Программа приобщения младших школьников к здоровому образу жизни

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Авторская программа

«Если хочешь быть здоров»

Автор программы: учитель начальных классов

Кочеткова Елена Геннадьевна



Пояснительная записка

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога.

Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачи: формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Занятия в классе проводятся два раза в месяц в течении четырёх лет. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Цель программы: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

1. Профилактика вредных привычек.

2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

3.Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Реализация программы:

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

–проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч родителей с медицинскими работниками;

– организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и т.д.) в рамках программы;

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

– проведение физминуток, утренней зарядки, организация игр на переменах.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок , изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. А также пробуждать желание прийти на занятие снова.

Учебно-тематический план

1 КЛАСС

Месяц

Внеклассная воспитательная работа.

Внешкольные мероприятия.

Работа с родителями

Работа психологической и медицинской службы

Сентябрь

Тема «Дружи с водой»

1.Советы доктора Воды - викторина

2.Друзья Вода и Мыло-игра

Родительское собрание «Режим дня младшего школьника»

1. Индивидуальные занятия.

2. Групповые занятия.

3. Беседы.

4.Тренинги.

5. Консультации.

6.Беседы.

7. Групповые занятия

Октябрь

Тема «Что такое хорошо и что такое плохо»

1.Поведение в школе. Игра «Знаешь ли ты правила?»

2. Вредные привычки - беседа

Конкурс поделок.

Ноябрь

Тема «Настроение в школе и после школы»

1. Как настроение?- беседа

2.Я пришёл из школы. Игра

Спортивный праздник «Мама, папа, я -спортивная семья»

Декабрь

Тема «Час здоровья»

1.Если хочешь быть здоров - КВН

2.Надёжная защита организма -беседа

КВН

Январь

Тема «Уход за зубами»

1.Чтобы зубы были здоровыми -беседа, отгадывание кроссворда

2.Как сохранить улыбку здоровой

Сочинение стихотворений

Февраль

Тема «Здоровое питание»

1.Кл. час «Как следует питаться»

2.Конкурс «Здоровая пища для всей семьи»

Конкурс рисунков

Лекция медика «О физиологии младшего школьника. Полезные советы.» Анкетирование

Март

Тема «Как закаляться.

1.Обтирание и обливание-беседа

2.Ролевые игры «Уроки здоровья»

Апрель

Тема «Как сделать сон полезным»

1.Сон-лучшее лекарство-беседа

2.Театрализованная постановка

Май

Тема «Туристический поход».

1.Подвижные игры

2.Конкурс рисунков «Сохраним здоровье»

День Здоровья

Туристический поход.

2 КЛАСС

Месяц

Внеклассная воспитательная работа.

Внешкольные мероприятия.

Работа с родителями

Работа психологической и медицинской службы

Сентябрь

Тема «Почему мы болеем»

1.Причина болезни - беседа

2.Здоровый образ жизни. Тест.

1. Индивидуальные занятия.

2. Групповые занятия.

3. Беседы.

4.Тренинги.

5. Консультации.

Октябрь

Тема «Прививки от болезней»

1.Инфекционные болезни - беседа

2.Прививки от болезней. Игра «Полезно - вредно»

Круглый стол «Причины и последствия детской агрессии»

Ноябрь

Тема «Правила безопасного поведения дома, на улице»

1.Опасность в нашем доме

2. Как вести себя на улице. Викторина

Конкурс рисунков «Сохраним здоровье»

Декабрь

Тема «Домашняя аптечка»

1.Урок творчества «Как здоровье?»

2.Игра «Светофор Здоровья»

Родительский урок «Как научить ребёнка необходимым правилам поведения»

Январь

Тема «Правила общения с огнём»

1.Огонь - друг, огонь –враг - Кл. час

2.Конкурс рисунков по пожарной безопасности.

Февраль

Тема «Вредные привычки»

1. Вредные привычки (беседа)

2.Конкурс рисунков:

«Второй класс против курения и алкоголя»

Конкурс рисунков «Всё о пожаре»

Март

Тема «Как защитить себя»

1.Травмы - беседа

2.Отравление ядовитыми грибами.

Родительский урок «Как научить ребёнка жить в мире людей» Уроки этики поведения.

Апрель

Тема «Забота медицины»

1.Воспитай себя – игра

2. Спортивные соревнования «Я выбираю движение»

«Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни»

Май

Тема «Путешествие в страну здоровячков»

1.Праздник «Путешествие в страну здоровья»

2. Конкурс рисунков на асфальте

День Здоровья

3 КЛАСС

Месяц

Внеклассная воспитательная работа.

Внешкольные мероприятия.

Работа с родителями

Работа психологической и медицинской службы

Сентябрь

Тема «Почему мы говорим неправду»

1.Поможет ли тебе обман. Кл. час

2.Конкурс пословиц и поговорок на тему: «Неправда-ложь»

Родительское собрание «Формирование у ребёнка желания трудиться»

1. Индивидуальные занятия.

2. Групповые занятия.

3. Беседы.

4.Тренинги.

5. Консультации.

6. Беседы

Октябрь

Тема «Здоровый образ жизни»

1.Беседа-диалог «Борьба за здоровый образ жизни»

2.Как отучить себя от вредных привычек - беседа

Занятие «Как вредные привычки решили завоевать мир людей»

Участие родителей в неделе творчества в классе.

Ноябрь

Тема «Умей себя сдерживать!»

1.Все ли желания выполнимы – беседа

2. Как воспитать в себе сдержанность- викторина

Встреча с родителями представителей правоохранительных органов.

Декабрь

Тема «Нехорошие слова. Недобрые шутки».

  1. Вежливое общение – игра

  2. Умеем ли мы разговаривать по телефону - беседа

Январь

Тема «Как надо себя вести»

1.Ты идёшь в гости. Постановка сценки.

2.Как вести себя в транспорте и на улице - беседа

Лекция врача-нарколога

Февраль

Тема «Дружба»

1.Что такое дружба - беседа

2. Конкурс сочинений на тему: «Кто может считаться настоящим другом»

Конкурс рисунков

Март

Тема «Занятия после школы»

  1. Умей организовать свой досуг - беседа

2.Конкурс рисунков на тему: «Моё любимое занятие»

Родительское собрание на тему: «Чем занимаются дети после школы»

Апрель

Тема «Как помочь больным и беспомощным»

1. «Давай поговорим» Кл. ч.

2.Спешите делать добро - беседа

Май

Тема «Огонёк здоровья»

1.Урок-путешествие в страну здоровья

2.Урок-соревнование «Культура здорового образа жизни»

День Здоровья

4 КЛАСС

Месяц

Внеклассная воспитательная работа.

Внешкольные мероприятия.

Работа с родителями

Работа психологической и медицинской службы

Сентябрь

Тема «Наше здоровье».

1.Кл. час «Наше здоровье»

2.Игра «Что? Зачем? Как?

1. Индивидуальные занятия.

2. Групповые занятия.

3. Беседы.

4.Тренинги.

5. Консультации.

Октябрь

Тема «Как сохранить здоровье»

1.Практикум «Чувства и поступки»

2.Что такое эмоции - диспут

Акция «За нами будущее»

Кл. собрание «Мой ребёнок становиться трудным»

Ноябрь

Тема « Моё решение»

1.Принимаю решение - беседа

2.Час диспута «Учимся думать и действовать!

Декабрь

Тема «Мы – одна семья!

1.Игра-путешествие: «Откуда берутся грязнули»

2.КВН «Наше здоровье»

Январь

Тема «вредные привычки»

1.Беседа «Умей сказать «Нет»»

2.Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Спортивные соревнования

Практикум для родителей «Школа здоровья»

Февраль

Тема «Злой волшебник – алкоголь»

1.Алкоголь-ошибка (беседа)

2.Презентация «Злой волшебник Алкоголь»

Конкурс рисунков и газет «Молодежь против наркотиков»

Март

Тема «Злой волшебник-табак»

1.Что мы знаем о курении

2.Презентация «Злой волшебник Никотин»

Апрель

Тема «Злой волшебник - наркотик»

1.Наркотик-тренинг безопасного поведения

2.Презентация «Злой волшебник Наркотик»

Конкурс «Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни»

Лекция-

презентация

«Здоровье сберегающие технологии в воспитании младших школьников»

Май

Тема «Чистота и здоровье»

1.День здоровья

2.Урок-КВН « Будьте здоровы!»

Результатом практической деятельности по программе «Если хочешь быть здоров» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района. Собирается альбом со школьными фотографиями «Наша школьная жизнь»

  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

  • Классный руководитель, по совместительству социальный педагог, выступал на методическом объединении учителей начальных классов школы.

  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

  • 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.



Список использованной литературы:

1. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией В.П.Соломина, Ю.Л.Варламова. – Спб., 1995.

2. Воропай А.В. «Дорогая сигарета», М., 2004 г.

3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.-СПб.,1997.

5. Ковалько В.И.»Здоровьесберегающие технологии…» Москва, «ВАКО» 2007 г.

6. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.

7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.-СПб.,1998.

8. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

9. Составитель Долгопол О.Н. «Работа с родителями по профилактике наркоманов у детей и подростков» К-д, КОИПК и ПРО, 2005

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту:Советы психолога родителям.-М.,1996

11. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс». «Внеклассные мероприятия. 4 класс», «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО» 2007 г., 2008 г.