Методики социально-педагогической работы с семьей
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Контрольная работа № 1
Вариант № 8
Наименование дисциплины: Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы.
Специальность: Социальная работа
Фамилия: Зуй Имя : Елена Отчество: Владимировна
Дата поступления работы
Оценка
Рецензент : Зобенко О. Е.
« » 2010 г. Подпись
Год поступления: 2007г. Срок обучения 4 года.
Тема: Методики социально-педагогической работы с семьёй
Содержание:
Введение
1 Определение понятий «семья» и «семейный социальный педагог»
2 Основные социально-педагогические направления в работе с семьёй
2.1 Методика работы социального педагога с различными категориями семей
2.2 Методика социально-педагогического семейного консультирования
2.3 Методика социального патронажа и надзора
Заключение
Список использованных источников
Введение
Семья, как всякое объединение людей, не является застывшим образованием и претерпевает существенные изменения в процессе общественного развития. В ходе социально-экономических изменений в нашей стране осложнилось положение семьи, не обеспечивается решение их проблем. Семья - сложный целостный организм, который может существовать только в определенной системе отношений. Некоторые родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности, выказывают недоверие образовательному учреждению из-за негативного влияния процесса обучения на здоровье ребенка и неудовлетворительного качества образования. В то же время многие родители не в состоянии преодолеть возникающие трудности собственными силами. Когда семья не справляется сама со своими функциями, ей необходима помощь. Профессиональная социально-педагогическая работа - один из главных способов помощи в таких ситуациях.
Целью контрольной работы является анализ методики социально-педагогической работы с семьёй. Объектом исследования является семья, предметом исследования – характерные методики социально-педагогической работы с ней. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение термину «семья» и «семейный социальный педагог»;
- охарактеризовать методику работы социального педагога с различными категориями семей;
- выявить суть методики социально-педагогического семейного консультирования, определить в каких случаях она может применятся;
- рассмотреть и охарактеризовать методику социального патронажа и надзора.
1 Определение понятий «семья» и «семейный социальный педагог»
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество подходов к изучению семьи, а также многообразие определений, встречающихся в научной литературе.
Семьёй в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья — это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста [1, с. 67].
Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка [2, с. 53].
Работа с семьей сложная и многогранная. Здесь одновременно и в разных объемах идет общение с различными людьми, которых связывает определенная система взаимоотношений и взаимодействий. Работа с семьёй связана с рядом этических особенностей деятельности социального педагога, отражающихся в профессиональных и личностных качествах, а также, с принципами и со специфическими средствами деликатной работы, поэтому можно сказать, что социально-педагогической работе нельзя научить, социального педагога надо взрастить.
Семейный социальный педагог — новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, призванный способствовать созданию педагогически целесообразного уклада жизни и повышению психолого-педагогической культуры семьи, при этом минимизируя свое вмешательство и обеспечивая социально-педагогическую защиту семьи и ребенка.
Здесь речь идет о таком специалисте, который сочетает в себе две функции: социального работника и социального педагога. Его деятельность способствует повышению педагогического потенциала микросоциума, оказывает содействие саморазвитию личности, направлена на оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье и ребенку [3, с. 74 – 75 ].
2 Основные социально-педагогические направления в работе с семьёй
2.1 Методика работы социального педагога с различными категориями семей
В современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. К примеру, типология семьи по ее функциональной состоятельности, или учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов, или типология семьи по типу воспитательных ошибок, а также типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы.
Традиционными категориями семей, с которыми работает социальный педагог, являются малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.
Малообеспеченные семьи. Семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
К основным направлениям работы социального педагога с малоимущими семьями можно отнести:
выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений (этот пункт можно отнести ко всем трём категориям семей);
оказание юридической помощи: отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг, защита прав малоимущих и т.п.;
направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
организацию досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;
оказание помощи в трудоустройстве; содействие в создании клубов, кружков, центров и т.п. для профессионального обучения или переобучения;
трудоустройство несовершеннолетних;
помощь в создании ассоциаций, объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организации общения с уже существующими группами, отдельными лицами и т.п.;
помощь в организации различных курсов, кружков и школ;
Семьи безработных граждан. Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. Основные направления социально-педагогической работы с семьями безработных:
выявление основных проблем, проектирование направлений помощи, которая может быть предложена в каждом конкретном случае;
оказание посильной организационно-юридической помощи
обеспечение психологической помощи нуждающимся безработным и членам их семей;
организация досуга и отдыха детей;
содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;
стимулирование создания групп самопомощи;
помощь в создании различных курсов, кружков и т.п., в том числе частных, целью которых будет обучение и переобучение как занятых работников, так и безработных; привлечение к занятию в подобных объединениях людей, которые недавно были безработными, но в настоящее время имеют работу, для оказания поддержки безработным;
помощь в получении материальной помощи различного вида;
информационные и организационно-посреднические услуги;
социальный патронаж детей «группы риска» из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т.д.
Многодетные семьи. Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. К основным направлениям работы социального педагога с многодетными семьями относятся следующие:
определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи;
установление основных нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена;
помощь в получении различных пособий, льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей;
помощь в обеспечении и повышении доходов;
решение проблем женщины, в том числе эмоционально-психологических;
консультирование, педагогическая помощь;
социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
контроль использования выделенных детям денег в случае необходимости;
наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов в специализированные учреждения, направление детей и родителей из конфликтных семей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных отношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.;
организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи;
стимулирование деятельности территориальных ассоциаций многодетных семей и т. п. [4, с. 168 – 175]
2.2 Методика социально-педагогического семейного консультирования
Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.
Предметом социально-педагогического консультирования являются:
- в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;
- в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;
- в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;
- в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;
- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;
- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений [5, с. 28 – 39].
В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом, либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.
2.3 Методика социального патронажа и надзора
Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 — 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей. Работа социального педагога с семьями начинается с выявления дисфункциональных семей.
Можно выделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа.
1-й этап. Знакомство. Договор с семьей. Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога.
2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
3-й этап. Сбор информации о семье. На основе информации он формирует отношения с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.
4-й этап. Анализ информации о семье. Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней.
5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. Одновременно социальный педагог и семья совместно вырабатывают план ближайшего этапа, который содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления..
6-й этап. Выход из семьи [4, с 175 – 179].
По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.
Описанные этапы присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов условны. Так, например, первый этап может начинаться с поступления информации о семье и завершаться подписанием договора с семьей. Второй — берет начало в недрах первого, а усилия по поддержанию мотивации семьи к изменению ситуации могут быть востребованы на разных сроках работы с ней. Третий этап — сбор информации о семье — начинается с поступления первых сведений о семье, наиболее актуален в начале интенсивной работы с ней, а завершается только с выходом из семьи.
В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов, в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный социальный контроль представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.
Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания. Это — дома-интернаты, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии [6].
Особую значимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц «группы риска» и девиантного поведения.
В данном случае возникает крайняя необходимость объединения усилий официального и неофициального надзора, чтобы, используя все доступные и приемлемые формы работы с ними, помочь им избавиться от свойственных им пороков. При этом объектом повышенного внимания остается соблюдение членами семьи общепринятых морально-нравственных норм, обычаев и традиций.
Заключение
Целью контрольной работы являлся анализ методики социально-педагогической работы с семьёй. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
1) Изучение показало, что семьёй можно назвать основанную на браке и/или кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. А про определение «семейный социальный педагог» следует сказать, что это — тип воспитателя, исполняющего роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, его обязанность - обеспечивать социально-педагогическую защиту семьи и ребенка.
2) В ходе работы удалось установить, что существуют три традиционные категории семей, с которыми работает социальный педагог, это малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи. К каждой категории требуется свой индивидуальный подход, хотя некоторые из пунктов применяются одинаково для всех категорий, например такие как: выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений.
3) Установлено, что семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. Оно может проводится по различным направлениям, таким как: организации быта, семейное здоровье, духовное и моральное здоровье, воспитание детей и т.д. также выявлено, что социальный патронаж — это форма плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении круглые сутки, входит в курс происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию методики социально-педагогической работы с семьёй.
Список использованных источников:
1 Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, ТЗЗ П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1997. — 168 с.
2 Гаранина Е.Ю. Семьеведение : учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — М.: Флинта: МПСИ, 2009. — 384 с.
3 Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Лодкина. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
4 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
5 Железнова А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 4.
6 Социальный надзор. URL: //http: admblag.ru/press/publishing/violence_in_family_as_social_problem...