Психологический анализ урока: метод Фландерса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
Психологический анализ урока: метод Фландерса
Выполнила студентка
Васильева И.В.
Руководитель практики:
проф. Захарова Л.Н.
ФЛАНДЕРОВСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА №1
ФИО преподавателя: Селиванова Н.Г.
Класс: 8 «а»
Предмет: история России
Тема урока: Внутренняя политика Александра I.
История России 19в. Раздел «Политика правительства Александра I».
Цели урока: Сообщить знания о внутренних реформах, которые проводились правительством Александра I. Дать ученикам представление о безнравственности режима абсолютной монархии.
Дата проведения исследования: 12.10.2005
Дополнительные сведения:
Использованные интеракции.
Рис. 1. Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 1. Процентное соотношение использованных интеракций.
№ |
Интеракция |
% |
1 |
Принятие настроения |
4 |
2 |
Похвала или одобрение |
10 |
3 |
Принятие и использование представлений ученика |
6 |
4 |
Задавание вопросов |
25 |
5 |
Рассказ |
20 |
6 |
Распоряжение |
9 |
7 |
Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий |
0 |
8 |
Ответ учителю |
20 |
9 |
Речь по собственной инициативе |
2 |
10 |
Молчание или замешательство |
3 |
Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания «+» 10%
Высказывания «-» 9%
Количество высказываний, направленных на принятие учеников, примерно одинаково с количеством высказываний, которые могли бы разрушить доверительную атмосферу. Следует отметить, что у педагога вообще нет интеракции №7, а интеракция №6 (9%) хотя психологически и не желательна, но совершенно необходима в педагогическом процессе.
Преобладающий педагогический стиль: демократический.
Педагог скорее характеризуется демократичностью поведения, это чувствуется по особой благоприятной атмосфере на уроке, по тому, что ученики активно высказывают свое мнение.
Подкрепление работы учеников: 10% высказываний учителя были направлены на подкрепление, поддержку, одобрение учеников. Причем все случаи подкрепления были положительными.
Степень развития инициативы учеников: на уроке наблюдалась высокая степень инициативности учеников. Это было обусловлено характером построения урока: разноплановые задания, в большинстве которых информацию по новой теме ученикам нужно был добыть самим, учитель следил лишь за правильностью выводов.
Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4,8,2,3 - 21 раз
4,8,6 – 19 раз
ФЛАНДЕРОВСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА №2
ФИО преподавателя: Ямщикова Г.А.
Класс: 8 «а»
Предмет: алгебра
Тема урока: Метод выделения полного квадрата трехчлена.
Раздел «Квадратные уравнения».
Цели урока: Дать представление о методе выделения полного квадрата трехчлена. Объяснить применение данного метода на практике, его использование для выполнения упражнений.
Дата проведения исследования: 12.10.2005
Дополнительные сведения: педагог находится на пенсии по выслуге, в коллективе её считают очень опытным и знающим учителем.
Использованные интеракции.
Рис. 2. Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 2. Процентное соотношение использованных интеракций.
№ |
Интеракция |
% |
1 |
Принятие настроения |
0,7 |
2 |
Похвала или одобрение |
5 |
3 |
Принятие и использование представлений ученика |
2 |
4 |
Задавание вопросов |
19 |
5 |
Рассказ |
30 |
6 |
Распоряжение |
18 |
7 |
Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий |
4 |
8 |
Ответ учителю |
11 |
9 |
Речь по собственной инициативе |
0,7 |
10 |
Молчание или замешательство |
7 |
Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания «+» 2,7%
Высказывания «-» 22%
У педагога низкий уровень эмпатии своих учеников. Недостаточное принятие может привести к непониманию, а затем и к снижению качества обучения.
Преобладающий педагогический стиль: авторитарный.
На уроке чувствовалась довольно тяжелая обстановка, особенно когда учитель начинал обращаться к кому-то конкретно, каждый опасался, что это будет именно он. Учитель использовал требования, угрозу, насмешку, вызывал чувство вины. Ни разу не были использованы положительные средства подкрепления.
Подкрепление работы учеников: использовалось и положительное и негативное подкрепление. Однако негативного подкрепления было больше: не за счет количества негативных высказываний, а за счет их качественной наполненности.
Степень развития инициативы учеников: на уроке происходило подавление инициативы учеников. Были примеры, когда ученик задавал учителю вопрос (касающийся темы), но преподаватель его грубо обрывал («Куда вперёд бежишь?») или игнорировал молчанием.
Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4,8 – 15 раз
4,10 – 10 раз
ФЛАНДЕРОВСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА №3.
ФИО преподавателя: Ладыгина Л.В.
Класс: 9 «б»
Предмет: информатика
Тема урока: Функции в языке программирования Vizual Basic.
Раздел: Основы алгоритмизации и объектно-оринтированного программирования.
Цели урока: Дать представление о функциях в языке программирования Vizual Basic. Научить применять на практике конкретные функции.
Дата проведения исследования: 22.10.2005
Дополнительные сведения:
Использованные интеракции.
Рис. 3. Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 3. Процентное соотношение использованных интеракций.
№ |
Интеракция |
% |
1 |
Принятие настроения |
6 |
2 |
Похвала или одобрение |
5 |
3 |
Принятие и использование представлений ученика |
7 |
4 |
Задавание вопросов |
13 |
5 |
Рассказ |
27 |
6 |
Распоряжение |
17 |
7 |
Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий |
2 |
8 |
Ответ учителю |
14 |
9 |
Речь по собственной инициативе |
5 |
10 |
Молчание или замешательство |
4 |
Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания «+» 13%
Высказывания «-» 19%
Уровень эмпатии находится на среднем уровне. В речи педагога присутствуют высказыания, как положительно так и отрицательно сказывающиеся на взаимопонимании с классом.
Преобладающий педагогический стиль: демократический.
Обстановка на уроке была рабочая, но в то же время не напряженная. Ученики не боялись вопросов, сами спрашивали.
Подкрепление работы учеников: у данного педагога преобладет положительное подкрепление.
Степень развития инициативы учеников: инициатива развивается в основном за счет задавания вопросов. Т.о. ещё есть потенциал для развития в данном вопросе.
Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4, 8 – 11 раз
9,5 – 4 раза
ФЛАНДЕРОВСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА №4
ФИО преподавателя: Шашкова Е.А.
Класс: 7 «а»
Предмет: ОБЖ
Тема урока: Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях.
Цели урока: По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об особенностях психологических процессов человека до, во время и после стихийных бедствий.
Дата проведения исследования: 28.10.2005
Дополнительные сведения:
Использованные интеракции.
Рис. 4. Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 4. Процентное соотношение использованных интеракций.
№ |
Интеракция |
% |
1 |
Принятие настроения |
0 |
2 |
Похвала или одобрение |
3 |
3 |
Принятие и использование представлений ученика |
1 |
4 |
Задавание вопросов |
21 |
5 |
Рассказ |
32 |
6 |
Распоряжение |
2 |
7 |
Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий |
4 |
8 |
Ответ учителю |
31 |
9 |
Речь по собственной инициативе |
4 |
10 |
Молчание или замешательство |
0,7 |
Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания «+» 1%
Высказывания «-» 6%
Наблюдается очень низкий уровень эмпатии учителя своих учеников. Это может не иметь последствий для качества обучения, но явно создаёт неблагоприятную атмосферу на уроке.
Преобладающий педагогический стиль: попустительский.
Педагог очень много говорил, зачастую не замечая реакции аудитории. Атмосфера на уроке была расслабленная. Учитель часто отвлекался от темы урока.
Подкрепление работы учеников: на уроке использовались разные виды подкрепления, однако это делалось очень редко.
Степень развития инициативы учеников: манера ведения урока способтвует развитию инициативности учеников, однако эта инициатива в большинстве случаев уводила от основной линии урока.
Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4,8 – 30 раз
ФЛАНДЕРОВСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКЦИИ
ФИО преподавателя: Кускова Н. (студентка 5 курса)
Курс: 1
Предмет: общая психология
Тема урока: Теория отражения.
Цели: сформировать у студентов представление о:
- психике как свойстве высокоорганизованной живой материи;
- раздражимости, чувствительности, ощущениях;
- поведении как процессе приспособления к условиям внешней среды.
Ознакомить с общими положениями концепции Леонтьева-Фабри.
Дата проведения исследования: 25.10.2005
Дополнительные сведения: до этого у Кусковой Н. не было опыта проведения лекций.
Рис. 5. Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 5. Процентное соотношение использованных интеракций.
№ |
Интеракция |
% |
1 |
Принятие настроения |
2 |
2 |
Похвала или одобрение |
2 |
3 |
Принятие и использование представлений ученика |
6 |
4 |
Задавание вопросов |
13 |
5 |
Рассказ |
45 |
6 |
Распоряжение |
13 |
7 |
Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий |
0 |
8 |
Ответ учителю |
5 |
9 |
Речь по собственной инициативе |
8 |
10 |
Молчание или замешательство |
6 |
Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания «+» 8%
Высказывания «-» 13%
Уровень эмпатии преподавателем своих студентов находится на среднем уровне. Это довольно хороший показатель, особенно если учесть, что данная группа и преподаватель встретились на этой лекции впервые.
Преобладающий педагогический стиль: демократический.
Преподаватель постоянно обращался к студентам, желая узнать их мнение по тому или иному вопросу, спрашивал, подходит ли им темп лекции. Во многом данный стиль объясняется тем, что лекция была пробной, а так же небольшой разницей в возрасте между преподавателем и студентами.
Подкрепление работы студентов: использовалось положительное подкрепление, но редко (2%). Преподавателю следует расширять свои умения в данной области.
Степень развития инициативы студентов: ипользовались различные вопросы, но на значительную их часть преподаватель отвечал сам.
Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий: не выявлено.
СРАВНЕНИЕ ЗАНЯТИЯ, ПРОВЕДЕННОГО СТУДЕНТОМ, И НАИБОЛЕЕ ПОНРАВИВШЕГОСЯ ЗАНЯТИЯ.
Занятие – «эталон» (см. Урок №1) |
Занятие, проведенное студентом |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гораздо больше использовались следующие категории: - принятие настроения; - похвала и одобрение. Эти категории способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке и повышению эффективности обучения. - задавание вопросов; Эта категория нацелена на инициацию активности учеников и осуществлению обратной связи. |
Следует, по возможности, снизить степень использования интеракции «рассказ» и увеличить количество более активных способов передачи информации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наблюдалось меньшее, по сравнению с «эталонным», количество ответов обучаемых и случаев речи по собственной инициативе. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преобладающий педагогический стиль: демократический. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявлен более высокий уровень эмпатии. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В большинстве случаев использование положительного подкрепления. Студенту-преподавателю следует увеличить частоту использования соответствующих интеракций (№2). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высокая степень инициативности и активности учеников. |
Невысокая инициативность учеников. Следует использовать больше активных методов подачи информации. |