Хореографическое искусство
ТАНЕЦ – ЭТО ИСКУССТВО
ТАНЕЦ – ЭТО ПОСТИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
ТАНЕЦ – ЭТО КРАСИВАЯ ОСАНКА
ТАНЕЦ – ЭТО КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Согласно:
____________________________
____________________________
____________________________
«___» _____________ 200__г.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО И НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦЕВ В ПРОФЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
г. Севастополь 2001год
Пояснительная записка
Ситуация, складывающаяся в сфере «хореография и художественная самодеятельность», имеет разветвлённый многоуровневый, противоречивый характер. Сегодня существует обилие хореографических коллективов (ансамблей), использующих хореографический материал лишь как средство для сценического показа и демонстрации самих себя. Часто мы видим коллективы выступающие в стилях и жанрах не соответствующих их творческим возможностям; показывающие низкий уровень исполнительского мастерства; хореографические номера с примитивной хореографической лексикой и композиционным построением. Сегодня мы наблюдаем повальное увлечение современной хореографией, модерном и т.д. не имея для этого ни творческих возможностей, ни точного представления о стилях, направлениях, жанрах, видах современной музыкальной культуры. Все эти коллективы настолько отличаются друг от друга по составу участников, по используемому репертуару, методам работы, ситуации функционирования, что опытному специалисту это даёт основание утверждать, что в последнее время происходит ослабление интереса к классическому, и особенно нородно-сценическому танцу, теряется интерес хореографов к концертно-сценическому воплощению хореографического материала из богатейшей сокровищницы народного танцевального творчества; теряются традиции известной на весь мир русской (советской) школы хореографии созданной великими хореографами XX столетия: А.Я. Вагановой, И.А. Моисеевой, Т.А. Устиновой, Т.С. Ткаченко, Н. Надежиной, П. Вирским, В. Курбетом.
В связи с этим есть смысл говорить о необходимости развития и пропаганде хореографического искусства в системе народного образования, т. е. В средней общеобразовательной школе. Необходимо оказывать профессиональную, моральную и материальную помощь существующим коллективам и создавать новые хореографические коллективы (ансамбли) традиционной ориентации. Но как показывает практика, создать хореографический коллектив (ансамбль) с помощью искусственного набора участников нельзя. Даже руководителя в такой ансамбль назначить почти невозможно, ведь основные вопросы, возникающие в практической деятельности руководителя хореографического ансамбля традиционной ориентации, группируется следующим образом:
а) состав коллектива, характеристика его участников;
б) какой музыкально-хореографический стиль может стать основой хореографического коллектива;
в) решается проблема учителя (преподавателя хореографии) в коллективе;
г) какие формы и методы наиболее эффективны для данного типа хореографического коллектива;
д) какие практические и теоретические знания естественны и органичны для полноценного функционирования коллектива традиционной ориентации в новых, современных условиях.
Чтобы создать интересующий нас коллектив, необходимо в первую очередь создать школу хореографии, т. е. Профильные хореографические классы. Из числа учащихся этих классов и будет сделан жесткий отбор участников ансамбля с точки зрения профессиональной пригодности. Формирование творческих и исполнительных навыков у детей школьного возраста является одним из важнейших условий создания в школе хореографического, вокально-хорегорафического или песенно-танцевального коллектива (в зависимости от целей, задач и возможностей школы).
Предлагаемая программа рассчитана на преподавание классического и народно-сценического танцев с 1 по 9 классы средней школы, как самостоятельных предметов. В старших классах добавляется не менее 2-х часов в неделю. История балета; Историко-бытовой танец: Гимнастика-акробатика (с 4 класса). Такая предметная нагрузка охватывает весь начальный этап хореографического образования.
Основными целями и задачами программы являются:
3 – выявление особо одарённых детей;
2 – воспитание заинтересованности, любви к хореографии;
1 – развития хореографических способностей и творческой активности учащихся.
4 – воспитание умения не только выполнять правильно движения, но и передать национальный характер танца, умения пластически выражать эмоции, смысл танца.
Специфика преподавания хореографии в школе обуславливается возрастными особенностями развития и восприятия детей. Организм школьников ещё не сформирован. Выполняя однообразную работу и находясь в однообразном положении, дети быстро устают. У них нет ещё навыков систематической, целенаправленной умственной работы; преобладает непроизвольное внимание, что требует его постоянной активизации путем переключения на разные виды деятельности. В связи с этим рекомендуется следующее построение знаний.
1 часть: классический экзерсисс у палки ;
2 часть: «народный» на середине.
или
1 часть: классический экзерсисс у палки;
2 часть: партерная гимнастика, растяжка.
Большой эффект дает чередование обоих вариантов построения урока.
Эффективны занятия длительностью 3 академических часа: экзерсисс у палки классический (или народны в средних и старших классах), затем экзерсисс на середине «народный» (или партерная гимнастика, растяжка), затем перерыв 10 минут, затем верчения (подготовка к верчениям), трюки, танцевальные ходы, движения, комбинации, этюды.
Программные упражнения, движения первого года профессионального обучения желательно в средней школе изучать два года. Изучение классического экзерсиса требует большого напряжения, физических сил, поэтому на начальном этапе рекомендуется изучать упражнения постоянно (2-3 упражнения за занятие), а акцентировать внимание на развитие «танцевальности», больше давать разнообразных ходов, шагов, народных (разных национальностей , движений, комбинаций, этюдов, не забывая о характере, манере, национальном колорите). Чтобы процесс обучения был максимально приближен к профессиональному уровню и дал желаемый положительный результат и дал желаемый положительный результат желательно проводить занятия 3-4 раза в неделю.
Первый год обучения:
2 раза в неделю – классический танец (6 часов)
1 раз в неделю – народно-сценический танец (3 часа)
1 раз в неделю – раздельно девочки и мальчики (6 часов)
Индивидуальные – 5 часов в неделю (1 человек по 1/3 часа (15 минут) на каждого). Всего 20 часов в неделю.
Второй год обучение и последующие:
2 раза в неделю - классический танец (6 часов)
2 раза в неделю – народно-сценический танец (6 часов)
1 раз в неделю – девочки и мальчики (6 часов)
Индивидуальные – 5 часов. Всего 23 часа в неделю.
Конечно, в практике то, что категорически недопустимо у одного типа школы и ансамблю, может оказаться совершенно необходимым для другого типа школы и ансамбля. Невозможно дать единого и примеряющего всех ответа на все, возникающие в процессе практической деятельности, вопросы. Общим принципом является только одно – строгое и строжайшее Дифференциация творческих путей и практических рекомендация.
Классический танец
Методические рекомендации
Основная задача первых двух лет обучения – постановка корпуса, рук, ног, головы.
Приступая к изучению упражнений в первую очередь необходимо уяснить понятия опорной и работающей ноги, помня о том, что понятия «опорная» работающая до известной степени условны, так как натянутость опорной ноги в упражнениях является залогом устойчивости в танце.
Все упражнения исполняются поочередно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног упражнения сначала изучают в сторону, позднее – вперед и назад. Упражнения исполняют носком в пол под углом 25, 45, 90 градусов. Угол образует опорная нога и открытая на воздух работающая нога. Движение классического экзерсиса требует специальных подготовительных положений prepartion. Различным упражнениям различные – preparation.
Танец органически связан с музыкой. Без музыки не мыслимы и упражнения классического экзерсиса. Темп и ритм первых двух лет обучение и последующих разные. Пока движение проходит в стадии подготовительных упражнений, ритмический рисунок простой, в последствии он становится более разнообразным. Уроки первого и второго года обучение включены все программные движения, они раскладываются на доли. В последующие годы обучения распределения движений на доли встречается реже. Экзерсисс у палки и на середине зала почти целиком идет под музыкальную импровизацию. Импровизация может строится как собственная музыкальная мысль пианиста, но может быть и на тему какого-нибудь произведения. Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и одновременно приучают учеников понимать соответствие между характером музыки и характером движения. изменение музыкального темпа должно являться показателем степени технического совершенства исполнения движения.
С третьего (конец второго) года обучение отдельные движения объединяются в комбинации, сначала простые, затем более сложные. Для исполнения всех движений классического танца необходимо правильная постановка спины, помогающая учащемуся приобретать устойчивость – АПЛОМБ. «Стержень апломба - позвоночник» - так говорит А.Я. Ваганова в своей книге «Основы классического танца». Поставленная спина помогает при отдаче от пола в прыжках и мягком, сдержанном приземлении после прыжка, при всех движениях на пальцах и вращениях на полу и в воздухе. В первом классе не рекомендуется подтягивать спину в пояснице, так как нагрузка на позвоночник, при недостаточно окрепших мышцах ног, может привести к его прогибу – ЛОРДОЗУ. Свободная грудная клетка, подтянутые живот, желудок и ягодичные мышцы – вот все, что требуется в первом классе. Устойчивости тела, помогут руки. Со второго, третьего года обучения, когда мышцы ног и ягодичные мышцы окрепнут вводится понятие и ощущение подтянутости спины в пояснице. Единый стержень, который должен образовать подтянутость бедер, опорные ноги и поясницы (при свободно опущенных плечах), даст возможность приобрести апломб, развиваться технике, а следовательно ,и артистизму исполнения.
Особую роль в хореографии играют руки. Русская школа классического танца детально уточнило положение рук в позициях и четко разграничила их функции. Первая – это руки – помощники в танце: они содействуют общей устойчивости тела находящегося на двух или одной ноге, помогают во всех видах вращений на полу и в воздухе, дают «форс» вращения, содействуют их силе и координируют темп. Вторая – это руки, пластическое выражение эмоций, смысла исполняемого танца и та гармоничная форма, которую руки придают всей фигуре танцующегося.
Урок классического танца состоит из упражнений у палки и упражнений на середине зала; последние делятся на экзерсис, adagio (сочетание поз и положений классического танца), allegro (прыжки) и упражнений на пальцах.
Последовательность упражнений у палки:
Plie.
Battements tendus.
Battements tendus jetes.
Rond de jambepar terre.
Battements fondus или battements soutenus.
Battements frappes, battements djuble frappes.
Rond de jambe en lair.
Petits battements.
Battements developpes.
Grands battements jetes.
Экзерсис у палки заканчивается прогибами, различными наклонами. Упражнения на середине исполняются в той же последовательности, что и у палки. Затем в упражнения на середине вводятся adagio, за adagio следует allegro (маленькие и большие прыжки), и не менее двух раз в неделю упражнения на пальцах. Указанная выше последовательность движений обязательна главным образом в первые два года обучения. В дальнейшем последовательность движений зависит от возрастного состава учащихся и их профессиональных данных. Упражнения на пальцах вводятся по необходимости, т.е. если стоит задача создания в перспективе коллектива соответствующего жанра.
Классический танец
Программные требования
Первый год обучения.
Развитие элементарных навыков координации движений.
Первое полугодие.
Экзерсис у палки (все упражнения исполняются лицом к палке).
Позиции ног I, II, V. Музыкальный размер 4/>4>. на первый этап стоять в позиции. Второй такт переход в другую позицию. I II V вперед, V назад.
Demi plie (полуприседание). Музыкальный размер 4/>4>. исполняется на 2 такта. Первый такт приседание, второй такт встаем, вытянуть колени. По три demi plie, на четвертый такт перетена позиции. Исполняется по I II V вперед, V назад позициям и все с левой ноги.
Battements tendus 32 такта по 4/>4>. исполняется по четыре battements tendus и с первой позиции, II позиции, V вперед, V назад и из I позиции. Все повторяется левой ногой.
Battements tendus jetes. Музыкальный размер 4/>4>. Исполняется по схеме battements tendus:
Из I II V вперед, V назад, I позиции.
5. Ronds des jambs par terre (по четверти круга). Музыкальный размер
3/>4> или 4/>4>.
En dehors:
На раз, два нога, вытягивается из I позиции вперед, на три проводится в сторону, на четыре ставится в I позицию. Движение повторяется 4 раза.
En dedana:
То же самое исполняется назад с проведение ноги в сторону и в сторону с проведение ноги вперед.
Положение ноги на sur te cou-de-pied. Музыкальный размер на два вступительных аккорда, нога из первой позиции вытягивается в сторону носком в пол (preparation). На первый такт нога сгибается в колене и становится в положение sur te cou-de-pied вперед; на второй такт положение сохраняется; на третий такт нога вытягивается в сторону носком в пол; на четвертый такт положение сохраняется. Упражнение повторяется 4 раза, затем исполняется sur te cou-de-pied назад.
Battements releves на 450. Музыкальный размер 4/>4>. Из I и V позиции, работающая нога через battements tendus поднимается в сторону на 450 на первый такт; на второй такт положение сохраняется; на третий такт нога медленно опускается в исходное положение; на четвертый такт положение сохраняется. Упражнение исполняется в сторону по два раза с I, V вперед, V назад, I позициям.
Releve на полупальцах в I позиции. 32 такта по 4/>4>. На первый такт медленно подняться на полупальцы; на второй такт стоять на полупальцах; на третий такт медленно опуститься на обе ступни; на четвертый такт стоять в позиции. Исполняется в I, V вперед, V назад, I позициях по два раза.
Перегибы корпуса лицом к палке в I позиции. Музыкальный размер 3/>4> (вальс). На preparation голова поворачивается в сторону; на четыре такта голова опускается на плечо, по груди переводится в другую сторону. Упражнение повторяется. Затем на 4 такта – перегиб в правую сторону и возвращение в прямое положение: на четыре такта перегиб в левую сторону и возвращение в прямое положение; на четыре такта прогиб корпуса назад и возвращение в прямое положение. Все повторяется еще раз.
Экзерсис на середине.
Demi plie. Музыкальный размер 4/>4>. По demi plie в I II V вперед, V назад позициях на два такта каждое.
Battements tendus с I позиции. 16 тактов по 4/>4>. Исполняется по 4 battements tendus из I, V вперед, V назад I позиций на 1 такт каждое.
Упражнение для рук. Музыкальный размер 2/>4> или 3/>4>. Медленное поднимание и опускание рук на всех позициях. I, II позиции, I, III, II позиции; затем комбинации на усмотрение педагога: правая на первой позиции, левая на второй; левая на первой позиции, правая на второй; правая на третей позиции, левая на второй и наоборот. Ноги находятся в I позиции.
Музыкальный размер 2/>4>. Марш. Руки на бедрах, движение начинается с правой ноги, темп движения меняется от медленных шагов к быстрым, затем быстрый бег и т.д.. Движение по кругу и по диагоналям из точки 6 в точку 2, из точки 2 в точку 6, из точки 4 в точку 8, из точки 8 в точку 4.
Второе полугодие.
Во втором полугодии вводятся, добавляются в экзерсисе у палки:
Bettements fondues. 8 тактов по 4/>4>. Исходное положение: работающая нога вытянута в сторону, носком в пол. На первую и вторую четверти, работающую ногу согнуть sur te cou-de-pied вперед (sur te cou-de-pied вперд применяется условное), одновременно на опорной ноге опуститься на demi plie; на третью и четвертую четверти, работающую ногу вытянуть и поставить носком в пол, одновременно вытянуть опорную ногу из demi plie. Движение исполняется по 2 раза вперед, в сторону, назад и в сторону.
Bettements frappe. Музыкальный размер 4/>4>. Исходное положение – работающая нога вытянута в сторону, носком в пол. На первую четверть нога сгибается в колени и ударяет опорную ногу sur te cou-de-pied впереди; на вторую четверть вытягивается вперед, носком в пол; на третью и четверную четверти положение сохраняется. Движение исполняется по два раза вперед, в сторону, назад и в сторону.
Grands battements jetes. Музыкальный размер 4/>4>. на первую четверть работающая нога вытягивается в заданном направлении носком в пол; на вторую четверть – бросок ноги на 900; на третью четверть опускается носком в пол; на четвертую четверть становится в позицию. Исполняется движение лицом к палке из I позиции по 4 раза в сторону и назад и стоя спиной к палке, держать за палку руками по 4 раза вперед.
В экзерсис на середине:
Battements tendus jetes с I позиции в сторону. Музыкальный размер 2/>4>. Восемь Battements tendus jete , на 2/>4 >каждая.
Demi – ronds des jambs par terre. 16 тактов по 4/>4>. Изучение epaulements croise и efface в V позиции. Музыкальный размер 3/>4> (вальс).
I Port de bras. Музыкальный размер 4/>4>.
Подготовка к tour chaines.
Изучаются основные ходы польки – шаг-подскок, шаг польки с выносом (выбрасом ноги вперед); основной ход полонеза, вальсовая дорожка. В конце года обязательно исполняется 1-2 хореографических номера, по выбору педагога.
Второй год обучения.
Экзерсис у палки (учащиеся исполняют упражнения, держась за палку одной рукой).
Demi-plie и grand plie в I, II, IV, V позициях. Музыкальный размер 4/>4>.
Battements tendus . По 4 крестом. Музыкальный размер 2/>4 .>
Battements tendus jetes. . По 4 крестом. Музыкальный размер 2/>4 >и 4/>4>.
Ronds de jambe par terre, en dehors et en dedans. Музыкальный размер 4/>4>.
Упражнение для рук. Музыкальный размер 3/>4 . >Медленный вальс.
Battements fondus по 4 (2 носок в пол, 2 носок на воздух) крестом. Музыкальный размер 4/>4>.
Battements frappes во всех направлениях. Музыкальный размер 4/>4>.
Battements doubles frappes во всех направлениях. Музыкальный размер 4/>4>.
Battements releves lents на 900 по 2 крестом. Музыкальный размер 4/>4>.
Grands battements jetes по 4 крестом. Музыкальный размер 4/>4>.
Экзерсис на середине.
16 тактов по 4/>4>. В V позиций plie, исполняются в epaulement croise.
Battements tendus . 16 тактов по 2/>4 >.
Battements tendus jete. 24 такта по 2/>4 >.
Ronds de jambe par terre. Музыкальный размер 4/>4>.
Позы croise и effacee, исполняемые слитно. Музыкальный размер 3/>4 >(вальс).
Изучение позы ecartee назад и вперед. Музыкальный размер 3/>4 >или 4/>4> (вальс).
I и II arabesques (первоначальное изучение). Музыкальный размер 3/>4 >(вальс).
II Ports des bras.
Temps leve (прыжки) – в I, II, V позициях. Музыкальный размер 3/>4 >или 4/>4> (вальс). Исполняется лицом к палке.
Ports des bras с наклоном корпуса вперед, с перегибом назад, в стороны. Начиная с этого урока все упражнения в экзерсисе у палки и на середине исполняются с V позиции; в экзерсисе на середине зала перед началом упражнений рекомендуется вставать в V позицию epaulement croise. Открывая руки в I и II позиции, - поворачиваться en face. Заканчивать упражнения следует также в epaulement croise. Далее подготовка к tour chaines. Изучение танцевальных ходов, движений.
Третий год обучения.
Повторение пройденных упражнений в увеличенном количестве. Развитие координации движений. В экзерсисе у палки упражнения исполняются в комбинациях. Музыкальное сопровождение урока отличается разнообразием ритмического рисунка и общим ускорением темпа, оттеняется характер сочетательных движений.
Экзерсис у палки.
Demi-plie и grand plie.
Battements tendus и>.> battements tendus jetes
Ronds de jambe par terre.
Rond de jambe en lair (подготовительный вариант в первом полугодии, полный вариант в конце года).
Battements fondues.
Battements frappes и doubles frappes на 450.
Petits battements sur le cou-de-pied.
Battements releves lents на 900.
Grands battements jetes.
Изучение маленьких поз croisee, effacee и ecartee вперед и назад носком в пол, на вытянутой опорной ноге и на plie.
Экзерсис на середине.
Demi et grands plie.
Battements tendus et battements tendus jetes.
Ronds de jambe par terre.
Battements fondues et battements fondues на 450.
Battements doubles frappes.
Battements releve lents et developes на 900.
Grands battements jete.
Allegro
Temps leve в I, II, V позициях.
Changements de pieds.
Pas echappe.
Pas assemble.
Далее верчения (подготовка к tours chaines, tours chaines, подготовка к tours piques (en dedans) tours en dedans). Основные ходы польки, Полонеза вальсовая дорожка и т.д. по выбору педагога.
Четвертый год обучения.
Повторение пройденных упражнений в увеличенном коллективе и усложненном варианте. Развитие силы ног и стопы путем изучения упражнений у палки и на середине зала на полупальцах. Изучение наиболее легких упражнений en tournant u изучение тура. Укрепление устойчивости (апломб) в различных поворотах. Развитие пластичности рук и корпуса.
Экзерсис у палки.
Grand plie и releve на полупальцах.
Battements tendus u battements tendus jete.
Ronds de jambe par terre.
Battements fondues u battements frappes на 450 подъемом на полупальцах.
Ronds de jambles en lair
Petils battements sur le cou-de-piet.
Battements developes passé на 900.
Attitude efacee, attitude croese и II arabesque.
Grands battements jetes
Экзерсис на середине.
1. Temps lie с перегибом корпуса.
Battements tendus u battements tendus jetes.
Ronds de jambe par terre и ronds de jambe en laire.
Battements fondues u battements frappes на 450.
Petits battements sur le cou-de-piet.
Grands battements jetes.
Releve на 900 в I II u III arabesque.
V port de bras.
Allegro
Cote в I, II, IV,V позициях.
Pas assembles.
Pas jete.
Sissonne ouverte в сторону.
Pas echappe.
Chandrements de pieds.
Сценическая форма sissonnes в позах I u II arabesque.
Adajio.
В последующие годы обучения сложность урока, его построения зависит от профессиональных данных учащихся и уровня профессиональной подготовки педагога.
Пятый год обучения.
Программные требования:
Усвоение техники заносок, tours с различных приемов. Начало изучения tours в больших позах. Развитие пластичности и гибкости при переходе из одной позы в другую. Введение более сложной формы adajio.
Шестой год обучения.
Изучение разных приемов и развитие баллона в больших прыжках. Усложнение комбинаций и заносок в быстром темпе.
Седьмой год обучения.
Совершенствование использования всех основных движений классического танца.
Восьмой год обучения.
Развитие виртуозности и артистичности.
Тематический план
По «Теории и методике преподавания классического танца» (начальный этап обучения 1-3 классы).
№ п/п |
Название раздела и темы |
Количество часов |
||
Групповых |
Индивидуальных |
|||
Теория |
Прак - их |
|||
1. |
Введение. Классический танец как вид хореографического искусства |
6 |
- |
- |
2. |
Экзерсис у палки на середине зала |
6 |
216 |
135 |
3. |
Комбинации и этюды на середине зала |
6 |
195 |
135 |
4. |
Изучение танцевальных ходов, движений и шагов. |
- |
195 |
135 |
5. |
Постановочная работа. Работа над композицией танца |
- |
432 |
135 |
ИТОГО: |
18 |
1038 |
540 |
ВСЕГО: 1596
Тематический план
На один год обучения
№ п/п |
Название раздела и темы |
Количество часов |
||
Групповых |
Индивидуальных |
|||
Теория |
Прак - их |
|||
1. |
Введение. Классический танец как вид хореографического искусства. |
2 |
- |
- |
2. |
Экзерсис у палки на середине зала. |
2 |
72 |
45 |
3. |
Комбинации и этюды на середине зала. |
2 |
65 |
45 |
4. |
Изучение танцевальных ходов, движений и шагов. |
- |
65 |
45 |
5. |
Постановочная работа. Работа над композицией танца. |
- |
144 |
45 |
ИТОГО: |
6 |
346 |
180 |
ВСЕГО: 532