Использование музыки на уроках литературы
План
1. Роль музыки и литературы в жизни человека
2. Методические приемы использования музыки на уроках литературы
3. Конспект литературно - музыкального вечера
1. Каждый словесник испытывает большие трудности, когда обращается к вопросу о взаимосвязях литературы и музыки. Эти трудности в значительной степени объясняются тем, что в литературе по эстетике конкретизируются теоретические понятия, как правило, с малыми ссылками на примеры из музыки.
Важная особенность художественной литературы, отличающая ее от других видов искусств,—возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их словами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразительные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцеро-ва соната» Л. Н. Толстого, «Как сложили песню» А. М. Горького, «Марсельеза» Л. Андреева, «Интермеццо» М. Коцюбинского, «В космическом оркестре» П. Г. Тычины, «На репетиции VII симфонии Шостаковича» А. Н. Толстого, «Шопен» М. Рыльского и др. Многие произведения литературы положены на музыку.
Композитор М. Мусоргский считал музыку «художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее». Но есть художественные преимущества в сочетании звуков: в музыке в тысячу раз больше эмоциональных оттенков, нежели в сочетании слов.
Художественное слово более всего становится музыкальным и лирическом произведении, передающем движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У нее есть ритм, внутренняя мелодия, сохраняется тембровая полифония, как и в стихах. По силе и выразительности музыка в прозе отличается от музыки в стихах, так как в прозе отсутствует метр. Поэтому услышать музыку в прозе не так легко, тем более там, где она проходит подспудно, где музыкальные впечатления вызываются исключительно средствами слова и без музыкальной терминологии. В прозаических произведениях, в которых образы или картины наполнены звуковыми ассоциациями, словами, относящимися непосредственно к музыке как самостоятельному виду искусства, музыка прослушивается лучше.
Естественно, в литературном произведении речь идет" лишь о «музыке», которую ощущаем внутренним слухом, представляем ее звучание посредством словесных образов. Но мастерство и вдохновение поэта, его внутренний слух способны, путем соответствующей «речевой инструментовки», настроить читателя на музыкальный лад, заставить его услышать «музыку» через слово. «Поэт, конечно, может вовсе не упоминать ничего о музыке, и все-таки действо поэтическое (процесс звучания стихов) будет у него музыкальным»,—писал Б. Асафьев.
В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что- либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной... А на язык струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься... Если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания».
Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты, сближающие два вида искусства, сохранились:
1. Общественный характер. Понимание произведения как некоего общения автора, воплощающего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.
2. Историческое осмысление действительности и опосредованное отражение ее в художественном образе, представляющем единство обобщенного и конкретного, объективного и субъективного, типичного и характерного.
3. Развернутость во времени.
4. Эстетическое отношение к жизни.
5. Интонационная природа. Б.Л.Яворский полагал в этой связи, что «если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и гласность, оставив лишь одно звучание, то в таком фонографе оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи — музыкальное произведение»
6. Общность жанров — песня («Песня о Буревестнике» М.Горького и «Песни без слов» Ф.Мендельсона-Бартольди), поэма (поэма З.Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада (баллады Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К.Метнера, оркестровая «Сказка" Н.А.Римского-Корсакова и «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина и др.).
7. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности (лат.— написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слухом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.
8. Параллельность эмоционального воздействия текста (музыкального и литературного) и мыслительной переработки воспринимаемого.
Близка музыке стихотворная речь, содержащая музыку в себе как таковую, в форме чего-то «проникающего в самую глубь души». Определяя таким образом близость музыки и поэтического слова, П.И.Чайковский писал о поэзии А.А.Фета;«Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область (т.е. музыку)»При этом связь музыки и поэтического слова не только духовна, но и материальна. Материальной стороной взаимосвязи поэзии и музыки являются некоторые приемы структурирования текста. К числу таковых Л.Н.Казанцева относит: метро-ритмическую организацию стиха, особенности формообразования строфы, подобной музыкальному периоду, а также репризность, варьирование.
Более того, литература подчас заимствует у музыки сугубо музыкальные средства воплощения содержания. Так, например, в стихотворении «Бал» Н.П.Огарева части предваряются иноязычными обозначениями темпов, принятыми в музыке.
Существует и обратное влияние литературных форм на музыку. В отличие от строгих музыкальных форм, которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу развертывания (принцип сквозного развития), стремление к конкретности (программная музыка).
Таким образом, связь музыки и литературы, существовавшая первоначально, обусловила постоянство устремленности двух искусств друг к другу после их разделения.
Так, некоторые литературные произведения имеют музыкальную тематику; например, «Квартет» И.А.Крылова, «Крейцерова соната» Л.Н.Толстого, «Певцы», «Песнь торжествующей любви» И.С.Тургенева, «Певчие», «Скрипка Ротшильда» А.П.Чехова.
Также следует отметить писателей, которые не выносили в название своих произведений музыкальной терминологии, но отличались удивительной музыкальностью языка. К примеру, проникнуты музыкой страницы произведений Н.В.Гоголя, А.А.Блока, С.А. Есенина.
Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Музыкальные иллюстрации, будучи характеристиками внутреннего мира героев, являются неотъемлемой частью драм («Бесприданница» А.Н.Островского. "Вишневый сад» А.П.Чехова и др.). Роль музыкантов и музици-рования велика в таких крупнейших произведениях, как «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» И.С.Тургенева. «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского.
Некоторые писатели сам процесс создания литературного произведения уподобляли процессу музицирования. Так, А.К.Толстой писал: «Не только идеи, понятия, но и картины самые сложнейшие, самых тончайших оттенков я могу передать словами, Получается так, как будто бы в человеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, он как будто невидимыми пальцами играет на этой клавиатуре мозга, и в голове воспринимающего возникает та же самая симфония»,
Другой позицией, обуславливающей естественность синтеза литературы и музыки в учебном процессе, является направленность педагогики на создание у школьников целостного представления о мире.
В настоящее время в научной литературе определены следующие типы взаимодействия искусства, и в частности, литературы и музыки: межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана, комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, преподавание отдельных видов искусств на полихудожественной основе — с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусств, а также сочетание обязательных предметов эстетического цикла с занятиями во внеурочное время. Возможностью данного подхода является проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций. При этом концерт явится одновременно и условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи — формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоззрения старшеклассников. Также ввиду способности раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция в условиях внеурочного времени явится средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно-творческих потенций. Кроме того, концерт в форме литературно-музыкальной композиции — возможность для учащихся испытать себя в разных видах художественной практики (творчество и восприятие), а для учителя это возможность раскрыться в иной роли — «не только носителя культуры, но и ее творца
2. Музыкальный материал на уроках изучения литературы следует использовать систематически, на протяжении всего учебного года.
Учитель может показать к примеру взаимопроникновения литературы и музыки во второй половине XIX века, расширяя и углубляя таким образом представление учащихся о культурном наследии. Естественно, что не только литература, но и музыка выражает общественную позицию человека и воспитывает его, обогащая эмоциональный мир, образное мышление.
А. М. Горький, формируя новый художественный метод, уделял огромное внимание народной песне. Писатель всегда заботился об изучении музыкального фольклора, призывал деятелей искусства создавать новые песни. Чтобы пополнить знания учащихся о песне, можно провести урок на тему «Истоки красоты—в песне» или «Размышление над песней». Материалы для урока можно найти большие и благодатные, если учесть, что песня была постоянным спутником в жизни писателей и его героев.
Учитель обязан помочь им понять, что песня позволяет писателю глубже показать внутренний мир человека, его переживания, чувства. Полезно напомнить слова известной актрисы В. Ф. Комиссаржевской, прекрасно исполнявшей роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского; она признавалась, что романс, который поет героиня, был для нее «чуть ли не ключом всей роли». После разъяснения учителя рассказ о рождении песни воспринимается учащимися с большим интересом, но требуются дополнительные комментарии, для того чтобы ученики глубже вникли в сущность народного творчества, народной музыки.
Почти каждый человек задумывается над тем, как рождается песня в народе, при каких условиях, почему автор ее остается неизвестен, почему она живет веками, переходя от поколения к поколению.
Тема о рождении и жизни песни будет намного содержательней и интересней, если привести известные слова И. В. Гоголя: «По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города».
Интересно сообщить учащимся и о таком явлении в истории культуры. Неграмотная бабушка Федосова сохранила в своей памяти 30 тысяч стихотворных произведений, среди которых немало народных песен. Известный фольклорист П. Демуцкий в двух селах записал около 700 народных мелодий.
О том, как создается песня, рассказывает известный кобзарь Егор Мовчан: «Большое то дело, когда сам что-нибудь создаешь. А сочинять хочется, если человек с музыкою неразлучен и она глубоко запала ему в душу, тогда и самому хочется сказать что-нибудь своею музыкою.
Сидишь и сам себе говоришь, и слова эти поешь. Одно слово, другое, третье... Так я сложил о Ленине «Была зима с оттепелью, а другая лютая». Сижу или хожу, все произношу, а они поются. Раз споешь, другой, еще и еще, и тогда—вышла целая песня. Бери ее и пой. Если хорошая песня, люди ее сердцем слушают... И я, словно дерево весною, оживаю от этого».
Можно привести и другой пример. Известный композитор С. Комитас сумел проследить, как в одной деревне появилась хороводная песня, как шлифовалась мелодия, танец, согласовывалось пение солиста с участниками хоровода. Содержательны его размышления по поводу возникновения песни,
Итак, песня шлифуется веками, проходит процесс эмоционального и художественного обогащения у каждого поколения. Такие свойства песни очень важны в познании духовной жизни народа. «Песня—такой же высокий жанр, как и симфония. Песне доступны самые высокие идеи и самые высокие, сильные и чистые чувства». Она неисчерпаемый источник для создания крупных инструментальных и вокальных произведений. Учитель должен помнить, что когда слушаем песню, то стараемся уловить прежде всего слова, мелодию. Но на этом восприятие не заканчивается. В песне заложены очень важные выразительные средства, которые согласуются с драматическими произведениями: «Песня—своего рода театр: в ней есть драматургия, есть пьеса, есть актер и даже своеобразные декорации,—говорил композитор В. П. Соловьев-Седой. Полезно дать задание учащимся для самостоятельной работы. Реферат на тему «Истоки красоты — в песне» готовит ученик, который интересуется искусством.
Важно сообщить учащимся, что роль музыки в жизни писателя необычайно возросла в настоящее время. Это обусловливается развитием нашего общества. Пренебрежение к музыкальной культуре обедняет эмоциональный мир художника слова, делает серыми его произведения, поскольку отображенная в них жизнь теряет одну из привлекательнейших сторон своих—звуковую.
Перед тем как приступить к анализу литературного произведения, предлагается учащимся при чтении текста обращать внимание на музыкальные картины, образы. Постепенно можно выработать у них понимание роли «музыки» в развитии сюжета, конфликта, в характеристике героя. Ученики должны правильно понять слова писателя Стендаля: «Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко...».
Каждое художественное произведение, вышедшее из-под пера писателя, отражает определенный исторический период. Сама деятельность писателя протекает во времени. Поэтому очень важно установить, какое место в жизни писателя и какое значение для его творчества имели его взаимоотношения с композиторами, художниками и мастерами сцены, его современниками. Такие сведения пробуждают у учащихся симпатии и внимание к самому художнику слова и героям его произведений, общественной культуре изучаемой эпохи. Расширяется кругозор учащихся, запоминаются имена композиторов, литературных произведений, переложенных на музыку, кроме этого, определяется роль, писателя в развитии культуры.
Учитель-словесник должен участвовать в воспитании «музыкального человека». Мы употребляем выражение: «такой-то человек музыкальный», но сказать, что у него развит музыкальный слух или он одарен тонким ощущением музыки,—этого мало.
3. Данная литературно-музыкальная композиция, которая была проведена на общешкольном вечере, составлена из материалов публикаций И.В.Воробьевой, И.В.Румянцевой, С.В.Шиповского. Все имена вошедших в литературно-музыкальную композицию русских писателей и поэтов хрестоматийны. Творчество композиторов — М.И.Глинки, Ц.А.Кюи, Н.А.Римского-Корсакова и других — также знакомо детям по школьным урокам музыки, Однако если в учебном процессе музыканты и литераторы изучаются изолированно, литературно-музыкальная композиция естественным образом объединяет искусственно разделенное по ряду всем хорошо известных причин. Основная установка в сопряжении музыкального и литературного материала — принцип общности эмоциональной палитры. При этом в условиях синтеза каждое искусство предполагает собственный механизм воздействия, Художественное слово несет определенный опыт познания жизни и искусства как способа отражения жизни. Музыка же, как предельно аффективный язык. углубляет содержание словесного образа, способствуя большей выразительности его психологического решения,
В ней принимали участие преподаватели и дети старших классов, которые помимо основных предметов, определенных учебным планом, занимаются фортепиано, вокалом, поют в хоре, Также в концерте принимали участие учащиеся музыкальной школы, так как синтез искусств в композиции предполагает слияние усилий различных образовательных структур
Также фрагменты данной литературно-музыкальной композиции могут быть использованы в условиях урока предметов эстетического цикла, в частности, литературы и мировой художественной культуры. В таком случае служить музыкальными иллюстрациями могут фонограммы указанных музыкальных сочинений.
К тому же немаловажное значение имеет создание определенной ауры концерта — оформление зала как своеобразного подобия музыкальной гостиной, предполагающей некое замкнутое пространство, в котором легче и быстрее можно собрать внимание людей, чем в большом зале.
В целом подготовка подобного концерта требует активности и мобильности педагога-организатора. И конечно, неоценимой помощью ему явилось бы участие в концерте родителей — и в качестве зрителей, и в качестве действующих лиц, костюмеров, гримеров и декораторов-оформителей,
В предлагаемой литературно-музыкальной композиции «Что не выскажешь словами — звуком на душу навей» ведущий в заключение обращается к детям с удивительно чуткими словами В.А.Сухомлинского,: «...Мы не можем переложить свои знания, свои идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой получились бы известные мысли и чувства-'. Согласитесь, что литературно-музыкальная композиция в этом смысле хороший для нас помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, а также формировании у них эстетически-ценностных ориентации.
Литературно-музыкальная композиция
«ЧТО НЕ ВЫСКАЖЕШЬ СЛОВАМИ -ЗВУКОМ НА ДУШУ НАВЕЙ»
ВЕЧЕР РОМАНСА
Звучит романс "Редеет облаков летучая гряда..." (музыка Н.А.Римского-Корсакова, слова А.С.Пушкина) в исполнении учителя музыки или кого-либо из учащихся старших классов.
Ведущий (учитель литературы). Сегодня в концерте прозвучат произведения писателей и композиторов, составляющих гордость и славу русской культуры, потому как и сегодня написанное ими задолго до нашего времени заставляет нас о многом задуматься.
Соведущий (ученик старших классов) (объявляет). Старинный русский романс «Я вас любил...». Музыка Александра Дмитриевича Шереметева, слова Александра Сергеевича Пушкина. (
Ведущий. Мы обращаемся к стихам Александра Сергеевича Пушкина всегда, когда хотим насладиться совершенным стихом, правдивым и проникновенным. «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» — было предсказано поэту. Это так и есть, ибо творения Пушкина, стихи его и проза, остаются с нами на всю жизнь для высокой любви, ликования и безудержной грусти, для совета...
Соведущий (объявляет). «Зимний вечер», музыка Михаила Лукьяновича Яковлева (лицейского друга поэта), слова Александра Сергеевича Пушкина, Ведущий. В 1825 году Александр Сергеевич Пушкин пишет стихотворение, посвящает его своему другу — Ивану Ивановичу Козлову:
Певец, когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений.
На все минувшее воззрел,
И в хоре светлых привидений
Он песни дивные запел.
Соведущий (продолжает). Козлов родился в богатой и родовитой семье. Получил хорошее образование. Но вдруг его внезапно поразила тяжелая болезнь (паралич ног), а три года спустя Козлов начал терять зрение и вскоре совсем ослеп.
Ведущий. И тогда несчастье сделало его поэтом. Зная прежде в совершенстве французский и итальянский языки, он уже на одре болезни, лишенный зрения, выучил английский и немецкий. Начал переводить и на сороковом году жизни стал писать собственные стихи. (Звучит мелодия романса «Вечерний звон" в исполнении на гитаре учащимися. После чего ученик читает стихотворение И.И.Козлова «Вечерний звон.)
Соведущий. С годами Иван Иванович Козлов работал все больше. Он начал терять речь и слух, но все еще продолжал трудиться, диктуя стихи дочери.
Ведущий (объявляет). Музыка Михаила Ивановича Глинки, слова Ивана Ивановича Козлова. «Венецианская ночь».
На сцене три ученика - исполнители трех ролей: автора, Тютчева и его дочери.
Автор. 22 августа 1857 года... Лето уходило... Коляска мягко, неспешно катилась уже третий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти солнечные дни... Брянское именьице, милый, родной Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро Москва! А вокруг — поля, поля, золотые и коричневые... А над ними — огромное, неоглядно бездонное голубое небо,,, и всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.
Федор Иванович Тютчев, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница — дочь Мария — чуть улыбалась. Но ничего не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать...
Тютчев. Да, получилось. Хочешь послушать?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос, —
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Автор. Федор Иванович передал дочери листок бумаги, и та продолжала читать.
Дочь.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...
Автор. Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем воздуха!
Соведущий (объявляет). Музыка Цезаря Антоновича Кюи, слова Федора Ивановича Тютчева. «Майский день». (Исполняет ученица в сопровождении дуэта фортепиано и флейты.) Впервые русские читатели обратили внимание на стихи Тютчева, напечатанные в журнале «Современник». Поэту было в то время 33 года. Он состоял на дипломатической службе и жил в Германии, в городе Мюнхене.
Музыка неизвестного автора, слова Федора Ивановича Тютчева. «Я встретил вас...».
Ч т е ц (из учеников).
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин...
Ведущий. Эти стихи написал Алексей Константинович Толстой, человек широкого сердца, удивительно трогательный человек. В детстве будущий поэт побывал вместе с матерью и дядей в Италии. В Венеции продавец в одной из лавок уговорил приезжих купить бюст молодого полубожка фавна, уверяя, что это работа гениального Микеланджело. Когда статую принесли в отель, Толстой не отходил от нее. Он вставал даже ночью посмотреть на фавна. Мальчик задавал себе вопрос, что ему делать, если вдруг случится пожар, сможет ли он на руках вынести и спасти своего любимца. К счастью, все обошлось хорошо.
Соведущий. Алексей Константинович отлично рисовал, занимался музыкой, в совершенстве владел несколькими иностранными языками. В молодости и в зрелые годы обладал недюжинной силой: мог легко перебросить через крышу флигеля двухпудовую гирю. одной рукой поднять человека выше своей головы, завязать в узел кочергу, вогнать пальцем в стену гвоздь.
Ведущий. Но неожиданно подкралась неизлечимая болезнь. Скончался Толстой 28 сентября 1875 года, не достигнув 60 лет. Похоронен в своем имении Красный Рог, недалеко от Брянска, под его любимыми старыми липами, где любил слушать пение птиц, ночью у костра наблюдать, как наступает утро, как пробуждается природа,
Соведущий (объявляет). Музыка Петра Петровича Булахова. слова Алексея Константиновича Толстого. "Колокольчики мои, цветики степные...» (Звучит в исполнении ученицы и ансамбля фортепиано с флейтой.)На сцене три ученика - исполнители ролей: автора, Тургенева и его слуги.
Автор. Этот день навсегда остался в памяти Ивана Сергеевича Тургенева... Был летний вечер, заря погасала. В саду «начинали густеть и разливаться холодные тени...». В доме Тургеневых необычно рано все затихло: своенравная и капризная барыня удалилась в свои покои и приказала ее не тревожить. В доме не зажигали света, говорили шепотом.
В этот час крепостной слуга, осторожно ступая, прошел по комнатам, остановился возле детской и едва слышно постучал. И тотчас из нее вышел мальчик лет девяти.
Тургенев (шепотом). Достал ключ?
Слуга. Выпросил у камердинера... Но боязно, барин: ну как маменька узнают...
Тургенев. Она спит, наверно... пойдем...
Автор. Мальчик замер от страха, так как малейшее ослушание матери грозило жестокой расправой. Стараясь не произвести никакого шума, они двинулись дальше. В комнате, куда они вошли, было почти темно. По стенам стояли высокие шкафы. За стеклами их тускло поблескивали переплеты старинных книг. Затаив дыхание, он с трудом открыл дверцу шкафа и достал книги.
Ведущий. Долго потом не мог уснуть Ваня. С этого времени и началось его увлечение литературой, которая позднее стала делом всей его жизни. А книги Тургенева оказали огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения.
В последние годы жизни Иван Сергеевич Тургенев много бывал за границей. Он жил в Париже, Лондоне, путешествовал по Италии. Но его всегда неизменно тянуло на родину, в любимое им Спасское. Еще мальчиком посадил он у себя в саду молодой дубок. Шли годы, дубок вырос, превратился в прекрасный могучий дуб. Приезжая в Спасское, Тургенев любил отдыхать в его тени.
Соведущий. Уже тяжело больным, чувствуя, что никогда больше не увидит родных мест, он писал своему другу поэту Якову Петровичу Полонскому: «Когда вы будет в Спасском, поклонитесь от меня дому. саду, моему молодому дубу, — родине поклонитесь...»
Ведущий. Любовь к родине Тургенев перенес на страницы своих произведений, и под его пером заиграла и засверкала красота русской природы, встали как живые, с поразительной мягкостью очерченные, характеры русских людей.
Соведущий (объявляет). Музыка Аркадия Максимовича Абазы, слова Ивана Сергеевича Тургенева. «Утро туманное».
Ведущий. Особой ясностью и проникновенностью наполнены стихи Аполлона Николаевича Майкова. Хотя в его человеческом бытии происходили трагедии, оставившие незаживающий рубец на всю жизнь, написанные им стихи в разные годы, и в молодости, и в старости, одинаково светлые.
Ч т е ц (из учеников).
Гармонии стиха божественные тайны Не думай разгадать по книгам мудрецов: У брега сонных вод. один бродя, случайно Прислушайся душой к шептанью тростников, Дубравы говору; их звук необычайный Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов Невольно с уст твоих размерные октавы Польются, звучные, как музыка дубравы.
Соведущий. Музыка Николая Андреевича Римского-Корсакова, слова Аполлона Николаевича Майкова, «О чем в тиши ночей». (Романс звучит в исполнении ученицы в сопровождении фортепиано и флейты.)
Ведущий. Подошла к концу наша встреча. Разумеется, она не могла вместить в себя творчество всех выдающихся писателей, поэтов и композиторов. Мы вместе сегодня будто пролистали несколько страниц альбома отечественной культуры, при этом лишь приоткрыли дверь в богатейший мир классического наследства, в мир прекрасного искусства. Духовное наследие писателей и композиторов, о которых сегодня шла речь, еще только ждет вашего участия и понимания.
А в заключение хочется напомнить вам слова замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багряный закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, —увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота».
Сценарий вечера показывает, что восприятие музыки связано с нравственным обликом человека. Воспитание. «музыкального человека» означает развить в нем черты нравственной чуткости.
Взаимное тяготение литературы и музыки, внутреннюю «мелодию» литературного текста учащиеся постепенно познают в процессе изучения поэтического языка. Учитель должен внимательно следить за тем, как во время самостоятельного грамотного чтения учащимися художественного текста поэтическая речь превращается в «мелодию», происходит слияние образного слова с музыкой. Звучание слова должно приобретать яркие интонации во время выразительного чтения учителя на уроках; в собственной речи следует показать красоту родного языка, его богатейший интонационный строй. Следует помочь учащимся выработать «внутренний слух» во время прослушивания произведений, исполняемых в грамзаписи мастерами художественного чтения.
Главное, от чего зависит успешное использование музыки на уроках литературы,— стремление вызвать у учащихся интерес к музыке вообще. Видный композитор и педагог А. Б. Гольденвейзер писал: «...нужно прежде всего захотеть слушать музыку, чтобы научиться ее понимать. Нужно- научить себя этому...».
Произведения литературы в разной степени соприкасаются с музыкой. Следует выбирать из них те, где ярко очерчены звуковые образы, доступные учащимся. Здесь, на мой взгляд, как раз были выбраны наиболее удачные слова, стихи , песни, романсы, которые должны оставить след в душе ученика и показать красоту слова, музыки. А это главное для учителя словесника.
Литература
Изучение литературы в школе/ под ред. Т.Г. Браже – 1997-256с.
Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже – М., 1971
Мащенко П.М.Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978- 76с.
Осеннева М.С.Средство эстетического воспитания //Литература в школе 2001- №8 – С.23
2