Формирование учебных умений и навыков средствами дидактической игры

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Орский гуманитарно–технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Курсовая работа

Формирование учебных умений и навыков средствами дидактической игры

Орск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

      Сущность понятия «дидактическая игра», её роль в процессе обучения детей младшего школьного возраста

      Сущность понятия «учебные умения и навыки младших школьников»

      Классификация дидактических игр

      Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности.

К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направление игры меняется.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, сопровождается эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, веселого и доброжелательного смеха. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вазывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Все это определило актуальность избранной темы исследования: «Формирование учебных умений и навыков средствами дидактической игры»

Проблема исследования: каковы педагогические условия использования дидактической игры в процессе формирования учебных умений и навыков младших школьников.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы использования дидактической игры как средства формирования учебных умений и навыков младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования учебных умений и навыков младших школьников.

Предмет исследования: формы и методы использования дидактической игры в процессе формирования учебных умений и навыков.

Гипотеза: дидактическая игра будет способствовать наилучшему формированию учебных умений и навыков при соблюдении следующих условий:

– соблюдения индивидуального подхода к учащимся;

– проведения диагностики учебных умений и навыков младших школьников;

– разработки серии заданий и мероприятий, включающих детские игры.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть содержание основных понятий исследования: «дидактическая игра», «учебные умения и навыки младших школьников»

2. Изучить особенности использования дидактической игры в учебном процессе начальной школы на основе изучения психолого–педагогической литературы и периодической печати.

З. Выявить на основе опытно–экспериментального исследования наиболее эффективные формы и методы использования дидактической игры в процессе формирования учебных умений и навыков младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализ литературных источников, теоретический анализ полученных результатов.

На первом этапе (сентябрь–декабрь 2007г) был осуществлён теоретический анализ по проблеме исследования, определены его цели, задачи, проблемы, гипотеза, шло накопление эмпирического материала, проведён констатирующий эксперимент.

На втором этапе (январь–март 2008г) основываясь на результатах констатирующего эксперимента проведена опытно–экспериментальная работа, направленная на процесс формирования учебных умений и навыков младших школьников с использованием дидактических средств.

На третьем этапе (апрель–май 2008г) проведена заключительная обработка и систематизация материалов, обобщение и анализ результатов исследования.

Структура и содержание курсовой работы определены логикой исследования. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, литературу.

Во введении определяется актуальность избранной темы исследования; объектно–предметная область исследования, гипотеза, задачи, осуществлён выбор методов исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты осуществления процесса формирования учебных умений и навыков младшего школьного возраста средствами дидактической игры» раскрывается понятие «дидактическая игра», «учебные умения и навыки младших школьников»; роль дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста; классификация дидактических игр; формы и методы использования дидактических игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста.

Глава I. Теоретические аспекты, проблема формирования учебных умений и навыков младших школьников средствами дидактической игры

1.1 Сущность понятия «дидактическая игра», её роль в процессе обучения детей младшего школьного возраста

Долгое время в теории и практике дидактическая игра рассматривалась как прием обучения и входила в состав занятий или как игровая деятельность вне отношения к обучению. Последние исследования позволяют использовать дидактические игры как форму обучения.

Педагогический опыт показывает, что одним из средств активизации мыслительной деятельности и развития интеллектуального потенциала младших школьников является дидактическая игра.

Особое значение дидактические игры имеют для развития мышления и речи в их единстве. Содержание и правила игры дают возможность упражнять детей в точном и правильном названии и описании предметов, в овладении грамматическим строем речи.

Умение вычислять среди разных по содержанию предметов общее свойство требует сложной аналитико–синтетической деятельности. Дидактическая игра и вызывает у детей такую деятельность – умение анализировать, соотносить разные свойства, обобщать, организовывать практические действия.

В умственном воспитании значительна роль игр, которые требуют сравнения одних предметов или признаков с другими, установление сходства, различия, тождества. К ним относятся такие игры как : «Чего не хватает?», «Что одинаковое и что разное?», «Найди лишнее».

Эти игры направлены на развитие не только процессов мышления, но и воспроизводящего воображения.

Функции дидактической игры:

Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает им усвоить учебный материал.

    Игровые технологии развивают познавательные процессы у школьников, закрепляют их знания, умения и навыки.

2. Развивающие игры являются формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса.

3. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения; у детей формируется произвольность таких психических процессов, как внимание и память.

4. Игровые технологии развивают у учеников смекалку, находчивость, сообразительность.

5. Игра стимулирует волевые усилия – организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Игра – это соревнование, борьба либо с соперником, либо с самим собой. Она дает возможность за сравнительно малое время проявить свои способности: качества ума, крепость мышц, быстроту реакции и все вместе.

Таким образом, основная роль дидактических игр заключается в том, что они используются в целях обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний и применения их в разных условиях и обстоятельствах.

1.2 Сущность понятия «учебные умения и навыки младших школьников»

В отечественной дидактике сложилась совокупность требований, способствующих повышению эффективности формирования и развития общеучебных умений. Эти умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в границах всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированность общеучебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива, важно координировать взаимодействие учителей. Педагогам школы целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу общеучебных умений и методикам их формирования, тогда можно будет обеспечить скоординированность деятельности учителей, работающих в одном классе, и преемственность деятельности педагогов начальной, основной и полной школы. Реализация этих требований позволяет значительно ускорить процесс овладения общеучебными умениями, обеспечить более высокий уровень их сформированности, предупредить деформацию или «угасание» тех или иных умений у учащихся средней школы.

Что такое умения и навыки, насколько принципиальна разница между этими понятиями?

«Словарь практического психолога» предлагает такие формулировки: «умения – освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков»; «Навык – автоматизированное действие, сформированное путем повторения». Очевидно, что навык здесь рассматривается как базовый элемент, на основе которого формируется умение.

Однако данная точка зрения не единственная. Многие педагоги считают, что навык – это более высокий уровень овладения способом выполнения действия, чем умение. Если умение – это способность выполнять действие, уже достигшая наивысшего уровня.

То есть способность выполнять какое–либо учебное действие формируется у ученика сначала как умение: он выполняет его поэтапно, осознавая каждый свой шаг. В процессе обучения и тренировки это умение совершенствуется, промежуточные шаги перестают фиксироваться сознанием, действие автоматизируется и превращается в навык. В данной трактовке умение первично по отношению к навыку.

Простые учебные действия, такие, как письмо, чтение, устный счет, формируются как навыки и могут применяться при выполнении более сложных учебных действий – написание сочинения, выделение главной мысли текста, решение задачи и т.п. Сложные же учебные действия формируются как умения, состоящие из ряда навыков.

Таким образом, связь между понятиями «умений» и «навыки» заключается в следующем. Если речь идет о простом учебном действии, то первоначальный уровень овладения этим действием – «умение», которое по мере совершенствования переходит в «навык». А в случае сложного учебного действия, «умение» выполнять его состоит из нескольких автоматизированных «навыков». По–видимому, не стоит разделять понятия «умения» и «навыки», особенно применительно к общеучебным умениям и навыкам, поскольку в ежедневной учебной деятельности они выступают как единый комплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ученик.

1.3 Классификация дидактических игр

Существуют различные классификации развивающих игр. По характеру

Познавательной деятельности игровые т занимательные задания можно отнести к следующим группам:

игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр учащиеся 1 –2–х классов выполняют действия по образцу. Так, в 1–м классе проводится игра "Составим разноцветный поясок". Она применяется для выявления умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

Средства обучения. Набор геометрических фигур.

Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя выкладывают на чистый лист бумаги круги, квадраты, треугольники: посередине – красный круг, справа от него – зеленый треугольник, слева – желтый, справа от зеленого треугольника – синий квадрат и т.д. В результате получается разноцветный поясок;

игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены, в первую очередь, на отработку вычислительных навыков. Спектр этих игр большой: "Лучший" летчик", "Забей гол в числовые ворота", "Вычислительные машины", "Телефон" и другие. Эти игры можно применять во всех классах, наполняя содержание игры соответствующими по сложности цифровыми данными. Так, во 2–м классе проводится игра "Телеграф" с целью формирования вычислительных навыков. Средства обучения: карточки с цифрами.

Содержание игры. Учитель выдает ученикам, сидящим за первыми партами, карточки, на которых записаны числа 2; 3; 4; 6 и показывает на следующую схему.

Учащиеся решают первый пример (он подчеркнут), следующий пример в арифметической цепочке должен начинаться с ответа предыдущего. Если ответ последнего примера совпадает с первым числом цепочки – все действия выполнены верно, получены круговые примеры;

игры, включающие элементы поиска и творчества. Игры этого вида находят широкое применение во всех классах. Так, в 1–м классе проводятся игры: "Помоги почтальону Печкину", "Найди цифры", "На какой цвет упадет капля", "Волшебная яблоня".

В ходе игры «Помоги почтальону Печкину», дети, решив примеры, написанные на конвертах, опускают их в тот почтовый ящик, на котором написана соответствующая цифра.

Для закрепления вычислительных навыков во 2–4 классах используются игры: «Танграм», «Арифметическое домино», «Меткие стрелки».

Ученики каждого ряда поочередно выполняют действия по схеме и передают листок детям, сидящим за ними. Они, в свою очередь, должны проверить предыдущий пример, а затем решить свой и записать ответ. Побеждает та команда (ряд), которая быстрее других и правильно даст конечный ответ вычислительной цепочки.

игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, "Цепочка", "Математическая эстафета", "Лучший контролер", "Арифметический бег по числовому ряду", "Составь поезд" и т.д. В 3–м классе можно провести игру "Круговые примеры".

Цель игры: формирование вычислительных навыков, решение примеров заданной последовательности.

Содержание игры; на доске даны следующие записи:

Для закрепления вычислительных навыка во 2–4–х классах используются игры: "Такграм", "Арифметическое домино", "Меткие стрелки"

84+16

7x3

45x2

90–83

"Поле чудес" и т.д. Содержание этих и других игр, методика их применения описаны в книге Т. К. Жигалкиной. Математика. 1–2 класс – М.: Дрофа, 2000. (Дидактические материалы).

В первые годы обучения у детей младшего школьного возраста активно развивается познавательный интерес. Применение дидактических игр позволяет привлечь внимание детей, вызвать их удивление, что ведет к возникновению интереса, и, что наиболее ценно, позволяет удержать его.

Игровые технологии используются во всех начальных классах. По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль. Если в первом классе игра являлась предпосылкой для включения учеников в учебный процесс, то в 3–4–х классах игра превращается в дидактический прием.

Одной из центральных задач развивающих систем обучения является целенаправленное, интенсивное, систематическое развитие интеллектуального потенциала учеников. Как показывают педагогические исследования и убеждает опыт работы педагогов, применение игровых технологий помогает осуществить на практике эти задачи развивающего обучения. Результаты применения игр в обучении младших школьников убеждают в правильности слов П.Ф. Каптерева: "Обучение и игры не враги, – это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга". Игра должна стать для учеников "школой мышления" – школой естественной, радостной и совсем не трудной!

1.4 Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста

Опора на игру как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет учителю наиболее органиченно и безопасно для детской психики и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей учащихся вести работу над становлением их общеучебных умений. Таким образом, по словам П.Ф. Каптерева, на школе игр можно и, более того, следует строить и развивать более серьезную и более широкую школу мышления.

Использование в работе по формированию общеучебных интеллектуальных умений специальной программы дидактических игр имеет, как минимум, двойной педагогический эффект. Во–первых, важным является сам характер умственных действий, выполняемых детьми в ходе игр, и тот «ансамбль» умений, которые ими исподволь отрабатываются в "форме игры. Во–вторых, значимым представляется и само строение дидактических игр как разновидности игр с правилами, естественно и закономерно подводящими ребенка к учебной деятельности.

Основу программы игр составляют следующие типы заданий:

1. Рассмотреть предметы или их изображения; сгруппировать, классифицировать поступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию (основаниям); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной познавательной задачей. Поэтому игры первого вида – это игры, в которых ученикам для группировки «посредством рук и зрения» предлагаются, сначала реальные объекты – геометрические фигуры, небольшие игрушки и другие предметы, находящиеся в поле их непосредственного визуального восприятия в классе, на улице. На первых порах педагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должны выполнить. (игра № 1 см. приложение 1)

В других играх этого вида (игра № 2 см. приложение 1) задача, стоящая перед учениками, усложняется, и поиск основания для классификации объектов ими осуществляется уже самостоятельно.

«Группировку зрением» дети проводят и в тех играх, где в качестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки). (игра № 3 см. приложение 1 )

Может быть проведена игра с использованием листьев или цветов растений разной формы, размера и цвета.

Такие игры помогают учителю познакомить детей с возможностью включения одного и того же объекта в разные классы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки. Тем самым преодолевается формирование «однолинейности» мышления, прикованности к какой–либо одной стороне рассматриваемого объекта.

Кроме того, игры первого вида должны помочь учителю обратить внимание детей на то, что признаки, по которым может быть проведена классификация, весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешним проявлениям (цвет, форма, величина и др.). Он учит их группировать объекты по материалу, из которого они сделаны, функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п., постепенно подводя к наиболее сложному виду группировки – смысловой (или категориальной), в основе которой лежит выделение родо–видовых отношений между объектами. (игра № 4 см. приложение 1)

2. Прослушать сообщение; классифицировать (т.е. разделить) поступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию (признаку); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений. Игры второго вида направлены на развитие у учеников умений анализировать слуховые сигналы и определенным образом группировать их. В качестве игрового материала на первых порах должны выступать неречевые звуки (бытовые шумы, звучание музыкальных инструментов, мелодий и др.) (игра № 1 см. приложение 1).

Постепенно следует подводить учеников к группировке речевых звуков – слов по акустическим, формально–структурным или смысловым признакам. В играх, сходных с игрой «Кто сказал комплимент?» дети учатся различать голоса друг друга по индивидуальным тембровым характеристикам, в игре «Угадай, кого позову» – по ритмическому рисунку и слоговой структуре слов, а в игре «Летает – не летает» основой группировки служит значение слов. (игры №2, №3, №4, №5 см. приложение 1)

3. Прочитать текст; классифицировать (разделить) содержащиеся в нем сведения по заданному или самостоятельно найденному основанию (основаниям); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений. Игры третьего вида нацелены на развитие сочетанных умений чтения, классификации и самоконтроля. (игра №1 см. приложение 1)

4. Рассмотреть предметы или их изображения; обобщить содержащиеся в них главные, познавательно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний. Формирование у учащихся комплекса умений анализировать зрительно представленную информацию и обобщать ее, находя частное в общем и общее в частном, устанавливать родо–видовые отношения – суть дидактических игр четвертого вида. Выполнение этих действий требует от детей высокого уровня развития операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, которые в то же время и сами являются основой формирования подлинно научных знаний, обеспечивая перевод полученной информации из системы конкретного мышления в систему мышления абстрактного. В таких играх педагог стремится научить детей выделять наиболее значимые, сущностные признаки в предметах и явлениях и на этой основе познавать их главное, составляющее внутреннее единство, скрытое за разнообразием внешних выражений, несущественных признаков, т.е. «поднять» их от ситуативных обобщений («бессвязной связности», по меткому определению Л.С. Выготского ) к метаобобщениям – понятиям.

5. Прослушать сообщение; обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний. Обобщение признаков предметов, явлений ученики осуществляют в играх пятого вида. Их игровым материалом являются представленные в той или иной форме загадки. Определение загадки позволяет рассматривать ее как логическую задачу, содержащую проблемную ситуацию, а поэтому ее отгадывание требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных действий, активизирует логическое мышление. Важно и то, что загадка всегда является описанием не конкретного предмета или явления, а описанием вида предметов (явлений). Следовательно, чтобы ее отгадать, требуется не только знание признаков предмета, но и умение увидеть среди них существенные, установить их иерархию, соотнести слово с существенными признаками, составляющими содержание понятия и закрепленными в слове.

Например, в игре «Отгадай загадку – посмотри отгадку» педагог ставит перед детьми шкатулку и предлагает поиграть: «Эта шкатулка непростая, в ней загадки спрятались. Если загадку правильно отгадаете, отгадку на картинке увидите». Количество и тематика загадок, которые учитель предлагает детям для отгадывания в ходе одной игры, определяются им самим и зависят от задач конкретного урока, знаний и интересов учеников. Желательно подбирать такие загадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления по их существенным признакам путем их обобщения (примеры загадок)

6. Прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем главные, учебно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемой информации. Г В соответствии с этими типами дидактических заданий можно выделить шесть видов игр.

Игры шестого вида способствуют у детей умений обобщать прочитанный материал, а также проверять правильность его обобщения. Такие игры по своему содержанию уже близки к собственно учебным заданиям, но при умелой методической инструментовке могут проходить очень интересно и с пользой для учеников. (игра №1 см. приложение 1)

Таким образом, проводимые в определенной системе дидактические игры обеспечивают единство и взаимосвязь в формировании информационно–ориентировочной, операционно–исполнительной и контрольно–корректировочной функций учебной деятельности. Но, как убедится учитель, помимо непосредственной реализации этой задачи все игры в значительной степени будут эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого ребенка путем совершенствования зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций, речи, непроизвольной и произвольной логической памяти, внимания, воли и т.п. Уяснение принципа включения игр в программу и переосмысление с позиций представленного выше подхода дидактических и игровых задач, действий, правил и результатов тех игр, которые педагог использует в своей учебной практике или находит в методических сборниках, поможет ему более эффективно использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские, оригинальные дидактические игры, проводя их с детьми в часы досуга и на уроках. Важным при этом является то обстоятельство, что планирование игр в течение учебного года программой жестко не регламентируется, а главным ориентиром их включения в образовательный процесс служит уровень развития общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельности учеников (высокий, средний или низкий, требующий начинать работу практически с нуля).

Дети читают рассказ и стараются придумать как можно больше заглавий к нему. Заглавие должно быть кратким, выразительным и возможно более точно отражать содержание рассказа или одну из основных его идей. Когда названия придуманы, организуется их обсуждение и выбор лучших, самых интересных.

Приложение 1

Игры первого вида

1. «Аукцион»:

Ведущий (учитель или кто–то из детей) предлагает «участникам аукциона» назвать как можно больше окружающих их предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например «белый» (или «круглый», «нарядный» и т.д.). Слова следует называть по одному, не повторяясь и ожидая своей очереди – знака «аукциониста». Тот, в свою очередь, строго придерживается правил «торгов» и тогда, когда основной поток слов начнет иссякать, а паузы между ними станут все более длительными, начинает отсчет: «Белый... – раз! Белый... – два! Белый...» Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: «...три!» – и победителем игры считается тот, кто назвал последнее слово.

2. «Разноцветные пуговицы»

(название условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и по форме, размеру, количеству отверстий и т.д.).

Педагог предлагает игрокам разделить собранную совместными усилиями «богатую коллекцию» пуговиц сначала на две группы – подходящие к подходящим, потом – на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как дети выполнят игровое задание, с ними необходимо обсудить основание, по которому были выделены группы, и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию (основаниям).

«Группировку зрением» дети проводят и в тех играх, где в качестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки).

3. «Бабочки».

Для проведения игры необходимо подготовить 18 карточек (размерами примерно 5x5 см) с изображением бабочек, которые отличаются друг от друга цветом крыльев, формой пятен на крыльях и характером края крыльев; три листа белой бумаги (20x30 см); три полоски (10x20 см каждая) и квадрат (15x15 см) из бумаги серого цвета. В ходе игры ученикам необходимо правильно рассадить бабочек на «полянки» (листы белой бумаги) и «мостики» (серые полоски и квадрат) в соответствии с заданными педагогом условиями.

Задание № 1. Сначала педагог предлагает расположить всех насекомых на двух листах–«полянках» так, чтобы на одном листе оказались все насекомые с красными крыльями. После того как задание будет выполнено, он просит игроков объяснить, какие бабочки на какой «полянке» расположились.

Задание № 2. Разложить бабочек на два белых листа–«полянки» и соединяющую их серую полоску–«мостик» так, чтобы на одном белом листе оказались все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, а на другом – все насекомые с желтыми крыльями. Дети должны сами догадаться, какие насекомые должны расположиться на «мостике». Бабочек, которые не подходят ни к одной из «полянок», нужно положить отдельно.

Задание № 3. Разложить насекомых на трех «полянках» и соединяющих их «мостиках» так, чтобы на первой «полянке» были все насекомые с красными крыльями, на второй – все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, на третьей – все насекомые с ровными краями крыльев (на листы бумаги кладутся карточки с соответствующими символами). Догадаться и найти тех насекомых, которых надо посадить на каждый из «мостиков». Насекомых, которые не подходят ни к одной «полянке» и ни к одному «мостику», оставить на столе. По окончании выполнения задания № 3 ученикам вновь предлагается как можно точнее и короче рассказать, какие насекомые на какой «полянке» и на каком «мостике» находятся.

4. «Подбери».

Перед ее началом ведущий отбирает по количеству игроков комплекты предметных картинок – карточек (4–6 штук в каждом комплекте); карточки раздаются всем игрокам поровну. Получив карточки, они должны рассмотреть их и решить, какую группу будет собирать каждый из них; растения, животных, мебель или др. (собирать следует тот комплект карточек, которых у игрока больше). После этого участники игры обмениваются друг с другом карточками (по одной), которые им уже не нужны. Делают они это так, чтобы остальные играющие не видели, что изображено на карточках. Игра продолжается до тех пор, пока кто–то из игроков не соберет все карточки своей группы. Он и считается победителем.

Игры второго вида

1. «Слухачи».

Ученикам предлагается послушать звуки, которые «живут» только в классной комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы (исключая класс), затем – на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, звуки дороги и т.д. По окончании цепочки переключения слухового внимания и группировки доносящихся звуков учитель обсуждает все услышанные звуки с детьми.

2. «Кто сказал комплимент?»

В игре принимают участие 6–8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается ко всем участникам игры спиной и закрывает глаза. После этого остальные игроки вперемешку (но по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые волосы» и т.д. Водящему необходимо по голосу узнать, кто это сказал. После 3–4 угадываний водящий меняется; так продолжается до тех пор, пока все игроки не побывают в роли водящего. Обязательное условие этого круга – не искажать своего голоса.

Во втором круге это правило меняется – теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть–чуть должен изменить свой голос. Введение такого правила значительно осложняет задачу водящему и, помимо прочего, заставляет остальных проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.

    «Угадай, кого позову».

Педагог предлагает встать тем ученикам, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например, учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать: Се–ре–жа, Ма–ри–на, Ок–са–на, Та–ма–ра и др.

    «Летает – не летает».

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагог объясняет правила игры: «Я буду называть предмет и говорить слово "летает", например, голубь летает, самолет летает и т.д. Если я назову предмет, который летает, вы поднимете руку.

Если я назову нелетающий предмет, руку поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руку и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит "фант"».

Игровая задача может быть значительно усложнена, если классифицировать поступающую на слух информацию ученикам придется по самостоятельно найденному основанию, как в игре «Скажи пятое».

5. «Скажи пятое».

Играют несколько человек, один из игроков – водящий. Он обращается к кому–либо с предложением: «Скажи пятое» При этом он должен быстро назвать подряд четыре названия растений (или птиц, продуктов, предметов одежды и др.), а тот, к кому водящий обращается, должен успеть, как только он закончит, немедленно назвать нельзя. Если ответ последует вовремя, то тот, кто ответил, становится водящим; если нет – водящий остается прежний.

Игры третьего вида

1. «Слова, слоги, буквы».

Вариант № 1. На отдельных карточках или на доске педагог заранее пишет следующие слова: дым, дал, рот, бок, рак, рыл, дом, вал, бык, выл, вол, сон, бак, сын, сад, мох, маг, мыл. Дети должны распределить слова на три равные группы, разложив карточки или записав каждую группу в отдельный столбик.

Победителями в игре являются те, кто верно найдет основание для классификации и допустит меньше ошибок при распределении слов по группам (основание для классификации – одинаковая гласная в каждой из групп).

Вариант № 2. В этой игре в качестве игрового материала используются слова: чиж, глаза, дыня, ворона, клюв, малина, баран, редиска, хоккей, гвоздика, кисть, акула, лев, ландыш, морковь. Записав их на доске, учитель просит детей распределить слова на три группы. Побеждает тот, кто быстро и правильно справляется с предложенным заданием (основание для классификации – количество слогов в каждом слове – один, два или три).

Вариант № 3. На карточках или на доске написаны имена детей: Аня, Белла, Женя, Марина, Лена, Юля, Света, Денис, Иван, Никита, Оля, Алла, Вера, Наташа, Оксана, Зоя, Таня, Дима, Алеша, Ира, Гена, Антон, Инна. Педагог просит учеников придумать для этих слов как можно больше групп. Вот несколько примеров:

– имена, начинающиеся с согласной буквы, и имена, начинающиеся с гласной буквы;

– имена мальчиков и имена девочек;

– имена, состоящие из одного, двух и трех слогов;

– имена, которые содержат сдвоенные буквы и не содержат таких;

– имена, оканчивающиеся на «а» и «я», и т.д.

2. «Раз – два!»

Для этой игры потребуется комплект предметных картинок, которые ведущий перемешивает и раздает всем участникам игры поровну. Играющие переворачивают свои карточки изображением вниз и кладут их возле себя стопкой. По счету «раз» игроки снимают со своих стопок верхние картинки, держа их изображением вниз. Затем по счету «два» все одновременно кладут эти карточки на стол рисунком вверх. Каждый играющий внимательно смотрит на карточки, стараясь быстрее других найти среди них те, которые относятся к одной группе, и назвать эту группу. Например, если на картинках изображены огурец, мак. диван и капуста, играющий быстро должен сказать; «Овощи!» – и взять себе картинки с изображением огурцов и капусты.

Может случиться, что играющий заберет себе две карточки, а под ними на столе окажутся еще две. Поэтому участники игры должны быть внимательны и следить за карточками.

Так, по очереди считая «Раз – два!», игроки снова открывают карточки и быстро называют предметы одной группы. Если игрок неправильно определил группу, к которой относятся предметы, карточки остаются на столе; если двое играющих одновременно правильно назвали группу, то выигрыш делится поровну. Игра происходит до тех пор, пока в стопках не останется ни одной карточки. Выигрывает тот, кто соберет карточек больше, чем остальные.

Игры пятого вида (примеры загадок)

На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички.

Все сидя!– на лесенке

И стрекочут песенки.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает –

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

Вдруг из черной темноты

В небе выросли кусты.

А на них–то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

Подходила – грохотала,

Стрелы на землю метала.

Нам казалось – шла с бедой,

Оказалось – шла с водой,

Подошла и пролилась.

Вдоволь пашня напилась.

Игры шестого вида

1. «Придумай название».

Для Проведения игры понадобятся тексты небольших, но интересных по содержанию рассказов. Для начала может быть использован такой, например, текст: «Ежата родятся летом, иногда сразу по десять. Они слепые и глухие. На спине у них кожа утыкана мягкими белыми иголочками. Ежиха первые дни кормит их молоком.

Ежата слепые и глухие, а уже дерутся. Они не кусаются, не царапаются, а "боксируют". Кожа с иголками у них очень подвижная. Ежата надвигают ее немного на лоб и, как боксер кулаком, бьют противника. Слабенький ежонок летит от такого удара в сторону.

Когда ежиха уходит из гнезда, она каждого ежонка закутывает травой или листьями. Тепло ежатам в упаковке из листьев и не видно их врагам.

Через две недели у ежат открываются глаза, а мягкие белые иголочки выпадают. Вместо них растут твердые, колючие, серые иголки. Тогда мама начинает учить ежат искать вкусных улиток и жуков.

Заключение

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности дидактические игры. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

На основе этого нами было проведено теоретико–экспериментальное исследование и решены теоретические и практические задачи.

В рамках теоретических задач изучена психолого – педагогическая литература.

В ходе решения практических задач проведено опытно–экспериментальное исследование и осуществлен анализ полученных результатов. Результат констатирующего эксперимента– ошибки в вычислении и орфографические ошибки. Формирующий этап – проведены серии уроков в экспериментальном классе. Результат контрольного этапа– положительная динамика в учебном процессе учащихся. На основе исследования определили эффективные формы и методы осуществления процесса воспитания младших школьников, и выявили положительную динамику, включив в воспитательный процесс, такую форму обучения как дидактическая игра. Таким образом, нами достигнута цель и гипотеза исследования.

Литература

      Балашов М.М. дидактическая игра на уроке. : Игру любят все! / М.М. Балашов // Школьные технологии. – 1998. – № 5 – С. 137 – 140.

      Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе / Т. Данченко // Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44 – 46.

      Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11 – С. 49 – 52.

      Степанова, О.А. Игровая школа мышления. / О.А. Степанова // Начальная школа: плюс–минус. – 2000. – № 10 – С 3 – 12.

      Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. / М. Ступницкая, // Школьный психолог. – 2006. – № 7 – С.20 – 29.

      Татьяченко, Д. Развитие общеучебных умений школьников. / Д. Татьяченко // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 115 – 126.

      Федорова, Л.А. Формирование практических умений и навыков школьников / Л.А. Федорова, // Аспирант и соискатель. – 2005. – №6. –С.128 – 135.