Мультимедийные презентации как средство развития познавательной активности младших школьников
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы: мультимедийные презентации как средство развития познавательной активности младших школьников
1.1 Мультимедийные презентации
1.2 Познавательная активность младших школьников
1.3 Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций
Глава 2 Исследовательская работа по развитию познавательной активности младших школьников средствами мультимедийных презентаций
2.1 Методы использования мультимедийных презентаций
2.2 Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
2.3 Разработка урока с использованием мультимедийных презентаций, направленного на развитие познавательной активности
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 г.г. первой задачей указано «совершенствование содержания и технологий образования». Предполагается внедрение государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий [12].
Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Учреждения образования как носители культуры и знаний также не могут оставаться в стороне. И речь идет не только о включении уроков информатики в учебный план, но, в большей степени, об использовании информационных технологий (ИТ) учителем для повышения эффективности преподавания.
Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска [12].
Младшему школьнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
На современном этапе образования практически нет исследований по развитию познавательной активности младших школьников средствами ИТ, поэтому выбранная тема исследования актуальна.
Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью развития познавательной активности и практическим отсутствием методических пособий по применению ИТ для развития познавательной активности, что сдерживает процесс развития младших школьников.
Объект исследования: развитие познавательной активности младших школьников
Предмет исследования: мультимедийные презентации как средство развития познавательной активности младших школьников
Цель исследования: изучить литературу по данному вопросу, и разработать урок с использованием мультимедийной презентации, направленный на развитие познавательной активности.
Задачи исследования:
изучить литературу по данному вопросу
рассмотреть опыт работы по использованию мультимедийной презентаций
провести диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности
разработать урок с использованием мультимедийной презентации, направленный на развитие познавательной активности
Методы исследования:
аналитический метод изучения литературы
тестирование
обработка и интерпретация результатов
База исследования: МОУ средняя школа № 12, младшие школьники, ученики 2-го класса, в количестве 17 человек.
Глава 1 Теоретические основы: мультимедийные презентации как средство развития познавательной активности младших школьников
1.1 Мультимедийные презентации
Мультимедийные презентация – обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей рассказать младшим школьникам об окружающем мире [4].
В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Электронные слайды подобны обычным фотографическим, но издаются гораздо проще. Программа PowerPoint сама запрашивает всю необходимую текстовую и числовую информацию, а также предоставляет множество готовых вариантов дизайна и шаблонов содержания.
Процесс создания презентации в Microsoft PowerPoint состоит из таких действий, как:
выбор общего оформления;
добавление новых слайдов и их содержимого;
выбор разметки слайдов;
изменение при необходимости оформления слайдов;
изменение цветовой схемы;
применение различных шаблонов оформления;
создание таких эффектов, как эффекты анимации при демонстрации слайдов.
PowerPoint позволяет создавать презентации с очень большим количеством слайдов. Чтобы управлять этим огромным объемом информации, в программе Microsoft PowerPoint существуют три основных режима: обычный режим, режим сортировщика слайдов и показ слайдов [4].
Обычный режим — это основной режим редактирования, который используется для записи и разработки презентации. Этот режим позволяет упростить выполнение многих операций. Он имеет три рабочие области. Левая область содержит вкладки, позволяющие переходить от структуры текста слайда (вкладка Структура) к слайдам, отображаемым в виде эскизов (вкладка Слайды). Правая область — область слайдов, которая отображает крупный вид текущего слайда. Нижняя область — область заметок.
Режим сортировщика слайдов — это монопольное представление слайдов в форме эскиза. Демонстрирующий миниатюры всех слайдов, равномерно расположенные в окне просмотра. По окончании создания и редактирования презентации сортировщик слайдов дает общую картину презентации, облегчая изменение порядка слайдов, их добавление или удаление, а также просмотр эффектов перехода и анимации.
Показ слайдов занимает весь экран компьютера, как при реальной презентации. Презентация отображается во весь экран так, как она будет представлена аудитории. Можно посмотреть, как будут выглядеть рисунки, временные интервалы, фильмы, анимированные элементы и эффекты перехода будут выглядеть в реальном виде [4].
Добавлять новые слайды к презентации можно различными способами:
С помощью меню дайте команду Главная→Создать слайд;
С помощью комбинации клавиш [CTRL]+[M];
В режиме структура нажав клавишу [ENTER];
В области структуры вызовите контекстное меню правой кнопкой мыши и выберите Создать слайд.
Удаление слайда. В области Структура или Слайды в обычном режиме выделите слайды, которые требуется удалить. (Если требуется выделить слайды по порядку, щелкните их, удерживая клавишу [SHIFT]. Для произвольного выделения файлов удерживайте нажатой клавишу [CTRL].) на вкладке Главная выберите команду Удалить или нажмите кнопку [DELETE] [3].
Последовательность созданных слайдов можно легко изменять перетаскивая их с помощью мыши.
Для обеспечения единообразного оформления слайдов и сохранения особенностей стиля каждой презентации текст следует вводить в специальные рамки. В рамках для ввода текста находятся либо стандартный текст, либо подсказки, например, Заголовок слайда. Соответствующие подсказки программа помещает также в рамки, предназначенные для ввода рисунков и диаграмм.
PowerPoint содержит двенадцать стандартных цветовых схем. Таким образом, у вас существует возможность один и тот же шаблон оформления презентации представить двенадцатью различными способами. Причем сделать это можно как для одного, так и для всех слайдов презентации. Если ни одна из стандартных цветовых схем не подходит, можно создать свою.
Многие стандартные шаблоны содержат местозаполнители (рамки), которые предназначены для вставки рисунков, диаграмм, автофигур и других объектов. Все эти объекты повышают привлекательность презентации, но не стоит забывать и об аудитории – не заставляйте ее просматривать слишком много иллюстраций.
В презентацию могут быть добавлены музыка и звуковые эффекты. На слайде, в который добавлена музыка или звуковые эффекты, появляется значок, соответствующий звуковому файлу. Вы можете как будет запускаться музыка и какое время она должна звучать [3].
Фоновые видеофайлы в PowerPoint называются фильмами. Обычно фильм включает речь докладчика, который не может лично присутствовать на презентации. Фильм можно также использовать как пособие при обучении.
Презентация несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Младшему школьнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей [3].
Таким образом, мультимедийные презентация – обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей рассказать младшим школьникам об окружающем мире. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.
1.2 Познавательная активность младших школьников
Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность [10].
Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности [13].
Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
Естественное стремление школьников к познанию;
Положительное отношение к учебе;
Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;
Проявление воли в процессе овладения знаниями.
Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии [14].
Проблема развития познавательной активности младших школьников находится в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.
В содержании понятия «познавательная активность», можно выделить несколько направлений.
Познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность.
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Познавательная активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания [14].
Таким образом, познавательная активность – это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения.
1.3 Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций
Способы и условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника на уроках информатики [15]:
обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность;
исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;
обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;
стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;
на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;
занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения [15].
Всем этим условиям отвечают уроки информатики. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога.
Презентация несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Младшему школьнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей [12].
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие учителя отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
Осваивая детские электронные энциклопедии, младшие школьники активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, развивается познавательная активность, воображение и творческие способности.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка [12].
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Использование мультимедийных презентаций на уроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников [12].
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Применение мультимедийной презентации позволяет значительно повысить уровень познавательной активности младших школьников.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Поэтому уроки информатики в начальной школе вносят наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности детей [4].
Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Поэтому каждому учителю необходимо ставить перед собой следующие задачи:
закрепление интереса, с которым дети пришли в школу;
развитие и направление интереса к учению;
учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и его личного продвижения в процессе обучения и воспитания;
достижение высокого качества образования.
Известно, что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит прежде всего на уроке. Необходимо понимать, что от того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать, доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях [4].
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес на каждом этапе урока информатики, необходимо работать, на наш взгляд, в инновационном режиме, используя информационные технологии, что и является основным направлением модернизации образования. В этом огромную роль играет изучение курса информатики в начальных классах. Этот курс и вносит значимый вклад в развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования.
У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Этим тоже можно объяснить необходимость изучения основных понятий информатики в начальных классах [16].
Известно, что если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт наталкивает на мысль применять новые информационные технологии на любом уроке. Использование мультимедийных презентаций может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.
Грамотное использование компьютера решает проблему дефицита подвижной наглядности с помощью программы Power Point.
Использование мультимедийной презентации развивает внимание и память, воображение и мышление, что так необходимо для развития познавательной активности [].16
Возможности использования новых информационных технологий, зачастую не находят взаимопонимания в учительской среде. Одни не владеют новыми информационными технологиями и не представляют необъятных возможностей в плане рационализации учебной деятельности и стимулирования познавательной активности детей, другие ссылаются на отрицательное влияние компьютера на здоровье ребенка и т.д. Однако мультимедийные презентации создают большие возможности активизации учебно-познавательной деятельности в начальной школе [12].
Таким образом, применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Основные приемы, способствующие развитию познавательной активности младших школьников на уроках информатики: широкое применение игровых форм занятий, высокая автономность работы ученика за компьютером, активное использование мультимедийных средств, создание дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.
Глава 2 Исследовательская работа по развитию познавательной активности младших школьников средствами мультимедийных презентаций
2.1 Методы использования мультимедийных презентаций
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса [12].
При закреплении новой темы
Для проверки знаний Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану
Средство эмоциональной разгрузки. Во время проведения блочных уроков или длительных консультаций перед экзаменами - стоит включить видеозаставки экспериментов или мультфильмы при этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются новой энергией [12]. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.
Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога.
В учебной деятельности применение компьютера возможно в трех формах:
машина как тренажер,
машина как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем такие, которые машина может выполнить лучше, чем человек.
устройство, моделирующее определенную среду и действия специалистов в ней.
Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для закрепления ранее приобретенных навыков. Репетиторские системы лучше всего использовать при условии, что цели и задачи обучения четко определены. Имитационное учебное моделирование наиболее пригодно тогда, когда учебный материал не носит системного характера и его границы четко не определены [12].
При использовании мультимедийной презентации ее можно использовать в классно-урочной системе либо использовать новые модели ее применения.
Можно отметить метод проектов как наиболее перспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения.
Безусловно, метод проектов требует высочайшей квалификации учителя, творческого подхода к школьной программе, умения агрегировать знания по нескольким предметам и, конечно, организаторских способностей.
На наш взгляд наиболее прогрессивные возможности мультимедиа заключаются в использовании их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента познания. Информационные технологии позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе обучения независимо от преподавателя узнать новое.
Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для ученика так и для учителя. И в связи с этим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения [12].
Появляются возможности использования методического приема делай как я – речь идет о совместной деятельности учителя и ученика.
Или вариант презентация не доводится до конца, а предлагается ученику самому иллюстрировать текст.
Находят широкое применение игровые
методы обучения.
Мультимедийные
элементы создают дополнительные
психологические структуры, способствующие
восприятию и запоминанию материала,
например подведение итогов в каждой
презентации предваряется определенным
звуком или мелодией, настраивающими
обучаемого на определенный вид работы.
Наиболее эффективно использование комбинированных методов обучения.
На занятиях по информатике рекомендуется сочетать как традиционные формы обучения (беседа, лекция, самостоятельное изучение, групповое занятие с наглядным показом на компьютере), так и различные новые формы организации учебной деятельности (метод проектов, работа в малых группах, игровые методы, широкое использование индивидуализированных обучающих программ, обучающее тестирование).
Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны придти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.
2.2 Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательной активности» (Приложение А).
Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в Приложении А и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Критерии определения уровней познавательной активности представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Критерии определения уровней познавательной активности
Высокий уровень – творческий. |
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. |
Средний уровень – интерпретирующая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. |
Низкий уровень – воспроизводящая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?» |
Методика проводится фронтально – с группой учащихся. После раздачи бланков младшим школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем экспериментатор должен ответить на все задаваемые школьниками вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10–15 мин. Опросник состоит из 19 вопросов.
При обработке данных подсчитывались баллы и выводилось среднее значение для каждого младшего школьника в отдельности, затем выводилось среднее значение по испытуемому классу. Полученные результаты заносились в протокол. Обработка данных проводилась в программе Excel.
В Таблице 2 представлены результаты младших школьников по уровням познавательной активности, которые были распределены в соответствии со шкалой.
Таблица 2 – Результаты оценки познавательной активности младших школьников
№№ |
Имя, Ф. |
Средний балл |
Уровень усвоения знаний |
|
Диана Б. |
4,5 |
Высокий |
|
Ксения Г. |
3,5 |
Средний |
|
Маша Е. |
4,3 |
Высокий |
|
Ира Ф. |
4,3 |
Высокий |
|
Тимур К. |
2,5 |
Низкий |
|
Миша Г. |
3,3 |
Средний |
|
Саша Г. |
3,2 |
Средний |
|
Илья П. |
2,7 |
Низкий |
|
Валя З. |
3,2 |
Средний |
|
Дима К. |
2,6 |
Низкий |
|
Олеся К. |
4,4 |
Высокий |
|
Катя Р. |
3,4 |
Средний |
|
Юлия К. |
4,3 |
Высокий |
|
Витя Ф. |
3,1 |
Средний |
|
Коля Г. |
2,4 |
Низкий |
|
Лариса П. |
3,5 |
Средний |
|
Роман П. |
3,1 |
Средний |
Общий уровень по классу |
3,4 |
Средний |
По полученным результатам, отраженным в Таблице 2 средний балл оценки познавательной активности младших школьников составил 3,4 – это не высокий показатель.
Проанализируем по некоторым показателям познавательной активности младших школьников представляющие на наш взгляд наибольший интерес.
Так, первый показатель познавательной активности, «вывод из информации» умеет получить от главной мысли до конкретного завершения только 5(28,4%) младших школьников. Практически совсем не умеют делать выводы 3(17,6%), остальные 9 (52,9%) справляются с этим с трудом, средний балл по этому показателю познавательной активности – 3,3 балла, это показатель немного выше низкого.
«Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний» – всего 2(11,7%) младших школьников, 6(35,2%) – младших школьников периодически проявляют интерес к новым знаниям и остальные, больше половины младших школьников – 9(52,9) почти совсем не проявляют интереса к получению новых знаний, не из учебника.
В динамике уровень познавательной активности младших школьников испытуемого класса представлен на Рисунке 1.
Из Рисунка 1 видно, что такой показатель оценки познавательной активности, как «может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме» свойственен 3(17,6%). Владеют умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме – 4(23,5%) младших школьников, однако они не могут охватить большой объем информации и поэтому не могут в полном объеме использовать свои умения.
Овладевают материалом в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений в основном все младшие школьники. В случае изменения не испытывают трудности только 2(11,7%), остальные либо затрудняются, но потом овладевают материалом, совсем не понимает материал – 1(5,8%) младший школьник.
Рисунок 1 – Уровень познавательной активности младших школьников испытуемого класса
Из одной темы в другую легко переносят знания 3(17,6%) младших школьника, испытывают трудности 12(70,5%) – это больше половины класса, и совсем практически ни чего не усваивают и в связи с этим не понимают следующей темы – 2(11,7%) младших школьника.
И так, анализ оценки познавательной активности в испытуемом классе показал низкие результаты по отдельным показателям, хотя общий уровень познавательной активности в целом по классу средний.
2.3 Разработка урока с использованием мультимедийных презентаций направленный на развитие познавательной активности
Использование мультимедийных презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint [5].
На этапе разработки урока с использованием мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
Психологические особенности учащихся данного класса.
Цели и результаты обучения.
Структуру познавательного пространства.
Местоположение учащихся.
Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.
Цветовую гамму оформления учебного материала.
При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами [5].
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер [5].
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
Избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение.
Ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
Дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся.
Учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Сформулируем несколько основных принципов организации урока информатики для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока [5].
1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения. Для детей 5-10 лет игра преобладает над другими видами деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны.
2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.
3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером — основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.
4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер» [5].
5. Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
6. Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках информатики широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.
Активизация учебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом информатики, а с использованием компьютерных технологий. Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные с информатикой шансы стать любимым детьми [5].
Таким образом, перечисленные принципы организации уроков информатики в начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.
Учитывая все особенности организации уроков информатики нами был разработан урок с использованием мультимедийных презентаций направленный на развитие познавательной активности. Презентацию можно использовать при объяснении темы симметричные фигуры и оси симметрии во 2 классе. (Приложение В).
Заключение
В процессе теоретического изучения вопроса по развитию познавательной активности средствами мультимедийных презентаций были сделаны следующие выводы:
мультимедийные презентация – обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей рассказать младшим школьникам об окружающем мире. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов;
познавательная активность – это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Основные приемы, способствующие развитию познавательной активности младших школьников на уроках информатики: широкое применение игровых форм занятий, высокая автономность работы ученика за компьютером, активное использование мультимедийных средств, создание дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.
на смену традиционным технологиям обучения должны придти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих технологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и организовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.
анализ оценки познавательной активности в испытуемом классе показал низкие результаты по отдельным показателям, хотя общий уровень познавательной активности в целом по классу средний;
принципы организации уроков информатики в начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.
Учитывая все особенности организации уроков информатики нами был разработан урок с использованием мультимедийных презентаций направленный на развитие познавательной активности. Презентацию можно использовать при объяснении темы симметричные фигуры и оси симметрии во 2 классе.
Список литературы
Бабанский Ю.К. активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 2003, с. 560
Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение,2003, с. 86
Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники . / А.Г. Гейн – М.: Просвещение, 2003. – 254 г.
Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения / А.И. Гусева – М.: Диалог – МИФИ, 2001. – 156 с.
«Незаметки» Сидорова // Информатика – 2001 - № 13
Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint (+ CD)/под. ред. Житковой О.А. и Кудрявцевой Е.К. - М.: Интеллект-Центр. 2003 – 80 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 2006, с. 89
Зубков Т.И. Формирование познавательной активности учащихся нач. кл. - Дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003
Корриган Д. Компьютерная графика / Корриган Д – М.: Энтроп, 2005 – 185
Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. Педагогика, -
2009, №5 с.10-14Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познават. актив. школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 2005
Нужина Е. В. Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника [Электронный ресурс] – http://www.openclass.ru/
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. - М., 2003, с. 93
Тельнова Ж.Н. Развитие познават. акт. детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., Педагогика, 2003, с. 208
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. -М., Просвещение, 2005, с. 160
Приложение А
Методика «Оценка уровня познавательной активности»
Показатели |
||
|
Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения |
|
|
Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия. |
|
|
Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей. |
|
|
Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации. |
|
|
Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы. |
|
|
Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний |
|
|
Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям. |
|
|
Содержательно высказывает свою мысль, идею. |
|
|
Легко генерирует идеи. |
|
|
Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи. |
|
|
В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения. |
|
|
Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении. |
|
|
Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. |
|
|
Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. |
|
|
Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей. |
|
|
Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности. |
|
|
Видит пути совершенствования. |
|
|
Может проявить собственное отношение к фактам. |
|
|
Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую. |
Оценку познавательной активности дает учитель по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в таблицу.
Имя, Ф. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
Ср. |
Обработка результатов:
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Приложение Б
Протокол определения уровня познавательной активности до эксперимента
№ |
Имя. Ф. |
Вопросы |
Ср.б |
Уровень |
||||||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|||
1 |
Диана Б. |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,5 |
Высокий |
2 |
Ксения Г. |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3,5 |
Средний |
3 |
Маша Е. |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4,3 |
Высокий |
4 |
Ира Ф. |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4,3 |
Высокий |
5 |
Тимур К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,5 |
Низкий |
6 |
Миша Г. |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3,3 |
Средний |
7 |
Саша Г. |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3,2 |
Средний |
8 |
Илья П. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,7 |
Низкий |
9 |
Валя З. |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,2 |
Средний |
10 |
Дима К. |
1 |
4 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
3 |
2,6 |
Низкий |
11 |
Олеся К. |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,4 |
Высокий |
12 |
Катя Р. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,4 |
Средний |
13 |
Юлия К. |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4,3 |
Высокий |
14 |
Витя Ф. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3,1 |
Средний |
15 |
Коля Г. |
1 |
4 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2,4 |
Низкий |
16 |
Лариса П. |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3,5 |
Средний |
17 |
Роман П. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,1 |
Средний |
Средний балл познавательной активности по группе |
3,4 |
Средний |