Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образования
Тема: Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образования
Введение
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
В данной ситуации научная поддержка и научно обоснованное управление инновациями становятся системообразующими элементами развития системы образования, и «чем выше ранг инноваций, тем больше требований к научно обоснованному управлению инновационным процессом» (А.В. Хуторский).
Сегодня в условиях неоднозначности и неоднородности парадигм образования, множественности концепций, разнообразия образовательных систем, инновационных технологий, практик очень трудно регламентировать деятельность педагогов. Кроме того, их труд всегда носит творческий характер.
О том, что учитель живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.
Таким образом, мониторинг педагогической деятельности способствует изучению потенциала педагогов к организации и внедрении инновационной деятельности. Любая инновационная деятельность нуждается в управлении и организованном методическом сопровождении.
Помимо организованного методического сопровождения, для развития инновационного процесса в деятельности педагогов, необходимо изучение условий образовательной среды, являющейся основой инновационной деятельности. Образовательная среда является определяющим аспектом в проявлении творческого потенциала педагогов через реализацию инновационных программ в системе профессионального образования.
Таким образом, методическое сопровождение инновационного процесса педагогов в учреждении среднего профессионального образования должно быть организовано при соблюдении следующих аспектов: изучение инновационного потенциала личности педагога; анализ условий образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования.
Проблема: Каким образом необходимо оценить инновационный потенциал педагогов и возможности образовательной среды для организации и реализации инноваций в учреждениях среднего профессионального образования.
Главная цель мониторинга – изучение условий для методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в учреждении среднего профессионального образования.
Объект исследования: инновационная деятельность в учреждении среднего профессионального образования.
Направление мониторинга:
Методическая работа в среднем профессиональном образовательном учреждении – это целенаправленный, целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма и квалификации преподавателей как показателя качества кадрового потенциала учебного заведения.
Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. В современной парадигме образования наиболее ценными для организации методического сопровождения профессиональной деятельности педагога являются идеи, лежащие в основе гуманистических моделей консультирования.
Под инновационным процессом понимается процесс преобразования сложившегося образовательного процесса, приведения его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями России.
В теории инновационных процессов выделяют инновацию (отражает сущность содержания к организации нового) и нововведение (отражает сущность организации нового) и новшество (новое средство: метод, методика, технология, учебная программа, учебник и прочее).
Анализ понятий методическое сопровождение и инновационная деятельность позволяет выделить основные аспекты в изучении способности педагога среднего профессионального образования к инновационной деятельности.
Структура способностей учителя к инновационной деятельности
Методическое сопровождение
Инновационная деятельность
Анализ условий среды для развития инновационной деятельности
Способности педагогов к инновационной деятельности
Для исследования условий образовательной среды нами использовалась методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой). Основными условиями среды являются: материальные, финансовые и организационные условия, психологический климат в коллективе, стимулирование, система обучения кадров.
Для изучения способностей педагогов к инновационной деятельности была использована карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельности: мотивационно-творческая направленность, креативность, профессиональные способности, индивидуальные способности личности. Для изучения саморазвития личности нами использована методика «Способности педагога к творческому саморазвитию».
Определение критериев и показателей
Критерии |
Показатели |
Методы, методики |
Наличие условий среды для развития инновационной деятельности |
Материальные условия; Финансовые условия; организационные условия; психологический климат в коллективе; стимулирование; система обучения кадров |
Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой) |
Способности педагогов к инновационной деятельности |
мотивационно-творческая направленность, креативность, профессиональные способности, индивидуальные способности личности |
Карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельно |
Саморазвитие личности |
Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина) |
Обработка и представление результатов мониторинга
- количественная и качественная характеристика;
- таблицы, диаграммы.
Этапы проведения мониторинга
В предлагаемой системе мониторинга объективная оценка входных параметров, характеризующих условия и инновационный потенциал педагогов учреждения среднего профессионального образования на начальном этапе исследования и выходных параметров, характеризующих изменения в развитии инновационной деятельности педагогов с использованием методического сопровождения педагогической активности педагогов, должна производиться периодически на основе объективной информации и общеметрических категорий лежащих в основе диагностики.
Диагностический пакет
Диагностический пакет представлен следующими методиками:
- Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой).
- Карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельно.
- Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина).
Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В. Морозовой). Данная методика позволяет выявить спектр условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога.
Опросник:
Необходимы ли, на ваш взгляд, изменения в учебной, внеурочной деятельности ссуза?
В чем конкретно эти изменения должны выражаться?
Почему необходимо вносить эти изменения?
Какие, на ваш взгляд, конкретные изменения нужны в вашем учебном заведении?
- В управлении ссузом.
- В технологиях обучения, воспитания и развития.
- В режиме работы преподавателей и студентов.
Чувствуете ли вы себя готовыми к освоению новшеств:
- в содержании обучении;
- в технологии обучения?
(Полностью готовы, достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы – нужное подчеркнуть).
Какие формы подготовки, обучения (см. таблицу) к освоению новшеств вы прошли? Дайте оценку по 5-балльной шкале:
5 – очень влияют на уровень моего развития и подготовленности к инновационной деятельности;
4 – влияют;
3 – слабо влияют;
2 – почти не влияют;
1 – не влияют.
Формы подготовки |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оцените качество условий в вашем учебном заведении для развития инновационной деятельности:
3 балла – очень хорошие;
2 балла – хорошие;
1 балл – удовлетворительные;
0 баллов – неудовлетворительные.
Условия |
Баллы |
Материальные |
|
Финансовые |
|
Организационные |
|
Психологический климат в коллективе |
|
Стимулирование |
|
Система обучения кадров |
Что является для вас препятствием в освоении и разработке новшеств?
- отсутствие времени;
- отсутствие обоснованной стратегии развития учебного заведения;
- отсутствие помощи;
- отсутствие лидеров, новаторов в ссузе;
- разногласия, конфликты в коллективе;
- отсутствие необходимых теоретических знаний;
- слабая информированность о нововведениях в образовании;
- отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений;
- отсутствие стимулирования.
Выберите 5 наиболее значимых для вас препятствий и подчеркните их.
Данная методика позволяет определить позитивные и негативные условия, организованные в образовательном учреждении для инновационной деятельности педагогов.
Карта педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельно.
Оцените, пожалуйста, свою готовность к инновационной деятельности по пятибалльной шкале по каждому показателю.
I. Мотивационно-творческая направленность личности. |
Баллы |
Ср. балл |
|
1 |
Любознательность, творческий интерес. |
||
2 |
Стремление к творческим достижениям. |
||
3 |
Стремление к лидерству. |
||
4 |
Стремление к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны администрации. |
||
5 |
Личная значимость творческой деятельности. |
||
6 |
Стремление к самосовершенствованию. |
||
II. Креативность учителя. |
|||
7 |
Продуцирование большего числа решений: вариативность педагогической деятельности. |
||
8 |
Независимость суждений (не стесняется выражать свое мнение). |
||
9 |
Фантазия, воображение (интеллектуальная легкость в обращении с идеями). |
||
10 |
Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления. |
||
11 |
Стремление к риску. |
||
12 |
Чувствительность к проблемам в педагогической деятельности. |
||
13 |
Критичность мышления, способность к оценочным суждениям. |
||
14 |
Способность к самоанализу, рефлексии. |
||
III. Оценка профессиональных способностей учителя к осуществлению инновационной деятельности. |
|||
15 |
Способность личности к овладению методологией творческой деятельности. |
||
16 |
Владение методами педагогического исследования. |
||
17 |
Способность к созданию авторской концепции, технологии деятельности. |
||
18 |
Способность к планированию экспериментальной работы. |
||
19 |
Способность к организации педагогического эксперимента в школе. |
||
20 |
Способность к коррекции, перестройке деятельности. |
||
21 |
Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других учителей. |
||
22 |
Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности. |
||
23 |
Способность творчески разрешать конфликты. |
||
IV. Индивидуальные особенности личности учителя. |
|||
24 |
Темп творческой деятельности. |
||
25 |
Работоспособность личности в творческой деятельности. |
||
26 |
Решительность, уверенность в себе. |
||
27 |
Ответственность. |
||
28 |
Убеждение учителя в социальной значимости творческой деятельности. |
||
29 |
Честность, правдивость |
||
30 |
Способность к самоорганизации. |
Данная методика показывает уровень готовности педагогов к инновационной деятельности. После проведения методики и подсчета количества баллов составляется ось координат, показывающая развитие у педагога способности к инновационной деятельности. Анализ полученных данных показывает степень сформированности у педагога каждого компонента в отдельности.
Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина). Цель методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.
Вопросы:
1. Я стремлюсь изучать себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я исследую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.
Оценивание:
5 баллов - данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла - скорее соответствует, чем нет;
3 балла - и да, и нет;
2 балла - скорее не соответствует;
1 балл - не соответствует.
Подведение итогов:
75-55 баллов. Активное саморазвитие.
54-36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.
35-15 баллов. Остановившиеся саморазвитие.
Диагностическая карта
Ф.И.О. педаг____________________________________________
Стаж раб ______________________________________________
Тема самообразования ______________________________________
Условия, оказывающие влияние на развитие инновационной деятельности:
Позитивные условия |
Негативные условия |
Педагогическая оценка способностей учителя к инновационной деятельности:
Креативность
Мотивационно-творческая направленность личности
5 Средний балл 5
Профессиональные способности
Индивидуальные особенности личности
Саморазвитие личности педагога:
Уровень саморазвития |
Количество баллов |
Активное саморазвитие |
|
Отсутствует сложившаяся система саморазвития |
|
Остановившиеся саморазвитие |