Современные реалии детства (работа 1)
ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Современные реалии детства
Учащаяся гр. 401 О.А. Уласкова
Руководитель Е.В. Лобырина
Минск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Глава I. Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного детства
Глава II. Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности современного детства
Глава III. Школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Анкетирование как метод педагогической диагностики
Глава II. Видеометод как метод педагогической диагностики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Какое оно – современное детство? В чем его права, возможности, радости, интересы? На современных детей смотреть ужасно! Бездушные, привыкшие насмехаться буквально надо всем – над историческим наследием, над государственными символами, традициями и праздниками, над религией, над наиболее значительными произведениями живописи, литературы и кинематографа, над школьными учителями, над любовью к родным и домашним животным, над попытками родителей приучить к доброте, честности и справедливости.
В современном мире авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как это было двадцать лет назад. Раньше, взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребенка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт и опыт предыдущих поколений.
Как не допустить дальнейшего изменения детства, чтобы не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили началом для выбора темы нашего исследования, актуальность которого бесспорна.
Объектом курсовой работы является современное детство.
Предметом: факторы, влияющие на особенности современного детства.
Цель данной работы: выявление факторов, влияющих на особенности современного детства.
Гипотеза: Проверялось утверждение, что на современное детство влияют различные факторы.
Методы исследования:
Исследование
Наблюдение
Педагогический эксперимент
Анкетирование
Педагогическое наблюдение
База: исследование проводилось на базе 5 и 8 класса общеобразовательной школы № 45, ул. Никифорова, 5.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Глава I. Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного детства
Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает за потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.
Макаренко А.С. считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого «деятельность».
Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделял следующие типы:
Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и т. д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.
Игрушка полуготовая, как-то: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т. д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.
Самый благодатный игровой элемент — это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии.[27,с.45] Но время диктует свои условия. Конечно, игрушки и процесс игры не потеряли своего первоначального значения, но изменились сами игрушки.
В современном магазине игрушек становится плохо от изобилия. Мальчишкам нравятся все технические новинки: пистолеты, грузовики, самолеты и подводные лодки, — все то, что движется, мигает, звучит. Их привлекают Человек-Паук и Бэтмен. В то же время, обычные конструкторы и железные дороги не очень-то нравятся маленьким мужчинам. Им нужен автомобиль, напичканный электроникой. Чтобы на такой машинке не просто кататься можно было, а преступников ловить.
В "девчоночьем" отделе засилье кукол. Пупсы с анатомическими подробностями. Красавицы с фарфоровыми личиками. Барби и их копии. Принцессы, русалочки и невесты остаются незамеченными. Больше всего современным девочкам нравятся новые куклы: яркие губы, узенькие джинсы, огромная платформа и мелированные волосы. У куколок есть и полноценный антураж. Дома с мебелью, машины, яхты и кареты с принцами. Мужья и дети в комплекте прилагаются.
Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение общественности как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей. Вместо того, чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т.п., то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам. [26, c.400]
Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, пришли герои зарубежных - американских и японских -мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов? Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулами, которым мог бы позавидовать любой современный культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав. Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа, уродливые гномы, мутанты: тролли, звездные воины, покемоны. Всех их можно отнести к сказочным персонажам, но если героям сказок был присущ потенциал добра, современные сказочные персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих.[19, c. 170-171]
Например, покемоны (от английского карман, мон – сокращенное «монстр») - герои японского мультфильма, согласно сюжету, принадлежат детям: мальчикам и девочкам 10-12 лет. Дети обладают обширными знаниями о покемонах, занимаются их «воспитанием» - тренировкой особых боевых качеств, которые позволят принимать им участие в боях друг с другом. Владелец победившего покемона в конечном итоге получает звание мастера. Сюжет в общих чертах безобидный, если бы не характер боевых качеств, которыми обладают покемоны: способности к кровососущему укусу, атаке крыльями, наведению ужаса, царапанью, удару хвостом и т.п.
Таким образом, современные сказочные персонажи своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы. Но на прилавках магазинов игрушек покемонов можно встретить в виде ... игрушек для купания маленьких детей, наряду с традиционными уточками, мячиками, лодочками и т.п. [1,с.39]
Родителям стоит задуматься: Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому? Не нарушается ли при этом логическая цепочка «общество - игрушка - ребенок»?
Поиграть сейчас есть во что. Только вот матрешки и игры типа "сделай сам" сиротливо стоят на самой верхней полке. А конструкторы сложнее "Лего" задвинуты в дальний угол. Почему? Да потому что в современном мире у детей уже совсем другие игры. Давайте рассмотрим особенности современных детских игр.
Раньше в детском садике у детей были простые понятные игры: парикмахерская, магазин, больница, кукольный театр, автогонки. Дети учились шнуровать игрушечные ботиночки, собирали пирамидки, конструкторы. В наше время изменились и игры, и дети. Мальчики не расстаются с машинками «иномарками», оснащенными различными техническими новшествами. Девочки приносят в садик говорящих и поющих кукол. И у всех детские мобильники. Современные дети не знают, как можно целый день забавляться, играя в мяч или прыгая через скакалку с подругами. Им не по душе огромные пластмассовые пупсы и солдатики, а красавица – Барби кажется им одной из самых скучных и совершенно бесполезных игрушек.
Их уже не так привлекают развлечения во дворе с шумной толпой сверстников и капустники или самодельные концерты вечером перед толпой соседей.
В школе у детей свои развлечения: тамагочи, тетрис, мобильные телефоны. Мобильный телефон – главная забава школьника. Например, дети любят ставить телефоны на вибровызов рядом, и чей мобильник упадет первым, тот и проиграл. Компьютерные игры – еще одна наболевшая тема. А как же старые добрые детские забавы: догонялки, камень-ножницы-бумага, стеночки, горячая картошка и т.д.? Современность диктует свои условия. Родители бывают настолько заняты, что иногда совсем не обращают внимания на ребенка. И не удивляйтесь, если ваш ребенок играет в изнасилование, убийство или на деньги. Совершенно изменились сюжеты ролевых игр. Предлагаем рассмотреть их особенности. [18, c. 34-35]
Рома и Лена в детском саду увлечены такой игрой: Лена забирается в игрушечный домик из ткани, а Рома начинает пинать его стены ногами, бросать сверху большие игрушки и прочими подручными средствами разрушать дом. Лена начинает кричать: "Спасите, я умираю!" - и делает вид, что умерла, когда ее домик достаточно завален игрушками. Дети повторяют эту игру несколько раз. Затем их фантазия создает новый поворот сюжета: когда домик завален игрушками, Рома из агрессора, разрушающего постройку, вдруг превращается в героя. Он кричит: "Не бойся, я тебя спасу!" - затем начинает разгребать игрушки, раскидывая их в разные стороны, и вытягивает Лену за руки наружу. Радостная Лена бросается ему на шею и говорит, что теперь согласна выйти за него замуж.
Очевидно, первоначальный сюжет игры возник у детей после страшных событий - взрыва террористами жилых домов. О таких пугающих фактах дети могут узнавать из обрывков теленовостей, из разговоров взрослых, хотя, как правило, те стараются отгородить малышей от такой информации. Увиденное или услышанное наверняка вызвало у них много тревожных фантазий, а значит, необходимость как-то совладать с ними.
Дети не могут просто забыть то, что вызвало у них негативные эмоции, но и просто принять это они тоже не в состоянии. Им необходимо проработать новую информацию, справиться со своей тревогой, добиться ощущения, что они контролируют ситуацию. Как они могут достичь этих целей? Конечно, посредством игры.
Сначала они воспроизводят в игровом сюжете только те внешние аспекты страшного события, которые они восприняли в силу своего возраста. Поэтому поначалу их игра проста и жестока: человек в домике, другой человек разрушает этот дом, и первый погибает. При этом Рома увлеченно исполняет роль террориста: он яростно стучит ногами по стенам, находит все новые игрушки и с силой их швыряет. Но можно ли однозначно считать, что Рома выбрал агрессивную роль, следуя своим деструктивным потребностям, что это свидетельство его агрессивности? Вряд ли.
Обратите внимание на несколько деталей данной игры.
Во-первых, это - сюжетная игра, в которой действия партнеров довольно слажены. У агрессора в игре есть помощница - добровольная жертва. Если бы роль жертвы выполнял мальчик, то партнеры наверняка бы менялись ролями. Но в закреплении роли агрессора за мальчиком, а роли жертвы за девочкой есть дополнительный игровой смысл - отработка социальных стереотипов поведения (мужской активности и женской пассивности), хотя не в самой позитивной форме. Как мы видим, именно эта линия развития игры взяла вверх впоследствии.
Во-вторых, после проигрывания тревожащих детей фантазий они смогли внести в игру новое содержание. Видимо, как только Рома и Лена поняли (по-своему, по-детски), что такое быть террористом, каково оказаться в разрушенном доме, как непривлекательно выглядит смерть, и смогли справиться со своей тревогой, то мальчик почувствовал дискомфорт от роли агрессора и от самого страшного события, которое они разыгрывали. Тогда его освобожденная фантазия подсказала выход из ситуации - стать спасателем, что он и осуществил.
Так дети с помощью игры создали в своем воображении возможность счастливого разрешения жестокого события и дальнейшего развития жизни (роман спасателя со спасенной).
Таким образом, выбор агрессивной роли в рассмотренной игре свидетельствует о том, что мальчик был взволнован информацией о теракте, что он заметил, как средства массовой информации делают акцент на половых аспектах (среди пострадавших чаще показывают детей и женщин, а среди подозреваемых или пойманных преступников - мужчин), что он захотел примерить на себя роль агрессоpa (менее страшную, чем роль жертвы) и что, освоив эту роль, он захотел ее изменить.
Все это говорит о необходимости проведенной игры для мальчика. Поэтому хорошо, что он имел возможность свободно довести игровое действие до своего собственного логического конца, хотя случайно наблюдавшие эту игру взрослые не могли не содрогнуться - естественно, у них возникло желание немедленно прекратить такую бессердечную игру, какой она была вначале. [40, c. 37]
Теперь проанализируем предпочтения ребенка в другой агрессивной роли.
Шестилетний Коля играет со своими маленькими игрушечными собачками различных пород. Он берет самого крупного пса - бульдога - и начинает рычать и бить им по фигуркам других собак, выкрикивая оскорбления и угрозы. Зашедшая в комнату мама была неприятно удивлена словами сына и попыталась его вразумить. Однако сын продолжал ругаться, употребляя выражения, некоторые из которых явно заимствованы из фильмов-боевиков. Тогда мама изменила стратегию поведения и стала расспрашивать сына, кто это такой и почему он так не любит других собак. Коля включился в разговор и между действиями с фигурками стал объяснять, что бульдог - самый сильный, поэтому ему все можно и все остальные его боятся. Когда мама спросила, чего хочет добиться этот пес, то мальчик пожал плечами.
Коля продолжал агрессивную игру до тех пор, пока мама не предложила поиграть вместе, после чего она смогла дать новое развитие сюжету и перевести бессмысленную агрессию в более позитивное русло (вкратце: маленькие собачки объединились и перестали слушаться бульдога, но тот смог снова наладить с ними отношения, когда на их общую будку напали враги, от которых он их защитил, словом, победила дружба).
В этой агрессивной игре мальчик, скорее всего, отыгрывал и пытался понять то заключение, которое он сделал из своих наблюдений: кто сильнее, тот и прав. К такому выводу ребенок мог прийти не только из просмотра фильмов-боевиков (в которых он улавливал не столько идею, сколько суть процесса - тот, кто сильнее, унижает и уничтожает других), но и из собственного опыта (так как в группе мальчиков дошкольного возраста, как правило, есть культ силы, и дети в процессе общения понимают, что у слабых явно меньше преимуществ).
Вряд ли Коля относится к категории сильных мальчиков группы. По-видимому, он воспринимает этот факт очень болезненно: от принадлежности к слабым страдает его самооценка и достоинство. Возможно, он пережил ряд неприятных моментов при столкновении с силой, которой не смог ничего противопоставить, испугавшись. Поэтому его выбор породы, за которую он играет, показывает нам, что для защиты его самооценки активизировались защитные механизмы психики, а именно, механизм идентификации с агрессором. Действие этой защиты таково, что человек отождествляется с тем, что вызвало у него тревогу или страх, поэтому перенимает черты человека, которого сам боится.
Так и Коля пытался в своей игре стать агрессивным лидером, который, судя по всему, вызывает у него опасения в реальном общении. Однако вопрос чуткой мамы о том, чего хочет добиться бульдог-агрессор, на который сын не знал ответа, демонстрирует нам, что примеряемая на себя роль не близка мальчику. Так он всего лишь справляется со своим страхом и ненавистью, но не чувствует мотивов агрессивного лидера.
До вмешательства мамы игра довольно долго не развивалась, она как бы зациклилась на повторяющемся насилии над другими собачками. Вероятно, это показатель того, что проблема силы и власти в детском сообществе стала для ребенка травматичной, но выхода из нее он не видел.
Обратите внимание, насколько осторожными и грамотными являются действия мамы в этом случае. После того как сын не среагировал на типичное замечание (которого обычно бывает достаточно), мама поняла, что имеет дело не просто с игрой, а с чем-то важным для ребенка, захватившим его настолько, что он не в силах остановиться. Поэтому вместо запретов и нотаций она постаралась понять, что происходит в душе ее ребенка. Наверное, она почувствовала, что это не просто освоение им новой нежелательной модели поведения, а способ справиться со своими чувствами, понять ситуацию. Тогда она постаралась продолжить разговор на языке, выбранном ребенком, - языке игры. Развивая сюжет, она смогла показать сыну, что против грубой силы могут быть другие средства - дружба и сплоченность, организованность в действиях. Мама также дала понять мальчику, что и агрессивные люди могут играть хорошую роль, что они, как и все, нуждаются в общении и признании.
Как мы видим, в случае Коли роль грубого агрессора, которую он выбрал, также свидетельствует не о собственной агрессивности ребенка, а, напротив, о растерянности и страхе, переживаемыми им при столкновении с чужой агрессией.
Для сравнения перейдем к третьему примеру агрессивной игры.
Два первоклассника, Володя и Паша, играют фигурками роботов. Сначала они делают вид, что стреляют друг в друга издалека, затем приближают роботов друг к другу и переходят в рукопашную (сталкивают игрушки и издают соответствующие звуки). Через какое-то время, увлекшисъ боем, они откладывают роботов в сторону и сами начинают бой (в ход идут руки и ноги мальчиков), регулируя свои движения, но постепенно такая игра перерастает в настоящую драку, и дети колотят друг друга на полу.
Чем отличается эта игра от агрессивных игр, описанных ранее? Во-первых, эта игра внутренне не развивается. Дети, участвующие в ней, никак не исследуют насилие. Во-вторых, очевидно возрастающее возбуждение ребят от этой агрессивной игры. То есть в данной игре насилие осуществляется просто ради насилия, игра не содержит дополнительных смыслов. При этом первоначальная игровая агрессия влечет за собой еще большую агрессию и, в конце концов, перерастает в реальные насильственные действия по отношению к партнеру. [3, c. 416-420]
Что изменилось во внутреннем мире детей за время такой игры? Что они узнали? Чему научились? Разве что новым приемам драки. Поэтому игры такого вида должны стать причиной для беспокойства родителей и педагогов.
Как же поступать взрослым в данном случае? Запрещать такие игры? Отбирать агрессивные игрушки, которыми дети действуют так, как это показано в соответствующих фильмах и мультиках? Но каждый родитель знает, что запретный плод может быть особенно сладок, и дети продолжат такие развлечения за спиной взрослых с еще большим увлечением. Мы увидели, что дети в играх делают то, что увидели на экране. Какое же влияние оказывают средства массовой информации на детей? Давайте рассмотрим это в следующей главе.
Глава II. Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности современного детства
Средства массовой информации - (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
К средствам массовой информации относятся:
Печатные издания: газеты, журналы, сборники, бюллетени;
Телерадиовещание: радио, телевидение, кинопрограммы,
Цифровые издания: электронные версии газет, издания на компакт-диске. [44, c. 180]
Телевидение и электроника стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей. Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий? Как отвлечь его от "общения" с телевизором или компьютером? Что противопоставить их власти?
Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где рычат автомобили, воют сирены сигнализации, попискивают компьютеры. Где все вокруг звенит, жужжит, грохочет, свистит. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, плачут, угрожают человеческими голосами – "живут" рядом с людьми и втягивают их в свою искусственную жизнь.
Ребенок, конечно, адаптируется – а что ему остается? Но воспринимает окружающий его мир как враждебный, страшный. Врачи именно этим объясняют увеличение в последнее время душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Этот так называемый "навязчивый страх" делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным, или наоборот – агрессивным: ведь он пытается побороть страх, но как это сделать? [2, c. 28]
Откуда же появляется жестокость в детской душе? Где обычный современный ребенок может увидеть убийство, изнасилование, расчленение трупа, вышедшего из могилы покойника, монстра, беса? Конечно, по телевизору. Такими сценами и героями заполнены триллеры, которыми – под слабый протест родителей, или в их отсутствие, или в компании с ними – увлекаются подростки. Удел их младших братьев и сестер – пока "мультики". Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Для одних любимым был "Аленький цветочек", для других – "Чебурашка". [14, c.12]
Нынешние смотрят мультфильмы, похожие на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то черепашки – это скорее "крутые парни", которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево. Они напоминают не компанию детей, а подростковую банду. Если шалости Чебурашки с его друзьями остаются детскими и сами они – из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее "адаптироваться" и войти в мир героев "взрослых" боевиков и триллеров – маньяков, убийц, летающих суперменов и вампиров. [28, c. 34-35]
Детские психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в ХXI в. будут болезни от телевидения и компьютеров. Какой же вред наносит телевизор детскому здоровью.
Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система.
Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (компьютера) приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют.
Но заметнее всего психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка: слабеет память; он хуже соображает на уроках в школе, не может сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если они требуют оторваться от экрана. Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять ему, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. [20, c.15-17]
Телевидение “кодирует” поведение ребенка или подростка – заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы, моделирует поведение ребенка. Показывая насилие даже в "мультиках", оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. Люди попали в психологическую зависимость от телевизора: включаешь – и проходят, кажется, тоска и уныние, а если он вдруг сломается – наступает непривычная, пугающая тишина. И выясняется, что все члены семьи разобщены, часто не о чем поговорить, нет желания общаться друг с другом. На этот случай теперь почти во всех домах по два-три телевизора: один сломается – другой включим. [35, c.224]
Часто телевизор включается утром, и "под него" проходит вся жизнь: сериал сменяется новостями, потом – какими-то проблемными передачами, авторскими программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, "Поле чудес", боевик – вот и день прошел...
Ребенок находится тут же, впитывая восприимчивой душой ту пищу, которую навязывает ему домашний идол – "голубой экран". Потребляя ее без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. [32, c. 88]
Но в последние годы у телевизора появился конкурент – компьютер. Но компьютер – всего лишь машина, дело рук человеческих. И, как из всякой вещи, из него можно сотворить идола – таковым он, впрочем, и является для некоторых программистов. Так же, как другие порождения технического прогресса, сам по себе он не плох и не хорош. Тем или другим его может сделать человеческая воля…
Ведь даже таким простым и полезным инструментом, как лопата, можно убить человека. В наши дни уже не обойтись без использования компьютера практически во всех сферах общественной жизни. И все же хотелось бы, чтобы дети держались от этих умных машин подальше. Вредное воздействие их на физическое здоровье человека не подлежит сомнению. И никакие защитные экраны не предохранят полностью от губительного облучения.
Недаром во всем мире установлены временные нормы работы за компьютером. Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови – значит, повреждена защитная функция организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям. Но, помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и человеческой душе, особенно детской. Компьютер не только вспомогательный инструмент в разных видах человеческой деятельности – на нем можно играть. Тут не нужны товарищи – твоим товарищем-партнером является машина, т. е. компьютер: ты играешь на нем, в него и с ним.
Часто попытки родителей оторвать сына или дочь от игры завершаются страшными скандалами, истериками, припадками – такова сила азарта. Отвлечь ребенка от телевизора легче: любой самый страшный фильм имеет конец. А азартная игра может продолжаться бесконечно: проиграв, хочется выиграть, а выиграв – закрепить успех. Происходит полнейшее духовное расслабление, хотя самому игроку (или тому, кто за ним наблюдает со стороны) порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен. Это страшное и опасное состояние может захватить любого, кто позволит игре овладеть собой. Если идет игра без ставок, азарт все равно присутствует: место одной страсти – сребролюбия, занимает другая – гордыня. [34, c. 63-66]
Она диктует "волю к победе", даже если играешь с машиной. Любая азартная игра потакает темным сторонам натуры. Тем более опасно, если это происходит с детьми. …Умненький розовощекий мальчик сидит за столом. Прикусив губу и держа пальцы на кнопках сложной машины, он не сводит напряженного взгляда с экрана, на котором мелькают рисованные картинки. Мальчик занят игрой. Он дома, а не в подворотне. И на экране – ничего страшного или неприличного. Взрослых это устраивает. Они могут хоть каждые пять минут заходить и смотреть на своего ребенка. Но увидят только внешнее, только тело. А что происходит в это время с душой?
Ее глубочайшее волнение поднялось на пустом месте. Происходит, в общем, то же, что при просмотре теле- или видеофильмов. Однако есть одна принципиальная разница. Специфика компьютерной игры делает человека не пассивным зрителем, а активно действующим лицом. И живет, действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном, мире. Мир же этот существует по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Он принимает решения, уже предусмотренные для него. Так в сознании ребенка происходит программирование определенных навыков и нравственных стереотипов. Что же именно происходит?
Во-первых, формируется положительное отношение к миру злых духов – миру, населенному "инопланетными" монстрами, вампирами, роботами-убийцами и откровенной бесовщиной. Тем самым постепенно разрушается барьер, установленный Богом между человеком и падшими духами. Некоторые игры (например, "Звездные войны" и др.) носят ярко выраженный демонический характер.
Во-вторых, игры учат жить по законам этого бесовского мира, где "побеждает" сильнейший, хитрейший, безжалостнейший. Человеческая личность в этом мире перестает что-либо значить; она воспринимается не как ближний, не как образ Божий, а как "условный противник" или "строительный материал". То, что компьютерные игры якобы развивают интеллект, давно развенчанный в медицинской и в православной литературе миф. Они помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, тогда как и в науке, и в любой "живой" человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а творческая интуиция. [41, c. 95-99]
Высказываясь против компьютерных игр, психологи, врачи, священники не против игры как таковой – они против именно этой конкретной игры, разрушающей здоровье ребенка и отрицательно влияющей на его интеллект и психику. Ребенку действительно необходимы игры, но они должны развивать, а не губить интеллект, воспитывать, а не подавлять душу ребенка. Желательны и подвижные игры на воздухе. [42, c.99]
Но в последнее время практически в каждом доме появился интернет. Что это такое и какое влияние оказывает интернет на душу ребенка?
Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее что в нас есть, а что? Ведь все можно! В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики. [30, c. 4-5]
В Интернете полно порнографии. Большинство молодых людей покупают модем лишь для того, что бы зайти на порносайт. В Интернете легко найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с детской порнографией. К сожалению вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти нелюди регистрируют сайты на подставных лиц. В реальности этого существенно меньше. Ведь на подобный сайт может зайти любой человек, и дети в том числе 13-16 лет - и что они увидят? Им говорят говорим - секс с детьми - это нормально! Нужно бороться с этим! Если нельзя оградить детей и подростков от доступа к этой информации, то необходимо искать другие пути решения этой проблемы. Искать авторов этих сайтов. Устранять не последствия, а причину! [7, c. 167]
Так, что же такое Интернет с точки зрения подростка?
Прежде всего - это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учёбе. Да и, честно говоря, не все второе вообще применяют. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях.
Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так!!! От этого они становятся только тупее и ограниченнее - в общении, и свободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но к сожалению доказать это самому подростку невозможно! Он должен сам это понять и осознать – только тогда возможно всё изменить!
Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не с точки зрения взрослых. [15, c. 4-5]
Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, это и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни, но разве это хорошо, тут же возразят многие читатели. Естественно это не очень хорошо, но многим просто очень тяжело общаться в реальности. Просто бывает так, что тебя не понимают, считаешь себя изгоем в этом обществе, а в Интернете находишь людей, у которых с тобой одинаковые взгляды, и жить становится легче! [46, c. 176]
Но не всё потеряно. Не всё так ужасно как кажется на первый взгляд. Есть и те, для кого Интернет – это не заменимый помощник для получения знаний. А кто-то, вообще до сих пор просиживает в библиотеках и получает информацию «по старинке». Мажет это и не так уж плохо? Да, несомненно, Интернет намного упрощает нам жизнь. Одним нажатием клавиши, мы получаем информацию, в поисках которой мы могли бы потратить «кучу» времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую возможно вы никогда и не купили бы. [23, c. 36]
Интернет плох тем, что он не имеет границ! То есть, он не ограждает подростков от не нормативной информации, которую им совершенно незачем знать. Из всего выше сказанного следует то, что, остается надеется только на сознание самих детей, на их честность. Честность перед самим собой. Было бы здорово, если бы каждый задумался, задумался о себе, о своих поступках, и, что вообще он сделал для того, что бы мир стал лучше. О том, сколько драгоценного времени он теряет, просиживая в Интернете за бессмысленным занятием. Подростковый период и наша молодость – это самое замечательное время, которое нужно заполнить яркими моментами и провести его с пользой - по максимуму! Что бы потом не было мучительно больно за бесцельно и бесполезно прожитые годы! [8, c. 40-41]
В последнее время дети стали меньше читать. Но дети, читающие современную детскую литературу, не получают пользы от чтения. Давайте проанализируем современную детскую литературу.
Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека. [24, c. 88]
Вот, например, как начинается современная сказка - повесть Д. Емца "Королева мутантиков": "У взорвавшейся старой АЭС, от которой остался один фундамент и несколько полуразрушенных блоков, раскинулась Страна Мутантиков. Ее территория огромна, и где она заканчивается, никто не знает. Бывали случаи, когда мутантики отправляли экспедиции для исследования дальних земель, но никто никогда не возвращался, и в конце концов их перестали посылать".
Не менее современными деталями изобилует сказка Г. Генераленко "Анастасия - дочь купеческая": "Пришёл Купец за визой в Африку, а её ему не дают. Решил Купец пробиваться нелегалом. Тимофеевич справил ему "беретту" неучтённую и ТТ с патронами, паспортов разных справил с десяток. Лётчик нарисовал Купцу планов всяких, как границу переходить научил".
А вот одна из задач "Ненаглядного пособия по математике" Г. Остера: "Вовочка купил за 3 рубля одну отечественную жвачку и продал ее на уроке географии своей соседке по парте Наташке за 4 рубля. Наташка продала эту жвачку своей лучшей подруге Люсе за 4 рубля 50 коп. Люся разделила купленную жвачку пополам и одну половину сжевала, а другую продала Машеньке за 5 рублей. Машенька немножко пожевала жвачку, а потом завернула ее в иностранный фантик и продала ее Вовочке за 6 рублей. Счастливый Вовочка жевал жвачку до самого конца урока. Какую прибыль получила каждая из участвовавших в торговой операции девочек, и сколько истратил на свою жвачку Вовочка?".
Так в детскую литературу входит современная реальность - реальность катастроф, криминала, плохих новостей и рыночных отношений. Однако разные авторы по-разному используют приметы современности в художественном тексте. Одни играют на тяге юного читателя ко всему опасному и неизведанному и буквально переносят на страницы своих произведений атмосферу пугающей действительности, другие создают пародийную картину нашего времени, подчёркивая тем самым анормальность мира, в котором живут сегодняшние дети.
В то же время литература для детей обращается и к камерным темам, и на страницах детских произведений вновь появляются привычные ситуации: ребёнок дома, в детском саду, в школе. Среди сказочных персонажей можно встретить не только монстриков и мутантиков, но и обычных домашних животных: "Белый жеребёнок с большими сиреневыми глазами, густой пепельной гривой и такого же цвета длинными сероватыми ресницами, проснулся далеко заполночь в незнакомом месте" (Л. Никитина, "Про белого жеребёнка")…[6, c. 48-50]. Может быть в современных печатных изданиях дети могут узнать что-то полезное?
Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д. [4, c. 89]
Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:
Отношения полов, секс и сексуальные отклонения.
Алкоголь и наркотики.
Взаимоотношения с родителями.
Отношение к материнству (отцовству).
Молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки.
Музыка, кино, жизнь звезд.
Компьютерные игры и Интернет.
Культивирование образа «крутого парня». [9, c. 52-53]
По мнению психологов, в подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья нередко не дает жизненных установок, молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения в обществе своих сверстников и в молодежной прессе. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми.
Именно поэтому подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискредитируя и подрывая их авторитет. Более того, родители представляются как агрессоры, стремящиеся подавить естественную волю ребенка. «Злобные монстры и профессиональные зануды. Они достают тебя нудными нравоучениями, лезут в твою жизнь и не разрешают возвращаться домой позже десяти... Они только и думают, как бы ущемить тебя в правах», – говорят авторы современных молодежных журналов. «Никогда в жизни не ссорьтесь со своими предками! Пусть они полные кретины, уроды и т.п., не надо этого делать! Я на этом прокололась, теперь сижу с опухшими глазами и испорченной психикой», – вторят им «специалисты» из детских газет. [17, c. 10-14]
Подросткам даются подробные советы, как обманывать «родаков», пресекать вторжения в свою личную жизнь, и повествуется о средствах «воспитания отсталых обитателей общей жилплощади».
Причем важно не только, какую информацию о родителях преподносят детям молодежные СМИ, но и как они это делают. На жаргоне подростково-молодежной прессы родители именуются как «предки», «родаки», «кони», «шнурки», «черепа», что, по мнению психологов, также подрывает авторитет взрослого, поскольку презрительная лексика неизбежно влечет за собой презрительно-снисходительное отношение.
Таким образом, у подростков девальвируются понятия «умный взрослый», «любящий родитель», и ребенок начинает противопоставлять себя «чуждому и враждебному» родительскому крову, агрессивно отстаивая свои желания и интересы. [5, c. 268]
Впрочем, негативное отношение прививается не только к родителям, но и к остальному взрослому миру, особенно к пожилым людям, которые описываются презрительно-саркастическим тоном и становятся предметом насмешек.
На страницах молодежных журналов мы находим статьи под названием «Взбеси пассажира: экстрим-развлечения в общественном транспорте». В данном материале авторы дают рекомендации, как лучше избежать возможных притязаний со стороны старшего поколения на занятое подростком сидячее место и каким образом разнообразить поездку: изобразить больного туберкулезом, спящего, нетрезвого, глухонемого, приставать к пассажирам и т.п. [45, c. 48-49]
Еще в одном журнале даже существует рубрика под названием «Антипрепод», где читатели обмениваются многочисленным опытом по срыву уроков: «Достали учителя, не дает прохода завуч, Мариванна озверела? Пора с ними разобраться. Для этого есть масса способов. Образ учителя как более умного, справедливого, уважаемого низводится до враждебного, неуравновешенного, с низким интеллектуальным и духовным уровнем. Тем самым нарушается иерархия «взрослый-ребенок». [29, c. 46]
Относительно большой удельный вес в молодежной прессе имеют материалы, затрагивающие секс и околосексуальные темы. Эти вопросы вызывают наибольший интерес подростка, поскольку именно в этот период у человека формируются стереотипы общения с противоположным полом. На страницах журналов молодое поколение активно обсуждает проблемы секса.
В некоторых журналах есть рубрика, рассказывающая читателям о новых порносайтах, раздел писем читателей, обсуждающих свои сексуальные проблемы, и, конечно, масса статей с яркими названиями: «Группен секс», «Она + она. Любовь без конца», «Секс повсюду», «Секс втроем: тактика и стратегия». [21, c. 60]
В одном популярном печатном издании, которое позиционирует себя как «журнал для думающей молодежи», содержится целый каталог статей на тему секса: «Папа, мама, я – веселая семья», «Наши руки не для скуки», «Семейный секс» и т.п.
В некоторых журналах на откровенные вопросы читателей отвечает доктор-сексолог, которому можно написать в редакцию или по е-mail. Основной контингент читателей данного издания – школьники от 11 до 16 лет, которым специалист дает конкретные советы: как часто можно заниматься сексом, что делать, если порвался презерватив, какие средства контрацепции лучше применять. «Запретных тем и «стыдных» вопросов не бывает», – заверяют издатели.
Таким образом, под лозунгом свободы слова блокируются попытки защитить детей от непристойной информации. Происходит ранняя сексуализация детей, что провоцирует расторможенное поведение, которое может привести к серьезным психическим сдвигам. Упраздняются понятия «стыд», «нравственность», «мораль», а это, разрушительно влияет на психику, нравственное и духовное здоровье подрастающего поколения, неизбежно ведет к искажению личности подростка. [43, c. 8]
В газетах и журналах семья не рассматривается как сфера реализации личности. Супружество становится устаревшей формой сосуществования мужчины и женщины, и в качестве альтернативы подростку предлагается сексуальное партнерство, основанное не на принципах брака, а на идеях свободы от привязанностей и обязанностей. Молодого читателя ориентируют прежде всего на получение собственного удовольствия, на удовлетворение желаний, что невозможно при наличии семьи и особенно детей. Обо всех удовольствиях, большинство из которых станут запретными при создании семейного очага, и повествуется на страницах вышеупомянутых периодических изданий.
Не обходят СМИ стороной и актуальную тему наркотического бизнеса. В некоторых молодежных изданиях зачастую публикуются материалы, содержащие открытую пропаганду потребления наркотиков. Через публикации в юношеское сознание внедряется миф о возможности полного избавления от наркотической зависимости, дается подробная информация о различных видах и свойствах психотропных и наркотических веществ, о местах их приобретения и сбыта.
В одном журнале приводится список 15 наркосодержащих препаратов, которые продаются без рецепта либо без соблюдения норм рецептурного отпуска. А в другом напечатан материал «Сказки белого порошка», в котором говорится, что кокаин – самый богатый и элитарный наркотик, который в начале его употребления дает ощущение легкой искрящейся эйфории, вызывает желание общаться со всеми вокруг и делиться самым сокровенным.
На страницах этого же издания дети могут ознакомиться с информацией, какие наркотики изготовляют из конопли, станет ли марихуана легальной и какой эффект она имеет: «Марихуану получают из верхушек цветов с женских растений конопли, которые сушат и измельчают. Марихуана выглядит как чай от высоких до низких сортов и по цвету варьирует от серо-зеленого до зелено-коричневого. Марихуану также называют различными сленговыми именами. По некоторым подсчетам, их более 200». [37, c. 14-15]
Стоит отметить, что молодежные издания стараются позиционировать себя как партнеров по общению, тем самым завлекая подростковую аудиторию. Это отражается на языке изданий. В частности используется подростковый сленг с характерной «неправильной орфографией»: маза, перец, чел, мутить, запара, раша и т.п. Авторы берут себе псевдонимы, имитирующие детские клички, используют способ обращения от Я к Ты, и демонстративно нарушают правила орфографии по принципу «как слышится, так и пишется»: дарова, щастье, бырро, ананимно, панятно и т.п. [10, c. 15-17]
Присутствует на страницах изданий и нецензурная лексика, прозрачно завуалированная изъятием одной буквы из слова. Впрочем, на допустимость применения нецензурной лексики и мата специально обращается внимание читателей. Подобные приемы и приобщение детей к нецензурным словам способствуют росту безграмотности и растормаживают психику подростка, поскольку матерная брань всегда была табуированной в русской культуре.
Кроме того, нецензурную лексику можно отнести к проявлениям антиобщественного поведения, к чему, впрочем, и призывает подростковая пресса. В одном журнале существует специальная рубрика «Дестрой», где читателям даются подробные советы, как уличные вывески превращать в нецензурные слова, как досадить прохожему, как измазать краской дверь соседки-старушки: «Дароф! Многоуважаемый гадень! Когда же ты оставишь в покое домочадцев, соседей, сокурсников/сослуживцев и просто прохожих на улице? А никогда! Потому что они тупые, скучные, но над ними так весело издеваться!».
Подводя итог, можно сказать, что подростковые и молодежные СМИ формируют определенную субкультуру. Это не просто культура музыки, свободного секса и наркотиков. Это культура отрицания традиционных ценностей, ориентация на девиантное, порой преступное поведение, которое преподносится как норма. [39, c. 117-121]
Современная пресса внедряет в сознание юных читателей образы людей, страдающих психическими патологиями, которые становятся примерами для подражания. Современную «идеальную» модель подростка, согласно канонам молодежной прессы, можно охарактеризовать как человека, страдающего сексуальными расстройствами, потенциального потребителя наркотических средств и рекламируемых товаров, агрессивно борющегося с обществом, его принципами и нормами. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день молодежные и подростковые СМИ пропагандируют и осуществляют подмену ценностей и «шизофренизацию» молодежи.
Можно ли сегодня изолировать ребенка от бесовщины, окружающей нас со всех сторон? Вряд ли. Даже забрав его из школы и обучая дома (что под силу далеко не всем), родители не уберегут его от множества вредных впечатлений.
А добрые впечатления, вынесенные из родительского дома, из общения с родителями, – это великая драгоценность. Способна ли современная семья вытеснить опасные впечатления – добрыми и полезными.
Глава III. Школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства
В наши дни часто приходится слышать высказывания, что «дети нынче пошли невыносимые, а вот в наше время»... Причем многие обвиняют в этом телевизор.
Проблема суицида среди подростков – виноват телевизор... Дети жестокие, дерутся – опять виноват телевизор...
Чего только ни приходится слышать в адрес современных фильмов и мультфильмов. А задумался ли кто-нибудь о том, что в «невыносимости детей» виноват не телевизор, и не фильмы и мультфильмы, которые нынче стало так модно ругать. [16, c. 190]
Дети воспринимают мир через своих родителей. Сколько в наше время родителей уделяют минимум своего времени развитию детской души? В подавляющем большинстве люди заняты заботой о «добыче хлеба насущного». Только этот самый «хлеб» в наше время несколько отличается от хлеба в то самое время, которое прославляют люди пожилые, ругая современный уклад. В наши дни под маркой «насущного хлеба» выступают дорогостоящие игрушки, фирменная одежда. Такое впечатление, что люди соревнуются между собой – у кого дороже, круче, престижнее.
Одного ребенка семья, состоящая из двух работающих взрослых, содержит с трудом, и вопрос второго ребенка чаще остается открытым. А почему? Потому что ребенка одевают так, что больше одного не потянуть. Телевидение рекламирует все новые и новые товары. Что нужно человеку для жизни? Еда, вода и одежда. В современном обществе, чтобы перечислить список необходимых товаров не хватит книги. Семьи не могут позволить себе ребенка, но могут позволить дорогую машину, компьютер и многое другое.
А раньше было как? Муж, жена и минимум пять детей. Семья довольствовалась необходимым, то есть еда, так чтобы все члены семьи были относительно сыты и одежда, которая передавалась от старших младшим, занашивалась до дыр, штопалась и перешивалась. Муж и жена жили интересами семьи. [47, c. 223]
Что мы видим в настоящее время? Современные семьи состоят из мужа, жены и ребенка, как правило одного. Разводы в современном обществе не редкость. Если раньше быть матерью-одиночкой считалось чуть ли не позором, то сейчас тридцатилетние женщины предпочитают обходиться без мужей. Все чаще семья состоит из мамы и ребенка. Нынешние женщины могут заработать не менее мужчин, или уж во всяком случае, достаточно, чтобы прожить одной с ребенком, поэтому повторный брак не приветствуется. Зачем? Бывший муж платит алименты, сама женщина зарабатывает, так зачем обременять себя обязанностями по отношению к мужчине? Когда можно просто развлечься вне дома.
Что в этом случае происходит с детьми? Они не видят перед собой примера любящей семьи, а не имея примера, как же возможно самому что-то сделать? Дети тем временем растут сами по себе в обществе навороченных игрушек, компьютера и телевизора. [49, c. 84-89]
В современной семье родители отсылают ребёнка: «Иди чем-нибудь займись». Лишь бы «под ногами не путался», лишь бы не мешал... Если спросить родителей, когда последний раз вы говорили по душам с вашим ребёнком? Многие при этом вопросе задумываются, глядя куда-то вдаль, а потом начинают рассказывать о том, что «работа заела и времени нет»...
А как раньше родители, работая и ведя хозяйство, находили время для своих детей?» Ведь у хозяек тех времен не было многих бытовых машин-помощниц, которыми располагают современные хозяйки. Однако находилось время и на задушевную беседу с дочкой, и на поездку на природу в выходные всей семьёй. И телевизор смотрели вечерами все вместе, попутно обсуждая фильм.
Откуда у детей возьмутся понятия о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», когда дети предоставлены сами себе? Ведь недостаточно одних слов «Это ты смотреть не должен» или «Этот мультик – неправильный». Дети по своей природе любознательны и не принимают сухих запретов. Им нужно знать, «почему?».
Ведь даже в «неправильных», на взгляд взрослых, мультиках и фильмах можно найти полезные нюансы, которые хорошо использовать в воспитательных целях. Не так давно на одном из женских форумов активно обсуждался мультфильм «Корпорация монстров». Одна из участниц обсуждения возмущенно жаловалась, что «после этого мультфильма ребёнок стал бояться темноты».
А если посмотреть этот мультфильм с ребёнком вместе? И попутно – невзначай – заметить, что «если монстров не боятся – они боятся сами». Причем не в виде нудной нотации и, конечно же, не в стиле: «А-аа! Позор какой!! Такой большой, а такой трус...»
Если вникнуть, то любой мультфильм, даже старые добрые сказки, на которых мы выросли, можно объявить губительными и вредными. А как же?
В сказке про Красную шапочку – злодей волк без зазрения совести слопал бабушку. Жестокость, однако! Не посчитался серый, что старость надо уважать.
Любые сказки и мультфильмы – это, в своём роде, отражение жизни. В реальной жизни тоже нет абсолютного добра и абсолютного зла, как нет чего-то абсолютно белого или черного. А вот научить детей отличать хорошее от плохого, отбрасывать ненужное – задача родителей.
Нужно только вспомнить о том, что ребёнок – это не кукла, которую можно положить в ящик и по мере надобности извлекать, чтобы нарядить в очередное модное платье. Ребёнок – это личность. И каким он вырастет, каким будет его восприятие мира – всецело зависит только от нас. Если дети видят, что их родители всецело поглощены заботой о материальном, то можете быть уверены, что настанет день, когда выросшие дети, следуя родительскому примеру, полученному в детстве, станут откупаться от вас деньгами и подарками.
Остановитесь на минутку! Отвлекитесь от соревнования с соседями и друзьями – кто круче. Обратите свои взоры на детей! Вы нужны своим детям. Им нужно внимание, забота и тепло. Не ищите причин на стороне, если, на ваш взгляд, ваш ребёнок «ведет себя не так». Начало формы
Если у ребёнка формируется неправильный взгляд на мир, нужно, в первую очередь, задать вопрос самому себе: «Что Я делаю не так?» [48, c. 405]
Конечно, находить сторонние причины намного проще и удобнее, переложить решение проблемы на кого-то другого не получится, как бы нам этого ни хотелось. Поэтому, прежде чем в сердцах крикнуть своему ребёнку: "В кого ты такой...» – загляните в глубины своей сущности, и вопрос отпадет сам собой.
Все знают, что школа призвана сеять "разумное, доброе и вечное", но вместе со знаниями современная система обучения вручает детям и совершенно ненужную и тяжелую ношу, которую они вынуждены нести по жизни…
Существуют дети, трудно привыкающих к новому коллективу, как правило, те, кто не ходил в детский сад и не имел возможности свободно общаться с детьми во дворе, то есть чересчур опекаемых детей. Им тяжело вписаться в рамки новой для них школьной жизни со своими правилами и законами. Поэтому они очень настороженно воспринимают все, что происходит в школе. В то время как другие дети уже бойко общаются между собой, тянут руки на уроках и не боятся задавать учительнице вопросы, необщительный ребенок еще только присматривается, он робко отвечает на уроках, боится высказывать свои мысли, сомневается в собственных ответах и все больше молчит. Он понимает, что выделяется из коллектива, но чем дальше, чем труднее ему стать общительным и "своим" в классе. Ребенок чувствует себя не таким, как все, от этого еще больше стесняется, а если не находит контакта с учителями, то и вовсе рискует оказаться на последних ролях. Поэтому в его сознании появляются установки: "Я хуже всех", "Я ничего не умею, не могу", "У меня ничего никогда не получится".
Ребенок замыкается в себе, ищет одиночества, а на самом деле мечтает подружиться с ребятами и так же, как они, весело бегать на переменках. Но у него появляется ощущение, что с ним никто не хочет дружить, поэтому он вообще не выходит на переменки, а делает вид, что не доделал задание, собирает портфель, а сам думает: "Поскорее бы прозвенел звонок на урок". Его собственная парта во время урока становится для него самым безопасным уголком. Так проявляется синдром неудачника, который, если ребенку вовремя не помочь, закрепится на всю жизнь. [13]
В школе главным мерилом человеческих достоинств являются, как известно, оценки. В некоторых учебных заведениях этот критерий приобретает категорический характер: если ты отличник - то хороший, а получаешь тройки и двойки - значит, плохой. Поскольку в начальной школе учитель оказывает на детей колоссальное, почти гипнотическое воздействие, то и оценки, как основной показатель добродетели, делают учеников в глазах остальных ребят "плохими" или "хорошими".
Ярлыки, повешенные в школе, преследуют человека всю жизнь, делая ее невыносимой. Причем, "отличник" порой расплачивается за свои школьные успехи более высокой ценой, чем "двоечник". "Двоечник" понимает, что ему бесполезно стараться, все равно выше этого уровня ему не подняться, и продолжает жить по инерции без особого напряжения. "Отличник" же привык всегда быть на высоком уровне, изо всех сил держать эту планку. С самого детства его лишили права хоть в чем-то быть хуже других, но общественная оценка далека от оценок учителей, и когда такой "отличник" вырастет, он непременно столкнется с ситуацией где не он, а другой становится лучшим. Для "отличника" это будет тяжелым стрессом. Стремясь не за знаниями, а за тем, чтобы стать лучшим, он будет надрывать последние силы, но все равно ему будет трудно удержаться на этом уровне, ведь большая жизнь - это не класс.
"Двоечники" и "отличники" - заложники школьных оценок, которые всю жизнь будут зависеть от чужого мнения. А вот "троечники" свободны от этой зависимости, поэтому они как раз лишены всяких комплексов. Они сами определяют свои интересы, на них ничто не давит. Именно "троечники" очень часто добиваются больших результатов в жизни.
Конечно, не стоит пускать учебу ребенка на самотек и закрывать глаза на его успехи. Суть в том, чтобы оценки не стали главным критерием хорошего отношения к своему ребенку.
Получая хорошую оценку, ребенок слышит похвалу от учителя и от мамы, а если принесет тройку или двойку, то пощады не жди - ни от родителей, ни от учителей. Поэтому школьник с трепетом ждет приговора, когда учитель читает оценки за контрольную работу, или со страхом заглядывает в тетрадь, боясь, что допустил ошибки, за которые ему поставят "три". Так он начинает бояться не только плохих оценок, но и собственных ошибок. А чтобы их избежать, выбирает самые легкие пути. На контрольной работе есть дополнительное задание на сообразительность - его лучше не делать, чтобы не рисковать оценкой. На дом задана трудная задача - лучше посмотреть у "отличника", чем самому пытаться, уж он-то наверняка без ошибок решит. Так ребенок привыкает избегать новых путей, не доверять собственным мыслям, уходить от трудностей.
Именно так в школе ребенок приобретает комплекс недопустимости собственной ошибки, который будет .мешать ему всю жизнь. Человек с таким комплексом боится сделать неверный шаг, показать свои знания, "высунуться", оставаясь на самой низкой планке своих возможностей.
В возрасте 12-16 лет детям свойственна зависимость от коллектива. Они обязательно должны быть "как все", чтобы не выделяться из общей массы одеждой, играми и т.д. Если у большинства ребят в классе есть крутые мобильники, то ваш сын будет очень страдать из-за того, что у его телефона не та марка. Подростки очень трепетно относятся к своей личности. Им кажется, что их недооценивают, к ним придираются, поэтому каждое замечание или несправедливая с их точки зрения оценка вызывает у них бурю протеста. Подростки подозревают, что мир несовершенен и все время хотят убедиться в этом, видя несправедливость во всем, а окружающим людям приписывают несуществующее внимание к своей персоне. [25, c. 14-26]
Зависимость от мнения сверстников - очень опасная особенность подросткового возраста. Ведь далеко не все дети обладают хорошими человеческими качествами. Поэтому все зависит от того коллектива, в котором оказался подросток. Если в классе, где учится ваш ребенок, дети имеют возможность на каждые каникулы летать за границу, к школе их подвозят на "Мерседесе", а компьютер дома - последней модели, в то время как вы не можете обеспечить своего ребенка этим "джентльменским набором", то он будет себя считать "белой вороной". Вопрос "почему я не такой, как все" станет для него источником формирования комплексов неполноценности. В результате он будет бояться появляться в своем коллективе в "не такой" одежде, "не с таким" мобильником. Стресс, который подросток получит в результате своего несоответствия принятым в его окружении нормам, будет проявляться в разной форме - от замкнутости до агрессии.
Самый лучший выход - создать подростку атмосферу, в которой бы он чувствовал себя адекватно. Попробуйте сменить школу, посоветуйте ребенку записаться в спортивную или другую секцию, где не отдается предпочтение одежде и аксессуарам, а ценятся те качества, которые есть у вашего сына или дочери, например, ловкость, смелость, умение рисовать, вязать, знание литературы, истории, информатики и т.д. [12, c. 23-25]
Итак, комплексы, которые дети выносят из школы, нередко остаются с ними на всю жизнь. И с этим очень трудно бороться, ведь изменить круг общения мы часто не в состоянии - школьная система обучения почти везде одинаковая. Но отчаиваться не стоит, ведь и от родителей многое зависит.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Анкетирование как метод педагогической диагностики
Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". Этот метод характеризуются одним ведущим признаком: с его помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.
Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
Цель исследования: проверить утверждение, что на современные реалии детства влияют различные факторы.
Для исследования мы выбрали методы анкетирования, а также видеометод.
Исследование проводилось на базе средней школы № 45, г. Минска.
В исследовании принимали участие учащиеся 8 класса. Им необходимо было заполнить анкету, состоящую из 6 вопросов (Приложение А).
Результаты исследования оказались непредсказуемыми. На вопрос «Напишите пять любимых фильмов», у детей преобладали ответы: «Гарри Поттер», «Гарфилд», «Очень страшное кино», «Аватар», «Матрица», «Пила». (Приложение B) Ни одного доброго детского фильма, который учит добру, любви, уважать старших.
Детям необходимо было написать пять мультфильмов. Все мультфильмы, написанные детьми, были иностранного производства. Названий большинства которых, мы даже не слышали. «South Park», «Наруто», «Sponge Bob», «Шрэк». И это только некоторые мультфильмы. Мультфильмы, в которых нет убийства, насилия и зла, дети не воспринимают.
На вопрос «Напишите пять любимых игр», все дети, принимавшие участие в опросе, написали названия компьютерных игр. «Симс», «Гонки», «GTA», «War Craft». Исходя из этих анкет, других игр для них не существует.
Что касается телепередач, то здесь преобладали передачи, которые не несут никакой образовательной ценности. Только «пустые» передачи, ток-шоу, современные сериалы, которые не только не развивают современных детей, но и вредят психологическому здоровью. («Пусть говорят», «камеди клаб», «Универ»).
Среди ответов на вопрос «назовите пять любых персонажей книг», преобладали ответы: «Гарри Поттер», «Гладиатор», «Сталкер». Но так же, что не может не радовать, присутствовали ответы: «Золушка», «Кот в сапогах», «Буратино» - старые, добрые книги, которые, наверняка, были прочитаны родителями в детстве, и крепко поселившиеся в сознании детей.
Проанализировав анкеты детей, можно сделать следующие выводы.
Гипотезой нашего исследования является: проверить утверждение, что на современное детство влияют различные факторы. В ходе проведения анкетирования, констатируем, что гипотеза подтверждается.
Несомненно, что телевидение и электроника стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей. После анализа анкет, можно с уверенностью сказать, что телевидение “кодирует” поведение ребенка или подростка – заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы, моделирует поведение ребенка.
Ребенок находится тут же, впитывая восприимчивой душой ту пищу, которую навязывает ему домашний идол – "голубой экран". Потребляя ее без разбора, дети постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. Ведь из ответов детей видно, что практически у всех детей одинаковые ответы. Дети смотрят то, что диктует им мода, средства массовой информации.
После нашего исследования можно сделать вывод, что семья имеет огромное значение в жизни ребенка, и является самым главным фактором, влияющим на поведение детей. Из наших анкет видно, что у детей, которые привыкли жить в мире зла и жестокости, «проскакивают» ответы, которые «кричат» о том, что еще не все потеряно. Понятия добра и зла, заложенные родителями в детстве, книжки прочитанные вместе…все это никуда не делось. Дети это помнят. Обратите свои взоры на детей! Вы нужны своим детям. Им нужно внимание, забота и тепло. Не ищите причин на стороне, если, на ваш взгляд, ваш ребёнок «ведет себя не так». Начало формы
Если у ребёнка формируется неправильный взгляд на мир, нужно, в первую очередь, задать вопрос самому себе: «Что Я делаю не так?»
Глава II. Видеометод как метод педагогической диагностики
Видеометод является разновидностью наглядных методов. В основе видеометода находятся экранные источники информации (фильмоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.). Исследование предполагало, что детям будет показан мультфильм «Мой друг - зонтик» (Приложение C). Фильм посвящён теме дружбы и адресован маленьким зрителям. Герой фильма Поросёнок использует в корыстных целях дружбу с наивным, дружелюбным Слонёнком. Обидев Слонёнка, он понимает, что поступил дурно и потерял настоящего друга. После просмотра детям было дано задание. Нарисовать «современный вариант» этого мультфильма.
Исследование проводилось на базе средней школы № 45 в 5 классе.
Результаты исследования стали ошеломляющими. Рисунок девочки: слон, нарисованный с мускулами (влияние телевидения: кто сильнее, тот и прав), убивает поросенка. (Приложение D) Убийство нарисовано со всеми подробностями: поросенок весь в крови. Девочка подписала рисунок так: «Слон убил поросенка, потому что он был плохим другом».
Рассмотрим рисунок другого ребенка. Девочка нарисовала слоненка, который «повесился». На рисунке запечатлен момент суицида. В окошке стоит поросенок и смеется с этой сцены. Когда девочке задали вопрос: «Почему слоненок поступил именно так?», девочка ответила: «Он ушел в депрессию». Откуда пятиклассница знает то, что она еще знать не должна?
Давайте проанализируем рисунок еще одного ребенка. (Приложение E) На этот раз рисунок мальчика. На рисунке преобладают серый и красный цвета. Причем красный цвет означает кровь. Ребенок пишет на рисунке: «Здесь есть насилие. Черно-белый фильм под названием «Мой лучший друг-Зонтик»». Мальчик нарисовал всевозможные способы того, как избавиться от поросенка.
Почему этот дружелюбный, наивный герой – слоненок, вдруг стал жестоким и беспощадным убийцей в глазах детей? Что повлияло на их сознание? Ответ напрашивается сам. Дети видят жестокость кругом: на улице, в современных журналах, компьютерных играх, средствах массовой информации…Словом во всем, что их окружает.
Но на всех рисунках мы заметили одну, очень интересную деталь: среди нарисованной детьми жестокости, нарисованы цветы и солнышко - как будто отзвуки детства. Нормального, доброго и наивного детства…Это еще одно доказательство того, что современным детям не достает родительского внимания.
Таким образом, родителям необходимо вспомнить о том, что ребёнок – это не кукла, которую можно положить в ящик и по мере надобности извлекать, чтобы нарядить в очередное модное платье. Ребёнок – это личность. И каким он вырастет, каким будет его восприятие мира – всецело зависит только от нас. Если дети видят, что их родители всецело поглощены заботой о материальном, то можете быть уверены, что настанет день, когда выросшие дети, следуя родительскому примеру, полученному в детстве, станут откупаться от вас деньгами и подарками.
Конечно, находить сторонние причины намного проще и удобнее, переложить решение проблемы на кого-то другого не получится, как бы нам этого ни хотелось. Поэтому, прежде чем в сердцах крикнуть своему ребёнку: "В кого ты такой...» – загляните в глубины своей сущности, и вопрос отпадет сам собой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть такая точка зрения: «Цивилизация — ужасное растение, которое не растет и не расцветает, пока его не польют слезами и кровью» (А. Граф). Увы, но это так: современная реальность имеет непосредственное отношение к детям, ставит перед ними «недетские» проблемы, влияет на процесс их развития. Время вносит свои коррективы.
Современные дети резко отличаются от тех, кто ходил в детский сад 20, 10 и даже пять лет назад. По данным психологов, нынешнее поколение проявляет меньшую любознательность и желание действовать. Сегодняшние дети совсем не те, которых описывали классики мировой педагогики - Ушинский, Песталоцци, Коменский, Пирогов. В настоящее время психологи фиксируют реальные изменения детства - как в физиологическом отношении, так и в развитии сознания и самосознания ребенка.
В ходе написания курсовой работы, были выявлены различные факторы, влияющие на особенности современного детства. К этим факторам относятся: современные игрушки и игры, средства массовой информации, семья и школа. Каждый из этих факторов может оказывать губительное влияние на детей.
Нами была выдвинута гипотеза. В ходе исследования необходимо было проверить, что на особенности современного детства влияют различные факторы. Благодаря проведенному нами исследованию, гипотеза была доказана.
Итак, существенным новообразованием школьников следует считать современные реалии детства и их последствия: изменившиеся социальные, политические, экономические, культурологические условия жизни, повлекшие за собой изменения в характеристике современных детей: большая информированность, приобщение к технике, свобода и раскованность, в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, свобода выбора и волеизъявления, ориентированность на западноевропейский и американский образ жизни, более раннее взросление, переоценка жизненных ценностей, большая ориентированность на материальные ценности, у некоторых — неприкаянность и одиночество...
Впервые в истории человечества реальностью стало появление молодежной субкультуры, к которой дети приобщаются очень рано. Имеются и негативные тенденции в детской среде: неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; приобщение к нервно-стимулирующими средствам (табакокурение, алкоголь, наркотики, токсические вещества); безнадзорность и беспризорность, детский суицид... Разумеется, это осложняет процесс воспитания. И порождает новую проблему современной педагогики — экологию детства и экологию воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абраменкова, В. Г. Во что играют наши дети? / В. Абраменкова// Профессионал. - 2007. - № 3. - С. 31.
Абраменкова, В. Г. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырев // Воспитание школьников. - 2006. - № 6. - С. 28.
Абраменкова, В. Г. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. - Москва: МПСИ, 2000. – 416-420 с.
Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева // Психологический журнал. - 1998. - № 1. - С. 89.
Бабурова, И.Б. Воспитательный потенциал СМИ : взгляд педагога / И. Бабурова // Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 268.
Баханов, Е. Н. Чем грозят нечитающие дети? / Е. Баханов// Журналистика и медиарынок. - 2007. - N 2. - С. 48-50.
Браун, С. Всемирная паутина для доступа к Internet / C.Браун; пер.с англ. А.Н.Котова. – Москва: Гелеос, 1996. – 167 с.
Владимиров, И.А. Дети Интернета / И. Владимиров // Крылья. - 2007. - № 2/3. - С. 40-41.
Вульфов, Б.В. Интересы и потребности современных детей и подростков / Б.В. Вульфов. – 2-е изд. – Москва: Росмэн, 2007 – 52 с.
Вяземская, А.К. Я никогда не буду одна /А. Вяземская // Fakел – 2003. - № 6. С 15-17.
Гинзбург, Э.Н. Когда компьютер приносит беду / Э. Гинзбург// Обучение в России. - 2006. - № 11. - С. 61.
Гудилина, Э.Б. Сущность отклоняющего поведения и формы его проявления в нравственности / Э.Б. Гудилина; под ред. В.Л. Леонович. –Москва: Вагриус, 1987 – 121 – 128 с.
Детский портал [Электронный ресурс] / Детский портал «Солнышко». – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.solnet.ee/ /kn_01_24.html. - Дата доступа: 23.10.2010
Дубинин, А. К. Ребенок в мире TV и компьютеров / А.Дубинин // Даниловский благовестник – 1997. – № 4. С. 12
Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14. - С. 4-5.
Жуков, Б. Ю. Ужасные дети / Б. Жуков // Вокруг света. - 2007. - № 10. - С. 190.
Запекина, Н. М. Современная досуговая периодика для детей: тематико-типологические черты / Н. М. Запекина// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2006. - N 2. - С. 10-14.
Иванова, М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на детей/ М.С. Иванова. – Москва: Лабиринт – пресс, 1999. – 34-35 с.
Каменева, А. Г. Во что играют наши дети / А. Каменева // Добрые советы – 2010. - № 12. С. 170-171.
Короткова, Т. В. Негативное воздействие СМИ и методы защиты от него / Т. Короткова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. - № 12. - С. 15-17.
Крылова, Н. Ю. Он + Она / Н.Крылова // Хулиган – 2003. - № 16. С. 60.
Кузина, С. В. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина // Власть. - 2007. - № 8. - С. 53-56.
Кукк, В. Г. Интернет как наркотик / В. Кукк // Смена. - 2007. - № 1. - С. 36.
Леонтьева, В. Н. Вытеснит ли экранная культура книжную? / В. Леонтьева // Высшее образование в России. - 2005. - № 9. - С. 88.
Лещук, Н. Ю. Дети и школа / Н. Лещук // Школа. - 2004. - № 1. - С. 14-26.
Линн, С. А. Проданное детство: как агрессивный маркетинг лишает будущего наших детей / С. Линн; пер. с англ. А. Лисовского. - Москва: Добрая книга, 2006. - 400 с.
Макаренко, А.С. Лекции о воспитании / А.С. Макаренко. – РСФСР: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1940. – 45 с.
Медведева, И. П. Детство: у злобного ящика / И. Медведева, Т. Шишова // Человек и закон. - 2006. - № 12. - С. 34-35.
Медведева, И. К. Проклятие хама / И. Медведева // Известия – 2005.- № 17. С. 46.
Мелешко, В. Н. Компьютерные игры и Интернет-зависимость / В. Мелешко // ИКТ в образовании. - 2007. - № 6. - С. 4-5.
Мелик-Пашаев, А. М. Ведают что творят? : нетелевизионные заметки / А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. - 2005. - № 6. - С. 83-85.
Мухин, С. В. Магия голубого экрана : положительные эмоции и отрицательные воздействия / С. В. Мухин // Директор школы. - 2003. -№ 1. - С. 88.
Новиков, А. Г. “Не дай мне, бог, сойти с ума…”. Информатизация общества: проблемы Добра и Зла / А. Новиков // Народное образование. - 2005. - № 5. - С. 237-241.
Панов, С.А. "Интернет-зависимость": причины и последствия / С. Панов // Учитель. - 2007. - № 5. - С. 63-66.
Пацлаф, Р. В. Застывший взгляд: Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей / Р. Пацлаф; пер. с нем. В. Бакусева. - Москва : Evidentis, 2003. - 224 с.
Познавательный журнал Школа жизни [Электронный ресурс] / Дети – невыносимые. Кто виноват? – Минск, 2010. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-38120/. – Дата доступа: 25.10.2010.
Пронина, Л.Ю. Операция «Cool Girl» /Л. Пронина // Российская газета – 1999. - № 6. С. 14-15.
Пунанс, Т.В. Цветной наркотик. Современное телевидение – несомненный наркотик не менее сильный, чем алкоголь или табак / Т. Пунанс // Управление школой. - 2003. - № 7. - С. 13.
Рубчевский, К. В. СМИ и проблема развития личности / К. Б. Рубчевский // Философия и общество. - 2006. – № 1. - С. 117-121.
Садко, А.В. Подростки решили превратить игру в реальность / А. Садко // Вопросы социального обеспечения. - 2007. - № 7. - С. 37.
Смирнова, И.Н. Зависимость от виртуального мира: как уберечь подростков от этой напасти? / И. Смирнова // Директор школы. - 2004. - № 6. - С. 95-99.
Ушакова, Е. М. Зависимость или увлечение? / Е. М. Ушакова// Директор школы. - 2006. - № 8. - С. 99.
Хрусталев, В.А. Молоток растлевающий /В. Хрусталев// Белгородские известия – 2002. - № 3. С. 8.
Черных, О.А. Мир современных медиа / О.А. Черных. – Москва: Территория будущего, 2007. – 180 с.
Шепелева, Е. В. Роль СМИ в жизни современного школьника / Е. В. Шепелева // Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - № 8. - С. 48-49.
Шишова, Т.Ю. В плену у “умного ящика”: новый вид наркомании / Т. Шишова // Народное образование. - 2002. - № 8. - С. 176.
Шон, И. С. Ребенок и общество / И.С. Шон. - Москва: Университетская книга,1988. – 223 с.
Язаров, Ю.П Семейная педагогика / Ю.П. Язаров. – Москва: Аргументы и факты, 1993. – 405 с.
Яорре, Д. А. Ошибки родителей. / Д.А. Яорре. – Москва: Прогресс,1983. – 84-89 с.