебным предметам и др.). Игровая образовательная система — это игроклассы, игроуроки, игровые городки в школьных дворах, игротеки на правах библиотек, игровая "наглядность" школьных кабинетов и коридоров, специгры в школьных рекреациях и произвольная система стихийных детских самобытных игр, длительно хранящихся в опыте поколений детей. Важна перспектива создания для детей и взрослых центров развлечений с динамикой развития игры: игровая техника, игрушки для дошкольников; игровые автоматы для подростков и юношества; межвозрастные спортивные игротренажеры; игры для профессионального обучения и как высшая форма — компьютерные игры. 'Важно возобновление традиций создания литературы по игре для всех слоев населения, прежде всего для детей. Неоценима роль коммуникативных средств, особенно телевидения, как пропагандистов игры.

11. Вместе с тем, как полагал когда-то А.С.Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному. Виды и сюжеты игр имеют и определенную стабильность, и вечно меняющуюся динамику и диалектику. Дидактизировать игру трудно, ибо дети практически всегда сами ставят себе в играх цели, сами выбирают средства и способы для их осуществления, сами вырабатывают игровые действия, опираясь на условные правила, что поддерживает их бесконечное творчество, помогает занижать более высокие позиции, чем в обыденной жизни.

12. Игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровом мироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

Искусство игры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.

Субъективное понимание игры, онтогенез игровых форм, историческое развитие игровой культуры мы пытались рассмотреть в единстве, выясняя для себя вечные вопросы, что такое игра и какое место она занимает в жизни современного школьника.

Игровое поведение является одной из важнейших из составляющих бытового поведения человека. Во многих игровое поведение является определяющим индивидуумом. Человек как бы носит несколько театральных масок, в зависимости от ситуации в которую он попадает, круга лиц, с которыми он общается. В зависимости от настроения которое им владеет, игра становится универсальным адаптером индивидуума к реальности, способом приспособления человека к окружающему миру.

Это на наш взгляд, специфика современной роли игры, которая выходит за пределы той роли, которая обычно существует у детей: обучение, познание окружающего мира. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Игра в жизни щкольника и школьном процессе имеет огромную роль. В своей работе мы приводим конкретные примеры создания игровых ситуаций на уроках русского языка как пример дидактической обучающей игры. Мы проанализировали методический аспект конкретных упражнений – игр, их можно использовать на уроках словесности. Эти упражнения мы рекомендуем использовать учителю в своей педпрактике. Приложение Очень важной частью по развитию мелкой моторики у детей является «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обоих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

1. Руки кверху поднимаем, руки вверх А потом их опускаем, руки вниз А потом их разведем руки в стороны И к себе скорей прижмем. руки вниз, прижать к бедрам А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей! хлопки в ладоши

2. Мы писали, мы писали, кисти рук сжимаем в кулак А теперь все дружно встали встать, выпрямиться, голову держать Прямо.

Ножками потопаем, топаем

Ручками похлопаем хлопки в ладоши

Затем пальчики сожмем кисти рук сжать, выпрямить

Сядем и писать начнем. Тихо сесть

3. Мы писали, мы писали кисти рук сжать, выпрямить Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, постукивание подушечками пальцев по Как солнечные зайчики. Парте Прыг – скок, прыг – скок- движение то же, но в данном ритме Прискакали на лужок. Прыг – скок, прыг – скок- движение то же, но в данном ритме Прискакали на лужок. Ветер травушку качает поднимаем руки вверх и качаем в стороны Влево, вправо наклоняем наклоны Вы не бойтесь ветра, зайки Веселитесь на лужайке. Прыжки

Список использованной литературы

1. Грубер Е. Этимологический словарь русского языка, М.: «Лонид – Пресс», 2001, с.195.

2. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 1999, с.235.

3. «Психологический словарь», Ростов – на – Дону, 2003, с.145.

4. «Современный словарь по педагогике», Минск, 2001, с.250.

5. «Философский энциклопедический словарь», М.: «Советская энциклопедия», 1983, с.195.

6.Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе, Новосибирск, 1989, с.234 – 272.

7. Аникеев Н.П. Педагогика и психология игры, М, 1986, с.138 – 164.

8. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982, №4, с.24 – 38.

9. Газман О.С. Социальные аспекты развития // Советская педагогика, 1988, №5, с.37 – 56.

10. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии, 1980, №12, с.47 – 60.

11. Добрынская Е.И. Свободное время и развитие личности, Ленинград, 1983, с.123 – 158.

12. Запорожец А.В., Маркова Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста, М: 1987, с.63 – 82.

13. Крутецкий В.А. Психология, М, 1986, с.63 – 64.

14. Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики, Новосибирск, «Наука», 1987, с.94 – 116.

15. Минскин Е.М. От игры к знаниям, М, 1982г, с.167.

16. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, Санкт – Петербург, 2002, с.485 – 496.

17. Синицын В.А. Путь к слову, М, 1996, с.67 –70, с.97 – 99.

18. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии, М, 1999, с.190 – 192.

19. Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно, М, 1891, с.5 – 7.

20. Фрёбель Ф. Воспитание человека // Хрестоматия по истории педагогики, 1994, с.355 – 356.

21. Шанский И.М. О курсе и русская словесность на продвинутом этапе обучения (X – XI) // Русский язык в школе, 1994, № 5, с.12-16.