Методика работы над сказкой (работа 1)
План
Глава I Введение
Почему я выбрала эту тему?
Общие сведенья о сказках.
Глава II Основная часть
Круг сказок для чтения в начальной школе
Методика работы над сказками
рекомендации для урока чтения сказки
Обучение первоклассников умению читать сказки
Глава III Практическая часть
Методика работы над сказкой (из опыта учителя школы №158 г. Новосибирска Г.М.Гамзаевой)
Из опыта моей работы (как я работала над сказками во время прохождения Государственной практики)
Глава IV Заключение
Глава V Список литературы
Глава VI Приложение
Глава I Введение
1. Тема курсовой работы – методика работы над сказкой. Она меня очень заинтересовала, так как в будущем моя профессия – учитель начальной школы. А ребята уже с первого класса знакомятся с устным народным творчеством, в том числе и со сказками.
Известно, что сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.
За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.
Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Мы встречаем их в программе, так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев», «Два мороза», «Каша из топора»)
Во втором классе ребята читают такие народные сказки как «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», а также литературные сказки В.Ф Одоевского «Мороз Иванович», С. Аксакова «Аленький цветочек» и другие.
В третьем классе ребята читают авторские сказки В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее» и другие.
Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие имеют сказки на ребят.
В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
Можно сделать вывод, что устное народное творчество - неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания учащихся.
За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни.
И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогу необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Таким образом, тема является актуальной.
Работая над курсовой, я использовала статьи из журнала «Начальная школа», в которых описывается опыт работы над сказками различных учителей, использовала учебник «Детская литература», где дается небольшая справка о сказке, а также методические рекомендации для учащихся педучилищ к составлению конспектов пробных уроков по чтению преподавателя русского языка и литературы Чертовой Р.А.
В процессе курсовой работы я преследовала цели: показать, что понимают под сказкой, как же обучают первоклассников их читать, как нужно работать над сказкой и как я работала в учебном процессе на Государственной практике.
2. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.
Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, что отметил А.М. Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказка о «ковре-самолете».
Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.
В сказках каждого народа общечеловеческие темы и идеи получают своеобразное воплощение.
В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского языка – все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.
Идейная направленность русских классических сказок проявляется в отражении борьбы народа за лучшее будущее. Передавая из поколения в поколение мечту о свободной жизни и свободном творческом труде, сказка жила ею. Вот почему она и воспринималась до недавнего времени как живое искусство народа. Сохраняя элементы прошлого, сказка не потеряла связи с социальной действительностью.
Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам.
Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета.
Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью; Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.
Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла.
При определении характера «сказочный вымысел» принципиальный характер приобретает вопрос о специфике отражения сказкой действительности.
Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которой она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных фактов.
В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность.
Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков.
Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного.
Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует.
Как явление фольклора, сказка сохраняет все фольклорные признаки: коллективность, устность бытования и коллективного характера сказочного творчества, является варьированием сказочного текста. Каждый рассказчик сообщает, как правило, новый вариант сюжета.
В вариантах совпадает идея, общая схема сюжета, повторяющиеся общие мотивы, но в частностях они не совмещаются.
Идейно-художественная ценность варианта зависит от многих причин: от знания сказочных традиций, от личного опыта и особенностей психологического склада рассказчика, от степени его одареннсти.
Жизнь сказки – непрерывный творческий процесс. В каждую новую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. Когда оно касается перестановки идейных акцентов, возникает новая сказочная версия. Эта особенность сказки требует внимательного изучения каждого сказочного текста.
В сказке есть величину постоянные, сложившиеся в результате ее традиционности, и переменные – возникшие в результате бесконечных пересказов.
Если судить по записям русских сказок XVIII – XX вв., постоянными величинами являются идейная направленность сказки, ее композиция, функция действующих лиц, общие места, переменными – величины, связанные с индивидуальностью исполнителя. Один и тот же сюжет, услышанный от разных рассказчиков будет восприниматься как новая сказка.
Важнейший признак сказки – особая форма ее построения, особая поэтика. Повествовательность и сюжетность, установка на вымысел и назидательность, особая форма повествования – эти признаки встречаются в различных жанрах эпического цикла.
Сказка как художественное целое существует только как совокупность эти признаков.
Сказки в целом были одной из важнейших областей народного поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и огромное педагогическое и воспитательное значение.
Они формировали устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, были наглядной школой изумительного искусства слова. А сказочная фантастика развивала мыслительные способности народа, возвышая его над миром природ со времен глубокой древности.
Известно, что сказки бывают авторские и народные.
По сложившейся в литературоведении традиции последние делятся на три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.
А) Сказки о животных.
В русском репертуаре примерно 50 сюжетов сказок о животных.
Выделяются несколько тематических групп: сказки о диких животных, о диких и домашних животных, о домашних животных, о человеке и диких животных.
Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют животные.
Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека.
Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то походи на человека, а чем-то нет.
Здесь животные говорят на человеческом языке.
Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.
В книги для чтения включены сказки о животных. Больше всего детей занимает сама история.
Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.
Детские сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятии трактовке.
Б) Волшебные сказки.
Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла.
Детям младшего школьного возраста нравится волшебная сказка.
Для них привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.
В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.
В книгах для чтения во II – IV классах представлены такие волшебные сказки: «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Три сестры», «Сказка о золотой рыбке», «Горячий камень», «Айога».
В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.
Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения.
В) Бытовые сказки.
В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера.
Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.
Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.
Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость.
Вывод к I главе.
Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.
Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.
Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость.
Глава II Основная часть
1. Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.
Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»).
Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие.
В третьем классе ребята читают авторские сказки В.М. Гаршина («Сказка о жабе и розе»), В.А. Жуковского («Сказка о царе Берендее»), Пушкина («Сказка о мертвой царевне») и другие.
2. Из программы видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность.
Работа над сказкой проводится так же, как и над рассказами, но у сказок есть свои особенности: бывают волшебные, бытовые, о животных и фантастические сказки.
Существуют следующие рекомендации при чтении сказок.
1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.
2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.
3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.
4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.
5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.
6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.
7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.
Учащиеся I – II классов охотно рисуют картинный план.
8. Обычно чтение сказки о животных не требует ни какой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.
Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.
10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I – II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.
При чтении сказок применяются следующие виды работ:
- Подготовка к восприятию сказки;
- чтение сказки;
- обмен мнением о прочитанном;
- чтение сказки по частям и их разбор;
- подготовка к рассказыванию;
- обобщающая беседа;
- подведение итогов;
- задание детям на дом.
3.
1. Сказки бывают волшебные, бытовые, социальные, фантастические, о животных.
2. В бытовых сказках говориться о характерах людей, повадках животных. Сравнивать характеры людей с характерами людей не стоит.
3. В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие.
Нужно сравнить, как жили люди до революции как живут теперь, какие получили права.
4. В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие.
Нужно сравнение с современной жизнью (машины, краны, самолеты и т.д.).
В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику. (Вспомнить, в каких сказках и как показаны животные).
Не говорить, что так не бывает в жизни.
Ставить вопрос: Почему? О чем это говорит?
Мораль сказки не переводить на человеческие отношения.
Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (со смехом, игрой или грустью).
Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки (зачин, повторы, концовка).
Важно чтение в лицах, показ картонных кукол, кукольное выступление, теневой театр, грамзаписей.
На доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для введения при пересказе.
Поставить проблему - каков персонаж, докажи своим рассуждением и словами текста.
Важна в сказке интонация, яркость выражения.
4. Сказочный жанр многолик и разнообразен. Выделяют такие типы сказок как литературный и народный такие внутрижанровые разновидности, как сказки о животных, волшебные и бытовые.
Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.
Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему.
В практике преподавания чтения сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.
Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников.
Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.
Понятие «содержание» включает в себя следующие признаки: специфика фантастики; характеристика персонажей; характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета.
Названные признаки важны не только м точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педогагическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир».
«Чудесный мир» - это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.
При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя.
В процессе чтения – поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:
1. Умение видеть специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для хороших героев;
2. Умение определить сказочное место и время действия;
3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;
4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;
5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.
Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».
Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.
Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.
После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.
Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.
Вывод к II главе.
Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.
Известно, что народная сказка, и ее сюжеты и герои вдохновили выдающихся художников и музыкантов на создание запоминающихся на всю жизнь картин, иллюстраций, опер, других музыкальных произведений. Сказка предоставляет возможность проявить неограниченный полет фантазии и самим учащимся разных возрастов – в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировании, устройства декораций.
Глава III практическая часть
1)Как хорошо, что сказка по-прежнему жива. Она полна сил, мудрости, вселенской доброты, крепко и серьезно учит нас уму-разуму. Всех нас – и взрослых, и маленьких.
Когда сказка приходит на уро, это всегда праздник. Особенный же праздник, если со сказкой к ребенку приходит умный и талантливый, увлеченный, с большой долей воображения учитель.
Вот именно об опыте работы со сказкой таких учителей я хотела бы рассказать.
Вначале я хотела бы описать, как учительница московской школы №10 Л.К. Пискунова работала на уроках чтения со сказкой А. Гайдара «Сказка о военной тайне…»
С первых школьных дней учащийся знает такие слова, как Родина, мир, Октябрь, герой.
Однако каждое это слово становится понятным школьнику в том случае, если постоянно углублять его значение, смысл.
Сказка А.П. Гайдара о Мальчише-Кибальчише занимает особое место среди всех текстов в учебной книге. Это произведение имеет прямое отношение к общественно-исторической тематике, в нем повествуется о высоких идеалах революции, героизме юных участников гражданской войны, их дружбе и твердости духа. Причем написана эта сказка поэтично, серьезно и в тоже время с мальчишеским видением происходящих событий.
Работа над этим замечательным произведением требует от учителя особого подхода, особенного отношения и не только из-за художественного своеобразия, но и по другой причине: к тому времени, когда третьеклассники начинают изучать его, оно чаще всего оказывается им знакомо.
Дети видели мультфильм, смотрели диа- и кинофильм о Мальчише-Кибальчише, им читали эту сказку дома. Ученики узнают, что Мальчиш – храбрый, смелый, им жаль его, потому что он погибает. Чувство неприязни вызывает у них Плохиш и слуги буржуинов.
Дети радуются тому, что Красная Армия победила «проклятое буржуинство».
Готовясь к уроку по этому произведению А Гайдара, педагог старался преподнести его ученикам так, чтобы они открыли в нем что-то новое для себя, восприняли его как образцовое произведение искусства слова, а главного героя Мальчиша-Кибальчиша – как типический образ маленького героя, патриота, революционера.
Накануне урока эта учительница с учащимися побывала на Ленинских горах у памятника Мальчишу-Кибальчишу (это единственный памятник литературному герою в Москве).
Беседу Пискунова вела по плану, привычному для ее учеников с I класса: что я вижу в этом художественном произведении, что слышу, чувствую.
На первом уроке по этой сказке учительница рассказала об Аркадии Голикове.
На уроке сказку читали в основном учащиеся, правда, заранее подготовленные.
Учитель читал только отрывки со словами всадника, отца, брата, об армии мальчишей-малышей, всю пятую часть, помогая детям интонацией, своим отношением к поступкам героев, темпом и другими средствами выразительности понять сложность происходящего и поведение главного героя произведения.
После первого чтения учительница с ребятами, озаглавливая части сказки словами гайдаровского текста и обосновывая, почему первая часть названа, например, «Живи да работай – хорошая жизнь!», а другая - «Кругом беда», обратила внимание на своеобразный язык этого литературного произведения.
Доступность, эмоциональная выразительность, колоритность языка писателя побуждает детей к рисованию иллюстраций к этой сказке.
Дома учащиеся выполняют рисунки и уже в собственном творчестве углубляются в литературные образы, созданные писателем. Кроме рисунков, ученики отмечают в тексте отрывки, в которых, повествуя о поведение Кибальчиша в различных жизненных ситуациях, продумывают его поведение.
На следующем уроке учительница попыталась помочь своим третьеклассникам понять типичность гайдаровского героя, почувствовать, что гайдаровские мальчиши – собирательный литературный образ, в нем присутствуют черты, которые характерны для реально существующих героев революции и гражданской войны. В связи с этим учительница использовала фотографии и тексты из альбомов-плакатов «Герои-пионеры» об Алеше Кузнецове, Мише Гаврилове, Павлуше Андрееве и текст об Аркадии Гаврилове, так как автор изучаемого произведения был юным участником гражданской войны. Эти тексты, заранее размноженные учителем на машинке в 35 экземплярах, лежали на парте у каждого ученика.
Урок учительница начала с прослушивания первых двух куплетов песни Я. Шведова и А. Белого «Орленок». Ее мелодия эмоционально подготовила учащихся к разговору о юных героях революции и гражданской войны.
Дети молча, про себя прочитали тексты, лежащие перед ними. Все, о ком они прочитали, были сыновьями революционной страны, решившие ни за что на свете никому не отдать в труде и боях добытого народного счастья.
Сам А.П. Гайдар шесть лет пробыл в Красной Армии, а позже написал о большом своем боевом пути следующее: «Но самое главное, что я запомнил, - это то, с каким бешеным упорством, с какой ненавистью к врагу, безграничной и беспредельной, сражалась Красная Армия одна против всего белогвардейского «мира».
После чтения текста учащиеся отвечают на вопрос учителя:
- Кому могут принадлежать эти слова? «Вероятно, потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам..., как все оно начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же не мало».
Этот текст был записан на доске. Учащиеся понимают и то, что А. Гайдар в юном возрасте был на войне, видел настоящих живых героев, и то, что рассказать об этом он хочет им, сидящим сейчас в классе мальчишкам и девчонкам. Это непосредственное обращение к ним писателя и участника гражданской войны звучит очень убедительно. Дети верят в искренность и правдивость читаемого произведения еще и потому, что разговор с ними ведется серьезно, как со взрослыми.
Учащиеся разбирают, чем похож Мальчиш-Кибальчиш на существующих в жизни маленьких героев. Отмечают, что гайдаровский Мальчиш, погибая, улыбается, слыша приближение Красной Армии, и Павлуша Андреев умирает с улыбкой на лице, радуясь победе своих товарищей. И Мальчиш, и Алеша, и Миша помогают Красной Армии.
Кибальчиш, как Киря Баев, не выдал тайны.
Объединяет их всех и то, что и литературный образ, и живые участники революции – дети.
Далее разговор на уроке ведется о том, каким создает своего литературного героя А.П. Гайдар.
Опираясь на текст, делая из прочитанного вслух соответствующие выводы, учащиеся с помощью учителя сказали, какие черты живого человека они видят в Мальчише: чуткость, гордость, твердость духа и слова, готов помочь Красной Армии, был хорошим командиром.
Воссоздав с учащимися образ Мальчиша, учительница направила внимание детей на то, что, обладая прекрасными человеческими качествами, деятельный, стремительный, Мальчиш не смог бы один одержать победу над «проклятым буржуинством». Герой Гайдара действует вместе с армией мальчишей-малышей. Мысль о том, что в нашей стране трудные, черные дни войны все, от мала до велика, встают на защиту своего отечества, четко и ярко подчеркнута Гайдаром а его произведении.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, как откликнулись мальчиши на призыв Кибальчиша.
Обратив внимание на соответствующие отрывки текста, характеризующие единство, сплоченность людей в нашей стране, учитель задает вопрос:
- А как бы вы ответили на вопрос: что это за страна? В чем ее главная сила?
Своими ответами ученики выражают тот идейный смысл, который несут художественные образы этой сказки.
Урок заканчивается чтением слов Гайдара о счастье: «Что такое счастье – это каждый понимает по-своему. Но все вместе люди знают и понимают, что надо честно жить, много работать и крепко любить и беречь эту огромную и счастливую землю».
Учащимся понравился этот урок. Работали они много, активно и увлеченно. У некоторых появилось даже желание выразить свое настроение в стихах, пусть несовершенных в художественном отношении, но показывающих, что идейный смысл читаемого они поняли правильно.
Так, Маша Хохлова написала такое стихотворение:
Мальчиш-Кибальчиш - это преданный мальчик,
Под знаменем шел впереди,
Он жизнь свою начал под знаменем красным,
Под знаменем красным погиб.
Как ни пытали его буржуины,
Как ни пытались правду узнать,
Разгромили мы буржуинов.
Понимание идеи читаемого пришло к учащимся в результате углубленного внимания к литературному, образному языку этого произведения, целенаправленной работы с текстом.
Кроме того, помогли зрительные впечатления, оставшиеся от экскурсии к памятнику Мальчишу-Кибальчишу. Самое яркое, главное из того, что дети запомнили – стремительность, движение, порыв юного Кибальчиша.
Собственное творчество учащихся, которое выражалось в создании иллюстраций к тексту, в умении сделать вывод из прочитанного, выразительно прочитать понравившийся отрывок или высказать свое отношение к читаемому тоже способствовало наполнению литературного образа духовным, идейным смыслом.
Таким образом, работая над сказкой Гайдара, педагог использовал различные методы и приемы работы. Она сумела с интересом донести до сознания учащихся идейный смысл этого произведения.
2) Далее я хотела бы описать, как учительница Новосибирской школы №158 Г.М. Гамзаева работала на уроках чтения со сказкой «Айога».
Этот педагог строит работу со сказкой своеобразно.
Он создает на уроке атмосферу постепенного погружения в особый мир каждой конкретной сказки, точно чувствуя ее многослойность и качественную неоднородность. При этом особое внимание уделяет познанию языка сказки – ее первого слоя, помогающего читателю осмысленно и прочувствованно проникнуть в глубину предметного и идейного содержания «сказочного мира», т.е. в другие его слои.
Сейчас я опишу, как Г.М. Гамзеева организовала знакомство первоклассников с нанайской народной сказкой «Айога».
Сказка «Айога» достаточно знакомая по языковым средствам и вполне доступная для детей по фактическому содержанию, очень глубока по внутреннему смыслу, подтексту.
Если учитель заботится о воспитании вдумчивого читателя с развитым воображением, образной памятью и чувством поэтического слова (а именно это и я является главной целью в работе на уроках чтения Г.М.Гамзаевой), то необходимо приблизить ребенка к пониманию подтекста сказки, ее нравственного содержания, помочь почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать и слышать не только себя, но и других.
Человек по-настоящему красив лишь тогда, когда у него красивая душа, а не только внешность.
Сказка «Айога» ведь и об этом, но об этом говорить напрямую с первоклассниками очень трудно. Да и нужно ли им?
Лучше о сказке говорить языком сказки, чувствуя ее интонацию, ее особый ритм, аромат точно найденного сказочником в той или иной ситуации слова. Но ведь все это тоже не лежит на поверхности. У этой сказки, как и любой другой, есть своя тайна. Надо подобрать ключ, чтобы открыть ее.
И Галина Марковна Гамзаева сумела это сделать со своими первоклассниками в процессе очень любопытного совместного поиска.
С чего он начался?
С подготовительной работы к восприятию сказки, в процессе которой учительница ввела детей в атмосферу сказочных событий и создала своеобразный прецедент для поиска.
Чтобы первоклассники поняли, что им предстоит знакомиться со сказкой северного народа, Галина Марковна предложила им рассмотреть выставку иллюстраций Е.М. Рачева к сказкам северных народностей.
Дети с удовольствием объясняли друг другу, почему они считают животных, изображенных на картинках Е.М. Рачева, сказочными персонажами.
Внимательно рассмотрев иллюстрации, на которых изображены знакомые незнакомцы, дети сделали шаг к усвоению нового пласта «сказочного мира». В ходе работы с картинками в лексикон учащихся были введены новые слова: нарты, пум, яранга, тундра, кочевники, малица, стойбище.
Дети ощутили торжественную мелодию каждого слова, их многокрасочную северную палитру благодаря удивительным рисункам Е. Рачева и гибкой интонации Г.М. Гамзаевой. Первоклассники смогли пропеть новые слова и представить образы, стоящие за ними. Им захотелось побольше узнать о жизни, обычаях северных народностей, услышать их сказки. Именно сейчас возникла необходимость в рассказе учителя, коротком, с живыми подробностями, запоминающиеся тем, что и делает Гамзаева.
После рассказа учителя выходит заранее подготовленный ученик в рубашке, расписанной узорами нанайцев вверху, внизу, на рукавах и исполняет стилизованную песню.
Далее учитель включает детей в беседу-поиск:
- Вы обратили внимание на восклицание охотника, дважды повторяющееся в этой песне? Оно по-разному звучит: в первом случае в нем содержится предупреждение, а во втором – радость, удовлетворение от удачной охоты.
А теперь посмотрите на название сказки «Айога», с которой мы сейчас познакомимся. Что интересного вы заметили в этом слове? В нем есть это восклицание «Ай-о». Восклицание это, как мы убедились, может звучать по-разному, значит, и слово Айога тоже может звучать по-разному. Сам текст сказки поможет услышать, как это слово будет звучать в разные моменты, и понять почему ему присуще такое разное звучание. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно вслушаться в содержание сказки, проследить за тем, как развиваются события, и найти ключик к тайне, которая содержится во второй части этого слова.
Знакомство со сказкой «Айога» происходи следующим образом.
Вступительную и заключительную части Галина Марковна рассказывает, а центральную – «Разговор Айоги с матерью и отцом» воспринимают не только как внимательные слушатели, но и как активные зрители, которых их же товарищи порадовали замечательным кукольным представлением.
Важно чтобы первая встреча с произведением была запоминающейся. Именно так и произошло на уроке. Встреча состоялась и задела за живое.
После первого восприятия работа над текстом была построена в форме постепенного погружения в многослойную ткань сказки.
При этом широко использовались такие приемы, как работа над выбором верной интонации и пантомимических средств выразительности при произнесении отдельных слов и реплик; использование подвижных иллюстраций; осмысление слов-характеристик поступков персонажей, их внутреннего состояния; додумывание некоторых сцен с целью проникнуть в подтекст сказки.
Сказка пришла на урок со своей тайной. Учитель, мудрый и добрый, дал детям ключик, и они повернули его в нужном направлении.
Окошко в «сказочный мир» открылось.
Так и хочется сказать спасибо этому учителю, знающему сказочные законы, любящему сказку и умеющему преподать эту любовь своим ученикам.
2. Государственную практику я проходила в городе Северске в 193 школе в 4«Г» классе (ЗПР).
Тема моей курсовой – «Методика работы над сказками», поэтому на протяжение всей практики я пыталась внедрить в учебный процесс полученные знания по этой теме.
Известно, что дети очень любят сказки, так как в них есть необычное, происходят всевозможные превращения. Через сказку я старалась научить детей любить труд, слушаться старших, помогать людям, так же, как и герои в любимых детских сказках. Особенно старалась прививать (воспитывать) любовь к природе, человеку, животным (К. Паустовский «Стальное колечко»).
Во время практики я работала только над сказкой К. Паустовского «Стальное колечко» (по программе), а также провела ряд таких мероприятий, как:
- КВН;
- «Поле чудес» (по сказкам);
- внеклассную работу по теме «Учимся сочинять сказки».
Хочу поподробнее остановиться на этих делах, раскрыть их содержание, показать какую цель я ставила перед собой и каких результатов добилась, к каким выводам пришла.
I Урок по сказке в четвертом классе (первый)
Тема: К. Паустовский «Стальное колечко».
Цели:
1. познакомить учащихся со сказкой К. Паустовского «Стальное колечко»;
2. умение выразительно читать, развивать эмоциональное мышление, внимание к художественному слову;
3. воспитывать любовь к труду, природе.
Ход урока:
I Проверка домашнего задания.
1. Выборочное чтение.
2. Итог.
II Сообщение темы урока.
1. Словарная работа: тесовые крыши, цигарка, безымянный, сапер, метелица, околица;
2. Чтение текста учащимися;
Составление рассказа о девочке Варе по плану:
Какой была Варя?
Что заставило девочку пойти в соседнее село?
Почему она угостила бойцов махоркой?
Чему больше всего она огорчилась потеряв колечко?
На какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его?
Почему ей расхотелось покинуть свой край с помощью «волшебного колечка»?
III Рассказ у доски учащимися.
- Выводы, воспитательное значение сказок.
- Домашнее задание – пересказ сказки, рассказ о Варе.
II Урок по сказке в четвертом классе (второй)
Тема: К. Паустовский «Стальное колечко»
Цели:
повторить с учащимися содержания сказки;
работать над выразительностью чтения, привлекать внимание к художественному слову;
воспитывать любовь к сказкам.
I 1. Проверка домашнего задания.
- Вспомним содержание сказки, а помогут нам в этом иллюстрации (на доске висят вразброс иллюстрации)
- Расположите иллюстрации в нужной последовательности
- Работа по иллюстрациям (рассказ о Варе учащимися)
2. Пересказ текста учащимися (поставлена цель).
Микроитог по ответам ребят.
II Продолжение работы над сказкой:
выборочное чтение
беседа по вопросам
Итог
На первом уроке я рассказала ребятам о сказке (что такое сказка?), об авторе сказки «Стальное колечко», показала им портрет.
Затем учащиеся вслух читали по абзацам сказку, после чего ученики высказывали свое мнение о том, что им больше понравилось и запомнилось, а также вместе с учителем составляли рассказ.
На втором же уроке происходила защита рисунков самих ребят, а также рассказ о Варе по картинному плану. Было заметно, как иллюстрация активизирует внимание учащихся, интерес к сказке.
Микроитог.
Сказка К. Паустовского «Стальное колечко» несет в себе как образовательную цель, так и воспитательную.
Учителю важно это увидеть. Учащиеся узнают о приходе весны, какие изменения происходят в природе, о признаках весны.
Воспитательная же цель заключается в том, что автор через образ Вари показывает положительную героиню, любящую свою родину и людей, способную прийти на помощь и помочь.
По-моему, работая над сказкой, необходимо учить учащихся внимательно следить за содержанием изучаемого произведения: исправлять ошибки при чтении, находить сравнения, то есть показать, что автор использует в тексте прием сравнения и для чего он это делает.
На этих уроках попыталась использовать разные виды работ: выборочное чтение, пересказ, составление рассказа – одним словом, осуществляла большую работу по развитию речи учащихся.
Все это необходимо делать учителю для того, чтобы учащиеся могли воспринять эту сказку целостно.
Хорошо было заметно, что учащимися эта сказка была воспринята осознанно.
Ребята активно составляли рассказ о Варе, отвечали на вопросы учителя и приводили примеры из жизни.
III КВН
Цель:
1. проверить знание сказок, познакомить с разными сказками: волшебными, бытовыми.
2. воспитывать добрые чувства.
Ход КВН:
- Сегодня мы проводим КВН по сказкам. И для этого, ребята, нам нужно разделиться на две команды. Болельщики будут помогать своим командам.
1. Разминка для команд
- какую песенку пел колобок?
- Что пела коза своим семерым козлятам?
- Кто сможет правильно позвать Сивку-Бурку?
- Кто может позвать Иванушке сестрицу Аленушку?
2. «Отгадай автора!!»
Следующее задание будет таким. Команды должны назвать автора сказки:
А) «Золушка»;
Б) «Буратино»;
В) «Бременские музыканты»;
Г) «Морозко».
3. А теперь пришло время болельщиков. Вам придется немного подумать. Кто из вас больше угадает сказок, принесет своей команде дополнительный балл.
1. … Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать (Сказка о глупом мышонке)
2. …Ох, ох, ох! Это я Лечея-Плачея. Иду с дальней дороги, ноженьки попритерла, намочил меня дождик. Пусти, дружок, обогреться, хвост обсушить (Заячьи слезы)
3. Несет меня лиса
За темные леса,
за высокие горы,
в далекие страны!
Котик-братик,
Спаси меня (Кот, петух и лиса)
4. Терентий, Терентий,
А кто за телегой бежит?
Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!
Жеребенок! (Лиса и тетерев)
- Молодцы! Вы прекрасно знаете эти сказки.
- Пока вам приходилось работать только головой, а сейчас вам нужны будут ваши руки, ноги, быстрота, ловкость.
Играют болельщик + игрок. Стоят три кегли, и по окончании музыки надо взять кегли.
4. – За время игры ваши головы отдохнули. В следующем задании команды должны угадать, к какой сказке относятся данные отрывки:
1) С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино)
2) Сейчас потолкуем
О книжке другой-
Тут синее море,
Тут берег морской…
О жадной старухе
Рассказ тут пойдет.
А жадность, ребята,
К добру не доведет…
И кончится дело
Все тем же корытом.
Но только не новым,
А старым, разбитым (Сказка о рыбаке и рыбке)
3) Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-мальчишку (Дюймовочка)
4) Кто-то за кого-то
Ухватился крепко:
- Ох, Никак не вытянуть!
- Ох, засела крепко!
Но еще помощники
Скоро прибегут…
Победит упрямицу
Дружный общий труд
Кто засел так крепко?
Может это… (Репка)
5. – Назовите сказки, в которых главные герои (показываю)
А) волк;
Б) заяц;
В) лиса;
Г) петух.
6. Вспомните название сказки, в которых действующие лица:
А) колобок, бабка, дед, внучка, мышка, лиса;
Б) дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка.
7. Ребята, а теперь посмотрим, какая же команда знает больше детских песен? (под баян дети поют).
8. Командам задаются вопросы:
А) В чем хранилась смерть Кощея?
Б) В какой сказке присутствуют все времена года?
В) В какой сказке главный герой ездил на печи?
Г) В какой сказке для того, чтобы разбудить Царевну, потребуется поцеловать ее?
9. И последнее задание будет таим: какая из команд назовет больше сказок Пушкина (названия сказок команды называют по очереди).
Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги, выявляет победителя (поздравления).
Итог:
КВН по сказкам я провела между двумя классами 4«Г» и 3«В». Обе команды от каждого класса принимали активное участие: отвечали без промедления на все вопросы. Ребята проявили смекалку и находчивость.
По окончании КВН Были выявлены победители (Это ребята 3«В» класса). Участники КВН были награждены: победители получили по шоколадке, а проигравшие поощрительные призы – эмблемы «лучшему сказочнику».
Для себя же я сделала вывод, что такие мероприятия сплачивают ребят, повышают интерес к предмету и способствуют лучшему его усвоению.
IV «Поле чудес» (по сказкам)
Цели:
вспомнить с учащимися авторские сказки и русские народные;
развить мышление;
воспитывать интерес к сказкам.
Все мероприятия строится аналогично телеигре «Поле чудес»
Задание для первой тройке
назовите автора сказки «Золотой ключик».
Задание для второй тройки.
Из какой сказки это отрывок:
«Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, пойди погляди, кто миротке поможет.»
Задание для третьей тройки
что свело Царевну-лягушку с Иваном-царевичем из сказки «Царевна-лягушка»?
Финальное задание
Кто пришел жить в теремок третьим в сказке «Теремок»?
Задание для супер-игры
- Назовите автора сказки «Аленький цветочек»
Подведение итогов, награждение.
В игре участвовало 9 ребят , и все они играли с большим азартом, остальные же учащиеся трепетно за них болели.
Проведенное мною мероприятие еще раз показало, что учителю необходимо это осуществлять в учебном процессе, так как сказка для детей – это самый популярный и любимый жанр фольклора, несущий в себе огромное воспитательное и познавательное значение.
V И в заключение я провела с учащимися такую интересную работу: «Учимся сочинять сказки», (где ребята учились сами сочинять сказку).
В школьной практике сказки чаще всего используются для пересказа, инсценировки, игр, которые являются средством развития устной речи учащихся. Но сказки обладают и другими возможностями.
Так, в процессе специальной работы можно превратить сказку в средство развития не только речи, но и литературно-творческих способностей учащихся.
Так, не одном из уроков чтения мы с учащимися начали читать русскую народную сказку «Два Ивана солдатских сына».
Перед прочтением этой сказки я попросила обратить внимание учащихся на то, чем сказка похожа на другие, как она построена, как она начинается и заканчивается, как развивается сюжет, какие герои в ней действуют, какие эпизоды в ней повторяются и сколько раз, какие знакомые речевые обороты встречаются? И еще один сложный вопрос: почему в сказках добро побеждает зло?
После прочтения ребята пытались ответить на поставленные вопросы.
Учащиеся выявили, что большинство сказок начинается с зачина (в тридевятом царстве, в тридевятом государстве и т.п.), а заканчивается концовкой (стали жить-поживать и добра наживать).
Также заметили, что в сказках, в которых есть всякое волшебство, всегда рассказывается о странствиях героя, ему всегда кто-то помогает или мешает, с ним и вокруг него происходят разные волшебные перевоплощения. Он воюет со всякой нечистой силой: Змеем, Кощеем, что эпизоды повторяются по три раза. И вообще число «три» какое-то сказочное. И говорят в сказке по-особому: добры-молодцы, путем-дорогою.
Выяснили почему добро всегда побеждает зло (потому что добро приносит всем радость, а зло – только горе).
Затем учащиеся определяют, какие из перечисленных ими особенностей сказки относятся к жанру, какие - к композиции, а какие – к сюжету.
Здесь же я сообщаю, что эта сказка является волшебной, однако есть еще сказки о животных и социально-бытовые.
На следующем уроке мы знакомимся с социально-бытовой сказкой «Жена-доказчица» и выясняем чем волшебные сказки отличаются от социально-бытовых.
Говорю ребятам о том, чтобы дома они подготовили побольше русских народных сказок, т.к. чтобы стать сказочником, надо немало сказок знать.
На следующем уроке учащиеся узнают о русских сказочниках, о том, как они сочиняли сказку, что им помогало, как неграмотным зрителям удавалось запоминать так много сказок.
Проведя с ребятами такую работу (выяснив, что такое сказка, ее жанровые особенности), учащиеся получают домашнее задание сочинить свою собственную волшебную сказку.
На другом уроке ребята сами выступали в роли рассказчиков. Их сказки были интересными непохожи друг на друга, и в каждой побеждало добро над злом.
Каждый ребенок проявил творчество сочиняя и оформляя сказку. Оформление сказок самое различное (показываю).
По-моему, такие занятия следует проводить чаще, т.к. они развивают фантазию, речь ребенка и дают им возможность самим побывать в роли сказочников.
Вывод к III главе
Опыт работы других учителей и мой собственный опыт на практике показали, что сказка – это животворный источник детского Мышления, благородных чувств и стремлений.
Глава IV Заключение
Долго и тщательно я работала над курсовой работой, старалась выделить самое главное и существенное из множества материала.
Для себя же поняла, что сказка для детей – это самый любимый и популярный жанр фольклора. Она имеет огромное значение в жизни ребенка.
Действительно, сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Она способствует развитию речи, мышления учащихся.
И не случайно сказка включена в программу начальной школы. Однако здесь велика роль и самого учителя.
Учитывая все вышесказанное я строила свою работу именно в этом направлении.
Глава V Список литературы
1. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1986г., №4, с.17-21
2. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1996г., №9, с.31-34 и 47-48
3. Курдюмова Т.Ф. Методическое руководство к учебнику хрестоматии «Родная литература» для 5 класса, - М.: Просвещение, 1990г., с.54
4. Пискунова Л.К. «Сказка о Военной Тайне…» А Гайдара на уроках чтения, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1977г., №2, с.24-28.
5. Терновский А.В. Детская литература, - М.: Просвещение, 1977г., с.21