Оценка развития выносливости подростков на уроках физической культуры в школе
1
Государственное высшее учебное заведение
«Запорожский национальный университет»
Министерство образования и науки Украины
Кафедра спортивных игр
КУРСОВАя РаБОТА
На тему
Оценка развития выносливости подростков на уроках физической культуры в школе
Выполнила:
Румянцева Дарья Владимировна
Запорожье
2009
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Научно–технический прогресс ХХI столетия характеризуется быстрым подъемом темпа жизни интенсивности производства и другие сферы деятельности человека, что в свою очередь выдвигает очень высокие требования к психической и физической работоспособности. Чтоб успешно действовать в той или иной сфере человек обязан ориентироваться в большом потоке информации, выбирать только необходимые данные, разбираться в технике, постоянно пополнять свои знания и навыки, совершенствовать себя физически. В результате чего, постепенно вступая во взрослую жизнь, дети и подростки должны иметь определенный запас психологической и физической силы.
В основе работоспособности лежит такое физическое качество, как выносливость, поэтому необходимо уделить внимание ее развитию и совершенствованию. Выносливость служит базой для развития всех физических качеств и является основой успешного освоения любого вида деятельности.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в школе с учетом возрастных особенностей детей.
Субъект исследования: учащиеся 7 и 10-ого классов общеобразовательной школы № 98.
Предмет исследования: процесс развития выносливости у детей и подростков.
Гипотеза: данного исследования базируется на предположении, что урок по физическому воспитанию в школе будет способствовать развитию у детей выносливости.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Выносливость как физическое качество
Разные люди имеют разные способности выполнять разные виды работ. Если человек выполняет какую-либо достаточно напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее. Со стороны это можно объективно отметить по ряду видимых признаков, таких, например, как напряжение мимической мускулатуры, появления испарины. Одновременно в организме происходят и более глубокие физиологические изменения. Несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы благодаря большим волевым усилиям [1,3].
Некоторые люди (включая детей) имеют удивительную работоспособность. Спортивные события богаты на такие факты. Что позволяет демонстрировать такие высокие показатели трудоспособности? Выносливость. И правда: выносливость человеческого организма имеет большие ресурсы, которые в определенных обстоятельствах можно реализовать. Кто же выносливей? Тот, кто в равных условиях может эффективней выполнить физическую работу, или тот, кто за определенное время выполнит большее количество работы? Выносливость - это способность совершать работу заданной интенсивности в течение возможно более длительного времени. Так как длительность работы ограничивается в конечном счете наступающим утомлением, то выносливость можно охарактеризовать как способность организма противостоять утомлению [5].
Физическая выносливость как двигательная способность человека - это способность преодолевать утомляемость в процессе подвижной деятельности.
Утомление
В зависимости от объема мышц, которые берут участие в работе, различают три вида физического утомления, а следовательно, выносливости:
* локальная, когда к работе задействовано более трети общего объема мышечной массы;
* региональная, когда в работе берет участие от трети до двух третей мышечной массы;
* тотальная, когда одновременно работает больше двух третей скелетных мышц.
Утомляемость развивается постепенно, в ее развитии можно условно выделить три фазы:
* фаза обычного утомления;
* фаза компенсированного утомления;
* фаза некомпенсированного утомления.
Виды выносливости
В зависимости от специфики работы различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость как двигательная способность человека - это способность длительное время выполнять мышечную работу умеренной интенсивности с преобладающим участием скелетных мышц. Общая выносливость базируется на усовершенствовании работы вегетативных систем организма, и это создает условия для широкого переноса с одного вида подвижной деятельности на другой. При этом установлено, что перенос общей выносливости с цикличных упражнений на ацикличные больше выраженный, чем наоборот. В некоторых публикациях общую выносливость называют «аэробной», или «вегетативной». Выносливость относительно конкретного вида подвижной деятельности (в том числе производственной) называется специальной.
Среди специальных видов выносливости наиболее важными являются скоростная, силовая и координационная [1, 5]. Скоростная выносливость человека - это его способность как можно дольше выполнять мышечную работу с около пограничной и пограничной интенсивностью. Она имеет важное значение, для обеспечения эффективности цикличности подвижных движений, спортивных игр.
Силовая выносливость человека - это ее способность как можно продуктивнее продолжительное время преодолевать относительное внешнее сопротивление.
Имеется в виду разноплановый характер функционирования мышц (фиксирование позы, повторное выполнения максимальных усилий, циклическая работа определенной интенсивности).
Различают статическую и динамическую силовую выносливость.
Статическая силовая выносливость, связанная с необходимостью продолжительное время напрягать мышцы или удерживать позу (конькобежный спорт, гимнастика, борьба, парусный спорт).
Динамическая силовая выносливость характерна для цикличных упражнений (бег, гребля), спортивных игр, поединков.
Координационная выносливость - это способность человека продолжительное время выполнять сложные по координации упражнения без нарушения ритма выполнения, равновесия и согласованности (фигурное катания, гимнастика) [1].
Нет радикального способа повышать выносливость организма, кроме систематического утомления. Если избавить организм от утомления, выносливость постепенно угасает. Утомляя организм, мы стимулируем возобновление процесса, вследствие чего повышается наша выносливость.
В зависимости от интенсивности работы время ее выполнения будет разным: чем выше скорость движения, например бег, тем короче будет время, в течение которого эту скорость можно сохранять, и наоборот, с уменьшением скорости время работы увеличивается. Выяснилось, что факторы утомления в разных случаях будут различными.
В основе утомления, вызванного любой мышечной деятельностью, лежат изменения, происходящие, прежде всего, в соответствующих нервных центрах, - понижается их возбудимость. Причиной этих изменений является как сила и длительность возбуждения нервных элементов, так и влияние на них со стороны рабочих органов, в которые мышечная деятельность большие или меньшие изменения.
Вместе с тем факторы утомления при работе разной интенсивности и длительности имеет и свои специфические особенности. Так, при беге на короткие дистанции развивается очень большое возбуждение в нервных центрах, отмечается высокая интенсивность химических изменений, как в нервных клетках, так и в мышцах, хотя абсолютные величины этих изменений могут быть и не очень велики. Восстановление работоспособности после прекращения работы происходит довольно быстро.
При беге на средние дистанции изменение внутренней среды организма приобретают большое значение (более резкие сдвиги реакции среды в кислую сторону, скопление большого количества молочной кислоты и углекислоты в крови и др.), резкие изменения в химизме крови оказывают влияние на состояние нервных центров, которым приходится сопротивляться отрицательному воздействию этих изменений и удерживать высокий уровень возбуждения. При беге на длительные дистанции особенно большую роль играют уровень развития дыхательной и сердечнососудистой системы, а также величина энергетических запросов организма и возможность их экономического использования. Из приведенных данных следует, что для воспитания различных видов выносливости требуются разные средства и методы тренировки [5, 6].
Факторы, которые обуславливают выносливость человека
Важным для учителя является знание факторов, которые предопределяют выносливость, поскольку их учет и разносторонность лежат в основе методики воспитания выносливости:
* структура мышц. Люди, у которых преобладают красные мышечные волокна, имеют генетическую предрасположенность к продолжительной работе. Однако изменить структуру мышц мы не можем, и потому этот фактор мы можем только учитывать;
* внутримышечная координация проявляется в попеременном вовлечении в работу двигательных мышц при продолжительном выполнении упражнения с неограниченной интенсивностью. Она хорошо развивается при выполнении упражнений на фоне незначительного утомления. При жестоком режиме нагрузок и отдыха к работе привлекают каждый раз большую численность двигательных единиц мышц, которые несут основную нагрузку в данном упражнении. Это в свою очередь, ускоряет развитие усталости;
* межмышечная координация помогает при вовлечении в работу лишь тех мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении определенного упражнения. Это влияет на экономию энергии, а, также, обеспечивает возможность выполнения большего объема и интенсивность работы. Хорошая межмышечная коррекция внешне проявляется в плавности и слитности движений, отсутствии скованности. При недостатках тренированности, на фоне утомления снижается активность основных (необходимых) мышечных групп и повышается активность мышц, которые не должны брать участия в выполнении данных двигательных действий. Это приводит к снижению эффективности движений, увеличению энергетических затрат, увеличивается утомления, как следствия, падения трудоспособности. Межмышечная координация усовершенствуется при выполнении заданий только на фоне умеренного утомления;
* продуктивность работы систем энергетического обеспечения. В достижении высоких показателей выносливости, важное значение имеет фактор энергетического обеспечения мышечной деятельности, которая достигается эффективным функционированием системы подачи кислорода в организме (аэробные источники).
Показателями эффективности работы этой системы является ее мощность, емкость подвижность и экономичность:
* мощность – определяется уровнем МПК (выдающиеся атлеты мира в видах спорта на выносливость имеют МПК: женщины 70 мл \ кг \ минуту, а мужчины 80 мл \ кг \ минуту);
* емкость системы энергетического обеспечения определяется объемом запасов субстратов окислительных реакций, которые могут быть применены при длительном исполнении напряженной работы;
* подвижность системы аэробного энергетического обеспечения характеризуется быстрым развитием процесса окисления в начале интенсивной продолжительной работы и при значительных изменениях интенсивности исполнения продолжительной работы. Чем быстрее разворачивается аэробные процессы до оптимального уровня, тем экономней проходит энергетическое обеспечение и продуктивность работы. При слабой физической подготовке функциональные возможности аэробной системы разворачиваются на 3-5 мин, при хорошей физической подготовке действие системы начинается в конце первой минуты;
* экономичность подвижных действий. Чем меньше энергии растрачивает человек на единицу выполненной работы, тем продуктивней она будет.
Экономичность подвижных действий - это комплексный показатель, который включает:
функциональную экономичность, обусловленную уровнем согласованности в работе вегетативных систем и способностью продолжительное время работать в стабильном состоянии;
техническую экономичность, обусловленную рациональной структурой подвижных действий и их автоматизацией;
физическую экономичность, обусловленную запасом силы, скорости, гибкости и координации движений.
Значительное влияние на проявления выносливости имеют психические качества, которые характеризуются силой мотивов и стойкой установкой на результат [1, 6].
Способы воспитания выносливости
Физические упражнения как основной способ усовершенствования выносливости должны отвечать таким требованием:
быть простыми по технике исполнения и доступными для всех учеников;
при их исполнении должны активно функционировать большинство скелетных мышц; их исполнение должно вызывать активность функциональных систем, что лимитирует проявление выносливости;
их исполнение позволяет дозировать и регулировать тренировочные нагрузки;
возможность их выполнения продолжительное время (от нескольких минут до нескольких часов).
К перечисленным требованиям следует отнести циклические упражнения (ходьба, бег, плаванье, лыжня и т.д.), но монотонность и низкий уровень эмоциональности делает их мало эффективными для детей и подростков. Для них остаточно эффективными способами развития являются спортивные и подвижные игры, танцы и аэробика.
Дополнительными способами комплексного развития выносливости является дыхательные упражнения. Они сводятся к регулированию изменений частоты, глубины и ритма дыхания, легочной гипервентиляции и нормирования задержки дыхания, целесообразно синхронизировать дыхания с фазами движений, выборочными применениями дыхания разного типа - ротового и носового, грудного и брюшного.
Эти же упражнения целесообразно применять для развития скоростной выносливости. Для развития силовой выносливости применяется циклические упражнения в усложненных условиях (бег в горку, плавание против течения) и ациклические движения с дополнительной нагрузкой. Повышению эффективности упражнений на развитие выносливости влияет целенаправленное использования факторов внешней среды: температуры воздуха, относительная влажность, ультрафиолетовое облучение, атмосферное давление. Среди них наибольшее влияния имеет горный климат [1].
Методы воспитания выносливости
Метод воспитания общей выносливости
Начинать воспитания общей выносливости целесообразно с применения метода беспрерывной стандартизированного упражнения.
Этот метод позволяет повысить уровень МПК, обеспечить быстрое разворачивание системы энергетического обеспеч6ен6ия, приучит учеников переносить негативные изменения во внутренней среде организма.
В процессе воспитания выносливости необходимы специальные меры повышения устойчивости к неблагоприятным сдвигам внутренней среды организма. При этом решаются две задачи:
1 повышения физиологических границ устойчивости (увеличение буферной емкости крови, тканевая адаптация к недостатку кислорода и избытку углекислоты и т. п.);
2 повышения психологических границ устойчивости.
Физиологические границы устойчивости повышаются в процессе любой деятельности, в которой занимающийся испытывает утомления. Чтобы повысить их, кроме общих средств и методов воспитания выносливости используют и специальные приемы, в частности дозированные задержки дыхания (С.В. Ильин). Например, пловцу предлагают плыть какую либо дистанцию, делая вдох один раз на 3-4 цикла движений. Таким путем в организме создается искусственный недостаток кислорода, что позволяет достигать значительных сдвигов во внутренней среде организма при относительно небольшом объеме нагрузки.
Близка к приемам этой группы специально организованная тренировка в горных условиях. Поскольку в высокогорье парциальное давление снижено, то уже само пребывания там способствует повышению дыхательных возможностей (в частности, повышению содержания гемоглобина в крови) и устойчивости к гипоксическим состояниям. Тренировка в этих условиях еще больше усиливает положительное влияние высокогорья [3].
Оптимальная продолжительность упражнения 20-30 минут у начинающих и несколько часов у спортсменов, которые тренируются в видах на выносливость.
Но подходить к этой продолжительной беспрерывной нагрузки необходимо постепенно. При этом следует помнить, утомление больше зависит от интенсивности, чем от продолжительности нагрузки, поэтому сначала необходимо достигнуть продолжительной беспрерывной нагрузки на нижней ступени его влияния интенсивности (120-130 уд / мин).
Начинать тренировку рекомендуют с дозированной быстрой ходьбы, соединяя ее с бегом трусцой, вначале преобладает ходьба. Постепенно преобладание дается бегу, соединяя его с дозированной ходьбой [7] и доводят беспрерывный бег до оптимальной продолжительности.
Закрепившись на достигнутом времени можно постепенно повышать нагрузку[1].
Интенсивность работы в необходимых рамках поглощения кислорода можно определить за результатами ЧСС, поскольку известно, что между ЧСС (в пределах 120 - 130 - 170 - 180 уд \ минуту) и поглощением кислорода есть прямая связь. Например, начинающим необходимо выполнять задание продолжительностью 20-30 мин и интенсивностью на уровне 40-70% поглощения кислорода от уровня МПК при ЧСС 130-160 уд \ минуту [8].
Продолжительность нагрузки, которая вызывает увеличения ЧСС до 120-130 уд \ минуту, недостаточно активизирует функции ССС и других вегетативных систем, а то, что вызывают увеличения ЧСС превыше 170-180 уд \ минуту, резко стимулирует анаэробный энергетический обмен, что влияет на развитие общей выносливости и может вызвать перегрузку ССС.
Несмотря на физиологически эффективность метода строго регламентированного упражнения, в работе с детьми и подростками преобладает игровой метод. Для этого используют специальный подбор подвижных игр, эстафет, элементы спортивных игр и разновидности физических упражнений. Этот метод в большей мер отображает особенности деятельности ЦНС детей, в каких процессах возбуждения преобладает над процессом торможения. Дети быстро устают от монотонности, они не способны к продолжительной концентрации внимания на определенном объекте [2].
При использовании игрового метода нагрузка регламентируется путем изменения продолжительности игровых заданий и перерывы для отдыха, уменьшением или увеличением размерами игрового поля, количеством игроков изменение их игрового амплуа. Общая продолжительность игровых заданий составляет от 20-30 до 60 минут при ЧСС от 110-120 до 160-170 уд \ минуту. Тренировка игровым методом влияет на общую, силовую, скоростную выносливость. Развитием общей выносливости целесообразно отдавать отдельные занятия, но если ее воспитание проводится на уроке в объединении с другими педагогическими заданиями, то это следует делать после их решения.
В зависимости от цели и индивидуального уровня физической подготовки количество занятий по развитию выносливости может колебаться от 3-4 до
6-7 за неделю. При этом надо взять во внимания, что и после большой нагрузки, по развитию выносливости, восстановление может продолжаться до 2-3 недель [1].
Методы воспитания специальной выносливости
Воспитание специальной выносливости характеризуется двумя основными особенностями. В то время как общая выносливость воспитывается преимущественно посредством циклических движений, специальная выносливость – с помощью тех видов физических упражнений в которых спортсмен специализируется. Другая особенность заключается в том, что упражнения при воспитании специальной выносливости выполняются с интенсивностью, адекватной соревновательной или близкой к ней. Однако воспитанию специальной выносливости должно предшествовать воспитание общей выносливости.
Методы развития скоростной выносливости
Для воспитания скоростной выносливости применяются преимущественно методы комбинированных и соревновательных упражнений.
С целью усовершенствования функциональных возможностей и улучшения экономичности движений применяют такие режимы нагрузки:
* продолжительность упражнений от 10-12 до 25-30 с. Оптимальная продолжительность для начинающих 10-17 с;
* интенсивность упражнений от 70 до 100%. Для усовершенствования координации используют интенсивность – 70 – 90 %. Отдельные упражнения и их серии могут применяться со стандартной скоростью ее вариационной изменчивостью, или с ускорением. Например, в первой серии бега (4-60) используется с интенсивностью 80% (усовершенствование техники), а другой с прогрессирующей интенсивностью (1-х 60м – скорость 85%; 2-х – 90%; 3-х – 95%; 4-х – 100%). В этой серии установка делается на усовершенствования функциональных возможностях креатина фосфатного механизма
* интервал отдыха между упражнениями относительно полный
(ЧСС 110-120 уд \ минуту); между сериями – полный
(ЧСС – 100-80 уд \ минуту);
* характер отдыха – активный между упражнениями и комбинированный между сериями;
* количество повторений в одной серии от 3 до 6; количество серий – от 2-3 до 4-5.
При усовершенствовании возможностей лактатного энергетического обеспечения меняется продолжительность исполнения упражнения, которое находится в границах от 20-30 с до 120 с (для слабо тренированных от 20-30 с до 50-60 с). Все другие параметры нагрузки остаются те же, что и при усовершенствовании креатина фосфатного механизма энергетического обеспечения.
Развития скоростной выносливости посвящают отдельное занятие. При возможности происходит на комплексных уроках, в объединении:
*воспитательная техника + развитие скоростной выносливости;
*скоростная – силовая подготовка + скоростная выносливость;
*усовершенствование коронационных способностей или гибкости + развитие скоростной выносливости;
*развитие скоростной выносливости + усовершенствование силовой выносливости.
Неуместно в одном занятии развивать общую и скоростную выносливость.
В недельном цикле развития выносливости посвящается от двух до четырех занятий [1].
Методы развития силовой выносливости
Выносливость в каком-либо силовом упражнении обычно характеризуется числом возможных повторений его (предельным числом подтягиваний, отжиманий в упоре лежа, приседаний на одной ноге и т. д.). Так же как и во всех аналогичных случаях, здесь существуют абсолютные парциальные показатели выносливости. Абсолютные показатели существенно зависят от силы: люди с большей силой могут, как правело, и большее число раз повторить силовое упражнение. Однако эта зависимость наблюдается лишь тогда, когда величина силового напряжения достаточно велика: не менее
25 -30% от уровня максимальной силы. При меньших отягощениях число возможных повторений растет быстро и практически не зависит от максимальной силы. Парциальные показатели силовой выносливости (которые учитываются в данном случае применительно к индивидуальному уровню силовых качеств) не зависят от силы; более того, между ними нередко находят отрицательную корреляцию.
Поскольку ни в повседневной жизни, ни в спорте никогда не уравнивают людей по их силе, то практически представлять интерес должны лишь абсолютные показатели выносливости. Как уже было отмечено, эти показатели существенно зависят от уровня развития силы и притом тем больше, чем большее сопротивление приходится преодолевать. Поэтому если необходимо повторно преодолевать значительные сопротивления (примерно больше 75 -80% от максимальной силы), то в данном случае выносливость как бы автоматически развивается вследствие развития силы. При меньших сопротивлениях приходится уделять специальное внимание воспитанию как силы, так и выносливости. Способы развития силовой выносливости являются различные динамические и статические упражнения и их комбинация. Чаще всего методом ее усовершенствования является метод повторения упражнения и круговая тренировка.
При использовании упражнений с отягощением массой предметов, используют такие параметры нагрузки:
* величина сопротивления в пределах 20-70%;
* количество повторений упражнений в одном подходе от 15-20 до 150 раз и даже больше. Оптимальный тренированный эффект наблюдается при повторениях в границах от 60-100% повторного максимума (ПМ);
*продолжительность упражнения в одном подходе по времени 15-20 с.
Если достичь необходимого количества упражнений в одном подходе сразу не получается, что часто бывает в работе со школьниками, тогда необходимо облегчить условия выполнения упражнения или выполнения серии упражнений с 3-4 подходов до 46 повторений в каждом из них. При этом между подходами отдых жестокий, а между сериями – полный;
* количество походов в серии при глобальной работе колеблется в пределах от 4-6 до 10-12. это количество подходов может быть выполнена в одной или в 2 - сериях [1].
При локальном развитии силовой выносливости отдельных групп мышц:
* общее количество подходов в одном занятии может составлять 40-50. Они объединяются в серии с 4-6 подходами для отдельных групп мышц;
* оптимальный темп выполнения упражнения – средний, но с целью расширения адаптационных возможностей организма целесообразно периодически варьировать темп от медленного до быстрого и наоборот.
* оптимально продолжительный отдых между подходами – 20-90 с. При этом, тренировочный эффект достигается через кумулятивное влияние серий упражнений с нескольким кратковременными подходами (15-20), тогда очередной подход необходимо делать в состоянии неполного отдыха (ЧСС=120-110 уд \ минуту). Если продолжительность упражнений в отдельных подходах значительная (2 минуты), и тренировочный эффект достигается в каждом подходе, тогда отдых – относительно полный (ЧСС=120-110 уд \ минуту). Аналогично определяется и продолжительность отдыха между сериями упражнений;
* характер отдыха между упражнениями – активный; между сериями и продолжительными упражнениями – комбинированный.
При применении изометрических упражнений параметры нагрузки будут такими:
* оптимальная величина нагрузки является 50-70% без задержки дыхания;
* продолжительность напряжения от 10-12 до 20-30с. Эффективность также кратковременно (5 с) напряжения с минимальными интервалами (2-3 с) отдых. Критерием достижения результата является возможность в очередной раз достичь запланированной величины;
* количество подходов на одну группу мышц – 4-10;
* интервал активного отдыха между подходами – жесткий (ЧСС=130-120 уд \ минуту), а между сериями – относительно полный, или экстремальный (ЧСС=120-100 уд \ минуту).
При развитии силовой выносливости ног с помощью ….. упражнений используют прыжки: со скакалкой; с отталкивание двумя ногами и передвижениям в разные направления; с ноги на ногу; прыжки на одной ноге. При этом необходимо придерживаться таких правил:
* прыжок необходимо выполнять пружинисто;
* при приземлении напрягать мышцы ног;
* не выполнять прыжки на жесткой поверхности;
* при их применении хорошо укрепите опорно-двигательный аппарат;
* не форсируйте тренировочные нагрузки.
При определении тренировочных нагрузок необходимо придерживаться таких параметров:
* оптимальная продолжительность упражнения от 10-15 до100-120 с;
* интенсивность упражнения 70-90% (процент от максимального прыжка)
* характер отдыха между упражнениями – активный, между сериями – комбинированный;
* количество повторений упражнений в одной серии от 2-3 до 4-6, количество серий от 1-2 до 4-5.
Развивать силовую выносливость можно 2-4 раза в неделю, на отдельных занятиях или комплексно. При комплексном решении педагогических задач на уроках силовую выносливость развивают в конце занятия. На таких занятиях не рекомендуется совершенствовать максимальную силовую возможность учеников.
Особенности воспитания выносливости в единоборствах и играх
Эти виды упражнений характеризует работа, непрерывно изменяющееся как по интенсивности, так и по форме движений. Дл представителей данных видов спорта существенное значение имеют как аэробные, так и анаэробные возможности организма. Если в минуты особенного напряжения деятельность осуществляется в основном за счет анаэробных источников энергии, то быстрота восстановления в период относительного «затишья» определяется мощностью аэробных механизмов. В процессе единоборства и игры трудно добиться избирательного воздействия на определенные функции организма; весьма затруднительна и точная дозировка нагрузки. Поэтому представители данных видов спорта широко используют для воспитания выносливости (прежде всего ее аэробных компонентов) различные упражнения циклического характера – передвижения на лыжных, кроссы, бег, греблю и т. д. Однако, с помощью лишь этих упражнений «своего» вида спорта, нельзя добиться высокого уровня специальной выносливости. Большое внимание в этой связи заслуживает метод интервального упражнения в избранной деятельности. В единоборствах и спортивных играх он сводится к следующему. Общее время игры или встречи делится на ряд периодов (в волейболе, теннисе, фехтовании, где встречи ведутся до победы, берется примерное среднее время встречи). Например, все время игры в футболе (2 на 45 минут) делится на 6 периодов по 15 минут. Занимающиеся получают задание играть в быстром темпе. Постепенно, с ростом тренированности игроков, время отдыха между периодами сокращается, кроме того перерыва, который обусловлен правилами соревнований.
Развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте
Главная цель развития выносливости в дошкольном возрасте – создание условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, освоенной ребенком к этому периоду (В.И. Лях). Занятия с детьми дошкольного возраста должны строиться в игровой форме.
Исследованиями ученых (В.М. Губа, В.И. Лях, М.С. Расин) установлено, что физкультурные занятия в детском саду, а также закономерности роста развития детей в этот период определяют положительную динамику развития выносливости у детей.
В рамках эксперимента, направленного на коррекцию физического развития и двигательной подготовленности детей, на занятиях с экспериментальной группой (4 - 6 лет) внимания уделялось развитию выносливости. Для этого применили бег, со скоростью равной 50-60% от максимальной, показанной ребенком при пробегании 10 м с ходу. Бег прекращался при проявлении внешних признаков усталости. Уровень выносливости определялся по длине преодолённой дистанции. Выбирая этот путь, учитывался тот факт, что большинство авторов считают бег (особенно равномерный) основным средством воспитания данного качества (Р.Н. Беляков, С.Ю. Вавилова, Е.А. Ветошкина и др.). С этой целью на занятии с дошкольниками можно использовать бег в чередовании с ходьбой (Е.Н. Вавилова), прыжки, общи развивающие упражнения (Р.Н. Белякова), игры, дыхательные упражнения (Л.И. Лях).
При планировании физических нагрузок на год для экспериментальной группы акцент на развития выносливости делается на первый месяц (сентябрь), это способствовало повышению устойчивости детского организма к простудным заболеваниям.
В последующие месяцы (октябрь, ноябрь) доля упражнений на выносливость уменьшалась и начинала постепенно увеличивается уже с января по май, что должно было предотвратить снижение уровня развития этого качества и не допускать ухудшения функционального состояния регуляторных механизмов детского организма [9].
Развитие выносливости у школьников
В жизни детей школьного возраста большое значение имеет уровень развития общей выносливости. Школьники, которые имеют высокие показатели общей выносливости, как правило, лучше усваивают общеобразовательные предметы, реже болеют на протяжении учебного года, лучше сдают контрольные нормативы. В. П. Филин считает, что воспитание общей выносливости должно стать самой важной составной частью всеобщей физической подготовки [10].
Для быстрой адаптации учеников начальных классов к условиям общеобразовательной школы большое влияние оказывают физические упражнения. В общей схеме физического воспитания особое место занимает развития общей выносливости. Она естественно влияет, выступает как важный компонент физического здоровья учеников начальных классов. Уровень развития общей выносливости зависит от функциональных возможностей вегетативной системы организма ребенка, особенностей сердечно - сосудистой и дыхательной системы [12]. Показатели выносливости (особенно статической и скоростной) у детей младшего школьного возраста незначительны. Мощность работы, которую может быть сохранена в течение 9 минут, у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени. К 10- летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия или работу малой интенсивности [4]. Анализ динамики изменений показателей физической подготовки учеников начальных классов, показал неравномерный прирост результатов. По данным исследований (результаты взяты за несколько лет) изменения показателей развития выносливости происходит волнообразно: повышается на конец 1 и 3 класса. Показатели улучшаются на протяжении первой и второй четверти учебного года, в третьей четверти наблюдается снижения показателей с дальнейшим повышениям в четвертой четверти. Общую выносливость необходимо развивать у детей уже в 1-м классе, поскольку в этот период наблюдается лучший результат физической подготовленности и интенсивное приспособление систем организма учеников к физическим нагрузкам.
Что касается развития силовой выносливости, то как правило она развивается незначительно. Развитию динамической и статической силы обращают внимания позднее, в подростковом возрасте и старших классах [12].
Решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособленных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. Продолжительные нагрузки могут вызвать замедления прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желез внутренних секреций, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные на развития выносливости допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле.
При воспитании выносливости у младших школьников чаще всего пользуются подвижными играми, включающими кратковременно-интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами, а затем и играми с повышенными моторной плотностью. При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающиеся игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости различного типа. Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные виды выносливости. Отсюда понятно стремления использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, серийно выполняемые гимнастические и другие обще подготовительные упражнения, организованные в форме «круговой тренировки»).
По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используются все более широкий комплекс упражнений – циклических, ациклических и смешенных. Причем основной организационно-методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.
В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями «на выносливость» применяются специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере, богатой кислородам.
Однако из определенных черт методики воспитания выносливости в школьный период – постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей, к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности [4].
Возрастной период учеников 5 – го класса благоприятный для развития скорости девочек и мальчиков, выносливости девочек и мальчиков, силы девочек, скоростно-силовых способностей девочек, и заметного развития силы и скоростно-силовых способностей мальчиков.
Возрастной период учеников 6-го класса благоприятный для развития выносливости, гибкости, силы и скоростно-силовых способностей у девочек.
Возрастной период учеников 7-го класса благоприятный для развития выносливости у мальчиков.
Возрастной период учеников 8-го класса благоприятный для развития силовых и скоростно-силовых способностей мальчиков.
Возрастной период учеников 9-го класса благоприятный для развития выносливости мальчиков, незначительной развития силы мальчиков и скоростно-силовых способностей девочек.
Возрастной период учеников 10-го класса благоприятный для развития скоростно-силовых способностей мальчиков, силы девочек и незначительного развития силы мальчиков.
Возрастной период учеников 11-го класса благоприятный для развития силы мальчиков и девочек [13].
Общая выносливость мальчиков имеет высокий темп прироста от 8-9 до 10, от 11 до 12 и от 14 до 15 лет. В возрасте от 15 до 16 лет темп развития общей выносливости у мальчиков резко снижается, в другие периоды наблюдается средний темп прироста выносливости.
Скоростная выносливость имеет высокий темп прироста в возрасте от 13 до 14 лет и от 15 до 16 лет. Средний темпы прироста выпадает на возрастной период от 11 до 13, от 14 до 15, от 16 до 17 лет.
Существенно отличается от мальчиков динамика природного прироста выносливости у девочек. У них высокий темп прироста общей выносливости наблюдается лишь от 10 до 13 лет, потом она на протяжении двух лет повышается медленно, а в возрасте от 15 до 17 лет повышается в среднем темпе [4].
Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек (падения ее показателей после 14 лет) для них предусматривают менее значительные нагрузки на выносливость, чем у юношей. Дозирования физических нагрузок характеризуется для подростка интенсивным половым созреваниям, который существенно влияет на уровень трудоспособности учеников. Вместе с тем и для девушек необходимо предусмотреть такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте [14].
Большие мировые достижения в видах спорта на выносливость демонстрируются людьми в возрасте от 20-22 до 30-32 лет. Это свидетельствует про то, что наиболее абсолютные величины показателей разных видов выносливости наблюдается у особ, достигших биологической зрелости [1].
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачи исследования
В работе ставятся следующие задачи:
1. Определить уровень развития выносливости у подростков основной группы разного возраста (ученики 7 и 10 класса);
2. Определить динамику прироста выносливости у подростков основной группы разного возраста (ученики 7 и 10 класса).
Методы исследования
Для решения этих задач использовались следующие методы:
1. Анализ и обобщения литературных источников;
2. Наблюдения за физическим и эмоциональным состоянием учеников во время воспитания выносливости на уроках;
3. Педагогический эксперимент;
4. Метод математической статистики.
Организация исследования
В нашем исследовании брали участие подростки 7-го, 10-го класса общеобразовательной школы № 98 г. Запорожья, в количестве сорока человек по двадцать человек в каждой возрастной группе, из них 10 мальчиков и 10 девочек. Все участники относятся по данным медицинского осмотра к основной мед. группе и приблизительно одинакового уровня развития и физической подготовки. Исследования проводились в начале и конце учебного года (сентябрь – октябрь, апрель – май 2008-2009г). Все тесты проводились на уроке физкультуры в основной части. Перед каждым тестом проводится инструктаж про условия выполнения задания. После этого при возможности участники выполняют три контрольных попытки на максимальный результат, наилучший результат записывают.
Для исследования мы выбрали три теста:
* для проверки развития общей выносливости мы используем результат по бегу на средние и длинные дистанции.
* для проверки развития скоростной выносливости используем результат спринтерского бега (на 30м).
* для проверки развития силовой выносливости воспользуемся результатом теста по подтягиванию (для девочек подтягивание в висе, лежа).
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ результата исследований показал, что выносливость у юношей 7-го класса на протяжении года меняется. Так на начало года средний арифметический показатель общей выносливости по тесту на средние и длинные дистанции (юноши 2км) 12,45 + 0,18 с. На конец года арифметический показатель общей выносливости 10,07 + 0,11 с. Показатель уменьшается за счет сокращения времени затраченного на выполнения данного упражнения, что свидетельствует об увеличении общей выносливости. На эффективность методики воспитания выносливости у юношей 7-го класса показывает просчитанный нами коэффициент достоверности равный t = 11,3 (см. таб. №1, рис. №1). Скоростная выносливость представленная бегом на спринтерские дистанции (30м). На начало года средний арифметический показатель равен 5,95 + 0,1 с, но уже на конец года за счет увеличения скорости арифметический показатель равен 5,18 + 0,6 с. Коэффициент достоверности прироста скоростной выносливости равен t = 6,96 (см. таб. №1, рис. №2). Силовая выносливость (подтягивание) на начало года среднее арифметическое равно 6,2 + 0,39 р., на конец года 9,5 + 0,17 р. В данном случае показатель увеличивается, так как увеличивается число выполненных упражнений. Прирост силовой выносливости за год равен коэффициенту достоверности t = 7,8. (см. таб. №1, рис №3).
Таблица №1 Показатели уровня развития выносливости учеников 7 – го класса
юноши |
девушки |
||||||
№ |
начало года |
конец года |
t |
начало года |
конец года |
t |
|
1 |
бег на средние и длинные дистанции |
12,46+ 0,18 |
10,07+ 0,11 |
11,3 |
8,47+ 0,1 |
7,63+ 0,14 |
4,95 |
2 |
Бег на спринтерские дистанции |
5,95+ 0,1 |
5,18+ 0,6 |
6,96 |
6,24+ 0,09 |
5,07+ 0,09 |
9,3 |
3 |
подтягивание |
6,2+ 0,39 |
9,5+ 0,17 |
7,8 |
15,9+ 0,28 |
18+ 0,26 |
5,55 |
Начало года |
Конец года |
Рис. №1
Начало года |
Конец года |
Рис. №2
Рис. №3
У девушек 7-го класса также наблюдается прирост по развитию выносливости. Так на начало года показатели общей выносливости (бег на 1,5км) равен арифметическому показателю 8,47 + 0,1 с., а на конец 7,63 + 0,14 с. Показатель прироста t = 4,94 (см. таб. №1, рис. №1). Скоростная выносливость на начало года: 6,24 + 0,9 с., на конец года: 5,07 + 0,9 с. Показатель прироста скоростной выносливости t = 9,3 (см. таб. №1, рис. №2). Силовая выносливость (подтягивание) вначале: 15,9 + 0,28 р., в конце года: 18 + 0,26 р. Показатель прироста силовой выносливости t = 5,55 (см. таб. №1, рис. №3).
Результат наблюдения за воспитанием выносливости у подростков 7-го класса показал, что как следствия применения на уроках разнообразных способов и методов является прирост показателей выносливости на протяжении года. В данной группе подростков наблюдается значительный прирост общей выносливости у юношей и скоростной выносливости у девушек. Наименьший прирост показателей у юношей данной группы по развитию скоростной выносливости у девушек силовой выносливости, в дальнейшем предлагается уделить больше внимания к их развитию.
Проанализируем развития выносливости у старших подростков учеников
10-го класса. Так как подростки, участвующие в исследовании, имеют приблизительно одинаковый уровень физической подготовки, то результат квадратического отклонения незначительно, как в начале года, так и в конце года по различным показателям. Общая выносливость (бег 2 км у юношей и девушек) на начало года по среднему арифметическому равна: у юношей: 9,67 + 0,14 с., у девушек: 11,43 + 0,17 с.; на конец: у юношей: 8,98 + 0,11 с., у девушек: 10,61 + 0,16 с. Прирост показаний у юношей: t = 4,04, у девушек: t = 3,56 (см. таб. №2, рис. №4). Показатели скоростной выносливости на начало года: у юношей 5,16 + 0,08 с., у девушек: 5,55 + 0,1 с. На конец года: юноши: 4,7 1+ 0,03 с., девушки: 4,86 + 0,04 с. Показатель прироста скоростной выносливости у юношей: t = 5,2, у девушек: t = 6,65 (см. таб. №2, рис, №5). Силовая выносливость на начало года: у юношей: 8 + 0,35 р., у девушек: 13,1 + 0,35 р. Уже на конец года: у юношей: 11,7 + 0,45 р., у девушек: 18,1 + 0,23 р. Показатель прироста: у юношей: t = 7,6, у девушек: t = 11,93 (см. таб. №2, рис. №6).
Таблица №2. Показатели уровня развития выносливости учеников 10 – го класса
юноши |
девушки |
||||||
№ |
начало года |
конец года |
t |
начало года |
конец года |
t |
|
1 |
бег на средние и длинные дистанции |
9,67+ 0,14 |
8,98+ 0,11 |
4,04 |
11,43+ 0,17 |
10,6+ 0,16 |
3,56 |
2 |
Бег на спринтерские дистанции |
5,16+ 0,08 |
4,71+ 0,03 |
5,2 |
5,55+ 0,1 |
4,86+ 0,04 |
6,65 |
3 |
подтягивание |
8 + 0,25 |
11,7+ 0,45 |
7,6 |
13,1+ 0,35 |
18,1+ 0,23 |
11,93 |
На протяжении года учащиеся 10 класса, занимаясь на уроках физической культуры, показали развитие выносливости у юношей 10-го класса, повышение уровня силовой выносливости. Наблюдая прирост показателей выносливости у подростков, которые участвовали в исследовании, можно выделить высокие результаты силовых тестов, а наименьший результат – в тесте по общей выносливости.
Начало года |
Конец года |
Рис. №4
Рис. №5
Начало года |
Конец года |
Рис №6
4. ВЫВОД
1. Результаты показателей выносливости в нашем исследовании неравномерны. В 7-м классе следует обратить внимание на развитие скоростной выносливости у мальчиков и общей выносливости у девочек, а в 10-м классе – на развитие общей выносливости, как у юношей, так и у девушек, так как эти показатели прироста выносливости менее значительны.
2. В целом по результатам исследования показатели тестов: Бег на средние и длинные дистанции в 7-м классе у юношей t =11,3 у девушек t = 4,95; в 10-м классе у юношей t =4,04 у девушек t = 3,56. Спринтерский бег в 7-м классе у юношей t= 6,96с., у девушек t=9,3с.; в 10-м классе у юношей t=5,2с., у девушек t=6,65с.. Подтягивание в 7-м классе у юношей t=7,8р., у девушек t=5,5р.; в 10-м классе у юношей t=7,6р., у девушек t=11,93р.
На конец учебного года по сравнению с началом возрос показатель результатов исследования как в 7-м, так и в 10-м классе, что свидетельствует о повышении уровня выносливости.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1. Шиян. Б.М. Теорія і методика фізичного виховання школярів. Частина 1. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2007 – с. 272.
2. Шиян. Б.М. Теорія і методика фізичного виховання школярів. Частина 2. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2007 – с. 248.
3. Матвеева Л.П. и Новикова. А.Д. Теория и методик физического воспитания. Часть 1. - М.: ФиС, 1976 – с. 354.
4. Матвеева Л.П. и Новикова. А.Д. Теория и методика физического воспитания. Часть 2. - М.: ФиС, 1976 – с. 367.
5. Харабучи. Г.Д. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 1974 – с. 287
6. Козлова. В.И. Анатомия человека. - М.: ФиС, 1978 – с 462.
7. Остапенко. Л. Физическая подготовка старшеклассников \\ Физическая культура в школе.- №4. – 1994. – с. 47
8. Методика оформлення «паспорта здоров’я». //Фізичне виховання в школі. - №1. - 1998. – с.6-9
9. Андриянова. Е.Ю. Развитие выносливости в дошкольном возрасте// Физическая культура воспитание, образование, тренировка. - №3. – 2001. – с. 55
10. Биховська, Л. Смирнова. Т. Термінова та кумулятивна адаптація до навантаження на витривалість у дівчат старшого шкільного віку з різними соматотипами // Фізичне виховання в школі. -№2, - 2005. – с.53 -55
11. Зданевич. А.А. Бег на уроках легкой атлетики в 8 – 9 классах // Физическая культура в школе.- №2. – 1999. – с. 19
12. Присяжнюк. С. Витривалість: основи визначення та методики розвитку у школярів початкових класів. // Фізичне виховання в школі. -№4, - 1999. – с.32 -34
13. Міністерство освіти і науки України Фізична культура програма для загально освітніх навчальних закладів 5-12 клас1в. Затверджена міністерством освіти і науки України Київ Ірпінь 2005р.
14. Гусєв. В. Увага! На уроці – підліток. // Фізичне виховання в школі. -№3, - 2002. - с.32- 34
15. Ашмарин. Б.А. Теория и методика педагогических исследований. – М.