Методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в семье

Методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в семье

1. Актуальность темы

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. (Ярошевский, 1985). (3,8).

Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека.

Считается, что все люди обладают творческими задатками от природы. И если родители смогут в ребенке распознать тягу к творчеству и способствовать развитию способностей, можно утверждать что он станет творчески одаренным. Зачастую такие дети рано распознаются в семье и характеризуются как "странный".

Нередко раздражает взрослых неистребимая жажда познания и непреодолимое любопытство таких детей. Проблема заключается в том, что если родители будут одергивать и ограничивать своих неординарных детей, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребенка. Иногда взрослые попросту игнорируют таланты ребенка, не находя времени или сил достойным образом развить заложенное природой. Чаще всего в такую категорию попадают дети из неблагополучных семей: иной раз родители не могут обеспечить даже элементарные условия для жизнедеятельности ребенка, не говоря уже о занятиях по музыке или посещении изостудии. Также в эту группу входят родители, которых пугают необычные способности ребенка.

Продолжительное насильственное подавление творческих способностей ребенка может привести к эмоциональным сложностям, нервозу и даже к психозу. Когда серьезно блокируется творческая энергия школьника, мышление может оказаться парализованным. Семья может дать ребенку психологическую защиту и укрепить самопонимание и самоприятие ребенка с творческими способностями (6,111).

Каждый родитель хочет увидеть в своем ребенке то, чего не смог достичь сам. Иногда это желание принимает гипертрофированные формы: я не стал спортсменом, значит, мой ребенок им обязательно станет, я не научился играть на скрипке, а его научу. И вот на этой почве возникают различного рода конфликты.

Ребенка не интересует скрипка, ему больше нравятся точные науки, а родители продолжают давить на него своим авторитетом, заставляя заниматься нелюбимым делом.

Ребенок не может заниматься нелюбимым делом и при этом показать выдающиеся результаты, и тут у взрослых наступает разочарование: они не получили того, чего ожидали.

Именно в этот момент у родителей начинает развиваться чувство, что их ребенок бездарь. Ребенок и в правду может счесть себя неудачником, ведь так сказали его родители, которые для него непререкаемые авторитеты. (8).

Еще одной проблемой творчески одаренных детей является их эксплуатация, с целью получения дохода. Эксплуатации могут быть положительными, например, ранние концерты Моцарта, так и отрицательными, когда чрезмерные амбиции взрослых приводят к уничтожению детской непосредственности или к искажению развития личности ребенка. Ярким примером отрицательной эксплуатации может являться реклама с участием детей. (3,69) Эти несчастные дети, таланты которых неумеренно преувеличиваются, чтобы дороже продать (не обязательно за деньги, а, например, за право быть матерью или наставником гениального ребенка), к зрелому возрасту оказываются в ужасном положении, когда выясняется, что раздутые доброжелательными взрослыми способности были ценны в сочетании с юностью их обладателя и не могут быть конкурентоспособными во взрослой жизни. Подобный перегиб приводит к искажению самооценки ребенка, стимулирует тщеславие и чаще всего не идет ребенку на пользу.

У ребенка должно быть свободное время, в которое он может реализовать свои духовные, социальные и творческие потребности. Со свободным временем напрямую понятие – досуга. Досуг – понятие социально-культурное связанное с осуществлением активной социальной и лично значимой деятельности в свободное время может включать в себя неформальное общение, творческую деятельность. Одной из функций досуга является рекреационная функция, то есть восстановление физических и эмоциональных сил. В младшем школьном возрасте ребенок еще не способен сам полностью организовать свой досуг.

В сфере досуга творчески одаренный ребенок может "раскрыться" полностью потому, что только здесь он может применять свои неординарные возможности (которые, например, в школе могут подавляться учителем) . Семья в значительной степени должна поддерживать ребенка и проводить совместный досуг с тем, чтобы следить в какую сторону развиваются способности и чем родители могут помочь в реализации потенциала младшего школьника.

2. Аудитория

Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

На данном возрастном этапе осуществляются глубокие изменения, происходящие в психологическом облике, свидетельствующие о широких возможностях развития ребенка. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, "умения учиться";

- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношения к себе и окружающим;

- усвоения социальных норм, нравственного развития;

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований.

Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, не приобретет умения учиться, не научится дружить, сделать это в дальнейшем ( за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. (5,50)

Вместе с тем, в 7 лет, растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25— 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.(7).

Психолог Эрик Эриксон в своей теории развития личности отвел младшим школьникам 4 стадию.

"Стадия 4. Трудолюбие – неполноценность. От 6 до 11 лет.

Построив на ранних стадиях "ego" чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это следующие аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Однако на этой стадии у ребенка может развиться чувство неполноценности, если ожидается слишком много или слишком мало. У ребенка появляется понятие системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям.

Школа играет несомненно важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым, подтверждая чувство "Я" и чувство личностной силы. Когда ребенок чувствует себя компетентным, он может быть трудолюбивым и создавать для себя место в этом мире.

Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству. Если же родители видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", есть опасность выработки у него чувства неполноценности и неадекватности.

В это время ребенок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом". (3,88).

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящие в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим". (1,57).

3. Цель и задачи

Цель: развить творческие способности младших школьников.

Задачи:

    Включение родителей и детей в совместную творческую деятельность.

    Создать условия для реализации творческого потенциала младших школьников.

    Включение родителей в процесс непрерывного просвещения.

    Знакомство детей с различными видами искусства.

    Развитие художественной образности у детей.

4. Формы, методы и средства

Формы

Методы

Средства

Содержание

1) Информационно – просветительская:

лекции "Жизнь с творческим ребенком"

Формирования общественного сознания (информирование, разъяснение, убеждение). стимулирования социально – культурной активности ( поощрение, порицание, положительный пример).

помещение, обустроенный зал, видеоаппаратура, аудиоаппаратура, лекторы. Аудитория.

лекции предназначены для родителей одаренных детей. На них педагоги расскажут об особенностях таких ребят и как развивать их творческий потенциал.

встречи с психологами

Формирования общественного сознания (информирование, разъяснение, убеждение). стимулирования социально – культурной активности ( поощрение, порицание, положительный пример).

помещение, видео - аудиоаппаратура, квалифицированные психологи. Оборудованный зал. Аудитория.

психологи могут дать ответы, на волнующие большинство родителей, вопросы. Помогут понять ребенка. Его психологические особенности.

2) художественно – зрелищная:

театрализованный концерт "Калейдоскоп талантов".

вовлечения в социально – культурную деятельность ( самообразование). стимулирования поощрение,

концертный зал с оборудование (видео – аудио), ведущие концерта, оформление сцены.

предназначен для родителей и детей. Здесь они могут увидеть детей.

театрализованная эстафета для детей и родителей " По дороге к Музам"

вовлечение в социально – культурную деятельность ( упражнение, самоорганизация).

помещение Дворца Культуры, ведущие на каждом этапе, оформление "старта" и "финиша". Призы участникам. Реквизит.

ребята и родители знакомятся с многообразием различных видов искусств, ребята принимают непосредственное участие.

тематический вечер для детей и родителей "Давайте творить вместе".

стимулирования социально – культурной активности ( поощрение, порицание, положительный пример).

оборудованный концертный зал, ведущие, необходимые реквизиты для конкурсов. Аудитория.

вечер проводится для детей и родителей с тем, чтобы укрепить семейные связи и способствовать проведение совместного досуга.

3) рекреативно – игровая:

конкурс талантов " А вы такое видели?!".

вовлечения в социально – культурную деятельность (игра, самообразование).

Помещение, видео – аудио оборудование, украшение сцены, реквизит, подарки конкурсантам.

конкурс детских талантов, чтобы ребята могли реализовать свои творческие способности

ролевая игра "Кузница талантов".

вовлечения в социально – культурную деятельность (самоуправление, самообразование). стимулирования социально – культурной активности ( поощрение, порицание, положительный пример).

Помещение Дома Культуры, видео – аудио техника, реквизит, музыкальные инструменты, ведущие на станциях.

предполагает обучение детей друг друга тому, что умеют сами.

порицание, положительный пример).

социально – культурной активности (

подарки участникам.

разнообразие творческих способностей

Список используемой литературы

    Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. – 224с.

    Николаева Е. И. Психология детского творчества. СПб.: речь, 2006. – 220с.

    Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360с.

    Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов – М.: Академия, 2000. – 624с.

    Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – 320с.

    Одаренные дети: Пер. с анг. / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого – М.: Прогресс, 1991. – 376с.

    http://www.eti-deti.ru/shkolnik/104.html

    http://ezotera.ariom.ru/2010/03/14/deti.html