Женское образование в Ярославле в конце XIX - начале XX вв.

Содержание

Введение

1. Краткий обзор системы женского среднего образования в г. Ярославле с XIX века до 1917 года

2. Страницы из ученических тетрадей начала XX века Екатерининской женской гимназии: опыт исследования

3. Частные женские гимназии Ярославля (на примере гимназии О.Н. Корсунской)

Заключение

Список литературы, источников и документов

Введение

Тема женского образования в России на стыке XIX – XX веков, по моему мнению, не потеряла своей актуальности и сегодня. Уже сейчас в нашей стране во многих городах открылись женские гимназии. Мне кажется, что простое копирование прежнего опыта не всегда уместно и правильно. Ведь невозможно повернуть время вспять, да и современные школьницы разительным образом отличаются от барышень конца XIX столетия. А чтобы взять из педагогики прошлого только лучшее, нужно хорошо и всесторонне изучить эту проблему.

Кроме того, приближается 1000-летний юбилей Ярославля. Но не все страницы истории нашего города хорошо изучены. Это относится и к женскому образованию конца XIX – начала XX веков. И пусть специалисты утверждают, что не все здания бывших женских гимназий и училищ интересны в архитектурном плане.[7; 13; 14] Но для лучшего понимания истории Ярославля, все они одинаково ценны, так как являются свидетелями ушедших эпох.

В своей работе я в начале попытаюсь обобщить и систематизировать весь имеющийся материал по теме: « История женского среднего образования в г. Ярославле в конце XIX – начале XX веков» с целью выявления не изученных и мало изученных вопросов данной проблемы. А затем на основе вновь открытых документов, а так же письменных источников и фотографий, относящихся к той эпохе, провести собственное исследование этой темы.

Задачи, которые я хочу решить:

    Сравнить систему образования в России в начале XX и XXI веков на основе изучения сохранившихся страниц из ученических тетрадей Екатерининской женской гимназии г. Ярославля.

    Выяснить насколько отличалось воспитание и образование девушек в Духовных училищах и гимназиях (на документах Ярославского Епархиального Ионафановского училища и Мариинской женской гимназии).

    Проанализировать чему и как учили барышень в начале XX в. в частных гимназиях. На примере частной гимназии О.Н.Корсунской. (По сохранившимся фотодокументам и неопубликованным воспоминаниям одной из старейших жительниц Дзержинского района В.Г. Козловой (Мартыновой).

Всю литературу, которую удалось разыскать по теме: «История женского образования в г. Ярославле в конце XIX – начале XX веков» можно разделить на три основные группы:

Первая группа включает в себя статьи из научных сборников «Для великого блага отечества» (Демидовские чтения), «Минувших дней связующая нить» (Тихомировские чтения); «Общество, образование, человек», «Ярославский педагогический вестник» и др. Проблемы женского образования разбираются в них на примере Ярославской губернии в целом. [ 10, 11, 16, 18, 19, 28, 29, 30] Поэтому полной картины женского образования непосредственно в г. Ярославле не складывается, нет сравнительной характеристики обучения и воспитания в гимназиях и духовных училищах. Материалов о частных гимназиях конца XIX - начала XX веков почти не встречается. (Лишь изредка встречаются фамилии учредителей). Исключение составляет материал о частном пансионе мадам Буткевич, но он относится к первой половине XIX века. [21]

Вторую группу материалов составляют публикации в периодической печати (т.е. газетные и журнальные статьи) [ 8, 9, 12, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 31]. Материал там изложен интереснее и больше приводится фактов из истории образования и воспитания девушек. Но, в основном, статьи приурочены в основном к памятным датам. Например, к 120-летию Ионафановского училища или к 135-летию Мариинской гимназии. Поэтому об этих двух учебных заведениях материала достаточно. Значительно меньше публикаций о Ярославском училище девиц духовного звания. [ 20, 24] Екатерининская гимназия упоминается только в двух статьях, наряду с Мариинской, так что из литературы о ней ничего не известно. И совсем нет материалов о частных гимназиях г. Ярославля начала XX века. Исключение составляет лишь статья Б .Недорезова о гимназии Корсунской в газете « Городские новости» от 17 ноября 2004 года. [22]

В третью немногочисленную группу я включила книги, в которых не содержится статей относящихся к теме моего доклада, в них лишь имеются некоторые интересующие меня сведения. Например, сведения об архитектуре и истории зданий гимназий и истории и духовных училищ. Это учебные пособия по истории Ярославского края, путеводители по городу и другие книги. [ 7, 13, 14, 15]

Намного интереснее работать непосредственно с источниками и документами. [ 1,2, 3, 4, 5, 6] Из опубликованных и хорошо изученных упомяну прежде всего документы «Ярославской Мариинской гимназии», изданные в 1911 году к 50-летию со дня основания. Там содержится весь необходимый материал: число обучающихся в разные годы, фамилии гимназисток, закончивших учебу с золотой и серебряной медалью, учебные предметы, внеклассные мероприятия. [5] Все другие необходимые мне сведения по теме моего доклада я нашла в архивах музеев: в музее «Образование» гимназии № 3, «Истории города» и в архиве библиотеки – краеведческого музея «Наше наследие». Более подробно характеристика неопубликованных материалов, вещественных источников и фотодокументов, которые использованы в моем докладе, будет дано в основной части работы.

1. Краткий обзор системы женского среднего образования в нашем городе с XIX века до 1917 года

В книге «Ярославль. История города в документах и материалах» я нашла статистические данные за 1914 по женским учебным заведениям г. Ярославля. [6. с. 403] В 1914 году в Ярославле было 2 женских духовных училища, в которых обучалось 616 учащихся и 5 женских гимназий с общим количеством гимназисток 1913. Таким образом, к началу XX века в городе существовало 7 женских учебных заведений, в которых обучалось более 2,5 тысяч девочек.

А теперь вернемся в XIX век и проследим, как развивалось женское образование. В начале XIX столетия девочки из богатых семей обучались дома. Приглашались учителя на дом, и считалось что такого обучения для женщины вполне достаточно. Встречается в исторической литературе упоминание об открытии в 1816 г. в Ярославле «Института благородных девиц», правда неизвестно чему там учили и сколько он просуществовал (вероятно не долго). [15 c.151]

Более подробно рассказывается о частном пансионе мадам Буткевич, который был открыт в 1836 г. В программу обучения входили следующие предметы: закон Божий, история, география, танцы, рукоделие, русский и иностранные языки, арифметика, рисование. Неизвестно насколько серьезно изучались все эти предметы, известно лишь, что в этом пансионе училась сестра поэта Н.А. Некрасова – Анна Алексеевна. Обучение было очень дорогим по меркам того времени – 300 рублей только за обучение или 600 рублей за полный пансион (с проживанием и питанием), поэтому и учениц было мало. В 1841 году в пансионе мадам Буткевич обучалось только 24 девушки. [21, с. 323-330; 21. с. 72-79]

В 1849 году в Г. Ярославле было открыто, переведенное из Солигалича, Училище девиц духовного звания. Это здание находилось на Волжской набережной (сейчас в нем находится управление Северной железной дороги). Кроме дома прекрасной архитектуры, при училище были: сад, хозяйственные пристройки и церковь. В 1852 году состоялся первый выпуск учениц: все получили щедрые награды. Училище предназначалось для дочерей церковнослужителей. В училище готовили жен священников: жен – помощниц.

Распорядок дня в училище напоминал монастырский. Девочки вставали в 7.00 (летом в 6,30). Затем молитва и завтрак. Уроки шли с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. В 17.00 – полдник, в 20.00 – ужин, в 21.00 – вечерняя молитва, в 22.00 – сон. В училище был использован очень интересный способ проведения устных уроков: девочки приходили со своим рукоделием и слушали учителя или ответы одноклассниц, отвечая, они, конечно, откладывали рукоделие. Плата за обучение составляла 130 рублей в год. Начальницей училища была Е.П. Шипова. В начале XX века число учениц училища достигало 200 человек. [20, 24, 31]

Одной из первых гимназий России была Ярославская Мариинская женская гимназия. Торжественное открытие училища (статус гимназии оно получило в 1870 году) состоялось 6 февраля 1861 года, но фактически учебный процесс начался 31 августа 1861 года. В этом же году было набрано 111 учениц. Здание Мариинской гимназии находилось на улице Пробойной (Советская). Сейчас там находится банк « Югра».

Девочки принимались в гимназию с 8 лет. Гимназия предназначалась для детей всех сословий. В 1870 году училище переименовывается в гимназию в связи с открытием 8-го класса со специальным педагогическим курсом, по окончании которого девочки получали звание домашней учительницы.

Первой начальницей гимназии была Ф.О. Шульц. Плата за обучение в первых двух классах была 12 рублей в год с каждой ученицы. В 1911 году в Мариинской гимназии обучалось 450 человек. [30,9, 20, 23, 12, 26 ]

Екатерининская женская гимназия располагалась в Доме призрения ближнего, построенном еще в 1786 году. Гимназия открылась в 1876 году. Долгое время она существовала как трехклассное училище для девочек. В 1883 году окончательно сформировалась семиклассная гимназия, получившая название « Екатерининской».

Обучение в ней мало чем отличалось от обучения в Мариинской гимназии: так же принимались девочки 8 - 9 лет, почти такие же предметы преподавались. В гимназию принимались девочки всех сословий. По ее окончании выпускницы получали звания домашней учительницы по специальностям: русский язык и история, русский язык и математика, история, математика и др. Многие выпускницы оканчивали гимназию с медалью. Так, в 1899/1900 учебном году в Ярославской Екатерининской гимназии золотой медалью были награждены 6 воспитанниц, серебряной – 4.

В конце 90-х годов XIX века Екатерининскую женскую гимназию возглавляла Е.В. Штюрмер – жена ярославского губернатора. Плата за обучение составляла 150 рублей. Плата за обучение в 8 классе составляла от 50 до 70 рублей. На 1913 год в гимназии обучалось 400 учениц. [ 23, 12, с.34, 30]

Ионафановское (Епархиальное) женское училище было названо так по имени основателя – Архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана. Здание училища располагалось на пересечении Духовской и Никитской улиц и имело интересную архитектуру. Возможно, этот дом был построен по проекту Карла Росси. Торжественное открытие училища состоялось 1 октября 1880 года. Начальницей была избрана Л.И. Удальцова, окончившая Московский Александровский институт благородных девиц. Последней занимавшей место начальницей стала О. Ликвентова.

Училище предназначалось в основном для девочек из семей духовенства. Было довольно сложно попасть в него, так как существовал строгий отбор. Например, в 1883 году из 135 девочек, принимавших участие во вступительных экзаменах, выдержали конкурс 69, а в 1885 из 95 – 56. Первоначально училище было трехклассным, причем курс каждого класса был рассчитан на два года, позже (в 1886 году) училище было преобразовано в шестиклассное. При училище было все необходимое: баня, столовая, больница, место для учебы, отдыха и сна и даже церковь, поэтому воспитанницы очень редко выходили за пределы училища.

Девушки могли после шестого класса выйти замуж за священника или закончить два дополнительных класса, после окончания которых они получали диплом учительницы начальной школы. За учебу с дочек священников брали 20 рублей, диаконов – 15, псаломщиков – 10. За общежитие брали с детей духовенства 120 рублей, а с остальных – 200 рублей в год. При училище была образована библиотека, состоящая из трех тысяч томов.

Ярославское Епархиальное училище просуществовало до 1917 года, а после Октябрьской революции было закрыто. В Советские годы и сейчас в здании бывшего Ионафановского училища располагается университет им. Ушинского. [ 12, 27, 25, 10, 8 ]

Очень мало в литературе материала о частных гимназиях. Эта тема почти совсем не исследована. Так как по отчету за 1914 год в Ярославле было 5 гимназий, из них две государственные – Мариинская и Екатерининская, значит, частных гимназий должно быть три, но чаще упоминаются гимназии П.Д. Антиповой и О.Н. Корсунской. Только эти две гимназии обозначены на карте Ярославля начала XX века. Известно, что в 1902 – 1903 годах в Ярославле появились три частные гимназии: Антиповой, Вахрамеевой и Корсунской. На содержание каждого учебного заведения из городского бюджета было выделено по 500 рублей. В начале все гимназии были трехклассными и имели один подготовительный класс. [2]

Но в музее гимназии № 3 упоминается гимназия М.П. Люйтен, и даже указан адрес: ул. Варваринская, дом 9. Так что будем считать, что третьей частной гимназией была гимназия М.П. Люйтен. [3] Отличалось ли обучение в частных гимназиях от государственных, мы рассмотрим на примере гимназии О.Н. Корсунской.

Итак, в Ярославле на рубеже XIX – XX веков женское среднее образование было представлено двумя духовными училищами и пятью гимназиями, в которых обучалось более 2000 девушек. Женские гимназии были государственными (две) и частными (три). Попробуем проанализировать, отличалась ли программа обучения в них.

И в духовное училище, и в женские гимназии девочки принимались в первый класс в возрасте 9-10 лет только после сдачи экзаменов. Как писала поэтесса М. Петровых, она с шести лет посещала школу – сад., а позже приготовительные классы, в которых велась подготовка к поступлению в гимназию. [1 в с. 40] Итак, мы выяснили, что в начале XX века в России существовало догимназическая подготовка. Экзамены смогли выдержать только самые подготовленные. Отсев был велик. Так из более 200 девочек в Мариинскую гимназию в год ее открытия (1861) смогли поступить только 111 человек. [5. с. 48]

Но если в Мариинскую гимназию принимали девочек разных сословий, то в духовные училища только дочерей священников. Так из аттестата, выданного в 1887 году, узнаем, что Надежда Виноградова была дочерью псаломщика. А вот Мария Петровых готовилась к поступлению в Мариинскую гимназию, хотя ее мама, Фаина Александровна Петровых (Смирнова) и ее бабушка – Екатерина Дмитриевна Смирнова (Виленская), закончили Ярославское Епархиальное училище, т.к были дочерьми священников.

Всего за 50 лет существования с 1861 по 1911 год в гимназии обучалось 17379 учениц. А выпускниц за 50 лет было в 7 классе – 1570 и в 8 классе (педагогическом) – 918. Даже если к этому количеству добавить 506 учениц, обучавшихся в 1911 году во всех классах (включая выпускные), то получается немногим более 3 тысяч человек. Путем не сложных подсчетов получается, что около 14 тысяч девочек по каким-то причинам не закончили Мариинскую гимназию. [5. с.48] Почему?

У меня есть только одно предположение: если в гимназию принимали девочек с 8 лет в «приготовительные классы», а в 10 лет они сдавали экзамены в 1 класс, то возможно, что многие не прошли по конкурсу и отсеялись. И тогда для подготовки к поступлению в гимназию набирали новых гимназисток. Это мое предположение, возможно, были другие причины.

Теперь сравним, насколько отличалась система образования в духовных училищах и гимназиях. Изучим аттестат Надежды Виноградовой, которая в 1887 году закончила Ярославское Епархиальное училище. В нем всего 12 предметов и все с оценкой « 5» (отлично). Это – Закон Божий, русский и церковнославянский языки, литература, история, чистописание, духовное пение, рукоделие, хозяйство, география, физика, арифметика, педагогика.

Теперь посмотрим документы Мариинской гимназии. [5. с. 48-49] Кроме перечисленных предметов там изучали: бухгалтерию, три истории (всеобщая, русская и естественная, французский и немецкий языки, музыка, танцы, рисование.

Из этого сравнения видно, что в XIX – начале XX века считалось, что дочерям священников не нужны глубокие знания по истории, а уж тем более танцы, музыка, рисование и иностранные языки. Но в отличие от гимназии «епархиалкам» преподавали педагогику, хозяйство и духовное пение. По всей видимости, в духовных училищах наставники считали, что не зачем забивать головы девушек лишними знаниями. Ведь в большинстве своем, девушки выходили замуж за священников (выпускников семинарии) занимались домашним хозяйством и растили детей. В истории не сохранилось имен выпускниц Епархиального училища, ставших знаменитыми учеными, писательницами. Возможно я просто не нашла эти сведения в литературе. Но пример, когда «епархиалки» выходили замуж за священников, я привести могу. Это Екатерина Дмитриевна Смирнова (Виленская) – бабушка М. Петровых.

Духовные училища были закрытыми учебными заведениями. Обучение в них чем-то напоминало пребывание в монастыре. Даже на летние каникулы их домой не отпускали. Девочки могли уехать домой только два раза в году, да и то только на несколько дней на Рождество и Пасху. А вот ученицы Мариинской гимназии приходили только учиться, а потом возвращались домой. Конечно, гимназистки чувствовали себя несколько свободнее, чем девушки из духовных училищ, которые постоянно находились под неусыпным контролем наставниц.

Но нельзя считать, что гимназистки в свободное время могли делать что угодно. Например, чтобы пойти в театр, нужно было получить разрешение у директора. И в том и другом учебном заведении ежегодно сдавали экзамены по итогам, которых учениц переводили в следующий класс. Педагоги старались, чтобы в жизни учащихся было меньше праздного времяпрепровождения, всей системой воспитания подчеркивалось, что труд – основа жизни.

Ученицы Епархиального училища проводили свои дни в учебе и молитвах, занимались рукоделием, много читали, помогали на приусадебном участке. Иногда, очень редко, девушки во главе с начальницей училища и в сопровождении наставниц покидали стены своего «монастыря» и отправлялись в город на учебную экскурсию. Иногда в гости к старшеклассницам приходили семинаристы знакомиться. Это проводились вечера с литературным чтением и чинными беседами. Не было на этих вечерах никаких танцев, да впрочем, девушек и не учили танцевать, их же готовили в жены священников. [12]

Намного интереснее проходили ученические праздники у старшеклассниц Мариинской женской гимназии. У них тоже проводились литературные вечера, на которые приглашались учащиеся из Кадетского корпуса. Вечера заканчивались «живыми картинами» (наверное, театральные постановки) и танцами. Часто гимназистки совершали экскурсии по городу, и даже выезжали в другие города: Кострому, Ростов. [5. с. 50]

Итак, в женские гимназии и духовные училища принимали девочек в возрасте 9-10 лет по итогам вступительных экзаменов. Если в гимназию принимали девочек разных сословий, то в училища только детей священников. Учебная программа в духовных училищах была беднее, не преподавались предметы: немецкий и французский языки, музыка, танцы, рисование, бухгалтерия. Хотя и в Мариинской гимназии преподавался закон божий, но девушки из Епархиального училища больше время проводили за молитвами, соблюдали все религиозные посты, у них даже был учебный предмет «Духовное пение». Духовные училища, в том числе и Ярославское женское Епархиальное училище, были закрытыми учебными заведениями.

2. Страницы из школьных тетрадей начала XX века Екатерининской женской гимназии: опыт исследования

Эти странички из школьных тетрадей, которым скоро исполнится сто лет, хранятся в музее гимназии №3. Они были обнаружены в макулатуре несколько лет назад. Как же выглядит этот исторический источник? Три обложки тетради, две из которых подписаны: на первой: «Радюкиной 6 класс». А на другой более подробная надпись «Колесниковой В. ученицы 7 класса для записок по космографии 1909-1910 учебный год». В комплект, кроме обложек, входит 110 листов в клетку и линейку. А также листы белой неразлинованой бумаги, которые исписаны как черными чернилами перьевой ручкой, так и карандашом. После систематизации листов выяснилось, что записи на тетрадных страницах принадлежат нескольким ученицам (разный подчерк). Кроме уже известных фамилий, обнаружены листы с надписями в правом верхнем углу: «Эппель уч. 7 кл.» и «Лидии Колесникой уч. 5 кл.». Таким образом, нам стали известны фамилии 4-х гимназисток.

Мы уже выяснили, что только в гимназиях обучение было семиклассным, а восьмой класс был педагогическим (по желанию).

По записям можно определить и временные границы данного источника – это 1909-1914 гг. а так же мы можем предположить. Что все найденные записи принадлежат ученицам одной гимназии – Екатерининской. Это подтверждает хотя бы тот факт, что сохранились листочки с сочинениями о русских богатырях, написанные разным подчерком, но с одним и тем же планом.

Но особенно меня заинтересовали записи, сделанные на белых неразлинованных листах. В правом верхнем углу каждого листа стоит фабричный штамп-оттиск «Фабрики наследников Сумкина №6», а на других страницах номер меняется уже на «7». Сейчас уже нет таких оттисков на школьных тетрадей, как впрочем, не существует и самой фабрики. Еще меня поразило, как аккуратно сделаны записи. Строчки почти никогда не выезжают на поля (а ведь поля нигде не отчерчены). Как оказалось при более тщательном рассмотрении, на каждом тетрадном листочки имелась выпуклая бороздка.

Теперь попробуем провести сравнительный анализ системы обучения в современной школе и в женской гимназии начала XX века. Листочки из ученических тетрадей столетней давности послужат интереснейшим материалом для нашего исследования. И так, мы уже знаем, что в фондах школьного музея хранятся 110 страничек из школьных тетрадей учениц Екатерининской женской гимназии, а также тетрадь с записями по педагогике. Но так как в современной обычной школе предмета «педагогика» не существует, сравнительный анализ по данному предмету мы провести не можем.

Какие же предметы изучали юные гимназистки? 46 листов из общего количества можно отнести к школьному предмету «литература». Много страниц, написанных разными подчерками, посвящено древнерусской поэзии и былинам. Встречаются такие темы, как «Структура и язык былин», «Содержание былин и характеристика былинных героев», «Богатырь - дружинник и богатырь-хлебороб», «Появление книжности». Так, Варвара Колесникова оставила нам записи о летописях, а также о том, что необходимо знать древнеславянский язык, чтобы изучать Священное писание.

Интересны темы сочинений в 7-ом выпускном классе гимназии: «Характер разочарования Онегина», «Критическая литература Белинского», «Платон Каратаев», «Следует ли Базарова признать лишним человеком?», «Ломоносов как поэт, заслуги и сущность его поэзии».

А вот сочинения по другим предметам: «Реформы Петра I», с оценкой «четыре с минусом» и надписью «не на тему»,- это по истории. Сочинение Эппель, ученицы 7-ого класса, «Чем, по мнению Каменского, важны наглядность в обучении, и в чем она должна состоять»,- относится к предмету педагогика. Сейчас такой предмет изучают в педагогических вузах и училищах, а не в школах.

Среди обнаруженных листов, имеются записи с перечислениями предметов и пометками (+, -). Вероятно речь идет о сдаче зачетов. Вот какие предметы перечислены: Закон Божий, литература, русская литература устная, литература ар. (непонятно) сочинение, алгебра, геометрия (спец), история (устно).

Сохранились странички с записями по алгебре. На одном из них была формула (2а-в+1)3, которая в настоящее время не используется, так как способы решения примеров с ее помощью, по мнению современных педагогов, сложны и не рациональны.

Как стало известно из записей, в 1910 г. на уроке физики в 7-о классе изучали рычаги, а распространение звука гимназистки проходили на примере звона колокольчика. По тем немногим записям, которые сохранились, можно сделать вывод, Что программа по физике почти не отличалась от современной. Отличие лишь в оформлении. Так в тетрадях по физике начала XX века рисунки располагались в левой части, а данные и решения задач в правой, а сейчас наоборот.

Теперь хотелось бы обратить внимание на биологию. В комплексе источников обнаружено только два листа по данному предмету, это количество не дает нам полного представления об объеме его изучения. Обратим внимание на «Письменную работу по гигиене» ученицы 7-го класса Эппель со следующими вопросами:

    Строение среднего слоя кожи.

    Функции кожи при перегревании.

    Сравнение мочи и крови здорового человека.

    В каком почечном слое находятся мочевые канальцы.

    Общее описание нервной системы.

    Значение головного мозга.

Как мы можем судить по этой работе, биология (гигиена) преподавалась почти в таком же объеме, как в современной школе. Единственное отличие, на которое я обратила внимание,- это названия составляющих крови. Эппель в своей работе называет эритроциты – «красными шариками», а лейкоциты – «белыми шариками». За эту работу поставлена оценка «4». Почему-то оценка и исправления сделаны простым карандашом.

А вот в другой работе от 1-го февраля 1911г. неизвестной ученицы исправление орфографических и стилистических ошибок сделано красными чернилами. Сохранился только один листок этой работы, тема которой: «Идеальная женщина по «Домострою». Сочинение это интересно нам потому, что подтверждает предыдущие выводы о содержании образования и воспитания в женских гимназиях, которое отличалось от обучения в мужских учебных заведениях конца XIX начала XX века, так и от современных школьных программ. Обучение в женских гимназиях было рассчитано в первую очередь на будущее предназначение женщины: создание семьи, рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства.

Проанализируем план сочинения и первую страницу текста и постараемся понять, какова же по мнению юной гимназистки начала XX века идеальная женщина по «Домострою».

    Положение женщины в семье.

    Отношение женщины к мужу и слугам.

    Отношение женщины к своим обязанностям.

    Женщина как воспитательница детей.

По плану мы можем определить критерии, по которым судили об идеальной женщине. Идеальная женщина – это прежде всего хорошая жена, заботливая мать и трудолюбивая хозяйка. В сочинении подчеркивается мысль, что даже при наличии слуг «женщина не должна быть праздной».

Помимо перечисленных выше предметов сохранились еще странички с упражнениями по латинскому и немецкому языкам. Еще, судя по записям, сделанным красивым и аккуратным подчерком, без помарок, в младших классах гимназии был предмет «чистописание».

Преподавание русского языка почти не отличалось то современного за исключением написания нескольких слов: «ея» вместо «ее» и проставления знака «Ъ» после согласных букв. Например: «планъ», «къ своимъ», «обязаностямъ».

Читая страницы из школьных тетрадей, мне хотелось представить, как выглядели, о чем мечтали, к чему стремились гимназистки 100 лет назад. Например, как выглядела и о чем мечтала юная гимназистка, которая 1 февраля 1911г. написала сочинение об идеальной женщине, или как сложилась жизнь у ученицы 7-го класса Эппель, которая за письменную работу по гигиене получила оценку «четыре».

А вот судьба Варвары Колесниковой (обложка ее тетради по космографии хранится в фондах школьного музея) нам известна. Закончив семь классов, она поступила в восьмой педагогический класс и впоследствии преподавала русский язык и литературу в той же гимназии, где училась сама.

Конечно, количество найденных страничек из ученических тетрадей не позволяет судить о качестве образования в начале XX века, в частности, о системе обучения в Екатерининской женской гимназии. Но все-таки некоторые выводы сделать можно. Мы выяснили, что в женской гимназии изучали алгебру, геометрию, литературу устную и письменную, историю, биологию (гигиену), физику, иностранные языки (немецкий и латинский). В программе современной школы такие предметы тоже существуют. Темы по физике, литературе, биологии во многом совпадают, иностранные языки мы тоже изучаем, правда, в нашей школе только один предмет – английский. В чем же отличие? В учебных заведениях начала XX века одним из главных предметов был Закон Божий, что говорит о религиозности образования. Еще в старших классах Екатерининской женской гимназии изучали космографию и педагогику. В тетради по педагогике есть такая фраза: «Методика – наука об обучении не есть наука, а искусство. Преподаватель является творцом, художником». Мне кажется, что эта мысль не устарела и сейчас, хотя в год 1000-летия Ярославля этой записи в тетради исполнится ровно 100 лет.

Преподавание в женских гимназиях, судя по сохранившимся документам [1А; 2; 3; 5], велось приблизительно по той же программе, что и в современной школе, но больше внимания уделялось изучению гуманитарных предметов. [3] Знания по этим предметам были прочные и глубокие. Об этом свидетельствуют следующие факты. Проучившись год в педагогическом классе, Варвара Колесникова стала преподавать русский язык и литературу, а сестра Марии Петровых – Екатерина, не получив высшего образования, настолько хорошо знала иностранные языки, что работала переводчицей. [1; 1Б]

Но главное отличие в обучении начала XX и XXI вв. в существовании системы раздельного обучения мальчиков и девочек. На мой взгляд, обучение в женских гимназиях было ориентировано не на получение в дальнейшем высшего образования, а в первую очередь на то, что бы женщина создала семью и воспитывала детей. В современных школах нет разделения в обучении, и поэтому все имеют равные возможности при поступлении в вуз.

Так получилось, что несколько страниц из ученических тетрадей стали для меня интересным историческим источником в проведении сравнительного анализа системы обучения в современной школе и в женской гимназии начала XX века.

3. Частные женские гимназии Ярославля (на примере гимназии О.Н. Корсунской)

Источники, которые будут использованы в этой главе подлинные. Это фотодокументы из архива музея-заповедника г. Ярославля. Подробнее хочется остановиться на воспоминаниях Валерии Глебовны Козловой, которые хранятся в архиве библиотеки краеведческого музея «Наше наследие». [1 А] Валерия Глебовна была старейшей читательницей этой библиотеки, и оставила там ученическую тетрадь с воспоминаниями о своей жизни. В.Г. Козлова родилась в 1903 году, а умерла совсем недавно, немного не дожив до своего 100-летнего юбилея. Воспоминания она написала, когда ей было уже 90 лет.

Насколько можно доверять этому документу? Сотрудники библиотеки, которые знали ее лично, рассказали мне, что она много читала, знала наизусть стихи и с удовольствием выступала на литературных вечерах, так как на протяжении всей жизни Валерия Глебовна занималась в художественной самодеятельности, а в конце 20-х начале 30-х годов даже выступала на сцене театра им. Волкова. Из всего выше сказанного следует, что В.Г. Козлова до глубокой старости сохранила ясность ума и прекрасную память.

К сожалению, я лично не была с ней знакома, но прочитав тетрадь с воспоминаниями Валерии Глебовны, поняла, что доверять им можно. Факты, которые там приводятся можно проверить. Например, перед тем, как рассказать о своей учебе в гимназии О.Н. Корсунской, она перечислила все женские гимназии, которые существовали тогда в Ярославле (Мариинскую, Екатерининскую, Корсунской и Антиповой). Те же четыре гимназии обозначены на старой карте города. Она вспомнила до мельчайших подробностей приезд царя Николая II в Ярославль. А это было в 1913 году. Я потому так подробно обо всем этом написала, что воспоминания В.Г. Козловой впервые используются в качестве исторического источника.

А теперь давайте мысленно перенесемся в начало XX века.

Юная Валерия родилась в Ярославле в 1903 г. в семье довольно обеспеченной. Ее отец в то время был в чине подполковника и служил воспитателем в Ярославском кадетском корпусе. Мать не работала, занималась воспитанием детей. Детей в семье было четверо: Валерия и три брата. Семья занимала 6 комнат (вероятно на территории Кадетского корпуса). Из прислуги были няня и кухарка, которые жили в комнате рядом с кухней. К сожалению, единственным недостатком этих воспоминаний является то, что Валерия Глебовна нигде не упоминает фамилию, имя и отчество своих родителей. А братьев называет только по именам. Единственное, что мне удалось выяснить, - вероятно, фамилия матери до замужества была Левитская, и что дед Валерии Глебовны со стороны матери был священником и жил в селе Щекотово.

Фамилии же, указанные в названии главы – В.Г. Козлова – Мартынова – это фамилии по первому и второму мужу.

В детстве Валерия дружила с семьей Горбатовых с сестрами Леной и Наташей. Отец девочек тоже служил в Кадетском корпусе, а их мать была дочерью Федора Алексеевича Некрасова, т.е. приходилась племянницей поэту Некрасову. К сожалению, из воспоминаний не ясно, учились ли сестры Горбатовы в гимназии О.Н. Корсунской или в каком-то другом учебном заведении. Сказано, лишь, что во время каникул, девочки на все лето уезжали в Карабиху.

А Валерия до учебы в гимназии летом часто гостила в имении своего деда, священника Левитского в селе Щекотово. Там же было поместье купца Кокуева, который владел гостиницей возле Знаменской башни в Ярославле (сейчас этого здания нет). Валерия была хорошо знакома с дочерью купца Лидой Кокуевой.

Валерия Глебовна Козлова поступила в гимназию О.Н. Корсунской. Вероятнее всего в 1910 или 1911 гг. Так как сначала училась там в трех приготовительных классах и только после их окончания и сдачи вступительных экзаменов была зачислена в 1 класс гимназии. А мы уже знаем, что девочек в приготовительный класс принимали в 8 лет, а в 1 класс – в 10 лет. Приводится любопытный факт: она ездила туда на трамвае (непонятно только одна или кто-то из взрослых ее провожал).

По всей видимости, частная гимназия О.Н. Корсунской хорошо себя зарекомендовала. Потому что в этой же гимназии в то же время училась старшая сестра М. Петровых – Елена. А ведь путь из села Норского (пригород Ярославля) не близкий. Отец каждый день запрягал лошадь, чтобы отвести старших детей в Ярославль. [1Б]

По воспоминаниям В.Г. Козловой гимназия занимала весь третий этаж, и маленькая Валерия хорошо запомнила лестницу в доме Пастухова, по которой поднималась каждый день. А в статье Б. Недорезова написано, что гимназия располагалась на 2-м этаже. [22] Возможно, на втором этаже учились старшие классы, а приготовительные классы располагались выше.

А теперь некоторые цифры и факты из истории частной гимназии О.Н. Корсунской. В год открытия гимназии в 1903 г. в ней обучалось 79 девочек и было всего 6 преподавателей (трое из которых были из семьи Корсунских). А в 1906 г. – когда учебное заведение О.Н. Корсунской получило статус гимназии, в ней обучалось уже 226 человек. В 1916 г. В гимназии Корсунской в 8 основных и трех приготовительных классах было уже 425 учащихся, и на 1 января 1917 года в гимназии работало 36 учителей. [17 с 105-107]

Теперь обратимся к фотодокументам.

На первой фотографии – здание, в котором в начале XX века располагалась гимназия О.Н. Корсунской (в настоящее время здесь находится главпочтамт). Около здания, запряженная в телегу лошадь, возможно на ней привезли на учебу Елену Петровых.

А вот так в начале XX века выглядела лестница дома Пастухова, которую так хорошо запомнила юная Валерия.

Следующая фотография - «Учительская комната». Обратите внимание – половина учителей в гимназии мужчины, а среди них священники, значит, изучался предмет: «Закон Божий».

Если мы внимательней вглядимся в лица учителей, то узнаем многих из них. Они встречаются на других фотографиях. Отсюда можно сделать вывод, что все фотографии сделаны в одно и тоже время. Возможно, даже в один день, судя по одежде учительниц. Теперь попробуем определить год. Это не 1903 г., когда было 79 учениц и 6 учителей, и даже не 1906 г., если судить по количеству девочек в приготовительных классах. Эти классы упоминаются в 1916 г.

Если предположить, что на фотографии должна присутствовать начальница гимназии, то О.Н. Корсунская может быть только первой слева. Обратите внимание на даму в темном платье, на ее осанку и некоторую отстраненность ото всех. Качество фотографии не позволяет определить возраст женщины, но на снимке ей не менее 40 лет. Значит фотографии сделаны не ранее 1910 г. Таким образом, мы определили примерные временные границы этих фотодокументов: 1910-1916 гг.

На следующей фотографии малыши на большой перемене. Возможно среди них и юная Валерия. В своих воспоминаниях Валерия Глебовна перечислила учебные предметы, которые изучала в гимназии. Это – закон божий, русский, немецкий и французский языки, математика, география, история, естествоведение, чистописание, черчение, рукоделие, рисование и танцы. При сравнении с программой государственной гимназии – Мариинской, можно выяснить, что программа в частной гимназии почти ничем не отличалась. Возможно, В.Г. Козлова некоторых предметов еще не изучала. Так как училась в младших классах (или пропустила в воспоминаниях).

Гимназию В.Г. Козловой закончить не пришлось. В 1917 году ей исполнилось 14 лет. После революции гимназию соединили с реальным училищем, где учились мальчики, и школу перевели в здание Мариинской гимназии. А вот Елена Петровых успела окончить гимназию, уехала в Москву, получила там высшее образование и стала впоследствии ученым-биологом. [1б]

На следующей фотографии мы видим учениц из приготовительного класса за рукоделием. Обратим внимание на наполняемость класса. Я насчитала 30 учениц. Все они очень уверенно вяжут на спицах.

Урок физики в 7 классе. Возможно, среди учениц есть и Елена Петровых. В классе 20 девушек. Обратите внимание на физические приборы и на то, что на уроке присутствует классная дама. Пока она с одной группой девушек проводит лабораторную работу. Учитель - мужчина объясняет материал другой группе. Уже в начале XX века существовало разделение класса на подгруппы.

Занятие хора. По всей видимости, здесь девочки из разных классов, если судить по росту, отобраны по вокальным способностям. Учитель музыки опять мужчина. Я обратила внимание на одежду девушек. Все они в школьной форме – но фасон платьев у всех разный и белые воротнички тоже. Старались даже в школьной форме отличаться от своих одноклассниц.

Урок рисования в 6-м классе. На уроке классная дама в замысловатом головном уборе выполняет роль натурщицы. В классе более 20-ти девочек. На заднем плане – задремавший господин в форменном костюме, можно предположить, что это учитель рисования.

Последняя фотография из гимназии О.Н. Корсунской – «Младшие классы в столовой». Я обратила внимание на то, что завтрак очень скромный. А ведь учились в основном девочки из обеспеченных семей. Валерия Глебовна вспоминала, что после горячего завтрака учащиеся гуляли в саду, который находился во дворе дома Пастухова. Видимо перемена была достаточно большой, если девочки успевали не только позавтракать, но и погулять.

В гимназии О.Н. Корсунской проводились родительские собрания. Девочки под присмотром классных дам часто совершали учебные экскурсии. Плата за обучение почти не отличалась от государственных гимназий. Девушек из педагогического класса возили в образцовые школы на экскурсии (видимо, перенимали опыт). [17 с 107]

Воспитание было очень строгим. Был случай, когда старшеклассницу со скандалом отчислили, за то, что она гуляла с мальчиком-гимназистом в сквере и даже целовалась. [1Б]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обучение и воспитание гимназисток в государственных и частных гимназиях почти не отличалось. Программа обучения, если судить по перечисленным предметам. Была приблизительно такой, как и в Мариинской гимназии. В частной гимназии О.Н. Корсунской существовали приготовительные классы и дополнительный педагогический класс, и плата за обучение была такой же, проводились и внеклассные мероприятия. Воспитывали юных барышень в строгости и уважении к старшим.

Заключение

Над темой моего исследования «Из истории женского образования в Ярославле в конце XIX начале XX века было очень интересно работать: собирать материал, находить никому неизвестные исторические документы (воспоминания В.Г. Козловой), рассматривать пожелтевшие страницы из ученических тетрадей начала XIX века и старые фотографии.

Работа была проделана немалая. Мною была прочитана вся литература, которую удалось разыскать в краеведческом отделе областной библиотеки им. Некрасова по теме женского образования, а так же изучены исторические документы по данному вопросу в музее «Истории города» и в других музеях. В результате этой работы были найдены неизвестные и малоизученные исторические документы и фотографии.

В ходе исследования проблемы «Из истории женского образования в Ярославле в конце XIX начале XX века» удалось выяснить что данная тема изучена не полностью. Из прочитанной литературы не складывается ясной картины системы женского образования в Ярославле в изучаемый период. По данному вопросу имеются только научные статьи о женском образовании в целом по ярославской губернии и газетные публикации по некоторым женским гимназиям и духовным училищам. Как оказалось практически не изучен вопрос о частных женских гимназиях и мало материала о Екатерининской женской гимназии. Поэтому я решила внести свой посильный вклад в изучении проблемы женского образования в Ярославле на рубеже XIX- XX веков.

Каковы же результаты моей исследовательской работы:

    Обобщен и систематизирован весь имеющийся материал по данной теме, найдены сведения по неизученным вопросам (частным гимназиям);

    Проведено собственное исследование проблемы женского образования в Ярославле до 1917 года;

    Выяснено насколько отличалось воспитание и образование девушек в женских гимназиях и духовных училищах на основе сравнительного анализа документов Епархиального училища и Мариинской гимназии;

    Проведено сравнение системы образования в России в начале XX и XXI вв. на основе изучения сохранившихся страниц из ученических тетрадей Екатерининской женской гимназии г. Ярославля;

    Проанализировано чему и как учили барышень в начале XX века в частных гимназиях на примере частной гимназии О.Н. Корсунской (по фотографиям и воспоминаниям В.Г. Козловой)

Мне кажется, я справилась с теми задачами, которые перед собой поставила, и в истории Ярославля, в канун его 1000-летия, осталось меньше белых пятен.

Список литературы, источников и документов

Источники и документы:

1. Материалы из архива библиотеки - краеведческого музея «Наше наследие»;

а) воспоминания Валерии Глебовны Козловой (Мартыновой) - (рукопись).

б) воспоминания Е.С. Петровых -Чердынцевой (неопубликованные).

в) Петровых М.С. Воспоминания.//Петровых М.С.Назначь мне свиданье. М.2000.

2. Материалы из архива музея «Истории города»

3. Материалы из музея «Образование» гимназии №3 г. Ярославля:

а) фотографии;

б) страницы из ученических тетрадей Екатерининской женской гимназии;

4. Учебные заведения Ярославской губернии // Календарь Ярославской губернии на 1876 год,(с 85-88).

5. Ярославская Мариинская женская гимназия. Историческая записка к 50-летию существования (6 февраля 1861 г.- 6 февраля 1911 г.) / сост.Б.И.Зелинский.-Ярославль,1911.

6. Ярославль: История города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 г. / Под ред. Пономарёва А.М. Ярославль, 1990.

Литература.

7. Андриевский А.А. История Ярославля с древнейших времён до наших дней. М. 1999.

8. Бекке М. Пригрели девочек-сирот. // Золотое кольцо.-2000-13 окт.

9. Борисова М. Чему и как учили дам. (К 135-летию Мариинской женской гимназии). // Золотое кольцо – 1996 – 12 сент.

10. Герасимова Н.С. Женское духовное образование в Российской провинции во II пол. ХIХ – нач. ХХ в. (На материалах Ярославской губернии). // От мудрости до святости былого. VII Тихомировские чтения. – Ярославль,1999.с. 24 – 25.

11. Герасимова Н.Е. Изменения в сфере профориентации женских духовных училищ во II пол. XIX в. (На материалах Ярославской губернии). // Общество, образование, человек. – Ярославль. 1998 – ч.2 - 165 – 167; Путь в науку,1998,Вып.4.с 44 – 48.

12. Гудкова А. Барышни с зачётками. //НЗ на случай отдыха. – 2003 -№2/3 –с. 32-35.

13. Добровольская Э.Д. Ярославль. Художественные памятники XIII – XIX веков. М.,1968.

14. Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю. Путеводитель. Ярославль,2001

15. История Ярославского края с древнейших времён до конца 20–х годов XX века. /Отв. Ред. А.М. Селиванов./Ярославль,2000.

16. Колпаков Г.А. Развитие Ярославского края просвещения. // Ярославский педагогический вестник, 1997,Ч.2 – с.99 – 101.

17. Кузин С.Н., Кузина Н.В. Женщины Ярославля. История и современность. Научно-практическая конференция. Ярославль,2004.с.105-107.

18. Кузин С.Н. Проблемы формирования школьной сети Ярославской губернии в начале ХХ в. // От мудрости до святости былого. VII Тихомировские чтения. – Ярославль,1999. – с.180-182.

19. Кузин С.Н. Формирование системы среднего женского образования в России во второй половине XIX – начале XX века. (На материалах Ярославской губернии). // Минувших дней связующая нить.(V Тихомировские чтения). – Ярославль,1995,с.115-118.

20. Лебедева В. Где и как учились наши прабабушки. (К 135-летию Мариинской женской гимназии и 150-летию Ярославского женского училища девиц духовного звания). // Волжский купец,1996, - 26 января.

21. Мельгунов Б.В. Мадам Буткевич и её женский благородный пансион в Ярославле (1836-1844). // Карабиха. Ярославль.1993-вып.2.с.323-330; Мельгунов Б.В. Всему начало здесь. – Ярославль,1997, - с.72-79.

22. Недорезов Б. Гимназия Корсунской. // Гор. Новости.№46.-2004-17ноября.

23. Недорезов Б. Две гимназии. // Гор. Новости.-2000,13-19 декабря.

24. Недорезов Б. Женское духовное училище. (155 лет со дня основания). // Гор.новости.2001,25 апреля – 2 мая – с.15.

25. Недорезов Б. Ионафановское училище. // Гор.новости.-2001,24-30 января. - с.12.

26. Поташов И. Летопись славных имён.(Из истории ярославской женской гимназии). // Сев. рабочий,1988 – 17 июня.

27. Размолодин М. Теперь пединститут, а раньше… // Ярославский студент. – 1993-№2 –с.8-9.

28. Сазонова Е.И. Формирование системы среднего женского образования в России во второй половине XIX –начале XX века.(На материалах Ярославской губернии). // Минувших дней связующая нить.(V Тихомировские чтения) – Ярославль,1995.

29. Соловьёва О.Ю. Женское среднее образование в дореволюционной России (На примере Ярославской губернии) // Развитие личности и формирование индивидуальности. – Ярославль,1996 – с.284 – 286.

30. Фадеева Т.Ю.К вопросу о развитии среднего женского образования в Ярославской губернии во второй половине XIX века. // Для великого блага отечества. Демидовские чтения. Ярославль,1998 - с.81-84.

31. Федюк Г.С рукоделием да с молитвою. // Золотое кольцо. – 1993 - 25 марта – с.5.