Воспитание гражданственности у студентов в ВУЗе, на примере УГТУ-УПИ
РЕФЕРАТ
Воспитание гражданственности у студентов в ВУЗе, на примере УГТУ-УПИ
Екатеринбург, 2008
Введение
В новых политических и социально-экономических условиях, в которых оказалось Россия сегодня, особую актуальность приобретает проблема гражданского воспитания. Сфера гражданского воспитания распространяется не только на семью, но и на все общество. Значительным вкладом в осмысление и обновление концепции гражданского воспитания сложного переходного периода явились последние разработки эффективных воспитательных моделей, построенных на фундаментальной базе свободы личности, демократии и гражданственности, которые проводятся в ГосНИИ семьи и воспитания РАО.
Основными элементами гражданственности является нравственная и правовая культура, которая выражается «в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств». Общечеловеческие моральные ценности, утверждают ученые, – это базис нравственной культуры личности. Из данных положений определяется цель гражданского воспитания: воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к родине, стремление к миру, в потребности в труде на благо обществу. Личность приобретает черты гражданского облика с раннего возраста на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде, в Вузе. Но особенно важно привить человеку гражданственность, в то время, когда он учится в ВУЗе, так как именно в студенческие годы происходит мощная социализация личности, определение ценностей, формирование планов на будущее. Это тема особенно актуальна в УГТУ-УПИ, ведь в вузе учится около 45.000 студентов. Из них на очной форме обучения 23.100, на физико-техническом факультете около 1300 человек. Если бы каждый студент УГТУ-Упи приобрел такое качество как ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, то Российская Федерация сала бы мировым лидером по всем показателям. Потому что гражданское воспитание связано с сознанием человека. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества.
Проблемой воспитания гражданственности занимались такие выдающиеся люди как А.С. Макаренко, Г. Кершенштейнер, В.Г. Бейлинсон, Я.В. Соколов.
Цель исследования – изучить особенности воспитания гражданственности на примере студентов УГТУ – Упи.
Цель определила следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме гражданственности.
Провести анкету по проблеме воспитательного процесса.
Выработать предложения о повышении гражданственности у студентов УГТУ-Упи.
Объект – педагогический процесс воспитания гражданственности студентов Вуза.
Предмет – воспитание гражданственности студентов Вуза.
Методы исследования:
Обзор научной литературы.
Анкетирование.
Анализ первичной и вторичной информации.
Структура – введение, две главы, пять параграфов, заключение, список литературы и приложение.
1. Воспитание гражданственности как педагогическое явление
1.1 Теория учебно-воспитательного действия
Все мы являемся и объектами, и субъектами воспитания практически всю жизнь. Существует мнение, что воспитание ребенка, в частности приучение его к режиму, к первоначальному восприятию музыки, целесообразно уже с внутриутробного состояния. Но воспитательные действия осуществляются нередко в отношении пожилых людей в семье, в домах престарелых, даже в так называемых хосписах, где содержатся безнадежно больные люди.
В словаре В.М. Полонского модно встретить несколько значений понятия «воспитание»:
В широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека;
В узком смысле – это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеждений;
В педагогическом смысле – целенаправленное воздействие в ходе педагогического процесса в учебном заведении.
Воспитание трудовое – воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности.
Многие желают изменить некоторые качества в своих окружающих, особенно в тех случаях, когда с ними в силу обстоятельств имеется постоянный контакт.
Воспитательное воздействие происходит и в различных социальных группах: семьях, образовательных учреждениях, в национальных и религиозных общностях, партиях, объединениях по интересам и т.д. наконец, один из самых сильных источников воздействия на личность – это сам человек, осуществляющий процесс самовоспитания. Вот почему закономерности воспитательного процесса должны быть знакомы каждому. В тех же случаях, когда педагогическая составляющая является значительной частью профессиональной деятельности, овладение умениями осуществлять воспитательные воздействия является обязательным.
Вот почему понятие «воспитание» – одно из самых употребительных. Его содержание и объем во многом зависят от контекста употребления. Одно значение оно имеет в устах специалиста педагога, профессионально занимающегося организацией воспитательного процесса в элитарном учебном заведении, иное – у воспитателя исправительного учреждения, религиозного проповедника, мужчины зрелого возраста, вступившего в брак с молодой девушкой, женщины, родившей первенца, и ее же воспитывающей первенца, и т.д.
Изучая пути решения задач воспитания, педагогика, психология и другие смежные дисциплины накопили огромный материал наблюдений при осуществлении воспитательного процесса, обобщили передовой педагогический опыт, провели специальные исследования, которые нашли отражение в педагогических теориях, системах воззрений и практических рекомендациях. Однако их применение в реальных ситуациях требует от педагога творческого подхода, учета специфики конкретной ситуации, в которой осуществляется педагогическое воздействие. Воспитательный эффект зависит от сознания педагогической ситуации, определяемой как «зона ближайшего развития». Она характеризуется таким субъективным уровнем трудности задачи, принятым воспитанником для решения, при котором задача еще не решается полностью самостоятельно, однако при соучастии воспитателя цель этого действия достигается.
Обучение и воспитание – двуединый процесс. Это две взаимодополняющие и взаимопроникающие части усваиваемой человеческой деятельности.
Как известно, человек при рождении представляет собой одно из самых беспомощных существ. Почти полностью отсутствуют у новорожденного инстинкты, являющиеся эффективным механизмом приспособления многих животных при появлении на свет.
И все же одна, но очень важная способность человеку дается от рождения. Это способность усваивать человеческую деятельность. Материальным субстратом этой способности является человеческий мозг, приспособленный к прижизненному формированию функциональных систем. Так называют мозговые структуры, пластично, гибко формирующихся в ситуации специфически человеческой активности – Деятельности, создавая тем самым «органы» для ее осуществления.
Других природой данных организму возможностей: двигательных, зрительных, слуховых и т.п. – вполне достаточно для освоения многообразия человеческих деятельностей.
Необходимость участия взрослого в жизни ребенка создает благоприятные возможности воспитательных воздействий. И только игнорирование со стороны лиц, ответственных за воспитание ребенка, приводит к педагогическому браку, который нередко ставится в вину самому ребенка, его дурным задаткам, плохой наследственности и т.д.
Напротив, понимание динамично применяющихся запросов человека, оказание ему содействия в их разрешении создает предпосылки для ориентирования его развития в общественно значимых направлениях, предоставляя одновременно при этом широчайшие возможности становления самой личности, ее самоактуализации.
Направления развивающейся деятельности задаются:
Предметным миром, в который входит ребенок;
Находящимися рядом взрослыми людьми, открывающими для него объективную и субъективную стороны деятельности.
Объективная сторона состоит в усвоении значений вещей («вещь» в широком, философском, понимании), способов действования с ними, их преобразования и получения вещей, наделенных новыми свойствами, удовлетворяющими материальные или духовные запросы людей.
Субъективная сторона открывает личности смысл деятельности, т.е. что деятельность может дать для удовлетворения его собственных актуальных потребностей, перспективных целей, а также то, как оценивается эта деятельность окружающими людьми и вообще социумом через систему сложившихся требований и норм.
Воспитательная работа строится с учетом специфики поставленных целей. Виды деятельности, в которые включается человек, осваивая достижения предшествующих поколений, и которые в свою очередь формируют соответствующие виды сознания: житейское, проектное, научное, эстетическое и этическое. Мера освоения деятельностей и степень развития каждого вида сознания у всех людей различна.
Вовлекаясь в процесс воспитания (или самовоспитания), необходимо ставить желаемую планку достижений на разумном уровне. Конечно, не существует количественных показателей успеха в каждой области, подобно тому, как это имеет место у спортсменов, скажем, прыгунов в высоту.
1.2 Концептуальные основы гражданского воспитания личности
Гражданственность позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
Гражданин – человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства пользующийся его защитой, обладающий определенными правами и обязанностями.
Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, в котором сознательные и свободные граждане способны создавать рациональные формы человеческого общения, основополагающим условием которых является признание права индивидуальной личной свободы, права на самореализацию.
Особое внимание заслуживает утверждение академика РАО Г.Н. Филонова о том, что без комплексного общенационального программирования воспитания и функционирующих технологий «трудно разрешаются проблемы нездорового прагматизма, стяжательства и другие деструктивные тенденции, тормозящие нравственное оздоровление общества». Успешный педагогический опыт 20–30-х гг. прошлого столетия по борьбе с детской преступностью и беспризорностью как никогда ранее полезен для изучения и применения сегодня. В этой связи чрезвычайно актуально педагогическая деятельность А.С. Макаренко.
А.Ф. Никитин и Я.В. Соколов справедливо отмечают, что «в теории и практике А.С. Макаренко весь педагогический процесс подчинялся единой цели – воспитание достойного гражданина»; что особое внимание педагог уделял «самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций», а среди качеств личности им «выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и др.». Причем «все эти черты, по мнению Макаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека».
Исследование позволило выявить, что общая цель и лейтмотив педагогического творчества А.С. Макаренко – воспитать наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи. Намеченная цель – воспитание гражданина – требовала конкретизации.
Прежде всего, Антон Семенович выделял такие качества целостной личности, как коллективизма, дисциплинированность, ответственность, трудовая активность, развитое чувство долга и т.д. Он считал, что правовое чувство (правосознание) и связанные с ним эмоции (правовая эмоция, этическая эмоция) тесно сочетаются с идеей (осознанием) долга и с идеей общественной солидарности; сознательное поведение (т.е. следующее правам) – необходимое условие правового государства.
Свою концепцию воспитания А.С. Макаренко создавал в процессе педагогического опыта. Опыт показал, что, во-первых, методы воспитания должны выводиться из простой и практической цели (воспитание гражданина), что, во-вторых, «знание психологии, знание души, знание каждого отдельного человека только поможет приложить методом наиболее удобно в одном случае, несколько отлично – в другом». Жизнь доказала, что результаты воспитания были в высшей степени положительными. Все воспитанники А.С. Макаренко стали достойными гражданами своего отечества, проявили чудеса героизма во время Великой отечественной войны. Среди воспитанников Антона Семеновича были квалифицированные рабочие, инженеры, летчики, военные, педагоги, юристы, художники, артисты, но всех их действительно можно назвать гражданами в самом высоком смысле этого слова… Почти все они героически сражались на фронтах, и многие погибли, защищая Родину.
Работа с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками заставила А.С. Макаренко глубоко задуматься над философско-социологической проблемой «личность и общество». Почему общество выбрасывает детей и подростков на задворки жизни и порождает такое явление, как детская преступность? Сегодня общество позволило «возродиться» такому явлению, как детская преступность и беспризорность. «Преступность – раковая опухоль общества, – писал профессор И.А. Невский. Чем в более раннем возрасте она его порождает, тем она опаснее. Надежды на то, что ребенок подросток, совершившие преступление и направленные на перевоспитание, исправление в специальные воспитательные учреждения, действительно в них исправиться и покинут их правопослушными гражданами, далеко не всегда оправдываются. Опыт пребывания в этих учреждениях может быть и отрицательным. В них завершается криминализация личности. В основной своей массе преступность взрослых вырастает из преступности несовершеннолетних». Предупреждения ученого о быстро нарастающем усилении процесса криминализации российского общества оправдались.
Академик РАО Б.Т. Лихачев отмечал, что А.С. Макаренко, своей новаторской педагогикой показал пример, как сделать достойными гражданами бывших несовершеннолетних правонарушителей. Ученый писал: «Макаренко не просто с нами. Особенно в связи с совершающимся социальным кризисом, социальной заброшенностью современных детей, он не просто с нами, он впереди нас, подает руку по мощи в трудный для родины час, показывает педагогические пути спасения детства». Академик РАО Г.Н. Волков, высоко оценивая народный, демократический пласт теории и практики А.С. Макаренко, высказал мысль, что «главным достоинством, главным качеством гражданина многонациональной страны Макаренко считает единство, из которого возникает духовная общность людей… Макаренко народен и человечен, общечеловечен. Всемирный интерес к нему неслучаен. Он один из тех педагогов-гуманистов, которые указывают путь к единому человечеству».
И.А. Невский, также высоко оценивая творчество А.С. Макаренко, подчеркивал, что в педагогическом опыте и в творческом наследии этого педагога нашли в отражении и «основы теории управления и системного анализа явлений; влияние психологических и информационных полей на психологический микроклимат коллектива», а также «экономика и практика организация полноценной жизнедеятельности коллектива как педагогической системы и другие составные части его педагогического опыта, каждая из которых ждет своего исследователя.
С этих позиций приходиться признать правильным утверждение некоторых ученых-макаренковедов о том, что педагогом – исследователям еще нужно дорасти до полного адекватного понимания наследия, оставленного нам великим педагогом».
1.3 Воспитание человека-труженика, гражданина в творчестве
Идея воспитания человека-труженика, гражданина была воплощена в жизнь Георгом Кершенштейнером (1854–1932). Немецкий педагог разработал теорию трудовой школы и гражданского воспитания для народной школы. Главное внимание он уделял массовой профессиональной подготовке молодых людей в жизни общества, их нравственному воспитанию. «Первой целью воспитания молодежи, оканчивающей народную школу, – писал Кершенштейнер, – является образование профессиональной деятельности и любви к труду, а вместе с ними и тех элементарных добродетелей, которые ведут, как к своему непосредственному следствию, к работоспособности и любви к труду, труду: к добросовестности, прилежанию, устойчивости, чувству ответственности, самообладанию и преданности деятельной жизни».
А.С. Макаренко разработал свою концепцию гражданского воспитания. Гражданин нового общества, – считал Антон Семенович, – это прежде всего человек трудящийся, «в этом его честь, его радость и его человеческое достоинство. Трудовая забота – это не просто дорога к средствам существования, но эта еще и этика, это философия нового мира, это мысль о единстве трудящихся, это мысль о новом счастливом человечестве. Как же мы можем воспитать этого будущего гражданина, если с малых лет не дадим ему возможности пережить опыта этой трудовой заботы и в ней выковать свой характер, свое отношение к миру, к людям, т.е. свою социалистическую нравственность».
Макареновская концепция гражданского воспитания человека-труженика рождалась в опытной работе с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками. Трудовая воспитательная колония им. М. Горького не только раскрывала просторы для творческой натуры педагога, но и требовала полной реализации всех его духовно-нравственных ресурсов. Как отмечает В.Г. Бейлинсон «опыт Макаренко – это не что-то раз и навсегда данное», «это цельность изменчивая, очень подвижная, развивающаяся через разрешение противоречий».
В художественных произведениях А.С. Макаренко описал не внешние приметы своего опыта, а «его сущность и дух – идеалы, принципы, логику и способы их воплощения, непрерывно меняющуюся и обогащающуюся целостность, строго следуя при этом правде…». Педагог показал, как рождается «новое отношение к человеку, новая позиция человека в коллективе, новая о нем забота и новое внимание», новый тип гражданина, хозяина своей жизни и своей страны, свободной от эксплуатации. Однако художественная форма изложения не позволяла ему отразить всей глубины созданной им педагогической системы.
Главной целью педагогической работы Макаренко считал воспитание у подрастающего поколения реальных качеств, соответствующих определенному типу гражданина нового общества. К следующему поколению, считал педагог, предъявит другие требования, которые «будут вноситься постепенно, по мере роста и совершенствования всей общественной жизни». Не случайно в более поздних статьях, а также лекциях Антона Семеновича постоянно обращал внимание читателей на главную цель воспитания – воспитание достойного гражданина-труженика. Но не следует забывать, что к практическому достижению этой цели Макаренко прошел тернистый путь раздумий, поисков и решений, практических действий. Педагог писал: «Ничто так человека не учит, как опыт. Когда-то мне дали в той же коммуне им. Дзержинского несколько сот человек, и в каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина? И когда я задумался, то увидел, что на этот вопрос нельзя ответить в двух словах».
Антон Семенович сделал важнейший методологический вывод: «Непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях». Теория педагогики должна уделить особая внимание теории первичного коллектива. Не педагог, а первичный коллектив работает с отдельными воспитанниками («это есть форма воздействия именно на личность»), позволяя тем самыми каждой отдельной личности не чувствовать себя «объектом воспитания». В этом состоит главный смысл закона параллельного педагогического действия. Первичный коллектив (отряд) является прекрасным воспитателем в том случае, когда он тесно связан с общим коллективом.
Подведем итоги по первой главе:
В результате теоретического анализа научной литературы, можно сделать вывод, что процесс воспитания гражданственности сложен, но его должен пройти каждый уважающий себя человек. Так как гражданственность позволяет человеку быть политически, нравственно, юридически, социально дееспособным.
Было установлено, что процесс воспитания гражданственности включает в себя множество методов и способов. И что для воспитания гражданственности необходимо воспитания таки качества целостной личности как, коллективизм, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность, трудовая активность, развитое чувство долга.
Очень важное место в процессе воспитания гражданственности занимает метод А.С. Макаренко, основная идея которого заключалось в воспитании гражданственности через трудовой коллектив.
2. Воспитание гражданственности в Вузе
2.1 Особенности воспитание гражданственности в Вузе
Процесс воспитания сложная динамическая система. Воспитание гражданственности так же динамично и видоизменяется в зависимости от обстановки в мире, а в моем исследовании от обстановки в России, в городе Екатеринбурге. Сегодня стало заметно, что в студенческой среде идет резкое падение духовности, морали, нравственности, рост не дисциплинированности, кражи, убийства, самоубийства. Если бы у студентов было развито чувство гражданственности, то рост безнравственности значительно снизился. Чтобы воспитать у студентов гражданственность, в Вузе должна быть хорошо организованная система пропаганды:
патриотизма,
труда,
нравственности,
дисциплинированности
героизма.
Воспитание таких качеств, по методу А.С. Макаренко, должно происходить через коллектив. Следовательно, в этом процессе должны участвовать все: учащиеся, преподавательский состав, профсоюзные организации и в общем политика и программа университета.
2.2 Анализ социологического опроса
В ходе нашего исследования бала собрана и проанализирована вторичная и первичная информация. Метод сбора первичной информации – анкета. Были опрошены студенты, обучающиеся на дневном отделении г. Екатеринбурга, УГТУ–УПИ 2-го курса физико-технического факультета, кафедры «социальная безопасность». В результате выборочной совокупности в число респондентов попали 20 человек.
Итак, будем проводить анализ каждого вопросы анкеты.
Вы считаете себя воспитанным человеком?
Проанализировав ответы на первый вопрос, я выяснила, что большая часть студентов (80%) считают себе вполне воспитанными людьми. Это впрочем, не удивительно. Кто захочет, называть себя не воспитанным человеком. В принципе человек, осведомленный, что воспитание это непрерывный, длящийся всю жизнь процесс, может назвать себя вполне воспитанным человеком. 15% все же признали, что бывают ситуации, в которых они забывают о воспитании. 5% затруднились дать ответ на этот вопрос.
Есть ли у вас качество гражданственности?
Самое печальное, что 2% респондентов даже не знают, что такое гражданственность. 44% отвечают, что им привили это с детства и 44% ответили, что самовоспитываются.
Какое из качеств, составляющих гражданственность, у вас присутствует (выберете несколько вариантов ответа)?
Большинство из респондентов отметили, что у них присутствует трудолюбие, ответственность и честность, а именно около 70%. Еще 15% отметили наличие патриотизма и честности, и остальные 15% отметили выбрали все кроме дисциплинированности. Я считаю, что это очень важные качества для самореализации в жизни человека.
Что, по-вашему, гражданственность?
65% респондентов отметили, что гражданственность – это любовь к родине, 30%, что это патриотизм и 5% выбрали категорию другое – ответив что не знают.
Как вы считаете, что в большей степени влияет на вашу гражданственность (2 варианта ответа)?
Большинство респондентов ответили, что на них повлияло семья и СМИ (90%) и оставшиеся 10% назвали учебное заведение и семью. Огорчает, что опрошенные молодые люди не называют армию, ведь это мощнейший фактор развития гражданственности, где же герои, которые готовы отдать жизнь за нашу великую Родину.
Как вы думаете воспитывает ли Вуз и преподавательский состав гражданственность в студентах?
Респондентов, отвечающих «да» оказалось 85%. Остальные ответили, что могло быть и лучше. Я считаю, что Вуз воспитывает в нас такие качества как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, патриотизм, а ведь основы гражданственности.
Вы считаете себя патриотом своей страны?
99% ответили – да! Это поистине радует. 1% ответил затрудняюсь ответить…
Если вы патриот, то вы (отметить нужное)?
По мнению наших студентов, патриот знает гимн, конституцию, заботится об экологии своей страны.
Хотите ли вы иметь такое качество как гражданственность?
80% опрошенных ответили, что имеют такое качество, и 19% что хотели бы его приобрести.
Ваш пол?
В нашем исследовании приняли участие респонденты женского пола (80%), и мужского (20%). Общее количество опрошенных составило 20 человек.
Заключение
Проблема воспитания гражданственности очень актуальна в нынешнее время, так среди студентов наблюдается падение нравственности, культурности, многие, элементарно, не знают истории своего Отечества, гимна. Среди молодого мужского поколения существует такой бич, как уклонисты от армии, они просто боятся туда идти, у них нет чувства патриотизма, гражданственности. Героев в нынешнее время очень маленький процент, и им стоит отдать должное. Поэтому необходимы мероприятия, которые были бы направлены на воспитание у студентов духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма, ответственности за свои поступки. По данной теме была прочитана и проанализирована научная литература и проведено анкетирование, в результате чего можно сделать такие выводы:
1. Гражданственностью являются нравственная и правовая культура, которая выражается в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.
2. Образование как социальный институт выполняет свою роль. Многие ни приобретают чувство гражданственности в семье, а приобретают его в Вузе. Ведь Вуз нам помогает в накоплении нравственного опыта, формирует в нас нравственное поведение и такие качества, как патриотизм, любовь к родине, самовоспитание, самоорганизация.
3. Мы узнали о новаторской идее Антона Семеновича Макаренко. Он заставил нас задуматься над филисофско-социологической проблемой «личность и общество». А так же осознать необходимость воспитания наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи, с такими качествами целостной личности, как коллективизм, дисциплинированность, трудовая активность, развитое чувство долга.
Предложения по воспитанию гражданственности у студента
Каждый студент должен заботиться о своей жизни, о своей стране, о своем потомстве. Уметь самовоспитываться и поддаваться перевоспитанию.
Каждый студент должен стремиться к духовно-нравственному обогащению: посещать музеи, выставки, интересоваться мировыми ценностями, знать историю своей страны.
Каждый юноша должен пройти военную службу в армии.
Заботится о старшем поколении, почитать героев нашей великой родины.
Сделать режим дня, чтобы воспитать в себе дисциплинированность, ответственность за себя, за окружающих, за свое здоровье.
В Упи должна быть большая пропаганда военки. Жаль, что для девочек теперь туда путь закрыт.
Способствовать к сплочению коллектива. Нужно делать коллективные собрания, коллективный отдых. Ведь одно из качеств гражданственности – это коллективизм.
Но самое главное это правильная политика государства, направленная на то чтобы люди, живущие в Росси, гордились своей страной и делали все чтобы она была самой лучшей страной на этой планете.
Список литературы
1. Гаманина О.С. Воспитание гражданина. – Сб.ст. М.: Педагогика, 1991. – 192 с.
2. Филонов Г.Н. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко. – М.: Академический проект, Альма Матер, 2006. – 967 с.
3. Бушканец М.Г. Хрестоматия по педагогике, Учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1989. – 432 с.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология, – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учеб. пособие для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Центр Владос. 2000. – 150 с.
6. Григорович А.Л. Педагогика и психология. Уч. пособие. М.: Гардарики. 2001. – 250 с.
7. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. / Гл. ред. Давыдов, 1993. – 224 с.
9. Филонов Г.Н. О достоверности педагогических исследований. 2004. – 200 с.
10. Невский И.А. Во, что обходиться обществу неэффективное образование. 1995. – 368 с.
11. Керштейнштейнер Г. Проблем, а гражданского воспитания. 1961
12. Лихачев Б.Т. Социальная экология личности о творчестве Макаренко А.С.М.: 1993. – 190 с.