Учение без принуждения
Реферат
Тема
«Учение без принуждения»
Выполнила
Мошкова О.О
2010 г
1. Опыт коллективного творчества
Методика коллективного творчества, позволяющая подростку чувствовать себя человеком, а не объектом воспитания. Опыт показал, что учитель вызывает интерес к познанию лишь в том случае, если выступает не как рассказчик, а как исследователь и организатор общего труда познания. Ключевая фраза: « Я Вам сейчас расскажу « - заменяется другой « Я вместе с вами хочу узнать …»
Содержание курса, которой изучают будущие рабочие, позволяет успешно реализовывать этот принцип. Через весь курс проводится идея зависимости человека от окружающего мира. Обращается внимание на взаимосвязи экологических проблем с проблемами мира и войны старыми методическими средствами организации преподавания; ввести творческое начало в реализацию новых методических приемов и средств. И здесь помог нестандартный для современной методики прием, как погружение в материал.
Нужно разработать крупные блоки изучаемого материала, которые доводились до учащихся в виде опорных схем, таблиц и изучались (иногда составлялись совместно с учащимися) сначала в целом (основополагающие понятия, вопросы, практические задания) А затем более глубоко. Ведущая роль в такой методике принадлежит изучению теоретических положений с помощью лабораторных работ, упражнений, участие в дискуссиях. Идет усвоение на отдельных параграфов. Перенасыщенных информацией, в целой биологической проблемы в ее главных аспектах. Научная, эстетическая и практическая ценность природы, ее уникальность.
Оценка усвоенного блока проводится через постоянно действующую систему зачетов по данному блоку. И здесь удается реализовать принцип сотрудничества. Зачетный лист, вклеенный, в тетрадь учащегося заполняется самим учащимся по ходу выполнения программы изучаемого блока. В этом листе отражается вся работа учащегося: понятия, которые должны быть усвоены; задачи, которые должны быть решены; лабораторный практикум; терминология. Здесь же указывается виды деятельности учащегося по данному блоку :устные ответы и участие в дискуссии; составление опоры и словаря к ней. В лист включены и заранее программируемые на выполнение виды внеурочной деятельности; участие в конференции, экскурсии, изготовление учебного пособия или выпуск газеты. Конкретизация конечных результатов обеспечила рождение методики достижения обязательного уровня в знаниях, умениях и навыках. Таким образом, сформированы приемы активизации труда учащихся: блочное изложение, опорные схемы, зачетный лист. При такой методике учащиеся, учитель – сотрудники. Активная роль принадлежит самому ученику. Самостоятельная работа на уроке - ведущий вид деятельности – становиться более осознанной. Творческой и глубокой. Это и мотивированное толкование текста, и индивидуальный труд по составлению текстов, конспекта, рабочих записей и обобщения, творческий анализ, самовыражение учащегося и проявление его личной активности.
Для реализации методики проанализировано содержание предмета, выделены его ведущие идеи, в которых удалось увидеть огромные воспитательные резервы, основы духовности. Для того чтобы донести их до учащихся, не навязывая, помогло обращение к таким средствам, которые особенно близки современной молодежи .
2. Внеклассная работа - как средство повышения интереса к учебе
Задача обучения и воспитания учащихся решается не только в рамках урока. Яркая и увлекательная по форме и разнообразия по содержанию внеклассная работа прививает интерес к предмету, повышает качество знаний учащихся.
При организации нужно учесть давно оправдавший себя принцип создания взаимодополняющих кружков по интересам. Все кружки взаимодействуют друг с другом и помогают в проведении уроков во всех учебных группах, в организации тематических встреч, вечеров, конференций, конкурсов, выпуске газет
Всё это способствует развитию творчества у учащихся .
3. Техническое творчество
Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем сбор фактического материала как экспериментальной основы новых исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его развитии к своей высшей форме - изобретательству - важно разработать такое его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития техники и человеческого общества.
Методы, помогающие решить данную проблему технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место структуре изобретательства.
1. Усмотрение потребности или трудности.
2. Анализ этой потребности или трудности.
3. Просмотр доступной информации.
4. Формулировку всех объективных решений.
5. Критический анализ этих решений.
6. Рождение новой идеи - изобретения.
7. Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её конечное воплощение в вещах.
Информацию подразделяют на общественно-политическую, научно-техническую, патентную и т.д. В процессе технического творчества особенно значимой является научно-техническая и ещё в большей степени патентная информация.
Научно-техническая информация – это сведения об объектах науки и техники, их параметрах, свойствах и состояниях. Патентная информация – это сведения о существующих технических решениях, признанных изобретениями или претендующих на такое признание.
Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-технической и патентной информации это информационные и патентные бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т.д.) и её потребителей (получателей).
Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников научно-технической и патентной информации (информации о технических решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации (сбором информации о существующих технических решениях). Исключительно важную роль в подготовке учащихся играет изучение литературы. Итак, анализ исследований, посвящённых проблеме развития технического творчества, позволяет сделать вывод о неразработанности вопроса о роли месте сбора научно-технической информации в структуре изобретательского процесса, вопроса о повышении эффективности технического творчества за счёт разработки и усовершенствования творческих технологий сбора информации.
Владеть навыками: работы с нормативными документами, технологической документацией, справочной литературой и другими информационными источниками; расчёта расхода материалов, методов обработки, оборудования и обоснования принятого решения; составления технологической последовательности изготовления изделий, выявления и устранения дефектов изделий; расчёта технико-экономических показателей при обосновании принимаемых технических решений. В процессе изложения программного материала необходимо обращать внимание на изучение технических и экономических проблем качества продукции, прогрессивных технологических процессов, обеспечивающих выпуск высококачественных изделий разнообразного ассортимента на основе маркетинговых исследований; на особенности обработки деталей и узлов изделий в зависимости от их конструкции, на особенности изготовления изделий в индивидуальном производстве; дать понятие технологичной конструкции, малооперационной ресурсосберегающей технологии параллельными и последовательно-параллельными способами обработки. Занятия должны сопровождаться демонстрацией наглядных пособий: плакатов, схем, графического изображения разрезов узлов, образцов обработки узлов и готовых изделий. Для лучшего усвоения учащимися учебного материала рекомендуется проводить экскурсии на предприятия, уроки на производстве, использовать на занятиях технические средства, активные методы обучения. Для закрепления и углубления теоретических знаний учащихся предусмотрено проведение лабораторных и практических работ.
Урок является заключительной, наиболее решающей и ответственной стадией всей подготовительной работы. Если при подготовке к учебному году, к теме учитель допустил недостатки, то он ещё имеет возможность их устранить входе подготовки к уроку. Неудовлетворительную подготовку к уроку учитель исправить уже не сможет, так как она непосредственно скажется на качестве проводимого урока.
Порядок и содержание подготовки к уроку заключается в следующем:
1) Учитель, прежде всего, анализирует результаты предыдущих уроков и на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего урока;
2) Учитель определяет структуру урока и время на каждый его элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять учащиеся;
3) Определив структуру урока, учитель намечает, сколько времени он затрачивает на вводный инструктаж, как будет организован индивидуальный инструктаж;
4) Намечает, какую работу будет выполнять каждый учащийся и вся группа в целом;
5) Подготавливает материалы, инструменты, приспособления, заготовки, документацию, наглядные пособия, модели, макеты и ТСО. Намечает способы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;
6) В результате всей этой подготовительной работы учитель составляет план урока, который является рабочим документом в течение всего урока. Стандартных, обязательных форм планов урока не установлено.
Определив цели, содержание, структуру урока и методы его проведения, учитель приступает к подготовке материально-технической базы. Особое внимание учитель уделяет своевременной и качественной подготовке места, необходимых инструментов, приспособлений, материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документации и т.п.
Важно обеспечить учащихся таким количеством учебных работ, инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения урока не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке инструментов, приспособлений, оборудования, нужно лично убедиться в их исправности. Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления, оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приёмов.
При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее: наглядные пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть чистыми и аккуратно выполненными; модели, приборы и наглядные пособия необходимо располагать в шкафу или на документационном щите в порядке их использования.
Заключение
Лучший способ организовать внимание учащихся связан не с применением учителем как - либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способных захватить учащегося, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность - вот что делает урок интересным, вот что само по себе способствует организации его внимания.
Наряду с творчеством существенное значение при положительном отношении, учащемся к учению имеет понимание значимости знаний. Для учащегося очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение, для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного учащегося. Многие учебные предметы нравятся учащегося потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение учащемся в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у учащегося повышенный эмоциональный тонус определяют их отношение к учению/
Если же учащейся не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Наоборот, благоприятной ситуацией учения для учащегося является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.
Приложение №1
Определение уровня творческого потенциала учащихся.
Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.
Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош; 1
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях
окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) Часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится, очевидно, что
препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один:
а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
РЕЗУЛЬТАТ
Вопросы 1, 6, 7, 8-й определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5-й — веру в себя; вопросы 9 и 15-й — постоянство; вопрос 10-й амбициозность; вопросы 12 и 13-й — «слуховую» память; вопрос 11-й зрительную память; вопрос 14-й — ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17-й — способность абстрагироваться; вопрос 18-й — степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству.
Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Список использованной литературы
Н.Н. Палтышев. Учить мыслить, находить, искать. 2000 г.
Л.Н. Богуш. Воспитание должно быть гармоничным. 1999 г.
Н.Н. Синека. Творческое общение преподавателя и ученика. 1997г.