Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой

Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой

УДК 159.9:37.037.796

Пристинский В.Н., Курысько Н.А.

Славянский государственный педагогический университет

Учебно-воспитательное объединение № 103 (г. Днепропетровск)

В статье анализируются психологические факторы, оказывающие влияние на формирование позитивной мотивации учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ в процессе занятий физической культурой.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, устойчивый интерес, учащиеся, физическая культура.

Анотація. Пристинський В.М., Курисько Н.О. Психологічні умови формування мотиваційно-ціннісного ставлення учнів середніх і старших класів до занять фізичною культурою. У статті аналізуються психологічні фактори, які визначають вплив на формування позитивної мотивації учнів середніх і старших класів загальноосвітніх шкіл у процесі занять фізичною культурою.

Ключові слова: мотивація, мотиви, стійкий інтерес, учні, фізична культура.

Annotation. Pristinskii V.N., Kurysko N.A. The psychological conditions of the shaping motivation and valuation relations pupils’ average and senior classes to occupation by physical culture. In article are analyses psychological factors, influencing on shaping the positive motivation pupils’ average and senior classes of the general schools in process occupation by physical culture.

Key words: motivation, motives, firm interest, pupils’, physical culture.

Постановка проблемы. Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображает внутреннее желание и интерес учащихся к занятиям, их активное, осознанное отношение к учению. Только при наличии сильных, глубоких побуждений и мотивов школьников, их учебная деятельность будет протекать эффективно. Поэтому качество работы преподавателя физической культуры во многом определяется тем, насколько он осознает сущность мотивации учения, включая факторы, влияющие на нее, а так же методы ее формирования.

В связи с тем, что на сегодня в Украине общие показатели физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ (ООШ) находятся на достаточно низком уровне, а соматическое здоровье подрастающего поколения в последние годы значительно ухудшилось, происходит переоценка роли значимости оздоровительной физической культуры и рекреации. Повышение уровня здоровья средствами физического воспитания, создание условий для удовлетворения потребностей в занятиях физической культурой, формирование социальной ориентации молодежи на здоровый образ жизни – является актуальной проблемой современной системы образования Украины, реализация которой невозможна без активизации в сознании самих учащихся мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Анализ последних исследований и публикаций. Формирование мотивации учения неразрывно связано со специфическими психологическими характеристиками. Исследованием мотивации учебного процесса в теории и методике физического воспитания, педагогике и педагогической психологии занимаются достаточно давно, и этому направлению посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Специалисты (В.Г. Григоренко, 1993; С.С. Занюк, 2002; Е.П. Ильин, 1987, 2000; В.Н. Пристинский, 2008 и др.) рассматривают мотивацию как основной фактор детерминанты поведения человека, удовлетворения социальных и познавательных потребностей, которые складываются и изменяются в процессе всей его жизнедеятельности [4, 5, 6, 7, 8, 12, 13].

В процессе учебной деятельности одних учащихся в большей мере мотивирует сам процесс познания, других – отношения с другими людьми. Однако именно их качество определяет сущность личности школьника, а также ее направленность в учебной деятельности.

При организации воспитательной работы по развитию мотивации на занятиях по физической культуре, учителю необходимо учитывать общие тенденции возрастного развития школьников, что в первую очередь является отправной точкой в эффективности дальнейшей работы.

В процессе учебной деятельности (как отмечают А.К. Маркова [9], М.О. Носко [11], С.С. Занюк [5], Е.П. Ильин [6, 7], Л.И. Божович [1], В.Н. Пристинский, Н.А. Курысько, Т.Н. Пристинская [8, 12, 13]), начиная с периода среднего школьного возраста, путем дифференциации выбирается и укрепляется основное ядро интересов, которые касаются также и выбора учебных предметов. Так, в средних классах, одной из особенностей мотивации учебной деятельности является возникновение у школьников стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не возникает ситуативно на конкретном уроке, а формируется постепенно по мере накопления знаний. Основным мотивом учения старшеклассника является его подготовка к вступлению в профессиональное учебное заведение. Выбор профессии становится психологическим мотивом развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Старшеклассники в большей мере начинают интересоваться теми предметами, которые им «пригодятся» для подготовки к будущей профессии.

Формулировка цели и задач работы. Целью данного исследования является определение психологических компонентов мотивации учащихся среднего и старшего школьного возраста в процессе занятий физической культурой.

Задачи исследования:

1. Обобщение данных научно-методической литературы по проблеме формирования мотивации учения.

2. Выявление психологических характеристик формирования мотивации к физической культуре у школьников средних и старших классов.

3. Изучение отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой.

4. Разработка рекомендаций для повышения эффективности работы по формирования мотивации к занятиям физической культурой.

В процессе исследования были использованы методы анкетного опроса, беседы, педагогические наблюдения, а также методы математической статистики. В эксперименте принимали участие 116 учащихся среднего и старшего школьного возраста ООШ №№ 16, 80 г. Макеевки Донецкой обл., а также 54 учащихся ООШ № 8 г. Славянска Донецкой обл.

Основные материалы исследования. В связи с этим, нас интересовал вопрос о степени значимости для наших респондентов физической культуры как учебной дисциплины. В ходе опроса, учащимся предлагалось определить и распределить по категориям, основные учебные предметы (математика, физика, химия, география, физическая культура, языки, литература), которые лично для них имеют значимость в учебной деятельности (при составлении анкеты, вопросы были поставлены корректным образом по отношению к другим учебным дисциплинам, не снижая дидактическую значимость каждой из них).

Анализируя полученные данные, представилось возможным отметить, что учащиеся средних классов ООШ № 16 среди учебных дисциплин отдали приоритетное место физической культуре, а учащиеся старших классов – только шестое место; учащиеся же средних классов ООШ № 80 физической культуре определили четвертое ранговое место. То есть, по мнению учащихся средних классов, физическая культура имеет более высокую значимость по сравнению с мнением старшеклассников.

Исследуя побудительные факторы мотивов посещения уроков физической культуры было установлено, что в большей степени (по утверждению 77,0% учеников) к занятиям физической культуре их побуждает желание повысить индивидуальный уровень физической подготовленности; 12,0% - научиться чему-то новому; 3,0% ответили, что к этому их вынуждают причины обязательных посещений этой школьной дисциплины; 5,0% посещают занятия в большей степени из-за того, чтобы не отставать от других учеников в классе (быть «как все»); для 3,0% посещения занятий ограничивается лишь необходимостью получения оценки.

Факторы, определяющие мотивы посещения уроков физической культуры

Известно, что успех в какой-либо деятельности в определенной мере зависит не только от способностей и знаний, но и от стремления самоутвердится, достичь высоких результатов. Чем более высокий уровень мотивации, тем больше усилий прилагает личность.

В ходе проведенного нами исследования были определены также мотивы, которые в большей степени побуждают учеников к улучшению их успеваемости по предмету «Физическая культура». Так, 67,7% учеников побуждает их желание уметь определять (а также иметь более высокий) индивидуальный уровень физической подготовленности; 10,3 % - это желание получать хорошие оценки; 7,9% - страх оказаться слабее в глазах одноклассников; 10,1% - стимулирует одобрение учителя; 4,0% - отсутствуют всякие стремления улучшить свои учебные достижения и результаты.

В процессе педагогических наблюдений нами было установлено, что каждого ученика к получению позитивных оценок побуждает определенный, свойственный лишь ему комплекс мотивов. Зная, какие именно мотивы побуждают учащихся стремиться к более высоким оценкам, нам удалось повысить эффективность уроков физической культурой и более успешно управлять учебной деятельностью учащихся. Анализируя ответы на следующий блок вопросов, было установлено, что для 16,5% учеников оценки помогают им определять свой социальный статус в классе; 71,3% - это показатель их способностей и умений; 10,0% - это желание «угодить» своим родителям; для 2,2% учеников (преимущественно мальчиков средних классов) оценки по физической культуре не имеют никакого значения.

Наши педагогические наблюдения подтвердили мнение ряда авторов [2, 4, 7] о том, что школьники в ходе уроков физической культуры проявляют избирательный интерес к разделам программного материала (интересы мальчиков и девочек различны). Так, девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, утонченности движений и осанке; реже – о развитии быстроты, выносливости и силы. Мальчики – наоборот, склонны к упражнениям, способствующим развитию силы, выносливости, быстроты и ловкости. В связи с этим, у них проявляется и разный интерес к разделам программного материала.

Приоритетные интересы учащихся к программному материалу по предмету «Физическая культура»

Программный материал

Мальчики

Девочки

Футбол

40,0%

4,4%

Баскетбол

29,3%

20,5%

Волейбол

6,7%

35,1%

Гимнастика

6,5%

30,5%

Легкая атлетика

17,5%

9,5%

Так, в ходе исследования было установлено, что мальчики (47 учеников) в большей степени отдают свое предпочтение урокам с элементами футбола (40,0%) и баскетбола (29,3%); а девочки (69 учениц) – с элементами волейбола (35,1%) и гимнастики (30,5%).

На вопросы, которые имели отношение к развитию познавательных мотивов на уроке физической культуры, а именно: «хотел бы ты расширить круг своих знаний о физической культуре и спорте?» и т.п., 88,3 % учащихся дали позитивный ответ, а 11,7% выразили (в большей мере это девушки старших классов) негативное отношение.

В период подросткового возраста активно развивается самосознание учащихся, что предполагает формирование собственно мотивационной сферы. Подросток плотно подходит к осознанию своей мотивации. Причем, сначала осознание своих мотивов и целей осуществляется через их сопоставление с мотивами и целями своих товарищей. Подросток соотносит (однако не всегда осознанно) свою мотивацию, мотивацию сверстников с образцами, идеалами, принятыми в современном обществе. В связи с этим, нас объективно интересовали факторы, которые преимущественно определяют влияние на формирование отношения учащихся к занятиям физической культурой. Так, 38,9% учеников ответили, что значительное влияние на них оказывает личность учителя физической культуры; 36,1% - это товарищи по учебе и близкие друзья; 25,0% - это примеры из жизни выдающихся спортсменов.

Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить, что в подсознании учащихся физическая культура занимает достаточно высокое место. Большинство из них осознают свою потребность в удовлетворении широких познавательных мотивов, которые заключаются в ориентации на овладении новыми знаниями, умениями и навыками, поскольку показали, что понимают практическую пользу физической культуры. Но в то же время, их интерес к систематическому использованию средств физической культуры как эффективного фактора укрепления здоровья, выражен еще недостаточно стойко и носит преимущественно ситуативный характер, который ограничен отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации урока. Стойкость же интереса проявляется тогда, когда ученик учится со стремлением даже вопреки неблагоприятным внешним условиям и препятствиям.

Кроме того, следует отметить, что большинство учащихся причиной снижения интереса к занятиям называют отсутствие должного внимания со стороны учителя (13,3%); неудачное выполнение двигательного задания (73,3 %); и только для 13,0% учеников таковы причины отсутствуют. Нами также было установлено, что если у учащегося и проявляется мотивация к повышению уровня своих физических качеств, но она актуализируется лишь при систематическом стимулировании со стороны учителя физической культуры (при создании соответствующих учебных ситуаций). Формирование устойчивого интереса требует постоянной стимуляции извне (со стороны учителя физической культуры, классного руководителя, одноклассников, родителей).

Нами было также установлено, что существенное влияние на активность большинства учеников оказывают так называемые «позиционные мотивы», которые в ходе занятий физической культурой имеют разное проявление. Одной из них следует считать так называемую «мотивацию благополучия», которая выражается в стремлении ученика завоевать одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей. Такой мотив включается лишь при позитивном подкреплении. Иногда позиционный мотив выражается в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших или не отставать в своих способностях и умениях от других учеников в классе, что характерно в основном для учащихся средних классов.

Кроме того, нас также заинтересовало отношение школьников, которые принимали участие в исследовании, относительно проявления их познавательной активности и мотивов учебной деятельности в процессе уроков истории Украины, а также возможной взаимосвязи этих показателей с проявлением мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Результаты анкетного опроса свидетельствуют, что 38,0% школьников продемонстрировали низкий, 48,3% - средний и 13,7% - высокий уровень общей познавательной активности к учебной деятельности. На вопросы, которые имели непосредственное отношение к урокам физической культуры, а именно: «Хотел бы ты вместо учебы заниматься только спортом или любыми играми»?, а также «Хотел бы ты иногда, чтобы незавершенный учебный материал по языку, истории или математики учитель продолжил объяснять на следующем уроке, но вместо физкультуры или любого развлечения»? подавляющее большинство учащихся с высоким уровнем общей познавательной активности дали однозначно негативный ответ. Исключение (более 80%) составили девушки старших классов, которые, имели низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой.

Определяя меру представительства ведущих преимуществ в иерархии учебной деятельности учеников 9-х классов было установлено, что 60,0% учеников отдают преимущество мотиву материального благополучия; 26,6% - мотиву достижения успеха; 6,7% - социально ориентированным ценностям (мотив ответственности) и только 6,7% - мотиву получения информации (знание как средство самоутверждения), т.е. познавательному мотиву (знание как цель развития личности) и мотиву престижа. Анализируя полученные данные, следует отметить, что подавляющее большинство учеников среднего и старшего школьного возраста, которые принимали участие в исследовании, имеют крайне низкий уровень мотивации относительно ценностей образованности как фактора развития личности и самоутверждения в ученическом коллективе.

Таким образом, следует отметить, что одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию школьников необходимо считать формирование ценностей здорового образа жизни. Известно, что степень активности школьников на уроке физической культуры во многом зависит от их потребности в двигательной активности, которая у каждого учащегося индивидуально выражена в различной степени, поскольку это связано с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

На уроках физической культуры учащихся условно разделяют на четыре типа: активно деятельный тип (10 – 11%), рационально ориентированный (35 – 37 %), индифферентный (42 – 43 %), пассивный (10 – 12%). В связи с этим, к учащимся с разной степенью двигательной активности, подход должен осуществляться дифференцированно и индивидуально. Так, ученикам с высокой двигательной активностью (в связи с преобладанием процессов возбуждения в ЦНС) для удовлетворения двигательной потребности требуется больший объем движений. У таких учеников наблюдается наилучшая успеваемость по овладению двигательными умениями и развитию двигательных качеств. Для учащихся с низкой потребностью в двигательной активности (в связи с преобладанием нервных процессов торможения над возбуждением) необходимо постоянное внимание и стимулирование со стороны учителя и товарищей, а также постоянный контроль над их действиями и успехами. Большинство учащихся общеобразовательных школ следует отнести к индифферентному типу, которым свойственна низкая мотивация к ориентирам на здоровый образ жизни.

Выводы и перспективы дальнейших разработок в данном направлении. Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует, что у большинства учащихся среднего школьного возраста присутствует интерес к физической культуре, но который еще недостаточно сформирован в устойчивую привычку к систематическим занятиям. Это приводит к тому, что к старшему школьному возрасту происходит дальнейшее снижение их значимости в учебной деятельности, и, как результат, отношение к физической культуре как второстепенному предмету.

Полученные результаты свидетельствуют, что существует достаточно высокая потенциальная возможность дальнейшего совершенствования организационно-педагогических условий формирования мотивации у школьников осознанного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни.

Основными организационно-педагогическими и методическими условиями активизации полноценной мотивации следует считать:

• создание позитивного психоэмоционального настроения и благоприятного климата на уроке (пример учителя, использование игрового, соревновательного методов, разнообразие упражнений);

• методически грамотная постановка и реализация задач урока;

• оптимальная моторно-педагогическая плотность урока;

• соблюдение основных дидактических принципов (оптимальности сложности заданий, прогрессирования сложности учебных заданий, сознательности практической важности выполняемых упражнений, индивидуального подхода и др.);

• привлечение учеников к осознанной практической деятельности с целью формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни (проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, праздников, выполнение творческих работ).

Процесс формирования мотивации связан с глубокими внутренними механизмами становления личности школьников и является длительным процессом. В связи с этим, перспективами дальнейших изысканий в данном направлении является дальнейшая разработка методических рекомендаций, направленных на формирование психолого-педагогических условий развития мотивации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – Гл. 4. – С. 146 – 169.

2. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособ. для пед. ин-тов /М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [др.]; под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

3. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособ. /Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2002. – 287 с.

4. Григоренко В.Г. Профессионально-педагогическая мотивация и технология ее формирования /В.Г. Григоренко. – Бердянск: Модем, 2003. – 148 с.

5. Занюк С.С. Психологія мотивації: навч. посіб. для студ. ВНЗ /С.С Занюк. – К.: Либідь, 2002. – 302 с.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

7. Ильин Е.П Психология физического воспитания: учебн. пособ. для пед. инст-тов /Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 1987. – 187 с.

8. Інноваційні технології оздоровчо-рекреаційної фізичної культури у діяльності центрів «Спорт для всіх»: навч.-метод. посіб. /І.В Макущенко, В.М. Пристинський, Л.О. Демінська, Т.М. Пристинська. – Донецьк; Слов’янськ: ДДІЗФВС; СДПУ, 2008. – 82 с., с іл.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

10. Моргунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта /Е.Н. Моргунов, Б.И. Мартьянов. – М.: ACADEMA, 2000. – 288 с.

11. Носко М.О. Теоретичні та методичні основи формування рухової функції у молоді під час занять фізичною культурою та спортом: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04 /М.О. Носко; Чернігів: ЧДПУ ім. Т.Г. Шевченка, 2003. – 450 арк.

12. Пристинський В.М. Взаємозв’язок пізнавальної активності та розвитку мотивації до занять фізичною культурою в навчально-виховному процесі загальноосвітніх шкіл /В.М. Пристинський, Н.О. Курисько, Т.М. Пристинська, О.І. Григоренко //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наук. моног. за ред. проф. Єрмакова С.С. – Харків: ХДАДМ (ХХІП), 2008. – № 6. – С. 59 – 63.

13. Пристинський В.М. Проблема залучення школярів середньої вікової групи до занять фізичною культурою і спортом /В.М. Пристинський, З.М. Ягупець, Г.Г. Чижова //Вісник Чернігівського держ. пед. ун-ту ім. Т.Г. Шевченка: зб. наук. ст. – Чернігів: ЧДПУ, 2009. – № 64. – С. 493 – 495.