Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

«Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила:

Сайфуллина З.А

г. Нижневартовск

Введение

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и перешивать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.

С.Н.Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».

Цель работы – теоретически обосновать возможность и эффективность применения интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников.

Объект исследования: процесс экологического образования старших дошкольников.

Предмет исследования: интегрированные занятия как средство экологического образования дошкольников.

Гипотеза: сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детского дошкольного возраста.

В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1) Изучить состояние проблемы интегрированного подхода в экологическом образовании детей

2) Выявить сущность и специфику организации комплексных мероприятий в работе с дошкольниками

3) Определить особенности экологического образования детей дошкольного возраста

4) Выявить уровень экологических знаний и эмоционального отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении имеющейся в отечественной педагогике и методике экологического образования специфики применения интегрированных занятий с дошкольниками; определении особенностей процесса экологического образования детей.

База исследования: исследовательская работа осуществлялась на базе МДОУ № 56 и охватила 12 детей в возрасте 5-6 лет.

Глава 1 Проблема интегрированного подхода в экологическом образовании детей дошкольного возраста

      Интегративные тенденции в проблеме экологического образования детей дошкольного возраста

Проблема экологического образования является относительно новой для дошкольной педагогики, тем не менее, с конца с конца 80-х гг. усиленно развиваются тенденции системно- целостного подхода к экологическому образованию. Комплексный подход в экологическом образовании дошкольников рассматриваются с разных точек зрения: необходимости слияния экологического обучения с различными видами детской деятельности; принципов непрерывности и универсальности.

Параллельно проводится работа по совершенствованию содержания экологического образования дошкольников: по определению познавательных, ценностных, нравственно–эстетических и деятельностных элементов содержания и их роли в развитии экологической культуры личности; по выявлению принципов отбора и конструирования содержания экологического образования.

Итак, интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.

Интеграция в реальной практике экологического образования ведет к необходимости синтеза, поиску новых форм подготовки, к появлению в контексте теоретических работ категорий значительно более общих, чем экологические знания и умения, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность, экологическая культура. В связи с этим в практике экологического образования дошкольников необходимо существенное усиление деятельностного и личностного подходов.

Также важную нишу в структуре экологического образования занимает достаточно большое количество исследований по формированию у детей бережного и заботливого отношения к природе. К частности, вопросами усвоения дошкольниками некоторых форм поведения в природе, связанных с экологической культуры ребенка, занимались Н.Ф.Виноградова, В.Г.Грецова, С.Н.Николаева, А.М.Федотова. Их исследования убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.

В исследованиях Н.Ф.Виноградовой, Е.И.Золотовой, С.Н.Николаевой, Е.Ф.Терентьевой, Н.Э.Фабри, И.А.Хайдуровой и других рассматривались вопросы формирования знаний и представлений у детей о взаимосвязях и взаимозависимости между объектами и явлениями природы. Системы знаний как средства формирования у дошкольников отношения к природе явились предметом изучения В.Г.Грецовой, З.П.Плохий. В работах показано, что чувства деятельной любви к природе и соответствующей ей поведения развиваются постепенно от положительно-эмоцианального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности. Основой формирования положительного отношения детей к природе, по мнению В.Н.Грецовой, является наличие трех взаимосвязанных компонентов: эмоцианально-положительного отношения к ней, знаний полезной деятельности у детей. З.П.Плохий, рассматривая формирования бережного и заботливого отношения к природе с позиции комплексного подхода, предполагает возможность развития у детей разнообразных чувств, усвоения ими знаний о взаимосвязях в природе и обучения их элементарным навыкам создания условий для жизни живых существ.

Наиболее ярко интегративные тенденции прослеживаются в программе «Планета – наш дом» И.Т. Белавиной и Н.Г. Найденской. По мнению авторов, природная среда является источником формирования у детей ярких художественных и музыкальных образов. Основной целью этой программы является формирования у детей чувства красоты природы, ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности. В программе заложено межпредметная модель обучения. Авторы считают, что воспитатель является почти идеальным ее проводником, так как способен и имеет возможность определять функции каждого предмета в системе формирования экологической культуры, устанавливая естественные связи между изобразительным искусством и физическим воспитанием, музыкой и наблюдениями за природой. Программа направлена на формирование у дошкольников бережного отношения к природе как необходимого личностного качества, развития которого предполагает учет следующих факторов – интересы к природе; наличие знаний о природных компонентах и взаимосвязям между ними, о влиянии человека на природу; стимулирование нравственных и эстетических чувств по отношению к природе, организации посильной деятельности по оказанию природе помощи; учета мотивов, определяющих действия дошкольников в природе. Внимание педагогов обращено на то, что все эти факторы формируются в единстве и взаимосвязи только тогда, когда продуманы, учтены и целесообразно подобраны все составные части процесса экологического образования: цели, принципы, задачи, содержания, формы и методы работы, условия и предполагаемые результаты.

Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдения, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность, конструирование. С различными видами деятельности их содержанием и результатом связываются проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры.

Таким образом, в последних разработках практических материалов по экологическому образованию явно прослеживается акцент на интеграцию разных видов в рамках экологического подхода. Посредством интегративных комплексных мероприятий решается не одна, а сразу несколько задач обучения, воспитания детей – дошкольников, что существенно расширяет поле творческой активной деятельности педагога.

      Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ

Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе. Прежде всего, это комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников. Рассмотрим особенности комплексных занятий на конкретных примерах.

В конце осени с детьми старшей группы обычно подводится итог – формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разные виды деятельности. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: воспитатель уточняет и обогащает представления детей, об осени выделяя характерные особенности.

Важную роль в этом играет календарь природы, который на данном занятии является наглядным демонстрационным пособием, помогающим детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.

Воспитатель строит беседу следующим образом: рассматривает по очереди каждую страницу календаря, формируя представление о том, какая осень вначале, середине, в конце. Воспитатель ведет последовательный разговор. Опираясь на первую страницу календаря, а потом сам подводит итог о том, что представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды протекания. Таким образом, ведущим методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей – умственно-вербальная (участие в диалоге, совместное обсуждение графической модели сезона).

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию специально организуется небольшая выставка на тему: «Осень»: несколько репродукций картин знаменитых художников (И. В. Левитан., И. С. Остроухов и др.), художественные фотографии, на которых могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, овощи, фрукты), 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, поиск красоты, ее переживание – это другой вид деятельности, позволяющий решать эстетические задачи. Третья часть занятия - художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование пейзажа, букета осенних цветов, аппликации грибов в траве или корзине, аппликация фруктов в вазе, поделки из природного материала и др.). Педагогические задачи этой части занятия иные – развитие творческих способностей детей, их художественно – ручных умений.

Комплексное занятие, если оно умело построено, по времени может выходить за рамки обычного занятия – это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки, тем более, что – по своему усмотрению – воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, провести веселую физкультминутку.

Комплексные занятия организуют на самые разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии.

Экскурсии на природу. Экскурсии с детьми 5-6 лет в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по своей организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают, готовят сразу несколько взрослых – эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель – методист, воспитатель группы.

Положительное воздействие на здоровье детей в походе дети получают от целого ряда факторов: 1) Подготовка к экскурсии, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое и интересное место вызывают у ребенка радостные чувства; 2) Окружающая среда оказывает положительное воздействие на здоровье; 3) Длительный переход на относительно большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.

На умственное развитие детей в экскурсии оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения – они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.

На нравственное развитие детей большое влияние оказывает природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от лесного и бытового мусора постоянного места прогулки. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организованно. Правильное проведение этой части похода очень важно – взрослые показывают детям, как они сами относятся к природе, как ее любят на деле, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.

Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории – педагог говорит, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях. Красота повсюду, воспитатель побуждает детей самим находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять.

Широко применяется использование сюжетно - ролевой игры в экологическом образовании детей.

Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: 1) она имеет короткий и несложный сюжет; 2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство; 3) в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей; 4) игру проводит воспитатель; 5) воспитатель руководит всей игрой.

Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

      Игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами

Аналоги - это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных и растения. Игрушки аналоги замечательны тем, что сих помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

      Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Данные ситуации связаны с использованием кукол. Изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям.

      Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Путешествия - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя.

Таким образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

1.3 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста

Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также систематической работы с детьми.

Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста:

Успех в экологическом образование 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателем их психофизиологических особенностей. Задача экологического образования младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни. Ведущими видами деятельности в экологическом образовании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими.

Важную роль познание малышами объектов природы играют практические манипулирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов, природы. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущим видом деятельности, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.

Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста:

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода является становление сюжетно- ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого-педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение дошкольниками нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

Начиная со средней группы, эколого-педагогическая работа с детьми, организуется на литературной основе. Здесь предпочтение отдается произведениям Е.Чарушина. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.

Дети средней группы отдаются игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которые включает игры- путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек - аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обеспечит хорошую игру, высокий эмоциональный отклик детей, надежное усвоение экологических знаний и обретение игровых умений.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой прошлого года, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки – аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Глава 2 Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

2.1 Методика констатирующего эксперимента

Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень сформированности экологических знаний эмоционального отношения к природе детей 5-6 лет.

Исходя из цели исследования определены следующие задачи:

    Выявить уровень знаний о неживой природе

    Выявить уровень знаний о животных и растениях

    Выявить уровень знаний о сезонных изменениях в природе и взаимодействии человека с природой

    Определить уровень эмоционального отношения к природе через организацию практической деятельности

Содержание экологических знаний детей старшего дошкольного возраста включает:

      Неживая природа

Вселенная- это множество звезд. Солнце – это наша огненная звезда. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты: Марс, Венера, Земля и другие.

Знает: вода не имеет формы, запаха и вкуса. Вода может менять свое состояние на морозе – превращается в лед, при нагревании - в пар. Вода может быть чистой, грязной, холодной, теплой, горячей. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Имеет представление о воздухе и его свойствах. Воздух нужен для дыхания всем живым существам.

Знает: свойства песка, земли, глины.

      Многообразие животного и растительного мира.

Сформированы понятия: кустарники, деревья, растения, насекомые, птицы, звери, живое, неживое.

Знает: растениям нужна земля, вода, свет, тепло, воздух.

Имеет представление о составе сообществ (водоем, луг, лес, огород, сад), об условиях их среды.

      Сезонные изменения в природе и взаимодействии человека с ней.

Имеет представления о том, что особенности приспособления к среде обитания у живых организмов изменяются по сезонам.

Представления о признаках сезона; состоянии неживой природы; основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, характерные явления в их жизни; особенности жизнедеятельности человека.

Знает: Что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничии). Лес нужно оберегать от пожара. Нельзя загрязнять окружающую среду.

Диагностику экологических знаний необходимо осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы.

Критерии оценки экологических знаний у детей дошкольного возраста.

    Полнота (или объем знаний) – многообразие объектов и сторон познаваемого объекта;

    Существенность знаний – выделение существенного в объекте;

    Обобщенность знаний – выявление сущности целого класса объектов, объективных связей, внутри класса.

    Системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Описание уровней экологических знаний детей.

1 уровень – низкий. У ребенка наблюдается некоторая заинтересованность в выполнении задания. Содержание ответов в большинстве случаев не соответствует эталонам. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.

2 уровень – средний. У ребенка есть заинтересованность в выполнении задания. Ребенка увлекает процесс работы. Ответы детей соответствуют половине эталону. Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.

3 уровень – выше среднего. Более ½ верно находят причины наблюдаемых явлений, выделяет несколько существенных признаков. Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Ребенком понимается общая цель и содержание задания, ответы детей правильны более ½. Установление закономерных связей объектов, появление обобщений на основе существенных особенностей объектов.

4 уровень – высокий. Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Верно, называет и находит причины наблюдаемого явления, выделяет существенные признаки, правильно находит общее и различное в объектах и явлениях. Системные знания. Объекты рассматриваются целостно, в закономерных связях.

В процессе диагностики уровня сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста были заданы следующие вопросы:

Неживая природа.

    Какие планеты ты знаешь?

    Кому нужен воздух? Какой он?

    Есть ли воздух в камнях, земле, воде? Как это проверить?

    Налить в стакан воду из-под крана, что за странные пузырьки на стенках стакана?

    А какой сегодня вокруг воздух? А в помещении, в группе, дома?

    Как можно проверить направление ветра, его силу?

    Для чего нужна вода?

    Какая вода бывает в лужах, в реке, в кране, а в ванну, какая вода бежит?

    Какой она становиться, когда мы постираем белье, выкупаемся?

    Во что может превращаться вода? (В снег, лед, иней, пар, дождь)

    Какие формы принимает вода? (озера, реки, море)

    В каком состоянии мы можем видеть воду на участке ранней осенью, в период золотой осени и поздней?

    Лед легче воды или тяжелее? Если бы он был тяжелее, что тогда могло произойти?

    Для чего вода нужна растениям?

    Назови свойства земли, песка, глины?

Животные

Приготовили картинки с изображением разных животных экологических

групп. При обследовании использовали следующие вопросы:

    Кто это?

    Составь группы «звери», «рыбы», «птицы», «насекомые»

    Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?

    Что происходит с птицами, рыбами зимой, весной, летом?

    Почему это происходит?

Растения

Приготовили картинки с изображением растений цветника, луга, огорода, леса, поля; комнатные растения; игра «Путаница» (картинки с изображением частей растения) Беседовали по картинкам с каждым ребенком.

    Назови это растение?

    Где растет?

    Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?

    Назови растения, которые любят много света и влаги?

    Почему они любят много света и влаги?

    Что бывает с растениями зимой, весной, летом?

    Почему это происходит?

Затем организовали игру «Путаница». Были такие задания:

      Расположи растение правильно

      Почему части растения следует располагать именно так, а не по – другому?

      Зачем растению листья, стебель корни, цветы?

Сезонные изменения в природе и взаимодействии человека с ней.

    Как узнали, что это лето (весна, зима, осень)?

    Сколько месяцев длится каждый сезон? Назовите месяцы каждого сезона.

    Какая погода бывает зимой (весной, зимой, летом)?

    Что бывает с деревьями, кустарниками, травами зимой (весной, летом)?

    Как зимуют птицы? Чем они питаются?

    Когда у животных появляются детеныши? Почему?

    Как зимуют животные (дикие, пресмыкающиеся)?

    Отчего времена года меняются?

    Почему воробьи и птицы зимуют, а скворцы и ласточки на зиму улетают?

    Почему растения зимой зеленеют, а осенью – желтеют и сбрасывают листву?

    Что будет, если все растения и деревья исчезнут?

    В городе мало деревьев и цветов, хорошо это или плохо?

    Кто такой лесничий и что он делает?

    Что такое загрязнение окружающей среды? Как люди борются с ним?

С целью определения уровня эмоционального отношения к природе у детей мы использовали методику «Добровольные помощники».

Методика состоит из трех этапов, которые последовательно конкретизируют и усиливают способы детских побуждений, степень направленности их на природу.

Первый этап: экспериментатор все неделю перед выходом детей на прогулку демонстративно громко, чтобы все услышали, объявлял: «Ребята, я сейчас буду убирать в уголке природы, кормить наших питомцев - они голодные (пауза), а потом мы пойдем гулять». Задача экспериментатора – увидеть частную и общую реакцию детей на объявление и на дальнейшую деятельность взрослого в уголке природы.

В качестве показателей для детей старшего дошкольного возраста приняли следующие элементы в поведение детей:

    все ли оторвутся от своих дел (затихнут, посмотрят на говорящего), кто вообще не среагирует на объявление;

    что будут делать дети, когда экспериментатор пройдет в уголок природы и начнет уборку:

      продолжать играть или заниматься своим делом,

      подойдут к взрослому и станут смотреть, как и что он делает,

      захотят включиться в его деятельность.

Сама уборка была непродолжительной - это лишь способ выявить реакцию детей. Ребятам, которые проявили желание помочь, экспериментатор давал несложные поручения (покормить рыбок, полить цветы).

Уровни отношения старшего дошкольного возраста к окружающей природе:

1 уровень – низкий. Поведение безразличное, равнодушное; отсутствуют чувства и эмоции; не наблюдается опытничество; нет интереса; впечатления о природе не отражает.

2 уровень – средний. Неосознанные разрушительные действия; животные, растения, природа не вызывают восторга, эмоций; познавательный интерес появляется при помощи взрослых; впечатления отражаются в разных видах деятельности при напоминании со стороны взрослого.

3 уровень – выше среднего. Доброжелателен к природе; проявляет интерес, но не системный к животным и растениям; наблюдения и опытничество не постоянные; отражаются впечатления в изодеятельности, в играх, но недостаточно в самостоятельной речевой деятельности.

4 уровень – высокий. Показывают полноту отношения, существенность, обобщенность, системность.

Параллельно с методикой «добровольные помощники» мы проводили наблюдения за реальным поведением детей, их поступками, деятельностью, характером взаимодействия с растениями и животными, находящимися на территории детского сада, группы, наблюдали за игрой, рисованием, высказываниями.

Также в своей работе мы использовали проективное рисование на тему: «Мое любимое животное», целью которого является выявление эмоционального отношения к природе, знание программы, предусмотренной для данной возрастной группы. Детям предлагалось нарисовать свое любимое животное.

Критерии оценки

    Достоверность изображаемого объекта.

    Выработанность эстетического отношения к природе.

    Знание строения животного.

    Использование цветов (более 2-х).

Каждый критерий оценивается 2-мя баллами при наличии его в рисунках.

Обработка результатов

8 баллов – высокий уровень.

4-7 баллов – средний уровень.

0-3 балла – низкий уровень.

Оценка результатов

Высокий уровень – знание программы, предусмотренной ДОУ в данной возрастной группе; использование широкого спектра цветов(5-6); строение изображаемого животного передано достоверно, эмоциональный настрой рисунка положительный.

Средний уровень – неполное знание программы ДОУ; использовано от 2 до 4 цветов; строение изображаемого животного отчасти достоверно (отсутствие некоторых частей тела); эмоциональный настрой рисунка нейтральный, в некоторых случаях несет тревогу.

Низкий уровень – незнание программы ДОУ, предусмотренной для данной возрастной группы; используется 1 в редких случаях 2 цвета (черный или других темных оттенков); строение животного передано схематически или далеко от действительности; эмоциональный настрой рисунка негативный.

2.2 Результаты диагностического исследования

На этапе констатирующего эксперимента решались такие задачи, как выявление уровня экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста;

Выявление у них эмоционального отношения к окружающей природе.

Данное исследование проводилось в МДОУ № 56. Опытной работой было охвачено 12 детей 5-6 лет.

После проведения диагностики экологических знаний детей по параметрам неживая природа, многообразие животного и растительного мира, сезонные изменения, природа и человек получили следующие результаты. Итак, 1 уровень (низкий) – 2 человека, что составляет 16%; 2 уровень (средний) -4 человека, 34%; 3 уровень (выше среднего) – 3 человека, 25%; 4 уровень (высокий) -3 человека, 25%.

Диаграмма 1

Учитывая содержание разделов и характеристику показателей, для старшего дошкольного возраста к высокому уровню отнесены дошкольники, ответы которых свидетельствуют о том, что у них имеются представления о воде. Прослеживается тенденция установления значимости воды в жизни окружающих (роль воды в жизни человека, растений, животных), понимание закономерности, если растение не поливают, они погибают; детально описывают свойства почвы, песка, глины.

Испытуемые среднего уровня знаний дают характеристику объектов неживой природы, но четко не выделяют закономерности. Испытуемые низкого уровня дают лишь поверхностное описание объекта.

По второму разделу к уровню выше среднего отнесены ответы детей более конкретного характера. Однако эти испытуемые тоже выделяют закономерность и стремятся выразить свое отношение к живой природе. Ответы детей среднего уровня знаний также дают характеристику животных и растений, но не выделяют закономерность. Испытуемые с низким уровнем знаний часто ошибаются, знания поверхностные, отрывочные.

По третьему разделу к высокому уровню знаний отнесены ответы детей содержательного и глубокого характера. Средний уровень знаний объединил ответы более конкретизированные. Представления детей с низким уровнем знаний о сезонных изменениях в природе и взаимодействии человека с ней были разрозненные, отрывочные и скупые.

Результаты показали, что дети 5-6 лет:

    понимают жизнь растений, их рост и развитие.

    знают, что растениям нужны свет, вода, тепло, питательная почва, воздух.

    могут установить, что экологически значимым фактором для комнатных растений является почва, в которой они растут, почвенными фактами являются питательные вещества, вода, воздух,

    знают, что избыточный полив ведет к их загниванию.

    знакомясь с многообразием животного и растительного мира, дошкольники в первую очередь замечают их внешние параметры(характерные черты строения, размер, форму, окраску и прочие признаки).

    имеют представления о живых существах.

    имеют представления о различных взаимосвязях в природе, однако эти представления отрывочны, не систематизированы.

    имеются элементарные представления о зависимости жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей.

В результате проведения методики «Добровольные помощники» были получены следующие результаты: 1 уровень (низкий) – 1 человек, что составляет 7%; 2 уровень (средний) - 4 человека, 34%; 3 уровень (выше среднего) – 4 человека, 34%; 4 уровень (высокий) -3 человека, 25%.

Диаграмма 2.

Диаграмма 2

На первом этапе дети не реагировали на говорящего, или продолжали заниматься своими делами. Лишь 4 человека из 12 подошли к говорящему и активно включились в деятельность: начали поливать, рыхлить.

На втором этапе делалось тоже самое приглашение помочь в уборке уголка природы. Наблюдалась общая картина поведения детей, замечали поведения и высказывания отдельных детей, включали в работу всех желающих. При этом выявляли навыки в уходе за растениями, животными. Начал появляться познавательный интерес при помощи взрослого, доброжелательное отношение к растениям, животным. Во вторую половину дня некоторые дети отражали свои впечатления в изодеятельности, в играх.

На третьем этапе мы обращались конкретным ребятам, которые остались совсем равнодушными к делам взрослого и обитателям уголка природы. Но при этом оставляли за ними право выбора: помогать или не помогать взрослому. Опять наблюдали поведения их реакцию на приглашение оказать помощь. На данном этапе проявили интерес даже те, которые равнодушно относились к природе.

Все три этапа взрослый не обучал детей навыкам труда, не упрекал – только фиксировал по реакциям их отношения к данному событию и практические умения детей.

Результаты показали, что дети 5-6 лет:

    охотно включаются в деятельность, эмоционально реагируют на поведение животных при кормлении, уборке.

    не проявляют агрессивных действий по отношению к живым существам.

    получают удовлетворения, положительные эмоции после уборки уголка природы.

    радуются, что не зря трудились.

    рисуют объекты и события природы.

    используют в самостоятельных играх сюжеты природоведческого характера.

В результате проведения методики «Мое любимое животное» были получены следующие результаты:

Высокий уровень составляет 42 % - 5 человек. Данные рисунки характеризуются использование широкой цветовой гаммы, строение изображаемого животного передано достоверно, эмоциональный настрой рисунка положительный.

Средний уровень составляет 34% - 4 человека. Данные рисунки характеризуются использованием от двух до четырех цветов, в строении изображаемого животного иногда отсутствуют некоторые части тела, эмоциональный настрой рисунка положительный или нейтральный.

Низкий уровень составляет 24% - 3 человека. Данные рисунки характеризуются использованием одного или двух цветов, строение животного передано схематически или далеко от действительности, эмоциональный настрой рисунка негативный.

Диаграмма 3

Таким образом, можно сделать вывод, что дети имеют не совсем конкретные представления о животных и растениях, хоть и дают характеристику объектов природы, выделяют некоторые закономерности. Часть детей не проявляют особого интереса к практической деятельности в природе, лишь приобщаются к коллективной работе.

Данные результаты подтверждают факт необходимости организации образовательной работы с детьми по выявленным проблемам, используя интегративный подход.

Заключение

На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также результатов констатирующего эксперимента можно сформулировать следующие выводы:

    Использование интегративно – тематических занятий, целевых прогулок, экспериментирования помогает в закреплении, систематизации и формировании знаний при участии взрослого (прямом или косвенном).

    В старшем дошкольном возрасте возможно формирование сложных представлений о явлениях и объектах «неживой» природы, которые необходимы детям для общего умственного развития при условии проведения обучения и воспитания в определенной системе, с учетом уровня знаний и умений, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния, подбора доступного материала.

    Отношение к окружающей природе в дошкольном возрасте неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический и гуманистический компонент, каждый из которых оказывает влияние на поведение и деятельность ребенка.

    Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Это также позволяет нам утверждать, что синтез разных видов искусств на одном занятии будет являться оптимальным и эффективным средством умственного развития и нравственно-эстетического воспитания детей; и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:

    Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.

    Необходимо систематически использовать в педагогической практике интегрированные занятия, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности ребенка- дошкольника.

    Работа по экологическому образованию дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет ДОУ

    Мероприятия интегрированного характера должны планироваться систематически, целенаправленно и охватывать все виды деятельности дошкольников.

Список используемой литературы

    Богданец Т.Г., Смирнова Л.Я. Формирование экологических представлений у шестилетних первоклассников. //Начальная школа.-1989.-№5.- с.30-31

    Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.- М.: Просвещение,1978.-223 с.

    Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.: Вентана – Граф,2007.-144с.

    Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства.- Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.

    Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.-416 с.

    Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей.- М.: АрКТИ,2001.-128 с.

    Как познакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988,- 223 с.

    Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008,-416 с.

    Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.- М.:Просвещение, 1984.- 160 с.

    Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под. ред. РуссковойЛ. В..- М.:Просвещение,1986.-256 с.

    Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования/ Под. ред. Г.А. Ягодина.- М., 1993.

    Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников./ Под. ред. Л.М. Моневцовой, П.Г. Саморуковой.- Спб., 1998.

    Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2001.-208 с.

    Николаева С.Н. Наблюдая – познаем.// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 1, с. 3-5.

    Николаева Т. Знаем ли мы природу?// Дошкольное воспитание.- 1991, №6.-с. 28-37.

    Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 2002.

    Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».- М., 2001.

    Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.- М., 2003.

    Плешакова А.А. От земли до неба. Атлас – определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов.- М.,1998.

    Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии». Методические рекомендации.- М., 2002.

Приложение №1

Комплексное занятие

Коллективное изготовление альбома «Елочка»

Цель: уточнить представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из неё можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей.

Материал и организация занятия: Дети распределяются вокруг четырех столов, посреди которых лежат стопки из шести бумажных изделий. На одном столе – стопка салфеток, на другом – альбомы для рисования, не третьем – детские книги, на четвертом – листы разноцветной бумаги. Подготовлены индивидуальные наборы для аппликации «елочка», кисточки, клей, игрушечная ёлочка.

1 часть Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, взять в руки и рассмотреть бумажные изделия. Затем поднять эти предметы высоко и показать всем. Задает вопросы: «Что это такое? Из чего сделаны (салфетки, книги и др.)? Для чего они нужны? Из какой бумаги изготовлены салфетки, книги и т. д.? Какая бумага и как про нее можно сказать?»

Воспитатель помогает детям определить и назвать цвет бумаги, её мягкость или жесткость, степень плотности, и другие качества. Сам делает обобщения, подчеркивая особенности бумаги и её функциональное назначение. Например, «Книга сделана из плотной, толстой белой бумаги, чтобы детям было легко рассматривать и читать книгу – она долго не порвется». Или « Салфетки сделаны из белой тонкой бумаги. Такой бумагой приятно вытирать рот после еды. Салфетки легко впитывают в себя капли молока, чая».

После того, как будут рассмотрены все предметы, воспитатель делает общее заключение: «Вот как много разных предметов сделано из бумаги! Бумага очень важный материал, она нужна людям. Бумагу нужно беречь и экономить, её не следует рвать и пачкать. Делают бумагу из древесины. Для этого используются деревья, которые растут в лесу. Когда вы станете старше, то узнаете еще много интересного про бумагу. И про бумажные изделия, и про древесину, из которой их делают».

Раздается стук в дверь, «приходит »Елочка в виде девочки, наряженной в бумажные платочки и фартучек. Воспитатель приветствует, её выражает свою радость от того, что она пришла. Говорит, что дети сейчас сами будут выклеивать елочки. Рассматривает елочку, отмечает, что она красивая, фартучек у неё сделан из плотной бумаги, а платочек - из мягкой, салфеточной.

2 часть Дети встают и относят предметы, которые они рассматривали, на стол педагога. Затем берут комплекты для аппликации «Елочка» (этот организационный момент заменяет физкультминутку). Воспитатель сообщает, что сейчас все дети будут составлять и наклеивать ёлочки – каждый на своем листе бумаги. Затем они украсят елочки снегом или елочными игрушками. Кто пожелает сделать свою ель живой (как на участке), тот украсит её снегом, шишками. Кто пожелает сделать свою ель искусственной, тот нарядит её игрушками, а снизу приклеит крестовину, чтобы дерево прочно стояло на полу. Потом из всех детских работ будет сделан альбом под названием «Елочка».

Воспитатель дает указание сначала выложить елочку на бумаге, начиная снизу, а затем начиная с верхней детали приклеить ее. вместе с Елочкой помогает детям. после того как все работы будут готовы, воспитатель в присутствии детей делает обложку для коллективного альбома. Дети помогают украсить её, приклеить название «Елочка». Затем воспитатель сшивает страницы и обложку в альбом. В дальнейшем воспитатель при рассматривании альбома может записать короткий рассказ каждого ребенка о своей елочке, не забыв при этом указать фамилию и имя автора.

Приложение № 2

Комплексное занятие

Делаем книгу «Приключения мышонка Пика»

Цель: дать детям представление о людях, создающих книгу, - писателе и художнике – иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом иллюстрации); объяснить, что книгу можно сделать самим. Для этого надо интересно рассказать о событиях, записать рассказ, нарисовать картинки.

Материал: книга В. Бианки «Мышонок Пик», магнитофон, изопринадлежности, трафареты мышонка, клетка с хомяком.

Ход занятия: воспитатель беседует с детьми о книге: «нравится ли вам книга «Мышонок Пик»? Почему? Кто её автор?». Затем сообщает: «мы можем сделать свою книгу про мышонка Пика. Это совсем несложно. Каждый из вас расскажет про какое – нибудь приключение мышонка. Рассказы надо записать и нарисовать к ним рисунки. Рисунков может быть много. Рассказы и рисунки надо сложить в стопку и прошить – получится книга.

А теперь давайте рассмотрим книгу, которую изготовили в типографии».

Воспитатель демонстрирует книгу В. Бианки, обращает внимание детей на картонную обложку, плотную бумагу страниц, показывает титульный лист, объясняет, что на нем и на обложке написаны фамилия и имя автора, который придумал и написал эту интересную сказку, фамилия иллюстратора, а также название города, где ее напечатали. Специально останавливается на рисунках художника, подчеркивая, что без них книга не была бы такой интересной. Объясняет, что художник может изобразить разные эпизоды, и что каждый художник рисует по-своему.

«книга, которую мы сделаем, будет наша – мы станем ее авторами, художниками и изготовителями. У каждого из вас есть любимый эпизод, какое – нибудь приключение мышонка. Вы его сначала нарисуйте, а потом опишите словами. К рассказу надо придумать заглавие.

В книге мы напишем имена и фамилии ребят, которые рассказали про Пика и изобразили его на бумаге. Будет особенно интересно. Если каждый м из вас по – своему расскажет о любимом герое и нарисует его».

2 часть дети садятся рисовать иллюстрации. Воспитатель помогает каждому уточнить сюжет, композицию рисунка; помогает изобразить детали сюжета (раздает трафареты, обращает внимание детей на иллюстрации в книге, делает наброски рисунка).

3 часть детей, которые быстро справились с рисованием, воспитатель приглашает рассказать про приключения Пика и про их рисунки. Воспитатель поясняет: «чтобы в книге появились страницы с рассказами, сначала запишем ваши сообщения на магнитофон, а потом уже с него на бумагу». Четверо – пятеро детей по очереди пересказывает выбранные ими фрагменты, демонстрирует рисунки, а остальные слушают и завершают работу.

В последующие дни в свободное время воспитатель дает возможность всем, кто хочет, закончить рисунки, и записывает детские рассказы на магнитофон. Готовые работы вывешивают на стенд. Следующий этап – изготовление книжных страниц с текстом. Воспитатель вместе с детьми прослушивает магнитофонные записи и на отдельных страницах пишет от руки или на машинке текст каждого рассказа. После заглавия, придуманного самим ребенком, следует указать автора, например: «рассказал и нарисовал Миша Федоров».

В дальнейшем при брошюровке книги текст и рисунок располагают на развороте.

Приложение № 3

Комплексное занятие

«Что за зверь?»

Цель: учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание делать простейшие опыты.

Материал: рассказ Е. Чарушина «Что за зверь? », изопренадлежности.

Ход занятия:

1 часть Воспитатель сообщает, что многие писатели любят природу, наблюдают за ней, сочиняют сказки и пишут короткие рассказы для детей. Среди них – Виталий Бианки и Евгений Чарушин. Предлагает прослушать рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?».

Читает рассказ медленно, выразительно, делая логические паузы.

    часть воспитатель беседует с детьми о прочитанном. Вопросы: что Катя заметила на крыльце на снегу? Как Катя выяснила, кто бегал под дверью? Что она клала на крыльцо в первый раз, во второй и в третий? Кто попался в западню? Как устроили жизнь зайца в доме?

    часть воспитатель повторно читает рассказ, предлагая детям представить, что они затем нарисуют по его содержанию, далее дети рисуют. А воспитатель оказывает индивидуальную помощь в выборе сюжета, построении композиции

    часть. На прогулке воспитатель организует поиск следов животных. Предлагает положить в некоторых местах приманки, а затем понаблюдать за ними. В последующие дни идет обсуждение результатов опыта.

Приложение № 4

Комплексное занятие

«Письма заболевшим детям»

Цель: воспитывать у дошкольников ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит: у него чистая кожа, ясные глаза, румянец на щеках, стройное тело, крепкие мышцы; здоровый ребенок всему радуется, часто улыбается, смеётся, приветлив с другими детьми и взрослыми, имеет хороший аппетит, с удовольствием играет и занимается любимыми делами; больному ребенку плохо, он плачет, не может играть, должен лечиться, принимать лекарства, сидеть дома; воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям – взрослым и детям; подсказать, что больному ребенку бывает очень приятно получить письмо от ребят из группы – оно помогает ему выздороветь; учить детей писать письма, показать конверт и познакомить с процессом его оформления для отправки письма по почте.

Материал: кукла Айболит, книга К. Чуковского «Айболит», зеркало, чистая бумага, конверты, изопринадлежности.

Ход занятия:

1 часть. На занятие приходит Айболит в облике куклы, сообщает ребятам, что он только что самолетом прилетел из Африки, где лечил больных зверей: «Вы, наверное, помните. Как заболели все звери. Когда я до них добрался, то увидел ужасную картину – все плачут, стонут, рыдают от боли, у всех высокая температура. Больные звери такие некрасивые, печальные. Писатель К. Чуковский очень хорошо рассказал про этот случай. Вот послушайте». Воспитатель читает отрывок из «Айболита».

Айболит продолжает: «Как жалко тех, кто болеет! Сразу румянец исчезает, кожа становится бледной или покрывается красными пятнами, глаза мутнеют, слезятся, тело становится дряблым, больному ничего не хочется делать – даже есть. Плохо быть больным!

А вы ребята не болеете? Надо вас проверить. Подходите сюда к зеркалу по двое: смотрите на себя и друг на друга. Если вы улыбаетесь, румяны, под глазами нет синяков, мышцы крепкие, тело стройное, спина прямая, это значит, что вы здоровы и красивы. Можно радоваться и заниматься любыми делами».

Дети парами подходят к зеркалу, воспитатель совершает игровые действия с куклой: Айболит трогает у детей мышцы на ногах и руках, осматривает горло, заглядывает в глаза, отмечает тех, кто улыбается. Часто повторяет, что дети красивые, здоровые, что на них приятно смотреть. Бледным ребятам дает совет больше гулять, так как свежий воздух очень полезен для здоровья. Маленьким и слабым – лучше есть, заниматься физкультурой, чтобы развивать свои мускулы, тело.

Затем Айболит спрашивает все ли дети пришли в детский сад, может быть, кто – то заболел и остался дома, Предлагает написать больным ребятам письма – им будет очень приятно, что о них помнят, что им сочувствуют. Это поможет им выздороветь.

2 часть. Написание 1-2 писем. Воспитатель делает краткие пояснения о том, как писать письмо: сначала поздороваться, затем рассказать об интересных событиях в детском саду и далее пожелать скорейшего выздоровления и возвращения. В процессе составления письма Айболит дает свои советы: проветривать комнату, принимать вовремя лекарства; стараться хорошо есть, не хныкать – и тогда болезнь скорее пройдет.

Воспитатель показывает детям конверт с маркой, пишет на нем адрес больного ребенка (по ходу объясняет, что такое адрес), вкладывает письмо в конверт, но не заклеивает.

3 часть. Воспитатель сообщает, что больным ребятам приятно получить не только письма, но и рисунки. Предлагает тем, кто особенно хочет порадовать друзей, нарисовать что – нибудь интересное.

Детей, которые не хотят рисовать воспитатель не принуждает к этому, но хвалит тех, кто решил отправить свои подарки. Вечером конверты окончательно оформляются и запечатываются, на следующий день вся группа идет к почтовому ящику. Чтобы опустить письма. Там же воспитатель рассказывает, что будет с письмами дальше: кто их вынет, куда отвезет, как их получат адресаты.

Приложение № 5

Комплексное занятие

«Для чего животным хвосты?»

Цель: дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения.

Материал: книга В. Бианки «Хвосты», картинки с изображениями животных, о которых идет речь в сказке; шапочки и хвосты для разыгрывания ролей животных в инсценировке.

Ход занятия:

1 часть. Воспитатель предлагает детям рассказать об их наблюдениях за мухами. Выслушивает и рассказывает сам: «Муха - удивительное насекомое! Летает быстро, неровно, чтобы ее никто не поймал; ползать может. Где угодно: по стене, по стеклу, по тонкой веревке. Даже вверх ногами по потолку может ползать быстро. Ест муха все подряд: и крошки хлеба, и капельки варенья, и на мясо мухи садятся, и на любые другие продукты. У мухи шесть лапок, ими она чистит себя: передними – голову, средними и задними – крылышки и заднюю часть тела. Вот только я не заметила, есть ли у неё хвост или нет. Но про это мы можем узнать из книги В. Бианки. Он написал интересную сказку « Хвосты». Сейчас я ее прочитаю, а вы запоминайте слова. Потом будем её инсценировать».

2 часть. Воспитатель читает книгу, по ходу показывая иллюстрации и отдельные картинки с изображениями животных, о которых идет речь. Затем проводит беседу. Примерные вопросы: хвост – важная часть тела или нет? Кому нужен хвост? Кому хвост помогает передвигаться? Кому хвост нужен как опора? Кто с помощью хвоста обманывает? Кому нужен хвост, чтобы не растерять детей? А кому он нужен, чтобы избавиться от мух?

3 часть. Воспитатель раздает тем, кто захочет, шапочки и хвосты. Эти дети будут артистами, а остальные – зрителями. На себя берет роль человека. При разыгрывании сказки воспитатель не требует от детей дословной передачи авторского текста – достаточно смыслового понимания ребенком содержания и правильного отражения его в речи.

В конце занятия воспитатель хвалит артистов и зрителей. Предлагает подумать, зачем нужны хвосты другим животным. Говорит, что дети еще будут разыгрывать сказку и с новыми животными, про которых сами расскажут, для чего им хвосты. Предлагает всем желающим нарисовать дома или в детском саду рисунки по этой сказке. Если соберется достаточное количество рисунков, воспитатель оформляет книжку – альбом иллюстраций к сказке «Хвосты». Атрибуты инсценировке (шапочки и хвосты) воспитатель дает детям для свободного пользования.

Приложение № 6

Прогулка № 1

«Первый снег»

Наблюдение:

Понаблюдать, как окружаться первые снежинки, как затягиваются лужицы непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег, рассказать детям о поздней осени, определить отличия поздней осени от ранней. Ноябрь - последний месяц сени, скоро настанет зима. Заметить, что реки покрылись льдом. По приходу в группу детям можно предложить нарисовать состояние погоды (деревья, лужицы, снег, небо)

Художественное слово:

Снежок порхает, кружится, на улице бело.

И превратились лужицы в холодное стекло.

З. Александрова

Снежинки пуховые, веселые живые!

Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном

И землю устилаете блестящим серебром.

А. Липецкий

Загадки:

    Скатерть бела, всю землю одела (снег)

    Бел, а не сахар, ног нет, а идет (снег)

    Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

Дидактическая игра: «Доскажи фразу»

Цель: научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

Ход игры: ребенку предлагается закончить фразу. Ответив на вопросы, «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Труд и индивидуальные физические упражнения:

    очистить дорожку от снега.

    Метание снежков в цель.

Подвижная игра:

«Перебежки»

Цель: упражнение в быстроте и ловкости.

Ход игры: водящий – в середине площадки. Игроки перебегают из одного «домика» в другой. Водящий ловит игроков.

Прогулка № 2

«Морозный солнечный денек»

Наблюдение:

В солнечный день обратите внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрыто тучами). Вспомнить какое оно было вчера.

Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.

Художественное слово:

Стали дни короче, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала.

И. Суриков.

Под голубыми небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

А. Пушкин.

Мороз и солнце – день чудесный.

А. Пушкин.

Загадки:

    Хлеба не ело, водицы не пило,

А всех обогрело и всех осветило. (солнце)

    Что за шарик золотой по небу катается,

По небу катается, людям улыбается? (солнце)

    Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

Дидактические игры:

    «Что сначала, что потом»

Цель: закрепить знания о временах года.

    «Кто больше знает слов?»

Цель: найти слова со звуком «с» в начале слова.

Ход игры: воспитатель предлагает детям оглядеться и назвать предметы на звук «с».

Труд и индивидуальные физические упражнения:

    Постройка горки.

    Ходьба по ограниченной поверхности.

Подвижные игры:

    «Салочки-выручалочки»

Цель: научить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.

Ход игры:

Салочка нас не догонит, салочке нас не поймать.

Мы умеем быстро бегать и друг друга выручать.

Дети с последними словами убегают. Тот, кого осалили, должен остановиться.

    «поймай за хвост»

Цель: научит бегу в колоне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего

Ход игры: дети встают колонной. «Голова» пытается поймать свой «хвост».

Прогулка № 3

«Зимние забавы»

Наблюдение:

Познакомить детей с названием каждой постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке.

Спросить, какую форму напоминают им постройки, для чего их можно использовать. По приходу в группу можно предложить детям доступными им средствами выразительности передать увиденное на участке (рисование, лепка)

Художественное слово:

Как на горке, на горе на широком на дворе

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

Кто потише, кто с разбегу, кто по льду, кто по снегу.

С горки – ух, на горку – ух,

Бух! Захватывает дух!

А. Прокофьев

Мчусь как ветер на коньках вдоль лесной опушки…

Рукавички на руках, шапка на макушке.

С. Черный

Загадки:

    Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой,

Меня били, колотили! Ледяной водой облили,

И скатились все потом с моего горба гуртом. (горка)

    Бегут по дорожке доски да ножки (лыжи)

    Под гору – лечу, в гору – тащу. (санки)

    Есть, ребята, у меня два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (коньки)

Дидактические игры:

«Придумать предложение»

Цель: развивать связную речь, умение правильно построить распространенное предложение.

Ход игры: дети придумывают предложение с заданным словом.

Труд и индивидуальные физические упражнения:

    Подремонтировать снежные постройки.

    Метание снежков в снежную корзину.

Подвижные игры:

«Зимние забавы»

Цель: развивать координацию речи с движением, общие речевые навыки.

Ход игры:

Мы бежим с тобой на лыжах, дети изображают ходьбу на лыжах.

Снег холодный лыжи лижет,

А потом – на коньках, дети изображают бег на коньках.

Но упали мы. Ах! Падают.

А потом снежки лепили, стоят, сжимают воображаемый снег.

А потом снежки катали катят воображаемый комок.

А потом без сил упали. Падают.

И домой мы побежали. Бегут по кругу.

Прогулка № 4

«Где чей след»

Наблюдение:

На свежее выпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто (что) еще может оставить следы.

Спросить у детей, чем отличается, следы птиц от следов зверей, человека. Спросить, кто в лесу петляет, путает следы, почему.

Художественное слово:

Это кто тут наследил: бегемот иль крокодил?

Здесь играли дети: Танечки и Пети!

С. Маршак.

Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.

Волку не достался и живой остался.

Л. Воронкова.

Загадки:

Потеряла Вероничка на прогулке рукавичку.

Тишке равных в сыске нет, без труда найдет он …. (след)

Дидактические игры:

«Чьи следы?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Ход игры: воспитатель рисует на снегу следы животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные.

Труд и индивидуальные физические упражнения:

    Собирать выносной материал, отчищать от снега.

    Пройти точно по следам.

Подвижная игра:

«Казаки - разбойники»

Цель: развивать умение ориентироваться на местности.

Ход игры: дети делятся на две команды: «казаки», «разбойники». «Казаки» убегают и прячутся, а «разбойники» их ищут по следам – стрелкам.

Прогулка № 5

«Как стали одеваться люди»

Наблюдение:

Обратить внимание детей на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая эта одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Закрепить название частей одежды, название материала, из которого одежда сшита. Во вторую половину дня можно предложить детям аппликацию на тему «Зимняя одежда для куклы Маши».

Художественное слово:

Валенки, валенки. Невелички, маленьки.

На резвые ножки нашему Сережке.

Русская народная потешка.

Наша Маша маленькая, на ней шубка аленькая.

Опушка бобровая Маша чернобровая.

Русская народная потешка.

Я перчатку одеваю, я в нею не попадаю!

Сосчитайте – ка, ребятки, сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать: «Раз, два, три, четыре, пять!»

Н. Нищаева.

Загадки:

    В них упрячешь две ноги – и в мороз гулять беги. (валенки)

    Мягкая, теплая, пушистая, воротник и рукава,

Не замерзнет детвора. (шуба)

    Я зимой на голове грею ушки детворе. (шапка)

Дидактические игры:

    «Назови ласково»

Цель: образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ход игры: дети подбирают слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами к предложенным словам на тему «Зимняя одежда».

    «Назови одним словом»

Цель: закрепить обобщающие слова

Ход игры: дети подбирают обобщающие слова к предложенным примерам на тему «Зимняя одежда».

Труд и индивидуальные физические упражнения:

    Очистить друг другу одежду о снега.

    Перелезть через сугробы.

Подвижные игры:

    «Иголочка, ниточка, узелок»

Цель: научить ходить и бегать, меняя направление , в колонне по одному, играть дружно.

Ход игры: дети двигаются в колонне, не расцепляя рук, делают повороты, перепрыгивают через препятствия.

    «Платок»

Цель: развивать быстроту и ловкость.

Ход игры: все встают в круг. Водящий с платком идет за кругом, кладет его на плечи одному из играющих и быстро бежит по кругу, тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в кругу.