Методика патриотического воспитания в начальной школе

Содержание

Введение

Глава1.Педагогические основы патриотического воспитания

1.1.Задачи и принципы патриотического воспитания

1.2. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Глава 2. Методика патриотического воспитания в начальной школе

Заключение

Литература

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формиро­вание у учащихся любви к своей Родине Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь­ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди­ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос­тойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время школьное патриотиче­ское воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути раз­вития России, отсутствие общей государственной, так ска­зать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотиз­ма затруднено отсутствием методической литературы, в ко­торых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоя­тельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежден­ных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». По мере взросления у школьников, как отмечают уче­ные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн), требующий реали­зации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы под­растающего организма могут найти свое применение в при­мыкании к антиобщественным организациям, поток кото­рых год от года растет.

Поэтому тема и является актуальной.

Цель данной работы —выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.

Задачи:

- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;

- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;

- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников.

Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию младших школьников.

Гипотеза исследования: если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

— повысить уровень развития школьников;

— обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

— повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране

Методы исследования:

-изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью школьников; беседа

- Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава1.Педагогические основы патриотического воспитания

1.1.Задачи и принципы патриотического воспитания

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указы­вает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности мно­гонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Со­юза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные пере­ходом из одной экономической форма­ции в другую, привели к деградации сло­жившейся прежде системы патриотиче­ского и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безы­дейность, эгоцентризм, цинизм, агрессив­ность, нравственный релятивизм. Вызы­вает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется вер­ность родине, уважение к государствен­ному флагу и гербу.

В условиях социальной нестабильно­сти и отсутствия действенных идеологи­ческих установок оказалось весьма слож­ным разработать концепцию, которая бы позволила педагогам определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества необходимо v него формировать. В результате распростране­ние получили различные воззрения наци­оналистического, шовинистического и даже фашистского толка с неадекватным толкованием понятий "Отечество", "граж­данство", "патриотизм", "интернациона­лизм", "национализм", "шовинизм", "фа­шизм", "сионизм", "антисемитизм", "космо­политизм" и т.д. В столь опасной ситуа­ции происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового — российского патриотизма, в котором дол­жны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив разви­тия социума в обозримом будущем.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин говорит о том, что даже само слово "патриотизм" "подчас ис­пользуется в ироническом или даже руга­тельном смысле. Однако для большин­ства россиян оно сохранило свое перво­начальное, полностью позитивное значе­ние. Это чувство гордости своим Отече­ством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кич­ливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы на­рода. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоин­ство, мы потеряем себя как народ, спо­собный на великие свершения" (Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 30.12.1999).[10,6]

В последнее время в обществе все бо­лее широко осознается пагубность для бу­дущего России нравственной деградации, слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, обще­ственных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание яв­ляется важным средством формирования гражданского общества, укрепления един­ства и целостности Российской Федера­ции. Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к пробле­мам патриотического воспитания стала разработка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы" (утверждена Постановлением Пра­вительства РФ от 16 февраля 2001 г., № 122).

В реализации этой программы огром­ное значение имеет раскрытие сущности цели, задач и принципов воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы на­родов. Рассмотрим ключевые понятия.

Как говорится в учебниках по политологии, Российский патриотизм — это отноше­ние граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отноше­ние к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому ис­торическому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоин­ств); культурам, традициям, соотечествен­никам[7,102].

Дружба народов Российской Федерации -это взаимоотношения наций, народно­стей, основанные на идеях гуманизма, де­мократии и добрососедства. Она пред­ставляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных от­ношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласо­ванных созидательных действий, направ­ленных на достижение единых целей[7,108].

Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве на­циональное (присущее отдельным наро­дам) и гражданско-патриотическое (прису­щее всей федерации) сочетаются как об­щее и особенное. Патриотизм в этих усло­виях не разъединяет и не обособляет на­ции страны, а сближает их, объединяет.

Российский патриотизм не противопо­ставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубеж­ных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина со­четается с его чувством малой родины. родной республики, области или нацио­нального округа.

В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской иде­ей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стер­жень, как смысл жизни, В российском пат­риотизме должно также сочетаться лич­ное, присущее каждому гражданину (неза­висимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связан­ное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

Политологи отмечают, что цели образования и воспитания в мно­гонациональном государстве формируют­ся в соответствии с интересами этноконфессионального состава населения, харак­тером взаимоотношений народов и наци­онально-территориальных образований, входящих в федерацию. Эти цели, есте­ственно, отражают уровень развития об­щества. При этом важно заметить, что свободное от диктата общество способно выдвигать реально достижимые цели, если оно пришло к пониманию того, что только хорошо осознанные перспективы намеченного дают педагогам верное на­правление, помогают им добиться успе­хов[9,81].

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессио­нальных стран мира, важнейшая цель воспи­тания и образования — это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимос­ти. Определенная государством общая цель — воспитание культуры межнацио­нального общения — дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными органи­зациями) конкретных задач. Обусловлен­ные общей целью задачи призваны учиты­вать потребности развития многонацио­нального, многоконфессионального обще­ства и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.

Задачи воспитания вытекают не толь­ко из общей цели, определяемой сущнос­тью общественного строя многонацио­нального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руко­водствуясь этим характерным для много­национальных государств исходным поло­жением, основываясь на анализе взаимо­отношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреп­лению общего федеративного Отечества, мы определили следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них: любви к Отечеству — Российской Феде­рации и ее многонациональному народу; российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (го­товность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или нацио­нальному округу); уважительного отношения ко всем на­родам Российской Федерации, к их исто­рии, традициям, языкам, культурам, нацио­нальной чести и достоинству; любви к родному языку, культуре и ис­тории своего народа; уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становле­нии и развитии российской государствен­ности; уважения к русскому языку как важней­шему средству межнационального обще­ния и взаимосближения народов России и СНГ; дружеского отношения к народам СНГ, формирование чувства принадлежности к Содружеству Независимых Государств;

уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполага­ет формирование правового сознания и правовой культуры;

глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;

уважения к правам и свободам челове­ка и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхож­дения, имущественного и должностного положения, места жительства и отноше­ния к религии;

глубокого уважения к общечеловече­ским ценностям, общечеловеческой циви­лизации (мир, безопасность, свобода, воз­можность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманиз­ма, обеспечение прав и свобод лично­сти);

уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровожде­ние этой работы разъяснением безуслов­ного права всех народов на свободное пользование родным языком;

уважения к национальному достоин­ству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;

уважительного отношения к нацио­нальной и конфессиональной принадлеж­ности человека, к этнокультурным и рели­гиозным запросам людей;

непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шови­низма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или рели­гиозной исключительности;

веротерпимости и уважения религиоз­ных чувств людей;

уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским госу­дарством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания,обра­зование носит светский характер.

Итак, мы рассмотрели цель и задачи патриотического воспитания граждан. Перейдем к рассмотрению соответствую­щих принципов, каковыми, как известно, в педагогике принято считать вытекаю­щие из цели воспитания и установленных наукой теоретических положений осново­полагающие, фундаментальные идеи, ис­ходные положения и системы требова­ний, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспита­тельного процесса. В принципах воспита­ния выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспи­тательной работы.

При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами вос­питания. Он призван учитывать как при­роду самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействи­ем которых протекает процесс социализа­ции молодого поколения.

Органы власти и общественность при­званы, руководствуясь принципами госу­дарственной национальной политики, ре­гулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную родину. Такое регулирование осуществляет­ся на уровне этнических общностей и на­ционально-территориальных образований.

Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских вза­имоотношений народов России (на психо­логическом, межличностном уровнях) че­рез воспитание у граждан чувств россий­ского патриотизма, дружбы народов и ве­ротерпимости.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание об­разования и воспитания при обязатель­ном условии общественного и государ­ственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, об­щественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию[4,89]. К прин­ципам патриотического воспитания мы относим направленность воспитания на:

укрепление единства и целостности Российской Федерации;

учет в воспитании особенностей раз­личных категорий населения (дошкольни­ков, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работни­ков госучреждений, военнослужащих, жи­телей городов и сел);

сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений наро­дов России, их сплочение в едином феде­ративном государстве;

содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Фе­дерации;

содействие мирному разрешению ме­жэтнических противоречий и конфликтов;

развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;

обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

укрепление положительного во взаимо­отношениях народов и религиозных кон­фессий страны;

гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

сочетание в воспитании национально­го, гражданско-патриотического и обще­человеческого;

обеспечение взаимопонимания и со­трудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;

формирование у каждого нового поко­ления национального самосознания, от­крытого для восприятия ценностей дру­гих народов;

предотвращение межнациональных конфликтов;

учет в воспитании религиозных и кон­фессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса ве­роисповеданий; сотрудничество с тради­ционными религиями в воспитании чув­ства уважения и доверия между народами, веротерпимости;

распространение объективной инфор­мации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного един­ства, межнационального мира, сотрудни­чества и взаимопомощи;

учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных народов и на­циональных меньшинств страны по сохра­нению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;

сохранение самобытной культуры, язы­ков, традиций и среды обитания корен­ных малочисленных народов Севера, Си­бири и Дальнего Востока;

учет в воспитании этнополитической ситуации Северного Кавказа, его историко-культурной специфики, особого геопо­литического положения и последствий вооруженных конфликтов;

защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-куль­турных особенностей;

овладение русским языком — сред­ством межнационального общения и взаи­мосближения народов России и СНГ;

обеспечение культурного взаимодействия Российской Федерации и стран СНГ в рамках общеевразийского этнокультурно­го пространства.

1.2. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Еще совсем недавно можно было сказать только «военно-пат­риотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Демилитаризация школы, кото­рая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учеб­ных планов курс начальной военной подготовки, обязательные «Зарницы» и «Орлята», хотя и сохранила в лексике учителей и администрации «вооружение знаниями».

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозмож­но осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в об­щеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он дол­жен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сер­дце любовь. Любовь, которую мы не только чувствуем, но и как бы слышим и в словах М. Шолохова, и в прозаическом стихот­ворении Федора Крюкова «Родимый край»: Родимый край... Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.

Чуть тает тихий свет зари, звенит сверчок под лавкой в уголке, из серебра узор чеканит в окошке месяц молодой... Укропом пахнет с огорода... Родимый край...

Кресты родных моих могил, и над левадой дым кизечный, и пятна белых куреней в зеленой раме рощ вербовых, зерно с буреющей соломой и журавель, застывший в думе, - волнует сердце мне сильней всех дивных стран за дальними морями, где красота природы и искусство создали мир очарований. Тебя люблю, родимый край.

Напев протяжный песен старины, тоска и удаль, красота разлуки и грусть безбрежная — щемят мне сердце сладкой бо­лью печали, невыразимо близкой и родной.

Молчание мудрое седых курганов и в небе клекот сизого орла, в жемчужном мареве виденья зипунных рыцарей бы­лых, поливших кровью молодецкой, усеявших казацкими ко­стями простор зеленый и родной... Не ты ли это, Родимый край?

Во дни безвременья, в годину смутную развала и паденья духа я, ненавидя и любя, слезами горькими оплакивал Тебя, мой Край Родной...»[8,59]

Это произведение, созданное в 1918 г. (приведено в сокращении), не утратило своей свежести и актуальности и в наши дни.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, стано­вятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на ка­ком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место — город или хутор — несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Ма­лая Родина.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического вос­питания учащихся должно быть познание и осознание ими сво­ей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начи­нается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение — это со­вокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об от­дельных местностях или в целом страны, это всестороннее изу­чение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами»[4,102]...

«Краеведение — это прежде всего краелюбие», — напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России из­бранный его председателем профессор С.О. Шмидт. [15]«Самый мас­совый вид науки», — говорил о краеведении академик Д.С. Ли­хачев.[8,61] Высокая наука смыкается здесь с массами. Не только фигурально, но и буквально. Ведь краеведческий клуб — един­ственное, пожалуй, место, где седовласый профессор может об­суждать общую проблему с молодым учителем или школьником из далекого хутора[4,63].

Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить.

. Ведь без комплекс­ного, всестороннего изучения родного края (чем занимается крае­ведение) невозможно формирование человека культуры.

И как не вспомнить здесь слова Виталия Закруткина:

«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впер­вые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родно­го языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, непод­купная любовь?»[5,71]

Родина без нас обойтись может, мы же без нее — ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок[12,104]. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краевед­ческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение изучает климатические особен­ности местности и их динамику, лесные и степные массивы, хол­мы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульпту­ра, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусст­во танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население

В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем твор­честве ту или иную местность.

Основными источниками краеведческой информации являются:

• периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);

• художественная литература (но нужно помнить, что н( каждый писатель-художник достоверно отражает дей­ствительность);

архивные фонды;

фонды музеев;

всякого рода планы и карты;

материальные следы культуры (произведения скульпту­ры, живописи, архитектуры);

• материалы статистики;

• устные свидетельства старожилов. Основные принципы краеведческой работы:

• системный подход;

• предельная достоверность фактов;

• синхронность отдельных направлений поиска (например искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).

Формы краеведческой работы — урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Внеурочная краеведческая работа — это поисковые экспеди­ции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематичес­кие вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Конечным результатом серьезной краеведческой работы яв­ляется школьный музей.

Хорошо, когда школьная поисковая краеведческая работа согласуется с работой местных государственных музеев или осу­ществляется под их патронажем. В этом случае успех обеспе­чен. К примеру, поисковые экспедиции школьников г. Таганро­га многое дали литературному музею А.П. Чехова; школьники г. Ростова под руководством учителя истории, выполнившие раскопки обломков свыше 10 погибших самолетов, множество материалов передали в областной краеведческий музей; госу­дарственный музей «Почтовая станция» в г. Аксае начинался со скромного музея одной из школ города.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если отностесь к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Только после хорошей методической подготовки можно по­дойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдель­ных задач, конечно же, зависят от возрастной группы..

Для того чтобы младшие школьники смогли в полной мере почувствовать особенности школы, проникнуться ее тради­циями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.

В книге Ш. А. Амонашвили «В школе — с шести лет» автор называет ряд свойств , имеющих особое значение для эффективной организации учебно-воспитательной работы с ними в условиях школы. К этим свойствам относятся: недостаточность социально-нравственного опыта; преобладание актуальных по­требностей и импульсивной активности; стремление к игровой деятельности[1,79].

Попробуем проследить на примерах работы многих школ, как решаются задачи военно-патриотического воспитания младших школьников с учетом особенностей этого возраста, что можно сделать в целях становления защитника Родины в процессе учебно-воспитательной работы.

Многие учителя с первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осозна­нию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь актив­ная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могу­щество.

Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, учителя со­ставляют списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается на внеклассных занятиях, например: «Володька—партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Штурм рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, и др.

В ряде школ умело используется чтение художественных про­изведений, посвященных юным героям. Нам кажется, что с огромным интересом будут читать третьеклассники «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара.и др., к сожалению, забытые сейчас книги. На встречу с ребятами обязательно необходимо приглашать ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими факта­ми героизма советских воинов, с героическими поступками де­тей — пионеров и школьников. Потом можно проводить военно – патриотические игры, которые тоже забыты, можно возродить тимуровскую работу , оказывая постоянную помощь ветеранам войны и не только в дни праздников.

Представляют интерес уроки мужества, проводимые в началь­ных классах.. Для участия в них в школу прибывают ветераны Великой Отечественной войны. Далее можно а проводить смотр войск Каждый класс имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов.. Су­действо организуют старшеклассники. Почетное жюри — ветера­ны.. Таким образом, смотр войск фактически открывают уроки мужест­ва, преломляя преемственность поколений в военно-патриотиче­ской деятельности школьников.

Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники могут участвовать в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных классов школы под руководством учителей .делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь—гото­вить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

В школах целесообразно проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музы­ки гимна РФ(такую работу в доступной форме вполне можно начать в младших классах); конкретно для младших школьников можно было бы посове­товать темы: «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ».

Таким образом, военно-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, при­чем таких, которые предполагают включение учащихся в непо­средственную военно-патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности военно-пат­риотического воспитания младших школьников — своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.

Но не патриотическое воспитание можно проводить и на уроке. Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспи­тательной работы с учащимися. Именно на уроках должен за­кладываться фундамент патриотического сознания, патриотиче­ских чувств и поведения гражданина — строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитатель­ной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допу­щенные в деле воспитания на уроке.

Так что все за то, чтобы вначале, пойти именно на уроки — с учетом их важности и того парадоксального обстоятельства, что наиболее важное звено системы военно-патриотического воспита­ния—урок—не получило должного раскрытия в работах специа­листов.

Дисциплинированность как одно из важ­нейших качеств, необходимых для успешного выполнения воин­ского долга формируется именно на уроке.

Когда и где в школе формируется высокая дисциплинирован­ность — на уроках или в процессе внеклассной работы, в началь­ных, средних или старших классах? Ответить можно однозначно: и на уроках, и вне их, с первой минуты обучения в школе и до последней. Но, называя вещи своими именами, признаем: форми­рование дисциплинированности в таком диапазоне времени и про­странства возможно лишь в тех школах, где есть коллектив учи­телей-воспитателей — единомышленников. А что является пока­зателем, лакмусовой бумажкой наличия такого коллектива (т. е. настоящего, а не только по штату) в школе? Единство требова­нии учителей к учащимся — в большом и малом, на уроке и вне урока и т. д.

Поэтому, если не будет достигнуто единство требований учи­телей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержа­ние учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, приви­вает высокую культуру труда прежде всего сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мело­чей, все — «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт де­журного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.

Чисто ли в школе? Един ли стиль оформления вестибюля, актового зала, лестниц и т. д.? Все ли уроки начинаются и закан­чиваются строго по звонку? Каждый ли учитель умеет выслушать ученика до конца, не позволит себе кричать на своего воспитан­ника, делать замечания в оскорбительной, унижающей достоин­ство ребенка форме? Все эти и многие другие вопросы — состав­ные части одного большого вопроса: есть ли настоящая школа?

Единство требований учителей в области военно-патриотиче­ского воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Чет­кий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных заня­тий является важным, эффективным фактором воспитания дис­циплинированности у учащихся.

Правильный режим определяет деловитость коллектива, чет­кость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспи­танникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоцио­нальную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.

Значимость дисциплинированности велика для носителей лю­бой профессии. Оче­видно и другое: без высокой дисциплинированности нет и не может быть воина, как не может быть и армии без дисциплины наи­высшего порядка. Именно дисциплинированность — представляет собой не только непременную предпосылку, орудие решения задач, но и устойчивый сплав морально-политических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых особенностей чело­века. Вот почему есть необходимость использовать в практике средней школы, и в частности в организации четкого режима школьных занятий.

Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить обще­образовательные и воспитательные задачи, в том числе военно-патриотического воспитания.

Видимо, есть необходимость обратить внимание учителей средней школы на важность строгого и четкого режима учебных и внеучебных занятий. В заключение разговора о распорядке школьной жизни заме­тим, что внимание, уделенное в нашей работе этому вопросу, объ­ективно оправданно. Во-первых, адрес у разговора достаточ­но широкий: вся школа, все учителя, организация работы на уроках и во внеурочное время. А во-вторых, согласимся с тем, что распорядок школьной жизни — неотъемлемая составная часть воспитывающей атмосферы, создаваемой усилиями всех учителей и учащихся.

Глава 2. Методика патриотического воспитания в начальной школе

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой[4,81].

Учите­ля, неоправданно отодвинули на второй план проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народно­му творчеству и искусству

Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную те­матику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лек­сику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искус­ства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта ра­бота осуществлялась на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.

Была разработана автор­ская программа учителя русского языка и литературы из г. Кирова Н.В.Черных «Рус­ская традиционная культура»[8,30]. Где обязательно несколько уроков посвя­щены малой Родине. Их цель: раскрыть де­тям смысл понятия «малая Родина». Разо­браться, почему Родина дороже всего?

На уроках звучат про­изведения М.И.Глинки, П.И.Чайковско­го, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народные пес­ни, стихи о России, о Вятском крае. За­тем углубляется и расширяется работа по рус­ской тематике. Учащиеся встречаются с народными мастерами. Уроки проводятся в занимательной игровой форме. В содер­жание уроков включается больше исторического материала. Обязательно учащиеся знакомятся с традициями, обря­дами, преданиями своего народа( ведь каждая нация, богата своими национальными особенностями) рас­сказывается о древних русских городах, о своем родном городе . Во внеуроч­ное время проводятся различные праздники и экскурсии. Например, «Праздник русской матрешки».или «Русский лес» Дети побывали на экс­курсии по городу, в музеях, мастерских городов

Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можно пригласить пи­сателей, работни­ков музеев Совместно с мастерами провести занятия, где школьники познакомится и поучится изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из глины.

Основываясь на программе Н.В.Черных, можно проводить урок необычный на первый взгляд. «Родная сторона». Уро­ку всегда предшествует прогулка по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением открывали для себя заново кра­соту этих домов. После экскурсии они увле­ченно работают над созданием образа дома. Кто-то сделал его из бумаги, кто-то нарисо­вал, и получилась красивая улица, которая на­долго останется в детской памяти.

В работе необходимо исполь­зовать взаимодействие трех видов искусст­ва — слова, живописи, музыки, где показы­вается, как одно и то же явление изобража­ют разных дел мастера.

Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что : учащиеся с интересом будут изу­чать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повы­шается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В последнее время в СМИ прочно укоренилась незаслуженно уничижительная, по любому поводу, формулировка «возрождение России». Однако задумаемся: Россия по-прежнему остается уникальным природным комплексом, единственной в мире страной, в недрах которой присутствует вся таблица Менделеева, так что заявления об «умирании России» выглядя мягко о говоря, преждевременными.

Другое дело — забота о доставшихся нам природных сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению природных ресурсов .

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

Но символами России являются не только белая березонька да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются еще немало чудесных черт - от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.

Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции, скажем, такого искусства, как вологодское кружево. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно.

И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятиях. Например:

Русский лес

Участвуют: Ведущая, дети в костюмах, изображающих растения русского леса, — Шиповник, Одуванчик, Сосна, Брус­ника, Голубика, Иван-чай, а также Врач, вокальный и танце­вальный ансамбли.

Предварительная подготовка: готовятся музыкальные за­ставки, разучиваются монтажи, песни и танцы. Для оформ­ления аудитории можно использовать репродукции с картин известных художников , изображения лесных растений, размноженные плакаты с рецептами полезных приготовлений и лесных даров

Н сцене вокальный ансамбль, исполняющий песню «Русский лес» (муз. и сл. М. А. Давыдовой).

Ансамбль (поет).

Лес, русский лес, сосны, ели, осины, березы,

Лес, русский лес, зимний вечер и летние грозы,

Лес, русский лес, полон тайны и полон прекрасных

чудес.

Лес, русский лес, русский лес.

Лес, русский лес, встал стеной за Россию когда-то

, Лес, русский лес, страшен был иноземным солдатам.

Лес, русский лес, вечно радуй людей и расти до небес.

Лес, русский лес, русский лес.

Ансамбль уходит. Появляется Ведущая.

Ведущая. Русский лес, без сомнения, достоин восхи­щения. Леса вообще играют большую роль в сохранении вла­ги на земле, регулируют сток воды в реки. Нещадное выруба­ние лесов влечет за собой увеличение влаги в почве, возрас­тание уровня воды в местных речках во время половодья и большую вероятность наводнений. Представьте себе, дожде­вая вода беспрепятственно поступает в реки, обрушиваясь в их речные долины и опустошая все, что попадается на пути. Из всех стран Европы больше всех богата лесами Россия. В Западной Европе в результате бесхозяйственной вырубки ле­сов к началу XXI века, увы, лесных массивов сохранилось ничтожно мало. Жители Германии, Италии, Франции, Бель­гии забыли, что такое обыкновенные лесные грибы. Теперь они лакомятся лишь грибами-шампиньонами, выращенны­ми в теплицах. Но ведь лесные грибы куда вкуснее.

Недаром русские люди любят чаще всего во время отдыха отправляться не на загородные курорты, а, догадайтесь, куда? Правильно, в близлежащие леса и рощи. Ведь здесь можно целый день провести с пользой для здоровья. А кроме того, можно сделать полезные запасы на зиму и унести отсюда не только грибы, цветы да ягоды, но и незабываемые впечатле­ния, которые потом станут основой долгих приятных вос­поминаний.

Появляется Врач.

Врач. Добрый день. Я слышу, вы рассуждаете о пользе лесов? Можно мне тоже принять участие в вашем разговоре?

Ведущая. Здравствуйте. Конечно, можно, только пред­ставьтесь, пожалуйста. Хотя я догадываюсь по вашему бело­му халату, что вы — врач.

Врач. Совершенно верно. Можно я присоединюсь к ва­шей беседе? Ведь лес и в самом деле великое благо для всех нас. Лесной воздух целебный. В нем мало микробов и много полезных микроэлементов. Поэтому санатории для больных людей и дома отдыха всегда возводят возле лесных массивов. Давайте вспомним, какие вы знаете полезные екарственные растения, произрастающие в лесах.

Дети отвечают.

Посмотрите, на наших стенах есть рецепты, где указано, как правильно использовать то или иное растение и что из него можно приготовить.

Ведущая. Пусть сегодня в нашем разговоре о лесе при­мут участие сами лекарственные растения, и пусть каждый из них сам немного расскажет о себе.

Появляются д е т и в костюмах лесных лекарствен­ных растений. Каждый из них рассказывает о себе.

Ведущая.А вот и наши гости. Уважаемый Врач, вы их представите?

В р а ч. Я думаю, ребята сейчас сами назовут имя каждого из них. Ребята, вслушайтесь в загадку, которую вам загадает каждый из гостей, и ответьте на нее.

Шиповник.

Витаминное варенье

Сварим всем на удивленье.

Меня зовут шиповник, у меня нарядные ярко-розовые цветы и острые шипы для защиты. Мои ягоды — чемпионы среди растений по количеству вита­мина С. Но мало кто знает, что можно использовать не толь­ко мои ягоды, отвар которых пьют при боли в желудке или нехватке витаминов, но и мои цветы. Когда они начинают расцветать весной, то их розовые лепестки заваривают и при­нимают от простуды, а если их сварить в сахарном сиропе, то получится вкусное варенье из розовых лепестков.

Одуванчик.

Я — всем хорошо известное растение.

Летом желтый я, как солнце.

Отцвету — сменю я цвет.

И увидите в оконце,

Что в другое я одет.

Белый, как зимою зайчик,

Ваш веселый...

(Одуванчик).

Мои цветы одними из первых появляются весной, а когда созревают, то рассыпаются веселыми парашютиками. Лис­точки одуванчика тоже используют при простуде. А если набрать несколько пригоршней моих зрелых, ярко-желтых цветков, добавить к ним нарезанный с кожицей лимон и сварить с сахаром, то также получится вкусное варенье. Сосна.

Дерево вечнозеленое,

Солнцем оно закаленное.

И зимою не до сна.

На горе растет...

(Сосна).

Отвары из сосновых иголок успокаивают нервную систему, помогают при гриппе и ангине. Из молодых сосновых ши­шек можно сварить отменное лакомство. Сначала их надо очистить, на минуту залить кипятком, чтобы размягчить, а затем сварить в густом сиропе. Брусника.

Хороша красавица!

Ягода всем нравится.

Лишь под снегом очень дико

Видеть ягоду...

Да, ведь даже зимой из-под снега можно выкопать ярко-крас­ные ягодки брусники. Ох, и вкусна моя ягода, замоченная в сахарном сиропе. Отвар листа брусники используют, если у человека болят почки, а также при носовом кровотечении.

Голубика.

Я — скромная лесная ягода. На поляне дружно в ряд Ягоды мои глядят. Из-под листьев, посмотри-ка, Показалась... {Голубика).

Да я — голубика. Отвар моих листьев помогает при сердеч­ных болезнях. Иван-чай.

Пчелы вьются взад-вперед — Собирают сладкий мед. Перед нами невзначай Появился... {Иван-чай).

Да, мое имя — иван-чай. Люди научились использовать все, что вырастает весной на моем корне. Листья иван-чая едят как салат, из стеблей варят суп, корни отваривают, и они могут по сытности и числу калорий заменить мясо. А еще можно все растение иван-чая высушить, смолоть его в муку и испечь из нее хлеб. Про цветки моего растения я уже не говорю: по ним мне дано название — иван-чай, значит, их можно заваривать и пить как вкусный и полезный напиток.

Ведущая. Прекрасно, мы вам очень рады, дорогие ле­карственные растения. А как вы считаете, ребята, о каком дереве чаще всего вспоминают, если хотят рассказать о Рос­сии? Послушайте загадку о нем:

И не девица, а красавица, Всем полюбится, всем понравится, Черно-белое на ней платьице, О кудрях ее слава катится.

Дети отвечают: «Береза».

Верно, это загадки о березе. Даже одна из самых популярных русских народных песен воспевает березу, помните, «Во поле береза стояла».

Исполняется хороводная песня «Во поле береза стояла».

Русский лес не только доктор и утешитель. Он — защит­ник. Ведь только в лесу человек может найти себе все необ­ходимое для жизни — деревья, чтобы построить жилище, растения и дичь — для пищи, а из меха лесных обитателей человек может сшить себе теплые шубы. А еще совершенно необычную роль взял на себя русский лес в годы тяжелых испытаний нашей Родины. Помните, на уроках музыки вы слушали песню о русском лесе, который стал защитой и охраной для бойцов-партизан, освобождавших свою Роди­ну — Россию — от немецко-фашистских захватчиков. Эта песня так и называется «Шумел сурово Брянский лес». Вот ее начало:

Шумел сурово Брянский лес.

Спускались серые туманы,

И сосны слышали окрест, как шли,

Как шли на битву партизаны. Давайте еще раз послушаем эту песню. Обратите внимание на то, как будет звучать песня: она начинается тихо, как будто мы видим в предрассветном тумане густой лес и партизан, отправляющихся на битву с врагом. А в середине песня зву­чит громко — музыка здесь рисует картину самого боя. Окон­чание песни — снова тихое, бой окончился победой, и снова мы видим лишь русский лес, укрывающий в своем сердце своих защитников.

Звучит начало песни «Шумел сурово Брянский лес» С. Каца.

В тяжелые годы военных испытаний русский лес стал род­ным домом для тех, кто не сдался врагу, а бесстрашно сра­жался за свою Родину, своих близких, за будущее своей стра­ны. А теперь давайте вспомним еще одно дерево, его нередко называют символом России, когда хотят подчеркнуть ее не­сгибаемость, богатырскую силу. О чем моя загадка:

У долины, по-над кручей

Богатырь стоит могучий,

Гром и ветры не страшны,

Желуди на нем видны.

Дети отвечают: «Дуб».

Верно, это дуб. Это дерево воспето в русской народной песне «Среди долины ровныя», где дуб сравнивается с богатырем, стоящим на часах. В русском лесу есть немало деревьев, вспо­миная которые хочется запеть песни. Давайте вспомним на­звания песен о лесных растениях («Ой, цветет калина», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Клен кудрявый, лист рез­ной» и др.). А одним из самых популярных русских растений стала, конечно, калина. Во всем мире знают напев народной песни «Калинка».

Исполняется перепляс под мелодию «Калинки».

Вот этой известной мелодией мы и завершим сегодня наш раз­говор о русском лесе — его красоте, пользе и музыкальности.

Воспитательная работа на уроках даст замет­ные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей и если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

Заключение

Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патрио­тизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной куль­туры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интер­национального сознания школьников занимает содержание образо­вания. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриоти­ческими и интернациональными традициями народов России., раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей усло­вия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей ме­ханизм демократического выявления и формирования интересов и , воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, ук­репляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернацио­нализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; со­здающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Литература

    Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.

    Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23

    Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59

    Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17

    Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.

    Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987.219

    Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 - №5 – С. 52

    Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. — Л., 1987.

    Кукушин В.С. История архитекруры Нижнего Дона и Приазовья. — Ростов н/Д: ГинГо, 1996.

    Кукушин В.С. Литературное краеведение. — Ростов н / Д: ГинГо, 1997.

    Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. — М., 1976.

    Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001 – 607 с.

    Милонов Н.А. Литературное краеведение. — М., 1985.

    Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. — Минск, 1981.

    Туристско-краеведческие кружки в школе /Под ред. В.В. Титова. М., 1988.

    Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. — М., 1987.