Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов
Содержание
Введение
1. Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и система профориентационной работы в школе
1.1 Понятие профориентации
1.2 Сложности профессионального самоопределения
1.3 Система профориентационной работы в школе
2. Профориентационная деятельность в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов
2.1 Формирование у старшеклассников навыков целеполагания и мотивов самоопределения
2.2 Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному самоопределению
2.3 Психологическое сопровождение профориентации
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На современном этапе определены основные требования к подготовке учащихся в общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технологического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (руководитель Б.А. Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А. Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Киров; Н.К. Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш. Шадиев, Ташкент; П.А. Шавир, Тюмень; Н.Н. Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П. Шевченко, Луганск). Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов – профориентаторов.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии.
Так какие особенности профориентационной работы со старшеклассниками способствуют формированию целей профессионального самоопределения, самопознания и т.д.? Это мы и постараемся исследовать в данной работе.
Объект: профориентационная работа со старшеклассниками
Предмет: особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов.
Цель: определить отличительные особенности работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов по их профессиональной ориентации.
Гипотеза: исследование основных направлений деятельности по профессиональной ориентации старшеклассников помогут выявить особенности этой деятельности.
Задачи: 1. Исследовать понятие профориентации и сложности профессионального самоопределения.
2. Рассмотреть модель системы профориентационной работы в школе.
3. Исследовать различные направления в общеобразовательных учреждениях профориентационную деятельность со старшеклассниками.
4. Определить значимость навыков самоопределения, самопознания и самооценивание собственных способностей.
5. Исследовать психологическое сопровождение в профориентационной деятельности со старшеклассниками.
1. Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и система профориентационной работы в школе
1.1 Понятие профориентации
Само возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. [9]
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Каждый человек при выборе профессии руководствуется разными принципами: кому-то посоветовали родители, кто-то пошел учиться вместе с товарищем, подругой, кто-то выбрал популярную, модную профессию.
Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями.
Существует формула выбора профессии, которая состоит из трех следующих друг за другом факторов [14]:
1-й фактор включает в себя профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ». И если мы выпишем список профессий, которые нам интересны, и мы хотели бы освоить, этот список бы получился очень длинным. Но одного «хочу» в выборе профессии мало. Вступает в действие уже 2-й фактор.
2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности. Кто-то из вас склонен к активной деятельности, а кому-то нравиться выполнять работу, требующую внимания, усидчивости. Здесь же необходимо учитывать уровень ваших знаний и личные способности, осведомленность в разных областях деятельности, уровень интеллектуального развития. Большое значение при выборе профессии имеет и материальное состояние семьи. Второй фактор можно назвать одной фразой, «ЧТО Я МОГУ». И если список профессий, который вы написали, приведя в соответствие с вашими интересами, мы будем редактировать в соответствии с вашими возможностями, он станет более кратким, но более реальным.
3-й фактор включает в себя специфику регионального рынка труда, спрос на данную профессию, а также возможность построения профессиональной карьеры, в том числе, освоения смежных специальностей. Этот фактор можно назвать одной фразой: «ЧТО НАДО». Из отредактированного списка мы начинаем выбирать те профессии, которые нужны на рынке труда и дают человеку больше возможностей в построении профессиональной карьеры (профессиональный постоянный рост по вертикали – начинает с низкой должности и в дальнейшем переходит на более высокие и ответственные должности, например, рабочий, мастер, бригадир, начальник смены и т. д. Или по горизонтали, когда человек на рабочем месте осваивает широкий спектр смежных специальностей и совершенствует свое мастерство, например техник-строитель может освоить еще специальности на рабочем месте: бетонщик, каменщик, плиточник, мозаичник и т.д.).
После изучения материалов и различной литературы цель профориентации можно свести к тому, чтобы помочь в выборе профессии, т.е. разобраться в себе, а так же узнать свои интересы, склонности, личностные качества, индивидуальные особенности, особенности здоровья, востребованность профессий на рынке труда и с учетом этого найти такой вид деятельности, где будет возможным успешно себя применить.
Профориентационная работа в учебном процессе реализуется через следующие формы: специальный курс по выбору профессии; урок; факультативы; предметные кружки; научное общество учащихся; олимпиады, конкурсы; тематические вечера; работа групп консультантов по предметам; тематические газеты по предметам.
Давно известно, что большое влияние на профориентацию оказывают профессионально-волевые качества. Изучая историю профориентации можно сделать выводы, что профессионально-волевые качества прогрессируют и меняются, как и всё в нашем мире. Относительно профессионально-волевых качеств меняются и их приоритеты. На первое место выходят такие качества, как предприимчивость, инициативность, умение быстро осваивать новые знания. Главным же является умение найти и внести в профессиональную деятельность свой личностный смысл, готовность постоянного развития себя. Перед профориентационными работниками стоит задача воспитать человека, который способен познать себя, опираясь на свои сильные стороны, уметь подать себя, человека с высоким уровнем интеллектуальных способностей и творческим мышлением, умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой цели. Научить выбирать оптимальный путь ее достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из временных неудач и возникающих трудностей и брать на себя ответственность за свои поступки.
Профессиональное самоопределение и профориентационная деятельность это сложный и длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных оснований и этот процесс не может быть сведен к одномоментному акту выбора профессии. Чтобы профессиональная ориентация в школе дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.
1.2 Сложности профессионального самоопределения
Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений. [13]
Главная (идеальная) цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). А так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно – значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Выбирая из множества профессий, надо, во-первых, четко представлять себе, что школьник хочет от профессии (мотивы выбора).
каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?
какая заработная плата его устроит?
какой образ жизни он хочет вести?
сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?
Второе условие выбора профессии – учет своих способностей.
И третье условие – важно знать содержание профессии, какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.
Большое внимание в работе с родителями уделяется тому, что родители должны предостеречь своих детей от неправильного выбора профессии, к которому могут привести 2 причины [11]:
Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратное представление об условиях работы, оплате труда и т. д.).
Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей и т. д.).
Также следует обратить внимание на факторы, влияющие на результаты самоопределения и приводящие школьника к неправильному выбору профессии [4]:
Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.
Предрассудки чести. Некоторые важные для общества профессии, почему-то считают занятием недостойным, неприличным.
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Перенос к человеку – представителю той или иной профессии – на самое профессию.
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Таким профессия артиста может привлекать тем, с какой легкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, будничный труд.
Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).
Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.
Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.
Но помимо причин и факторов, которые могут привести к неправильному выбору профессии, школьники попадают в ситуации трудности выбора профессии:
когда школьник осознает необходимость своевременности выбора профессии, но не знает вообще что хочет
когда школьник выбирает среди нескольких альтернативных путей карьеры
когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего
самое главное для школьника – выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем была успешна и приносила ему удовлетворение. Все, что способствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, плохо.
Ко всем причинам, факторам, ситуациям сложности выбора профессий можно добавить и следующие характеристики общества, оказывающие огромное влияние на профессиональное и личностное самоопределение[10]:
Стандартность идеалов и ценностей, предполагающих «единую шкалу для жизненного успеха. В современном мире это, прежде всего, деньги, престиж, известность.
Недопустимость иных вариантов счастья. Например, если какой-то человек, восприняв ещё в школе ценности «массового общества», всю свою жизнь посвятил накоплению денег, приобретению модных вещей и т. д. и вдруг обнаруживает, что кто-то, не имея всего этого, намного счастливее, чем он, то он естественно захочет доказать именно свое право на большее счастье. В итоге оформляется целая система воздействия на тех, кто счастлив не так, как «положено».
Цинизм «массового общества». Часто стандартные, перечеркивающие личностную уникальность, ориентации, рекламируются на фоне престижных рассуждений о «личностном росте», «самоактуализации» и др. понятий ничего общего не имеющих с ценностями массового общества. Но в том-то и парадокс ситуации, что обыватели очень любят, когда всё обставлено «благородно».
При профориентационной деятельности немаловажным фактором является психологическое сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, киками методами и формами работы будет осуществляться деятельность профориентационной группы.
Наиболее весомое влияние на профессиональную ориентацию учащихся оказывает школа. Поэтому школа ставит перед собой определенные цели и задачи по работе в этом направлении.
Общая цель школы по профориентации учащихся – подготовка их к сознательному, обоснованному выбору профессий, а задачи школы – это:
формирование у учащихся системы знаний о мире профессий (чем шире информационная основа, тем меньше ошибок в формировании жизненных планов учащихся);
изучение личности учащихся с целью управления формированием этой личности, ее профессиональных планов;
развитие интересов и склонностей, учащихся к различным видам профессиональной деятельности;
воспитание у учащихся стремлений к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию с целью формирования профессионально-значимых качеств личности;
формирование профессиональной направленности.
1.3 Система профориентационной работы в школе
Система – это совокупность компонентов, взаимосвязь которых дает качественно новую характеристику целого.
Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности учащихся. [5]
Система профессиональной ориентации состоит из нескольких объектов, которыми являются учреждения образования, предприятия и организации, заинтересованные в профориентационной работе, а субъектами являются школьники, учащаяся молодежь.
Основные направления профориентационной работы в целостной системе[5]:
Профессиональное просвещение – предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильности выбора одной из них, воспитание положительного отношения и различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений. (Профессиональное просвещение включает в себя профессиональную информацию определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование о способах и условиях овладения ими, так же профпросвещение включает в себя пропаганду общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономики региона).
Профессиональная консультация – имеет целью установление соответствия индивидуальных, психологических и личностных качеств соответствующих специфическим требованиям той или иной профессии. Виды консультаций: справочные, диагностические, методические.
Профессиональный отбор – проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.
Социально-профессиональная адаптация – представляет собой активный процесс приспособления молодых людей к производству, к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
Что бы иметь представление о системе профориентационной работы в школе в целом, ее модель представлена в приложении № 1.
В связи с возрастными особенностями человека профессиональное самоопределение проходит несколько этапов, и поэтому работу по руководству его профессиональным самоопределением в учреждениях образования необходимо осуществлять на следующих этапах [13]:
Пропевдетический (1–3 (4) кл.)
Поисково – зондирующего (5–7 кл.)
3. Период развития профессионального самосознания и уточнения социально – профессионального статуса (8–11 кл.)
Следуя теме курсовой, подробнее остановимся на третьем этапе.
Старшие подростки (8 – 9 кл.) – это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания.
Основные задачи на данном этапе: сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. [13]
Подросток начинает осознавать всю сложность проблем выбора, поэтому необходимо создание информационной основы для решения вопроса «Кем быть?»
Профориентационные работники должны осознать значение всестороннего изучения личности, поскольку этот период должен заканчиваться формированием профессионального первоначального плана, рекомендации педагогов будут обоснованными только при условии длительного и всестороннего изучения динамики развития личности.
Этап (10–11 классы) – период уточнения социально-профессионального статуса.
Основные задачи на данном этапе: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива.
Осуществляется выполнение данных задач через углубленное изучение предметов, «пробу» сил, дальнейшую работу по самопознанию, контроль и коррекцию профессиональных планов, оценку результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовку к ней, саморазвитие. Это период формирования нравственной и психологической готовности к выбору профессии.
Продолжает изучаться профессиональная направленность личности, проводится диагностика. На основе данных диагностики делается заключение о желательной группе профессий и уровне подготовки учащихся к решению вопроса о выборе профессии.
Это период активной профессиографической деятельности. Необходимо научить старшеклассников «примерять» профессию к себе, вносить изменения и производить коррекцию профессиональных планов и выбирать программу самовоспитания.
Профессиональное самоопределение как сложный и длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных оснований не может быть сведен к одномоментному акту выбора профессии. Существует разнообразие форм и методов профессионального самоопределения, разных на каждом этапе, при обязательном учете возрастных особенностей учащихся.
Чтобы профессиональная ориентация в школе дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.
Выводы: Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.
Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.
Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях.
2. Профориентационная деятельность в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов
2.1 Формирование у старшеклассников навыков целеполагания и мотивов самоопределения
На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих учащихся обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность.
Формирование таких навыков целеполагания включает в себя два составляющих [2]:
а) Актуализация и структурирование учебных и профессиональных целей учащихся;
б) Обучение навыкам постановки целей
В жизни человека представления о близком и далеком будущем играют такую же важную роль. Будет ли человек натыкаться на неожиданные препятствия, находится в подвешенном состоянии или стоять на распутье выбора, зависит от четкости, ясности выбранной цели и подробного и обоснованного плана ее достижения.
Цель играет в жизни человека решающую роль. Если, поставив себе цель, вы не получаете в конечном итоге удовлетворения – знайте: вы насилуете свою природу, приносите себе вред, идете не по правильному пути. И на оборот. Радость, которую вы испытываете от преодоления препятствий – это сигнал о том, что вы действуете в правильном направлении.
Вот почему главное в жизни – уметь правильно выбрать цель, направить на ее достижение волю.
Что же такое цель?
Цель – это образ желаемого результата, специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличие от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.
Самый важный шаг – постановка целей. Если удастся сосредоточиться на цели, гораздо легче отыскать пути к ее достижению. Это важно как в жизни вообще, так и в профессиональной деятельности тем более.
Существует два вида целей: [2]
Глобальные цели, то есть те, которые вы рассчитываете достичь через продолжительный период времени.
Текущие цели, то есть те, для достижения которых вы принимаете конкретные решения.
Наряду с навыками целеполагания необходимо формирование и мотивов профессионального самоопределения.
В данном вопросе хотелось бы раскрыть особенности формирования и развития мотивационной сферы профессионального самоопределения, познакомить с этапами и условиями, методами и средствами ее формирования, а так же отметить характеристики критериев сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению и их показатели готовности школьников к профопределению. Традиционно под мотивацией понимаются побуждения вызывающие активность и определяющие ее направленность. Предмет деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, мысли. Главное, что за ним всегда стоит та или иная потребность. Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как его мотив. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида. [10]
Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл. Эти мотивы называются смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и исполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, – лишены смыслообразующей функции. Условно их называют мотивами-стимулами.
Формирование мотивации имеет два механизма [10]:
Первый из них заключается в том, что сложившиеся или специально организованные воспитателем (педагогом) условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».
Второй процесс (механизм «сверху вниз») заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых, во внутренне принятые и реально действующие. (Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма).
Один из самых удивительных парадоксов развивающейся личности состоит в своеобразном преодолении неодинаковости времени. Побуждение (цель, стремление, потребность, идеал) фиксирует желательное будущее состояние действительности, которого еще нет в наличии.
Существует понятие «внутренняя мотивация» – это потребность в чувстве уверенности в своих силах и намерениях. На внутреннюю мотивацию влияют следующие условия или ситуации [9]: 1) внутренняя мотивация снижается при переходе причин (условий, событий), вызвавших эту мотивацию, от внутренних к внешним; 2) внутренняя мотивация увеличивается с усилением уверенности человека в своих силах; 3) положительная обратная связь (одобрение или похвала) усиливает внутреннюю мотивацию у мужчин и снижает у женщин, ибо контролирующий аспект положительной обратной связи играет для женщин большую роль, чем для мужчин.
Далее введем понятие «профессиональная мотивация» – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все за и против, плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую). [9]
По теме курсовой мы будем рассматривать структуры профессиональных мотивов на этапе выбора профессии или специальности. Поэтому важно отметить существование ряда психологических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его ценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация «выбрать профессию», способствующую реализации личности.
Иногда не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья и это может быть единственное место, на которое их приняли или о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным.
Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится все более трудной задачей, поскольку само общество становится все более сложным. Если подросток не поймет, какой вид деятельности для него является самым подходящим, какая работа принесет ему наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать себя, профессиональная неосуществимость отразится еще большей неудачей в развитии его собственной индивидуальности. В некотором смысле это означает неудачу в жизни.
2.2 Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному самоопределению
Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учеников 8 – 11 классов, следует отметить существование определенных критериев и их характеристик сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Проявлениями критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников являются[11]:
когнитивный – степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о возможности получения консультации у специалистов профориентаторов о путях необходимого образования, местах работы: степени информированности учащихся об общих профессионально важных качеств и специальных данной профессиональной сфере.
мотивационно-потребностный – характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.
деятельносто-практический – способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.
Характеристики сформированности критериев профессионального самоопределения у старшеклассников приведены в приложении № 2, таблице № 1.
Доказано, что существует прямая связь между критериями профессиональной готовности и самообразованием, самопознанием, самореализацией (блоки стратегий профессионального самоопределения). Так, например, при самопознании самого себя у школьника проявляется мотивационно-потребностный критерий сформированности готовности к профессиональному самоопределению, так же при этом сочетании проявляются определенные показатели результативности (эти и другие примеры приведены в приложении № 2, таблица № 2).
2.3 Психологическое сопровождение профориентации
Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные профконсультации.
Для профессиональной диагностики личности учащегося используются следующие методы и формы работы[6]:
1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным (связи прямые между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным (есть посредник между исследователем и наблюдаемым). Наблюдение также может быть открытым, (человек знает, что за ним ведется наблюдение), скрытым (проводится с помощью технических средств и человек не знает, что за ним ведется наблюдение), включенным и не включенным, кратковременным и длительным, непрерывным и дискретным (прерывистым), монографическим и узким.
2. Анализ документов и результатов деятельности:
– личные дела;
– итоги медицинских обследований;
– классные журналы;
– творческие сочинения, изделия и т. д.
3. Анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах, в семье. Подведение итогов реализации жизненных планов выпускников школ.
Метод анкетирования. Он не универсален и имеет ряд недостатков. Этот метод в известной степени субъективен, так как на его результатах, во-первых, неизбежно сказываются влияние человека, проводящего анкетирование, элементы субъективизма анкетируемых, во-вторых, часто от неумелого пользования им могут быть получены ложные данные. Вместе с тем следует учесть, что не всегда целесообразно и возможно обращение с анкетами к учащимся (тем более младшего возраста). Проведением анкетного опроса ни в коем случае нельзя злоупотреблять.
Беседы-интервью. Для них должна быть характерна тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так с учителями, классными руководителями, завучами, директорами школ, родителями и т. д.
Педагогический эксперимент. Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Педагогический эксперимент может быть применен для исследования эффективности тех или иных методов и форм профориентационной работы. В ходе эксперимента используют наблюдение, беседу, анкетирование и т. д.
Метод сравнения. Анализ результатов эксперимента проводят методом сравнения. В связи с этим предварительно определяют экспериментальные и контрольные группы (классы) учащихся. В экспериментальных группах (классах) проводят опытно-экспериментальную работу по исследуемому вопросу. В контрольных группах (классах) работу организуют в обычной, ранее существовавшей форме.
По результатам профдиагностики можно проводить профессиональные консультации. Профконсультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.
Различают следующие виды консультаций:
справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;
диагностические, направлены на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;
медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья учащегося, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.
Из вышеизложенного можно сделать выводы о том, что профориентационная деятельность включает в себя большую и трудоемкую работу. Она складывается из многих составляющих:
1. Навыки целеполагания и мотивы самоопределения являются первоначальной стадией формирующие структуру учебных и профессиональных целей учащихся, самоопределение же систематизируют действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, а так же и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии.
2. Раскрытие сложностей профессионального самоопределения и введение понятия о значении саморегуляции в профвыборе влияют на более внимательное и углубленное изучение всего материала касающегося профессиональной ориентации.
3. Психологическое сопровождение профориентации как конечный результат всех проведенных мероприятий, которые показывают итоговый результат по проведенной работе.
Все эти пункты как раз и составляют особенности профориентационной работы, что мы и исследовали в данной курсовой.
Заключение
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.
Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.
Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях
Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.
В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование – потребность в профессиональном самоопределении.
Осуществляя задачи профориентации в работе со старшеклассниками, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии.
Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.
Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Список литературы
1. Воскобойников, В.М. Как определить и развить способности ребенка. [Текст]/ В.М. Воскобойников. – С.-Петербург: «Респекс».1996.
2. Карнаух, Ю.А. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы. [Текст] / Ю.А Карнаух. – Омск: «ООЦПО». 2002.
3. Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст]/ Г.А. Климов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.
4. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. [Текст]/ Е.А. Климов. – Москва: «Флинта». 1990.
5. Крюкова Е.П. Методы и формы профориентационной работы в школе. [Текст]/Крюкова Е.П., Степаненко А.П. – Омск: «ООЦПО». 2001.
6. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. [Текст]/Л.М. Митина. – Москва: «Флинта». 1998.
Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст]/ Осницкий А.К. // журнал «Вопросы психологии» – 1992. № 10. – С. 30 -32.
8. Программа образовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера, 8–9 классы. М. Просвещение. 1994.
9. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст]/ Е.Н. Прошицкая – Москва: «Просвещение». 1991.
10. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
11. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия [Текст]/Г.В. Резапкина – Москва: «Просвещение» 2000.
Приложение № 1
Модель системы профориентационной работы в школе
Основная школа (8–11) классы
Цель: Ознакомить с реальными возможностями выбора профессии, научить умению принимать решение.
Помочь в профессиональном самоопределении. Подготовить к вхождению в самостоятельную жизнь.
Содержание и направленность работы |
Основные вопросы периода (этапа) |
Формируемые знания, умения и навыки |
Формы и методы профориентационной работы |
Документация профориентационной работы |
Оказание помощи учащимся в осознание необходимости правильного выбора профессии успешного осуществления жизненной карьеры. Обучение приема анализа данных, необходимых для осознанного выбора профессии. Формирование умения принимать решения. Активизация мыслительной деятельности учащихся, направления их внимания на решение следующих вопросов и т. д. |
Где и что можно узнать об интересующих тебя специальностях учебных заведениях? Что такое сфера профессиональной деятельности? Для чего классифицируют профессии? Что такое профессиональная готовность, профессиональная карьера и профессиональный план? Как составить личный профессиональный план? Почему необходимо знать свои способности и свое здоровье? Что такое рынок труда и рынок профессий? Как выбирать профессию? Кто и как может оценить ваш выбор? Что нужно для принятия правильного решения? Критерии оценки. Какие качества в себе надо развивать для принятия правильного решения? Какие мне развить эти качества? |
– Знание основных типов классификации профессий. – Знакомство с профессиограммами профессиональными картами. – Умение пользоваться справочными пособиями, профессиограммами и классификаторами профессий при выборе специальности. – Умение соотносить свои способности с конкретной специальностью. – Умение развивать свои интеллектуальные и специальные способности. – Умение отстаивать свое мнение и вести дискуссии на темы выбора профессии. – Умение применять на практике некоторые из своих профессионально важных качеств. – Знакомство составной формулой профориентации, умение правильно соотносить между собой ее основные части |
Формы и методы работы самые разнообразные, кроме того, добавляются различные виды тренингов под руководством школьного психолога. |
Важнейшими видами отчетной документации по профориентационной работе на этой ступени являются согласованные с областным профцентром методической перофдиагностики а также сценарии, разработки психологических тренингов по развитию познавательных способностей учащихся будущих профессионально – важных качеств. |
Приложение № 2
Характеристика критериев сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению (Таблица № 1).
Критерии |
Показатели |
|
10 класс |
11 класс |
|
когнитивный |
Устойчивые познавательные интересы. Знание своих интересов, способностей. Знание общих профессионально волевых качеств, понятие о специальных профессионально волевых качествах. |
Знание предметной стороны профессиональной деятельности. Владение способами самодиагностики и саморазвития. |
Мотивационно-потребностный |
Мотивы личного благополучия в результате выбора данной профессии. переживание положительных эмоций и сознательное их возобновление при занятии определенной деятельностью. Социальное самоопределение. |
Понимание общественной значимости знаний и умений. Присутствие интереса к профессии в системе ценностных ориентаций. Потребность сделать определенную деятельность профессиональной, реализовать способности в деятельности. |
Деятельностно-практический |
Наличие достаточно активных усилий при возможности заняться определенной деятельностью. |
Большая интенсивность внимания, волевых усилий к преодолению трудностей. Самостоятельный поиск возможностей для деятельности, приближенной к реальной. |
Критерии и показатели результативности готовности школьников к профессиональному самоопределению (Таблица № 2).
Блоки стратегии профессионального самоопределения |
Критерии |
Показатели результативности |
Образование и самообразование |
когнитивный |
Знания о профессиях. Знания о привлекающей профессии (содержание, требования к человеку, потребность в ней рынка труда). Знания о своих профессионально важных качествах (самооценка способностей, индивидуальных качеств, умений: общетрудовых, специальных коммуникативных, организаторских, творческих). Знания о вариативных путях профессионального самоопределения (первоначальное решение, наличие ориентировочной программы действий, запасной вариант решения, самостоятельность мониторинга и коррекции). |
Самопознание |
Мотивационно-потребностный |
Положительно окрашенное отношение к профессиональной карьере (социальная значимость, престиж, материальная и личностная ценность). Адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения (самостоятельность, уверенность в себе, положительная «Я концепция», стремление к преодолению трудностей). Творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению. Оценочные суждения своих действий на разных этапах деятельности, оценка оригинальных вариантов решений, их достоинств и недостатков. |
Самореализация |
Деятельно-практический |
Способность к самореализации, пробе сил. Ориентация на творчество (креативность), творческое самовыражение, оригинальность, стремление к освоению новых технологий, способов деятельности. Способность найти профессионалов-консультантов, помощников (среди педагогов, психологов, родителей, знакомых, друзей и др.). Способность к самосовершенствованию (самоанализу, самообразованию, саморегуляции). |