Разрушение института семьи как следствие социально-экономического и духовного кризиса общества
КУРСОВАЯ РАБОТА
Учебная дисциплина: Педагогика
Тема: «Разрушение института семьи как следствие социально- экономического и духовного кризиса общества»
План
Введение
I. Влияние социально-экономической ситуации
1.1 Социальные причины распада семей
1.2 Зарплата для семьи
II. Духовный кризис общества и семья
2.1 Исторические предпосылки
2.2 Негативные последствия современной «свободы»
Заключение
Список литературы
Введение
В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать, что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими. Почему вследствии социально-экономических потрясений и духовного кризиса семья всё чаще становится невостребованной. В этом заключается актуальность данной работы.
Усиленное общественное внимание к семье связано с современным демографическим развитием. Даже беглый взгляд на статистические данные, касающиеся рождаемости в России, позволяют заметить, что это процесс весьма нестабильный и в значительной степени зависящий от конкретных мероприятий, осуществляемых в рамках государственной (и не только) демографической политики. На демографическое поведение супругов оказывают многообразные факторы. В их числе экономическая ситуация, общественные и семейные традиции, желание иметь более высокий жизненный уровень, качество помощи, оказываемой семье обществом, уровень подготовки к обязанностям супругов и родителей. Поэтому и цель данной работы проанализировать социально-экономические аспекты, которые негативно влияют на современную семью. Также важно увидеть исторические предпосылки нынешних сложностей с точки зрения Православия.
Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья - стабильность на фоне повсеместной изменчивости. Несмотря на столь явную необходимость, в настоящее время институт семьи испытывает достаточно острый кризис, ведь под угрозой само его существование, которое было неизменным на протяжении тысячелетий. Свою задачу автор видит в том, чтобы наметить пути преодоления современной болезненной ситуации в семье.
I. Влияние социально-экономической ситуации
1.1 Социальные причины распада семей
В толковом словаре С. И. Ожегова «Семья – это группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми1». А проблемной, кризисной семье нужно помогать на ранней стадии, пока она еще не деградировала. Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня — выжить.
Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи. Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных услуг решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений. Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в различных социальных системах. К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно (см. приложение 1). Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой. Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины: - Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей. - Неблагоприятные жилищные и бытовые условия. (В советский период эта причина занимала 4-е место среди социальных причин) - Несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы.
- Низкий уровень культуры семейно-брачных отношений - Повышение взаимной требовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называют в последнюю очередь) Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные причины тесно взаимосвязаны. Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов. В заключении надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является низкий уровень социальных услуг и социальной работы с семьями.
1.2 Зарплата для семьи
Маленький процент разводов в дореволюционной аграрной России объясняется тем, что крестьяне, составлявшие 95% населения, жили своим натуральным единоличным хозяйством. Жена не могла уйти от мужа, не расставшись с этим единственным источником средств к существованию. Муж не мог бросить жену с детьми и хозяйством по той же самой причине. Он не мог выгнать жену с детьми, так как дети были его работниками и его пенсией. Государственных пенсий для крестьян не существовало. Семьи были прочными, часто многодетными. Несмотря на высокую детскую смертность (умирало 200 младенцев из 1000, до детородного возраста доживало 50% людей), в дореволюционной России наблюдался быстрый естественный прирост населения.
Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня — выжить. Росстат обнародовал данные о средней зарплате в апреле 2010 году: она составила 20 383 руб., то есть увеличилась по сравнению с апрелем 2009 года на 12,4%. Вроде бы неплохо, но это отнюдь не означает, что каждый россиянин зарабатывает в месяц именно такую сумму.
Если учесть, что разрыв между минимальным и максимальным уровнем оплаты труда в России, по разным оценкам, колеблется от 14,7 до 25 раз, то становится понятно, что представляет собой средняя зарплата. Например, топ-менеджеры в госкорпорациях получают по миллиону рублей в месяц и более, а их зарплаты статистика «делит» на всех, тем самым сильно приукрашивая реальную картину.
А как распределяются зарплаты между категориями работающих? Увы, как и раньше, работающие в сельском и лесном хозяйстве получают меньше других – по 9618 руб. Текстильщики и швейники получают по 10 074 руб. в месяц, что тоже негусто. Кожевенники и обувщики зарабатывают по 10 616 руб., зато обработчики древесины – уже по 12 164 руб.
Учителя обрабатывают не древесину, а юные души и мозги, но получают не намного больше – по 13 494 руб. Работники здравоохранения и социальной сферы опережают их примерно на 1500 – они получают по 14 983 руб.
А вот те, кто выкачивают из земных недр топливные ископаемые, зарабатывают в среднем уже по 47 559 руб. в месяц (в три раза больше учителей и врачей). Это – самый высокий показатель в обзоре. Впритык к ним идут производители нефтепродуктов (45 228 руб.) и специалисты в области финансов (45 959 руб.)1.
В то же время практически каждый седьмой россиянин продолжает жить за чертой бедности и имеет доходы ниже прожиточного минимума, составляющего 5144 руб. На конец 2009 года таковых было 18,5 млн человек, или 13,1% от общего числа жителей страны. Зарплату ниже уровня прожиточного минимума получают 5,6% работающих. А это значит, что люди не способны обеспечить даже свои минимальные потребности, не говоря уже о членах семьи. То есть самые бедные работают даже не за еду, а лишь за часть потребностей в еде. Где они берут остальное – неизвестно.
Наибольшее число «бедняков» работает в сельском хозяйстве и, как ни дико это звучит, в образовании, здравоохранении, сфере оказания социальных услуг. Меньше минимума зачастую зарабатывают и те, кто трудится на неполную ставку в любых отраслях, даже в нефтяной.
Но что самое печальное – в категорию бедняков зачастую входят семьи с детьми. Если посмотреть на семью, еще не так давно считавшуюся стандартной – двое взрослых и двое детей – то для обеспечения прожиточного минимума каждому ребенку родители должны зарабатывать не менее 11 тыс. руб. в месяц. Однако 15% работающих получают меньше этой суммы, а значит, их семьи попадают в категорию бедных. Между тем такая семья является минимально достаточной для воспроизводства населения на прежнем уровне (об его увеличении речи не идет).
Стоит ли после этого удивляться, что население сокращается, а все разговоры о поддержке семей с детьми оказываются лишь разговорами и ничем более? Зарплаты примерно половины россиян недотягивают до 16 тыс. руб. в месяц, а именно столько необходимо денег, чтобы обеспечить минимальные потребности семьи, где есть ребенок и неработающая жена.
В этом году число тех, кто живет за чертой бедности, вряд ли существенно изменится, считают эксперты. С одной стороны, выросли доходы пенсионеров, и они должны выйти из числа «бедняков». С другой – поднялись тарифы на ЖКХ, транспорт и другие услуги, и планка прожиточного минимума увеличится, а значит, большее количество людей не сможет до нее дотянуться.
Такая вот статистика. Одни цифры и ничего более, а вся наша жизнь сразу оказывается как на ладони. Опадает вся словесная мишура и становится видна истинная цена «реформам», оценка работы властей и цена их обещаниям.
II. Духовный кризис общества и семья
2.1 Исторические предпосылки
Семья и брак - основа общества и поэтому любому, кто хочет понять и осознать проблемы общества, необходимо понимать и то, что происходит в этой области и каковы причины кризиса семьи.
Советский Союз - единственная страна в мире, где люди жили при социализме более 70 лет, то есть за это время полностью сменилось целое поколение. Какие изменения произошли в русском обществе, и в каком состоянии находится детство? Каждый год население России сокращается примерно на полмиллиона человек. В некоторых регионах умирает в три раза больше, чем рождается. Состояние здоровья детей такое, что большая их часть уже рождается с теми или иными патологиями. В последние годы возникла новая проблема - это сироты при живых родителях. Всего у нас в специальных детских учреждениях пребывает около 200 тыс. детей. 95% из них - имеют родителей. Велика проблема беспризорников. Причем среди беспризорников, задерживаемых в Москве, только 14% - москвичи, половина - из стран бывшего СССР, а остальные из других регионов России. Из стран бывшего СССР такое же неблагополучное положение складывается на Украине, значительно лучше - в Белоруссии. Но в целом это общая беда бывшего СССР1.
Чем обусловлены такие катастрофическое данные? Предпринимались многие попытки проанализировать ситуацию. И все исследования наталкивались на то, что причину в экономической или социальной сфере найти невозможно. У такого положения дел нет никаких экономических причин. Падение нравов, засилье псевдокультуры, формирование извращенных понятий о добре и зле, потеря авторитета семьи - вот истинные причины. Люди, которые разводятся, делают аборты, бросают своих детей, становятся наркоманами, совершают те или иные антисоциальные поступки, делают это вне всякой связи с их экономическим положением. Даже наоборот, богатые люди более подвержены различным порокам. Мало того, что Россия не относится к числу беднейших стран и даже на уровне отдельной семьи этой связи между доходом и устойчивостью семьи не наблюдается.
Так в чем же дело? Чтобы проанализировать причины и процесс развития кризиса семьи в России, необходимо вернуться к 1910-м - 1920-м годам, когда формировалось советское государство, политика и идеология которого столь сильно повлияла на весь мир в ХХ веке.
Это было время революции, которая охватила все общество, сверху донизу, которую в течение многих десятков лет готовили криминальные группы революционеров-подпольщиков и которая, в конце концов, пролила море крови. Главным отличием советской революции было то, что основополагающим ее моментом была не экономика или политика, а особая идеология, которая должна была полностью изменить общество. Была создана новая философия, новая история, в коммунистическое прокрустово ложе даже пытались втиснуть биологию, уничтожая генетиков, научные взгляды которых противоречили марксизму. Были уничтожены одни слои общества и вместо них возникли другие. И, конечно, революционные изменения коснулись семьи. Один известный английский писатель и фантаст, Герберт Уэллс, во время визита в Советский Союз и беседы с Лениным, увидев фантастичность всего того, что происходит, посоветовал Ленину устроить "пятилетку" по переделке человеческого мозга, имея ввиду, что те идеи, которые пытается внедрить советское правительство, невозможно осуществить без изменения человеческого сознания. Ему, фантасту, это казалось слишком фантастичным, но Ленин оказался прав в самом худшем смысле этого слова. Сознание действительно удалось изменить, причем не только в России, но и повлиять на умы во всем мире.
Именно изменение сознания общества за эти годы, осуществленное советским правительством, лежит в корне большинства бед, с которыми сталкивается все наше общество и что причиняет страдания многим невинным жертвам, в том числе детям.
Придя к власти, коммунисты начали настоящую войну против семьи и религии, этих основ общества. Первой жертвой советской власти в 20-е годы стал русский народ и русское духовенство, которое истреблялось в таких масштабах, что мы до сих пор не знаем точной цифры истребленных за веру. Потом стали уничтожаться целые классы и сословия людей. Число репрессированных в целом сопоставимо с числом жертв Второй мировой войны. Но самый страшный удар был нанесен по семье. Само понятие "семья" стало чем-то порочным, "буржуазным", подавляющим "свободу" личности. Дети оказались принадлежащими государству, которое стало грубо и насильственно вмешиваться в их воспитание, а супружеская верность оказалась пережитком старого общества1.
Равноправие женщин и мужчин, один из главных идеологических козырей страны советов применялся на практике как вовлечение женщины в трудовой процесс и ее эксплуатация наравне с мужчинами. В советское время иностранные журналисты, которые хотели показать быт советских женщин, любили снимать на кинопленку такую картину: женщины в рабочей одежде катают асфальт или укладывают рельсы. Это может вызвать улыбку, но, конечно, положение "свободной" женщины, которая добровольно укладывает рельсы, не такое уж смешное. Попытка уравнять женщину и мужчину в Советском Союзе окончилась полным провалом и привела к самым отрицательным последствиям и этого не могло не быть, потому что мужчина и женщина сами по себе по разному устроены: мужчины не могут рожать детей, а женщины не могут и не должны укладывать рельсы. Конечно, речь не идет о юридическом равенстве между мужчиной и женщиной, которое очевидно, и для его осуществления вовсе не нужны кровавые революции.
Женщины была оторвана от семьи. Были созданы детские сады, детские дома, ясли, все было устроено таким образом, чтобы отделить ребенка от матери и получить полный контроль над его воспитанием, сделать из него то, что нужно правительству. Время, освободившееся от воспитания детей, женщина должна была отдавать государству, то есть работать. В Советском Союзе были созданы все условия для того, чтобы освободить женщину от воспитания детей и нагрузить ее вместо этого общественно-полезной работой. Женщина, сидящая дома с ребенком, воспринималась как тунеядец и лишалась пенсии, государственной помощи, подвергалась общественному порицанию. Утверждая женщине свободу укладывать рельсы и катать асфальт, коммунистическое правительство отнимало у нее свободу рожать и воспитывать детей - вот обратная сторона того самого равноправия.
К каким результатам это привело? Ребенок, воспитывающийся без матери, как оказалось, сам вырастает с пониженным родительским инстинктом, а отрыв детей от родителей в течение нескольких поколений привел к появлению молодых людей, у которых отсутствует желание иметь ребенка. Сохраняя физиологическую способность к деторождению, такие молодые люди оказываются психологически непригодными ни к семейной жизни, ни к родительству. Они не хотят иметь детей. Ребенок воспринимается как разрушитель комфорта, как помеха. Эти люди воспитаны в нескольких поколениях в отрыве от матери, часто без отца и все это ведет начало к 20-м годам, когда первая в мире женщина-нарком, гордость Советского Союза, Александра Михайловна Коллонтай говорила, что "Ребенок принадлежит обществу, в котором родился, а не своим родителям". И, что страшно, это были не только слова, а реальная политика правительства, подкрепляемая аппаратом репрессий и мощной машиной идеологической обработки населения. Если наш народ не переродился полностью по ленинским рецептам, то это только вопреки этому аппарату насилия над семьей и благодаря тому, что у нас нашлись внутренние силы для сопротивления тому, что с нами делали.
В последнее время стали модными модернистские и реформаторские идеи в области семьи, брака и вообще в отношении к человеческой жизни. Но неприятная для многих правда заключается в том, что у подобных радикальных идей коммунистические корни. Если мы посмотрим на большинство этих революционных идей в сфере семьи и брака, то увидим, что они не так уж новы, а были привнесены в общественную жизнь коммунистами еще в 20-е годы. Это легализация гомосексуализма, разводов, абортов, unisex, когда стираются различия между мужчиной и женщиной, это превратно понимаемое равноправие женщин и мужчин, это отрыв женщины от ее ребенка, это вмешательство государства в вопросы воспитания детей. Маргарет Зангер считается одной из основательниц радикального феминизма и движения за контроль над рождаемостью, но мало кому известно, что А. М. Коллонтай задолго до того, как идеи Зангер покорили многие умы, реализовала те же самые феминистские идеи в условиях молодого советского государства. Это произошло потому, что вместе с революцией коммунистической, советская власть принесла революцию сексуальную. То, что в одних странах она осуществляется добровольно, в других - принудительно, не меняет сути этого явления.
Прошло некоторое время и коммунистическое правительство увидело, что продолжение политики, ориентированной на разрушение брака, разрушит само государство и стали отходить от строго марксистских идей в области семьи, но вирус, заложенный в 20-е годы, продолжал существовать и разрушать семью до сегодняшнего дня.
Каков итог печального опыта Советского Союза? Революционные и модернистские преобразования в области брака ударили по семье, разрушая ее. Сегодня в России 80% браков распадается в течение первых двух лет, из трех беременностей две прерываются абортом. Количество абортов таково, что если начало жизни человека считать от момента зачатия, то средний возраст жителя России окажется 11 лет. Известно, что в результате абортов нередко рождаются больные и недоношенные дети. Всегда, когда в семье происходят какие-либо неприятности, главной жертвой оказываются именно дети.
Но только ли Россия и является жертвой нового мирового порядка? Если мы посмотрим на те тенденции, которые наблюдаются в Европе и Америке, то придем к неутешительным наблюдениям: аборты, разводы, распад семей, эвтаназия и вообще неуважение человеческой жизни, вмешательство государства во внутренние дела семьи, все это набирает силу и поэтому поводу вспоминается один тезис, который хорошо знаком всем бывшим советским людям: "Дело Ленина живет". Поэтому приходится согласиться с тем, что мина замедленного действия, заложенная в основу основ общества - семью и брак коммунистическим правительством, продолжает работать наподобие того, как до сих пор взрываются мины, закопанные 50 лет назад во время войны: уже нет тех людей, которые отдали приказ их установить и нет тех, кому они предназначались, но само дело, направленное против человеческой жизни, продолжает существовать.
2.2 Негативные последствия современной «свободы»
Что же происходит в самые последние годы? Какие тенденции наблюдаются сейчас? В основном последние десять лет характеризуются большей степенью открытости России по отношению к внешнему миру. И, как ни странно, мы столкнулись с тем, что наша элита стала перенимать на Западе не то, что лучше, а то, что хуже1. Одно из новшеств, с которыми сегодня сталкиваются дети и их семьи - права ребенка. Эта сфера юриспруденции быстро развивается и в ней наметились опасные тенденции: права ребенка рассматриваются в отрыве от прав родителей, зачастую противореча им. Это совершенно новое явление, которое безусловно направлено на разрушение семьи, на разделение связи между родителями и детьми. Ребенок нуждается в защите государства, но когда государство начинает противопоставлять права детей и интересы родителей, то это становится вмешательством государства в дела семьи. Свобода - хорошая вещь, но если ради идеи нарушается свобода родителей, то это уже агрессия и насилие.
Совершенно новым для нас оказалась инвазия движения по контролю над рождаемостью. Хотя такие явления, как контроль над рождаемостью, внедрялись советским правительством, в последние годы оно отошло от этого, исходя из государственных интересов. Российское общество оказалось совершенно не готовым к появлению Российской ассоциации планирования семьи - РАПС, филиала IPPF. Хорошо организованная сила, прекрасно разбирающаяся в способах и методах работы с госаппаратом, нашла в постперестроечной России прекрасный способ выбивания денег из госбюджета: это симбиоз с представителями бывшей партийной номенклтуры. Состоящее из бывших партийных работников и коммунистов, ядро РАПС успешно внедрилось в госаппарат. На мероприятия по контрою над рождаемостью были выделены очень большие деньги. Чтобы не возникло возражений у общественности, расходы на контроль рождаемости были внедрены в президентскую программу "Дети России". Причем, что интересно, в нее входила программа "Дети-сироты", на которую было выделено во много раз меньше денег, чем на контрацепцию. Опыт иностранных специалистов IPPF в сочетании с опытом бывших коммунистов дает неплохой эффект, только, к сожалению, эта организационная сила стала работать против национальных интересов страны. Под прикрытием интересов детей и защиты их прав началась повальная сексуализация несовершеннолетних. Ситуация после появления IPPF и ее российского филиала - РАПС изменилась таким образом. Если 20 лет назад в России с трудом находили больного сифилисом, чтобы продемонстрировать студентам-медикам симптомы болезни, то сейчас заболеваемость увеличилась в десятки раз. Общая заболеваемость болезнями, передаваемыми половым путем выросла в 30 раз. При этом рост заболеваемости проходил параллельно с открытием новых и новых филиалов ассоциации планирования семьи и всегда эффект был только обратным. Несмотря ни на какие отрицательные результаты, активность иностранных организаций по сексуальному просвещению детей все время возрастает. Так, компания Procter&Gamble заключила договор с РАПС о том, что РАПС за ее деньги охватит сексуальным просвещением 90% российских школьников. Эта история закончилась скандалом, когда суд в Санкт-Петербурге признал виновным директора школы, сотрудничавшую с РАПС по этому договору в показе порнографического фильма детям. Несмотря на решение суда, и программу продолжают реализовывать. Растление детей продолжается! Можно привести много других примеров, как иностранные службы по контролю над рождаемостью пытаются проникнуть в школы и получить доступ к детям. В России это приводит к следующим результатам: все видят и прекрасно понимают, что многие иностранные организации, которые проводят политику сексуального просвещения и контроля над рождаемостью, действуют против наших национальных интересов. Это возбуждает сильные антизападные настроения и приводит к ухудшению политического климата, ухудшению отношений между Россией и странами Запада. Поэтому не стоит удивляться, что в России растут антизападные настроения - такие организации, как IPPF провоцируют их сами, нанося тем самым политический ущерб тем странам, которые спонсируют IPPF и оказывают им иную поддержку.
Одной из новых проблем, с которыми сталкивается Россия - это проблема сект и вовлечения в них детей. С детьми и их религиозным сознанием произошло следующее. Были люди, которые сохранили свою религиозность несмотря ни на какие препятствия и гонения. Но выросла и масса совершенно безрелигиозных людей. Появились дети в семьях атеистов трех-четырех поколений. И, что удивительно, дети даже в таких семьях нередко бывают очень религиозными. Но семья, совершенно отчужденная от религии не может дать даже самого примитивного церковного образования своим детям. Такие дети, в основном подростки, начинают интересоваться религией. Не разбираясь в различных тонкостях, и не имея поддержки родителей, они легко попадают в секты. Большинство сект, действующих у нас, - американского происхождения, но есть и доморощенные. Так некто Виссарион, бывший милиционер, назвал себя Иисусом Христом, основал в Сибири свое поселение и, используя технологии контроля над сознанием, держал в подчинении большую группу людей, в том числе детей. Адепты секты продают квартиры и приезжают к нему. Также получила скандальную известность секта "Белое братство". Именно в нее попали особенно много детей. Фактически становясь рабами своего гуру, они попадали в настоящее рабство. Здесь сказалось несовершенство нового религиозного законодательства. Не разработан юридический механизм защиты прав родителей на контроль над религиозным образованием. Религиозный деятель, в том числе иностранный проповедник, имеет возможность учить детей, не уведомляя родителей, без их согласия. Наше законодательство от прессинга на любые проявления религиозности перешло к такой безграничной свободе деятельности религиозных организаций, которой, наверное, нет ни в одной стране. Для многих будет странным слышать, но это так: по некоторым показателям даже Русская Православная Церковь имеет большую свободу, чем до революции. К сожалению, попытки заставить религиозные организации, а особенно иностранных проповедников самим соблюдать права человека и не нарушать законы страны, наталкиваются на агрессивное сопротивление различных правозащитных организаций. Причем, что странно, в России свобода действий гражданина в области религии по многим показателям намного выше, чем в других, например, некоторых европейских странах.
Что можно сказать еще о семье в России? Каково место Русской Православной Церкви? Почему ее влияние на общество ограничено, и мы не можем помочь государству решить проблемы детей сразу и быстро? Для этого нужно представить условия, в которых мы живем. До революции духовенство было целым сословием, классом общества численность 500 тысяч человек, не считая членов семей священников. После прихода к власти коммунистов, истребление духовенства шло такими темпами, что уже к началу войны, когда уменьшились гонения, на свободе остались единицы. Церковь была разгромлена. В одном подмосковном поселке, Бутово, стоит деревянная церковь-памятник. В день там расстреливали по 500 человек. Мы до сих пор точно не знаем количества похороненных на этом месте, которое усеяно человеческими костями. А такими полигонами была покрыта вся страна. До сих пор Русская Православная Церковь не восстановила дореволюционной численности духовенства. Священник Максим Обухов сказал: «Священнику в современной России приходится зачастую крестить несколько десятков человек в неделю, неся нагрузку во много раз большую, чем в нормальных условиях. Поэтому очевидно, что несмотря на то, что нам очень трудно, делается только то, то мы в состоянии сделать. В приходе, где мне приходится служить, ведется работа с детьми, мы создали целый детский дом, дети-сироты находятся в несравненно лучших условиях, чем в государственном, и при этом мы не расходуем ни одного рубля государственных денег, обходясь еще меньшими средствами, чем содержание государственных детских учреждений. Нам приходится осваивать совершенно новые формы работы, которые до нас никто в России не использовал. В нашем же приходе возникла служба помощи многодетным родителям. Детский летний лагерь, в работе которого мы принимаем участие, пропускает через себя в год более тысячи детей. На это уходит время, хотелось бы работать быстрее, но это не всегда получается»1.
Заключение
Наряду с тем, что до мирового экономического кризиса наметилось сокращение числа абортов на 40% (см. приложение 3) проблемы современной семьи вновь стали очень актуальными. И очень важно, что в настоящее время проблемы семьи и демографии находятся в центре внимания науки и общества. И связано это, в первую очередь с кризисом института семьи. В последнее время в структуре современной семьи произошли изменения: уменьшилось количество детей, сократились ее размеры, значимость близких теряет свое значение. Усугубляют ситуацию тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, утрата жизненно важных человеческих ценностей, ослабление социально-психологического эффекта общности, а, как известно, он служит средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания. Это не может не беспокоить, поскольку подобная тенденция направлена не на сплочение семьи, а на ее разобщение. В совокупности это приводит к антисоциальному поведению, алкоголизму, наркомании, росту детской преступности и безнадзорности, социальному сиротству, различного рода враждебности на национальной основе, и т.д.
Очевидно, что состояние современной семьи является одновременно как следствием, так и причиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе. Будучи одним из основополагающих социальных институтов, семья в своем развитии неизбежно отражает существенные тенденции развития всего общества. Семья, таким образом, не просто испытывает на себе мощное влияние всех действующих факторов социальной динамики, но во многом и сама эти факторы определяет и воспроизводит. Без серьезного анализа процессов, происходящих в сфере семейной жизни невозможно полноценное понимание целостной общественной жизни.
В настоящее время более 200 тысяч взрослых, не выполняющих своих родительских обязанностей, состоит в отделениях внутренних дел на социально-профилактическом учете. Общее количество детей-сирот на сегодня составляет 740,5 тысяч человек. Только 10% детей из общего числа лишившихся попечения родителей стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные 90% детей, 70 имеют живых кровных родителей. Это – социальные сироты.
Усугубляют ситуацию тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Межинституциональные конфликты и рассогласование семейных ролей родителей и детей, отцов и матерей, мужей и жен понизили ценность семьи для индивида, ослабили мотивацию к браку, привели к росту разводов, сожительств и смешанных семейных групп, образованных после развода, а также к росту матерей-одиночек и прочих так называемых альтернативных форм брака.
В России сегодня происходит увеличение гражданских браков. Каждый третий ребенок сегодня рожден вне брака. При этом большинство таких детей имеют обоих родителей. Есть сведения, что в Москве таких браков 40%, во многих европейских столицах эта цифра доходит до 70%2. В 1999 году вне зарегистрированного брака родилось 339283 младенца, их доля, в общем числе родившихся составила 27,93% (в 1994 году -19,58%)3.
Современной городской семье свойственна потребность не в детях, а в ребенке. Зарубежные и российские исследования показали, что для современной городской семьи наличие детей является психотравмирующим фактором, снижает уровень удовлетворенности браком, так как ухудшается экономическое состояние семей, увеличиваются бытовые нагрузки.
Здесь бы хотелось бы сказать и о разводах. Развод – это дестабилизация всего жизненного уклада. Он несет с собой множество жизненных проблем. Риск заболеваний у разведенных людей в течение года после развода становится выше на 30%5. Для детей развод родителей – травма, это крушение мира. Они не редко винят в разводе родителей себя либо одного из родителей. Могут испытывать к родителям злость и долго не проходящую обиду. Иногда, уже став взрослыми, дети упрекают отцов, презирают за те грехи, которые им предъявляет мать, а сами бессознательно становятся похожими на них. Таким образом, семья сама того не желая, наносит вред воспитанию детей. Став взрослым такой ребенок не может быть уравновешенной здоровой личностью, не может создать нормально функционирующую семью.
Сама по себе семья не может формироваться в отрыве от общества и государства. Современное государство в России, стремиться заменить собой семью в целях все более многостороннего подчинения личности интересам корпоративного капитализма, разрушает основы семьи.
В настоящее время стратегической долгосрочной целью семейной политики должно являться укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей.
Список литературы
1) Анисимова Г. В. «Проблемы социально-экономической дифференциации в российском обществе. Экономико-статистический анализ», - М., Изд-во «Либроком», 2010 г
2) Чесноков С. В. «Детерминационный анализ социально-экономических данных» Либроком, 2009 г.
3) Синельников А. Б., Медков В. М., Антонов А. И. «Семья и вера в социологическом измерении», - М., Изд-во «КДУ», 2009 г
4) Под редакцией А. А. Реана «Семья: Психология, педагогика, социальная работа», - М., Изд-во «АСТ», 2010 г.
5) Данилов Е. П. «Семья и брак», - М., Изд-во «АСТ», «Зебра Е», 2007 г.
6) Прохорова О. Г. «Любовь, брак, семья. Жизнь без ошибок», - М., Изд-во «КАРО», 2008 г.
7) Свещенник Александр Лазебный «Православная семья от А до Я», - М., Изд-во «Удача», 2010 г
8) Козырев Ф. Н. «Брак и семья в православной традиции. Как на самом деле относится Церковь к плотской любви», - М., Изд-во «Эксмо», 2008 г
9) Епископ Филипп (М. Филипченко) «Православная семья. Духовность, быт, здоровье», - М., Изд-во «Феникс», 2007 г
10) Осипов А. И. «Любовь, брак, семья. Разговор со взрослыми», - М., Изд-во Московской Патриархии, 2009 г.
11) Тюрина Э. И, Кучукова Н. Ю., Пенцова Е. А. «Социальная работа с семьей и детьми», - М., Изд-во «Академия», 2009 г.
12) Гуслова М. Н. «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи», - М., Изд-во «Академия», 2010 г.
13) Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А., Алтушкина Т. А. «Культура семьи», - М., Изд-во «Москва», 2009 г.
14) «Фома», ежемесячный журнал, Издательский совет РПЦ, № 8, 2008 г.
1 Ожегов С. И. «Словарь русского языка», - М., Изд-во «Русский язык», 1986 г., стр. 612
1 Анисимова Г. В. «Проблемы социально-экономической дифференциации в российском обществе. Экономико-статистический анализ», - М., Изд-во «Либроком», 2010 г., стр. 76
1 Свещенник Александр Лазебный «Православная семья от А до Я», - М., Изд-во «Удача», 2010 г., стр. 63
1 Осипов А. И. «Любовь, брак, семья. Разговор со взрослыми», - М., Изд-во Московской Патриархии, 2009 г, стр. 27
1 Епископ Филипп (М. Филипченко) «Православная семья. Духовность, быт, здоровье», - М., Изд-во «Феникс», 2007 г., стр. 97
1 «Фома», ежемесячный журнал, иза-во при РПЦ, №8, стр.34