Введение в социальную педагогику
Введение в социальную педагогику
Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация. Развитие человека идёт с момента его зачатия до смерти. Развитие - процесс многоплановый. Это и развитие отдельных систем организма (костной, мышечной и т.д.), и психических функций человека (ощущений, восприятия и т.д.), и личностных характеристик (самосознания, уровня притязаний и т.д.).
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства человеком культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живёт.
Социализация происходит как в процессе стихийного взаимодействия человека с окружающей средой и стихийного влияния на него различных разнонаправленных обстоятельств жизни, так и в относительно направляемом обществом и государством процессе влияния на те или иные категории людей, а также в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания.
В процессе социализации человеком осуществляется саморазвитие, самостроительство, самовоспитание.
Исходя из этого можно сказать, что развитие - общий процесс становления человека, социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями; воспитание - относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.
Социализация - процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом.
Воспитание - процесс прерывный, поскольку, будучи целенаправленным, осуществляется в определённом месте и в определённое время, в определённой организации.
Семейное воспитание - объект семейной педагогики, религиозное воспитание - объект конфессиональной педагогики.
Социальная педагогика занимается проблемами социального воспитания. Семейное воспитание тоже предмет её интереса, поскольку эффективное воспитание предполагает непротиворечивость семейного и социального воспитания. Для достижения этого социальная педагогика учитывает характер семейного воспитания, стремится косвенно влиять на семейное воспитание в процессе разработки тех или иных аспектов и проблем социального воспитания.
Социальная педагогика в определённой мере решает и проблему самовоспитания, самостроительство, самосовершенствования человека, что является необходимой предпосылкой и результатом эффективного воспитания. Решение этой проблемы реально в том случае, если в процессе социального воспитания создаются условия и стимулы для саморазвития человека.
Термин "социальная педагогика" был предложен немецким педагогом А. Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.
Педагогика возникла и развивалась как теория и методика воспитания в учебно-воспитательных учреждениях детей и подростков. С конца XVIII в., когда стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки постепенно также стали объектом внимания педагогики.
Во второй половине XIX в. начинает расширяться система общественного воспитания. Во-первых, в него включается воспитание молодёжи и других старших возрастных групп. Во-вторых, адаптация и перевоспитание представителей всех возрастных категорий, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы. Это было связано с теми социокультурными процессами, которые происходили в Европе и Америке.
Индустриализация породила массовую миграцию сельского населения в город, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным поставщиком беспризорных, бродяг и нищих из дезорганизованных семей. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией преимущественно из слаборазвитых регионов Европы и Южной Америки.
Традиционный воспитатель - церковь, хотя и продолжала играть существенную роль в жизни людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитания и, кроме того, далеко не сразу перестроилась в соответствии с новыми социокультурными реалиями. Образовался вакуум, который необходимо было заполнить. Это и попытались сделать некоторые педагоги, начав разрабатывать социальную педагогику.
С середины XIX в. появилась андрогогика - педагогика взрослых, которая и по настоящее время занимается проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отсоединилась герогогика (педагогика старости) которая занимается различными вариантами образования людей пожилого возраста.
В конце XIX в. зародились и в течение нашего века сформировались педагогика перевоспитания детей и подростков, а также исправительная педагогика.
Возникнув на рубеже веков в Германии, социальная педагогика претерпела весьма любопытную эволюцию. Не будучи признанной мировым научным сообществом, она, тем не менее, получила определённое развитие в 20-е годы в Советском союзе в виде разработки идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С.Т. Шацкого, в трудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков. Однако в массовом опыте она воплощалась в довольно упрощённом виде, что, по сути, вело лишь к компрометации идеи как таковой.
Интерес к проблематике, характерной для социальной педагогики, вновь возник в среде педагогов, как у нас, так и за рубежом в 70-е годы, что было связано с очередным кризисом систем воспитания. У нас это было связано с появлением различных вариантов работы с детьми по месту жительства в практике воспитания и проявился в разработке необходимых методических рекомендаций.
За рубежом научная разработка проблем социальной педагогики возобновилась лишь в 50-60 годы в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и в США, уже начиная с конца XIX века, всё более широкое распространение получила практическая деятельность, обозначавшаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами и общественными организациями. Содержанием её была помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других социальных институтов и т.д.
Социальная педагогика - отрасль, составная часть общей педагогики, изучающая процесс социализации личности в системе средовых взаимодействий. Это новое научное знание о человеке, его социальном становлении и развитии, особом виде отношений, возникающим между воспитателем, воспитуемым и социальной средой.
Социальная педагогика - это наука о закономерностях социального воспитания человека, о путях создания оптимального режима учебно-воспитательного процесса, его целостности в условиях микросреды. Она рассматривает человека в личностно-средовом контексте как открытую, постоянно меняющуюся субъективную систему.
Социальная педагогика призвана организовать целостный воспитательный процесс, объединяющий усилия воспитателя, возможности ученика и ближайшего его окружения, т.е. связать воедино процесс становления и жизнедеятельности людей в условиях микросреды, определённого социума, в целом в обществе.
Предметом социальной педагогики является гармонизация отношений личности и социальной среды через социальное воспитание личности во всех сферах жизненного пространства человека - семье, первичном коллективе, школе, вузе, армии, на производстве и т.п.
Объект социальной педагогики - закономерности социального воспитания человека на всех этапах его становления и развития, во всех формах бытия и жизнедеятельности, с учётом его индивидуально-психологических и возрастных особенностей.
Функции социальной педагогики:
а) интегративная - определяющая отрасли научных знаний о человеке, его жизнедеятельности в микро - и макросоциуме;
б) диагностирующая - раскрывающая ценностные характеристики и особенности социума во взаимосвязи со всем комплексом личностно - средовых взаимодействий;
в) прогностическая - обеспечивающая инструментально-выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития социально-педагогического процесса в масштабах микро - и макросоциума;
г) информативно-коммуникативная - обеспечивающая трансляцию социального опыта, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих воспитывающие отношения в социуме, а также позицию личности как субъекта деятельности, самореализации и преобразования социальной среды.
Общая цель социальной педагогики - научно-педагогическое обеспечение социальной работы как профессиональной деятельности и формирование педагогически регулируемых отношений в макро - и микросоциуме.
Основные задачи её включают:
разработку теории и методики комплексного подхода к воспитанию социально зрелой личности;
исследование и разработку проблем воспитывающей среды;
исследование социально-педагогических проблем средовой адаптации личности в новых условиях социально-экономической и политической обстановки, жизнедеятельности;
рассмотрение вопросов теории и практики социальной профилактики отклоняющегося поведения людей;
исследование путей интеграции воспитательных сил государства, общества, оптимизации педагогических возможностей этих сил;
разработку проблем создания целостного воспитательного процесса в микросреде;
изучение вопросов формирования педагогического объединения микросоциума, эффективности его воспитательной работы;
разработку частных методик социального воспитания личности;
изучение и анализ социально-педагогической теории и практики зарубежных стран.
Социальные процессы наряду с появлением социальной педагогики привели к возникновению особой сферы социальной деятельности, получившей название социальной работы.
Социальная работа - профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в социуме.
Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Всех педагогов можно считать социальными работниками, но не всех социальных работников можно считать педагогами в профессиональном плане. Но все категории социальных работников в идеале должны иметь определённый уровень социально-педагогической подготовки.
Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации (Армия спасения, женские союзы и др.). Филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и др. категориям социально обездоленного и социально незащищённого населения.
В 20-е годы прошлого столетия социальная работа имела следующие сферы применения: семейное благополучие, детское благополучие, психиатрическая социальная работа, медицинская социальная работа, школьная социальная работа. Позднее добавились сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной социальной работы и др.
В каждой сфере помощь осуществляют профессионально подготовленные социальные работники. Соответствующих специалистов готовят в высших учебных заведениях.
В России специальности "социальный педагог" и "социальный работник" были законодательно введены в 1991 году.
Развитие социальной работы является сильнейшим стимулом развития социальной педагогики. Это важно для решения вопросов бытия, воспитания, на основе определённых мировоззренческих установок, теоретических разработок и глубинного осмысления социальных процессов и явлений.
В свою очередь, разработка проблем социальной педагогики всячески способствует развитию социальной работы, её превращению в высокопрофессиональную социально-педагогическую деятельность.
В XX веке социальная педагогика объективно становится отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что именно в этом столетии получили значительное развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психология, этнология, социология и многие другие, что существенно расширило представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме.
Преставление о педагогике как об отрасли интегративного знания позволяет предложить следующую структуру социальной педагогики.
Одним из разделов соц. педагогики является социология воспитания, которая исследует процесс и факторы социализации человека. Социально-педагогическая виктимология - в рамках этого раздела исследуются те категории людей, которые стали жертвами неблагоприятных условий социализации. Философия социального воспитания - в этом разделе рассматриваются такие фундаментальные вопросы, как что понимается под воспитанием в современном обществе, каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека, как понимается цель воспитания сегодня и др.
В соц. педагогике разрабатывается теория социального воспитания, которая описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания, как социального института.
Психология социального воспитания - определяет психологические механизмы и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.
Экономика и менеджмент социального воспитания - исследуются потребности социально-экономического развития общества в определённом качестве "человеческого капитала", экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания.
Название специалиста "социальный педагог" является производным от слова "педагог", которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. В профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок, его развитие и социальное становление. Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, "выпадению" из нормальных социальных отношений. Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере, одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.).
Типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает: учреждения образования; учреждения комитетов по делам молодежи; учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.); учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.); учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, и др.).
Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер.
Социальная педагогика обладает рядом функций:
теоретико-познавательная ф-ция выражается в том, что соц. педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их.
прикладная ф-ция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
гуманистическая ф-ция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
Такое понимание социальной педагогики как отрасли знания делает ее необходимой теоретической основой социального воспитания.
Мы рассмотрели, что же такое социальная педагогика, что является предметом её изучения, методы и функции социальной педагогики. Кроме этого заглянули в историю развития и становления социальной педагогики как отрасли знания и подчеркнули её необходимость, как основу социального воспитания.
Список литературы
Мудрик А.В. "Введение в социальную педагогику", Пенза, 1994г.
Дыгун М.А., Исмайлов Л.В. "Хрестоматия по социальной педагогике", Мозырь, 1998 г.