Интеграционные тенденции в мировом образовании
Интеграционные тенденции в мировом образовании
Сегодня знание получает новое общественное измерение, становясь в один ряд с уже привычными "столпами", определяющими развитие общественного производства, - трудом, землей, финансовым капиталом, и выдвигая образование в число глобальных факторов общественного развития, смягчения диспропорций, существующих в мировом хозяйстве, формирования политической стабильности и устойчивого развития. Непосредственно для образования эта его новая роль стала мощным стимулом дальнейшей интернационализации и интеграции. На этапе перехода к постиндустриальному обществу только консолидация потенциала мирового образования и науки, постепенное развитие международной интеграции в этих областях способны обеспечить реальный приоритет знания как ведущего ресурса развития в глобальном масштабе.
Как и другие общественные институты, образование под влиянием всеобъемлющего процесса интернационализации жизни становится все более открытым для международного сотрудничества. Более того, в силу особой роли знания в постиндустриальную эпоху образование выдвигается в число решающих элементов "высокой" мировой политики. И если раньше процесс интернационализации образования шел как бы "вслед" за его развитием в экономике, то сегодня, по нашему мнению, все более очевидной становится необходимость его опережающего развития в сфере образования. Под влиянием происходящих в мире крупных политико-экономических перемен, эволюции ценностных систем многих стран, а также перед лицом глобальных вызовов человечеству современное образование приобретает все более глобальный, общемировой характер.
Интернационализация образования сопровождается усилением международной составляющей развития его отдельных элементов - национальных, региональных образовательных систем. Это, однако, не означает утраты ими своей самобытности. Речь, скорее, идет о том, что в процессе интернационализации происходит формирование новой международной образовательной среды, где в наиболее эффективных формах могли бы реализовываться национальные интересы действующих в ней участников и осуществляться совместный поиск решения проблем, имеющих жизненно важное значение для человеческой цивилизации в целом.
В тех случаях, когда развивающиеся процессы интернационализации удачно накладываются на исторически давнюю культурную и хозяйственную общность группы государств, в мировом образовании формируются крупные фрагменты, характеризующиеся достаточно схожими направлениями развития и качественным состоянием входящих в них национальных образовательных систем. По нашему мнению, такие тенденции могут рассматриваться как исходные на пути постепенного формирования в отдельных частях мира региональных образовательных пространств, где реализуются если и не единые, то во многом общие образовательные концепции (например, страны ЕС).
Интернационализация образования - объективный и постоянно развивающийся процесс, существовавший в различных формах задолго до того, как завершилось формирование наций и национальных образований в их сегодняшнем виде. Он связан не столько с педагогическими заимствованиями, что также имело место и само по себе целесообразно, сколько с общими параллельными процессами и общими социально-экономическими и культурными явлениями, развивавшимися в мире. К их числу можно отнести: постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию мировые хозяйственные связи; новые технологии с их развитой инфраструктурой, делающей доступной для информации практически каждый уголок земного шара; современные глобальные проблемы человечества. Интернационализации образования способствуют и новые тенденции в мировой политике, утвердившиеся на большей части мира идеи свободного рынка, а также универсальность гуманизма, общечеловеческих ценностей.
Сегодня интеграционные тенденции в мировом образовании довольно активно изучаются специалистами, и можно говорить о различных подходах к их оценке. Отметим наличие двух основных, на наш взгляд, точек зрения на будущее межгосударственного сотрудничества в сфере образования.
Сторонники первой из них, опираясь на универсальное свойство гуманизма, на общность ряда важнейших проблем современного образования, считают целесообразным ускорение процесса его интернационализации на базе унификации основных направлений функционирования национальных образовательных систем и современных технологий. Однако преобладающим все же является взгляд, согласно которому универсализм в образовании возможен лишь при условии сохранения многообразия социальных, политических устройств, культурных и языковых традиций различных стран. При этом речь идет не об унификации национальных образовательных систем или их "гармонизации", а о необходимости их большей ориентации на потребности быстроменяющегося и все более взаимозависимого мира.
С различной интенсивностью процесс интернационализации охватил все ступени образования, достиг своего максимума в высшей школе. По отношению к отдельным регионам мира (Западная Европа) есть основания утверждать, что процесс интернационализации в высшей школе приобретает черты качественно нового этапа - интеграции, о чем свидетельствует появление соответствующей политико-правовой надстройки интеграционного комплекса. Безусловно, международная интеграция в образовании, как и в любой другой сфере жизнедеятельности, - сложный, противоречивый и длительный процесс. Более того, многие проблемы, связанные с необходимостью передачи части функций с национального на наднациональный уровень, с известным ограничением суверенных прав государства, решаются здесь особенно трудно.
По нашему мнению, в развитии процессов интернационализации мирового образования, в том числе и их высшей формы - интеграции, можно выделить цели двух основных уровней: глобальные - содействие через углубление сотрудничества в сфере образования общему социально-экономическому прогрессу и устойчивому развитию мирового сообщества, ослаблению давления глобальных проблем и укреплению взаимопонимания между народами; внутрисистемные (образовательные) - объединение потенциала национальных образовательных систем для решения задач, выходящих за рамки возможностей отдельной страны и связанных с ликвидацией неграмотности всех типов, неравенства в возможностях доступа к качественному образованию с использованием новейших технологий, воспитанием на основе общечеловеческих ценностей личности, осознающей не только свою национальную и культурную идентичность, но и воспринимающей мир во всей его целостности и взаимозависимости, понимающей свою личную ответственность за его судьбу и готовую конструктивно действовать в целях его сохранения и развития. Одна из главных целей, достижение которой возможно на пути интеграции и создания консолидированного мирового образовательного пространства (МОП), - существенное повышение качества образования в мире, совершенствование человеческого ресурса, обеспечение в этой связи возможностей эффективного переноса знаний из одной части мира в другую.
Международная интеграция в образовании - это результат развития и углубления процесса интернационализации и доведения его до уровня интеграции национальных образовательных систем. Для интеграции характерны возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных систем образования, растущая степень их "сцепляемости", синхронизация действий посредством их регулирования соответствующими наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач.
Конечно, любые определения интеграции не универсальны, поскольку не учитывают всего комплекса элементов, в нее вовлекаемых. Впрочем, и сама интеграция также относительна, ибо это процесс объединения, но еще не само объединение. И нигде в мире ни в одной сфере пока еще не произошло полного объединения. Вместе с тем определенная степень развития и постоянного совершенствования интеграционных процессов - необходимое условие общественного прогресса.
Интеграционные процессы в сфере образования начинают развиваться при наличии как минимум трех необходимых условий: прочного экономического фундамента в определенной группе стран, утвердившегося главенства закона, гарантирующего обязательный характер соответствующих международных договоров, и демократического характера принятия решений, основанного на принципах компромисса и консенсуса.
В целом интеграционные процессы ведут к смещению акцента в сторону нетрадиционных акторов, во все большей мере формирующих международную образовательную политику, не вытесняя, однако, государство как главного участника международного общения. В образовании, являющемся частью мирового социально-экономического комплекса, эти общие тенденции качественных преобразований процесса интернационализации, безусловно, действуют в полной мере.
По нашему мнению, в настоящее время в мировом образовании возможно выделить интеграционные объединения нескольких видов и уровней зрелости:
1) интеграционные объединения образовательных систем различных групп стран (некоторые арабские государства, европейские средиземноморские страны и др.), ставящие своей целью согласование отдельных элементов образовательной политики, в частности взаимную корректировку и признание учебных курсов, признание дипломов об окончании учебных заведений различных ступеней и ученых степенях, расширение академической мобильности. Как правило, подобные меры регулируются соответствующими конвенциями и являются определенным этапом на пути к более тесной региональной или субрегиональной интеграции в образовании;
2) интеграционные объединения, основывающиеся на исторической, культурной общности отдельных стран, на схожести целей и задач образовательной политики на определенных этапах развития. Основные формы деятельности таких объединений - разработка общих стандартов качества подготовки специалистов, мер по предотвращению их массового оттока за пределы регионов. В основе своей эти меры носят протекционистский характер и направлены на защиту национальных образовательных систем от мощного давления извне. Типичные представители - объединения латиноамериканских стран: "Андская группа", "группа Контадора" и др.;
3) интеграционные объединения новых индустриальных государств Юго-Восточной Азии, ставящие своей целью радикальное повышение качества обучения за счет максимально полного использования внутреннего потенциала национальных образовательных систем, новейших технологий, опыта других стран, в том числе и путем массового направления молодежи на учебу за границу. Типичная черта таких объединений - стремление к развитию межгосударственного сотрудничества в первую очередь на "верхних этажах" образования и науки, там, где наиболее эффективно и качественно производится основной ресурс постиндустриальной эпохи - знание;
4) интеграционные объединения высшего типа, ставящие своей целью формирование и реализацию единой образовательной политики на всех уровнях обучения, регулирование этого процесса с помощью соответствующих наднациональных органов. В объединениях такого типа образованию (равно как и культуре) отводится роль центрального (цементирующего) звена во всей интеграционной цепи. Часть оперативных функций по управлению образованием в государствах, образующих такие объединения, передается с национального на наднациональный уровень. Государство же в большей мере принимает на себя функции гаранта социальной справедливости в смысле доступа к образованию и его соответствующего качества. Единственным пока примером такого уровня интеграционных объединений является Европейский Союз. И в отношении экономическом, и применительно к социальной сфере, Европейский Союз - это проект, пока не имеющий аналогов в других частях мира. Он может рассматриваться как модель международной интеграции, "... отличительной чертой которой является сознательный отказ стран-участниц от части национального суверенитета в пользу наднационального регулирования" [1, с.74].
Практически в каждом из перечисленных видов интеграционных объединений все ощутимее прослеживается определяющая роль "мотора" глобализации - транснациональных корпораций.
Как и в других сферах, интеграция в образовании развивается в двух основных и, на первый взгляд, противоречивых направлениях - региональном и глобальном. Региональная интеграция в образовании вырастает из общего процесса его интернационализации. Происходит это под влиянием двух тенденций: с одной стороны, непрерывно растущей потребности к сближению образовательных систем различных уровней развития в разных частях мира, с другой - четко выраженных узкорегиональных потребностей, связанных с усилением конкурентной борьбы на мировом рынке образовательных услуг. Однако, на наш взгляд, это противоречие носит объективный характер и является необходимым этапом интеграции, дальнейшее развитие которой, скорее всего, будет проходить под все более определяющим воздействием линии на глобализацию образования.
В отличие от предшествующего периода интернационализации образования, где преобладающими формами сотрудничества были односторонние соглашения, для этапа интеграции характерными становятся многосторонние межгосударственные соглашения, крупные целевые и комплексные международные образовательные проекты и программы, реализуемые под эгидой ООН, создаваемые с участием транснациональных корпораций известные международные фонды, неправительственные организации, а также законодательные акты соответствующих наднациональных институтов (например, регламенты и директивы Совета министров Европейского Союза), имеющие обязательный характер для всех стран - участников интеграционного процесса.
Интеграция в образовании, в отличие от интернационализации, характеризуется стабильностью связей национальных образовательных систем, определенными возможностями планирования и регулирования этих связей с помощью специально создаваемой институциально-правовой среды. При этом неразрывность связей гарантируется тем, что возникающие явления дезинтеграции в формирующемся образовательном пространстве наталкиваются на создаваемые политические, социокультурные, правовые и экономические барьеры, препятствующие движению вспять.
Основными субъектами интеграции выступают образовательные учреждения различного уровня, которые путем массового включения в реализацию крупных многосторонних международных проектов и программ более эффективно начинают решать как национальные образовательные задачи, так и те, что вытекают из потребностей устойчивого развития все более взаимосвязанного и взаимозависимого мира, из необходимости разрешения глобальных проблем человечества. Именно через активизацию сотрудничества на уровне образовательных учреждений в ходе реализации крупных международных проектов достигается та необходимая "сцепка" национальных образовательных структур, которая и отличает интернационализацию от интеграции.
Кроме образовательных учреждений, субъектами интеграции выступают отдельные национальные образовательные системы, а также различные международные педагогические организации и движения, рассматривающие активизацию межгосударственного сотрудничества в сфере образования как одно из средств его эффективного развития в постиндустриальную эпоху.
Интеграция в мировом образовании - тенденция, которая в конце XX - начале XXI в. становится одной из базовых категорий современной педагогики. Она развивается как в отдельных странах, так и на региональном и глобальном уровнях. Интеграция в образовании - часть сложного и всеобъемлющего процесса сближения, взаимодействия и взаимопроникновения национальных структур. Безусловно, это привносит в исследование проблем интеграции в мировом образовании все сложности и противоречия анализа "больших систем". Вместе с тем, интеграции в образовании свойственны свои отличительные черты, динамика, цели и способы формирования интеграционных объединений различного уровня.
Прежде всего следует выделить комплексный, многоплановый характер воздействия интеграции в сфере мирового образования на весь ход современного общественного развития. Эта ее черта проистекает из особой, решающей роли знания в современную эпоху. Одна из основных целей интеграции в образовании - объединение усилий мирового сообщества в воспитании человека с холистским взглядом на мир, в его подготовке к комплексному подходу при решении глобальных проблем человечества. Все другие виды международной интеграции в этом смысле решают более частные задачи.
В сущности, вероятно, можно говорить о том, что международная интеграция активно способствует сферному развитию образования, ставя его в центр развития всех других общественных процессов.
В непосредственной связи с этой особенностью находится и другая отличительная черта интеграции в образовании - потребность в ее опережающем характере. Различные сферы общественного воспроизводства имеют разную "склонность" к интеграции и несхожую динамику этих процессов. Допустим, кредитно-денежная сфера превосходит в этом отношении товарную торговлю, а та, в свою очередь, более склонна к интеграции, нежели сфера производства. Нам представляется, что в отличие от предшествующего периода международного сотрудничества, характеризующегося тем, что интернационализация образования шла как бы вслед за интернационализацией экономики, в современных условиях, когда знание выступает в качестве решающего ресурса, когда процесс его накопления приобретает непрерывный характер, сотрудничество в сфере образования по своим темпам должно опережать развитие этого процесса. Межгосударственное сотрудничество в образовании должно предварять последующую эффективную мобильность и необходимое качество профессиональных услуг и специалистов как на региональном, так и на глобальном уровнях. В определенном смысле интеграционные процессы в мировом образовании должны приобрести пионерный характер, а их результаты - выступать в роли своеобразного общего "субстрата" международного сотрудничества в других сферах. Обеспечению опережающего характера интеграционных процессов в мировом образовании способствует стремительное развитие современных средств телекоммуникационной связи и базирующихся на их основе новейших технологий, которые позволяют в определенной мере "нивелировать" существующие резкие различия в качественном состоянии отдельных частей мирового образовательного пространства и как бы "перешагнуть" через накопившиеся в некоторых из них проблемы материального и кадрового характера.
Опережающий характер международной интеграции в образовании важен и с точки зрения обеспечения необходимой гуманизации, становления нового человеческого профилирования мировой экономики и связанного с этим возможного перераспределения общественных ресурсов как непосредственно в само образование, так и в культуру, здравоохранение и т.п.
И наконец, важно отметить, что набирающая все большее число сторонников модель устойчивого развития мира исходит из того, что в ходе ее реализации будет замедляться ряд процессов, несущих угрозу разрушения цивилизации, и, напротив, опережающими темпами смогут развиваться такие направления, как научно-техническое и научно-образовательное. Вероятно, на этих постулатах и базируется утверждение А. Урсула о том, что "образовательная система информационного общества должна функционировать как компонент сферы разума и в определенном смысле в целом быть опережающей..., а выход из глобального кризиса образования, в соответствии с этой общей стратегией, - в трансформации "отстающей", консервативной образовательной системы в опережающую, ноосферную" [2, с.32].
Интеграция в образовании способна стать своеобразным стабилизирующим элементом развития интеграционных процессов в экономике, политике и других сферах. Известно, что с конца 70-х гг. прошлого столетия в мировом хозяйстве идет быстрый рост региональных экономических группировок, что является отражением параллельного развития в нем двух процессов - интеграции и дезинтеграции. Масштабы и степень влияния этих группировок на мировое экономическое развитие также стремительно увеличиваются.
У специалистов эта тенденция находит неоднозначную оценку. Однако большинство исследователей, несмотря на противоречивость блоковой интеграции, считают, что магистральные направления, характер и темпы развития мировой экономики и далее будут во все возрастающей мере определяться прямым и косвенным воздействием глобальных факторов. В сторону смягчения негативных проявлений блоковой интеграции начинает действовать всеобщий принцип "социализации" экономики и связанное с ним становление все более социально ориентированного рыночного механизма. Да и сами региональные экономические группировки перестают быть "закрытыми крепостями". В их функциях все более важное место отводится созданию условий для определения всех видов отставания стран-участниц, укреплению их конкурентоспособности и постепенной интеграции в мировую экономику и социальную сферу. Это подтверждается, в частности, обозначившейся в конце прошлого столетия тенденцией формирования так называемой "сетевой" модели интеграции (проявляющейся пока в виде зон свободной торговли), охватывающей созревшие для интегрирования страны независимо от того, являются ли они соседями или расположены на разных континентах [3, с.62-63].
Образование, конечно, является частью региональной, блоковой политики. И в нем появляются соответствующие объединения, отражающие в первую очередь интересы определенной группы стран, направленные либо на защиту их культурной самобытности, как, например, субрегиональные объединения латиноамериканских стран ("Андская группа", "группа "Рио"" и т.п.), либо на активное распространение в мире своих образовательных и культурных традиций (образовательные программы и проекты Европейского Союза, а также США и Канады, Австралии). Вместе с тем очевидно, что современное образование по своей сути имеет больше "глобальную", нежели "фрагментарную" ориентацию, вытекающую из наднационального характера знания, общей его гуманитарной направленности.
Роль образования в укреплении и демократическом развитии мира нуждается в серьезном специальном исследовании. Регионализм различного рода (экономический, религиозный, этнический) становится одной из характернейших черт современности. К сожалению, интегрирующая роль образования, культуры, науки не всегда способна противостоять растущему натиску "фрагментаризма".
Восприятию современного мира как целостного, взаимосвязанного и взаимозависимого объекта исследования содействуют и новые направления в современной педагогической науке. Поэтому, на наш взгляд, существующие ныне региональные интеграционные объединения можно рассматривать скорее как "ядра" формирующегося единого мирового образовательного пространства, как "локомотивы" глобальных интеграционных процессов, нежели как факторы их сдерживания. Создание таких "ядер" не цель, а средство решения сразу двух, на первый взгляд противоречащих друг другу задач - углубить интеграционные процессы в непосредственном окружении и таким образом одновременно создать дополнительные предпосылки для более эффективного взаимодействия отдельных "ядер" между собой, что в конечном счете и будет действовать в сторону дальнейшей консолидации МОП.
Психологические стереотипы, которые являются серьезной проблемой на пути любых интеграционных процессов, особенно болезненны и трудноразрешимы в сферах культуры и образования, поскольку напрямую затрагивают основы национального самосознания отдельных народов. В связи с этим синхронизация и дозирование интеграционных импульсов в этих сферах должны быть специфически иными, нежели в области экономики, торговли или финансов. И если, допустим, в экономической евроинтеграции полное устранение национальных барьеров выдвигается и реализуется как непреложное условие ее развития, то для интеграционных процессов в образовании подобный подход не применим. О столь радикальных решениях, вероятно, можно говорить лишь относительно свободного движения в рамках общего рынка "конечного продукта" образования - человеческого ресурса или отдельных видов образовательных услуг - и весьма ограниченно о "национальной технологии их производства". Не случайно в рамках ЕС политические решения в отношении способов развития интеграционных процессов в образовании принимаются со значительно большей осторожностью, нежели решения, касающиеся экономической или торговой сферы. Все это позволяет утверждать, что стратегия интеграции мирового образования в обозримой перспективе может строиться не столько на основе идущих извне политических решений национальных или наднациональных органов (что, безусловно, будет играть определенную роль), сколько путем возрастания глобализации изнутри самого образования, путем утверждения в нем гуманистических, общечеловеческих ценностей при обязательном сочетании их с национальными культурными и педагогическими традициями. Тактические же решения могут включать в себя постепенное внедрение единых требований к содержанию образования, к его стандартам, использование современных технологий, баз и банков данных, формирование единого рынка специалистов, общих образовательных и научно-исследовательских проектов и программ.
Список литературы
1. Бойченко А.А. Процессы региональной интеграции в мировой экономике // Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. 2007. № 2.
2. Урсул А. Концепция опережающего образования // Alma Mater. 2006. № 7.
3. Шишков Ю.В. Отечественная теория региональной интеграции: опыт прошлого и взгляд в будущее // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 4.