Педагогическое наблюдение как метод научных исследований

Министерство образования и науки Украины

Открытый международный университет развития человека “Украина"

Горловский филиал

Кафедра физической реабилитации

Заведующий кафедрой: доц. Томашевский Н.И.

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Методы исследований в физической культуре и спорте,

физической реабилитации

ТЕМА:

Педагогическое наблюдение как метод научных исследований"

Выполнила:

студентка 2-го курса группы ФР-06

дневного отделения

факультета “Физическая реабилитация"

Якушина Инна Викторовна

2008

Содержание

Характеристика педагогического метода наблюдения

Объекты педагогических наблюдений

Педагогический анализ и оценка

Виды педагогических наблюдений

Вопросы подготовки исследователя к проведению педагогического наблюдения

Список литературы

Характеристика педагогического метода наблюдения

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.

К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:

только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике;

оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;

наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;

в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);

наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).

К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:

наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;

недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);

возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);

пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).

Учитывая все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:

когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в "чистом" виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов;

когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;

когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов, например хронометрирования, анкетирования;

когда требуется провести "разведку" с целью уточнения гипотезы и методики исследования;

когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов.

Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.

При внешней простоте педагогическое наблюдение на самом деле является одним из наиболее сложных методов исследования. Сложность его многопланова.

Во-первых, естественное стремление к достоверной информации у многих вызывает сомнение в объективности результатов наблюдения. Действительно, результаты любого наблюдения - это не только фотографирование педагогического явления или факта, но и понимание и толкование их исследователем. Наблюдая то или иное явление, человек оценивает его в сопоставлении с собственным "эталоном", который у него сложился в результате обучения и педагогического опыта. Это создает реальную ситуацию для выводов, не соответствующих действительности.

Решая эту проблему, следует иметь в виду, что она характерна не только для педагогических наблюдений, но в равной мере и для естественнонаучных, и социологических. Другими словами, она является проблемой философии. Марксистская философия решает эту проблему положительно, доказывая, что если выводы наблюдения подтверждаются практикой, то при всех элементах субъективизма оно может объективно отражать реальную действительность. Вся проблема педагогического наблюдения сводится не к спорам (можно или нельзя применять его), а к разработке методики наблюдения и проверке результатов в педагогической практике. Практика является лучшим средством проверки объективности разработанной методики наблюдения.

Во-вторых, поскольку педагогическая практика способна оценить лишь закончившееся наблюдение, перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения.

Педагогическое наблюдение требует от исследователя (помимо обычной методологической подготовки) чрезвычайно глубокого понимания педагогического процесса, своеобразного педагогического мышления, интуиции, позволяющих "не только смотреть, но и видеть". Не случайно говорят: умение искусно наблюдать - это талант. Однако, как показывает опыт исследователей, умение наблюдать поддается совершенствованию.

Исследователь должен иметь опыт педагогической работы, причем в той области педагогического труда, которая явится предметом его изучения. Тренеру трудно полноценно проанализировать урок физической культуры в общеобразовательной школе и, наоборот, учителю - тренировочное занятие.

Разработка методики наблюдения направлена на то, чтобы путем разнообразных технических приемов уменьшить субъективность оценки наблюдаемых явлений и фактов. От исследователя требуется большая изобретательность в определении наиболее адекватных способов фиксирования педагогического процесса, объективных показателей, которые можно обрабатывать и сравнивать.

С этой целью исследователь прибегает: к многократным проверочным наблюдениям; к сопоставлению своих наблюдений с имеющимися научными сведениями и оценочными суждениями практических работников; к одновременному наблюдению одних и тех же элементов педагогического процесса разными лицами; к сбору информации с помощью других методов; к использованию различных технических устройств, способных объективно фиксировать те или иные элементы наблюдаемого явления, тем самым уменьшая степень возможных искажений (к таким регистрирующим средствам, в какой-то мере заменяющим наблюдателя, относятся видеоустановки, кинофильмы, магнитофоны). Одновременное сопоставление данных наблюдения с данными врачебного контроля, самоконтроля занимающегося и спортивными результатами дает научно полноценный материал. Например, для изучения реакции спортсмена на предлагаемую тренировочную нагрузку при наблюдениях целесообразно учитывать:

1) поведение занимающихся;

2) условия проведения занятий (температуру, силу ветра и пр);

3) степень утомления по внешним признакам (общему виду: окраске кожи лица, характеру выполнения движений, мимике, интонации голоса, отношению к занятию). Полученные по этой схеме результаты затем подвергаются анализу при сопоставлении с данными опроса занимающихся об их самочувствии, настроении и с данными исследования врача.

В-третьих, исследователь должен предусматривать реакцию занимающихся и преподавателя на сам факт наблюдения за их деятельность. Человек не может оставаться безучастным к тому, что за ним наблюдают, при всем желании быть самим собой, он становится менее естественным в своем поведении, а значит, наблюдающий будет фиксировать искаженные явления и факты (см. "Открытые наблюдения"). Американский ученый Н. Винер писал (1968), что в общественных науках связь между наблюдаемым явлением и наблюдателем очень трудно свести к минимуму и что нельзя быть уверенным в том, что "значительная часть наблюдаемого нами не создана нами самими".

В-четвертых, как метод исследования наблюдение должно обладать избирательностью (обоснованностью). Основной предпосылкой этого требования является создание кодируемых единиц наблюдения, т.е. доступных непосредственному наблюдению и регистрации действий, в которых проявляется интересующее наблюдателя педагогическое явление.

Понимать это следует таким образом. О выполнении или невыполнении педагогической задачи наблюдатель может судить только по видимым действиям людей. Поэтому он заранее должен выделить в действиях занимающихся и преподавателя те подвластные наблюдению и регистрации акты, которые отражают то, что требуется изучить.

Кодируемыми эти единицы называются потому, что для быстроты записи каждое заранее определяемое действие кодируется, т.е. ему присваивается какое-либо условное обозначение или отводится специальная графа в протоколе наблюдения. Это позволяет, например, вместо фразы "преподаватель оказал помощь" поставить условный знак в соответствующей графе.

Обоснованность избранных единиц является их основным качеством. Они должны отражать только то, что соответствует действительности. Классическим примером того, как один и тот же двигательный акт может выражать разное отношение человека к действительности, служат движения головой, характеризующие понимание или непонимание объяснения (предположим, при изучении реакции детей на объяснения учителя). Для жителей нашей страны знаком понимания служат наклоны головы вперед-назад, но этот же самый акт не может служить обоснованной единицей, подтверждающей факт понимания, при исследовании населения некоторых стран, так как там это движение отражает противоположное отношение к действительности.

Регистрация единиц наблюдения осуществляется двумя способами: частотным (социологи его называют дескриптивным) и оценочным.

Частотный способ состоит в том, что исследователь регистрирует лишь сам факт появления в педагогическом процессе избранной единицы. Например, в результате подобной регистрации может быть установлено, что учитель 10 раз применил свисток, чтобы остановить выполнение физических упражнений. Этот способ регистрации встречается наиболее часто, так как бывает невозможно тому или иному педагогическому явлению придать количественное выражение, например в метрических единицах или баллах.

Оценочный способ регистрации единиц наблюдения предполагает, что каждая единица будет выражена в соответствии с какой-то предварительно разработанной шкалой оценок. Число выставленных оценок одновременно будет характеризовать и частоту наблюдаемых единиц. Таким образом, оценочный способ более информативен, а потому к нему следует прибегать всегда, когда можно.

Перечисленные методологические и организационные сложности педагогических наблюдений объясняют сравнительную редкость их применения. Однако, преодолев указанные трудности, можно превратить субъективный (по некоторым признакам) метод в достаточно объективный, способный вскрывать определенные закономерности обучения.

Объекты педагогических наблюдений

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя в ходе урока).

К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:

задачи обучения и воспитания;

средства физического воспитания, их место в занятии (например, комплексы физических упражнений);

методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.);

поведение занимающихся и преподавателя;

характер и величину тренировочной нагрузки;

некоторые элементы техники выполнения движений;

тактические действия;

величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность полета диска и т.п.;

количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.

С помощью наблюдения не могут быть объективно изучены те моменты педагогического процесса, которые скрыты от взгляда исследователя. Другими словами, в тех случаях, когда при визуальной оценке возможны расхождения во взглядах, педагогическое наблюдение перестает быть достаточно объективным методом. Недопустимо, например, оценивать "на глаз" величину суставных углов, ритм движения, величину мышечных усилий и т.п. В подобных случаях необходимо использовать какие-либо приемы объективной регистрации, например фото - и киносъемку.

Иногда уровень современных знаний не дает еще возможности для объективной регистрации какого-либо педагогического явления, хотя сам факт его существования не вызывает сомнений. Выразительность движений, их мягкость, наличие рационального расслабления или, наоборот, скованности - все это объективно существует, но не поддается строгой визуальной оценке и фиксации. Тем не менее в этих сложных условиях исследования есть специфические приемы объективизации педагогических наблюдений. Суть их сводится к тому, что наблюдение проводится одновременно несколькими экспериментаторами, которые, не общаясь друг с другом, оценивают в каких-либо условных единицах интересующий их показатель. Такое наблюдение наиболее объективно, а потому и наиболее предпочтительно при любых педагогических исследованиях. В этом случае используется тот же принцип, что и в судействе "на впечатление" в спортивной гимнастике, акробатике и в других видах спорта.

Однако для научных исследований использование принципов судейства оказывается недостаточным, и при обработке полученных педагогических оценок прибегают к специальным математическим приемам (непараметрическим методам математической статистики), позволяющим определять степень совпадения оценок, даваемых разными наблюдателями. Если это совпадение достаточно велико, полученные данные можно считать вполне объективными.

Из сказанного можно заключить, что основным условием успешности любого педагогического наблюдения являются, во-первых, выбор объекта наблюдения и, во-вторых, анализ и оценка учебно-воспитательного процесса.

Выбор объекта наблюдения полностью зависит от задач исследования. Они диктуют не только то, какой элемент обучения будет взят под наблюдение (например, использование технических средств обучения на уроке, формы организации занятий и т.п.), но и то, на каком качественном уровне педагогического мастерства он будет преподаваться. Наблюдение следует проводить на занятиях не только педагогов высокой квалификации, чтобы сделать их опыт достоянием других, или педагогов средней квалификации, чтобы получить данные о работе основной массы преподавателей, но и на занятиях тех, у кого еще не сформировался свой стиль деятельности.

В любых случаях исследователь не должен оказывать какого-либо влияния на деятельность преподавателя. Весь учебно-воспитательный процесс должен осуществляться в соответствии с индивидуальными планами и возможностями самого педагога.

Педагогический анализ и оценка

Педагогический анализ и оценка учебно-воспитательного процесса - ведущая сторона деятельности исследователя. Основным недостатком анализа и оценки, как уже говорилось, является определенная мера их субъективности и большая сложность точной регистрации наблюдаемых фактов и явлений. Поэтому главные усилия любого исследователя должны быть направлены прежде всего на разработку способов объективизации своих наблюдений. С этой же целью необходимо стремиться использовать (параллельно с анализом и оценкой) другие методы сбора текущей информации (хронометрирование, кино - и фотосъемку и пр).

Вместе с тем педагогический анализ и оценка могут быть органическим добавлением к другим методам исследования. Например, даже самое дробное хронометрирование урока не может дать полного представления о его содержании без одновременно проводимого педагогического анализа и оценки. Во многих педагогических экспериментах невозможно обойтись без анализа и оценки учебно-воспитательного процесса в экспериментальных и контрольных группах. В этих случаях и содержание, и организация наблюдения полностью подчиняются "ведущему" методу исследования.

В теории и методике педагогических исследований не существует какой-либо общепринятой классификации видов педагогических наблюдений. Объясняется это их большой изменчивостью и наличием разнообразных признаков, которыми они могут характеризоваться. В настоящее время можно говорить лишь об условной группировке видов, причем в большей мере заимствованной у социологов. Схематически она выглядит следующим образом:

По числу взаимосвязанных педагогических явлений, подлежащих наблюдению, различают наблюдения проблемные и тематические.

Проблемные наблюдения (в педагогике они называются еще монографическими) представляют собой наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагогическими явлениями, составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания. Примером могут служить наблюдения, которые осуществляются в школах после введения новых программ по физическому воспитанию. Чтобы разносторонне оценить эффективность физического воспитания школьников на основе новых программ, требовалось вести наблюдения по разным направлениям, изучать многие педагогические явления, тесно связанные между собой и влияющие друг на друга, устанавливать качественные и количественные меры их взаимного влияния и, в итоге, определять влияние всех изучаемых явлений на конечный результат - степень подготовленности школьников к; жизни.

Виды педагогических наблюдений

Проблемные наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых и", как правило, осуществляются коллективно несколькими лицами. Они могут быть использованы и при изучении кратковременных педагогических процессов (например, при изучении структуры и содержания урока).

Виды педагогических наблюдений

По объему

проблемные тематические

По программе

разведывательные основные

По стилю

включенные невключенные

По осведомленности

открытые скрытые

По времени

непрерывные прерывистые

При всей сложности организации проблемных наблюдений трудно переоценить их значение в решении сложных задач педагогического исследования. С помощью проблемных наблюдений можно выявить не только" общую направленность развития физического воспитания, но и оценить его частные проявления. Предположим, показатели различных наблюдений говорят о том, что с введением новых программ повысился уровень теоретической подготовленности школьников общеобразовательных школ в области физического воспитания, однако некоторые из этих наблюдений свидетельствуют о том, что повышение этого уровня не является следствием улучшения межпредметных связей.

Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяется то или иное явление и подвергается наблюдению. Все это создает возможности для более глубокого, хотя и локального, изучения педагогического явления.

Следует иметь в виду, что вычленение изучаемого явления ни в коем случае не должно сводиться к его изолированию. Наблюдая, например, за методикой использования подводящих упражнений, нельзя оценивать ее эффективность без учета знаний и умений занимающихся.

Тематическое наблюдение наиболее широко представлено в практике научных исследований. Объясняется это его относительной доступностью для индивидуальных исследований.

По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными.

Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования, Они могут предварять постановку эксперимента и основного наблюдения. В частности, во время разведывательных наблюдений может отрабатываться техника, процедура наблюдения (выбор места для наблюдения, форма записи наблюдаемого и т.п.).

Отсутствие предварительно разработанной программы и техники наблюдения делает его сравнительно сложным и требует от исполнителя высокой методологической подготовки.

Разведывательные наблюдения могут вестись двояко: или, как принято говорить, широкой полосой захвата, или узконаправленно. В первом случае наблюдают педагогический процесс в целом и на этом фоне анализируют тот или иной круг интересующих исследователя вопросов. Так поступают в тех ситуациях, когда окончательно еще не сформулирована тема исследования или нет четкой гипотезы. Во втором случае имеется совершенно точный "адрес" наблюдения. Задача наблюдения сводится к тому, чтобы уточнить подход к изучению конкретного явления, некоторые аспекты методики наблюдения.

Следует помнить, что, в ходе наблюдений могут встретиться непредвиденные осложнения, возникнуть самые заманчивые перспективы нового в изучении учебно-воспитательного процесса.

Основное наблюдение (его еще называют стандартизированным) имеет четко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п. Такая жесткая регламентация всех действий исследователя позволяет в некоторых случаях привлекать к наблюдению помощников (например, для того, чтобы фиксировать в специальном протоколе число бросков по баскетбольному кольцу и число попаданий).

Наблюдения, которые проводятся с помощниками, иногда называются опосредованными. Ими можно пользоваться только в тех случаях, когда, во-первых, подлежат регистрации четко видимые факты, позволяющие зафиксировать "да" или "нет"; во-вторых, имеется настолько точная методика регистрации, что помощнику не придется уточнять ее; в-третьих, когда помощники имеют хорошую теоретическую подготовку и практические умения, полученные при пробных наблюдениях.

Опосредованные наблюдения обладают тем неоспоримым преимуществом, что с их помощью можно собрать большее количество данных, сделав выборку более репрезентативной. Значительную роль эти наблюдения могут сыграть в корректировке данных, собранных самим исследователем, при одновременном фиксировании им вместе с помощниками элементов педагогического процесса.

По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и невключенные.

Включенные наблюдения, или наблюдения "изнутри", предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать. Разумеется, подобные наблюдения осуществимы только в тех случаях, когда физические возможности исследователя позволяют ему выполнять все требования педагогического процесса. Наиболее вероятная сфера применения включенных наблюдений - анализ в группах здоровья, в туристских походах и т.п. "Действующие" спортсмены-исследователи могут использовать их при анализе тренировочных занятий. Совершенно исключаются эти наблюдения при исследовании детей.

Положительные стороны включенного наблюдения трудно переоценить. С его помощью можно вскрыть те глубинные особенности педагогического процесса, которые наблюдению "со стороны" просто неподвластны.

Тем не менее включенное наблюдение имеет и недостатки: во-первых, в ходе его невозможна текущая регистрация всех событий, так как исследователь вынужден все фиксировать после занятий, на память (правда, этот недостаток может быть снят при использовании видеозаписи, киносъемки, магнитофонной записи или, наконец, анализа занятия помощником); во-вторых, при длительном участии в занятиях у исследователя может наступить привыкание, которое невольно заставит его мыслить категориями занимающихся и преподавателя, другими словами, он утратит ту свежесть восприятия, которая обычно характерна для постороннего наблюдателя; в-третьих, требуется определенное время привыкания коллектива занимающихся и преподавателя к исследователю.

Невключенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению предыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях, он является лишь свидетелем происходящего. Этот вид наблюдения встречается в исследованиях гораздо чаще, чем первый.

Преимущество невключенного наблюдения состоит в том, что оно не имеет тех ограничений в сфере применения, которые присущи включенным наблюдениям. В этом же смысле можно говорить о его большей доступности для исследователей. Наконец, при использовании его упрощается проблема текущего анализа занятий, так как его выполняет сам исследователь.

Слабой стороной невключенного наблюдения является более поверхностное, чем при включенном наблюдении, восприятие педагогической действительности. Надо сказать, что подобный недостаток скорее является теоретическим, так как на практике он может нейтрализоваться высоким мастерством исследователя. Между этими двумя полярными видами наблюдения могут существовать промежуточные, с различным соотношением признаков того и другого видов.

По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.

Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдения этого вида наиболее широко распространены, так как не требуют каких-либо дополнительных организационных мероприятий. Это, пожалуй, их единственное, преимущество. Дело в том, что даже самые безразличные занимающиеся и самый опытный педагог не останутся безучастными к тому, что за ними наблюдают. Это может выразиться в тех же реакциях, о которых говорилось при характеристике открытого эксперимента.

Стоит или не стоит говорить занимающимся и преподавателю о задачах и содержании предполагаемых наблюдений, зависит от конкретных условий, и прежде всего от такта исследователя, от его умения расположить к себе занимающихся и преподавателя, раскрыть перед ними практическую значимость наблюдений, быть "незаметным". Как выражаются некоторые исследователи, надо стремиться "все видеть и быть невидимым". Большую роль тут может сыграть так называемое "вживание" исследователя в коллектив, привыкание участников объекта наблюдения к постороннему лицу, создание у них нейтральной установки на задачи наблюдения. Однако, как показывают социологи (Л.А. Петровская, 1972), и в подобной ситуации проблема неестественного поведения людей, за которыми наблюдают, полностью не снимается. Каждый исследователь должен это иметь в виду при анализе результатов наблюдения.

Допустимо ли исследователю появляться без предупреждения для педагогического наблюдения? Мнение, что в этих случаях можно добиться большей естественности в поведении занимающихся и преподавателя, чаще всего не оправдывается. Подобная внезапность нередко вызывает растерянность у наблюдаемых и, следовательно, дает извращенное представление о характере педагогического процесса.

Проводя открытое наблюдение, исследователь обязан дать заверения, что результаты будут достоянием только научной работы, а публикации с упоминанием фамилий будут допущены лишь с разрешения самих занимающихся и преподавателя.

Скрытое наблюдение (или наблюдение "инкогнито"), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.

Однако при использовании скрытого наблюдения исследователь должен решить две проблемы: одну этического плана, другую - организационного.

Вопрос об этической стороне дела не является праздным, так как в итоге речь идет об оценке деятельности людей. Даже если она будет положительной и люди никогда не узнают, что за ними велось наблюдение, то и тогда исследователь должен иметь моральное основание для этого. Не случайно некоторые социологи, особенно зарубежные, ставят под сомнение правомочность скрытого наблюдения. Однако вряд ли эти опасения имеют существенные основания для советской науки. В конечном итоге все зависит от цели, которую преследует наблюдатель. Цель любого скрытого наблюдения в нашей действительности определяется общественными интересами, стремлением повысить уровень физической подготовленности населения нашей страны. Подобная установка в равной мере отвечает интересам и наблюдателя, и наблюдаемых. С этих позиций скрытое наблюдение может расцениваться как полноправный вид педагогического наблюдения.

Что касается второй проблемы, то по поводу организации скрытого наблюдения нельзя дать однозначных рекомендаций. Все зависит от задач и конкретных условий учебно-воспитательного процесса. Можно только заметить, что лучшим, но и наиболее трудным в организационном отношении способом скрытого наблюдения является способ одностороннего видения. Для этого создаются специальные комнаты, из которых через стекло наблюдатель может видеть весь зал. Наблюдателя же не будет видеть никто. Подобные комнаты используются в исследованиях социологов и преподавателей общей педагогики. Наиболее доступным способом скрытого наблюдения является наблюдение из окна школы за работой на спортивной площадке.

По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые.

Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается целостное представление и повышается достоверность полученных результатов.

Простейшим случаем непрерывного наблюдения является наблюдение, проведенное на одном уроке, с его начала и до конца.

Однако понятие о непрерывности наблюдения не тождественно представлению б непрерывности времени, в течение которого исследователь ведет наблюдение.

Например, наблюдение за явлением, которое развивалось на протяжении нескольких уроков (предположим, за ходом обучения какому-либо двигательному действию), также является непрерывным. Следовательно, определяющим признаком непрерывного наблюдения является не отсутствие временных перерывов в деятельности исследователя, а прослеживание всех этапов развития того или иного педагогического явления, включая подготовку и последствия определенного периода работы. По времени непрерывное наблюдение может длиться и несколько минут, и несколько месяцев.

Прерывистое наблюдение (по иной терминологии - дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы.

В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.

С помощью прерывистых наблюдений изучаются следующие педагогические явления: во-первых, те, которые обладают большой инертностью к действию педагогических факторов, а потому требуют длительного их воздействия, после чего только можно ожидать изменений наблюдаемых явлений (например, отношение к физическому воспитанию учеников различных классов); во-вторых, интересные своими отдаленным последствиями (например, влияние нового содержания физического воспитания на профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных школ); в-третьих, те задачи, исследования которых требуют длительных перерывов между наблюдениями (например, изменение техники исполнения одного и того же двигательного действия под влиянием роста квалификации спортсмена).

Десять перечисленных разновидностей педагогических наблюдений сгруппированы по парам на основании какого-либо одного ведущего признака.

Каждая разновидность в паре обладает своими преимуществами и недостатками и может применяться только в конкретной ситуации в соответствии с поставленными задачами исследования; с другой стороны, она может характеризоваться всеми пятью признаками.

Например, проблемное наблюдение может быть разведывательным (или основным), включенным (или невключенным) и т.д.

Вопросы подготовки исследователя к проведению педагогического наблюдения

Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:

определить задачи наблюдения;

наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;

определить способ проведения наблюдения;

подобрать приемы фиксации полученных данных;

установить методы анализа собранного материала.

Большим преимуществом будут обладать данные таких наблюдений, в которых изучаемый объект наблюдался многократно. При оценке результатов наблюдения необходимо учитывать предшествующую ему деятельность преподавателя и его планы на будущее. Нельзя забывать, что любое педагогическое наблюдение будет полноценным только тогда, когда по ходу анализа раскрываются как положительные, так и отрицательные стороны в деятельности учителя и учеников.

Список литературы

    Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

    Ковальчук В.В., Моїсєєв Л.М. Основи наукових досліджень: Навчальний посібник. К.: ВД „Професіонал”, 2004.

    Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие. К., О-во "Знання", КОО, 2001.

    Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973.

    Методика исследования в физической культуре. Под общей ред. Д.Д. Донского. М., ФиС, 1961.

    Научные основы физического воспитания и спорта. Реферативный сборник диссертаций. Вып.1 - 5. ФиС, 1958, 1962, 1963, 1968, 1971.

    Спирин Л.Ф. Педагогический эксперимент в области воспитания. В кн. Методы педагогического исследования. Ред. В.И. Журавлев. М., "Просвещение", 1972, стр.34 - 61.