Преподавание в младших классах
Характеристика школы
ГОУ средняя общеобразовательная школа №1934 «Российско-Словацкой дружбы»
Год постройки: 1997.
4-х этажное здание.
Более 1000 учащихся.
Наполняемость каждого класса не превышает 25 человек.
Всего 35 классов (12 – начальная школа)
74 учителя (все с высшим образованием)
Материальная база школы:
Уютный небольшой актовый зал с современным техническим оснащением (профессиональное световое и звуковое оборудование). 2 спортивных зала (большой и малый) с естественным освещением. Хорошо оснащены спортинвентарем, имеется тренажерный зал.
Кабинеты хорошо оборудованы для занятий, в каждом классе есть телевизор. Со вкусом расставленная мебель, ковры, изобилие зеленых растений создают обстановку домашнего уюта, способствующую более продуктивной учебной деятельности.
Библиотека хорошо оснащена всеми необходимыми учебниками, современной методической литературой. Имеются методические пособия и средства ТСО, также организована продажа канцелярских товаров.
Имеется медицинский кабинет. Врач работает на ½ ставки. Медсестры нет. Работают психолог и логопед.
Пищеблок имеется в наличии. Полезная и вкусная пища готовится на месте (а не привозится) из отечественного (а не импортного) сырья по домашнему рецепту и подается в горячем виде. Обеденный зал представляет собой просторное светлое помещение, соответствующее гигиеническим требованиям, оснащенное конвейером для транспортировки грязной посуды. В состав бесплатного детского завтрака в обязательном порядке входят свежие фрукты.
Гардероб находится на первом этаже. Ячейки для каждого класса пронумерованы и рационально используются в обе смены.
Соответствие помещений и оборудования «Новым санитарным нормам для школ и дошкольных учреждений»:
Рабочее место (парта и стул) учащегося поободраны в соответствии с его индивидуальными особенностями и расположены под некоторым углом, что способствует созданию уютной атмосферы дружеской беседы между учителем и учеником.
Мебель не соответствует ГОСТам. Размер парты и стула не всегда подходит возрасту учащихся.
Воздушно-тепловой режим не всегда соблюдается. Хотя фрамуги и форточки имеются в наличии и функционируют по установленному графику проветривания, тепловое отопление все же (из-за проблем с регулировкой) иногда создает температурный дискомфорт.
Требования к освещению соблюдены: классы светлые, нет помех естественному освещению. Лампы над досками в классах вешали идиоты, т. к. они светят отражателями не на доску, а в другую сторону.
Санитарно-гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса и расписанию уроков соблюдены: дети не перенапрягаются и имеют все необходимые условия для полноценной релаксации.
Функциональные обязанности воспитателя
1. Планирует и организует жизнедеятельность обучающихся и их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.
2. Планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу.
3. Обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.
4. Организует выполнение обучающимися режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования (занятия в кружках, секциях).
5. Организует с учётом возраста обучающихся работу по самообслуживанию, участие в общественно полезном труде.
6. Способствует проявлению интереса у обучающихся к определённому роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению.
7. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
8. Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал, в деятельности коллектива.
9. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия.
10. Взаимодействует с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими.
Наблюдение за работой воспитателя ГПД
режимные моменты |
деятельность воспитателя |
деятельность детей |
анализ |
11:40–11:50 Прием детей в группу |
собирает детей, проверяет, кто пришел |
самостоятельно приходят |
потрясающая организованность |
11:50–13:00 Подготовка к прогулке, прогулка |
пересчитывает детей, предлагает выйти в туалет, напоминает одеться по погоде, строит всех парами, выводит на прогулку, внимательно следит за всеми во время прогулки |
собираются, одеваются, строятся парами, выходят. На прогулке играют в игры, активно общаются между собой |
хорошая организованность детей во время прогулки говорит об удачно сложившейся эмоциональной связи между воспитателем и детьми |
13:00–13:10 Санитарно-гигиеническая пауза, питьевой режим |
напоминает помыть руки после прогулки. При необходимости поручает кому-либо из детей принести графин кипяченой воды из столовой |
моют руки, пьют кипяченую воду |
|
13:10–13:40 Подготовка к обеду, обед |
строит детей парами, коллективно ведет в столовую, рассаживает по местам, напоминает убрать за собой грязную посуду |
организованно идут в столовую, с аппетитом едят, убирают за собой |
совместный прием пищи способствует сплочению коллектива |
13:40–15:00 Подготовка к прогулке, прогулка |
пересчитывает детей, предлагает выйти в туалет, напоминает одеться по погоде, строит всех парами, выводит на прогулку, внимательно следит за всеми во время прогулки |
собираются, одеваются, строятся парами, выходят. На прогулке играют в игры, активно общаются между собой |
хорошая организованность детей во время прогулки говорит об удачно сложившейся эмоциональной связи между воспитателем и детьми |
15:00–15:10 Санитарно-гигиеническая пауза, питьевой режим |
напоминает помыть руки после прогулки. При необходимости поручает кому-либо из детей принести графин кипяченой воды из столовой |
моют руки, пьют кипяченую воду |
|
15:10–16:30 Самоподготовка |
следит за порядком в классе, при необходимости помогает кому-нибудь выполнить задание |
делают домашнюю работу |
в классе – тишина, способствующая сосредоточению внимания и повышает работоспособность |
16:30–17:10 Клубный час |
включает музыку, создает непринужденную атмосферу, способствующую релаксации, раскрепощению и, как следствие, сплочению коллектива |
танцуют, поют под музыку |
формируются и развиваются основы культурного отдыха |
17:10–18:00 Игры по интересам. Уход детей домой |
проводит заранее подготовленные игры, делает нескучным ожидание родителей |
благодаря гибкому графику работы ГПД, родители забирают детей в любое удобное для них время |
спокойная атмосфера. Когда кто-нибудь уходит, все дружно с ним прощаются, энергично махая рукой |
Анализ уроков
Тема урока: Речевые и неречевые звуки; слова в предложении |
Цели: научить детей определять, сколько гласных звуков в слове. Работа с гласными |
||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Анализ |
1 класс |
Татьяна Анатольевна Онушкина |
Ученики отзывчивы, активны |
Обр. задача: познакомить с неречевыми и речевыми звуками |
приветствие |
«Здравствуйте, ребята!» «Ножки ровно» «Все ли лежит на партах?» «Кулачок между вами и партой» |
||
Начало изучения материала |
«Что такое не/речевые звуки (когда говорим, то речь звучит, когда поём)» «На улице осень (Сколько слов в предложении?» «Кто это? – Звуковички – хранители звуков.» |
«Сегодня хорошая погода» – ответ Называют гласные звуки (6 гл. звуков: А, О, У, И, Ы, Э. |
|
Открыли стр. 27 азбуки. |
Дети открывают |
||
Разбор материала |
Учитель говорит тихо |
дети прислушиваются |
|
Отвлекающие моменты |
«Покажите, где у вас голова, лицо, нос, переносица, виски, ушки, мочка ушей – а теперь легли на парту и потянулись… |
Мальчик все время тянет руку, но не только для того, чтобы ответить. Учитель просит подождать. Ребенок не выдерживает и произносит на весь класс, что у его друга удалили почку. |
Учитель тем самым развивает представление или расширяет представление ребенка о том, как устроено лицо. |
Возвращаются в основную часть урока, продолжают работать |
Произносит «ко-шеч-ка» медленно, для того чтобы дети определили, сколько гласных звуков. Кош (хлопают в ладоши) – ка, для того чтобы определить, сколько гласных звуков в слове. кот кит Используются наглядные пособия: мак (нарисован цветок) «Сколько в слове гласных, столько и слогов» |
дети выполняют всё с интересом |
Наличие наглядных пособий очень много дает уроку в плане обучения, а особенно изучения нового материала |
Учитель просит держать спинки ровными; ходит по классу; проверяет задания |
Держат спинки ровными |
||
Физкультминутка |
Проводит физкультминутки. Делает замечания тому, кто их не выполняет. |
выполняют физкультминутки, в основном, все ученики делают это с интересом |
|
(1) Подходят к этому «знаку?», слово «дом», а «домик», «труба»? |
Дети работают сами, сами делают выводы, тем самым знания добывают сами, работая тем временем над новым материалом вместе с учителем |
||
Вызывает учеников по одному к доске |
Дети сами вызываются к доске. |
||
Учитель говорит, что каждый имеет право на ошибку, главное – понять, в чем она. |
Хорошее замечание в плане того, что дети не будут бояться делать ошибки, т. к. на ошибках учатся. |
||
призывает учеников, чтобы они работали вместе, чтобы помогали друг другу |
воспитательная задача, воспитывает в детях взаимопомощь, т.е. помощь друг другу при изучении нового материала |
||
«барабан» разделяют слово на слоги с помощью хлопков в ладоши Учитель ходит и смотрит осанку детей, после чего все выпрямляются. |
|||
Физкультминутки |
«Ежик топал по дорожке И грибочки нес в лукошке, Чтоб грибочки сосчитать, Надо пальцы загибать» «Пальцы делают зарядку…» |
||
Использует наглядность |
По картинкам учитель просит ребят вспомнить сказки и рассказать. Задает наводящие вопросы |
Все по частям рассказывают сказку Одна девочка очень застенчива, немного пассивна, в основном, на фоне других детей (зовут Катя). Учитель спрашивает ее, она, не дослушав вопроса, уже мотает головой. |
|
Слова в предложении |
Вопрос: Это схема или предложение. Предложение состоит из слов __-__ __ __. Закройте азбуки, вложите тетради по печатанию. Учитель употребл. уменьш-ласк в обращении с детьми. |
||
2й урок. 1 ый класс Математика Пособие Д.Г. Петерсон Тема урока: «Действия с натуральными числами» |
|||
Начало урока |
Сегодня у нас будет урок-сказка по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка» Знаете сказку? Кто такая Золушка? Что она делала? – Вспомним сказку |
Обр. цель: познакомить с действиями с натуральными числами; на примере сказки «Золушка», следовательно, этот метод заинтересует детей; изучение нового материала проходит на примере сказки. |
|
Что такое порядок? |
Это чтобы везде было чисто. |
Ведет беседу с учениками – развивающая задача; развивает коммуникативные навыки учащихся, умение мыслить; развивает логику. |
|
Проговариваем только четные числа с помощью хлопков в ладоши |
Считают от 1 до 10 и обратно, но только с закрытыми глазами |
||
Нечетные числа: какие мы знаем, |
Дети довольно активны |
||
Соседи числа 4, 8? На каком месте стоит число 2, 7? |
Тянут руки и выкрикивают: «Можно я?» |
||
Предыдущее число для 7 и 9. |
Предыдущее число для 7 и 9 Последующее для 6, 3. Что больше, 4 или 5, и насколько? Насколько меньше? Платье для Золушки… красное зеленое желтое |
||
Физкультминутка |
Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише-тише Деревцо все выше-выше |
Дети активны, заинтересованы, выполняют все вместе с учителем |
|
цветочки маленькие и большие |
|||
1 ое слаг, 2 ое слаг. Сумма Мак+ромашки=цветы «Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть» |
Учат действия с натуральными числами на примере цветов. Образ. задача: т.к. есть незнакомые цветы, учитель рассказывает им про них, где растут, как называются, т.е. дает им новые знания, понятия. |
||
Действия с натуральными числами |
Поднимаете плечики. Прыгаете, кузнечики. (2) |
Развивающая задача: развивает логику на основе геом. фигур, представляющих действия над числами. |
|
Часть детей выходят из класса. Мальчик, сидящий на первой парте, отвлекся – играл с ручками, не слушал учителя, учитель отнял ручки и немного толкнул по его голове рукой. |
|||
Открывайте тетради: Урок №18. |
Работа в тетрадях. Используют цветные карандаши. |
||
Дает д/з: придумать примеры на вычитание. |
|||
3й урок 2й класс |
|||
Приветствие Проверка д/з |
Рисовали цветок в рабочей тетрадях; просили определить, что это за цветок. |
Обр. цель: урок чтения, познакомить учащихся с понятием рассказ, научить отличать рассказ от другого вида повествования, от предложения, диалога и т.д. |
|
Использует нагл пособия |
Что такое рассказ? Слово «рассказ» висит на доске |
||
«Что-то с головой у вас не в порядке,» – сказал учитель, когда дети не смогли дать точное определение рассказу |
Ребенок наклонил голову и на протяжении всего урока ведет себя тихо. Руку поднимает редко. |
Странные замечание учителя в адрес учеников явно снижали работоспособность и дальнейшую заинтересованность ребят в уроке. |
|
Делает всеобщий акцент (имитирует плач) на ошибки, тем самым выделяя ребенка, который ошибся. |
Ребята не знают, как реагировать на такого рода реакции; учащиеся теряются, не знают, что сказать, так как такая яркая эмоциональная окраска учителя отвлекает от урока. |
||
Вопросы к прочитанному рассказу / тексту – обсуждение рассказа / текста |
Поднимают руки, отвечают, но таких мало |
||
Отвечая, мальчик заговорил громко, и учитель перебил его речь, мотивируя тем, что «Не ори, я и так слышу» |
Учитель перебил речь учащегося, когда тот просто громко заговорил. Ярко выраженная эмоциональная окраска явно не в пользу учителя. |
||
Учитель волнуется, также говорит что «мы все имеем право на ошибку» |
|||
«Прочитает конец так, чтобы можно было понять…» |
|||
Наводящие вопросы по тексту. |
Дети работают сами, сами делают выводы, и с помощью учителя разбираются с новым материалом |
||
Учитель повышает голос – громко говорит, нервно смеется… |
|||
«Обращайте внимание на ударения» |
Выполнение заданий, чтение загадок. |
Развив. задача: развивает умение анализировать, логично мыслить, соотносить, думать на примере загадок. |
|
Раздача наглядного материала (кора березы) |
Проходят слова; однокоренные слова и как, где, с чем их можно употреблять. береза березонька березка березняк береста берестяная |
Составляют слова «березовая кора» «берестяной кузовок» «берестяные грамоты» – это когда на берестке пишут… |
в наличии наглядные пособия, которые помогают в лучшем усвоении материала |
Учитель активен |
К концу урока дети активизируются, начинают отвечать на вопросы. |
||
Конец урока. |
Дает д/з «Ребята, я была в лесу и встретила нашу общую знакомую. Кто это, как думаете? |
Белочка! |
|
«Точно! Она передала вам послание» «Приходите в лес за новыми открытиями» |
Дети тянут руки, почти все, для того чтобы прочитать «посылку» белочки |
||
2 класс Б Русский язык |
Обр цель: познакомить детей с новой для них буквой, научить читать |
||
Все вместе «Классная работа» Проверка орфограмм при помощи ударения загадки буква, которая предшествует букве Т – заглавную и строчную последняя буква в слове «крокодил» посмотри на колесо и увидишь букву О непарный согласный звук, сосед буквы О безударная гласная в слове «собака» |
проговаривают «классная работа» |
Развивающие задачи: развитие речи на наглядном материале; обогащение, активизация словаря (серия картинок, рассказов); умение делать анализ и синтез; развитие речи, внимания, мышления Воспитательные задачи: воспитание нравственности, любви и внимания ко всему окружающему. |
|
Сс Лл Оо Нн Ее Нн Оо Кк слоненок слан’онок слоник слон слонята слониха слоновник *слоненки *слонятина *слонятник где хотел работать слоненок ТЕТРАДЬ ТЕАТР «Открыли свои словарики» кто знает значение слова «театр» театрал театральный «Положите ручки!» |
Откликаются, поднимают руки слова произносят по отдельности и хором |
в наличии имеется наглядный материал; ряд картинок, где используется новая для учащихся буква используют учебные пособия, в основном, тетради рабочие и учебники Учитель артистичен, и детям это нравится. следовательно, учебный процесс проходит довольно легко и интересно креативность учителя |
|
зрители сцена представление репертуар актер зрительный зал антракт «артист» Запишем это слово в словарь. Теперь с этим словом составим словосочетание Талантливый артист известный артист цирковой артист популярный артист знаменитый артист показывает книжечку (буклет) о театре Сатиры На доске прочитайте «Жил-был слоненок. У него была мечта – стать артистом. Вместе с друзьями он част ходил в театр зверей. Хобот его еще не вырос. |
где туалет? – в театре Беседуют с преподавателем на тему новой для них буквы. |
Воспитательная задача: воспитание любви к искусству на основе наглядного материала и всевозможных рассказов. |
|
Что это? |
Текст |
записывают новые слова в специальные словарики и потом получают задание составить с ними словосочетания и предложения – развивающая задача: обогащение и активизация лексики и словаря. |
|
А что здесь лишнее? |
Последнее предложение лишнее и не хватает заглавия. |
||
Отложили словарик Как мы записываем текст? |
С красной строки. |
||
Пишем и проговариваем. |
Дети тянут руки. Мальчик поднимает руку и говорит: «У меня тетрадка очень потертая». |
||
Меня это очень радует… Разбирают текст |
|||
В тексте, все хором проговариваем слова (четко, каждую букву) |
записывают и проговаривают |
дети сами делают выводы и заключения |
|
Придумайте название |
придумывают |
||
«Мечта слоненка» «Мечтательный слоненок» |
|||
Сидите прямо! |
По заглавию можно определить, о чем пойдет речь |
||
Ребята, урок окончен |
|||
2й класс. Урок математики |
|||
Запишем сегодняшнее число. Классная работа Орфограмма Выделяем по линейке Обратный счет Начинает учитель «63» |
Дети продолжают «62, 61, 60, 59, 58, 57… |
Обр цель: научить выполнять действия с натуральными числами Развив задача: развитие речи, логического мышления на основе наглядного материала (сказки и т.д.) |
|
Предыдущее число 50 |
49 |
||
80 |
79 |
||
8 единиц и 7 десятков |
78 |
||
Сколько Д и Е в числе 72? |
7Д и 2Е |
||
40 |
4Д и 0Е |
||
посчитать выражение равенства и 16+1–7=10 17+1–7=11 18+1–7=12 найти закономерность |
тянут руки!!! Все! Прыгают с мест! 19+1–7=13 20+1–7=14 |
||
на клумбе росло 8 ромашек и 7 колокольчиков. Поставьте вопрос так, чтобы было целое число. |
Сколько всего цветов росло на клумбе? |
Воспит задача: воспитание нравственности, заботы и любви к цветам (т.к. на их примере учитель показывал, как выполнять действия над числами) |
|
Составьте обратную задачу На прошлом уроке у нас была новая тема «Прямая» – нарисована на доске Это что? |
Геометрическая фигура |
Дети анализируют сами, выводы делают сами, довольно активно работают, заинтересованы Учитель креативен, предс. нового материала интересно для детей |
|
Использует наглядные пособия и разноцветные мелки (3) |
|||
Физкультминутка |
|||
Сделайте так, чтобы прямые пересекались. Вызывает к доске |
|||
Открыли раб. тетрадь на стр. 7, зад №5 (б). |
Дети читают задание (один ребенок по выбору учителя) «Отрезок имеет начало и конец…» |
Учитель выбирает активных учащихся для выполнения заданий, но и приобщает тех ребят, которые послабее |
|
в классе много логопедических семей психика у детей нарушена |
Динамический час
Цель: проведение активной прогулки
Задачи: релаксация, активный отдых, подвижные игры, умение играть, сплочение коллектива, самоорганизация
«Одиннадцать»
Играющие встают в круг. Начинающий Кидает мяч в руки любому игроку со словом «раз». Потом мяч перекидывается в тишине. Одиннадцатый по счету игрок должен не ловить мяч, а отбить его в середину круга. Если кто-то не поймал мяч, сказал что-нибудь вслух или не отбил мяч на счет 11, он садится в середину круга на корточки, и только после того, как по нему попадут мячом, он сможет встать в круг и продолжить игру.
Игра развивает внимание, реакцию, ловкость, выдержку.
«Калека»
Играющие встают в круг. Мяч перекидывается случайным образом между играющими из рук в руки. Если кто-то не поймал мяч, он объявляется «калекой» и остальные должны коллективно решить, какую часть тела у него «отнять». После этого «калека» не имеет права пользоваться данной частью тела в процессе игры, но все же ему необходимо ловить и кидать мяч, что становится намного труднее без руки, например.
«Съедобное – несъедобное»
Играющие встают в шеренгу либо в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому игроку и с определенного расстояния кидает ему в руки мяч, одновременно произнося какое-либо слово. Если это слово относится к разряду «съедобное» (фрукты, овощи, названия блюд), игрок должен поймать мяч. В противном случае – отбить его. Если игрок ошибается и ловит мяч на слове «валенки» например, это вызывает неописуемый восторг и остальных участников, которые по-доброму смеются над товарищем.
«Скакалки»
Играющие делятся на 2 команды, которые будут соревноваться между собой. Можно придумать названия и девиз командам. Двое не участвующих в игре детей крутят скакалку в среднем темпе. От каждой команды по очереди выходят по одному игроку. Он должен проскакать 5 раз. Проигрывает та команда, чей игрок первый собьется.
Игра развивает внимание, ловкость и гибкость.
«Эстафеты»
Играющие делятся на 2 команды, которые будут соревноваться между собой. Можно придумать названия и девиз командам. Они встают в 2 колонны. На определенном расстоянии от каждой колонны располагается не участвующий в соревновании человек, который представляет собой какое-либо задание (просто обежать вокруг него, допрыгать на одной ноге, донести теннисный шарик в ложке). Обе команды стартуют одновременно. Пока первый игрок не вернется с выполненным заданием, второй не имеет права двинуться с места (зайти за линию). Вернувшийся с задания игрок встает в конец колонны. Побеждает команда, последний игрок которой раньше закончил.
Игра развивает быстроту, ловкость, способствует сплочению коллектива.
Воспитательное мероприятие
Цель: Познакомить с понятием «вежливость», воспитать вежливость.
Воспитателем ГПД было проведено воспитательное мероприятие по теме «Вежливость». Сначала дети прослушали аудиозапись песни «От улыбки»
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
От улыбки станет всем теплей
И слону и даже маленькой улитке…
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
После этого детям было предложено проанализировать содержание данной песни.
Затем воспитатель прочитал короткий рассказ, иллюстрирующий контраст вежливого и невежливого поведения.
После обсуждения рассказа, воспитатель логично подвел детей к мысли о том, что вежливым быть лучше (выгоднее), чем невежливым.
Дети сами пришли к выводу, что для того чтобы быть вежливым, необходимо соблюдать некие правила (произошло знакомство со словом «этикет»), а затем дали обещание безукоризненно эти самые правила соблюдать.
Интерес детей во время проведения воспитательного мероприятия грамотно поддерживался техническими средствами (аудиотехника), а также методами воспитателя (интонация, мимика).
Можно с уверенностью сказать, что благодаря опыту воспитателя, цель мероприятия была достигнута, и воспитательные его задачи были осуществлены в полной мере.
Конспект пробного урока
Тема: Новогодняя песня «Елочка»
Цель: Воспитание эстетического чувства. Удовлетворение эстетической потребности.
Задачи: Образовательные
разучивание наизусть текста песенки
знакомство с музыкальными инструментами (гитара, губная гармошка)
знакомство с основами музыкальной грамоты (ноты, ритм)
история создания песни
Воспитательные
воспитание эстетического чувства
Развивающие
развитие памяти, внимания
развитие мелодического слуха
формирование навыков хорового пения
развитие речи на материале беседы по содержанию песни
Оборудование: Гитара, губная гармошка, маленькая елка
Елочка
Р. Кудашева/Л. Бекман
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит;
Лошадка мохноногая
Торопиться, бежит.
Везет лошадка дровенки,
А в дровнях старичок,
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.
Теперь она, нарядная,
На праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла.
Впервые стихотворение «Елка» было опубликовано в 1903 году в журнале «Малютка» за подписью «А.Э.». За таинственными инициалами скрывалась Раиса Адамовна Кудашева, в девичестве Гидройц. Кстати, под этой фамилией она в свое время была внесена во Всероссийское генеалогическое древо.
Будущая детская – великая! – поэтесса родилась 15 августа 1878 года. После окончания женской гимназии Раиса Адамовна работала гувернанткой, учителем, библиотекарем. Как и все девушки того времени, она мечтала о литературной карьере и естественно писала стихи. В силу определенной живости характера оные у нее получались чаще всего детские, которые публиковала в разных журналах с 18 лет.
«Елочка», которой суждено было стать бессмертным шедевром, входила в состав стихотворной композиции, предназначенной для декламации на рождественском празднике. Как это бывает с детскими поэтами, Кудашеву всерьез в литературных кругах не воспринимали. Да и сама она из скромности чаще всего печаталась под псевдонимами. Последнее обстоятельство сыграло с ней злую шутку – даже автор мелодии не знал, чьи стихи он положил на музыку. Леонид Карлович Бекман (1872–1933 гг.) никогда не считал себя композитором. Всю свою жизнь он серьезно занимался биологией и достиг на этом поприще значительных успехов – защитил кандидатскую диссертацию, считался толковым агрономом. С музыкой его связывало только одно – его женой была всемирно известная пианистка, профессор Московской консерватории Елена Александровна Бекман-Щербина (1872–1951). Сам же Леонид Карлович даже не знал нотной грамоты, поэтому придуманный им мотивчик записала супруга. В начале прошлого века они сочинили для своей горячо любимой дочери Верочки еще несколько песенок. И поскольку те пользовались большой популярностью у знакомых, Бекманы, устав переписывать их от руки, издали сборник рождественских песенок – «Верочкины песенки». Тоненькая книжечка выдержала четыре (!) издания, но самым востребованным шлягером оказалась та самая «Елочка»!
Конспект внеклассного мероприятия
Тема: Овощи
Цель: Углубить знания об овощах. Подвести к мысли, что хвастать – нехорошо.
Задачи: Образовательные
углубить знания об овощах
познакомить с историей культивирования некоторых овощей
Воспитательные
на конкретном примере продемонстрировать, что происходит с хвастунами
воспитать бережное отношение к чужому труду
Развивающие
развитие памяти, внимания