Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" в добукварный период
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Психолого-Педагогический
Кафедра Методик преподавания
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период
Студентки
Курса 03 Группа ЗНК 6-03
Микульските Снежаны Игоревны
Преподаватель
Анафиева Эльзара Ризаевна
Симферополь 2005-2006 гг.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.1 Основные задачи добукварного периода
1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»
1.2.1 Работа со звуками
1.2.2 Звуковые схемы
1.2.3 Работа со слогом, слогоделение
1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников
2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение»
2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы – формирование таких грамматических понятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период – одна из важнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешного обучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном (добукварном) этапе обучения грамоте.
Объект исследования – процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.
Предмет исследования – методы, приемы, упражнения по работе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.
Цель – раскрыть методику работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Организовать всю работу с учащимися таким образом, чтобы в процессе усвоения конкретных предметных знаний развивалось мышление и речь учащихся. Научить осознанию элементов грамматического строя русского языка, воспитанию любви к родному языку и привитие интереса к его познанию.
Задачи:
1. Выявить психолого-педагогические основы формирования научных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.
2. Рассмотреть вариантность дидактического материала.
3. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по методике работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.
4. Показать систему работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».
Гипотеза – изучение вариантов работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.
Методы исследования:
1. Теоретический – анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по теме курсовой работы с целью выяснения объективной картины в исследуемой области.
2. Социолого-педагогический – анализ письменных работ учащихся;
3. Статистический – обработка полученных в ходе эксперимента данных.
4. Метод моделирования – составление планов-конспектов уроков по вышеуказанной теме.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Основные задачи добукварного периода
В добукварный период обучения грамоте, кроме развития речи учащихся, ставятся задачи, связанные с формированием у них знаний и умений по языку. Учащиеся должны знать, что:
речь состоит из предложений;
предложения состоят из слов;
в предложении может быть одно и больше слов;
слово можно разделить на слоги;
один из слогов в слове является ударным;
слово можно разделить на звуки;
звуки бывают гласные и согласные, согласные делятся на твердые и мягкие.
Учащиеся должны уметь:
выделять предложения из речевого потока, анализировать их по количеству слов и строить графические модели предложений;
членить предложения на слова, слова на слоги, находить ударный слог;
различать на слух и в произношении звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные;
анализировать слова по их слоговому и звуковому составу, определять ударный слог в двусложных словах, строить графические звуко-слоговые модели одно-двусложных слов;
подбирать (составлять) предложения и слова, которые бы соответствовали заданным моделям.
На завершающем этапе добукварного периода учителю необходимо обратить особое внимание на формирование у первоклассников следующих аналитико-синтетических умений:
правильно произносить все звуки русского литературного языка;
распознавать на слух и по артикуляционным особенностям гласные и согласные звуки;
называть шесть гласных: [а],[о], [у],[э], [ы], [и];
различать на слух и по артикуляции парные твердые и мягкие согласные, правильно, без призвука гласного, их произносить, выделяя из слов;
образовывать слияния любого твердого и мягкого согласного с гласными звуками;
делить на слоги двух-трехсложные слова и определять ударный слог;
называть последовательно звуки в словах, состоящих из двух, трех, четырех, пяти звуков, произношение которых совпадает с написанием;
подбирать слова, соответствующие предложенной модели.
Перечисленные умения, полученные учащимися в добукварный период, совершенствуются на протяжении букварного периода. Они служат надежной опорой для формирования у шестилетних первоклассников правильных и осознанных навыков чтения и грамотного письма.
1.2 Приемы раскрытия научных понятий «звук», «слог»
1.2.1. Работа со звуками
Все богатство звуковых различий в слове дети усваивают еще до школы и чисто практически. Но они не могут сознательно выделить в каждом слове отдельные звуки.
В школьном обучении приходится выделять, по выражению А.М. Пешковского «выхватывать отдельные звуки, различать их на слух и произносить».
Абстрагирование и различение звуков в речи важно не только при обучении грамоте, но и при изучении грамматики, правописания и для развития устной и письменной речи.
На уроках обучения грамоте следует особое внимание обращать на умение детей слышать и правильно произносить отдельные звуки и их сочетания. Различение детьми звуковой стороны языка в ее отношении к письму устраняет возможность смешения ими отдельных звуков и букв между собой: с и ш, ч и ц, с и ц, р и л.
Хотя раздел «Звуки и буквы» имеется в программе всех 4-х лет начального обучения русскому языку, он является основным в 1 классе, а особенно в добукварном периоде. Именно в этот период формируются основные знания и умения по разделу, которые в последующих классах лишь закрепляются и углубляются.
Основная задача этого раздела на уроках грамоты продолжает оставаться практической – развивать у детей правильное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их графически.
Все это не так просто для ребенка, начинающего изучать язык, потому что слово ему представляется единым целым, не разложимым; к тому же не все слова и отдельные звуки в них он произносит правильно. Следует, прежде всего, научить детей умению правильно воспринимать основные звуки речи и правильно произносить их и «переводить» в варианты букв.
Чтобы дети научились этому, необходимы такие упражнения, как выделение в слове слогов, звуков, произношение слов, слогов и отдельных звуков, соединение звуков и слогов в слове.
Необходимы упражнения в сопоставлении звуков, в различении звуков и букв, их сочетаний в словах.
Такие общие познавательные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, противопоставление в различных их видах, вполне применимы и на занятиях по рассматриваемому разделу программы.
Идет ли речь о гласных и согласных, о различении ударных и безударных гласных, о звонких и глухих, твердых и мягких согласных – всегда необходимо применять указанные приемы работы. Здесь полезны такие упражнения:
Сколько звуков в словах мама, мать, кот.
Произнесите звуки, которые есть в словах мама, Мила, Миша, мать и кот.
Произнесите в словах сначала гласные звуки, а затем согласные: Лида, Маша, кот, рот, лиса, коса.
Произнесите мягкие согласные, которые есть в словах лиса, лапа, лампа, люди, няня.
Выполняя ряд подобных упражнений, учащиеся смогут под руководством учителя сделать обоснованный вывод о том, что слова состоят из звуков, которые мы произносим и слышим, на письме звуки обозначаются буквами, звуки и буквы помогают отличить в нашей речи одно слово от другого.
1.2.2 Звуковые схемы
Необходимо особо подчеркнуть, что усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за ними явлений (звук, слог, слово, текст и т.д.) осуществляется на уровне первичных и общих представлений.
В этом ученикам может оказать заметную помощь наглядность, особенного графическая, в виде схем, которые известны издавна, но довольно широкое распространение получили в современном школьном обучении. Например,
- согласный твердый;
- гласный звук;
- слияние гласного с твердым согласным;
- согласный мягкий;
- слияние гласного с мягким согласным.
- норы.
- гласный;
- согласный твердый;
- согласный звонкий мягкий;
- согласный твердый глухой;
- согласный звонкий твердый;
- согласный мягкий звонкий;
- согласный мягкий звонкий.
Очень важно не допускать смешения схем буквенных со схемами звуковыми, ибо это может усугубить крайне нежелательное в обучении грамоте явление, когда дети смешивают звуки с буквами. Ученики должны усвоить, что между звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости, но одновременно хорошо знать, что отличает одно от другого.
Ученики должны твердо усвоить, что в немалом числе случаев звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться разными буквами. С другой стороны, одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков. Более того, многие существенные свойства отдельных звуков графически передаются не одним, а несколькими буквами. Так, гласных звуков у нас 6 ( [а], [о], [у], [ы], [и], [э]), а букв – 10. Буквы а, о, у, ы, э, и обозначают основной вариант указанных гласных фонем, а буквы я, ю, е, ё обозначают соответствующую гласную фонему одновременно с предшествующим согласным звуком – йотом.
В школьной практике нередко наблюдаются случаи, когда внимание детей в основном приковывается к тому, как на письме графически обозначается мягкость согласных звуков. Между, тем не менее, важно показывать ученикам, какими графическими способами обозначается твердость согласного, в частности посредством так называемой «буквы пробела», то есть конца слова, когда после конечной согласной не следует никакой другой буквы. Детям даже можно сказать и показать, что долгое время в русской графике буквой ъ обозначался конечный твердый согласный: если слово оканчивалось на него, то в конце слова ставился твердый знак: столъ, стулъ, снегъ, морозъ и т.д. В наше время твердость согласного звука опознается, во-первых, по самой согласной букве и, что чрезвычайно существенно, по последующей гласной букве, обозначающей тот гласный звук, в укладе которого произносятся все согласные звуки, обозначенные соответствующими согласными буквами. Последние, таким образом, нужно читать в составе слов с обязательным учетом непосредственно следующих за ними гласных букв, то есть ориентировкой на впереди стоящие гласные буквы.
1.2.3 Работа со слогом, слогоделение
При выделении слогов в словах дети должны опираться на свой речевой опыт, на практику повседневного речевого общения.
«Устная речь, - указывал выдающийся русский психолог профессор Н.И. Жинкин, реализуется в слогах, так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах.
Системное и осмысленное употребление слогов доступно только человеку»
На уроках обучения грамоте ученикам бывают посильны как определенные практические наблюдения, так и вытекающие из них выводы теоретического порядка. Во-первых, дети усвоят, что слог может состоять из одного гласного звука: и-ва, о-сы, он-о, по-э-зи-я, на-о-бо-рот, и одновременно убедятся в том, что из одних согласных звуков слогов не бывает; во-вторых, что в слоге бывает только один гласный, а согласных может быть несколько, поэтому в слове столько слогов, сколько в нем гласных: и-рис, стра-на, встре-ча, ас-тры; в-третьих, в каждом слоге обязательно наличествует гласный, а согласного может и не быть: а-ист, о-со-ка, и-рис; в-четвертых, если в слове несколько слогов, то на один из них падает ударение и он становится ударным, все другие слоги – безударные.
Наиболее трудным моментом при формировании представления о слоге является слогоделение внутри слова. Дело в том, что до последнего времени в лингвистической науке не получила однозначного решения теория слога.
1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов
К звуковому анализу следует приступать после того, как у детей будут сформированы представления о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных. Звуковой анализ требует от учащихся умения абстрагировать звуки, что основывается, прежде всего, на осознанной их классификации.
Формируя у шестилетних учащихся навыки звукового анализа слов, сначала обучаем их делить слова на слоги и строить их слоговые модели: дуб , липа , береза . Одновременно с делением слов на слоги ознакомляем детей с ударением. Ударный слог среди безударных в русском языке выделяется силой голоса и длительностью звучания. Чтобы ударный слог был лучше слышен на фоне безударных, следует произносить слово слитно, подчеркивая его голосом, и ни в коем случае не «растягивать» слова.
Школьников можно обучать определению ударения в словах, подчеркивая ударный звук (слог) не только силой голоса, но и высотой тона. Ударный слог слышится особенно выразительно, если слово произнести с вопросительной интонацией. При этом силовое ударение сливается с высотным, что ведет к значительному повышению тона на ударном слоге. Следует для этого предложить ученику: «Произнеси слово так, как будто ты его не расслышал и переспрашиваешь: солнце? земля? ромашка?» Дети быстро усваивают этот прием и активно пользуются им во время самостоятельного выполнения упражнений на определение ударений в словах.
Для выполнения упражнений на построение слоговых моделей слов с определением ударного слога целесообразно изготовить для каждого учащегося три сигнальные карточки, каждую на бумаге другого цвета:
Наличие у всех учащихся таких карточек позволит учителю проводить устные словарные диктанты-задания: разделить слова лес, орех, липа, дуб, трава, лето, сосна, клен на слоги, определить в них ударение и показать соответствующую карточку.
Параллельно следует предлагать детям и задания обратного характера: подобрать и назвать слова, которые бы соответствовали данной модели. Получив, например, модель , дети самостоятельно подбирают двусложные слова с ударением на втором слоге. Задания такого вида можно предлагать как в индивидуальной, так и коллективной форме, по вариантам, с элементами соревнования по рядам, например: придумайте побольше слов, которые бы соответствовали данной модели:
І ряд ІІ ряд ІІІ ряд
Учитель может и не называть слов, а только демонстрировать предметные рисунки. Такое задание требует от учащихся назвать изображение предмета про себя, определить ударение, разделить на слоги и назвать ударный.
От слогового анализа переходят к звуковому. Звуковой анализ слов начинается с частичного: выделяются гласные и согласные звуки, стоящие в начале и в конце слов. Например, дети без особых трудностей могут назвать начальные и конечные звуки в таких словах: стол, лес, карась, сосна, ивы, клен.
Для полного звукового анализа сначала подбираются слова, состоящие из двух звуков, произносимых при невысокой степени слияния: ау, уа, ах, ух, эх, он, от, ось. Более трудными для звукового анализа являются слоги-слияния типа «сг», «с/г”. Трудности анализа таких слияний объясняются плотностью артикуляции входящих в них звуков: в произнесении согласного уже заложена артикуляция последующего гласного. Это можно понаблюдать при произнесении разных слогов с одним и тем же согласным: ма, мо, му, мы. Положение губ, которые приготовились для произнесения звука [м], в каждом из этих слияний разное, оно предопределяется артикуляционными особенностями последующего гласного.
Несмотря на сложность аналитических действий со слияниями «сг», «с/г», которые являются одной из наиболее распространенных единиц звуковой структуры слога и слова в целом, этим анализом учащиеся должны овладеть до ознакомления с буквами. Прежде чем научиться читать слоги типа ма, но, си, ребенок должен на слух проанализировать их – назвать звуки, которые произносятся в них.
Начинать эту работу целесообразно на основе сопоставления слияния «сг» с соответствующим обратным звукосочетанием: он и но, ах и ха, от и то. Дети на слух сравнивают такие пары звукосочетаний, устанавливают место гласного и согласного в каждом из них, строят звуковые модели:
Выделению и членению слияний на отдельные звуки способствуют следующие упражнения:
1. Сравнение гласного звука и слияний, в состав которых входит этот гласный: [а] и [на], [ра], [ла], [л/а], [с/а]; [о] и [но], [ро], [ло], [л/о], [с/о].
2. Комбинирование одного согласного с разными гласными: [ба], [бо], [бу], [бэ], [бы]; [н/а], [н/о], [н/у], [н/э], [н/и].
3. Подчеркнутое произнесение одного из звуков в слиянии: [с-с-а]; [с-а-а].
4. Синтетические упражнения на образование слогов типа «сг», «с/г», например: образовать слоги из звуков [н], [а] – на, [л/], [о] – ле; [т/], [и] – ти.
5. Аналитические упражнения на определение составных частей (звуков) в слияниях: какие звуки слышны в слияниях ла ([л], [а]), лю ([л/], [у]).
От полного анализа двуфонемных слогов переходим к трехфонемным словам типа ура, это, осы, в которых согласный звук стоит в позиции между гласными. После этого анализируются слова типа мак, сон, лось, кот, которые структурно можно рассматривать как «слияние + согласный».
От слов этой структуры переходим к анализу двусложных слов, состоящих из двух слияний: дубы, липа, лоси.
Для построения звуковых моделей на начальном этапе овладения этим навыком применяем графические схемы для трех-четырехфонемных слов. Такие схемы должен иметь каждый ученик. Это прямоугольные карточки, разграфленные с одной стороны на три, а с другой – на четыре клеточки. Каждая клеточка предназначена для одной фишки, символизирующей звук. Карточки-схемы помогают ребенку найти в слове и обозначить соответствующее количество звуков. Практика свидетельствует, что обозначать гласные, твердые и мягкие согласные цветными символами нецелесообразно. Дети нередко ошибаются в построении звуковой модели слова, не различая цвета, обозначающего тот или иной звук, поскольку цвет не ассоциируется в их сознании с существенными признаками звуков – гласного, твердого и мягкого согласных. Поэтому в букваре гласные звуки обозначены кружочком, твердые согласные – черточкой, мягкие согласные – двумя черточками. Кружочек в сознании ребенка ассоциируется со свободным прохождением струи выдыхаемого воздуха через ротовую полость, черточка символизирует преграду на пути струи воздуха, а две черточки – сильную, как бы удвоенную преграду, которая возникает при произнесении мягкого согласного по сравнению с парным твердым.
Для упражнений на построение звуковых моделей слов каждый ученик должен иметь, кроме картонных схем, небольшое наборное полотно размером 16 см х 6 см, на котором можно показывать набор звукового состава слов при помощи фишек такой формы:
Для работы около доски необходимо иметь демонстрационное наборное полотно или прямоугольник размером 25 см х 5 см на магнитной доске.
В конце добукварного периода первоклассники должны овладеть звуковым анализом четырех-пяти фонемных слов типа лиса, пума, удод, олень, слон, аист, волк, ослик, волки. Некоторым учащимся можно предлагать для анализа трехсложные слова типа малина, лимоны.
Звуковые модели слов на наборных полотнах, фланелеграфах, на картонных фишках имеют такой вид: осы , лоси , слон , малина .
Самостоятельное построение учащимися звуковых и звукослагательных схем слов следует, кроме того, осуществлять в специальных тетрадях в клеточку, которые позже будут использоваться для «печатания» букв, слогов и слов, для выполнения упражнений на звуко-буквенный анализ, графических диктантов. Моделируя звуковую структуру слова в тетради ручкой, на доске мелом, учащиеся могут не рисовать прямоугольник, а заключать схему в квадратные скобки: олень[ ].
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников
В ходе исследовательской работы, в конце добукварного периода было проведено контрольное тестирование двух первых классов школы № 4. 1-А и 1-Б. В каждом классе обучается 30 учеников.
Детям было предложено выполнить такие задания:
1. Проанализировать звуковой состав слов: мак, лес, лето, урок, кран, серп, груши, вишни.
2. Проанализировать слоговой состав слов: хор, танец, дети, поют, клоун.
3. Выделить из слов звуки (в начале и в конце слова): осы, ужи, акация, торт, лен, стол, конь.
4. Из предложенных карточек с иллюстрациями различных предметов, необходимо найти те, которые соответствуют следующим признакам:
Голубой, круглый, большой, резиновый, легкий (МЯЧ)
Темная, большая, низкая, дождевая (ТУЧА)
Теплая, чистая, прозрачная, быстрая (РЕКА)
Синее, чистое, безоблачное, прозрачное (НЕБО)
Белый, пушистый, холодный, скрипучий (СНЕГ)
5. Составить графические схемы к следующим предложениям:
Дятел лечит дерево.
Белка прыгает по стволу.
Медведь ищет малину,
Лисята играют у норы.
Грач садится на березу.
Самым простым для детей оказалось задание № 4 (Из предложенных карточек с иллюстрациями различных предметов, необходимо найти те, которые соответствуют следующим признакам:…..). С этим заданием справились все ученики, что составило 100% выполняемости этого задания.
Меньше всего детей справилось с заданием № 5 (Составить графические схемы к следующим предложениям:…….) Это задание оказалось под силу 16 ребятам, что составило 53% выполняемости этого задания.
В итоге, результаты тестирования оказались следующими:
1-А класс1-Б класс
15% детей – высокий уровень 17% детей – высокий уровень
20% детей – средний уровень 18% детей – средний уровень
35% детей – достаточный уровень 33% детей – достаточный уровень
30% детей – начальный уровень 32% детей – начальный уровень
Можно сделать вывод, что наиболее сформированы у детей понятия «звук», «слог», «слово». О предложении знания недостаточны. В дальнейшем необходима работа по повышению знаний учащихся о предложении, необходимо научить детей составлять графические схемы к преложениям.
Гипотеза.
Изучение вариантов работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.
2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение»
Целью упражнений по усвоению понятий «слово», «предложение» является практическое представление о номинативной роли слова и о предложении как средстве выражения мысли, сопоставление слов и предложений, развитие речи детей, обогащение ее новыми словами.
Упражнения по формированию общего представления о слове:
- Сейчас, дети, я вам предлагаю послушать загадки, в которых недостает одного слова. Кто догадается, какое именно слово следует прибавить к загадке, тот и найдет на нее отгадку.
Праздник, праздник у ворот!
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок –
красный маленький… (флажок)
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
от радости танцуют
воздушные… (шары)
Вот так чудо! Он со вкусом
может кушать пыль и мусор!
А жужжит, как сотня ос,
работяга … (пылесос)
- Молодцы, ребята! Вы сумели подобрать нужные слова-отгадки. Сейчас и в школе, и дома вы каждый день будете узнавать все новые и новые для вас слова. Все слова следует произносить четко, выразительно, правильно, чтобы они были понятны тем, кто вас слушает.
Упражнения по формированию общего представления о предложении:
- Когда люди разговаривают друг с другом, рассказывают о чем-либо, они произносят несколько слов, которые связывают между собой так, чтобы было понятно, о чем или о ком говорят. Например, если я произнесу слово, прыгает, то вы все понимаете, что обозначает это слово. Но поймете ли вы из сказанного мною, кто именно прыгает?
- Таким образом, следует назвать того, кто прыгает: Мальчик прыгает. Девочка прыгает. Козленок прыгает. Это уже не отдельные слова, а предложения. Предложения состоят из слов. Они могут состоять из двух, трех, четырех и более слов. В предложении может быть только одно слово, например: Вечер.
Затем учитель произносит несколько предложений, а дети определяют на слух количество слов в каждом из них. На конкретных примерах учитель разъясняет детям, что для составления предложения следует назвать какой-либо предмет и сказать, что он делает или какой он, кто он. Например: Дети пришли в школу. Все они нарядные. Теперь они – ученики.
- Сейчас я произнесу предложения не полностью, а частично, а вы добавьте нужные слова, чтобы закончить их.
Светит ярко…(солнышко). На траве блестит… (роса). Птицы звонко…(поют).
Упражнения на составление графических схем к предложениям.
- Пока, дети, вы не научились читать и писать, не знаете всех букв, будем записывать предложения так: начало предложения обозначим вертикальной палочкой высотой в одну клеточку, а слова - горизонтальными черточками. В конце предложения будем ставить точку. Только после точки можно в строке начинать писать новое предложение. Например:
. Дети играют. Им очень весело.
Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нем черточек.
2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода
Тема: Предложение.
Цель: Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком — точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.
Оборудование: Карточки-схемы, предметные картинки.
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Беседа.
Чича и Пушок приготовили для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.
— Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейч мой сюрприз:
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок.
Шла Лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
— О чем я вам рассказала?
— Почему вы меня поняли? Верно. Мы все умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слушать и понимать нашу речь.
— А из чего состоит наша речь?
Вы думаете при помощи слов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не поняли их.
ІІ СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.
III ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Сообщение учителя с элементами беседы.
Нам пришло два письма от Сороки и дятла. Послушайте первое:
* Здравствуйте дорогие ! первоклассники из лесу ! шлем вам привет ! мы живем хорошо ! сушит грибы белочка ! наедается меда медведь ! летает по ночам сова ! до свидания*
Странное письмо. Вы поняли, о чем оно?
Я прочту письмо дятла: Здравствуйте, дорогие первоклассники. Из лесу шлем вам привет. Мы живем хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается меда медведь. Летает по ночам сова. До свидания.
Теперь вы поняли, о чем письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо дятла? Почему вы его поняли?
Какую мысль мы будем называть предложением?
2. Работа с наглядностью.
(На доске рисунок зайца.)
— Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначим это слово?
— Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.
— Как вы думаете, из чего состоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов-предметов? Положите карточку-схему перед собой. Какое второе слово в этом предложении? Что оно обозначает? Как мы обозначим его на схеме? Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено, на письме принято ставить разделительный знак — точку. Вот что у вас получилось:
.
А у меня по-другому. Что не так?
.
Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх.
3. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
0н подпрыгнул десять раз.
IУ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ
1. Игра Не ошибись
Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложения. После каждого предложения хлопайте.
(Учитель читает первый раз — дети слушают, второй раз — делят текст на предложения.)
Сорока и дятел живут в лесу. Сорока целый день стрекочет. Она первой узнает лесные новости. Дятла называют санитаром леса. Однажды встретились Сорока и Дятел...
— Почему Дятла называют санитаром леса?
— Как вы думаете, я рассказала до конца историю о Дятле и Сороке? Почему?
2. Заслушивание детских вариантов окончания истории.
З. Работа с учебником
4. Физкультминутка.
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Беседа.
— Из чего состоит наша речь? А предложение?
— Как мы обозначаем первое слово в предложении?
— Как на письме показать конец предложения?
2. Работа со схемами.
Что вы видите на рисунке? Составьте предложение о дождике. (Дождь полил цветы.) Рассмотрите схемы на доске:
Какая из них подойдет для нашего предложения? Помните, для этого нужно проанализировать каждое слово в предложении.
Повторите предложение. Назовите первое слово. Что оно называет? Как мы его обозначаем? (И так далее с остальными словами)
Почему первая схема не подходит? (Первое слово не обозначает действие, в нашем предложении нет слов-признаков.)
Попробуйте составить предложение о дождике по первой схеме.
3. Игра „Еще одно словечко”
Чича предлагает вам игру.
Ч и ч а. Я называю предложение. Ваша задача — добавить одно слово.
Ира читает. (Ира читает книгу.)
Белка грызет.
Маша идет.
VI. ИТОГИ УРОКА
— Что нового выучили на уроке?
— Чему научились?
Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно-, двух- и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; развивать мышление, речь.
Оборудование: Предметные картинки, карточки-схемы, адпликация паровоза с тремя вагончиками: в первом — одно окошко, во втором — два, в третьем — три; бумажные медальки, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Беседа.
Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они при глашают вас поболеть за них. А что значит „болеть” за спортсменов?
— Кто из вас был на соревнованиях?
— Где они проходят?
— Как называют тех, кто „болеет” за спортсменов? Что они делают?
Вы будете болельщиками. Девочки будут „болеть” за Чичу, а мальчики — за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.
Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)
Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)
— Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (По частям.)
Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награждаем их медалями.
2. Практическая работа.
А теперь представьте, что вы „болеете” за друга. Шепотом поста райтесь проскандировать его имя. А теперь по очереди вслух. Что вы заметили?
II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
На уроке мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.
III. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Практическая работа.
Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
2. Сообщение учителя с элементами беседы.
Значит, в слове рыба две части.
Назовите первую часть. Назовите вторую.
Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?
А слогов в словах Чича? Пушок? А в ваших именах:
Аня, Гоша, Алина, Оля, Ярослав, Витя и др.?
Схематически будем изображать их прямоугольниками, а отделять чертой:
ры-ба
На-та-ша
Давайте составим звуковую модель слова Наташа. Трудно. Слово большое. А если будем работать с частями-слогами, будет легче. Попробуем. Какой первый слог? Какой звук начинает этот слог? Как его обозначим? Тянем первый слог. Какой звук слился с первым? Как узнать, гласный он или согласный? Как обозначим? (Аналогично проводится работа над вторым и третьим слогами.)
По слогам легче научиться читать и писать слова.
IУ. ЗАКРЕПЛЕНИЕИ ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ
1. Работа с учебником
2. Составление звуковых моделей слов.
Составим звуковые модели к первым словам каждого ряда (мак, рак, бак):
Что вы заметили? Звуковые модели одинаковые. Но чем же отличаются эти слова? Меняется только первый звук, а слово получает совсем другое значение. Попробуйте и вы подставить другой звук на место первого. (Лак, как.)
3. Игра «Помогайка»
Рыдают слоги не понарошку:
«От наших слов — одни лишь крошки.
Но если вы хотите, тогда нам помогите
Называют первый слог. Ваша задача — дополнить его недоста ющим слогом или слогами и показать соответствующую карточку- схему.
Например:
пи-ла
пи-а-ни-но
пи-он
4. Физкультминутка «Слоговички-попрыгунчики»
Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.
С л о в а: рябина, стол, балкон, малина, земля, барабан, блины, ученики, самолет.
У. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Игра «Рассади пассажиров»
(На доске паровоз с вагончиками и картинки зверей.)
Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий контролер велел им занять места в вагонах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.
2. Игра «Лото»
У каждого на столе карточка, Я называю слог, вы отыскиваете картинку, в названии которой есть этот слог, и закрываете фишкой.
Слог ва-
3. Беседа.
— Каким способом вы делили слова на слоги?
— Сколько слогов может быть в слове?
— Может ли быть два гласных звука в слоге?
У. ИТОГИ УРОКА
— Что нового учили на уроке?
— Чему научились?
— Для чего нужно уметь делить слова на слоги?
Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были выявленные психолого-педагогические основы формирования научных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Рассмотрены варианты дидактического материала. Изучена и проанализирована научно-методическая и психолого-педагогическая литература по методике работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.
Также была показана система работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».
В своей работе я сделала вывод, что изучение вариантов работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затруднения учащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программного материала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками. Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективность усвоения учащимися грамматического материала.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вашуленко Н.С. Обучение в 1 классе 4-х летней начальной школы: Пособие для учителя: Обучение грамоте. К.: Рад.школа, 1991 г. – 375 с.
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. М. – 1993 г.
Грецких В.Н. Русский язык. 1 класс: Планы-конспекты уроков. - Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2004. – 96 с.
4. Грушников П.А., Горецкий В.Г.Работа над предложением и связной речью в начальных классах. – Издательство «Просвещение» М., 1967. – 128 с.
5. Гудзик И.Ф., Величковская В.Ф. Изучение русского языка в 1 классе 4-х летней начальной школы: Методическое пособие. – К: Рад.школа, 1986 г. – 111 с.
6. Жедек П.С. Звуковой и звукобуквенный анализ на разных этапах обучения грамоте// Начальная школа, 1991. - № 8.
7. Журжина Ш. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку. - М., "Просвещение", 1990.
8. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М. – 2000 г. – 460 с.
9. Методика грамматики и орфографии в нач.классах. под ред. Н.С. Рождественского. М. – Просвещение, 1975 г. – 239 с.
10. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. М.- Изд.центр «Академия», 2000 г. – 464 с.
11. Назаренко А.А. Обучение грамоте. Издательство «РАНОК», 2005 г.
12. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе. Пособие для учителей нач.классов – 3-е издание, перераб и доп. – М. – Просвещение, 1986 – 127 с.
13. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчик, М- 2000 г.
14. Тумим Г.Г. Обучение грамоте: Исторический обзор// На уроках родного языка. Пг., 1917.