Тестовый контроль знаний учащихся по физике
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 97
Первомайского района г. Ростова - на - Дону
Тема исследования:
Тестовый контроль знаний учащихся по физике
Зинько Оксана Ивановна
учитель физики второй категории
МОУ СОШ № 97
г. Ростов-на-Дону
Содержание
Введение
Педагогические тесты в школе
Используемая терминология
Понятие об уровнях усвоения материала
Выбор материала для ТЗ
Формы тестовых заданий
Советы по подбору ответов для тестовых заданий с выбором ответа
Оценка и отметка за выполнение тестовой работы
Формы работы с тестами
Экзамен в виде теста
Используемая литература
Введение
В процессе обучения осуществляется целенаправленное управление познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя. Одним из важных звенев этого процесса является проверка достижений учащихся, которая позволяет установить уровень сформированных у учащихся знаний и умений на том или ином этапе процесса обучения, их соответствие требованиям на каждом этапе, а в итоге требованиям Государственного образовательного стандарта.
Тесты позволяют качественно измерять уровень знаний учащихся, что важно, поскольку в этом случаи обеспечивается необходимая точность и объективность проверки. Тесты позволяют проверить знания на уровне усвоения, который характерен для многих понятий, изучаемых в основной школе.
В настоящее время выпускники школ России вынуждены сдавать выпускные экзамены в школе и следом вступительные экзамены в ВУЗ. Это приводит к первым срывам абитуриентов.
Единый государственный экзамен настраивает школьников на получение реальных знаний в школе. Эксперимент по проведению ЕГЭ усилил внимание общественности к системе образования. Подтверждена возможность объективной оценки подготовленности выпускников и абитуриентов: все ученики оказались в одинаковых условиях и за одинаковые знания получили одинаковые оценки.
Существуют социальные причины возражений против ЕГЭ, а также возможные социальные перекосы при его проведении за счет утечки информации и нарушений технологии проведения. Существуют также возражения против его содержания, так как тесты не могут проверить умение синтезировать знания. Они дают подсказки в виде вариантов ответов и преимущество натасканным школьникам перед творчески мыслящими.
Что такое тест.
Тест (от англ. Test) означает испытание, исследование.
Это современный, мобильный, очень эффективный, демократичный и широко распространенный метод проверки знаний, умений, навыков, качеств личности.
Тест вместе с тем - эта особая система заданий и вопросов, на которые должен ответить учащийся.
Тесты бывают психологические, педагогические, медицинские, социологические и др.
Психологические тесты позволяют, в частности, выявить темперамент и характер ученика, уровень его учебной мотивации, стиль мышления, направленность личности, т.е. получить информацию, важную для организации учебного процесса.
Педагогические тесты в школе
В основном они - средство контроля знаний и умений, притом средство прогрессивное.
Обычно тесты либо составляет сам педагог, либо черпает их из книг, методических разработок, официальных материалов. Для текущих школьных нужд тесты готовит, как правило, учитель, для экзаменационных работ в выпускных классах тесты создают централизованным порядком и рассылают по школам. Чаще всего в школах используют готовые тесты, составленные специалистами.
Использование тестов. К тестам обращаются При изучении нового - для актуализации знаний, на которые нужно опереться (для этого проводят тесты - минутки);
При текущем контроле - для проверки усвоения проходимого материала (применяют также тесты - минутки);
При экзаменационной аттестации.
Но весьма полезны тесты, составленные самими учащимися. Ценность их определяют две причины:
во-первых, они нужны в школе и в классе как средство контроля,
во-вторых, при их создании происходит осмысление изученного, развитие комплекса мыслительных операций, умение работать с информацией и перекодировать ее, формулировать вопросы.
Дидактические требования к тестам.
Они должны обладать следующими качествами. Быть валидными, т.е. измерять именно тот показатель знаний или умений, который нужен, однозначными, т.е. все читающие их должны одинаково понимать условие, простыми, т.е. каждое задание должно содержать один вопрос, достоверными, т.е. быть в русле научных представлений, соответствующими учебной программе, т.е. содержать только изученные по программе термины, формулировки; выполняться на основе пройденного материала.
Варианты должны быть одинаковыми по трудности.
Используемая терминология
Тестовое задание (ТЗ) - единица теста, его составной элемент.
Состав теста: указание и несколько (или множество) заданий.
План теста - таблица, в которой отраженно, какие элементы содержания темы контролирует ТЗ.
Спецификация - документ, который дает полное представление о тесте: его целях, содержании (что конкретно он контролирует), форме, способах обработки результата.
Понятие об уровнях усвоения материала
Прежде чем создать тест, решают, какой уровень усвоения знаний будут сего помощью проверять. Уровней 3.
Первый уровень - узнавание, различение. Учащиеся должны опознать повторно воспринимаемый объект, выделить его, назвать. Основы выполнения задания - восприятие, память. Тип используемого теста - на опознание.
Второй уровень - воспроизведение. Нужно воссоздать ранее усвоенную информацию (определение, формулу, описание устройства, порядок выполнения практических действий), решить типовую задачу по данному ранее плану. Тип используемого теста - репродуктивный.
Третий уровень - решение нетиповых задач, в которых известны цели и условия, а способ решения требуется найти самому. Его основа - мыслительная, продуктивная деятельность.
Первый и второй уровни - исполнительские, они опираются на репродуктивную деятельность и осуществляются по конкретным предписаниям. Третий уровень связан с мыслительно-преобразующей творческой деятельностью.
Выбор материала для ТЗ
Если тест создает педагог.
Он изучает программу темы и совершает названные далее шаги 1 - 3:
выбирает важнейшие элементы знаний, а также умения, входящие в тему, определяет, что именно будет контролировать, решает, на каком уровне будет происходить контроль.
Если тест создает ученик.
Он изучает один или несколько (2 - 3) параграфов учебника и тоже совершает шаги 1 - 3. И тот и другой заполняют полученной информацией таблицу 1, являющуюся фрагментом спецификации: после шагов 1 - 2 вписываются данные в левую колонку, а после шага 3 - в правую.
Таблица 1.
Контролируемый материал.
Учебный элемент (знание или умение) |
Уровень усвоения |
Формы тестовых заданий
Сначала назовем их группы.
По одной классификации это Задание с выбором ответа.
Все ответы в них сформулированы, и ученик должен выбрать верный или верные, по его мнению. В действительности верных ответов приводится один или несколько, остальные - отвлекающие. Это - основная форма ТЗ.
Ответы бывают двух типов:
"Да " - " Нет ", " Будет " - " Не будет " и т.п.
Фактологические (формулы, утверждения, определения и т.п.)
Задания с кратким ответом.
Ответ нужно дать самому в краткой форме (в виде одного слова или словосочетания)
Задания с развернутым ответом.
Ответ требуется сформулировать самому, и он должен быть пространен и обоснован; по сути это - микросочинение.
Требование (единственное) к этим заданиям: ответ не должен допускать нескольких толкований.
Задания этого типа обычно начинаются словами: " Дайте ответ на вопрос… ", " Объясните, почему…", " Что такое… ".
По другой классификации (по сути такой же, но звучавшей иначе) это - задания Закрытые с множеством ответов для выбора Открытые со свободно конструируемым ответом Виды заданий по дидактической цели.
На проверку знаний.
Фактологические задания, или конструктивные, проверяющие знание фактов (терминов, определений, формул, закономерностей, верных утверждений).
На проверку владения видами деятельности.
Классификационные: они имеют цель выявить умение проводить классификацию и распознавать основные группы знаний (факт, закономерность, теория, единичный вывод, доказательство и др.) и явлений (нагревание, переход энергии из одного вида в другой, равномерное движение и др.)
Алгоритмические - на проверку умений использовать известные алгоритмы (цепочки шагов) к решению типовых задач.
Сравнивающие - выявляющие умение проводить сопоставление объектов, явлений процессов и выявить их особенности, различия, общее в них.
Причинные - их цель: установление причинно - следственных связей.
Интегративные, позволяющие обнаружить межпредметные связи.
Экологические, связывающие знания по предмету с проблемами защиты окружающей среды.
Выделяющие: с их помощью выясняют умения выделять существенные признаки и компоненты события, процесса или объекта, а также основную мысль текста или иной информации.
Доказывающие; их цель: обосновать что - то.
Прогнозирующие; суть их: определить ожидаемые последствия чего - то (например какого - либо события).
"Примерные "; их задача: проверить умение приводить собственные примеры (понятий, явлений, процессов, объектов, элементов и др.)
Табличные - проверяющие умение заполнять предложенную таблицу.
Схематические; с их помощью выясняют умение заполнять предложенную схему "Типовая задача "; с их помощью выясняют умения решать простейшие типовые задачи.
Расчетные; посредством их проверяют умения выполнять расчеты.
На нахождение " лишнего " объекта в предложенном списке.
ТЗ - дополнения.
ТЗ, проверяющие владения культуры речи.
Советы по подбору ответов для тестовых заданий с выбором ответа
Как было уже сказано, эти ТЗ - наиболее распространены.
Для выбора представляют комплект ответов: не менее трех, не более пяти Ответы подбирают из числа правдоподобных. Если такие ответы к ТЗ подобрать сложно, от данного ТЗ отказываются.
Если ответ выражается одним словом, стремятся, чтобы все предъявляемые слова относились к одному роду или виду.
Ответ может быть аккумулирующим. В этом случае их комплект к ТЗ составляют по принципу накопления. Это значит, что второй ответ включает в себя первый и содержит еще что - то.
Ответы бывают парные: это значит что они могут состоят из словесных пар (т.е. сочетания слов): однородных - верных и однородных - правдоподобных.
Возможны ранжированные ответы. По сути они одинаковы, но различаются количественно; располагают их так, чтобы они отражали возрастание или убывание каких - либо деталей, элементов, качеств, свойств.
Место правильного ответа выбирается произвольно.
Оценка и отметка за выполнение тестовой работы
По способу оценки тесты делят на два класса:
дихотомические, где " действуют " две оценки:
задание выполнено - 1 балл, задание не выполнено - 0 баллов;
политомические, где фигурируют три оценки:
задание выполнено полностью и верно - 2 балла, задание выполнено частично верно - 1 балл, задание выполнено не верно или не выполнено - 0 баллов.
В простейшем варианте можно придерживаться тестирования с дихотомической оценкой. Но этот способ дает " грубый " результат и он не очень информативен для проверяющего Для более " тонкой " оценки поступают следующим образом.
Составляют на каждое ТЗ эталон ответа (ЭО). Он содержит пронумерованный список всех элементов знаний и практических умений, используемых при выполнении задания.
За каждый верный ответ из списка или верно указанное действие начисляют 1 балл.
Вычисляют коэффициент усвоения или успешности k: это отношение числа верно данных ответов или верно выполненных операций n к их общему числу p в данном тестовом задании, т.е.
K = n / p.
Заполняют на каждого обучающегося таблицу " Результаты работы ученика… по тесту №…".
Таблица 2.
"Результаты работы ученика… по тесту №…".
№ ТЗ |
Проверяемые элементы (знания, операции) в ТЗ всего, p |
Выполнено учеником, n |
Набранные баллы |
Коэффициент успешности, k |
Оценка |
1. 2. 3. |
Набранные баллы переводят в обычные отметки, руководствуясь следующим критерием.
Таблица 3.
Баллы - отметки.
K |
Отметка |
менее 0,7 |
2 |
0,71 - 0,80 |
3 |
0,81 - 0,90 |
4 |
0,91 - 1,00 |
5 |
Если текст использовался с целью контроля, то выведенные по баллам отметки выставляют в журнал. Учитель по таблице видит, какие элементы материала усвоены недостаточно хорошо, и корректируют методику дальнейшей работы.
Если тест был дан для того, чтобы актуализировать опорные знания, нужные для изучения нового материала, то при результате K менее 0,7 двигаться вперед не имеет смысла; опорные знания нужно создавать или укреплять.
Как создают тест.
Алгоритм 1.
Изучают учебную программу и выделяют важнейшие знания по теме и относящиеся к ней умения.
Определяют, что именно будет контролировать, т.е. объекты контроля.
Решают: на каком уровне произойдет контроль усвоения каждого объекта. Определяют, сколько ТЗ будет в тесте.
Выбирают формы заданий.
Составляют тестовые задания (вопросы и ответы, если ТЗ с выбором ответа), руководствуясь заполненной таблицей 1 и списком видов ТЗ.
Разрабатывают способ оценивания ответов.
Создают и тиражируют (для каждого ученика или каждой группы) бланк " Результаты работы ".
Проводят экспертную оценку ЭО ТЗ и теста.
Корректируют работу.
Этапы привлечения учащихся к работе по созданию тестов.
Шаг 1 - беседа о том, что такое тестирование, для чего его применяют и каковы его особенности, виды тестов и тестовых заданий.
Шаг 2 - рассказ педагога о составе теста (в него входит ряд ТЗ) и задании со множеством ответов для выбора.
Практические работы по созданию таких тестов к каждому уроку. (Один составляет одно ТЗ для проверки первого и второго уровня)
Шаг 3 - знакомство с тестовыми заданиями открытого типа.
Практическая работа.
Шаг 4 - знакомство с более сложной процедурой составления ТЗ: в которую входит заполнение таблицы " Контролируемый материал ".
Практическая работа.
Шаг 5 - обучение составлению " Эталона ответа " к сложному тестовому заданию или тесту в целом.
Шаг 6 - составление теста, имеющего несколько тестовых заданий (ТЗ посвящаются общей теме, но вместе они проверяют знания по разным вопросам или умения выполнения выполнять разные операции).
Практическая работа.
Алгоритм - 2
Создание тестового задания с выбором ответа.
Выбрать (из параграфа учебника или предложенного учителем списка) тему тестового задания (ТЗ).
Придумать вопрос или найти интересную краткую информацию и к ней поставить вопрос. Записать его.
Дать серию ответов (один верный, остальные правдоподобные, но ошибочные для выбора). Закодировать их, поставить около каждого порядковый номер или букву - А, Б, В.
На отдельном листе записать тему тестового задания и код правильного ответа, фамилию составителя.
Алгоритм - 3
создания тест.
Провести анализ учебника (одного или нескольких параграфов, всего раздела) и выбрать тему теста.
Определить, какие элементы знаний и какие умения, т.е. что именно, вы будете контролировать с помощью теста. Сделать их список.
Решить: сколько тестовых заданий (ТЗ) войдет в состав теста.
Составить первое ТЗ (на первый выделенный вам элемент знаний или первое умение) по алгоритму 2.
Составить второе ТЗ - на второй выделенный вами элемент знаний.
Шаги 4 и 5 повторить, меняя объект контроля столько раз, сколько вы выделили элементов знаний минус 2. Общее число должно быть равно количеству запланированных вами ТЗ.
Формы работы с тестами
В процессе преподавания важное значение имеют закрепление изученного материала и контроль результатов учебной деятельности, позволяющие определить уровень достижений каждого учащегося.
Одним из современных вида контроля знаний и умений, а также развития умственных способностей учеников являются тесты с выбором правильного ответа.
Удобно проводить проверку выполнения домашней работы в виде тестов, содержащих задания, аналогичные домашним. Такие работы кратковременные и обычно состоят из пяти заданий в двух вариантах, что позволяет быстро их проверить и оценить сразу после завершения тестирования. Оценка зависит от количества выполненных заданий (5 сделанных заданий - оценка " 5 ", 4 - оценка " 4 " и т.д.)
В 7 - 8 классах, когда интерес к предмету очень велик и дети любят получать как можно больше оценок, эффективны кратковременные тестовые работы - самопроверки, подразумевающие лаконичный ответ " Да " или " Нет ". Положительные оценки в журнал выставляют, отрицательные - нет. Эти тесты позволяют сосредоточиться на выявлении и анализе ошибок сразу после завершения работы.
После изучения нового учебного материала в качестве закрепления наиболее важных моментов теории предлагаю тестовые задания, включающие главные и наиболее сложные для усвоения вопросы. Очень удобно для полноты и объективности проверки знаний и умений проводить урок итогового тестирования за полугодие. Тест состоит из 30 вопросов, которые должны включать разноуровневые задания. Тест построен так: в начале предлагаются 10 вопросов на проверку знаний основных физических величин, понятий, явлений, формул. Во второй части теста - 10 вопросов на применение знаний в знакомой ситуации, а в конце - 10 творческих вопросов на применение знаний в незнакомой ситуации.
Для перевода числа правильных ответов на вопросы в оценку можно использовать такой критерий.
Таблица 4.
Ответы - оценки.
Число правильных ответов |
0 - 6 |
7 - 12 |
13 - 17 |
18 - 22 |
23 - 30 |
Оценка в баллах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
После прохождения блока теоретического материала проводим урок - зачет. Обычно их 4 - 5 за год. На них, кроме ответов по теории, предусмотрена практическая часть в виде тестовых разноуровневых заданий из 5 вопросов. Первые 3 задания стандартные, и их выполнение оценивается оценкой " 3 ". задание №4 и особенно №5 требуют применения одновременно и знаний, и творческой догадки. Тестовую форму контроля можно применять и на итоговой аттестации за курс основной школы.
Экзамен в виде теста
Экзамен в виде теста помогает более полно и объективно охватить проверкой учебный материал и выявить глубину интеллектуального развития ученика. Этому служат множество вопросов и задач из разных тем, требования применить разные мыслительные операции и справиться с заданиями разного уровня сложности.
Подготовку к экзаменам надо начинать с середины сентября. Набираются группы учащихся 9 и 11 классов, которые уже определились с выбором предметов для сдачи экзаменов.
Учащиеся ведут специальные тетради. На каждом занятии называется тема следующего и необходимую для повторения теорию.
На самом занятии кратко разбирается главное из теории, решаем расчетные и качественные задачи, систематически ведем работу с тестовыми заданиями, аналогичными экзаменационным.
Экзаменационные тесты по физике имеют свои особенности.
Работа состоит из 35 заданий с выбором ответа. Она проверяет уровень подготовки учащихся в рамках обязательного минимума содержания основного общего образования по физике и позволяет поставить любую отметку: "2", "3", "4", "5".
Число ответов для выбора к каждому заданию - 4.
За каждое верное выполнение начисляется 1 балл.
Среднее время выполнения каждого задания - 2,5 мин.
Общее время выполнения работы - 90 мин.
Критерии оценок Оценка "5" ставится за 31 - 35 баллов.
Оценка "4" - за 26 - 30 баллов.
Оценка "3" - за 19 - 25 баллов.
Оценка "2" - за 18 баллов и меньше.
Тест составляется с соблюдением следующих соотношений заданий по разделам физики и видам учебной деятельности:
29% заданий проверяют знания умения по механике, 25% - по молекулярной физике и термодинамике, 27% - по электродинамике, 9% - по квантовой физике.
Из них 5% заданий проверяют умения измерять физические величины, 9% - анализировать графики и проводить по ним расчеты, 27% - рассчитывать физические величины, 8% - объяснять явления, 6% - применять физические законы для анализа процессов, 7% - описывать изменения и преобразования энергии в процессах, 14% - знания научных фактов.
Материал позволяет выявить не только знания, но и возможную направленность дальнейшего профильного обучения; он готовить учащихся к предстоящему ЕГЭ по физике.
Используемая литература
Пеннер Д.И., Худайбердиев А. Физика: Программированные задания для 6 - 8 классов.
Дайри Н.Г. Проблемы текущей проверки знаний учащихся: Экспериментальные исследования в старших классах средней школы.
Журнал " Физика в школе ". №7 2006г.
Журнал " Физика в школе ". №3 2009г.