Концепция познаваемости природы (ее истоки и современное содержание)
ФИЛИАЛ ВОЛГО-ВЯТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В Г.ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Концепции современного естествознания»
на тему:
Концепция познаваемости природы (ее истоки и современное содержание)
Выполнил студент 2 курса гр. 09-Г-22
Подпись студента _________ Козлова Ольга Валериевна
Проверил
профессор _________ Чучкалов И.А
Работа сдана __________ проверена __________
ЧЕБОКСАРЫ 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Природа, её изучение, познание
2. Этапы познания природы
2.1 Первый - «натурфилософский»
2.2 Второй – аналитический
2.3 Третий – синтетический
2.4 Четвёртый – интегральный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Целью работы является изучение и познание природы, этапы познание природы.
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации, потребность в познании мира, в той или иной мере, удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях природы. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём объяснении с точки зрения научного мировоззрения.
Первоначально знания передавались по принципу наследственного профессионализма, т. е от старшего к младшему, (это служители культов в Древнем Египте, Индии, Шумере, Вавилоне, Китае и т.д.). Древние цивилизации дали миру множество конкретных знаний о природе, но им не были свойственны, ни фундаментальность, ни теоретичность. Не соответствуют древние знания критериям научности и рациональности, предпочтение отдавалось интуиции и сверхчувственному познанию, преобладали догадки и умозрительные выводы. Знания были рецептурными - набором алгоритмов и правил для решения отдельных задач, отсутствовала система доказательств и выведения общих законов. Таким образом, можно сказать, что на Древнем Востоке отсутствовала подлинная наука в современном понимании этого термина, тем не менее, знания были накоплены значительные, и их необходимо учесть в качестве исходных для формирования научного познания.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому в данной работе рассматриваются изучение и познание природы, этапы познание природы.
При выполнении работы использовались учебники и учебные пособия по концепциям современного естествознания.
1. Природа, её изучение, познание
Природа выступает перед нами как единое целое. Это единство не раскрывается ни одной частной наукой, ни всей их совокупностью. Понятие природы трактуется по-разному. В самом широком смысле под природой понимается всё сущее, весь мир в многообразии его форм. Природа в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, Вселенной. Наиболее употребительно толкование понятия «природа» как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В данной трактовке характеризуются место и роль природы в системе исторически меняющегося отношения к ней человека и общества. В более узком смысле под природой понимают объект науки, а точнее - совокупный объект естествознания. Современное естествознание развивает новые подходы к пониманию природы как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи и разных структурных уровнях организации природы, в расширяющемся представлении о типах причинных связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; развитие экологии привело к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы.
В настоящее время под естествознанием понимается точное естествознание, то есть такое знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением. Для развития специальных наук необходимо общее знание природы, комплексное осмысление её объектов и явлений. Для получения таких общих представлений каждая историческая эпоха вырабатывает соответствующую естественнонаучную картину мира.
2. Этапы познания природы
природа познание концепция
Процесс познания человеком природы начался ещё в глубокой древности, но интенсивно стал развиваться в античный период. Важную роль в дальнейшем становлении естествознания как науки сыграли основанные на наблюдениях великие догадки древних философов. Так, родоначальником античной натурфилософии является Фалес, который сумел предсказать солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 году до н. э., а Эмпедокл, живший в VI в. до н. э., объяснил причину солнечного затмения, прохождением Луны между Солнцем и Землёй. Эмпедокл также высказал удивительную догадку о том, что свет распространяется с огромной скоростью, и мы просто не замечаем длительности его распространения. Помимо работ в области астрономии Фалес известен также своими трудами по географии и физиологии, а Эмпедокл прославился не только как философ, но и как врач, физик и физиолог. Широко известны достижения античности в математике (Евклид, III в. до н. э., Пифагор, VI в. до н. э.), механике (Архимед, III в. до н. э.), астрономии (Птолемей, II в. до н. э.).
В средневековье процесс познания природы находился в полной зависимости от богословия. В этот период развивались астрология, алхимия, магия и другие виды оккультного знания. Тем не менее, постепенно накапливались новые факты, и оттачивалась логика теоретического мышления. Например, возникновению и развитию научной химии, несомненно, способствовали работы средневековых алхимиков. Историю алхимии обычно начинают с IV в. н. э. В течение примерно тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций, протекающих в сопровождении специфических заклинаний, получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия, создать универсальный растворитель. В качестве побочных продуктов их деятельности появились многие открытия, решения практически важных задач. Были созданы технологии получения красок, стёкол, лекарств, сплавов. Алхимические исследования, не состоявшиеся теоретически, в дальнейшем явились основой для развития экспериментального естествознания. Особую роль в развитии процесса познания природы в X–XII вв. сыграли мыслители арабско-мусульманского мира, сохранившие связь с античной натурфилософией: ирано-таджикский философ и врач Ибн-Сина (Авиценна), ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям. Таким образом, в античный и средневековый периоды были созданы предпосылки для развития научного естествознания.
Становление естествознания в современном его понимании, по мнению историков науки, прошло три стадии и в конце ХХ века вступило в четвёртую стадию.
2.1 Первый - «натурфилософский»
Первый этап развития науки носит название «доклассический», или «натурфилософский» и соответствует понятию «протонаука». Его характерными чертами являются - накопление общих, практических знаний о природе, в области физики, математики, астрономии, химии, биологии на опытной основе. В этот период господствует наблюдение, а не эксперимент, преобладают догадки, а не опытно воспроизводимые выводы. Этот синтез философских и умозрительных натуралистских идей восполнял неразвитость естествознания в области точных и теоретических знаний о природе. Такой подход получил название «натурфилософского». Натурфилософия (от лат. «natura» – природа) или философия природы была первой в истории человечества формой существования научного знания. Она характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Философии – в её натурфилософской форме – отводилась роль «науки наук», «царицы наук», т. к. она в тот период включала совокупность всех человеческих знаний об окружающем мире, а конкретные науки, существовавшие лишь в зародыше, являлись её составными частями. Натурфилософское понимание мира содержало много вымышленного, фантастического, далёкого от действительного понимания сути вещей. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и очень длительное её существование объясняется рядом неизбежных культурно-исторических обстоятельств. Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) ещё практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие естественные науки. Отрывочное опытное знание об объектах, явлениях природы, натурфилософия восполняла своими умозрительными, но целостными представлениями о мире. В этих представлениях неизвестные ещё науке причины и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастическими причинами и связями. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, теплород, электрическая жидкость, эфир и т.п.). Характеризуя натурфилософию, Фридрих Энгельс писал, что «ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но немало также было наговорено и вздора».
Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития, был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т.е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, потребность в натурфилософии потеряла всякое историческое оправдание. По словам Энгельса, в XIX веке «натурфилософии пришёл конец. Всякая попытка воскресить её не только была бы излишней, а была бы шагом назад». Вместе с уходом с исторической арены старой натурфилософии сама философия, также как и различные отрасли науки, более определённо разграничили предметные области своего исследования. В рамках натурфилософии произошло появление и зарождение научных знаний, которые связывают с Древней Грецией VII–VI веков до н.э. Именно в этот период в знаниях, накопленных греками, проявляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе, как о становящейся науке или протонауке. Среди этих характеристик - деятельность по целенаправленному получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций по получению этого знания. Именно в Греции появляются первые научные программы, существенно связанные со всей спецификой древнегреческой цивилизации и культуры, возникают такие формы познавательной деятельности, как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация. Но решительный отказ от практической деятельности в древнегреческой науке имел и обратную сторону – неприятие эксперимента как метода познания, что закрывало дорогу становлению экспериментального естествознания, являющегося характерной чертой современной точной науки. Тем не менее, древнегреческую натурфилософию можно относить к становящейся науке, так как был очерчен предмет, существовали свои методы изучения и способы логического доказательства. Первыми научными программами античности стали: математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном, Евклидом; учение атомизма (Левкипп, Демокрит). Атомизм является первой физической программой. Программа Аристотеля в области физики, математики, астрономии, биологии, психологии.
В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философское учение о Боге). В этой ситуации наука становится средством решения чисто практических религиозных задач (к примеру, арифметика и астрономия были заняты вычислением дат религиозных праздников). В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия, которые представляли собой промежуточное звено между практическим ремеслом и натурфилософией, и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.
2.2 Второй – аналитический
Второй этап - аналитический - характерен для XV - XVIII веков. Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) ознаменовалась подъёмом наук. Зарождаются отдельные отрасли биологии: физиология и эмбриология, систематика, палеонтология, сравнительная анатомия. Развитие оптики позволило сконструировать в XVII в. микроскоп - прибор, открывший для исследователей мир микроорганизмов; показавший, что в основе всего живого лежит универсальное крошечное образование - клетка. Изучение биологии мелких беспозвоночных и простейших, исследование оплодотворения позволили по-новому взглянуть на проблему появления жизни на Земле. Окончательный удар по теории самозарождения нанесли опыты Луи Пастера (1822-1895) - он доказал, что в сосуде, куда не проникают споры микроорганизмов, не могут зарождаться даже бактерии. Вплоть до XVII века в науке господствовали представления о неизменности фауны и флоры Земли. Благодаря работам Н. Стенона (1638-1687), Ж.Кювье (1769-1832) и ряда других палеонтологов и геологов накапливались сведения о вымерших формах организмов. Возникла идея исторического развития жизни на нашей планете. Первая последовательная теория эволюции была предложена в 1809 году французским натуралистом и философом Жаном Батистом Ламарком. Он рассматривал биологическую эволюцию как прогрессивное развитие от простого к сложному. Для объяснения такого пути развития органического мира, им были сформулированы следующие принципы:
1) внутреннее стремление организмов к прогрессу
2) способность организмов приспосабливаться к окружающей среде
3) передача по наследству приобретённых признаков
Теорию Ж.Б.Ламарка нельзя назвать научной в полном смысле этого слова, поскольку вышеперечисленные принципы им никак не доказывались и не объяснялись. Первой действительно научной эволюционной теорией явилась теория Чарльза Дарвина (1809-1882). Он объяснил приспособленность живых организмов к условиям их существования и увеличение видового разнообр зия действием «естественного отбора». Также на этой стадии происходило мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии, а также целого ряда других наук (наряду с издавна существовавшей астрономией). Накопленные с тех пор и до настоящего времени знания в изучении Природы появились как раз на втором этапе. Аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий целой армией исследователей - путешественников, мореплавателей, врачей, астрономов, алхимиков и химиков, наблюдательных крестьян и агрономов. При этом накопление знаний шло не только на основе пассивных наблюдений, но и на основе спланированных экспериментальных исследований. Естественное стремление исследователей к большему охвату разнообразных природных объектов и к всё более глубокому проникновению в их детали привело к неудержимой дифференциации, т.е. разделению соответствующих наук. Например, химия сначала была разделена на органическую и неорганическую, затем появились физическая, аналитическая химия и т.д. Сегодня этот перечень очень велик. Рассмотрим же основные особенности аналитической стадии познания:
1. Дифференциация естественных наук. Главная особенность аналитической стадии - тенденция к дальнейшей непрерывной дифференциации (дроблению) естественных наук. Эта тенденция остаётся и сегодня ещё очень действенной.
2. Преобладание эмпирических знаний. Для аналитической стадии характерно явное преобладание эмпирических (полученных путём опыта, эксперимента) знаний над теоретическими. Здесь следует заметить, что резкое отличие эмпирических знаний от теоретических нельзя переоценивать, так как любой эксперимент всегда осуществляется по каким-то теоретическим соображениям, ставится по плану (как бы под диктовку теории). И всё-таки одно дело – опыт, прямое наблюдение и полученные при этом факты, т.е. эмпирические выводы, а другое - объяснение этих фактов, их сопоставление, гипотезы, предположения и теории, связывающие ряд или целые ряды эмпирических фактов. Преобладание эмпирических знаний над теоретическими на аналитической стадии изучения Природы было вполне закономерным. Во-первых, потому, что сначала надо было накапливать факты, а потом уже их объяснять и обобщать. А во-вторых, потому, что сама по себе суть эмпирических методов исследования заключена в анализе предметов природы, в решении вопросов - из чего состоят эти предметы, какова их структура. Поэтому вторую стадию исследования Природы в истории науки нередко называют периодом эмпирического естествознания.
3. Приоритеты «предметов» над «процессами». Важной особенностью аналитической стадии является опережающее, преимущественное исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов в Природе. Например, химия в течение трёх с лишним столетий (с XVI по XIX века) изучала, главным образом, элементный состав и строение молекул, и только к концу XIX - началу XX века, когда приоритетными стали термодинамика и кинетика, среди химических наук ведущее место заняло учение о химических процессах.
4. «Статичность» Природы. Эта особенность аналитического периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века рассматривалась неизменной, окостенелой, вне эволюции.
2.3 Третий – синтетический
Третий этап - синтетическое естествознание (конец XIX - конец XX века). На стадии синтетического естествознания возрастает роль теоретических знаний, интенсивно исследуются как природные объекты, так и процессы. Эволюционный подход к познанию природы становится методологической основой синтетического естествознания. Этот период развития науки характеризуется ясным пониманием целостности природы и неразрывной взаимосвязи отдельных её частей. Одновременно жизнь рассматривается как множество непрерывно протекающих химических реакций. При этом важно понимать, что данные подходы имеют относительный характер. Живой организм - единое целое, и потому подход к его изучению должен быть комплексным. Одним из результатов комплексного подхода к изучению природы как единого целого стало возникновение экологии - науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Необходимость комплексного изучения природных объектов и явлений, с одной стороны, и одновременно растущая дифференциация наук - с другой, привели к необходимости создания синтетических дисциплин. Так на стыке смежных наук - биологии, химии, физики - появились физическая химия, биохимия, физико-химическая биология. Таким образом, главной отличительной особенностью синтетического естествознания является ориентация на создание синтетических научных дисциплин.
2.4 Четвёртый – интегральный
На четвёртый этап, который называют интегральным, естествознание вступило в конце ХХ столетия. Интегральное естествознание характеризуется не столько продолжающимися процессами синтеза двух-трёх смежных наук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований. Примером таких новых интегральных научных направлений является кибернетика. Кибернетика - это наука об общих принципах управления в машинах, живых организмах и обществе. Это интегральная наука, возникшая на стыке ряда специальных дисциплин - теории автоматов, техники связи, математической логики, теории информации и др. Другим примером масштабной научной интеграции является синергетика, претендующая на роль общей теории развития. Синергетика – новое направление междисциплинарных научных исследований, процессов возникновения порядка из беспорядка (самоорганизации) в открытых системах физической, химической, биологической и другой природы. Существенную роль в процессе научной интеграции выполняют такие общенаучные методы исследования, как математизация естествознания, разработка принципов системных исследований, использование новейших информационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что синтетическая и интегрально-дифференциальная стадии развития естествознания являются сравнительно молодыми и потому в действительности можно говорить больше о характерных для них тенденциях и потенциальных возможностях, чем о каких-то итоговых успехах, достигнутых на этих стадиях, ведущая роль в дальнейшем познании Природы принадлежит синтезу знаний, интеграции наук. Прогноз этот обосновывается всей историей и логикой развития естествознания. Таким образом, современный этап в развитии естествознания отличают: ясное понимание целостности природы, эволюционный подход к её изучению и к осмыслению результатов исследований, интенсивно идущие процессы интеграции разных научных направлений. Усиливающаяся тенденция к интеграции естественных наук позволяет предположить, что в дальнейшем на какой-то более глубокой основе будут объединены все науки о неживой и живой природе. Естествознание, вероятно, будет выступать как единая и многогранная наука о природе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 512 с.
2. Дубнищева Т. Я Концепции современного естествознания Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Изд. Центр Академия , 203 г. – 608 с.
3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Изд. Центр Гардарики , 2001 г. – 476 с.