Выжигание и работа с природными материалами
Материалы и инструменты для выжигания по дереву
Цель: Познакомить детей с историей возникновения эл. выжигателя, его составными частями, техникой безопасности. Видами древесины и ее качествами.
Оборудование:
Зрительный ряд: на стенах кабинета и доске образцы работ, технологические карты, схемы, иллюстрации, «волшебный сундучок», кукла Домовенок.
Литературный ряд: С. Пул «Выжигание по дереву», Д.Райт «Искусство выжигания по дереву».
Музыкальный ряд: Шопен «Фантазия №4».
Материалы: эл. выжигатель, фанера, эскиз рисунка, карандаш, копировальная бумага, кнопки.
Ход занятия.
Дети входят в кабинет, педагог встречает их и предлагает занять свои места.
Здравствуйте, мои дорогие. Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Я хочу познакомить вас с Домовенком, который живет в этом кабинете. Что вы слышали или знаете о Домовых? (ответы детей).
Считалось, что Домовой – это душа избы, покровитель живущих в ней людей. Домовой обычно устраивался жить в подполе над печью. Домового обычно представляли себе в виде маленького, заросшего старичка. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к «дедушке-суседушке» с ласковым словом, оставить немного вкусной еды и Домовой платил добром за добро: помогал содержать дом в порядке, предупреждал о грозящей опасности.
Раньше, давным-давно, когда еще не было электричества, наш Домовенок жил в деревянном доме у одного Мастера, который славился тем, что умел выжигать на деревянной посуде разнообразные узоры. А как вы думаете, ребята, при помощи чего выжигал рисунки Мастер на деревянной посуде? Не забывайте что электричества еще небыло.
При помощи раскаленной кочерги. Типичный набор Мастера состоял из переносного горшка или жаровни с отверстиями вдоль верхнего края и кочерег. Через отверстие кочерги вставлялись в жаровню, где подогревались на раскаленных древесных углях.
На кочергу надевался специальный заостренный наконечник, необходимой формы, которых у Мастера было несколько.
Затем, когда появилось электричество, был изобретен прибор для выжигания, в основу которого была положена конструкция паяльника.
Домовенок очень любит творческих людей, которые с интересом, желанием занимаются каким-либо ремеслом. И поэтому он теперь поселился в нашем кабинете. Периодически он будет приходить к нам в гости со своим Волшебным сундучком.
Давайте посмотрим, что сегодня находится в его сундучке? (Показ иллюстраций работ выполненных кусками раскаленного металла и работ, выполненных при помощи эл.выжигателя). А еще в Волшебном сундучке Домовенка находится современный прибор для выжигания, который можно купить в магазине. Давайте посмотрим, как работает наш эл.выжигатель, который состоит из вилки, трансформатора, регулятора напряжения, ручки и насадки из проволоки. Как только мы вставляем вилку в розетку эл.ток по проводу поступает в трансформатор, а затем к насадке из проволоки. При помощи регулятора накаливания можно регулировать степень нагрева насадки: вправо-больше, влево-меньше. Домовенок хочет познакомить вас с некоторыми правилами пользования эл.выжигателем, чего нельзя делать:
-не пробовать пальцем нагрелась насадка или нет,
-не подносить раскаленную насадку к лицу,
-не вскрывать коробку трансформатора,
-не скручивать и не сгибать эл.провод,
-не допускайте контакта раскаленной насадки с проводом,
-не допускайте перегрева насадки, периодически отключайте прибор.
Ребята, а как вы думаете, от чего еще (кроме эл.выжигателя) зависит качество выполненной работы? Конечно от древесины, которая должна соответствовать выбранному рисунку. Выжигать можно практически на любой деревянной поверхности, но лучше всего подходит бук (деревянные ложки, лопатки, разделочные доски), идеальным материалом можно считать фанеру, которая сделана из срезов березы. Среди сортов светлой твердой древесины наиболее популярны, платан, липа и клен. Они обладают гладким волокном, а их светлый тон хорошо контрастирует с рисунком. Самое главное чтобы заготовка, на которую мы будем наносить рисунок, была гладко отшлифована. Для этого используется наждачная бумага.
Давайте посмотрим, что еще находится в Волшебном сундучке у Домовенка? Вот наждачная бумага, а это копировальная бумага, как вы думаете, для чего она? Правильно, для того чтобы перевести рисунок с бумаги на древесину. А чем лучше обводить рисунок? Молодцы, правильно, карандашом. А вот в Волшебном сундучке еще какие-то кнопки, интересно, а они для чего? Умники, для того чтобы рисунок вместе с копировальной бумагой приколоть к фанере.
А теперь, давайте, ребята, попробуем выжечь не большую картину.
Практическая работа.
Зачистка фанеры, перевод рисунка при помощи копировальной бумаги. Выжигание по контуру.
Заключительная часть.
По окончании работы предложить детям организовать свою первую выставку и придумать ей название. Обратить внимание детей и Домовенка на работы, которые выполнили дети. Сфотографировать детей вместе с Домовенком на фоне первых детских работ.
ТЕХНИКА ВЫЖИГАНИЯ
Силуэт.
Цель: Познакомить с особенностями силуэтного выжигания, с понятиями тон, контур, силуэт.
Оборудование:
Зрительный ряд: на доске и стенах кабинета развешаны иллюстрации картин с силуэтным изображением и детские работы, кукла Домовенок.
Литературный ряд: С.Ариарский «Сто удивительных поделок», А.Г.Гусева «Нетканый гобелен», Д.Райт «Искусство выжигания по дереву».
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Сладкая греза».
Материалы: фанера, эл.выжигатели, карандаши, копировальная бумага, наждачная бумага, кнопки, эскизы рисунков.
Ход занятия.
В кабинете оформлена не большая выставка. Педагог приветствует детей и предлагает им занять свои места.
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Домовенок пригласил нас посетить выставку необычных картин. А чем они необычны? Обратите внимание, что фигуры на этих картинах изображены в виде темных силуэтов. А кто знает, что обозначает понятие – силуэт? Силуэт – это очертание рисунка.
Силуэт создается за счет контура, который затем заполняется внутри. Контур – это линия, очерчивающая форму изображенного предмета.
Силуэт должен всегда выглядеть слегка преувеличенным. Обратите внимание на силуэтные рисунки, на них фигуры изображены в профиль,- с резко очерченным носом и лбом. Портретное сходство передается за счет контура. Вот почему для силуэта так важна точная линия. Обратите внимание, силуэтный портрет изображается только в профиль. А теперь внимательно посмотрите на картины и расскажите, кто изображен на них. Для вас, ребята, Домовенок приготовил загадки. Вы должны отгадать их и рассказать, какими отличительными чертами обладает тот или иной герой.
Подскажите, что за странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? - Буратино.
Стал он каждому дружком,
Мальчик с чубчиком торчком,
Очень просто и недлинно
Он зовется…Чиполино.
Для него прогулка – праздник,
А на мед – особый нюх,
Этот плюшевый проказник
Медвежонок…Вини Пух.
Практическая работа.
А теперь вспомните последовательность подготовки древесины к выжиганию. Правильно, зачищаем фанеру и аккуратно переводим рисунок, с помощью копировальной бумаги, на фанеру. После этого прибором для выжигания обведем рисунок ровной одинаковой по цвету линией. В тех местах, где линия контура меняется, иногда удобнее повернуть не перо, а саму фанеру. Прочертив контур, заполним его темным тоном. Для достижения такого эффекта ведите перо медленно, и в случае необходимости обработайте поверхность несколько раз.
Заключительная часть.
Повторение значение терминов силуэт, контур, тон.
Дополнить выставку выполненными работами детей. Обратить внимание детей и Домовенка на качество выполненных ими работ. Поделится с Домовенком своими впечатлениями, ответив каждому на вопросы: что узнал нового; что понравилось, а может, и нет; какие чувства испытывал. Игра «Домовой». (Приложение).
Бордюры
Цель: Познакомить детей с видами и значением орнаментов, используемых в изображении бордюров.
Оборудование:
Зрительный ряд: на доске образцы работ и виды бордюров, «волшебный сундучок», кукла Домовенок.
Литературный ряд:Н.Голубева «Аппликация из природного материала», Е.А.Белявская-Ерныхова «Этно-творческая лаборатория».
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года».
Материалы: фанера, эл.выжигатель, эскизы орнаментов, копировальная бумага, кнопки.
Ход занятия.
Педагог вместе с Домовенком встречает детей и предлагает им занять свои места.
Здравствуйте ребята, сегодня у нас опять в гостях Домовенок. Сегодня он расскажет и раскроет нам секрет Волшебного узора.
Был холодный зимний вечер. В доме Мастера, где жил Домовенок, было тепло и уютно. Мастер сидел за столом и занимался своим любимым делом, - выжигал на деревянной посуде, а Домовенок сидел за печкой и наблюдал за ним. На столе горела свеча, отражаясь в оконном стекле. Мастер ненадолго задумался, глядя в морозное окно, которое было разукрашено необычными узорами. Середина окна оттаяла из-за тепла, исходившего от свечи. Глядя на узор по краям окна, Мастер подумал: какие красивые и необычные узоры вывел мороз на стекле, а ведь можно наверно придумать, нарисовать и выжечь узоры и на дереве. Взял Мастер лист бумаги и стал придумывать и рисовать разнообразные узоры, которые можно наносить по краям изделия.
Прошло много времени и люди придумали множество разнообразных узоров и орнаментов, они стали называться бордюрами. Бордюры могут служить рамкой для картин или самостоятельным декоративным элементом. Бордюр – это украшение по краям какого-либо предмета.
В Волшебном сундучке Домовенка находятся образцы этих бордюров. Давайте посмотрим. Обратите внимание, что одни узоры состоят из листочков, цветов, веточек – это цветочный орнамент. Другие из квадратов, кругов, ромбиков. Как вы думаете, это какой орнамент? Правильно, геометрический. А третьи узоры из каких-то драконов, зверей, птиц. А как бы вы назвали этот вид орнамента? Конечно, животный. А что такое орнамент? Орнамент это – узор, построенный на ритмическом чередовании предметов.
А еще в Волшебном сундучке есть необычные орнаменты. Посмотрите и скажите, где вы их видели и для чего их используют? (ненецкие национальные орнаменты). А вы знаете, что каждый орнамент имеет свое название? Например, чум, локоть лисицы, мамин узор и т.д.
Практическая работа.
В Волшебном сундучке у Домовенка находятся образцы бордюров, которыми он предлагает украсить ваши работы. Бордюры можно наносить с четырех сторон, с двух противоположных сторон, по углам. Внимательно посмотрите и подумайте, где лучше расположить бордюры на вашей работе, и приступайте к работе.
Заключительная часть.
Теперь, когда работа закончена, я предлагаю поменяться между собой своими работами, и пусть каждый охарактеризует работу своего товарища. Какой орнамент он выжег, что понравилось, а что-то, может быть не очень. В заключении поиграть с Домовенком в игру «Паутинка» (Приложение).
Штриховка и ее виды
Цель: Познакомиться с видами и способами выполнения штриховки.
Оборудование:
Зрительный ряд: образцы работ, образцы видов штриховок, технологические карты, «волшебный сундучок», кукла Домовенок.
Литературный ряд: С. Пул «Выжигание по дереву», Д. Райт «Искусство выжигания по дереву», Р.В. Паранюшкин «Техника рисунка», Д. Чиварди «Рисунок».
Музыкальный ряд: Э. Денисов «Пение птиц».
Материалы: фанера, наждачная и копировальная бумага, карандаш, кнопки, технологическая карта.
Ход занятия.
Дети входят в кабинет под музыку, педагог встречает их, предлагает занять свои места и сообщает, что сегодня она – Сказочница.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вновь видеть вас в нашей Волшебной стране. Сегодня я, вместе с Домовенком, расскажем вам сказку, которая называется «Цветной мир природы».
Мастер очень любил путешествовать. Однажды он, вместе с Домовенком, решил отправиться в горы, чтобы полюбоваться их красотой. Собираясь в дорогу, Мастер взял с собой Волшебный сундучок, бумагу и карандаш. Не забыл он и про свою любимую собачку. Дорога была долгая – через поля, леса, реки. Собачка носилась по полям за бабочками и кузнечиками, вспугивал незнакомых птиц, лаял на пробегавших зайцев. Она то – скрывалась в высокой траве, то выпрыгивал высоко вверх, весело помахивая хвостиком. Когда все устали, то решили передохнуть возле могучего дерева. Они сели в тени его ветвей и стали наблюдать за тем, что происходит вокруг. Птицы не боялись Мастера и Домовенка, они садились им на плечи, звери брали из их рук еду, вокруг них порхали бабочки, а кузнечики весело прыгали в траве. Мастер заметил бабочку, которая села на цветок. Она раскрыла свои крылья и стала хоботком пить цветочный нектар.
-Какая же это красота! - подумал Мастер. – Надо это зарисовать, а по возвращении перевести рисунок на дерево и выжечь. Так он и сделал. А для того чтобы передать убьем и красоту бабочки, Мастер придумал различные виды штриховок. Давайте рассмотрим этапы создания бабочки, которую Мастер разукрасил, используя штриховку. (Технологическая карта создания бабочки).
Как видно на рисунках, крылья бабочек изображены с помощью, идущих в различных направлениях тонких линий. Обратите внимание на то, что штриховка крыльев бабочки не одинакова по интенсивности цвета линий, что позволяет начать наложение различных тонов, светлых и темных. Продумано здесь и направление линий, расходящихся от тела бабочки.
На следующем этапе работы была добавлена штриховка. Для того чтобы варьировать глубину тона, надо прожигать линию то быстрее, то медленнее, а также то ослаблять, то усиливать нажим на перо. Наконец на заштрихованные участки были добавлены дополнительные линии. В результате, для создания бабочки, были использованы три вида штриховки – неоднородная штриховка, косая штриховка и размытая косая штриховка.
Практическая работа.
А теперь я предлагаю вам стать Волшебниками. В Волшебном сундучке находятся эскизы разнообразных бабочек, вы можете выбрать любую, перевести ее на свою фанерку, выжечь ее, используя полученные знания о штриховке. Если хотите, вы можете сами придумать и нарисовать бабочку, вы ведь Волшебники.
Заключительная часть.
По окончании работы предложить детям придумать небольшой рассказ о своей бабочке и рассказать ее Домовенку. Как ее зовут, откуда она прилетела и т.д.
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз композиции.
Цель: Познакомить с сюжетной композицией, правилами расположения предметов на плоскости, понятием перспектива.
Оборудование:
Зрительный ряд: образцы работ, иллюстрации, технологические карты, «волшебный сундучок», кукла Домовенок.
Литературный ряд: В. Бялик «Пейзаж», Н. Голубева «Аппликации из природного материала, В. Запаренко «Большая энциклопедия рисования».
Музыкальный ряд: Шопен «Вальс №10»
Материалы: бумага, карандаши, шаблоны разнообразных предметов, клей.
Ход занятия.
Дети входят в кабинет, педагог приветствует их и предлагает сесть на стулья, которые расставлены по кругу. Звучит спокойная музыка.
Здравствуйте, ребята, сегодня Домовенок хочет рассказать историю, которая приключилась с ним, когда он жил у Мастера.
Домовенок очень любил путешествовать, был наблюдательным, старался замечать разные мелочи. И вот однажды задумал Домовенок нарисовать эскиз и выжечь картину, как Мастер. Ребята, вы знаете, что называется эскизом? Эскиз – это предварительный рисунок. Он долго думал, какой ему выбрать сюжет. Сюжет – это предмет изображения, т.е., то, что будет изображено на его картине: городской, деревенский или морской пейзаж, а может просто пейзаж? В переводе с французского языка - пейзаж обозначает «местность, страна», но этим, же словом обозначают и изображение природы в искусстве. Думал, думал Домовенок и решил нарисовать эскиз деревенского пейзажа.
А какое время года, состояние погоды – ведь это тоже важно при разработке эскиза. Решил Домовенок, что это будет яркий солнечный день.
Следующий этап в создании эскиза – это подбор элементов композиции: деревья, кустарники, дома, мосты, мельница – все, что будет изображено на картине. А как правильно расположить все эти предметы на эскизе? Ведь в создании эскиза учитывается все: кол-во изображаемых предметов, их взаимное расположение на плоскости, в зависимости от их удаления от наблюдателя, т.е. перспектива, и даже от линии горизонта. Ведь если линия горизонта находится внизу, то все предметы расположены на одной линии, а если в середине, то предметы расположены не только на переднем плане, но и на среднем и заднем. Если линия горизонта находится вверху, то предметы также располагаются на переднем, среднем и дальнем плане с учетом перспективы, чем дальше, тем предметы становятся меньше.
Теперь я предлагаю вам рассмотреть эскиз будущей картины, которую придумал и нарисовал Домовенок.
Практическая работа.
Давайте посмотрим, что находится в нашем Волшебном сундучке? Здесь какие – то шаблоны предметов: деревья, кустарники, цветы, дома разных размеров и форм, разнообразные виды транспорта. Я предлагаю, разделится на две команды, каждая из которых, при помощи предложенных шаблонов составит картину, придумает ей название и краткий рассказ (10-15мин.).
Заключительная часть.
После того, как работа будет закончена, предложить детям поменяться работами и оценить работу друг друга. Предложить детям дома попробовать нарисовать эскиз своей комнаты, улицы, города. Игра «Карусель» (Приложение).
Цветоведение
Цель: Познакомить детей с цветовым спектром, основными и дополнительными цветами, холодными и теплыми тонами.
Оборудование:
Зрительный ряд: образцы работ, технологическая карта, схемы, кукла Домовенок.
Литературный ряд: С.Смит «Рисунок», В.Запаренко «Большая энциклопедия рисунка».
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Вальс цветов».
Материалы: краски, кисточки, бумага.
Ход занятия.
Педагог встречает детей, предлагает занять свои места.
Здравствуйте, мои дорогие, помните, на прошлом занятии мы с вами рассматривали эскиз картины, которую нарисовал Домовенок? А сегодня, мы отправимся в Волшебную страну Цвета и Красок. Попасть туда не очень просто. Для этого нам необходимо пройти по Волшебному мосту. А что это за мост, мы узнаем, выполнив несколько заданий. Сначала отгадайте загадку.
На минутку в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
Чудо – мастер смастерил
Мост волшебный без перил?
Конечно, это радуга. Когда солнечные лучи проходят через капельки дождя, на небе получается радуга – дуга. Радуга не одноцветная, она состоит из многих цветов, которые располагаются всегда в одном и том же порядке.
Вышла радуга – краса,
Разноцветная коса,
Ленты пестрые в косе
А всего их ровно.…Семь.
Знаменосец – красный цвет.
Ярче в мире цвета нет!
Цвет оранжевый – огонь.
Этот цвет рукой не тронь.
Желтый цвет – его сосед.
Это урожая цвет.
Цвет зеленый – цвет весенний.
Он любимый цвет растений.
Если в небе тучек нет,
Голубой у неба цвет.
В синем цвете нам видна
Глубина и высота.
Фиолетового цвета
Гребни гор в часы рассвета.
А вы знаете, ребята, что из этих семи цветов только три считаются основными – красный, синий и желтый, а все остальные – дополнительные. Они образовались путем смешивания основных цветов: красны + синий, = фиолетовый; синий, + желтый = зеленый; красный + желтый = голубой. Но цвета еще делятся на теплые и холодные тона. К теплым тонам относятся цветовые сочетания, где преобладают желтые – оранжевые – красные цвета, к холодным сочетание различных оттенков синего цвета.
Посмотрите на эскиз, который нарисовал Домовенок, как вы думаете, какие цвета должны преобладать на его картине? Правильно, цвета теплых оттенков.
Молодцы, вы справились со всеми заданиями, и попали в Страну Цвета и Красок и сами становитесь Волшебниками.
Практическая работа.
И как Волшебники, вы попробуете, путем смешивания, создать новые цвета.
Заключительная часть.
Составить панно «Цветная мозаика».
Роспись по дереву
Цель: Познакомить с художественной росписью изделий из дерева, мастерами народного творчества, со способами покраски изделия гуашью и акварелью, цветными мелками и карандашами.
Оборудование:
Зрительный ряд: образцы работ, фотографии, иллюстрации, карта народных промыслов, кукла Домовенок.
Литературный ряд: Клиентов «Народные промыслы», А.Миловский «Народные промыслы», А.Мартенсон «Начинаем мастерить из дерева».
Музыкальный ряд: Шопен «Вальс №10», «Прелюдия №6,20».
Материалы: краски, кисточки, палитра, цветные карандаши и мелки.
Ход занятия.
Приветствие педагогом и Домовенком детей. Дети садятся по кругу.
Мы рады приветствовать вас, сегодня мы отправимся в путешествие по миру расписного дерева России, а поможет нам в этом карта (Приложение).
Древний – древо – дерево – деревня…Цепочка слов, звучащая стихами и выявляющая суть. Деревня – это древний мир дерева. А как вы думаете, почему? Как писал известный исследователь крестьянского искусства В.С. Воронов: Изба, телега, скамья, укладки (сундук, короб), скобари (старинная деревянная посуда для питья в виде водоплавающей птицы), прялки и игрушки, пряничные доски – от зыбки до гроба и намогильного креста сопутствовало дерево народной жизни. Мир расписного дерева России, такой же большой и разнообразный, как и она сама.
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно и любовно, как прялка. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, скрашивал монотонный труд. Прялка была ценным подарком: отец дарил дочери, жених - невесте, муж – жене. Почти все народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Основными центрами по изготовлению прялок являлись Пермская и Архангельская области. (Найти на карте).
Городец – старинный русский город на левом берегу Волги славился не только прялками, но и знаменитой сюжетной живописью, где барыньки гуляют под зонтиками и делают личики кавалерам. В самом названии слышатся слова «город», «гордый», как бы напоминая о своем искусстве изображать все больше городскую жизнь, одинаково гордых людей, птиц и лошадок. Подлинной легендой и славой Городца стали мастера Ф.С. Краснояров, И.К. Лебедев, И.А. Мазин. (Найти на карте).
Шли матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И еще Матрешечка!
Матрешка – один из самых популярных русских сувениров – появилась лишь в конце 19века в имении Абрамцево, что неподалеку от Сергиева Посада. Массовое производства началось с 1890года, а уже в 1900году игрушка из России на международной выставке была отмечена золотой медалью. Вскоре матрешек стали изготовлять и в других районах страны, например в г. Семенове, в селе Полхов – Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже. (Найти на карте).
В своих работах, помимо выжигания, вы будете использовать элементы раскрашивания. Очень простой и доступный прием – подкрашивание выжженного рисунка цветными карандашами с последующим закреплением цвета бесцветным лаком. Штрих карандаша не должен быть виден, его наносят легко и растушевывают ваткой, лоскутком материи, или кончиком плотно свернутой в трубочку бумаги. Кроме карандашей, цвет в выжигании можно вводить цветными мелками, тщательно растушевывая штриховку, а для светлых пород дерева – слабо разведенной акварелью. Также для покраски выжженных работ используют гуашь – закрепляя затем бесцветным лаком.
При раскрашивании своих работ старайтесь, чтобы цвет не преобладал над выжиганием. Лучше стремится к выжиганию, чем к рисунку с элементами выжигания.
Наносить краску надо скупо, тонким слоем, основательно разводя ее водой. Должной насыщенности цвета можно добиться, наложив несколько слоев.
Практическая работа.
Раскрасить раннее выжженную работу, используя или цветные карандаши, цветные мелки, или акварель, или гуашь.
Заключительная часть.
Вместе с детьми рассмотреть и проанализировать работы, выполненные детьми с использованием раскрашивания. Поделится с Домовенком своими впечатлениями о занятии. Игра «Фанты». (Приложение).
АППЛИКАЦИЯ В ВЫЖИГАНИИ
1)Виды аппликации.
Цель: Познакомить с видами и способами выполнения аппликации из кожи, бисера и природного материала.
Оборудование:
Зрительный ряд: Образцы работ, иллюстрации, «волшебный сундучок», кукла Домовенок.
Литературный ряд: Н. Голубева «Аппликация из природного материала, М. Синеглазова «Кожа», В. Стецюк «Картины из цветов», АСТ - пресс «Сухие цветы», К. Митителло «Золотая коллекция аппликации»,
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Вальс цветов».
Материалы: Бисер, кожа, природный материал (сухие листья, цветы, береста), фанера, эл.выжигатель, наждачная и копировальная бумага, карандаш, кнопки.
Ход занятия.
Под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» дети входят в кабинет, педагог приветствует их и предлагает занять свои места.
Давайте вместе с вами вспомним какие приемы мы использовали в выжигании для того чтобы выделить и показать красоту нашей работы? (ответ детей). Правильно, мы использовали штриховку, которая создает, убьем, и предмет как будто оживает, мелки и краски. А при помощи чего еще можно выделить выжженную работу? (ответ детей). Ну, конечно же, бордюры, которые служат украшением нашей работы. Используя эти приемы, мы хотим сделать нашу работу красивей. Есть, ребята, еще один способ украсить нашу выжженную работу. (Раздается стук).
Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (достает из шкафа Домовенка – постоянный персонаж занятий). Он сегодня расскажет нам очередную историю. Дело было так, как вы помните, давным-давно Домовенок жил у Мастера, который очень любил выжигать. И вот однажды, сидя за печкой Домовенок наблюдал за тем, как Мастер выжигал женский силуэт. Мастер сидел у открытого окна, так как на улице было очень тепло и душно, как перед грозой. Вдруг на улице поднялся сильный ветер, который обрывал с деревьев листву, лепестки с цветов и разносил это в разные стороны. Часть этого залетело в комнату. Мастер быстро встал и закрыл окно, а когда вернулся, то увидел, что несколько листочков и лепестков цветов упали на его выжженную работу, и от этого она стала еще более прекрасной. Он не стал убирать их с работы, а наоборот приклеил их к ней. Я хочу показать вам, что получилось. (Показ картины). Ребята, может быть кто – то знает, как называется эта техника? Это – аппликация. Аппликация – это старинная техника, включающая в себя вырезание различных форм, если необходимо, и закрепление их на фоне.
Ребята, обратите внимание, на доске расположены ксерокопии, и образцы работ в которых использовались элементы аппликаций. Посмотрите внимательно и скажите, какие материалы, в качестве аппликации, использовались в этих работах? (ответы детей). Правильно, ребята, и бисер, и кожа, и природный материал.
А как вы думаете, что относится к природным материалам? (ответы детей). Сухие листочки, цветы, трава, береста, солома – это все природный материал, который дает нам кто? Правильно, природа, и за это мы должны бережно и уважительно к ней относится. Все выбранные материалы должны гармонично сочетаться с выжиганием, они должны дополнять работу, не заглушая ее. Все необходимые предметы сначала располагаются на деревянной основе, а затем, при помощи клея ПВА, приклеиваются.
Кожа используется в выжигании для создания объема и обязательно на переднем плане. Это может быть деталь украшения, крона или ствол дерева, забор или крыша дома, кустарники.… Ту часть рисунка, которую вы задумали сделать при помощи кожи, переводить на деревянную основу нельзя, ее переводят на бумагу, которая в дальнейшем служит выкройкой, и накладывая выкройку на выбранную вами кожу, обводят фломастером, вырезают и приклеивают на заранее обозначенное место.
Бисер чаще всего используют в выжигании, при создании рельефной композиции, т. е не ровной. Прекрасно передает бисер кроны деревьев. При правильном подборе бисера можно передать время года. Необходимая зона, на деревянной основе, обводится карандашом, намазывается клеем (лучше «Момент») и засыпается бисером. Бисер, который не приклеился, аккуратно ссыпают в емкость, в которой он находился.
Возможность использования элементов аппликации должна обдумываться заранее, и приклеиваются элементы аппликации только после того, как работа будет выжжена полностью
Сейчас Домовенок предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Крестики – Нолики».
Ход игры.
Участники делятся на две команды: «Крестики» и «Нолики». Соответственно, каждая имеет свой знак, чтобы потом проставлять его в клетках: «Х» и «О». Каждая команда в течение 1 минуты должна выбрать капитана, который будет ставить свой знак в клетку, и отбирать правильный ответ. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Для игры понадобится таблица, состоящая из девяти клеток начерченная либо на доске, либо на листе ватмана. Ведущий задает вопрос, если ответ верный, капитан пишет в клетке свой знак, если нет, отвечает и ставит свой знак – команда противников. Выигрывает та команда, которая первой выставит три своих знака на одной линии или получит больше баллов.
ВОПРОСЫ.
1.Что называется аппликацией?
2.При помощи чего можно украсить выжженную работу?
3.Что относится к природным материалам?
4.Как выполняется аппликация из природного материала?
5.Как выполняется аппликация с использованием бисера?
6.Как выполняется аппликация с использованием кожи?
7.Что выполняется вначале аппликация или выжигание рисунка?
8.Назовите последовательность подготовки фанеры к выжиганию?
9.Техника безопасности при работе с электровыжигателем.
5.Практическая работа.
Дети самостоятельно выбирают эскиз будущей работы, обдумывая какие элементы, будут выполнены при помощи аппликации, и из какого материала.
6.Заключительная часть.
По окончании работы формируется выставка, на которой обсуждаются все работы, каждый ребенок презентует свою работу. Детьми и педагогом делается сравнительный анализ выполненных работ. Затем все ребята становятся в круг и, передовая Домовенка друг другу высказываются о том: что понравилось или не понравилось на занятии, что узнали нового, какие чувства испытывали и почему, какие ощущения испытывали на занятии
СУВЕНИРЫ
1) Выполнение работ к праздникам и мероприятиям.
Цель: Познакомить детей с народной культурой, ее обрядовыми праздниками, сувенирами.
Оборудование:
Зрительный ряд: иллюстрации, разнообразная одежда, образцы работ, «волшебный сундучок», кукла Домовенок.
Литературный ряд: Д. Райт «Искусство выжигания по дереву», С.Пул «Выжигание по дереву».
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года».
Материалы: разнообразные по форме деревянные заготовки, эскизы изображений, эл. выжигатель, карандаш, копировальная и наждачная бумага, кнопки.
Ход занятия.
Педагог встречает и приветствует детей, вместе с Домовенком, в русском национальном костюме. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим экскурсию по всем зимним обрядовым праздникам. А что такое обряд?.. Обряд – это развернутое условно – символическое действие, освещенное многовековой традицией, включающее песни, хороводы, ряженье, гадания. Скажите, пожалуйста, какие обрядовые праздники вы знаете?
За неделю до Рождества начинались новогодние праздники – Святки (Святые дни). Ходили ряженые, гадали, колядовали, катались на горках, на расписных санях. Как вы понимаете, что такое ряженье? Ряженый – одетый чудно, необычно, смешно – ради шутки. В старину рядились в различных животных, которые окружали человека, девушки, рядились в парней, парни в девушек. Домовенок приготовил вам разнообразную одежду, давайте нарядимся и представим, что мы тоже ряженые. Ряженые собирались группами, ходили от одного двора к другому и пели колядки. Коляда – это Бог пиршества и мира (Карамзин).
Коляда, коляда, накануне Рождества
Везде поспевай, с Новым годом поздравляй!
Кто даст пирожок – тому рожь густа, умолотиста.
С колоска – полмешка, с зернышка – пирог,
С полузернышка – блинок.
Но не во всех домах приветливо встречали колядовщиков, если ничего не подавали, могли пропеть и такое:
У скупого мужика, родилась рожь, хороша:
Колоском пуста, соломкой густа.
И сейчас некоторые ребята ходят и колядуют, а за это их угощают сладостями и дают деньги. Какие колядки вы знаете?
Девушки на Святки гадали: кто, когда и за кого выйдет замуж. Также молодежь собиралась, и устраивали игры. Давайте и мы поиграем, игра называется «Петушиный бой». Играющие стоят на одной ноге друг против друга, толкают друг друга плечом, стараясь заставить противника стать на обе ноги.
За Святками идет Рождество – день, когда родился Иисус Христос (7 января). Бог – Отец послал в земной мир своего сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. Рождество в разных странах и даже районах встречают по – разному. С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. На Рождество всегда зажигали елку. На ее верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлиемской звезды, под которой был рожден Иисус Христос. В ночь накануне Рождества также гадали и ходили ряженые. С Рождества до Крещения (19 января), продолжаются Святки. В это время, было, принято веселится и развлекаться. Сейчас мы с вами тоже поиграем, игра называется «Ведьма и метелка». Все встают в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку загадывать, песню спеть, читать стихотворение и т.д. В ночь перед Рождеством в дома, где есть дети, приходил Дед Мороз, чтобы подарить подарки. Раньше дети вешали у кровати чулки, чтобы утром найти в них сюрпризы. Откуда пошел этот обычай? Оказывается, когда-то давно святой Николай Угодник – прообраз Деда Мороза – бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, серебряные монетки. И упали они в чулки, которые сушились у печки. Это очень хороший обычай, и я предлагаю вам выжечь и подарить своим близким небольшие сувениры. А что такое сувенир – это подарок на память. Обычно они не больших размеров, это может быть и брелок, и подвеска, и вешалка для ключей, и маленькие картинки.…Изображают на них небольшие объекты.
Практическая работа.
В волшебном сундучке у Домовенка находятся разнообразные эскизы сувениров, вы можете выбрать любой, понравившийся вам, а можете нарисовать свой собственный.
Изготовление сувениров из разнообразных по форме заготовок.
Заключительная часть.
Рассказ о своем сувенире, для кого он сделан. Игра «Волшебная котомка». (Приложение).