Методика воспитания звуковой культуры речи дошкольников с помощью современных методов и приемов обучения
Методика воспитания звуковой культуры речи дошкольников с помощью современных методов и приемов обучения
Оглавление
1. Особенности занятий по развитию речи 3
2. Занятие с книгами и картинками 5
3. Задания на воспитания звуковой культуры речи дошкольников 7
4. Практическая часть 9
Литература 11
1. Особенности занятий по развитию речи
На занятиях по развитию речи особое место занимают беседы или рассказ воспитателя без показа. Это особый вид речевого занятия, в основном он построен на слушании, а это для ребенка не простая задача. Умение слушать надо развивать своевременно. Владея им, малыш легче осваивает новую форму общения со взрослым, новую форму познания. Учитывая сложность подобного занятия, важно особенно тщательно выбирать тему для рассказывания. Рассказы должны быть понятны и интересны детям, речь педагога эмоциональной и выразительной, чтобы привлекать внимание малышей. С детьми можно беседовать о том, что они видели на прогулке, об игрушках, прошедшем или предстоящем празднике и др. Доступны для понимания малышей рассказы и о том, что они непосредственно не наблюдали, но могут понять на основании своего прошлого опыта. Например, как нашли котенка: он громко мяукал, потому что замерз и хотел есть, как его напоили молоком, сделали постель, он согрелся и уснул.
Сложность рассказа по содержанию, построению зависит от уровня развития детей. Если рассказ предназначен для детей 2 — 2,5 лет, то надо подготовить его так, чтобы малышам было понятно содержание и они могли ответить на вопросы кто? что? где? куда? распространенными предложениями. Полезно использовать такие формы, как беседа, рассказ воспитателя, не только на занятии, но и во время самостоятельной деятельности детей. Это оказывает положительное влияние на формирование инициативной речи ребенка.
Показ инсценировок. Показ инсценировок — важное средство развития игры ребенка.
Показ инсценировок, планируемый на занятии, необходимо чередовать с дидактическими играми. Сюжет инсценировок прост: взаимосвязанные последовательные действия, определенные взаимоотношения героев. Цель такого показа — оказать определенное влияние на развитие активной речи малышей и сюжетной игры.
Занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группе могут быть совместными однотемными. Общая тема занятия, однако, обязательно предполагает разный характер заданий: всем детям; детям определенного возраста (2,5 — 3 лет, 3,5 — 4,5 лет); индивидуальные.
Однотемные занятия необходимо сочетать с занятиями по возрастным подгруппам, а также с личными формами работы с детьми во внеучебное время.
Как часто следует проводить занятия? Исследования показали, что для разновозрастных групп с любой допустимой наполняемостью и с любым разумным комплектованием целесообразно одно занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим, художественной литературе в неделю.
Занятие проводится в утренние часы. Можно выделить следующие три типа занятий:
I. Однотемные занятия со всей группой. Занятия проводятся раз в неделю. Их продолжительность — не более 15 мин.
II. Занятия с возрастными подгруппами. На таких занятиях формируют речевые умения, важные именно для того или иного конкретного возраста. Средняя продолжительность занятия — 8 — 12 мин. Такие занятия проводятся 2 — 4 раза в месяц в удобное для воспитателя время и по его усмотрению.
III. Работа с детьми вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного материала: подвижные игры с текстами, хороводные игры, пастельно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации и др. Игры проводятся с небольшим количеством детей (2 — 6) разного возраста в любое время дня (до завтрака, перед занятиями, перед прогулкой, на прогулке, после полдника и т. п.). Кроме того, детям читают небольшие по объему программные художественные произведения, новые и уже знакомые им.
Научить маленького ребенка ориентироваться в ближайшем окружении — важнейшая педагогическая задача. На третьем и четвертом году жизни младшего дошкольника учат различать и называть окружающие его предметы, объяснять их назначение; совершенствуют его умение сравнивать и группировать предметы по форме, цвету, величине. Новыми для четвертого года являются задачи обучения классификации предметов по материалу, назначению: освоения значений обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, игрушки) и употребления этих слов в речи.
В младших группах проводят специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. И в первой и во второй младших группах детей упражняют в правильном произношении всех гласных и согласных звуков, кроме шипящих и сонорных. Усложнение осуществляется за счет целенаправленного подбора речевого материала. С детьми 2,5 — 3 лет проводят упражнения на произношение более простых слов и фраз, содержащих нужный звук.
В разновозрастных группах сложнее всего реализовывать программу по ознакомлению детей с художественными произведениями, так как для каждой возрастной категории рекомендуется свой список литературы. Со многими русскими народными песенками целесообразно знакомить малышей как с хороводными играми или подвижными играми с текстами.
В системе планирования занятий наиболее уязвимое звено — работа с самыми маленькими детьми. Малыши 2 — 2,5 лет в силу возрастных особенностей не могут участвовать в совместных фронтальных занятиях. Вместе с тем у воспитателя нет времени провести все рекомендуемые для этого возраста занятия по развитию речи. Однако, как показали исследования, дети этого возраста не только не отстают в речевом развитии, но и опережают сверстников из одновозрастных групп. Причин несколько. В разновозрастных группах детей моложе 2,5 лет, как правило, бывает немного (от двух до пяти человек), и их опекает весь коллектив дошкольного учреждения. Малыши подражают речи и поведению старших по возрасту детей, наблюдая за их деятельностью и участвуя в совместных играх. С самыми маленькими воспитатель проводит подгрупповые и индивидуальные занятия. Им читают русские народные сказки и песенки, хорошо знакомые детям постарше: «Курочка-ряба», «Репка», «Наша Маша маленька» и др. Малыши — полноправные участники простейших подвижных игр с текстами («Курочка и цыплята» — по одноименному стихотворению В. Берестова), хороводных игр («Заинька, походи...» — по одноименной русской народной песенке), игр-драматизаций. Игры стимулируют инициативные высказывания детей, что очень важно для развития речи.
2. Занятие с книгами и картинками
На таких занятиях используют книги и серии картинок, изображения на которых объединены общим сюжетом.
Основная цель занятий: формировать у детей осмысленное восприятие содержания речи взрослого, учить употреблять грамматические формы распространенного (более 3 слов) (к 2,5 годам) и сложного предложения типа придаточного (к 3 годам); отвечать на вопросы и задавать их: кто? что? где? куда? (к 2,5 годам) и зачем? почему? (к 3 годам); обогащать словарь: продолжать развивать умение слушать рассказ взрослого, иллюстрируемый, картинками.
Как можно провести подобное занятие? Если оно организуется впервые по данной книге или картинке, воспитатель вначале предоставляет детям возможность рассмотреть иллюстрации и самостоятельно высказаться по воспринятому содержанию картинок. Малыши рассказывают о своих впечатлениях, педагог поддерживает их, если картинка понята правильно, или поправляет тех, кто ошибся.
После того как все картинки будут рассмотрены, воспитатель предлагает детям рассказать о том, что на них нарисовано. При этом дает образец, определенный сюжетный рассказ, сопровождая сказанное соответствующими иллюстрациями, уже известными детям. Рассматривание иллюстраций, предваряющее рассказ педагога, нужно использовать для того, чтобы во время рассказывания дети не отвлекались, это мешает восприятию содержания рассказа.
На первом занятии воспитатель может рассказать сюжет 1 — 2 раза. На этом занятие заканчивается.
Следующее занятие по этой же книге или серии картинок можно начать со слов: «Вы, дети, уже видели эти картинки, я вам рассказывала, о чем они; хотите еще послушать?» После рассказа педагог задает вопросы, выясняя, насколько малыши усвоили содержание. Если ответы детей свидетельствуют, что основное содержание понятно, интерес к материалу не потерян, но они еще не умеют пользоваться нужной грамматической формой речи, не овладели определенной категорией слов, воспитатель повторяет занятие с рассказом и вопросами. Если же книга или картинки у детей не вызывают Дольше интереса, на следующем занятии целесообразно заменить их и использовать новый материал и такой же план.
Поскольку речевые задачи в работе с детьми третьего года жизни решаются не на 1 — 2 занятиях, воспитатель четко ведет учет успехов детей, своевременно меняет материал, чтобы у них поддерживался интерес к книге или картинкам с новым сюжетным содержанием. Для занятий используются детские книги: «Три медведя» Л.Н. Толстого; народные сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Игрушки» А. Барто. Некоторые картинки (типа «мебель», «посуда», «овощи», «фрукты», «игрушки», «одежда») целесообразно давать детям для рассматривания в самостоятельной деятельности или на индивидуальном занятии. Хорошо, если в группе этот материал подобран в тематических альбомах.
Во время самостоятельной деятельности детей названные картинки воспитатель использует с целью обобщения словаря, расширения представлений об окружающем, формирования звуковой культуры речи и уточнения восприятия этих предметов. Например, подойдя к малышу, который рассматривает альбом, педагог проявляет интерес к картинкам с изображением овощей, может посоветовать рассмотреть их внимательно, подчеркнуть, что огурец зеленый, длинный, а помидор красного цвета, круглый и т. п.
Организационно занятия с книгами и картинками целесообразно проводить, усаживая детей за двумя столами, которые поставлены буквой Г. Такое расположение лучше организует малышей. Одновременно на занятии может принимать участие небольшая группа, из 8 — 9 человек. Это достигается распределением детей на 2 и даже 3 подгруппы, при этом воспитатель не нарушает режима занятий, так как длительность их — 7 — 10 мин (а на занятия отводится до 30 мин).
3. Задания на воспитания звуковой культуры речи дошкольников
Рассмотрим эти задания и упражнения:
- чередование хоровых ответов детей с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают, баюкают куклу и т. п.; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Индивидуальных и хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, далее только мальчики, которые обещают не обижать ее, наконец, один ребенок, который предлагает спеть для нее, почитать и т. п. (индивидуальных приглашений может быть 5 — 6). (Когда дети говорят хором, надо следить, чтобы они не переходили на крик.);
— самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятие, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка;
— специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Они вызывают у детей эмоциональный отклик, предупреждают утомление, способствуют формированию игровых умений и навыков, творческих способностей;
— разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом!», «Заинька, походи…», «Ладушки, ладушки…»; рассказ Е. Чарушина «Кошка» и др.). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важно в становлении речевой и умственной деятельности. Жест наполняет слово конкретным содержанием.
— драматизации. Чаще всего их проводят на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Важно научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.
Приведем примеры на усложнение заданий:
— в дидактических играх «Учимся общаться», «Кто ты?», которые проводятся в течение года неоднократно, дети 2,5 — 3 лет отвечают на простейшие вопросы воспитателя («Ты девочка? Мальчик? Дочка? Сынок? Покажи (на пальчиках), сколько тебе лет. Как тебя зовут?») и игрушечного персонажи, неизменного участника многих занятий («У меня два уха, а у тебя? Покажи, где у тебя хвостик»). Дети четвертого года жизни отвечают на более сложные вопросы педагога и Мишки Ушастика («Ты внук? Внучка? Чья ты внучка? Сколько тебе лет? Тебя зовут Оля, а как твоя фамилия? У кого в вашей семье такая же фамилия — Иванова? Бабушка Наташа — это чья мама? У тебя хвостик пушистый и круглый, как у зайчика, или похож на веревочку, как у теленка?»). Старшие дети отвечают на самые разнообразные вопросы воспитателя и медвежонка («Чья ты внучка? Как называет тебя мама, когда любуется тобой? Какого цвета твои глаза? У кого из твоих родных вьющиеся, как и у тебя, полосы? Как тебя будут называть, когда ты вырастешь и будешь работать воспитателем в детском саду? Сколько пальцев у тебя на левой руке? А на правой руке сколько пальцев?»);
— у детей закрепляют произношение гласного звука у в словах, где этот звук ударный. Малыши 2,5 — 3 лет достают из коробки картинку, показывают ее остальным детям и четко называют изображенный предмет (груша, гусь, утка). Дети 3 — 4 лет должны показать всем присутствующим картинку, спросить, что (кто) это, а затем оценить (первое время с помощью воспитателя, а в дальнейшем самостоятельно) правильность ответа («Да, это гусь»);
— младшие дети пробуют с закрытыми глазами сырые и пареные овощи и по вкусу определяют, что это такое. Старшим детям предлагаются вареные, соленые и сырые овощи и в большем ассортименте.
Для того чтобы воспитателю было легче организовывать взаимодействие между детьми разного возраста, надо каждую группу рассаживать отдельно. Известно, что малыши не любят, если их называют маленькими. Поэтому целесообразно использовать видоизмененный вариант русской народной песенки «На реке — камыши», которая в занимательной форме помогает объяснить детям, кто где должен расположиться: «Круг (ряд) — постарше, круг (ряд) — помладше, круг (ряд) — совсем малыши». Детям нравится, когда воспитатель на время «превращает» их в зверят или и каких-то других знакомых им живых существ («Слева от меня расположились головастики, а справа — лягушата. Головастики скоро подрастут и превратятся?.. — в лягушат»).
Приведем примеры взаимодействия детей разного возраста в дидактических играх:
— воспитатель ставит перед детьми 2,5 — 3 лет игрушечную собачку и просит показать кукле Аленушке, как она лает. Малыши произносят звукоподражание (ав-ав-ав). Кукла поворачивается, отыскивая источник звука. По сигналу воспитателя дети замолкают (перестают лаять). «Это, Аленушка, собачка. Не бойся ее. Послушай, как она лает»,— поясняют кукле дети 3 — 4 лет. Малыши снова произносят звукоподражание. По просьбе воспитателя к кукле обращается ребенок пятого года жизни: «Скажи, Аленушка, как лает собачка?»;
— дети 3,5 — 4 лет вместе с педагогом проговаривают отрывок из стихотворения «Аленушка» Е. Благининой: «Ой, ладушки, ладушки, испечем оладушки…» Под этот текст дети 2,5 — 3,5 лет изображают воробушков, о которых говорится в стихотворении («Воробушки сели, оладушки съели…»);
— дети 3 — 4 лет играют роль волков, а дети 2,5 — 3 лет — зайцев. Зайцы прыгают и резвятся на полянке, но сразу прячутся, заслышав вой волков (у-у-у), — закрепление произношения звука у;
— для закрепления произношения гласного звука и используется такое упражнение. Малыш 2,5 — 3,5 лет выбирает из коробки картинку и передает ее старшему ребенку со словами: «Я тебе, Митя, дарю малинку». Тот благодарит его: «Спасибо, Сашенька». Затем обращается ко всем детям: «Посмотрите, девочки и мальчики, какая у меня красивая крупная ягода!» Можно предложить старшему ребенку не только охарактеризовать предмет, но и показать, что он собирается с ним делать («Очень красивый мяч. Я буду бросать его вверх и ловить, вот так…»).
4. Практическая часть
Звуковая культура речи. Дидактические упражнения «Назови предмет»; «Угадай по голосу»
Цель: учить детей четко артикулировать звук у (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить его долго и плавно на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с разной громкостью; развивать слуховое внимание.
Ход занятия.
Педагог говорит, что умеет вытягивать губы и складывать их дудочкой (показывает). Предлагает детям воспроизвести артикуляцию. Упражнение повторяется 2 — 3 раза. Оно подготавливает артикуляционный аппарат к произношению звука у.
«Однажды, — говорит педагог, — Язычок услышал, как пел паровоз. Он пел так: у-у-у. Как пел паровоз?
У-у-у — песня паровоза. Язычку она очень понравилась. И решил он выучить песню паровоза. Сначала Язычок запел негромко. Как он запел? Потом громче…
Чтобы и у вас получилась песня паровоза, надо вытянуть губы, сделать их как трубочки и протяжно произносить: у-у-у». (Хоровые повторения и 5 — 6 индивидуальных.)
Далее дети все вместе и по одному (3 — 4 ребенка) поют длинную (2 — 3 с на одном выдохе) песенку паровоза.
«Я слышу чей-то голос: кря-кря-кря,— говорит воспитатель. — Кто это? (Утенок.) Если этого утенка ласково позвать: уу-тя-уу-тя, он непременно откликнется на зов». Воспитатель предлагает семи-восьми детям по очереди позвать утенка. Тот подходит и «клюет» с ладони ребенка «крошки».
Воспитатель снова обращается к детям: «Дети» послушайте, как воет в лесу голодный волк: у-у-у! Страшно!» Предлагает поиграть в зайцев и волков. Дети 3 — 4 лет (волки) протяжно, с разной сило» голоса произносят звук у, а малыши 2,5 — 3 лет (зайцы) прячутся. Затем воспитатель говорит, что волки далеко, их не слышно и не видно, поэтому зайцы могут выйти на полянку, порезвиться. Зайцы радостно скачут. Далее снова раздается протяжный и негромкий вой волков. Постепенно он усиливается. Зайцы возвращаются на стулья, затихают. «У-у-у, — на этот раз воспитатель произносит звук у протяжно, но совсем тихо, — волки далеко, и зайцам можно пока не бояться...» Игра повторяется 3 — 4 раза.
Воспитатель показывает коробку, объясняет, что в ней лежат картинки и предметы. Каждый ребенок выходит к его столу и выбирает что хочет. Дети 2,5 — 3 лет только называют предмет, а 3 — 4-летние, выбрав картинку (предмет), показывают ее товарищам по группе и спрашивают: «Кто (что) это, девочки и мальчики?» В коробке должно быть 9 — 10 картинок и предметов. Звук у в названии предмета должен быть ударным: капуста, гусь, курица, кубик, пуговица, Снегурушка и т. п.
«У дедушки и бабушки была внучка Снегурушка, — напоминает воспитатель начало сказки. — Кто был? Однажды Снегурушка пошла в лес и заблудилась. Сидит, горько плачет да припевает:
Ay, ay, Снегурушка,
Ау, ау, голубушка,
(Произносится негромко, с печальной интонацией и выделением звука у.)
Как припевала Снегурушка? (Дети повторяют припевку 2 раза.)
А что если нам покричать Снегурушке? Вдруг она нас услышит? (Дети произносят ау 2 — 3 раза: вначале тихо, потом громче.)
Не отвечает Снегурушка? Наверное, ее уже отыскали и домой привели».
Воспитатель предлагает поиграть. Вызванный им ребенок встает спиной к детям, а кто-нибудь из сидящих произносит припевку Снегурушки. Водящий определяет, чей голос услышал. Если угадывает, его место занимает тот, кто говорил припевку. Если ошибается, ему дается вторая попытка. В случае неудачи назначается новый ведущий.
Литература
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. – М., 1987.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2 – 4 лет (младшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1993.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., 1977.
Занятия по развитию речи в детском саду. – М., 1993.