Методические рекомендации о порядке и критериях конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы
Методические рекомендации о порядке и критериях конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы
В рекомендациях представлено содержание критериев оценки деятельности общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, дается разъяснение по каждому из десяти критериев, предлагается справочный материал, раскрывающий результативность работы школ, участвующих в конкурсном отборе в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Методические рекомендации предназначены для региональных конкурсных комиссий, руководителей образовательных учреждений всех уровней образовательной системы, независимых экспертов.
Введение
Важным фактором в развитии образования в последнее время стал приоритетный национальный проект «Образование» как пример комплексного подхода к решению самых актуальных и назревших проблем образования нового тысячелетия. Оценивая данный факт, президент РФ В.В. Путин подчеркнул: «Предложенная недавно программа в рамках Национального проекта «Образование» - не только средство для решения назревших, а иногда и перезревших проблем, а скорее, способ еще раз сосредоточить внимание государства и общества на вопросах образования».
Методические рекомендации о порядке и критериях конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, содержат обоснование необходимости создания организационно-управленческих условий для реализации Приоритетного национального проекта, комментарии к содержательному наполнению критериев отбора победителей.
Методические рекомендации предназначены для региональных конкурсных комиссий, руководителей образовательных учреждений всех уровней образовательной системы, независимых экспертов.
Методические рекомендации о порядке и критериях конкурсного
отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих
инновационные образовательные программы
Краткое содержание критериев отбора:
1. Критерий «высокое качество результатов обучения и воспитания»
При оценке по данному критерию важно установить, насколько успешно школа реализует новые цели, определенные Федеральной программой развития образования России и программами развития образования регионов, такие как: формирование готовности школьников к продолжению образования после окончания школы, формирование информационно-коммуникационной и социальной компетентности учащихся, сохранение психического и физического здоровья школьников и др.
С позиций современных представлений о качестве образования высокой оценки заслуживают учреждения:
показывающие наиболее высокие результаты в реализации действующих государственных образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей;
имеющие положительную за три года динамику качества результатов обучения и воспитания, а также увеличение числа учащихся, успешно усваивающих инновационные образовательные программы.
Объективными подтверждениями действительно высокого качества обучения и воспитания в школе могут выступать данные, свидетельствующие о гражданской зрелости старшеклассников (например, их активном участии в общественных, творческих организациях), сведения о возможно более долговременной (после окончания школы) социальной и профессиональной успешности ее выпускников и т.д.
Этот критерий подразумевает, что реализация инновационных (а тем более экспериментальных) программ сопровождается постоянным мониторингом деятельности ее участников, что позволяет фиксировать качество результатов учебно-воспитательной деятельности.
При оценке деятельности общеобразовательного учреждения по данному критерию необходимо ориентироваться на формы 6-10, предоставленные общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта, и статистический ежегодник «Образование Белгородской области», 2006г.: раздел 4.1., п.46 «Формирование интеллектуального потенциала учащихся общеобразовательных учреждений», стр. 60-64; раздел 4 «Деятельность учреждений общего образования», п. 37-39, стр. 52-54; сборник «Статистика основных результатов единого государственного экзамена в Белгородской области», Белгород, 2006г., стр. 22-34, стр. 43-53.
Форма 6
Сведения о качестве знаний учащихся ОУ
-
№
п/п
Классы
2004-2005
учебный год (%)
2005-2006
учебный год (%)
2006-2007
первое полугодие (%)
Форма 7
Сведения о результатах ЭГЭ по русскому языку
№ п/п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год (%) |
2005-2006 учебный год (%) |
2006-2007 пробный экзамен (%) |
1. |
Средний балл |
|||
2. |
Средняя оценка |
|||
3. |
«5» (%) |
|||
4. |
«4» (%) |
|||
5. |
«3» (%) |
|||
6. |
«2» (%) |
Форма 8
Сведения о результатах ЕГЭ по математике
№ п/п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год (%) |
2005-2006 учебный год (%) |
2006-2007 пробный экзамен (%) |
1. |
Средний балл |
|||
2. |
Средняя оценка |
|||
3. |
«5» (%) |
|||
4. |
«4» (%) |
|||
5. |
«3» (%) |
|||
6. |
«2» (%) |
Форма 9
Сведения о поступлении выпускников ОУ
№ п/п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год (%) |
2005-2006 учебный год (%) |
2006-2007 учебный год (претен.,%) |
1. |
Доля выпускников 11 классов, поступивших в вузы на бюджетной основе (всего, % от общего кол-ва выпускников) |
|||
2. |
Доля выпускников 11 классов, поступивших в ссузы на бюджетной основе (всего, % от общего кол-ва выпускников) |
|||
3. |
Доля выпускников 11 классов, поступивших в учреждения НПО на бюджетной основе (всего, % от общего кол-ва выпускников) |
Форма 10
Сведения об учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями
№ п/п |
Основные показатели |
2003-2004 учебный год (%) |
2004-2005 учебный год (%) |
2005-2006 учебный год (%) |
2006-2007 учебный год (претен.,%) |
1. |
Доля выпускников, награжденных золотой медалью (всего, % от общего кол-ва выпускников) |
||||
2. |
Доля выпускников, награжденных серебряной медалью (всего, % от общего кол-ва выпускников) |
2. Критерий «эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе»
На данном этапе следует обратить внимание на:
общее количество и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе общеобразовательного учреждения в целом и по ступеням образования;
долю педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе по ступеням образования, а также долю педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий; динамику этих показателей;
оснащенность компьютерной техникой (по количеству учащихся на персональный компьютер);
готовность преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий (доля преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).
Кроме того, в ходе экспертизы необходимо учитывать успехи образовательного учреждения в области внедрения информационных технологий: разработка и реализация курсов сетевого дистанционного образования, использование возможностей сети Интернет и компьютерного программного обеспечения в обучении и воспитании.
При отсутствии технических возможностей (в случае с отдаленными сельскими территориями) во внимание должны приниматься иные современные образовательные технологии, такие как развивающее и проблемное обучение, методы творческой групповой работы, метод проектного обучения, элементы тренинговых методик, инновационные методы оценки результатов и проч.
При оценке деятельности общеобразовательного учреждения по данному критерию необходимо ориентироваться на формы 11, 5, предоставленные общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта, и статистический ежегодник «Образование Белгородской области», 2006г.: раздел 2, п. 19, стр.34-34. «Сведения об оснащенности муниципальных общеобразовательных учреждений Белгородской области компьютерной техникой», раздел 2, п.20, стр. 35 «Сведения подключения к сети Интернет муниципальных общеобразовательных учреждений Белгородской области.
Форма 11
Сведения об использовании педагогами ОУ современных образовательных и воспитательных методик и технологий
№ п\п |
Основные показатели |
Доля охвата педагогов(%) |
||
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год |
||
1. |
Виды современных образовательных и воспитательных методик и технологий (в том числе информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих) и кол-во педагогов их использующих (всего, % от общего кол-ва педагогов) |
|||
2. |
Доля преподавателей, прошедших курсовую подготовку по овладению навыками работы на персональном компьютере |
Форма 4
Справка
о наличии оборудования для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
выдана директору __________________________________________________ (ФИО) в
том, что в _____________________________________________________(название ОУ)
имеется следующее оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
№ п/п |
Наименование оборудования |
2004-2005 учебный год (%) |
2005-2006 учебный год (%) |
2006-2007 учебный год (%) |
1. |
Кол-во компьютерных классов (всего) |
|||
2. |
Кол-во ПК, используемых в образовательном процессе (всего), из них: |
|||
- типа Pentium 2 и выше, кол-во, % |
||||
- кол-во ПК на 1 ученика |
||||
- кол-во ПК на 1 учителя |
||||
3. |
Кол-во ПК, подключенных к Интернету (%) |
|||
4. |
Наличие локальной сети в ОУ |
|||
5. |
Кол-во ПК в локальной сети (%) |
|||
6. |
Системное программное обеспечение (типы и количество, например, операционные системы Windows 98, 2000, ХР) |
|||
7. |
Школьное телевидение |
|||
8. |
Кол-во обучающего программного обеспечения (всего), из них: |
|||
-мультимедийные энциклопедии |
||||
- обучающее программы |
||||
- тренажеры |
||||
- электронные учебники |
||||
- виртуальные лаборатории |
||||
9. |
Кол-во мультимедийных проекторов |
3. Критерий «обеспечение доступности качественного образования»
В контексте реализации данного направления национального проекта под доступностью качественного образования предлагается понимать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением для того, чтобы обучающиеся в нем дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с особенностями возрастного этапа, индивидуальными склонностями и предпочтениями, а также психо-эмоциональными и интеллектуальными особенностями.
При оценке деятельности общеобразовательного учреждения по данному критерию необходимо учитывать:
показатели отсева, то есть количество школьников, не получивших основного общего образования до достижения ими 15-летнего возраста;
наличие вариантов программ для разных групп школьников, обучающихся в данном учреждении, то есть полноту удовлетворения их образовательных запросов;
характер реализуемых образовательных программ (содержание и технологии), традиционных и программ нового поколения, то есть более качественных, например, развивающего обучения;
количество учителей, имеющих высокую квалификацию, обеспечивающих качество реализации этих программ;
наличие в школе открытых и прозрачных процедур зачисления учащихся на все ступени школьного образования и во все классы, согласно имеющемуся в школе количеству посадочных мест, и наличием у родителей и учащихся возможностей для выбора образовательной программы.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на формы 3, 12-15, предоставленные общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта, и статистический ежегодник «Образование Белгородской области», 2006г.: раздел 4, п.29, стр.46-47 «Численность детей и подростков в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях и систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам».
Форма 3
СПРАВКА
о статусе образовательного учреждения
выдана директору__________________________________________________(ФИО)
________________________________________________(название ОУ)
в том, что вышеназванное образовательное учреждение в течение________________ (период времени) является _________________(пилотной, экспериментальной, инновационной и др.) площадкой по проблеме __________________________________________________________________
Начальник МОУО (название района) ________________/_________________(ФИО)
М.П.
дата
Форма 12
Сведения об учащихся, не получивших основное общее образование до достижения 15 летнего возраста
№ п\п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год (первое полугодие) |
1. |
Количество уч-ся, отчисленных из ОУ (всего, % от общего кол-ва выпускников) |
|||
2. |
Кол-во уч-ся, переведенных в вечернюю школу (всего, % от общего кол-ва выпускников) |
Форма 13
Сведения о формах образования, реализуемых в ОУ
№ п\п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год |
1. |
Количество уч-ся, обучающихся в: - профильных классах |
|||
- классах углубленного изучения |
||||
- классах коррекционного обучения |
||||
2. |
Количество уч-ся, получивших образование в форме экстерната |
|||
3. |
Количество уч-ся, получивших образование в форме семейного образования |
Форма 14
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
№ п\п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год |
1. |
Кол-во программ, обеспечивающих повышенный уровень обучения (углубленное, профильное обучение) всего, в том числе: |
|||
- в 1-4 классах |
||||
- в 5-9 классах |
||||
- в 10-11 классах |
||||
2. |
Кол-во программ спецкурсов вариативной и факультативной части учебного плана для 10-11 классов |
|||
3. |
Кол-во программ профессиональной подготовки с присвоением квалификационных разрядов |
|||
4. |
Наличие дополнительных образовательных услуг для: - детей дошкольного возраста |
|||
- учащихся 1-4 классов |
||||
- учащихся 5-9 классов |
||||
- учащихся 10-11 классов |
||||
- взрослого населения |
Форма 15
Сведения о квалификации педагогического состава ОУ
№ п\п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год |
1. |
Образовательный уровень педагогического состава (чел., %): |
|||
- доктора и кандидаты наук |
||||
- высшее образование |
||||
- среднее специальное образование |
||||
- общее образование |
||||
2. |
Квалификационные характеристики педагогического состава (чел., %) имеют: |
|||
- высшую категорию |
||||
- первую категорию |
||||
- вторую категорию |
||||
3. |
Количество учителей, имеющих: |
|||
- почетное звание «Заслуженный учитель РФ» |
||||
- почетное звание «Народный учитель РФ» |
||||
- отраслевые награды |
||||
- государственные награды и премии |
||||
4. |
Повышение квалификации педагогического состава: |
|||
Обучаются в аспирантуре и в группах соискателей ученой степени (чел., в %) |
||||
Проходили повышение квалификации в БелРИПКППС (СОИУУ) (чел, %) |
4. Критерий «продуктивность реализации программы развития»
Под продуктивностью реализации программы развития учреждения понимается достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней планами и показателями результативности, а также ее содержательное соответствие Концепции модернизации российского образования и приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации.
Для оценки деятельности учреждений по критерию «продуктивность реализации программы развития» рекомендуется оценить содержание программы развития как документа школы, который является основным инструментом управления инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения и основным фактором успешности процесса развития.
Предлагаем ряд вопросов, направленных на выявление и оценку качественных характеристик программы и, соответственно, ее продуктивности.
1. Насколько полно учреждение справляется с реализацией намеченных в программе планов: укладывается ли в отведенные программой сроки; в полном ли объеме реализует запланированные цели?
2. Является ли программа развития школы тем реально действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы?
3. Имеются ли в программе развития четко обозначенные цели и детально проработанные планы их достижения?
4. Имеются ли у учреждения надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства; внебюджетные средства учредителя; средства от коммерческой деятельности учреждения; спонсорские средства родителей, выпускников, социальных партнеров и др.; целевое финансирование по грантам, проектам и др.?
5.Обоснована ли в программе развития перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и других изменений инновационного характера?
6. Обосновано ли в программе развития, что для решения поставленных в ней проблем у образовательного учреждения имеются необходимые возможности: кадровые, научно-методические, материально-технические и другие условия?
7. Обосновано ли в программе развития, что решаемые учреждением проблемы являются для него актуальными?
При оценке деятельности общеобразовательного учреждения по данному критерию необходимо ориентироваться на форму 4, предоставленную общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта, и приложение 3 «Требования к программе развития образовательного учреждения».
5. Критерий «сочетание принципов единоначалия и самоуправления».
Ключевое понятие этой позиции – «школьный уклад». Здесь имеется в виду не только весь комплекс зафиксированных в уставе норм, но и традиционных, по которым живет школа. Сюда входят все особенности школьных будней и праздников, механизм принятия управленческих решений, кадровая политика, правила обсуждения стратегических и тактических вопросов развития учреждения как внутри коллектива сотрудников, так и с родителями, связи с общественностью, создание информационного и коммуникативного поля и т.д.
Реализация базовых демократических ценностей через создание системы государственно-общественного управления предполагает:
наличие разных органов общественного управления (совет образовательного учреждения, управляющий совет, попечительский совет);
динамика развития форм участия общественности в принятии управленческих решений;
нормативная база по общественному самоуправлению в школе;
формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт или страничка в Интернете, ежегодные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.);
наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации;
результаты работы органов общественного управления и системы в целом:
решение реальных проблем образовательного учреждения;
улучшение материально-технических условий;
финансовая и кадровая поддержка учреждения образования.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на форму 16, предоставленную общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта.
Форма 16
Сведения о реализации принципов единоначалия и самоуправления в ОУ
№ п\п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год |
1. |
Название органа/органов общественного управления в ОУ |
|||
2. |
Наличие в школе документов по общественному самоуправлению |
|||
3. |
Доступность и открытость информации: |
|||
- наличие школьной газеты (указать название) |
||||
- наличие сайта или странички на сайте |
||||
- наличие ежегодных отчетов, докладов перед школьным сообществом |
||||
4. |
Результаты работы органов общественного управления и ОУ в целом: |
|||
- улучшение материально-технических условий |
||||
- финансовая поддержка учреждения |
||||
5. |
Наличие в ОУ практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни (опросы, интервью, форум и т.д.) |
6. Критерий «отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся»
Состояние здоровья учеников – ключевой показатель эффективности образовательной программы, реализуемой учреждением. Высокие учебные достижения не служат оправданием систематического ухудшения здоровья детей, следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обуславливает результативность целостного образовательного процесса.
При оценке деятельности учреждения по данному критерию необходимо помнить о факторах, отрицательно отражающихся на здоровье школьников:
трудоемкие технологии обучения, ведущие к утомлению школьников на уроке, перегрузкам и увеличению объема домашних заданий;
авторитарный стиль взаимодействия учителя с учащимися, не допускающий проявления эмоциональной свободы, вызывающий повышенное нервное напряжение, утомляемость и дискомфорт;
невыполнение санитарно-гигиенических норм в процессе проведения учителями занятий, следствием чего являются простудные и другие заболевания;
недостаток двигательной активности и физических упражнений во время длительного пребывания учащихся в школе;
травматизм на занятиях по физкультуре, техническому труду, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий со школьниками вследствие нарушения норм техники безопасности, халатности и неисполнения своих обязанностей педагогом;
несоблюдение в школах режима рационального сочетания труда и отдыха в процессе учебы: минимизация школьных перемен, непродуманность составления школьного расписания и т.д.;
отсутствие у учащихся мотиваций к ведению здорового образа жизни и использование недостаточно эффективных средств для их формирования со стороны школы.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на формы 17-18, предоставленные общеобразовательным учреждением.
Форма 17
Сведения о состоянии здоровья учащихся ОУ
№ п\п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год (I полуг.) |
1. |
Количество учащихся, отнесенных к основной группе здоровья (чел., в % от общего кол-ва учащихся) |
|||
2. |
Количество учащихся, имеющих хронические заболевания (чел., в % от общего кол-ва учащихся) |
Форма 18
Сведения об уровне травматизма в ОУ
№ п\п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год (I полуг.) |
1. |
Количество учащихся, получивших травмы в урочное время |
|||
2. |
Количество учащихся, получивших травмы во внеурочное время |
7. Критерий «позитивное отношение родителей, (законных представителей), выпускников и местного сообщества к учреждению»
Отношение к школе родителей, выпускников и местного сообщества может быть рассмотрено через ряд показателей:
активность участия родителей, выпускников в жизни школы;
количество жалоб, связанных с деятельностью образовательного учреждения;
регулярность посещения родителями классных собраний, общешкольных и классных мероприятий, проводимых школой для родителей и учащихся;
роль культурно-образовательного центра местного сообщества, участие в различных акциях совместно с родителями детей;
специально организованные школой исследования (опросы, анкетирования) на данную тему.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на форму 19, предоставленную общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта.
Форма 19
Сведения о взаимодействии ОУ с родителями, выпускниками и местным сообществом
№ п\п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год (I полуг.) |
1. |
Совместные образовательные проекты (указать наименование проектов и организаций) |
|||
2. |
Количество зафиксированных обращений, родителей, граждан |
|||
3. |
Исследования (опросы, анкетирование), проведенные школой на данную тему |
8. Критерий «обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса в учреждении»
В данном случае необходимо учитывать сотрудничество образовательного учреждения с правоохранительными органами, наличие охраны, систем противопожарной безопасности, соответствие школьного питания требованиям Госсанэпидемнадзора и проч.
На данном этапе следует обратить внимание на:
● данные об ущербе для жизни и здоровья детей, связанные с условиями их пребывания в ОУ (общее количество и динамику за последние три года), травматизм детей во время пребывания в школе, общее количество и динамику пищевых отравлений в школьных столовых и др.);
● общее количество и динамику чрезвычайных ситуаций (пожары, нарушения систем жизнеобеспечения: отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения);
● количество вынесенных предписаний со стороны органов санэпиднадзора, противопожарной безопасности, инспекции по охране труда за последние 3-5 лет;
● соблюдение правил противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил по охране труда.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на форму 20, предоставленную общеобразовательным учреждением-участником приоритетного национального проекта, и статистический ежегодник «Образование Белгородской области» 2006: раздел 2, п.14, стр. 30 «Охрана труда и техника безопасности в муниципальных образовательных учреждениях».
Форма 20
Сведения о соблюдении техники безопасности, охраны труда в ОУ
№ п\п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год (I полуг.) |
1. |
Наличие охраны в общеобразовательном учреждении |
|||
2. |
Количество нарушений систем жизнеобеспечения |
|||
3. |
Количество вынесенных предписаний (за последние 3-5 лет): |
|||
- со стороны санэпиднадзора |
||||
- противопожарной безопасности |
||||
- инспекций по охране труда |
9. Критерий «участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах»
На данном этапе необходимо проанализировать:
общее количество конкурсных мероприятий, в которых участвовало само образовательное учреждение, его педагоги и учащиеся;
динамику конкурсного движения за последние три года;
уровни конкурсов (муниципальный, региональный, федеральный округ, общероссийский, международный и др.);
● охват и динамику участия в конкурсах педагогов и учащихся.
При оценке работы общеобразовательного учреждения по данному критерию экспертам важно обратить внимание не только на результаты, подтвержденные грамотами, сертификатами и другими документами, свидетельствующими о победах, но и на разнообразие конкурсных мероприятий. На получение наивысших баллов могут претендовать те учреждения, которые имеют положительную динамику по всем перечисленным показателям за последние три года; широкий спектр конкурсных мероприятий, соответствующий выше перечисленным; широкий спектр уровней конкурсных мероприятий.
Проводя экспертизу по данному критерию, необходимо ориентироваться на форму 21, предоставленную общеобразовательным учреждением, и статистический ежегодник «Образование Белгородской области» 2006г.: раздел 11, п.105-107, стр.118-121 «Конкурсы профессионального мастерства»; раздел 12, п.111, стр. 126 «Областные конкурсы по методической работе»; раздел 12, п.112-113, стр.126-129 «Информация по итогам третьего областного конкурса грантов (2006г.)»; раздел 5, п.61-64, стр.74-77 «Создание единого воспитательного пространства».
Форма 21
Сведения об участии педагогов и учащихся ОУ в конкурсных мероприятиях
№ п\п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год (I полуг.) |
1. |
Количество конкурсных мероприятий, в которых: |
|||
- участвовало образовательное учреждение |
||||
-участвовали педагоги |
||||
-участвовали учащиеся |
||||
2. |
Результат участия учащихся ОУ в фестивалях, конкурсах, смотрах разных уровней (указать название мероприятия, данные участника): |
|||
- муниципальных |
||||
- региональных |
||||
- федеральных |
||||
- международных |
||||
3. |
Результат участия учителей- участников конкурсов профессионального мастерства (указать название мероприятия, данные участника) |
10. Критерий «создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования»
Активная внеурочная деятельность и наличие блока дополнительного образования являются важными условиями образовательного процесса в школе. При этом важно, чтобы было обеспечено необходимое разнообразие предлагаемых образовательных программ, соответствующих индивидуальным запросам учащихся, их возрастным особенностям.
В рамках данного критерия целесообразно рассматривать внеурочную деятельность прежде всего с точки зрения ее направленности на формирование социальной компетентности учащихся, развития их творческого потенциала, поскольку именно эти образовательные результаты наиболее сложно обеспечить в классно-урочной организации учебного процесса.
Оценка результатов может проводиться по показателям:
охват учащихся (% от общего количества) дополнительным образованием в своей школе в целом и по каждой ступени и году обучения в отдельности;
охват учащихся, занимающихся в спортивных секциях в своей школе в целом и по каждой ступени и году обучения в отдельности;
охват учащихся, участвующих в деятельности детских и юношеских общественных организаций, объединений в своей школе.
количество программ дополнительного образования детей (в целом и по возрастным группам учащихся);
наличие квалифицированных преподавателей.
При оценке деятельности общеобразовательного учреждения по данному критерию необходимо ориентироваться на форму 22, предоставленную общеобразовательным учреждением, и статистический ежегодник «Образование Белгородской области» 2006 г.: раздел 4, п. 67-71, срт.82-86. «Деятельность учреждений дополнительного образования детей».
Форма 22
Система дополнительного образования
№ п\п |
Основные показатели |
2004-2005 учебный год |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год (I полуг.) |
1. |
Количество ставок педагогов дополнительного образования |
|||
2. |
Количество учащихся (% от общего количества) охваченных дополнительным образованием |
|||
3. |
Количество детских творческих коллективов (всего), и результативность их деятельности (наивысшие достижения в районных (городских), областных всероссийских, международных конкурсах) |
|||
4. |
Количество оборонно-спортивных объединений (всего), в них учащихся всего, в % от общего количества учащихся (наивысшие достижения в районных (городских), областных всероссийских, международных конкурсах) |
|||
5. |
Количество учащихся, имеющих значок ГТО всего, в % от общего количества учащихся |
|||
6. |
Количество несовершеннолетних, из группы социального риска, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних |
|||
7. |
Количество учащихся, охваченных детским общественным движением всего, в % от общего количества учащихся |
|||
8. |
Наличие межведомственных программ по развитию творческих способностей учащихся с учреждениями дополнительного образования детей |
Форма 1
КОНКУРС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ВНЕДРЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ
Председателю
областной межведомственной
рабочей группы по реализации приоритетного национального
проекта «Образование»
С.П. Тимофееву
ЗАЯВКА
НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, ВНЕДРЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Совет образовательного учреждения __________________________
ходатайствует о выдвижении на конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(полное наименование учреждения)
на основании решения _________________________ от «___» _________________ 2007г.
протокол № ____
Председатель совета
_______________/______________________/
Ф.И.О.
Дата подачи заявки:
СВЕДЕНИЯ О ПРЕТЕНДЕНТЕ
Полное наименование общеобразовательного учреждения:________________________ __________________________________________________________________
Название конкурсного материала с указанием темы:_____________________________
_____________________________________________________________________________
ФИО директора: _____________________________________________________________
ФИО научного руководителя: _________________________________________________
Почтовый адрес общеобразовательного учреждения: ____________________________
_____________________________________________________________________________
Контактный телефон: ________________
Факс: _____________
E-mail: ____________
Адрес сайта в Интернете ____________________________
Подпись руководителяОУ: ________________/ ________________/
ФИО
Дата подачи заявки: _______________________
М.П.
СВЕДЕНИЯ О ЗАЯВИТЕЛЕ
Наименование заявителя:______________________________________
Ф.И.О. руководителя организации, должность: __________________________________
Фактический адрес организации-заявителя: ____________________________________
Контактный телефон: ________________
Факс: _____________
E-mail: ____________
Подпись руководителя Совета: ________________/ ________________/
ФИО
Дата подачи заявки: _______________________
Форма 2
СПРАВКА
об отсутствии нарушений законодательства в сфере образования
и трудового законодательства
выдана директору _________________________________________________ (ФИО)
_________________________________________________(название ОУ)
в том, что нарушения законодательства в сфере образования и трудового законодательства Российской Федерации за истекшие 3 (три) года отсутствуют.
Начальник МОУО (название района) _______________________ (ФИО)
М.П. _______________ подпись ______________дата
Форма №5
Требования к программе развития образовательного учреждения
Особенностью моделирования деятельности образовательного учреждения является научный подход, отражающий стохастическую (вероятностную) парадигму. Это позволяет создавать различные модели развития образовательного учреждения, адекватно реагирующего на изменения культурных условий. Общим в построении таких моделей является прогнозирование развития окружающей (по отношению к школе) среды, определение этапов деятельности образовательного учреждения, оценка необходимых для реализации программы финансовых и человеческих ресурсов.
Результатом моделирования деятельности образовательного учреждения является программа его развития, которая должна удовлетворять нескольким требованиям (по B.C. Лазареву):
Ограничение разнообразия — ориентация Программы на решение наиболее значимых проблем, оказывающих максимальное влияние на развитие социума и образовательного учреждения как его элемента.
Прогностичность — способность Программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.
Реалистичность — соответствие между планируемыми результатами и необходимыми для их достижения средствами, операциональность поставленных целей.
Рациональность — определение целей и способов их достижения, позволяющих для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах получить наилучший результат среди возможных (вероятных).
Целостность — полнота содержания и действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также их согласованность между собой и с другими документами.
Контролируемость — возможность диагностичной постановки целей и наличие доступных инструментов объективной проверки их достижения.
Минимизация – описание документов, подпрограмм или планов реализации программы должна быть минимальной во избежание формализма и перегрузки деятельности педагогического коллектива.
Программа развития образовательного учреждения является стратегическим документом, нацеленным на развитие школы, и определяет действия администрации, коллектива, органов общественного управления в ситуации нестабильности, возникающей в связи с протеканием общественно-экономических изменений окружающего социума и т.д.
Структура программы развития учреждения должна включать следующие разделы:
Раздел 1. Информационно – аналитическое обоснование программы развития (общий объем 8 стр.)
Характеристика раздела:
1.1. Паспорт программы развития образовательного учреждения – краткая аннотация программы (указывается отличительные особенности представленной программы); характеристика нормативно-правовой базы, используемой для разработки программы; цель и основные задачи; принципы программы; сроки и этапы реализации; ожидаемые результаты программы; финансовое обеспечение.
1.2. Информационная справка образовательного учреждения – историческое становление и традиции школы; численность и характеристика контингента учащихся и педагогов; описание социума; творческие контакты и социальное партнерство школы; уровень обученности школьников; уровень качества образовательных услуг; уровень воспитанности; коэффициент усвоения государственных стандартов (по результатам итоговой аттестации); сведения о выпускниках и их распределение; успехи и достижения школы; состояния ресурсной и технологической базы; характеристика управляющей системы, функционала и организационного механизма управления.
1.3. Аналитико-прогностическое обоснование программы – анализ внешний и внутренних факторов, влияющих на функционирование и развитие образовательного учреждения; анализ состояния и эффективности учебной, воспитательной, педагогической, методической и инновационной деятельности школы (представление информации о динамике результатов образовательного процесса; об использовании современных образовательных технологий и инновационных образовательных программ в учебном процессе; о достижении современного качества образования, сохранения и укрепления здоровья учащихся и т.д.); описание проблем и причин их порождающих, как основы новой модели развития образовательного учреждения.
Раздел 2. Концептуальное основание программы развития образовательного учреждения (общий объем 9 стр.)
Характеристика раздела:
2.1. Методологические основы для разработки концепции программы – краткое описание основополагающих идеи, подходов, принципов организации жизнедеятельности школы; новые модели выпускника и учителя, миссия школы.
2.2. Стратегические императивы – иерархия тактических целей и задач развития образовательного учреждения (задачи должны иметь свойства операциональности и диагностичности, так же задачи должны быть соотнесены с направлениями и изменениями в образовательной системе); приоритетные направления развития образовательного учреждения или этапы введения инноваций в жизнедеятельность школы; краткое описание прогноза изменений в социальном заказе и прогноза основных тенденций развития окружающего социума; краткая характеристика условий, обеспечивающих деятельность педагогического коллектива по приоритетным направлениям развития образовательного учреждения; модельное представление школы.
Раздел 3. Основные направления и механизмы реализации программы развития образовательного учреждения (общий объем 8 стр.)
Характеристика раздела:
3.1. План реализации программы развития – указываются направления, задачи, этапы, сроки, мероприятия, ответственные за реализацию программы (указанные мероприятия в плане должны соотносится с задачами и предполагаемыми направлениями развития образовательного учреждения).
3.2. Система и механизмы управления образовательным учреждением - дается краткое описание модели управления образовательной системой (возможны схемы) с включением информации о механизмах управления образовательным учреждением в новых условиях; об участии и степени влияния родителей, общественности в управлении школой, о механизмах самоуправления в учреждении (описание должно соотносится с направлениями изменений или задачам реализации программы развития).
Раздел 4. Ресурсное сопровождение реализации программы развития образовательного учреждения (общий объем 3 стр.)
Характеристика раздела:
4.1. Основные ресурсы для жизнеобеспечения новой модели образовательного учреждения – дается краткое описание и характеристика ресурсов, необходимых для реализации программы: нормативно-правовое сопровождение (возможные локальные акты, введение новых должностей, регламентация деятельности субъектов образовательного процесса и т.д.); научно-методическое сопровождение (возможные дополнительные разработки, целевые программы, механизмы оптимизации образовательного процесса, позволяющие реализовать программу); указывается уровень обеспечения системы образования кадровым потенциалом (указать условия и возможности повышения квалификации педагогических работников); информационные ресурсы (возможности и планирование информационной поддержки образовательного процесса, использование Интернета, локальной сети, сайта школы и т.д.); материально-техническая поддержка (возможности и условия оснащения образовательного учреждения) и другие ресурсы.
4.2. Финансово-экономическое сопровождение реализации программы развития – описание финансирования может быть представлено в виде Бизнес-плана текущего года или плана для всего периода реализации программы (учитываются сроки и направления реализации программы, указывается изыскания внебюджетных и привлеченных средств для реализации программы развития); может быть представлена программа финансового сопровождения образовательной деятельности с указанием увеличения доступных фондов, средств, ресурсов специальных мероприятий по поиску и привлечению дополнительных ресурсов не только материальных и финансовых, но также интеллектуальных, моральных (финансирование программы должно быть согласованно с Управляющим или Попечительским советом).
Раздел 5. Ожидаемый результат, показатели социально - экономической эффективности и индикаторы реализации программы развития образовательного учреждения (общий объем 2 стр.)
Характеристика раздела: краткое описание индикаторов, позволяющих провести оценку, анализ и мониторинг эффективности реализации программы развития (соблюдение условий реалистически и диагностически индикаторов); характеристика устойчивости программы развития, указание возможных рисков и мер их преодоления.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Государственный образовательный стандарт — это образовательный ценз, уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании. ГОС включает федеральный и региональный компоненты.
Децентрализация управления — процесс передачи делегирования управленческих функций местным органам самоуправления.
Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т.п. с помощью специально разработанных научных методов.
Диагностика психологическая — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей его психики: способностей, личностных черт, мотивов, отклонений от психической нормы и т.д.
Диверсификация образовательных учреждений — одновременное развитие различных типов учебных заведений.
Дистанционное обучение — технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Д.о. осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий.
Единоначалие — единоличное решение вопросов руководителем конкретного уровня управления, входящих в его компетенцию.
Инновационный процесс школы — это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждый из которых может также пониматься как отдельный, частный инновационный процесс.
Информационная потребность — это форма отношения специалиста к определенной информации, которая квалифицируется как «необходимая» для решения поставленной задачи.
Информация — сведения о состоянии системы и окружающей среды, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
Качество образования – такая совокупность его свойств, которая обуславливает его способность удовлетворять социальным потребностям в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. (М.М. Поташник, Управление качеством образования. М., 2000.)
Климат социально-психологический — это совокупность сложившихся социально-психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (коллективе).
Коллегиальность в управлении — процесс выработки коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, исполнителей конкретных решений.
Компетентностный подход – подход, акцентирующий внимание на результаты образования, в качестве результативности рассматривается не сумма усвоенной информации, а способностях человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Контроль — процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Критерии (от греческого kriterion — средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
Менеджмент {англ. вар.) — способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления, административная единица; (нем. вар.) — Вернер Зигерт и Лючия Ланг включают в это понятие методы и тактику управления предприятием, «самоуправление», «саморегуляция» — менеджмент — это «такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнить поставленные задачи гуманным, экономическим и рациональным путем»; (амер. вар.) — известный американский теоретик менеджмента П.Друкер — это специфически вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с цель, сделать людей способными к совместному действию, придать их усилию эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.
Методы обучения, система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Понятие «метод обучения» отечественные педагоги трактовали по-разному. Одни понимали его как «способ передачи другим познаний» (Д.И.Тихомиров) или относили к нему «вообще все способы, приёмы и действия учителя» (К.В.Ельницкий). Другие рассматривали метод обучения как «совокупность координированных приёмов преподавания» (С.А.Ананьев) и т.д.
Метод управления — это способ организации совместной деятельности участников педагогического процесса по реализации целей, принципов, содержания управленческой деятельности.
Метод управления — способ, совокупность приемов, воздействие на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Мониторинг — целостная система, являющаяся инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания, используемых методик, служит основой для обоснования путей устранения недостатков, является основой для принятия управленческих решений.
Нововведение (инновации) — это процесс введения в систему внутришкольного управления новых постоянных элементов, изменений в определенный участок, среду, зону. Таким образом, нововведение можно рассматривать как процесс поиска (разработки), распространения, внедрения и реализации новшества. Нововведение является носителем новшества, средством его «доставки» в нужную точку обновляемой системы.
Новые информационные технологии — это системы целостных взаимосвязанных приемов, методов и средств анализа и обработки информации, осуществления коммуникаций.
Нормы оценивания (по определению A.M. Моисеева) — абстрактная модель взаимодействия элементов: требования, разномасштабные планы, ориентиры функционирования и развития школы.
Образовательные программы (О.П.), документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. В Российской Федерации О.П. подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Основные задачи О.П: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных О.П. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. О.п. являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей. Профессиональные О.П. направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов. О.П. устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Образовательный процесс – специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач
Организационная структура управления — совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.
Организация деятельности — процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.
Педагогическая система — социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование личности, способная к саморазвитию окружающей действительности.
Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
Педагогический коллектив — это относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимыми целями деятельности, имеющая органы руководства.
Планирование — принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью.
Принцип — основа, руководящая идея.
Принципы управления — основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.
Прогнозирование (греч. «знание») — разновидность научного предвидения.
Прогноз — вероятностный вариант будущего состояния школы. Смысл прогнозирования состоит в выявлении перспективных проблем, подлежащих решению в определении путей достижения заданных результатов.
Программа развития -
Процесс – закономерна последовательная, непрерывная смена следующая друг за другом моментов развития чего-либо.
Психологическая совместимость людей — способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.
Развитие (философ, понимание) — закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необходимое и направленное.
Разгосударствление системы образования — создание негосударственных учебных заведений.
Рецензия — критический анализ и оценка какого-либо научного или художественного произведения.
Самоуправление ученическое — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижении общественно значимых целей.
Социум — большая устойчивая социальная общность людей, которая характеризуется единством условий их жизнедеятельности в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры.
Содержание образования — представляет собой социальный опыт (накопленный человеком), который усваивается конкретной личностью.
Совет школы, выборный орган, представляющий общественные интересы во внутришкольном управлении (см. Управление школой): одна из форм самоуправления в образовательном учреждении. С.Ш. создаются по Закону РФ об образовании (1992) и на основании типового положения об образовательном учреждении. В большинстве школ С. Ш. действуют как совещательные органы при директоре школы. Состав С.Ш., порядок его избрания, организационная структура, регламент работы и принятия решений определяются в уставе образовательного учреждения.
Система образования — совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.
Системный подход — методологическая ориентация для изучения и преобразования реальной действительности, также для практики управления сложными системами.
Современные образовательные технологии — процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса, с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми.
Стандарт контроля (по определению Г.А. Стрюкова) — нормативные требования к объекту (школе в целом или ее отдельному элементу), заявленные в форме, которая позволяет проверить соответствие объекта этим требованиям.
Стратегия управления — искусство планировать управление, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах.
Управление — целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение, становление стабилизации оптимального функционирования и обязательного развития школы.
Управление — функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
Управление педагогическими системами — целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей.
Управленческая информация — информация, необходимая для оптимального функционирования управляемой системы.
Управленческое решение (планы, приказы) — это процесс нахождения связей между существующим состоянием управления и тем, который предусматривается целью управления.
Формы организации управлением — подбор и расстановка кадров, координация деятельности педагогов, родителей, учащихся.
Функции управления — конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами.
Централизация управления — управление, при котором местные учреждения, органы подчинены вышестоящим, в свою очередь управляемым из единого центра.
Эклектика — неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов.
Экспертиза — рассмотрение вопроса специалистами (экспертами) с целью вынесения заключения.
Методические рекомендации разработаны с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, института образовательной политики «Эврика» (Москва, 2006)